О неофитстве. игумен петр (мещеринов) - о неофитстве и духовном окормлении - православие в современном мире - русская православная церковь - россия - россия в красках

Георгий Дублинский

Японская поговорка гласит: «Когда в семье рождается ребенок, вся семья учится говорить».

Но прежде о терминах. Все те духовные недуги, о которых ниже пойдет речь, будут именоваться одним словом: неофитство. Может быть, это неправильно – объединять недуги, имеющие различное происхождение и течение. Наверное, это ненаучно. Но моя статья – не научный трактат, а реакция живого организма на боль.

В Церкви сложилась традиция, согласно которой считается, что неофит – это человек, не пробывший в Церкви десяти лет. Но дело вовсе не только во времени. Неофитом можно остаться на всю жизнь. Этот период можно сократить. Можно ли его миновать? Не знаю. Не уверен. По крайней мере, все мои знакомые, и я сам в первую очередь, прошли через этот отрезок времени, кажущийся тебе таким возвышенным и прекрасным. Прекрасным, потому что Господь подает новокрещенному, воцерковляющемуся человеку, по словам , залог Святого Духа. Но вот людям, окружающим нас в этот период нашего духовного младенчества, небо с овчинку кажется от напыщенных поучений, фарисейских молитвословий и совращений в Православие.

Нельзя назвать нормальным человека, который заявляет: «Это, мол, старцы помолились, чтоб телевидения у нас не было, потому что оно душу развращает, вот Останкинская башня-то и сгорела!» То, что при этом заживо сгорели три человека, очевидно, и было результатом их благой молитвы. Или, например, такой пассаж. Женщина, не дочитавшая, может быть, до конца Новый Завет, но выучившая назубок «Добротолюбие», бросает малолетних детей, мужа и всю мирскую скверну и отправляется (нередко по благословению младостарца) спасаться в какой-нибудь монастырь. Достаточно вспомнить о недавней истерии, развернутой вокруг пресловутых штрих-кодов. По этому вопросу было опубликовано постановление Священного Синода. Но решение Синода для наших православных не указ. Сразу усилился шепот (он, собственно, никогда не умолкал) о том, что наши-то епископы, известное дело, – экуменисты, еретики, разве можно их слушать? Настроения эти всячески распространяют и поддерживают так называемые «старцы» по монастырям и в миру.

Известный всему русскому православному народу архимандрит , которого, думаю, можно с полным правом назвать истинным старцем, пишет: «Сейчас эти документы в том виде и с такой подачей опасности для нас не представляют. Запомни и уясни для себя волю Божию: Сыне, даждь Ми твое сердце. Не паспорт, не пенсионное удостоверение, не налоговую карточку, но сердце! Все те смущения, смятения и неразбериха для того так властно и входят, что нет живой веры, нет доверия Богу». Но даже мнение такого человека, как отец Иоанн, для неофитов ничто.

Вообще неофитство существует, сколько стоит . Даже можно сказать – неофитство старо, как мир. История сообщает нам немало фактов о неумеренно восторженных христианах, творящих вред себе и другим. Приведу всем известный пример. У некоего старца был ученик, который страстно возжелал мученичества. Напрасно старец вразумлял его: «Пора мученичества прошла. Бог призывает тебя к другим подвигам. Ты только научись Его понимать». Тот и слушать не желал. Благослови на мученичество, и все тут! Выбив из старца благословение, он пошел в пустыню, набрел на сарацинов, и, не выдержав пыток, отрекся от Христа.

Сама по себе восторженность неплоха. Но в духовной жизни она может быть страшна. Удивительное дело! Казалось бы, восторженность должна свидетельствовать о мягкости души человека. На мой взгляд, восторженный человек – это большой ребенок. Мир для него удивителен и желанен, как подарок, поэтому он и вызывает у него восторг. Но душа неофита крепка, как гранит, и глуха, как гроб.

Английский писатель сказал о ком-то: «он был здоров душою, ибо знал скорбь». Неофит душою болен, ибо не ведает скорбей. Он не ведает ни жалости, ни милости. Тот же Честертон в другом месте писал: «определить здоровую душу нетрудно: у такого человека трагедия на сердце и комедия на уме». У неофита же не только нет трагедии в сердце. У него нет самого сердца. На все случаи жизни у него имеются расхожие правила, на любую человеческую боль – прописные истины. Но его истина убивает, а не животворит, уводит в рабство, а не делает свободным. Сам неофит бодр и оптимистичен. Правда, его оптимизм за счет других. Это оптимизм людоеда. Он построил из обрядов и закона высокий замок, и оттуда взирает на копошащихся червей.

Напрасно неофитов иногда сравнивают с фарисеями. Фарисеи этого, право же, не заслужили. Если верить святителю , они даже способны к покаянию. Именно так он понимает приход фарисеев к Иоанну Крестителю. Когда ко Христу привели женщину, взятую в прелюбодеянии, Его обступала толпа фарисеев. И, помнится, ни один камень не полетел-таки в несчастную. Если бы Христа окружали неофиты, на женщину обрушился бы целый град камней. Фарисеи знали за собой тайные грехи, и слова Спасителя устыдили их.

Неофиты не имеют грехов. Не знаю, в чем они часами каются на исповеди. С уст их не сходят слова: простите меня, грешную, «аз есмь пучина греха». Но когда они узнают, что их ближний делает что-то, что не вмещается в их благочестие, они превращаются в того самого должника, который за свои сто динариев готов был задушить. «Как! Ты держишь дома собаку? Это же скверное животное! Тебе нельзя причащаться!» Знал бы Святейший Патриарх, у которого дома не одна, а целых две дворняжки, что причащаться ему нельзя! «Ты постоянно болеешь, видно, у тебя много грехов. Тебе надо покаяться!» Я вполне готов предположить, что Книгу Иова они не читали, и о друзьях Иова они не слышали. Но о русских православных святых, которые болели всю жизнь и от слабости иной раз не могли пошевелить рукой, должны бы знать. По их логике, и – самые отъявленные грешники. Святитель в первой беседе о статуях приводит восемь (!) различных причин, по которым болеют христиане. Не худо бы с ними ознакомиться.

Какая бы давняя дружба не скрепляла вас с неофитом, если только неофит вообще способен к дружбе, все рушится в один момент, когда он узнает о вас нечто. Это может быть все что угодно. От ношения платья с открытыми плечами до смотрения телевизора. Тогда вашу дружбу уже ничто не спасет.

Способен ли какой-нибудь грех привести неофита в чувство покаяния? Личный опыт общения с людьми подобного рода показывает, что, даже впадая в откровенные, грубые грехи, такие как блуд, человек с подобным устроением души каким-то непостижимым образом умудряется оставлять за собой право осуждать других и даже имеет самодвижную Иисусову молитву. Такой человек бодр и весел.

В первые же дни своего христианства он овладевает благочестивым сленгом, вроде «Ангела за трапезой!», или «Спаси Господи!». Помнится, одна девушка за столом попросила у соседа: «Благословите чайник!» Через много лет я услышал фразу, которая могла бы послужить ей прекрасным ответом: «Благословляется и освящается чайник сей!»

Неофит влюблен в себя. Он обожает свою праведность. Ко всему прочему, он – пророк. Да, да, он знает волю Божью! Это святые смиряли свою плоть, чтобы проснулся дух, умаляли свою волю, чтобы познать волю Божью. Для неофита все гораздо проще. Воля Божья – это то, что он делает. Он никогда не скажет: прости, я тебя сильно подвел из-за своей невнимательности. Нет – это воля Божья была мне проспать, поэтому я не успел, поэтому я опоздал на деловое свидание, поэтому я ничем не могу тебе помочь. Человек, которого при этом оставили в беде, думает, что это Бог его оставил. Немало нужно веры, чтобы понять, что оставил тебя не Бог, а равнодушный неофит. Все другие для неофита (если они не батюшки) – существа низшего сорта. А если уж этот другой не христианин, то это вообще даже и не человек, а так, грязь.

Вспоминается рассказ из Патерика о том, как однажды с учеником шел по пустыне. Ученик опередил Макария, и ему повстречался жрец местного языческого капища с вязанкой хвороста на плечах. В голове у ученика было все в полном порядке, и поэтому он обратился к жрецу соответственно: «Куда идешь, бес?», за что и был крепко избит. Когда подошедший Макарий учтиво поздоровался со жрецом, тот удивленно спросил: «Почему ты, будучи христианином, приветствовал меня? Тут проходил до тебя один, тоже христианин. Так он стал ругаться, и я избил его до полусмерти». «Я вижу, ты добрый человек, и добро трудишься, только не знаешь, для чего ты это делаешь», – ответил Макарий Великий. После этих слов жрец крестился и стал христианином. В жизни, к сожалению, нам чаще попадаются ученики, а не Макарий.

Когда человек очень хорошо умеет что-то делать, ему легко возгордиться. Даже когда человек просто много знает, он не всегда бывает свободен от греха превозношения. Но то и удивительно, что неофит просто поражает своей безграмотностью. Да и зачем что-то знать – батюшки и так скажут все, что надо. «Мы без нашего батюшки, как слепые котята», – говорит неофит, и вполне этим доволен.

Как я уже говорил, неофит любит играть в послушание. Монашескими книгами о послушании завалены все церковные лотки. Разгоряченный своими быстрыми успехами в церковной жизни христианин желает возлететь «во области заочны». Напитавшись подобной литературой, которую в прошлом в монастырях старец-духовник не каждому монаху давал, подвижник принимается устроять у себя собственный Афон.

Наместник одного из монастырей, тогда игумен, отец N, рассказывал, как однажды он заметил, что у молодых ребят-послушников от чтения «Добротолюбия» начала ехать крыша. И тогда он посоветовал им почитать что-нибудь другое. В тот день знакомая художница-полиграфист подарила ему свою последнюю работу: иллюстрации к «Винни-Пуху». Вот, почитайте это. Ребята опешили. И до какого места читать? – спросили они, думая, что это розыгрыш. До ловли Слонопотама. Этого вполне хватит. Средство оказалось верным – крыша встала на место. В данном случае послушание сыграло свою добрую роль. Но не всем везет с духовниками. К сожалению, ни длинная белая борода, ни длительность пребывания в Церкви не являются гарантом духовной безопасности. Но это – тема для особого разговора.

Церковные болезни тяжелы. Люди, ими болеющие, доставляют много скорбей окружающим и в первую очередь своим домашним. Людям, далеким от Церкви, они затрудняют дорогу в нее. Человек, искренне интересующийся религиозной жизнью, увидев такого святошу, по нему сделает заключение о всей Церкви. Конечно, можно ему долго объяснять (это очень убедительно делает диакон Андрей Кураев) что, как нельзя судить о Музыке по попсовым шлягерам, а о Живописи по комиксам, так и о Христианстве мы должны судить по христианским святым, а не по первому попавшемуся прихожанину. Можно говорить ему о том, что история Церкви бывает красивой только в плохих книжках. Что в жизни все гораздо сложнее. Или наоборот проще. Но бывают такие встречи с восторженными христианскими пионерами, раны от которых очень долго не заживают.

Один знакомый художник рассказывал, как в двенадцать лет неподалеку от своего дома он рисовал храм. Благочестивые бабушки сломали его этюдник и вытолкали взашей с церковного двора. В следующий раз мой друг зашел в лишь через пять лет – так велик был его страх. Но, слава Богу, страх прошел. А сколько людей, столкнувшись с душевной черствостью (а то и откровенным хамством!) православных христиан, уходят к баптистам, иеговистам, богородичникам. Или же просто делают вывод, что христианство, да и вообще все религии – одно мракобесие. Мне бы не хотелось, чтобы у читателя возникло подобное ощущение от моей статьи. Да, повторяю, церковные болезни тяжелы. Но, наверное, всем необходимо ими переболеть.

Я знаю один город, где благодаря тамошнему благочинному весьма здоровый духовный климат. Человек переносит неофитскую болезнь в весьма облегченном виде и быстро выздоравливает. Так вот, хорошо это или плохо? Не думаю, что очень хорошо. Христианин там похож на антарктического пингвина, не имеющего иммунитета, так как в Антарктике отсутствуют вирусы. Что будет с этим человеком, когда он столкнется с неофитством (а он с ним не может не столкнуться) во всем его великолепии? Христианин, выращенный в тепличных условиях, неморозоустойчив. Важно пройти через неофитство, но не задержаться в нем.

Честертон дает замечательное, прямо-таки святоотеческое определение праведника: праведник строг к себе и снисходителен к другим. В пору духовного младенчества нам не всегда удается это понять. И поэтому со стороны неофитство так малопривлекательно. Но всем нам необходимо переболеть им. И от этого никуда не деться.

В прошлые века в каком-то смысле было проще. Церковное Предание, живое и действенное, ограждало человека от излишнего ригоризма. Восторженность, по большей части, не переходила в сектантство, а благочестие – в изуверство. Но так уж сложилось в нашей трагической истории, что тонкая грибница Церковного Предания после революции была вырвана. Нити, чудом сохранившиеся, восстанавливаются очень медленно и с трудом.

В последние годы в Церковь влился невиданный поток людей. С одной стороны, это замечательно. Гонимая Церковь на наших глазах возрождается из руин. Но с другой – Церковь сильно разбавили. Каждый человек, входя в нее, привносит свои страсти, свое греховное, еще не преображенное Благодатью видение мира. И когда у церковного тела, ослабленного коммунистической диктатурой, оказывается столько новых членов, ситуация напоминает медицинский случай. Если у организма ослаблен иммунитет, то в него легко проникает любой вирус.

Церковь мучительно болеет неофитством. Огромное количество не в меру православных, как назвал их святитель , хозяйничают в Доме Божьем, как в своем. Но у нас есть нечто, укрепляющее нашу веру в то, что болезнь пройдет: «А Церковь почти в таком же положении, как мое тело: не видно никакой доброй надежды; дела непрестанно клонятся к худшему». Эти слова принадлежат святителю . То есть им более полутора тысяч лет. Да, болезнь тяжела. Да, тело корчится в конвульсиях. Но Христос сильнее наших грехов. И Он исцелит нас.

НЕОФИТ

НЕОФИТ

(греч. neophytos , от neos - новый, и phyton - растение, т. е. вновь посаженный). 1) новообращенный, новокрещенный, новичок в древне-христианской церкви, впоследствии вновь принятые в монастырь монахи, а также вновь принятые в какое-либо общество, союз. 2) назв. евреев в Польше и Москве, приявших христианство и получивших этим путем право на дворянство, отнятое у них в 1764 г. 3) новичок вообще.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

НЕОФИТ

[гр. neophytes ] - 1) новообращенный в какую-л. религию; 2) новый сторонник какого-л. учения, общественного движения. Ср. ПРОЗЕЛИТ .

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

НЕОФИТ

греч. neophytes , от neos , новый, и phyton , растение. Новообращенный, новокрещенный, новичок.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Неофи́т

(гр. neophytos)

1) новообращенный в какую-л. религию;

2) новый сторонник какого-л, учения.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Неофит

неофита, м. [греч. neophytos, букв. недавно насажденный) (книжн.). 1. Новообращенный в какую-н. религию. 2. Новый приверженец какого-н. учения (ирон.). || Новичок в каком-н. деле (ирон.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Неофит

а, м. , одуш. (фр. néophyte греч. neophytos neos новый + phyton растение, побег).
1. Новый последователь какой-н. религии.
|| Ср. прозелит .
2. Новый сторонник какого-н. учения, общественного движения; новичок в чем-н.
|| Ср. прозелит .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "НЕОФИТ" в других словарях:

    Неофит … Орфографический словарь-справочник

    А, муж. Стар. редк.Отч.: Неофитович, Неофитовна.Производные: Неофитка; Нефита.Происхождение: (Греч. neophytos вновь насажденный; перен. новообращенный.)Именины: 3 февр., 24 авг., 2 сент., 4 сент., 22 нояб., 2 дек., 16 дек. Словарь личных имён.… … Словарь личных имен

    См … Словарь синонимов

    неофит - а, м. néophyte < neophytos < neos новый + phyton растение. 1. Новый последователь какой л. религии. Крысин 1998. Новообращенный в христианскую веру, новоокрещенный. КСИС 1846. // Петрашевцы 1953 220 221. 2. Новый сторонник какого л. учения … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греческого neophytos новообращенный, буквально молодая поросль), 1) новый приверженец какой либо религии. 2) Новый сторонник какого либо учения или общественного движения; новичок в чем либо … Современная энциклопедия

    - (от греч. neophytos новообращенный) 1) новый приверженец какой либо религии.2) Новый сторонник какого либо учения или общественного движения; новичок в чем либо … Большой Энциклопедический словарь

    НЕОФИТ, неофита, муж. (греч. neophytos, букв. недавно насажденный) (книжн.). 1. Новообращенный в какую нибудь религию. 2. Новый приверженец какого нибудь учения (ирон.). || Новичок в каком нибудь деле (ирон.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    НЕОФИТ, а, муж. Новый последователь какой н. религии (спец.), а также (перен.; книжн.) новый сторонник какого н. учения. | жен. неофитка, и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Муж., греч. новичок, новобранец, новоприемеш, новик; новокрещен. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (греч. neophitos – новообращенный) 1) новый приверженец какой либо религии; 2) новый сторонник какого либо учения или общественного движения; новичок в чем либо. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Когда человек обращается в какую-либо религию, он называется новообращенным, или по-гречески - неофитом. У этого периода есть свои особенности, которых мы кратко коснемся в данной статье.

Значение термина в истории и сегодня

Греческое слово «неофит» - это термин, который переводится как «недавно насажденный». Им обозначают сегодня всех новообращенных в какое-либо учение. Но исторически этот термин имел более узкое значение. Так, еще в дохристианские времена неофит - это был новый участник тайного общества или культа. К примеру, этим словом именовали людей, прошедших закрытые для непосвященных элевсинские мистерии. Когда в Римской империи возросло влияние христианства, значение слова несколько изменилось. А именно, им стали именовать христиан, которые только-только приняли крещение и еще ходят в ритуальной белой одежде (как правило, первую неделю после принятия таинства инициации). Со временем эта традиция сошла на нет, и термин приобрел более широкое значение, которое сохраняется и поныне. Кроме того, на Западе в некоторых монашеских конгрегациях неофитами называют новопостриженных монахов.

Синдром неофита

В православной церковной среде неофитством называется своего рода болезнь новичков. Характеризуется она, прежде всего, излишним рвением в делах религиозных и импульсивностью. Неофит - это, как правило, радикал, который, обретя новый смысл жизни, готов принести в жертву ради него практически все и всех, включая счастье и благополучие близких людей. Известны случаи, когда эти порывы внезапно проснувшейся религиозности разрушали семьи и причиняли значительный вред, в том числе и детям. Неофит - это, чаще всего, человек, плохо осознающий свою ответственность и слишком много возлагающий на волю Божию. Ему не достает опыта, и мудрости, а потому в своих более размеренных братьях и сестрах он видит чуть ли не отступников. Такие люди отличаются максимализмом, что с одной стороны делает их чуть ли не ангелами, а с другой - экстремистами. Так, они могут безвозмездно помогать нуждающимся и жертвовать огромные суммы, но в то же время с неукротимой ненавистью обрушиваться на всех, кого посчитают врагами религии.

Когда ребенок только учится ходит, он очень часто спотыкается и падает. Точно так же бывает и в Церкви. Особенно часто обычно «спотыкаются» новички. О главных ошибках новоначальных мы и поговорим в статье. И хотя избежать их полностью практически невозможно (на ошибках учатся, как говорят), но понять их причину, предостеречь от самых больших опасностей в начале духовного пути, считаем, будет отнюдь не лишним.

Кто такой неофит?

Неофитами в христианстве называют новообращенных, новоначальных людей, то есть тех, кто только начинает совершать свои первые шаги в Церкви. В переводе с греческого это слово еще означает «недавно насажденный». Это новая жизнь, свежие побеги винограда Христова, без которых у христианства нет будущего, без которых насаждение никогда не принесет плодов.

Иначе говоря, неофитством можно назвать первый период воцерковления начинающих. Понятно, что этот период имеет ряд своих особенностей, духовных радостей и подводных камней, но через него неизбежно проходят все, кто рано или поздно приступает «работать Господеви».

Очень часто, впрочем, название «неофит» употребляют с негативной окраской, со значением какой-то болезни или опасного синдрома. Но в самом неофитстве, на самом деле, нет ничего плохого. Это время духовного младенчества или взросления, без которого становление взрослого христианина просто невозможно.

Как писал протодиакон Андрей Кураев, «если неофитство болезнь, то это хорошая болезнь». Плохим оно становится только тогда, когда человек застревает в этом состоянии надолго, не перерастает его в определенный момент, а то и вовсе никогда.

Период «бесплатной благодати»

Прежде чем говорить об ошибках новоначальных, важно понять специфику этого времени начала воцерковления, основные законы, которые действуют в нем. Тогда станет понятной и причина многих «перегибов», связанных с периодом неофитства.

Когда новообращенный человек начинает делать первые шаги в Церкви, ему всегда, по великой милости Божией, в помощь подается особая благодать Святого Духа. Причем никаких больших усилий и труда прилагать для этого не надо, она дается как бы «авансом». Именно поэтому архимандрит Фаддей Витовницкий называл ее еще «бесплатной благодатью».

В начальной стадии своего воцерковления православный неофит особенно явно чувствует, что Бог рядом, что Он его очень любит, человек буквально окрылен этой любовью, он ощущает себя любимым чадом Божьим. И это так и есть. В данный отрезок жизни Господь как будто держит человека за обе руки, как младенца, уча его ходить. Но в то же время данное состояние так же опасно, как и хождение апостола Петра по водам.

Вера новообращенного еще не так крепка, как ему кажется, и он может запросто потонуть после первых же своих самостоятельных шагов. Вера закаляется временем и трудами. А неофит живет часто эйфорией, а не верой. Он малоопытен, путает одно с другим, принимает дерзость за дерзновение, и ошибается. Хорошо, если у него хватит сознательности признать свои ошибки, но это большая редкость для новоначальных.

«Бесплатная благодать» дает повод человеку чувствовать себя особенным, отсюда — самоуверенность, гордыня, а это — корень всех зол. Переубедить неофита практически невозможно, почему и ошибки новоначальных являются неизбежными. Длиться этот период может разное время, у кого пять, у кого десять лет, пока не происходит определенный духовный кризис, перелом. Утраченную некогда «первую любовь» (Откр. 2:4), или «бесплатную благодать», как мы сказали, теперь христианин должен будет зарабатывать долгим кропотливым трудом.

Главные ошибки новообращенных

Хотя каждого Господь ведет к Себе своим особенным путем, но можно выделить некоторые типичные ошибки, которых, пожалуй, не удается избежать никому из новоначальных.

Мнимая праведность

Одна из самых важных и самых сложных для любого человека, особенно христианина, задач — правильная самоидентификация. Многие святые отцы считали ее основой, залогом смирения: реальное знание себя, своей меры. Для православного неофита здесь всегда существуют перегибы то в одну сторону, то в другую. Манерно ударяя себя в грудь и называя «грешником из грешников», новоначальный всегда считает себя лучше других и любит свою «липовую» праведность.

Это еще не фарисейство, но уже на пути к нему. Поиски себя, своего лица вполне естественны для новообращенного. Для него неожиданно открылся новый мир, он хочет себя в нем найти и правильно преподнести другим. Однако внешние формы, на которые он ориентируется, часто не соответствуют внутреннему состоянию.

С одной стороны, он чувствует на себе явное действие благодати, а с другой стороны, не замечает, что страстная, греховная сторона его натуры еще жива. Если новичок пойдет по пути самопознания, то преуспеет, а если продолжит внешнее подражание поведению святых, то погибнет.

Другой популярнейшей ошибкой новоначальных является «ревность не по разуму», или же «ревность не по рассуждению» (Рим. 10, 2), как называет ее апостол Павел. Что она означает? Это преувеличение своих сил, духовный максимализм. А проистекает она все оттуда же — из неправильной самооценки. В чем же может проявляться эта ревность не по разуму? Да в чем угодно! Вернее, для неофита она проявляется во всем.

Если новоначальный захочет молиться, то ждите, что делать он это будет все дни и ночи напролет в ущерб своей семье, работе и другим прямым обязанностям. Если он захочет поститься , то непременно по самому строгому монастырскому уставу, что обычно заканчивается угробленным здоровьем на всю оставшуюся жизнь. Если встанет вопрос о выборе жизненного пути, то, несмотря на все препятствия, неофит сразу же устремится для спасения себя и всего мира, ничуть не меньше — в монастырь.

Спасти от таких крайностей воцерковления начинающих может только достаточно авторитетный духовник. Или же Господь Сам вразумит его определенными жизненными обстоятельствами. Правило среднего, «царского пути» — самый проверенный и безопасный путь, которым можно дойти до конца. Об этом нужно помнить всегда.

Осуждение окружающих

Является, пожалуй, самым распространенным видом греха для всех без исключения. Но особенно ярко, во всей своей неприглядной остроте, он проявляется у новоначальных. Со свойственным новичкам максимализмом они, как правило, начинают очень строго относиться к себе, но еще более зорко замечают недостатки окружающих.

Для них не существует полутонов, есть только «белое» и «черное», все непременно именно сейчас или погибнут, или спасутся. По этой же причине для православного неофита характерно высокомерное отношение к людям вне Церкви. Он очень быстро забывает, что совсем недавно сам был таким же.

Миссионерский пыл

Он хочет говорить о Боге всегда и везде, с верующими и неверующими людьми , и часто такая «миссия» имеет обратный эффект. Люди смотрят на такого «ненормального» и, судя по нему, у них о Церкви складывается самое неприглядное представление. Самые же близкие, родственники и друзья, вынуждены просто героически терпеть такие «выходки» неофита.

Это одна из самых распространенных и печальных ошибок новоначальных. Как говорил митрополит Антоний Сурожский, когда человек воцерковляется, то спасаются все вокруг, кто вынужден терпеть его «подвижничество», кроме него самого. К сожалению, зачастую такой миссионерский пыл обходится очень дорого: из-за него можно потерять много знакомых и друзей, с которыми тяжело или невозможно в будущем будет уже наладить мосты.

Поиск глубоких переживаний

Еще одна из серьезных ошибок начинающих — это поиск возвышенных ощущений, глубоких чувств и переживаний. Ни в какой другой период люди так не склонны на каждом шагу искать чудес и знамений, явлений и знаков свыше, как в период воцерковления начинающих. В этом кроется большая опасность для новоначального, которая даже может закончиться трагично, — он может впасть в духовную прелесть.

Нужно понимать, что все эти ощущения относятся к чувственной сфере, а не к духовной. Святые отцы строго запрещали что-либо видеть, чувствовать или представлять во время молитвы, или даже этого желать. Патерики приводят много случаев, когда из-за этого люди попадали в «бесовскую ловушку» и погибали. Вот почему святые отцы говорили:

Если ты увидишь юношу, восходящего на небо по своему собственному желанию, схвати его за ногу и стащи на землю, ибо это ему не полезно.

Избежать данной ошибки новоначальному можно только через смирение. Если в центр своей духовной жизни он положит истинное покаянное чувство, будет подходить к себе критически, то такие серьезные падения ему не грозят. Недаром еще святые отцы говорили:

Человек, сподобившийся видеть свои грехи, выше того, кто сподобился видеть ангелов.

Помня об этом, новоначальный сможет избежать многих неприятностей и во всей своей последующей за воцерковлением духовной жизни.

Подробнее о проблемах новообращенных и их преодолении расскажет видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Японская присказка гласит: когда в семье рождается ребенок, вся родня учится разговаривать. Перефразируя эту восточную мудрость, можно, к сожалению, сказать: когда в семье появляется христианин, все его родные становятся мучениками.

В христианстве я 12 лет. Много это или мало, не знаю. Для кого-то, может мало. Для меня достаточно. Почти пол жизни. За этот промежуток времени я прошел разные стадии своего становления, как христианина. Не обошли меня и церковные болезни. Прошу меня правильно понять: я не хочу сказать, что мое теперешнее состояние можно охарактеризовать, как состояние духовного здоровья. Надеюсь, что мой ум еще не настолько помутился, чтобы этого не понимать. Просто, переболевши какими-нибудь церковными болезнями, начинаешь их лучше видеть и замечать. Много болезней, может и не прошли совсем, а только притаились, изменив свой вид.

Но сначала о терминах. Все духовные болезни, о которых пойдет речь, будут именоваться одним словом «неофитство». В Церкви сложилась традиция, согласно которой считается, что неофит - человек, который, еще не пробыл в Церкви десять лет. Но дело не только во времени. Неофитом можно остаться на всю жизнь. Этот период можно сократить. Но можно ли его миновать? Не знаю. По крайней мере, все мои знакомые, и я сам, прошли этот отрезок времени. Он показался таким восторженным и прекрасным, потому что Господь подает тому, кто воцерковляеться, по словам Макария Великого, «аванс» Святаго Духа.

Английский писатель Честертон сказал: «Он был здоров душою, потому что знал печаль». Неофит душой больной, потому, что не знает печали, жалости и милости. На все случаи жизни у него есть правила, на любую человеческую боль прописные истины. Но его истина убивает, а не животворит, ведет в рабство, а не делает свободным. Сам неофит бодрый оптимист. Правда, его оптимизм - за счет других. Это оптимизм людоеда. Он соорудил из обрядов и законов высокий замок и оттуда смотрит на людей…

Напрасно неофитов сравнивают иногда с фарисеями. Фарисеи этого не заслужили: они знали за собой тайные грехи, и слова Спасителя устыдили их. Неофиты не имеют грехов. Не знаю, о чем они часами каются на исповеди. С их уст не сходят слова: «Прости меня, грешного - ибо я бездна греха». Но стоит им узнать, что либо о своем ближнем, что не укладывается в их благочестие, они превращаются в того самого должника, что за свои сто динариев готов был задушить. «Ты постоянно болеешь - наверное у тебя много грехов. Тебе нужно покаяться!». Я вполне могу допустить, что Книгу Иова они не читали и о друзьях Иова они ничего не слышали. Но о русских то святых, что болели всю жизнь, должны были бы знать. По ихней логике Амвросий Оптинский и Игнатий Брянчанинов - большие грешники.

Какая бы давняя дружба не соединяла нас с неофитом, все рушиться в одно мгновение, если он узнает о вас нечто. Это может быть, что угодно: от ношения платья с открытыми плечами до того, что вы смотрите телевизор. Тогда вашу дружбу уже ничто не спасет. Духовник, который сам недавно принял сан и крещение, но всемогущий в своих глазах от ощущения своей власти, скажет, сокрушенно качая головой: » Не стоит вам общаться с этим человеком». И все. Напрасно приходил Христос. Напрасно Он собирал «рассеянное». Напрасно он трудился. Горе духовник все разрушил в одно мгновение. Но для неофита он - БОГ. И слушать его нужно обязательно.

Способен ли какой либо грех пробудить у неофита ощущение раскаяния? Собственный опыт показывает, что, даже впадая в большие, грубые грехи, такие, как блуд, человек с подобным устройством души невообразимым образом оставляет за собой право осуждать других и даже имеет «самодвижущую» Иисусову молитву. Он бодр и весел. В первые же дни своего христианства овладевает «благочестивым сленгом», например «Ангела за трапезой!» или «Спаси Господи!» Вспоминается, одна девушка за столом у соседа: «Благословите чайник!» Неофит влюблен сам в себя. Он наслаждается своею праведностью. Ко всему остальному, он пророк. Да, да он знает Божью волю. Это святые смиряли свою плоть, чтобы узнать Божью волю. Для неофита все проще. Божья воля - это то, что он делает. Он не скажет: «Извини, я тебя очень подвел через свою невнимательность». Нет - «это Божья воля была мне проспать, поэтому я опоздал на деловую встречу, и ничем не могу тебе помочь». Человек, которого при этом оставили в беде, думает, что это его Бог оставил. Немало потребуется веры, чтобы понять, что оставил тебя не Бог, а равнодушный неофит.

Один раз меня угостили яблоком. Я сердечно поблагодарил и хотел обтереть его, (оно было в песке), но меня удержали от этого шага. «Ты что, этого нельзя делать! Это-же песочек с могилки святой!». Не помню дальнейшую судьбу этого яблока: по-моему, я все-таки его помыл. Кроме яблок с песком неофиты едят и более экзотические вещи. Цветы например, которыми украшается храм в праздник, особенно цветы, которые украшают плащаницу, алтарь, чудотворные иконы, забирают их с собой, сушат, едят, либо в натуральном виде или, заваривая их, как чай.

Церковные болезни тяжелы. Люди, что ими болеют, доставляют много скорби окружающим и, в первую очередь, своим близким. Людям, далеким от церкви они затрудняют путь в нее. Человек, который искренне интересуется религиозной жизнью, увидев такого «святошу», по нему сделает вывод обо всей церкви. Конечно, можно ему объяснить, что о христианстве нужно судить по христианским святым, а не по первому попавшемуся прихожанину. Но бывают такие встречи с христианскими «пионерами», раны после которых долго не заживают.

Церковь болезненно переносит неофитство. Да болезнь тяжела. Но Христос сильнее за наши грехи. И он исцелит нас!

Поделиться: