Поезд-призрак особого назначения. Чем опасен ракетный комплекс "Баргузин"

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (сокращённо БЖДРК, поезд-призрак) — тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правило межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения.

БЖРК в экспозиции музея Октябрьской железной дороги на бывшем Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге / Фото: sdelanounas.ru


Наименование «Боевой железнодорожный ракетный комплекс», используется также как имя собственное для советского ракетного комплекса 15П961 «Молодец» (РТ-23 УТТХ), единственного БЖРК, доведённого до этапа принятия на вооружение и серийного изготовления. () 15П961 «Молодец» стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 1994 год в количестве 12 единиц. Затем (к 2007 году) все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи.


На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль».

Первые проработки по использованию железнодорожного состава в качестве носителя стратегических ракет появились в 1960-х годах. Работы по этому направлению велись и в СССР, и в США.

История

В США

Впервые идея о железнодорожном базировании баллистических ракет была подробно рассмотрена в США в начале 1960-х. Появление твердотопливной МБР «Минитмен», не нуждавшейся в предстартовой заправке, устойчивой (в отличие от ранних жидкотопливных ракет) к вибрации и тряске в движении, впервые сделало возможным запуски межконтинентальных баллистических ракет с перемещающейся платформы.

Первым в мире БЖРК могла стать американская система с ракетой Minuteman I.


Американская железнодорожная система с ракетой Minuteman I / Фото: topwar.ru


Первый испытательный запуск межконтинентальной ракеты LGM-30A Minuteman I состоялся 1 февраля 1961 года. Примерно за два года до этого события специалисты Стратегического командования ВВС США, компании Boeing и ряда других смежных организаций начали исследования по теме живучести стратегических ракет. Уже в середине пятидесятых годов стало ясно, что шахтные пусковые установки в случае начала ядерной войны станут целью для первого удара, в результате чего часть ракет будет выведена из строя. Потерю части «сухопутных» ракет можно было компенсировать при помощи вооружения подлодок. Тем не менее, требовалось обеспечить и гарантированное сохранение максимально возможной части ракет наземного базирования.


Макет комплекса Mobile Minuteman в конфигурации с 5 пусковыми установками / Фото: topwar.ru

В ходе мозгового штурма и проработки нескольких оригинальных идей американские инженеры пришли к выводу о больших перспективах ракетных комплексов на базе железнодорожных составов. В то время в США работали несколько железнодорожных сетей с общей протяженностью путей в десятки тысяч миль. Это позволило бы ракетным комплексам постоянно менять свое положение, уходя из-под возможного удара, а также в определенной мере могло увеличить их радиус действия за счет запуска ракет из различных районов страны.

Выбор ракеты для перспективного комплекса не занял много времени. На тот момент продолжалась разработка ракеты LGM-30A, которая имела приемлемые габариты и вес. Полная длина этого изделия составляла 16,4 м, стартовый вес - 29,7 т. При таких параметрах ракета с пусковым устройством могла перевозиться в специальном железнодорожном вагоне. Несмотря на сравнительно малые габариты, ракета должна была иметь достаточно высокие характеристики дальности. Три ступени с твердотопливными двигателями обещали дальность до 9000-9200 км. Боевое оснащение ракеты предлагалось выполнить в виде термоядерного заряда. Для использования с мобильной железнодорожной платформой ракете требовалась новая система наведения, которую предполагалось разработать в ближайшем будущем.


Фото макета БЖРК Mobile Minuteman в прессе / Фото topwar.ru


12 февраля 1959 года состоялся официальный старт проекта, получившего название Mobile Minuteman (мобильный «Минитмен»). Военные, учитывая геополитическую обстановку, требовали провести все работы в кратчайшие сроки. Новый «ракетный поезд» должен был войти в строй не позднее января 1963 года. Таким образом, менее чем за три года требовалось провести весь комплекс исследований, разработать агрегаты пусковой установки и поезда в целом, а затем испытать новую систему вооружения и наладить ее производство.

По имеющимся данным, в состав БЖРК Mobile Minuteman должны были входить 10 вагонов, половина из которых отдавалась под жилые помещения и рабочие места расчета. К примеру, командный пункт комплекса должен был оснащаться двумя рабочими местами офицеров, отвечающих за пуск ракет. Из соображений безопасности места расчета предлагалось разделить бронестеклом. В остальных вагонах должны были размещаться три пусковые установки с ракетами и специальное оборудование.


Подготовка к запуску / Изображение: газета Prescott Evening Courier

13 декабря 1960 года компания Boeing завершила сборку полноразмерного макета перспективного «ракетного поезда». Макет предполагалось показать военным и получить одобрение на строительство полноценного прототипа со всеми необходимыми системами. Таким образом, уже в 1961 году проект Mobile Minuteman мог перейти в стадию полноценных ходовых испытаний и тестовых запусков. Технический облик перспективного БЖРК к этому времени претерпел некоторые изменения в сравнении с ранними версиями, однако в его основе лежали прежние идеи, касавшиеся общей архитектуры комплекса, вооружения и методик применения.

Однако уже 14 декабря поступил приказ приостановить все работы. В ходе испытаний стало ясно, что в предлагаемом виде новый ракетный комплекс имеет как плюсы, так и минусы. Кроме того, активное развитие ракетной техники и ядерных сил в целом сказывались на ходе перспективных проектов. Официально причиной остановки проекта была объявлена его высокая стоимость. За почти два года проект Mobile Minuteman «съел» несколько десятков миллионов долларов, а дальнейшие работы должны были привести к дополнительным тратам. В итоге проект сочли слишком дорогим и остановили.

Вторым ударом по разработке американского БЖРК стал приказ президента США Джона Ф. Кеннеди от 28 марта 1961 года. В соответствии с этим документом стратегические ядерные силы требовалось усилить не новым крылом, вооруженным «ракетными поездами», а подразделением с ракетами шахтного базирования.

Последним документом в судьбе проекта «Мобильный Minuteman» стал приказ министра обороны Роберта Макнамары. 7 декабря 1961 года глава военного ведомства распорядился окончательно прекратить все работы по боевому железнодорожному ракетному комплексу со специальной версией ракеты LGM-30A Minuteman I. В дальнейшем это оружие использовалось только с шахтными пусковыми установками.

Разработка предварительного проекта, испытания и последующие работы позволили установить положительные и отрицательные особенности оригинального предложения. К плюсам комплекса Mobile Minuteman отнесли высочайшую мобильность пусковых установок, способных перемещаться по множеству существующих железных дорог, и высокую вероятность выживания в случае начала ядерного конфликта. Кроме того, плюсом считалось отсутствие необходимости разработки полностью новой ракеты. В составе нового БЖРК предполагалось использовать модификацию изделия LGM-30A с обновленной системой наведения, способной выводить ракету на указанную цель из любой точки территории США.

Тем не менее, хватало и минусов. Главный - высокая стоимость разработки и строительства комплексов. Именно этот недостаток в итоге привел к закрытию проекта. Большие сложности были связаны с подготовкой ракеты к пуску. После выхода на стартовую позицию требовалось начать сложную и длительную процедуру подготовки. В частности, необходимо было с высокой точностью определить координаты поезда и ввести обновленную полетную программу в электронику ракеты, что серьезно затрудняло боевую работу в условиях реального конфликта.

Предполагалось, что поезда с ракетами будут регулярно передислоцироваться между предварительно просчитанными позициями — так как МБР того времени нуждались в точном определении координат места старта для работы своей инерциальной системы навигации — и, таким образом, будут практически неуязвимы для советского ракетного нападения.

Летом 1960 года в рамках теоретической проработки была проведена операция «Большая Звезда» (англ. Big Star), в рамках которой прототипы будущих железнодорожных пусковых комплексов перемещались по железным дорогам США. Целью учений была проверка мобильности комплексов, возможности их рассредоточения по использующимся железным дорогам. По результатам операции в 1961 был подготовлен проект и создан прототип железнодорожного состава, способного нести пять ракет «Минитмен» на специально усиленных платформах.

Предполагалось, что первые мобильные «Минитмены» поступят на вооружение летом 1962 года. ВВС ВС США рассчитывали развернуть 30 поездов, несущих, общим счетом, 150 ракет. Однако, стоимость проекта была сочтена слишком высокой. Шахтные пусковые комплексы для «Минитменов» были сочтены более эффективным решением — дешевым (в сравнении с шахтными установками предшествующих жидкостных МБР «Атлас» и «Титан») и защищенным от существующих советских МБР, имевших в то время крайне низкую точность. Летом 1961 проект был закрыт; созданные прототипы пусковых поездов использовались как транспортеры для доставки «Минитменов» с заводов к базам шахтного развертывания.


Состав с ракетой MX в пусковом контейнере / Изображение: ru.wikipedia.org

В 1986 году идея железнодорожного развертывания была принята для новой американской тяжелой МБР LGM-118A «Peacekeeper», также известной как MX. При создании этой тяжёлой МБР большое внимание уделялось именно её способности пережить внезапное советское ракетное нападение, направленное против ядерных сил ВС США. Было рассмотрено множество различных предложений по базированию MX, но в конечном итоге было решено развернуть 50 ракет MX в обычных шахтах от МБР «Минитмен», а еще 50 — на специальных железнодорожных составах.

Каждый такой состав — обозначенный как «железнодорожный гарнизон с ракетами „Миротворец“» (англ. «Peacekeeper» Rail Garrison) — должен был бы нести две тяжёлые МБР с 10 боевыми блоками индивидуального наведения каждый. Таким образом, предполагалось развернуть 25 составов, которые, рассредоточенные по железнодорожной сети США и постоянно меняющие позицию, были бы практически неуязвимы для советского нападения.

В 1990 году прототипный поезд прошел испытания, но к этому времени Холодная война уже завершилась, и в 1991 году вся программа была отменена. В настоящее время ВВС ВС США не планирует разработки новых подобных железнодорожных комплексов или новых тяжёлых МБР.

В СССР/России

Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года. Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». Главными конструкторами БЖРК стали академики братья Владимир и Алексей Уткины.

Владимир Уткин / Фото: ruxpert.ru

Алексей Уткин / Фото: artyushenkooleg.ru

В. Ф. Уткин, специалист по твёрдотопливной тематике, проектировал ракету-носитель. А. Ф. Уткин проектировал стартовый комплекс, а также вагоны для поезда-ракетоносца.

По замыслу разработчиков, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара. Единственное в СССР место производства ракет для БЖРК — Павлоградский механический завод (ПО «Южмаш»).

Лётные испытания ракет 15Ж61 комплекса РТ-23 УТТХ производились в 1985—1987 гг. на космодроме «Плесецк» (НИИП-53), всего было произведено 32 пуска. Было осуществлено 18 выходов БЖРК по железным дорогам страны (пройдено более 400 тыс. километров). Испытания проводились в различных климатических зонах страны (от тундры до пустынь).


Каждый состав БЖРК принимал ракетный полк. В поезде, заступившем на боевое дежурство, находилось более 70 военнослужащих, включая несколько десятков офицеров. В кабинах локомотивов, на местах машинистов и их помощников находились только военные — офицеры и прапорщики.


Железнодорожный состав стандартной для БЖРК конфигурации / Фото: s011.radikal.ru


В состав БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:
  • три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ
  • командный модуль в составе 7 вагонов
  • вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов
  • два тепловоза ДМ-62


Вагонный пусковой модуль с МБР РТ-23УТТХ / Фото: kollektsiya.ru



Вагон командного модуля / Фото: defendingrussia.ru


Штабной вагон / Фото: www.istpravda.ru



Тепловоз ДМ-62 / Фото: moskva.all.biz

В каждом из локомотивов несет дежурство отдельная локомотивная бригада. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировываются на гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту.


БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Пусковые модули имеют по восемь колесных пар. Остальные вагоны - вагоны обеспечения, имеют по четыре колесные пары.

Первый ракетный полк с РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к середине 1988 года было развернуто пять полков (всего 15 пусковых установок, 4 в районе Костромы и 1 в Пермской области). Составы находились на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство составы рассредотачивались.

К 1991 году развёрнуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК с МБР РТ-23УТТХ

  • 10-я гвардейская ракетная дивизия в Костромской области
  • 52-я ракетная дивизия, дислоцировавшаяся в ЗАТО Звёздный (Пермский край)
  • 36-я ракетная дивизия, ЗАТО Кедровый (Красноярский край)
В каждой из дивизий имелось управление и по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения мероприятия по замене изношенного железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.

С 1991 года, после встречи лидеров СССР (Горбачёв) и Великобритании (Тэтчер), были введены ограничения на маршруты патрулирования БЖРК, они несли боевое дежурство в пункте постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны. В феврале — марте 1994 один из БЖРК Костромской дивизии осуществлял выезд на железнодорожную сеть страны (БЖРК доехал как минимум до Сызрани).

Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось три рд (Кострома, Пермь и Красноярск), всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003 — 2007 годов были утилизированы (уничтожены) все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.


Бывший командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов / Фото: vesti.kz

В начале мая 2005 года, как официально объявил в то время командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов, БЖРК снят с боевого дежурства в РВСН. Командующий сообщил, что взамен БЖРК с 2006 года в войска начнёт поступать грунтовый подвижный ракетный комплекс «Тополь-М».

5 сентября 2009 года заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления использования боевых железнодорожных ракетных комплексов.


Заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин / Фото: syria.mil.ru

В декабре 2011 года командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев заявил о возможном возрождении в российской армии комплексов БЖРК.


Командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев / Фото: syria.mil.ru


23 апреля 2013 года заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил о возобновлении Московским институтом теплотехники (разработчиком ракет «Булава», «Тополь» и «Ярс») опытно-конструкторских работ по созданию железнодорожных ракетных комплексов нового поколения.


Заместитель министра обороны Юрий Борисов / Фото: vesti.ru

В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России комплексов БЖРК на новой технологической основе в качестве ответной меры на программу «Мгновенного глобального удара США». Московский институт теплотехники (МИТ) в начале 2014 года завершит работу над эскизным проектом БЖРК. Новый комплекс БЖРК, оснащённый МБР с разделяющейся головной частью, созданной на базе «Ярса», будет замаскирован под стандартный вагон-рефрижератор, длина которого составляет 24 метра при длине ракеты 22,5 метра.


Комплекс БЖРК, оснащённый МБР с разделяющейся головной частью, созданной на базе «Ярса», будет замаскирован под стандартный вагон-рефрижератор / Изображение: forums.airbase.ru



Стандартный вагон-рефрижератор / Фото: forums.airbase.ru

Новая модель БЖРК будет носить название «Баргузин».() 12 мая 2016 года, было объявлено о начале создания отдельных элементов БЖРК «Баргузин».


Преимущества и недостатки

Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение подвижных установок на базе тягачей.

БЖРК обладал также следующими минусами

  1. Невозможность полной маскировки поезда из-за необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая позволяла определять местонахождение комплекса с помощью современных средств спутниковой разведки. Долгое время американцы не могли засечь комплекс спутниками, и бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники с 50 метров не различали состав, накрытый простой маскировочной сеткой.
  2. Более низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахт), который может быть опрокинут или разрушен ядерным взрывом в окрестностях. Для оценки воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва на вторую половину 1990 года был запланирован крупномасштабный эксперимент «Сдвиг» — имитация близкого ядерного взрыва путём подрыва 1000 тонн тротила (несколько ж/д эшелонов противотанковых мин ТМ-57 (100 тыс. шт.), вывезенных со складов Центральной группы войск в Восточной Германии, выложенных в виде усечённой пирамиды высотой 20 метров). Опыт «Сдвиг» был проведён на 53 НИИП МО (Плесецк) 27 февраля 1991 года, когда в результате взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м, уровень акустического давления в обитаемых отсеках БЖРК достигал болевого порога — 150 дБ, а пусковая установка БЖРК снялась с готовности, однако, после проведения режимов по приведению в необходимую степень готовности, ПУ смогла провести «сухой пуск» (имитация пуска с использованием электромакета ракеты). То есть, командный пункт, ПУ и аппаратура ракеты остались работоспособны
  3. Износ железнодорожных путей, по которым передвигался столь тяжёлый комплекс.() За последние годы перевооружение армии превратилось из мечты в реальность. Министерство обороны регулярно принимает на вооружение новейшие образцы военной техники и снаряжения.
А ценители советского наследия явно заинтригованы обещаниями Минобороны о возобновлении производства Боевых Железнодорожных Ракетных Комплексов (БЖРК).

Московский институт теплотехники к 2016 году создаст конструкторскую документацию по БЖРК «Баргузин», а первый образец появится уже в 2019 году. Обэтом заявил главный конструктор БЖРК "Баргузин" Юрий Соломонов,

Главный конструктор БЖРК "Баргузин" Юрий Соломонов / Фото: МИТ

Соответствующее поручение выдал конструкторам Владимир Путин. Неправильно было бы заявлять, что БЖРК вновь стали актуальны. Актуальность никуда не девалась. Но теперь у руководства страны достаточно политической воли, чтобы вернуть на железные дороги уникальное оружие, которое пытались, но так и не смогли создать в США.() Мысли о том, что неплохо бы установить межконтинентальную ракету на железнодорожную платформу, возникли сразу после появления твердотопливных ракет большого радиуса действия. Первые жидкостные МБР были очень капризны в эксплуатации, требовали длительного обслуживания перед стартом и заправлялись высокотоксичным горючим. Все поменялось, когда в строю появились твердотопливные ракеты.

Длительный срок хранения таких ракет позволял вооружать ими подводные лодки, передвижные грунтовые комплексы и загружать их в шахты. Естественно, возник соблазн создать вооруженные ракетами поезда. Преимущества такого размещения очевидны. Железнодорожный состав может преодолевать значительные расстояния, избегая ударов по заранее известным координатам. Ему легче затеряться среди сотен других поездов, курсирующих по просторам страны. Засечь такой поезд со спутника — задача практически невыполнимая.

Но есть и недостатки. МБР, как ни крути, отличается солидной массой. Вес оснащенного ракетой вагона советского БЖРК «Молодец» достигал 150 тонн. Это налагало дополнительные требования на качество железнодорожных путей и приводило к их преждевременному износу. Кроме того, старые инерциальные навигационные системы требовали заранее заданных координат пуска, поэтому на пути следования состава пришлось организовать специальные точки для запуска ракет, координаты которых, естественно, могли попасть в руки вероятного противника.

Современная ситуация

За прошедшие годы ситуация с БЖРК заметно поменялась.

  • В ответ на выход Соединенных Штатов из договора по ПРО, Россия в 2002 году вышла из СНВ-2. Теперь ограничения на разделяющиеся боеголовки больше не действуют и никаких формальных запретов на использование БЖРК не существует.
  • Серьезно улучшилась элементная база. Современные навигационные системы ушли далеко вперед и предварительного введения координат пуска больше не требуют.
  • На вооружении появились ракеты РС-24 «Ярс», которые хоть и несут всего 4 боеголовки, против десятка на 15Ж61, однако отличаются существенно большей точностью попадания, а главное — вдвое меньшим весом.
Фактически от старого «Молодца» останется только система экстренного отвода проводов контактной сети и минометный старт ракеты, который позволяет минимизировать повреждения состава и путей при запуске главного двигателя.


Система экстренного отвода проводов контактной сети / Фото: yasnay.ru



Минометный старт ракеты / Фото: encyclopedia.mil.ru


Новый БЖРК обещает быть еще более незаметным, чем предыдущий. Вместо трех старых тепловозов состав будет тянуть один современный. Таким образом, отличить боевой состав от обыкновенных товарных станет еще сложнее.

Новый БЖРК «Баргузин» несет боевое дежурство / Изображение: www.politonline.ru

Также, в связи с меньшим весом ракет, изменяются требования к путям. Ракета «Ярс» весит всего около 50 тонн, что практически совпадает с весом обыкновенного товарного вагона. Это уменьшает износ путей и позволяет использовать для перемещений значительную часть железнодорожной сети. Кроме того, отпадает необходимость в разнообразных ухищрениях, характерных для советского комплекса, типа разгрузочных устройств, перераспределяющих часть веса на соседние вагоны.

А вот количество ракет в составе одного поезда вырастет с трех до шести. Учитывая меньшее количество боеголовок на каждой ракете, суммарный заряд получается меньше. Но благодаря возросшей точности попадания современный комплекс обещает быть более эффективным.

Отдельно необходимо отметить, что советский БЖРК «Молодец» производился по большей части на заводе «Южмаш», который сейчас медленно, но верно разваливают украинские власти. Новый Российский БЖРК будет исключительно отечественного производства. Этот комплекс станет более дешевым и быстрым ответом на развертывание американцами системы ПРО в Европе, в отличие от гиперзвуковых ракет и истребителей, работы над которыми к 2019 году еще только войдут в экспериментальную стадию.

Возникает вопрос, а почему бы вместо довольно-таки дорогих БЖРК не создать лишний полк грунтовых комплексов «Ярс»? Все-таки экономика России не в самом лучшем состоянии, к чему ее перегружать. Казалось бы, да, но самое сложное и дорогое устройство в БЖРК — это ракеты, а их придется производить вне зависимости от выбранного типа размещения. Кроме того, грунтовый комплекс хоть и мобильный, но дальность перемещения у него исчисляется десятками километров от места постоянной дислокации, а БЖРК может за сутки преодолевать до 1000 км, что при автономности состава в 28 суток позволяет надежно затеряться на просторах нашей страны.

Ну и самое главное — это курс на импортозамещение. Если производство ракет давно переехало из Украины в Россию, то даже по названию колесных тягачей для «Ярсов»: МЗКТ-79221, — понятно, что производятся они на Минском заводе колесных тягачей. Никаких претензий по качеству к Беларуси нет, но внутренняя политика России нацелена на полное импортозамещение в военной сфере. А с этой точки зрения БЖРК выглядит предпочтительней.


В конце 2016 года российские военные приступят к так называемым «бросковым испытаниям» прототипа ракеты нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) Баргузин. Таким образом, Россия продолжает работу по воссозданию важного компонента советской РВСН - железнодорожной системы транспортировки и пуска межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками - на новой технологической основе. Ранее в СМИ сообщалось, что новая МБР будет являться модификацией РС-24 Ярс, создаваемой в соответствии со специальными требованиями к БЖРК. Кроме того, в отличие от советских БЖРК предполагается создание систем, не превышающих габариты современного железнодорожного вагона (ранее - габариты МБР были больше, что позволяло «вычислить» «атомный поезд» разведке и спецсредствам противника).


Новая МБР будет являться модификацией РС-24 «Ярс», создаваемой в соответствии со специальными требованиями к БЖРК / Изображение: www.tehnoomsk.ru

«Бросковые испытания» - это пуск полногабаритной ракеты без боевой части и запуска маршевого двигателя, при котором МБР выстреливается из транспортно-пускового контейнера с помощью порохового аккумулятора давления на высоту 30 - 40 метров. На таких учениях прототип ракеты уводится в сторону от пускового устройства с помощью специального порохового ускорителя.

Информации о том, что из себя будут представлять «Баргузины», пока крайне мало. Однако, уже совершенно ясно, что это будут не «модернизированные «Молодцы», а совершенно новые машины. Во-первых, потому что технологии за 30 лет (первый «Молодец» был принят на вооружение в 1987 году) ушли далеко вперед. Во-вторых, потому что все работы по «Баргузину» выполняются в России, без привлечения украинских КБ «Южное» и завода «Южмаш».

Главным оружием «Баргузинов» станут не 100-тонные «Скальпели», а 50-тонные ракеты РС-24 «Ярс». Это полностью российская ракета - разработка Московского института теплотехники, производство Воткинского завода. Как вы уже заметили, «Ярс» вдвое легче, чем РТ-23УТТХ, но при этом содержит и меньшее количество разделяющихся боевых частей - 4 (по открытым источникам) вместо 10 (хотя и летит почти на 1 тыс км дальше «Скальпеля»).

Известно, что каждый «Баргузин» будет нести на себе по 6 «Ярсов». Но пока не очень понятно, по какому пути пойдут разработчики нового ракетного поезда - или будут пытаться поместить в каждый рефрижераторный вагон, который служит транспортным контейнером для ракеты, по два «Ярса», или ограничатся одним для каждой ракеты, но вдвое, по сравнению с «Молодцом», увеличат количество контейнеров-пусковых установок в составе каждого поезда.

При этом, очевидно, в «Баргузине» сохранится основное ноу-хау создателей «Молодца» братьев Уткиных - система старта ракеты: отвод контактной сети над поездом, минометный старт ракеты, отвод ее в сторону с помощью порохового ускорителя и последующий запуск маршевого двигателя. Эта технология позволяла отвести струю маршевого двигателя ракеты от пускового комплекса и тем самым обеспечить устойчивость ракетного поезда, сохранность людей и инженерных конструкций, в том числе железнодорожных. И именно ее не смогли воплотить в жизнь американцы при разработке своего БЖРК, который в начале 90-х годов прошлого века проходил испытания на железнодорожном полигоне США и Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг, Калифорния).

При этом, «Баргузин» вообще - ни вагонами, ни тепловозами, ни электромагнитным излучением, не будет выделяться из общей массы грузовых поездов, тысячи которых сейчас ежедневно снуют по российским железным дорогам. Потому что железнодорожные технологии за это время тоже ушли далеко вперед. Например, «Молодца» таскали три тепловоза ДМ62 (специальная модификация серийного тепловоза М62) совокупной мощностью 6 тыс л.с. А мощность только одного нынешнего магистрального грузового двухсекционного тепловоза 2ТЭ25А «Витязь», который серийно выпускается «Трансмашхолдингом» составляет 6 800 л.с.

Полная автономность поезда предполагается та же, что и «Молодца» - 30 суток. Дальность хода - до 1000 тыс км в сутки. Этого, по мнению разработчиков, достаточно, чтобы обеспечить полную скрытность «Баргузина» и его возможность в любой момент нанести противнику неожиданный ответный удар.

Появилась информация об успешном запуске ракеты с боевого железнодорожного комплекса "Баргузин". Пока без официального подтверждения.

РТ-23 УТТХ "Молодец".

Появилась информация об успешном запуске ракеты с боевого железнодорожного комплекса (БЖРК) "Баргузин", который разрабатывается в России на смену комплексу "Молодец", созданному в 1980-х годах. Однако подтверждения этой информации от Министерства обороны пока не было. Вполне возможно, что речь (без уточнения) шла о начале бросковых испытаний, которые были назначены на четвёртый квартал 2016 года.

Впервые после 80-х годов академик Ю.С. Соломонов осуществил удачный запуск ракеты «Баргузин», это так называемый «блуждающий старт». Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин» - перспективный мобильный комплекс ракетного вооружения ракетных войск стратегического назначения Вооружённых Сил Российской Федерации.

Владимир Путин и Юрий Соломонов

Ракета «Баргузин» вылетает из грузового вагона обыкновенного поезда, т.е. сам поезд является космодромом. Такие ракеты – четыре БЖРК – состояли на вооружении наших РВСН с конца 80-х годов, но сначала Горбачев, затем Ельцин уничтожили все четыре комплекса. Американцы боялись таких ракет больше всего на свете, ибо за одну ночь такие поезда могли уехать куда угодно, в любую точку Советского Союза.

Владимир Путин и НИИ «Московский институт теплотехники», который возглавляет Герой Труда Российской Федерации академик Юрий Семенович Соломонов, практически с нуля воссоздали это великое оружие. До сегодняшнего дня мы опережали американцев и китайцев в ракетостроении примерно на 10 – 15 лет, а с этой минуты мы опередили их уже на полвека! С успешным стартом великого русского ракетчика Юрия Соломонова уже поздравили все руководители страны. Мы присоединяемся к их поздравлениям.

В мае 2016 года появилась информация об окончании процесса разработки документации для БЖРК "Баргузин". Предполагается, что новый комплекс будет нести более современные и лёгкие ракеты, созданные на базе РС-24 "Ярс". В один состав будет входить шесть ракет - каждая располагается в отдельном вагоне, замаскированном под стандартный рефрижераторный. Для тяги будет использоваться один тепловоз вместо трёх, как в БЖРК "Молодец".

Данный вариант размещения баллистических ракет очень сильно критикуется странами НАТО. Дело в том, что при подобном размещении очень сложно отследить перемещение подобных составов. Сверху вагоны вообще идентичны и могут в любой момент поменять направление, что делает уничтожение комплекса в случае пуска очень затруднительным. Хотя международный договор СНВ-3 не запрещает создание подобного вооружения, каждая новость о возвращении "поездов-призраков" встречает вал критики в западной прессе.

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). ОКР по созданию БЖРК начата в 2012 г. и ведется Московским Институтом теплотехники (МИТ). До декабря 2014 г. обсуждалось, что создание комплекса возможно или на базе МБР РС-24 "Ярс" или на базе МБР РС-26 "Рубеж" или с использованием наработок по межконтинентальной БРПЛ 3М30 "Булава". Но в декабре 2014 г. в СМИ появилась информация о том, что комплекс будет включать в свой состав МБР типа "Ярс" или "Ярс-М".
Маловероятно, что главным конструктором комплекса может быть Ю.С.Соломонов т.к. в своих выступлениях в СМИ он неоднократно выступал против БЖРК как класса ракетных комплексов. До 2020 г. предполагается выполнить ОКР, создать и провести испытания опытных образцов БЖРК (по планам 2012 г.). После 2020 г. комплексы начнут поступать на вооружение РВСН.

23 апреля 2013 г. заместитель Министра оброны России Юрий Борисов заявил, что в настоящее время ведется эскизное проектирование БЖРК, идет работа по техническим проектам. 18 декабря 2013 г. командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что эскизное проектирование завершится в первой половине 2014 г., но окончательное решение по проектированию БЖРК еще не принято. В итоге эскизное проектирование комплекса завершено в конце 2014 г.. В СМИ сообщается, что по состоянию на середину 2015 г. идет первый этап ОКР по созданию комплекса.

В декабре 2014 г. в СМИ заместитель главкома РВСН заявил, что разработка БЖРК вскоре может начаться, а главком РВСН днем позже заявил, что новый комплекс носит название "Баргузин". Разработка конструкторской документации начата в 2015 г. и её планируется завершить в середине 2016 г.. Хотя позже в декабре 2015 г. источник в российском ОПК сообщил СМИ, что из-за сложной финансовой ситуации сроки работ по созданию "Баргузина" перенесены более чем на один год и завершатся не ранее 2020 г. 12 мая 2016 г. в СМИ появилась информация о том, что "конструкторская документация отработана, создаются отдельные элементы комплекса, но точных сроков его создания и принятия на вооружение нет", ясность по срокам наступит в 2018 г..

Начало развертывания нового БЖРК ожидается не ранее 2018 г., а скорее всего в 2019 г. в конце 2015 г. дата начала развертывания комплекса уточнена - 2020 г.

Иллюстрации к патенту ЦКБ Титан на железнодорожную пусковую установку.
Цифрами на схеме обозначены: 1 - ж/д-вагон или платформа, 2 - неподвижная подцапфенная балка, 3 - подъемная стрела, 4 - механизм подъема стрелы, 5 - подвижная рама, закрепленная на стреле с возможностью продольного перемещения, 6 - ТПК с ракетой, 7 - телескопические опоры, 8 - опорные плиты, 9 - поворотные тяги для "прицеливания" опорами на рельсы ж/д-полотна.

Пусковая установка - БЖРК - боевой железнодорожный ракетный комплекс. Старт осуществляется из ТПК, приводимого в стартовое положение в точке старта из специального железнодорожного вагона с раскрывающейся крышей. В состав БЖРК технически может входить несколько вагонов с МБР, а так же вагоны обеспечения боевого дежурства и, вероятно, технического обслуживания комплекса.

Есть вероятность того, что разработка пусковой установки БЖРК ведется ФГУП ЦКБ "Титан" (г.Волгоград) - за данным преприятием зарегистрирован патент на "Пусковая установка для транспортирования и пуска ракеты из размещенного в железнодорожном вагоне или на платформе транспортно-пускового контейнера" (RU 2392573). Конструкторы (авторы патента) - В.А.Шурыгин, Б.М.Абрамович, Д.Н.Бирюков и И.В.Шапкин.

Разработка стартового оборудования с большой вероятностью ведется КБСМ в рамках темы "Баргузин". В 2013 г. КБСМ выполнялась разработка эскизного проекта агрегатов систем и комплекса вцелом, формировалась кооперация предприятий-соисполнителей, разрабатывлись ТЗ для контрагентов.

Кроме того, по теме "Баргузин-РВ" в 2013 г. велась разработка эскизных проектов специальных железнодорожных формирований в ЦКБ Транспортного машиностроения.

Согласно сообщениям СМИ по состоянию на 2014 г. рассматривается вариант ЖД-состава БЖРК "Баргузин" с 6 пусковыми установками - что равно полку РВСН. В состав ракетной дивизии будет входить 5 полков БЖРК "Баргузин".

Ракета - вероятно использование ракеты, аналогичной ранее созданным межконтинентальным ракетным комплексам с минимальным временем активного участка траектории и с РГЧ ИН. В качестве вариантов могут рассматриваться в качестве базовых и МБР типа РС-24 "Ярс" и МБР РС-26 "Рубеж" и БРПЛ 3М30 "Булава". С большой вероятностью степень унификации по ракетам будет высокой, но менее 100%.

Согласно сообщениям СМИ по состоянию на 2014 г. рассматривается вариант ЖД-состава БЖРК "Баргузин" с 6 пусковыми установками с ракетами "Ярс" или "Ярс-М".

Конструкция ракеты - трехступенчатая ракета классической компоновки с последовательным расположением ступеней. С большой вероятностью ракета будет оснащаться комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО).

Система управления и наведение - инерциальная автономная.

Двигатели - РДТТ на всех ступенях.

Типы БЧ - РГЧ ИН. Возможно использование перспективного маневрирующего боевого оснащения.

Статус: Россия
- 2012 г. - Московским Институтом Теплотехники начата ОКР по созданию БЖРК.

2013 г. - разработка эскизных проектов компонентов комплекса.

Оперативная группа «Баргузин» ФГБУ «Заповедное Подлеморье» предотвратила проникновение криминального движения АУЕ в Баргузинский район Бурятии. Попытка «блатного» приезжего из Забайкальского края захватить власть в районе была пресечена инспекторами опергруппы. Отметим, «гостю» из Забайкалья помогали жители Баргузина, не раз привлекавшиеся за браконьерство.

По информации руководителя опергруппы «Баргузин» Артура Мурзаханова, некий Алексей Ланичев в 2015 году прибыл в Баргузинский район с целью заниматься браконьерским промыслом омуля. Кстати, Ланичев в свое время уже прославился в СМИ, став «героем» специального репортажа, сделанного телеканалом «Россия 24». Согласно этому репортажу и информации СМИ Забайкальского края, Алексей Ланичев судим, в криминальной среде известен как Моменто Мори или Моментик. Прозвище произошло от имевшейся у него татуировки с девизом Memento mori – «помни о смерти».

– Артур Романович, расскажите, как произошло ваше знакомство с «блатными» Ланичевым и Рябковым?

– Моментик, Рябков, с ними еще несколько человек прибыли на кордон Монахово, как они сами сказали, «перетереть за жизнь» и «как будем двигаться дальше». Алексей Ланичев представился «положенцем читинским». Первое требование было, чтобы я дал им с Рябковым «зеленый свет» вывезти тонну незаконно добытого омуля. Затем красочно были описаны планы на будущее – как в течение года они будут заниматься промыслом омуля, «поднимут бабки», купят катер за три миллиона рублей и другую технику. Достроят туристическую базу в местности Кресты, которая принадлежит Юрию Рябкову. Также Моментик сообщил, что имеет долю в туристическом бизнесе Рябковых.

И только после всего этого они гарантировали нам, что оставят нас в покое и займутся легальным туристическим бизнесом. Тогда я им ответил: «Если запретить вывезти вам тонну омуля не смогу, но зато даю слово офицера, мы вас возьмем!»

После чего пошли угрозы. Алексей Ланичев и Виктор Рябков сообщили, что упакованы оружием, есть гранаты. На вопрос, не они ли подбросили гранату государственному инспектору и подожгли строение, они намекнули утвердительно.

Через два часа после их отъезда мои ребята лежали в засаде, буквально в двух-трех шагах от них. Наблюдали, как наши «гости» загружали автомобиль «Мицубиси-Делика», принадлежащий Виктору Рябкову, омулем в пластмассовых ящиках. Еще через два часа ребята по рации передали нам: «Встречайте груз!»

Требование остановиться нарушители проигнорировали и пытались скрыться. Была погоня, задержание. Еще была попытка на внедорожнике Toyota Land cruiser, принадлежащий, опять же, Виктору Рябкову, перегородить нам дорогу, чтобы «отбить» груз. Но нарушители Ланичев, Рябков, а также уроженцы Забайкальского края Алексей Анисимов и Роман Сергеев, на которых впоследствии неоднократно составлялись административные протоколы, заводились уголовные дела, все-таки были задержаны.

– А что случилось с туристической базой Юрия Рябкова?

– В конце каждого туристического сезона проводятся проверки мест стоянок, туристических баз. Мы сопровождали заместителя директора по эколого-просветительской деятельности при проведении этого мероприятия. Состояние базы в местности Кресты, принадлежащей Юрию Рябкову, всех повергло в шок – замусоренность, куча рыболовных сетей, охотничьи гильзы. Под видом туристической базы на берегу Байкала был оборудован пункт для нелегального промысла рыбы. Именно здесь и собирались вести «бизнес» отец и сын Рябковы совместно с Ланичевым.

– Позже с Ланичевым была еще одна встреча?

– Примерно через месяц после первого знакомства была еще одна попытка «пообщаться за жизнь». Вновь на территорию кордона пришли Алексей Ланичев в сопровождении двух человек, назвавшихся «смотрящими» из близлежащих сел. У одного непрошеного гостя в руках был нож. Пришлось забрать оружие и пояснить им еще раз, что «двигаться» и дальше будем только по закону совести и закону государства. Затем они были переданы правоохранительным органам. После этого ни Алексей Ланичев, ни какие-то другие смотрящие больше не давали о себе знать. И еще один интересный факт: после их ухода резко снизилось количество преступлений, связанных с кражами у посетителей Национального парка.

– Вы смотрели передачу «Забайкальская каморра» по ТВ «Россия 24»?

– Наконец-то хоть кто-то обратил на это внимание и провел параллель! Местные жители, те, кто видели передачу «России 24», благодарили нас, что не пустили Моментика. Они говорят, что, приди мы на полгода позже, «криминальный спрут» АУЕ мог пустить свои корни в данной местности. И самих рыбаков, возможно, обложили бы данью.

При первой встрече Моментик и Рябков именно об этом и говорили: что у них есть группа молодых людей, не пьют, не курят, тренируются, мол, боксерский мешок висит в ограде дома Рябкова, что молодежь собираются привлекать к здоровому образу жизни. Тогда, конечно, ни о каком АУЕ мы не слышали, но тем не менее все это показалось подозрительным.

Посмотрев репортаж «России 24», мы сами были удивлены, узнав, какого монстра нам удалось изгнать из Баргузинского района.

– Вашу оперативную группу «Баргузин» ассоциируют с военными. Называют «заповедным, экологическим, природоохранным спецназом».

– Да, действительно это так, с легкой руки ваших коллег нас так и называют. Ничего странного в этом нет. Ведь личный состав я отбираю из числа людей, служивших в основном в спецподразделениях Вооруженных сил России. На войне как на войне. Как показала практика, против экипированных, наглых и беспринципных, а порой и вооруженных нарушителей должны выступать профессионалы. Сейчас у нас в группе три офицера, два бывших курсанта военного училища, с факультета военной разведки. К сожалению, ребята не смогли доучиться, по разным причинам, но три года военной школы являются хорошим подспорьем в нашей работе. Один сотрудник служил в десантно-штурмовой бригаде.

Что касается упоминания военных в репортаже про АУЕ, мы это тоже отметили. По мнению участников репортажа «России 24», популярность криминальной субкультуры в Забайкалье выросла после упразднения Забайкальского военного округа и уменьшения присутствия военных.

Местные жители сейчас рассказывают нам, что, когда мы только пришли, они делали ставки: через какое время мы начнем брать взятки, но спор проиграли все. Сейчас же слышим: «У них на рожах написано – не берут они!»

– А те, кто защищают сейчас браконьеров, знают об этих фактах?

– Я об этом говорил много раз, даже в лекции «Заповедный спецназ», которую читал не только сотрудникам нашей заповедной системы, но и местным школьникам, студентам.

Дело не в том, знают или не знают. Как говорил Козьма Прутков, «зри в корень!» Процитирую слова уполномоченной по правам браконьеров (такое прозвище ей дали в СМИ) – женщины, которая везде распространяет про нас грязные сплетни. Так вот, она в комментариях в соцсетях написала примерно такое – «убрать Артура Мурзаханова с нашего теплого места». И во время ее выступления звучало – «пусть будет, как прежде».

Представляете, какие требования? То есть далее снова запугаем местных инспекторов. Просторы Чивыркуйского залива вновь будут бороздить по 50–70 браконьерских лодок, а во время нереста сига залив будет светиться, как новогодняя елка, от фар снегоходов. Ведь это было буквально два года назад.

Вот он, корень зла – «наше теплое место» и «пусть будет, как прежде». Комментарии тут излишни. Этим людям по барабану, будет тут АУЕ, «положенцы», «смотрящие» – лишь бы было, как прежде. Успеть набить мошну, урвать, добить последнее, при этом прикрываясь «народом», «представителем уполномоченной по правам человека», «помощником депутата», защитницей прав людей, на которых заведены уголовные дела за браконьерство, угрозы, насилие, составлена куча административных протоколов. На восемь человек, которых она защищает и которые пишут на нас кляузы и обливают грязью, – более 300 страниц составленных протоколов и прочих материалов. Думаю, и уполномоченный по правам человека, и депутат Хурала еще увидят истинное лицо и цели своего помощника, сделают правильные выводы. Не думаю, что они за браконьерство, за уничтожение природы.

– Вас обвиняли в том, что на вашем служебном автомобиле наклейка летучей мыши, символизирующей якобы «монстра-кровопийца», что вы тем самым запугиваете их. Как прокомментируете это?

– Действительно, допустил маленькое нарушение, что позволил своим ребятам наклеить символ военной разведки – «Летучую мышь» – на борт служебной машины. Готов от своего руководства получить взыскание. Хотя даже буду гордиться этим взысканием. Как уже говорил, ребята в группе в основном служили в спецподразделениях Вооруженных сил России. Как вы знаете, бывших солдат не бывает. И если символ военной разведки навевает ужас и страх на воров, то министр обороны Вооруженных сил России мог бы гордиться своими орлами.

Толкований такой эмблемы очень много, но мне нравится – «контролируем весь земной шар, навеваем фобийный ужас на врагов нашей Родины, работаем тихо, бесшумно, незаметно».

Летучая мышь – эмблема военной разведки, которая объединяет всех действующих и отставных разведчиков, это символ единства и исключительности. Не важно, о ком мы говорим – о законспирированном агенте ГРУ или о рядовом бойце любой из бригад спецназа. Все они делают одно очень важное и ответственное дело – защищают Родину. Разницы нет, от внешних врагов или внутренних. А браконьер - это внутренний враг, который расшатывает экономику государства, плюет на законы своей страны. А ведь нам здесь жить, растить детей и внуков. У нас родина одна – Россия.

P.S. Как стало известно «Номер один», сейчас Моментик находится в тюрьме, где отбывает срок за вымогательство.

Беседовал Василий Тараруев, для «Номер один»
Фото предоставлено Артуром Мурзахановым

Мы агинские, усть-ордынские, Баргузин, Иволга, Кяхта, Джида, - в этой старой песенке КВНщиков совпали районы, в которых ожидается довольно нескучный предвыборный «замес».

Помимо депутатов Госдумы РФ, пять районов республики будут определяться с тем, кто их возглавит. И если в Еравне, Кижинге и Оке сюрпризов не ожидается, с районами, указанными в заголовке, всё иначе.

Иволга - ба, знакомые все лица!

Бимба Дымбрылов

Неделя началась с одной стороны неожиданного, с другой - логичного ухода главы Иволгинского района Бимбы Дымбрылова в отставку. Такой изящный «ход конём» он сделал на фоне предписания прокуратуры, потребовавшей от районного совета депутатов отрешить его от должности. Помимо этого, главе отказала в доверии «Единая Россия» и он приостановил своё членство в партии.

Теперь он идёт как самовыдвиженец. Из-за такого «пердимонокля», «партии власти» оказалось вовсе некого выдвигать по району. Кто же идёт ещё на выборы?

Александр Цыденов

Ба! Александр Цыденов! Бывший глава района, в своё время «прославившийся» на всю Бурятию из-за драки 23 декабря 2009 года.

В 2011 году он проиграл выборы вышеупомянутому Дымбрылову, в 2013 году баллотировался в Народный Хурал, проиграв Цыденжапу Батуеву.

В этом году Цыденов внезапно возглавил Конгресс бурятского народа. И, видимо, до сих пор не утратил реваншистских настроений.

Идёт он от партии «Гражданская платформа», которая ныне далеко не та, что три года назад, когда Цыденов впервые пошёл от нее.

А в числе его оппонентов… глава райцентра Иволгинск Виктор Очиров , тот самый, которого избивал Цыденов.

Могила неизвестного на Иволгинском кладбище, в таком состоянии их там десятки

На выборах в Хурал в 2013 году, Дымбрылов и Очиров поддержали разных кандидатов, и из-за этого тоже относятся друг к другу с прохладцей. Тогда в адрес Очирова шёл довольно интенсивный поток компромата. Скажем о том, что на Иволгинском кладбище хоронят неопознанные трупы как попало.

Сам Дымбрылов тоже подозревается в многочисленных нарушениях законодательства, за что регулярно «прищучиваем» прокуратурой. То, что земля Иволгинского района возле Улан-Удэ - лакомый кусок, понятно давно и всем. Достаточно взглянуть на пойменную зону между Сотниково и Улан-Удэ, ещё десять лет назад совершенно пустынную. А что произойдет, если Селенга вновь вздыбится, как в 90-е годы?

Ширап Гармаев

Кстати, в довесок на выборы идёт мэр Сотниково Ширап Гармаев от «слипенчуковской» «Партии роста».

И мэр Оронгоя Жамсо Цыренжапов .

Ну и для полного счастья - полный тёзка главы Иволгинска, пенсионер МВД Виктор Жугдурович Очиров из Закаменска.

«Грязные» технологии пошли в ход уже во всей красе.

Баргузин - тоже глава против главы

Иван Мельников

В Баргузинском районе основным оппонентом действующему главе Ивану Мельникову станет мэр райцентра Баргузин Алексей Балуев . В 2011 году он поддержал на выборах кандидата от «Единой России» Гурожапа Цэдашиева, руководителя администрации («сити-менеджера») Курумканского района.

Та кампания отличалась тем, что не была классической схваткой «претендент против чемпиона», так как действующий глава Михаил Вылков скоропостижно скончался в январе.

На того ли поставили баргузинские "медведи"?

Гурожап Цэдашиев, хоть и известен в Баргузинском районе - возглавлял управление образования, всё-таки родом из Аги, и в противостоянии местному Ивану Мельникову, который после смерти Вылкова был и.о. главы, проиграл.

Теперь Балуев решил сам выйти «на ковёр». Любопытно, что тогда, в 2011 году, он возглавил инициативную группу «Народный фронт Баргузина», поддержав, что называется, «снизу» только начавший зарождаться ОНФ.

«Единая Россия» здесь поддерживает действующего главу, Балуев же предпочёл идти самовыдвиженцем.

Небольшим пятном в его биографии числится судимость за неуплату алиментов, правда, в 2000 году погашенная.

Здесь «грязные» технологии тоже буйно расцвели. На выборы идёт и уже зарегистрирован Бата Балуев из Закамны , военнослужащий-контрактник.

Леонид Будаев

Целых три Будаева - Алексей, Бато-Жаргал и Леонид. Последний - руководитель администрации Курумканского района, прямо как в своё время Гурожап Цэдашиев.

Безработный Андриян Скасырский и пенсионер Николай Скосырский.

ЛДПР выдвинула инспектора МЧС Николая Колмакова. «Партия роста» - предпринимателя Игоря Ляхова.

Выводы:

В прошлую кампанию тогдашний глава Иволгинского района Цыденов уступил из-за своей подмоченной репутации. Нынешний мэр Бимба Дымбрылов тоже заходит на выборы с «рыльцем в пушку». Чем, безусловно, воспользуются тот же Цыденов и мэр райцентра Виктор Очиров. Если опять не подерутся.

В прошлой кампании кандидата от «Единой России» Цэдашиева «утопил» шедший от «эсеров» замглавы района Баир Дармаев, оттянувший «бурятские» голоса. Теперь наоборот, «русские» голоса района могут «раздербанить» Балуев и Мельников, на чём может сыграть карта Леонида Будаева.

МОСКВА. 28 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Тридцать лет назад в Советском Союзе завершилась программа испытаний уникального стратегического оружия — боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) РТ-23 УТТХ "Молодец", известного на Западе под именем "Скальпель". Этот поезд, способный обрушить на вероятного противника три межконтинентальные баллистические ракеты, "наградил" руководителей западных разведок неутихающей головной болью. Учитывая огромную протяженность железных дорог СССР и количество курсирующих по ним составов, обнаружить среди них замаскированную под обычный вагон пусковую установку было невозможно.

Военный эксперт: разведка противника не сможет распознать БЖРК "Баргузин" Ракета для боевого железнодорожного ракетного комплекса "Баргузин" успешно прошла бросковые испытания. Об особенностях элементов БЖРК в эфире радио Sputnik рассказал военный эксперт Виктор Мураховский.

К моменту распада СССР у нашей страны имелось три ракетные дивизии — 12 поездов с 36 пусковыми установками. Однако в 1993 году Россия согласилась подписать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-II, предусматривавший утилизацию всех ракет РТ-23. В период с 2003 по 2007 год все "Молодцы" были утилизированы, кроме двух, оставленных в качестве музейных экспонатов. Тогда казалось, что в них нет надобности. О БЖРК вновь вспомнили в текущем десятилетии, когда отношения России и Запада стали резко ухудшаться. В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России этих комплексов на новой технологической основе. А в июле 2017 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что Россия готова к созданию новых БЖРК по проекту "Баргузин".

Состав с "сюрпризом"

БЖРК представляет собой стратегический ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования, внешне неотличимый от обычного товарняка. В его вагонах установлены полностью снаряженные МБР, командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и размещен личный состав — офицеры-ракетчики. В случае угрозы ядерной войны БЖРК выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов. Если же "сверху" поступает приказ о боевом применении, поезд останавливается и готовится начать атаку. Створки на крышах трех вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. Еще пара минут — и в сторону агрессора минометным стартом вылетают три ракеты, суммарно несущие 30 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый.

В СССР разработкой БЖРК занималось КБ "Южное". Главными конструкторами стали академики Владимир и Алексей Уткины. Задача перед братьями стояла нетривиальная: "впихнуть" ракету с пусковой установкой общим весом более 150 тонн в обычный железнодорожный вагон. При этом БЖРК был должен разгоняться по рельсам до 120 километров в час. Решить этот вопрос удалось, создав для комплекса усиленные вагонные тележки и специальные разгрузочные устройства, перераспределявшие часть веса на соседние вагоны. БЖРК получил возможность двигаться по путям без риска их "сломать". В конечном счете "Молодец" выглядел как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имели по восемь колесных пар, а три — по четыре. Благодаря всем необходимым запасам БЖРК мог работать в автономном режиме до 28 суток.

Летные испытания ракет комплекса производились в 1985-1987 годах на космодроме Плесецк, всего было произведено 32 пуска и 18 выходов БЖРК на железные дороги страны. В рамках опытной эксплуатации они прошли более 400 тысяч километров по всем климатическим зонам страны — от тундры до пустынь. Все это время существование комплексов оставалось тайной для западных разведок. БЖРК были замаскированы на совесть. Единственным демаскирующим фактором была необычная конфигурация поезда — его тянули сразу три тепловоза. Тем не менее бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники в упор не могли понять, что с этим составом "не так".
Официально на вооружение "Молодца" приняли в 1989 году. К тому времени уже было развернуто пять ракетных полков — четыре в Костромской области и один в Пермской.

В 2000-х годах БЖРК, согласно международным договоренностям, начали утилизировать. Командование РВСН решило сделать ставку на подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) "Тополь-М" как основу мобильной компоненты сил ядерного сдерживания. Однако со временем стало ясно, что ПГРК хоть и сложно отследить, но все же легче, чем БЖРК, которые могут "затеряться в толпе". И в 2012 году в Московском институте теплотехники (МИТ) начались работы над новым поездом стратегического назначения.

Гарантированный ответ

Информации о перспективном БЖРК в открытых источниках немного, но известно, что один состав будет нести уже шесть межконтинентальных баллистических ракет — скорее всего, трехступенчатых твердотопливных РС-24 "Ярс", также разработанных специалистами МИТ. Одна такая МБР способна забросить от трех до шести боевых блоков мощностью около 300 килотонн каждый на дистанцию 12 тысяч километров. Поменьше, чем у РТ-23 УТТХ, однако "Ярс" и весит вдвое меньше, что упрощает его монтаж и транспортировку в стандартном вагоне. Кроме того, для тяги будет использоваться лишь один локомотив, что делает эксплуатацию комплекса более легкой и лучше его маскирует. Предполагается, что новый БЖРК сможет перемещаться по всей стране, преодолевая тысячу километров в сутки.

© Министерство обороны РФ Загрузка баллистических ракет РС-24 "Ярс" в пусковую установку. Кадры Минобороны


© Министерство обороны РФ

В ноябре 2016 года на космодроме Плесецк состоялись успешные бросковые испытания модификации ракеты специально для БЖРК. Известно, что один "Баргузин" будет приравниваться к ракетному полку, а в состав ракетной дивизии РВСН должны входить пять ракетных полков — 30 пусковых установок. Вероятнее всего, работы над БЖРК получат финансирование в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы и могут встать на боевое дежурство уже в 2020-2021 годах.

"В условиях развертывания США новых средств высокоточного оружия, в том числе и на территории Америки, наличие у нас БЖРК станет козырем, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. — Эти комплексы создают фактор неопределенности. БЖРК наряду с мобильными ПГРК — ответ на американскую концепцию глобального обезоруживающего удара неядерными средствами, главным образом крылатыми ракетами. Эта доктрина подразумевает уничтожение военно-политического руководства страны, пунктов управления войсками, шахтных пусковых установок одним мощным ударом. Но если у противника нет точных координат всех пусковых установок, эта концепция уже не работает".

Более того, даже полностью уничтожив нашу "ядерную триаду" массированным ракетным ударом, вероятный противник не сможет лишить РВСН возможности нанесения ответного удара. Многие километры железнодорожных путей в России проходят через скальные тоннели, которые можно использовать как укрытие для БЖРК. И нет никакой гарантии, что, когда отгремят взрывы, один единственный поезд-призрак не отстреляет по агрессору весь боекомплект откуда-нибудь из Уральских гор.

© Фото: предоставлено пресс-службой РВСН


© Фото: предоставлено пресс-службой РВСН

Поделиться: