Направленность внеурочной деятельности по фгос. Внеурочная деятельность в рамках реализации фгос

Направления

внеурочной деятельности.

Подготовила

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ п.Искателей»

Бурчик Татьяна Васильевна

СЛАЙД 1.

Направления внеурочной деятельности.

СЛАЙД 2.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

СЛАЙД 3.

В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно – нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

Ввиду того, что в настоящее время отсутствуют чёткие нормативы, какие часы необходимо заносить в данный план и как вести подсчёт всех часов, которые затрачивает учащийся на внеурочную деятельность, следует отметить, что внесение часов в данный план будет примерным, так как невозможно определить занятость учащегося внеурочной деятельностью с точностью до минут.

При необходимости и по усмотрению образовательного учреждения в данный план можно включить дополнительные графы, отражающие:

    Источники финансирования (бюджетное, внебюджетное);

    Учреждения (организации), обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности;

    Выполнение социального заказа субъектов образовательного процесса на внеурочную деятельность;

    Программы, на основе которых реализуется внеурочная деятельность.

Охарактеризуем более подробно основные направления внеурочной деятельности в начальной школе:

СЛАЙД 4.

Спортивно-оздоровительное направление

Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.

Взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Совершенствоваться эти качества будут в ходе организованных занятий по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности, что является неотъемлемой частью образовательного процесса согласно ФГОС НОО нового поколения. Образовательные учреждения должны предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий данного направления. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

    Работа спортивных секций

    Организация экскурсий, походов, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований

    Проведение бесед по охране здоровья

    Утренняя зарядка, применение на уроках игровых моментов, физкультминутки на уроках, прогулки на свежем воздухе

    Участие в районных и городских спортивных соревнованиях

    Ведение спортивного часа «Будь здоров» (ГПД)

    Агитация учащихся в спортивные секции

СЛАЙД 5.

Духовно – нравственное направление, общекультурное направление

Духовно-нравственное и общекультурное направление включает широкий спектр видов деятельности. В качестве системообразующей можно взять любой из видов деятельности. Рассмотрим организацию внеурочной деятельности в рамках данных направлений на примере художественно-эстетической деятельности.

Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.

У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения. Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание учебных и внеучебных предметов по искусству.

Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Основным и главным элементом литературы как предмета является, конечно, само искусство - произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления - решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.

Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. «Музыка» выдвигает единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности обучающихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. «Изобразительное искусство» - этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой , составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством . Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место.

Именно внеурочная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Она знакомятся и с такими видами искусства, как кино и театр.

    Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи

    Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, города, области

    Кружки «Умелые ручки», «Уроки общения», «Светофория»

    Работа театральной студии «Чародейки»

    Вокальная студия «Домисольки»

    Занятия в ДДТ «Звёздочка», Школа искусств п. Искателей, ДК «Созвездие»

    Выставки, конкурсы детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся

    Игры нравственного содержания

    Встречи с ветеранами ВОВ, «Уроки мужества»

    Акции

    КТД «Никто не забыт, ничто не забыто»

СЛАЙД 6.

Общеинтеллектуальное направление

Общеинтеллектуальное направление базируется на организацию научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.

Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.

При обсуждении такой информации эффективны внутри-групповые дискуссии.

В качестве примера назовём несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания: заседания кружка любителей литературы, организуемые для воспитанников ДОУ, могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия.

В рамках работы клуба любителей книги или вечеров семейного чтения можно проводить социально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке.

В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов.

Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Подобные темы могут быть темами исследовательских проектов школьников, а их результаты могли бы распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

    Предметные недели

    Конкурсы, викторины, экскурсии, олимпиады, конференции

    Библиотечные уроки

    Работа кружка «Проектная деятельность», «Познаю мир», «Весёлый английский»

СЛАЙД 7.

Социальное направление

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно полезная деятельность.

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека.

Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.

Направление внеурочной работы, связанное с общественно – полезной деятельностью, может быть представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность и др. с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения. Общественно - полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Особое внимание необходимо обратить на нормативные документы, регламентирующие использование детского труда в школе.

Согласно п.14 ст. 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников. Закон «Об образовании» (с изменениями от 17.12.2009 г. №313 – ФЗ) «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой , запрещается». Аналогичная норма закреплена в п. 50 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, согласно которому общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).

Следовательно, при создании образовательной программы ОУ необходимо учитывать требования ФГОС НОО нового поколения, где общественно – полезная деятельность включена в одно из направлений внеурочной деятельности. Это необходимо учитывать и при заключении трёхстороннего договора с родителями (законными представителями) обучающихся.

    Подготовка к праздникам, ролевые игры

    Проведение субботников

    Социально – значимые проекты

    Дежурство в классе

СЛАЙД 8.

СЛАЙД 9.

Разделы: Администрирование школы

Наше образовательное учреждение – одно из трех школ города, которое стало реализовывать ФГОС НОО в 2010–2011 учебном году. Основным документом, регламентирующим данную деятельность, является разработанная в школе основная образовательная программа начального общего образования. Разработан учебный план, состоящий из обязательной (инвариантной) части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Мы начали с того, что определили одну из приоритетных задач современной школы: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка.

Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации.

В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторых – как важнейшая сфера воспитания.

При составлении учебного плана перед нами встал вопрос: кто должен вести занятия по ВД?

  1. Может педагоги ДО. Они подходят к данному процессу именно с позиции развития ребенка, а не обучения. Действительно, учреждения ДО обладают значительным потенциалом в организации внеурочной деятельности, обеспечивая вариативность и наличие широкого спектра занятий по каждому из ее направлений;
  2. Может учителя старших классов, шире и глубже видят предмет.
  3. Может учитель начальных классов выберет один-два курса и будет работать в этом направлении со всей параллелью обучающихся.
  4. Может классный руководитель будет вести занятия, каждый в своем классе. Мы остановились на этой модели. Считаем, что в 1 классе это целесообразно, т.к. это приводит к успешной адаптации первоклассников и глубокому знакомству педагога с детьми.

Привлекли инструктора по плаванию (используя возможности школьного бассейна). 1 класс посещает кружок “Макраме”, руководит которым, преподаватель Центра детского творчества. Эта модель облегчает работу при составлении расписания.

Проведя первоклассника через все направления, во втором классе он сможет сделать осознанный выбор в пользу той деятельности, в которой сможет раскрыть свои способности и таланты, проявить себя в полной мере.

Базисный учебный план выделяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления ВД:

  • Спортивно-оздоровительное.
  • Художественно-эстетическое.
  • Научно-познавательное.
  • Военно-патриотическое.
  • Общественно-полезная деятельность.
  • Проектная деятельность.

На наш взгляд эти направления являются содержательными ориентирами при организации внеурочной деятельности. Но они не покрывают все видовое многообразие деятельности детей в школе. Поэтому целесообразно наряду с направлениями внеурочной деятельности выделять и виды внеурочной деятельности.

  • Игровая;
  • Познавательная;
  • Проблемно-ценностное общение;
  • Досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • Художественное творчество;
  • Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  • Техническое творчество;
  • Трудовая (производственная) деятельность;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность;
  • Туристско-краеведческая деятельность.

Как соотносятся виды и направления внеурочной деятельности?

Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадают с видами внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеурочной деятельности.

В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеурочной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать обозначенные выше направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных десяти видах .

Поэтому внеурочная деятельность организована в нашей школе с учетом:
– специфики образовательной деятельности школы;
– кадровых возможностей для обеспечения внеурочной деятельности;
– запросов родителей как основных заказчиков образовательных услуг.

В тоже время для полноценной организации ВД в большинстве ОУ сегодня имеются ограниченные ресурсы: кадровые, материально-технические, двухсменный режим занятий. В этих условиях не может быть единых форм организации ВД, единых моделей.

Рабочей группой нашей школы по внедрению ФГОС нового поколения на начальной ступени были разработаны программы по рекомендуемым направлениям.

Программа внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие обучающихся. Оно возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка.

Главные идеи программ заключаются в:
– формировании культуры общения обучающихся, осознание обучающимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
передаче обучающимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;
– воспитании стремления обучающихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к
  • различным видам деятельности;
  • оказание помощи в поисках “себя”;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

Перед вами программы, обеспечивающие направления внеурочной деятельности. Из таблицы видно, что набор курсов в каждом классе различен.

Направления внеурочной деятельности. Программы, обеспечивающие направление.
1 А 1 Б 1 В 1 Г
Спортивно-оздоровительное. Бассейн.
Бассейн.
“Здоровый ребенок-успешный ребенок”.
Бассейн.
“Школа ЗОЖ”.
Бассейн.
“Жемчужины здоровья”.
Художественно-эстетическое. “Мозаика”. “Сказочное рукоделие”. “Цветик-семицветик”.
“Макраме”.
“Вслед за солнышком идем”.
Научно-познавательное. “Умники и умницы”.
“Волшебный мир книги”.
“Родное слово”.
“Школа этики”.
“Родное слово”.
“Книжкорята”.
“Умники и умницы”.
“Школа этики”.
“Знайка”.
“Юные читатели”.
“Заниматика”.
“Грамотеи”.
“Юные умники”.
“Любознатики”.
“От А до Я”.
Военно-патриотическое. “Россия – Родина моя”.
Общественно-полезное. “Капелька”. “Капелька”. “Школа, я, моя семья” “Родники”.
Час общения.
Проектная деятельность. Проходит через все направления.

Содействовать интеллектуальному развитию, расширению кругозора помогают обучающимся курсы “Умники и умницы”, “Любознатики”, “Грамотеи”, “Юные читатели” и др.

Особое внимание в организации внеурочной деятельности уделяется реализации программ художественно-эстетической направленности. Содержание их деятельности направлено на формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности. Это направление представлено курсами “Сказочная мастерская”, “Мозаика”, “Цветик-семицветик”, “Вслед за солнышком идем”.

Немаловажным для заказчиков образовательных услуг является привлечение обучающихся к занятиям спортом.

Это направление внеурочной деятельности для первоклассников представлено курсами: Плавание, “Здоровый ребенок – успешный ребенок”, “Жемчужины здоровья”. Эти курсы выполняют задачу развития двигательной активности, формирования у детей навыков здорового образа жизни, становления характера.

Общественно-полезное направление строится на инициативном участии ребенка в социальных акциях, через КТД, ролевые игры. Это курсы “Капелька”, “Школа, я, моя семья”, “Родники”.

Первоклассники делают первые шаги в написании исследовательских проектов. Вот названия некоторых из них: “Мое любимое число”, “Наша одежда”, “Моя семья”.

В основном все занятия проходят во второй половине дня.

Из огромного количества инновационных форм мы избрали лишь немногие, т.к. считаем, что не имеет принципиального значения число используемых форм, а имеет значение использование таких форм, которые включают обучающихся в процесс добывания знаний и развития мышления, которые раскрывают способности детей, помогают приобретать уверенность в себе.

Такие формы работы с первоклассниками позволяют наметить путь, который в итоге приведет нас к конечной цели, отраженной в “Портрете выпускника начальной школы”.

В целом, анализируя промежуточные результаты внеурочной деятельности, педагоги обозначили факторы, способствующие достижению запланированных результатов. Это заключается в следующем:

1. Все виды внеурочной деятельности, организуемые в рамках ФГОС, предоставляют обучающимся возможность участия в широком спектре занятий по различным направлениям.

2. Реализуемые программы ориентированы на воспитательные результаты.

Проведенный опрос педагогов по организации внеурочной деятельностипоказал, что учителя начальных классов, наряду с позитивными результатами апробации новой системы внеурочной деятельности в условиях ФГОС, отмечают и необходимость совершенствования уровня своих методических знаний и подходов к данной деятельности.

Мы пришли к выводу, что успешность в организации внеурочной деятельности во многом может зависеть от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия в школе социальных партнеров, и, конечно, от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, учеников и других субъектов воспитания.

Мы уверены, что только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.

Нами проведено анкетирование 76 родителей. Перед вами – результаты.

  1. Довольны ли вы тем, что во второй половине дня организована внеурочная деятельность?
    Довольны – 73 человека
  2. Не наблюдается ли в связи с этим перегрузки детей?
    68 человек считают, что перегрузки нет
  3. Посещает ли ваш ребенок кружки ДО? Сколько?
    30 человек – 1 кружок, 10 – 2, 4 – 3
  4. Сколько занятий (в неделю) необходимо Вашему ребенку?
    Только 8 человек ответили, что достаточно 5
  5. Какое направление вызвало наибольший интерес у детей?

Предпочтение отдано 2 направлениям – научно-познавательному и спортивно-оздоровительному.

Это и понятно, так как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья. А занятия по научно-познавательному направлению построены на внеучебном материале и способствует развитию познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся.

В целом сегодня родители наших первоклассников удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент исчезла.

В процессе работы явно вырисовываются основные проблемы внеурочной деятельности:

1. Недостаточная оснащенность школы медиасредствами.

2. Удаленность от учреждений ДО, дающих расширение круга возможностей для посещения музеев, выставок, театров. Это позволило бы интегрировать воспитательный, социализирующий потенциал на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования.

3. Отсутствие образовательной инфраструктуры, необходимой для организации внеурочной деятельности (наличие специальных помещений, специального оборудования, методического и дидактического оснащения).

Но, несмотря, ни на что, мы стараемся использовать все, что нас окружает, внедряем в свою внеурочную деятельность формы и методы, порожденные новым временем, и сохраняем многолетние духовные традиции воспитательной системы нашей школы. Стараемся дать хороший эмоциональный настрой, помочь с первых же дней пребывания в школе маленькому ученику почувствовать школу родной. А самое главное – чтобы он почувствовал себя сопричастным к тому, что в этой школе происходит. Мы считаем, что активное, деятельное включение ребенка в жизнь с первого дня значительно сокращает адаптационный период, создает лучшие условия для

возникновения мотивации обучения. И очень хочется, чтобы малыши сказали родителям с восторгом: “ Я хочу учиться в этой школе!”

Как говорил венгерский математик Джордж Пойа “Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей”. В рамках городского семинара наше образовательное учреждение предложило 4 занятия внеурочной деятельности.

Каждый педагогвыбрал свои методы.

1-е занятие.

Интегрированное занятие по курсам “Школа этики” и “Час общения”.

“Сервировка стола. Культура поведения за столом”.

На занятии обучающиеся познакомились с понятием “сервировка стола”, с правилами сервировки, с предметами сервировки, с правилами этикета за столом; научились приемам складывания салфеток, расстановки посуды. На ноутбуках с помощью шаблонов смоделировали вазу с цветами для украшения стола.

2-е занятие.

Художественно – эстетическое направление.

Курс “Сказочное рукоделие”.

Тема занятия “Приемы работы с бумагой. Оформление ширмы”.

Обучающиеся изготовили элементы цветов для оформления ширмы, используя приемы: квилинг, оригами, резание. В конце занятия ширма была подарена МДОУ, с которыми ОУ реализует программу “Преемственность”.

3-е занятие.

Научно-познавательное направление.

Курс “Знайка”.

Обобщающий урок-конкурс “Права и обязанности человека”.

(По Конвенции о правах ребенка.)

4-е занятие.

Художественно-эстетическое направление.

Курс “Вслед за солнышком идем”.

Тема занятия “Май – лошадку запрягай. Приметы мая”.

На занятии дети познакомились с приметами мая; узнали о праздниках этого месяца. Итог занятия – творческие работы детей по приметам мая.

Внеурочная деятельность школьников

Методический конструктор


Раздел 1. Сущность внеурочной деятельности школьников

  • ВД – объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решать задачи их воспитания и социализации.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников

  • Игровая
  • Познавательная (не на уроке)
  • Проблемно-ценностное общение
  • Досугово-развлекательная
  • Художественное творчество
  • Социально преобразующая добровольческая деятельность
  • Трудовая
  • Спортивно-оздоровительная
  • Туристско-краеведческая

Результаты и эффекты ВД

  • Воспитательный результат ВД – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
  • Воспитательный эффект ВД влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребенка.

  • Первый уровень результатов : приобретение школьниками социальных знаний , первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • Второй уровень результатов : получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Результаты внеурочной деятельности

  • Третий уровень результатов : получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
  • Достижение трех уровней результатов увеличивает вероятность появления эффектов ВД.
  • Первый достигается относительно простыми формами, второй – более сложными, третий – самыми сложными формами ВД.

Соответствие уровней результатов, форм и видов ВД

  • Форсирование результатов и форм ВД не обеспечивает эффективности! Примеры:
  • Социальное творчество – 1) социальная проба (участие ребенка в деле, акции, организованной взрослым) – 2) КТД – 3) социально-образовательный проект.

См. таблицу 1

методического конструктора


Раздел 2. Формы организации ВД

  • По всем направлениям ВД представлены формы работы и результаты для трех уровней, приведены примеры.

См. с. 16 - 114


  • Комплексные образовательные программы – достижение всех трех уровней результатов в различных видах внеурочной деятельности.
  • Тематические образовательные программы – получение результатов в определенном проблемном поле (патриотическое воспитание, воспитание счастьем, воспитание толерантности …).

Раздел 3. Как разработать программу ВД школьников

Типы образовательных программ ВД:

  • Программы по достижению результатов определенного уровня – первого, первого и второго, второго и третьего, часто связаны с возрастом детей.
  • Программы по конкретным видам ВД – игровой, познавательной и др.
  • Возрастные образовательные программы
  • Индивидуальные образовательные программы.

  • ПВД могут быть разработаны школой самостоятельно или на основе переработанных примерных программ.
  • Программы должны быть рассчитаны на определенный возраст: для младших школьников, подростков и др.
  • Содержание программ отбирается педагогически целесообразным и соответствующим потребностям и запросам учащихся и родителей.

Общие правила разработки программ ВД

  • ПВД содержит: введение (цель программы, принципы, структура, объем часов, возрастная группа учащихся), перечень основных разделов с указанием часов на их освоение (тематический план), описание разделов и содержания занятий (конспекты), характеристика основных результатов.
  • В ПВД описывается содержание ВД, суть и направленность планируемых дел и мероприятий.

Общие правила разработки программ ВД

  • В ПВД указывается количество часов аудиторных занятий – не более 50% от общего числа часов – и внеаудиторных (активных) занятий.
  • ПВД могут реализовываться как в отдельном классе, так и в творческих объединениях школьников одной возрастной группы (образец программы для класса и образец программы для старших подростков)

Раздел 4. Диагностика эффективности ВД школьников

  • Изучение изменений в личности школьника : опросник личностного роста через отношение к ценностям (к себе, к Отечеству и др.)
  • Изучение детского коллектива: методика «Какой у нас коллектив?» (А.Н. Лутошкин), социометрия
  • Изучение профессиональной позиции педагога: диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя

См. книгу Изучение эффективности воспитательного процесса /Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.


Раздел 5. Нормативное обеспечение ВД школьников

  • Примерная должностная инструкция замдиректора по ВД
  • Примерная должностная инструкция педагога-организатора
  • Примерная должностная инструкция классного руководителя
  • Примерная должностная инструкция педагога дополнительного образования
  • Примерная должностная инструкция воспитателя группы продленного дня

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ на период до 2010 года (проект)
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2010 г. № 30-51-433/16)

Раздел 6. Дайджест нормативных документов, регулирующих внеурочную сферу школы

  • О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13)
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11. 02. 2000 г. № 101/28-16)

ПОЛОЖЕНИЕ

По разработке программ

Внеурочной деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность является федеральный государственный образовательный стандарт. Внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

При организации внеурочной работы в условиях ФГОС от руководителей и педагогов образовательных учреждений потребуется знание методов и подходов осуществления данной деятельности.

Внеу рочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно новому базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения .

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Общеобразовательное учреждение имеет право самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Характеристика основных направлений внеурочной деятельности

выделены основные направления внеурочной деятельности:

· Спортивно-оздоровительное направление

· Духовно-нравственное направление

· Общеинтеллектуальное направление

· Общекультурное направление

· Социальное направление

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.

2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться программы, ориентированные на младших подростков (5-6 классы) и старших подростков (7-9 классы).

3. При определении содержания программ школа руководствуется

педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

4. Программа содержит:

введение, в котором есть информация о назначении программы, ее

структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, о возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;

перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;

характеристику основных результатов, на которые ориентирована

программа.

5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности

школьников, суть и направленность планируемых школой мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или

модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделен на смысловые части.

6. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и

внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников как одновозрастной, так и разновозрастной группы. В разновозрастных группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей, можно реализовывать модульную программу внеурочной деятельности.

При организации внеурочной деятельности обучающихся, если отсутствует необходимая материально-техническая база в общеобразовательном учреждении, необходимо использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта.

Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется уставом общеобразовательного учреждения с учетом требований базисного учебного плана.

Программы внеурочной деятельности разрабатываются на 34 учебные недели.

Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ внеурочной деятельности устанавливаются локальным актом образовательного учреждения.

После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом данного образовательного учреждения. Общий перечень рабочих программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению. Рабочая программа обновляется ежегодно.

Таким образом, организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях будет способствовать:

· развитию способностей учащихся, в том числе одаренных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

· организации интеллектуальных и творческих состязаний, научно-

· технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

· участию обучающихся, их родителей (законных представителей),

· педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

· возможности эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

· включению учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Г.Ревеш.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, исследующих проблемы школьного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания школьников средствами театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Театр – это уникальный вид искусства, так, как он синтетический. Занимаясь театральным творчеством, ребенок развивается всесторонне. Театр развивает не только речь и такие качества, как внимание, фантазию, воображение, память, чувство ритма, пластичность тела, но и пробуждает в человеке разум и совесть, вовлекает в сотворчество.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с одаренными детьми.

Актуальность программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к театральному искусству обеспечивается совершенствование процесса развития и осуществляется подъем духовно-нравственной культуры обучающихся.

Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве яв­ляется не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого обучающегося - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.

Основная идея программы внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится на основе синтетического вида художественного творчества – театра, позволяющего вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования за счёт таких инструментов, как сценирование (этюд, мыслительный эксперимент или аналогия). Сценироване – это «сборка круга предлагаемых обстоятельств ситуации, постановка целей и задач её участников и реализация этих целей в сценическом взаимодействии, определёнными средствами, доступными персонажами истории» (А.В.Гребёнкин).

Школьники, проиграв этюд-эксперимент, могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своём жизненно-игровом опыте предположения и варианты проведения и решения проблемы в подобной ситуации.

Отличительная особенность программы «Театральные ступеньки» в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Программа «Театральные ступеньки» строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха . Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики . Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии . Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности . Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности . В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности . Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Срок реализации программы – 2 года. Выполнение программы рассчитано на 136 учебных часов.

1-й год обучения - начальная ступень «Первые шаги» - основная цель этой ступени – выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к актерскому творчеству. В течение первого года воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства. Основной формой работы на первом этапе являются театральные игры и упражнения- импровизации.

2-й год обучения – расширенная ступень «Тропинками творчества» – основная цель – углубленное изучение и овладение актерским мастерством с ориентацией на исполнительскую деятельность. В течение второго года обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжают совершенствоваться выразительность и яркость поведения в выступлении актера перед зрителем. Формы работы - тренинги, репетиции.

В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.


Похожая информация.


Приступая к разговору о направлениях внеурочной деятельности по ФГОС, вначале расшифруем эту аббревиатуру.

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт – документ, в котором отображаются основные требования, предъявляемые государством к обучающим программам образовательных учреждений всех типов – от дошкольных до профессиональных. Он является обязательным к применению учебными заведениями на всей территории Российской Федерации. Благодаря ФГОС обеспечивается преемственность образовательного цикла на всем его протяжении.

Типы ФГОС

Существуют различные типы ФГОС, в зависимости от того, для образовательных учреждений какого уровня они предназначены. Государственный стандарт общешкольного образования в РФ уделяет особое внимание не только изучению основных школьных предметов в форме уроков , но и внеурочной деятельности.

Направления внеурочной деятельности по ФГОС различны: игровые, познавательные, досуговые, творческие, трудовые, спортивные. Они способны удовлетворить интересы любого школьника, его потребности в самореализации.

Внеурочная деятельность имеет важное значение для нормального физического и интеллектуально-нравственного развития детей и подростков, а также для их социальной адаптации и привития им трудовых навыков , необходимых во взрослой жизни и облегчающих профессиональную ориентацию в будущем.

Основные виды организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в школе осуществляется несколькими способами. Многие дети, помимо общеобразовательной, посещают так называемые специальные школы: музыкальные, художественные, спортивные и т.д. Но такого рода занятия возможно организовать и в рамках стандартной школьной программы. Основной вид организации внеурочной деятельности в школе – секции и кружки . Занимаясь в них, учащиеся развиваются физически и интеллектуально, расширяют свой кругозор, углубляют знания по основным школьным предметам, порой выходя достаточно далеко за рамки стандартной учебной программы, получают навыки практической и , что может пригодиться им при обучении в профессиональных учебных заведениях.

Исходя из формы осуществления, виды внеурочной деятельности можно разделить на теоретические и практические.

Сколько основных направлений имеет внеурочная деятельность?

На самом деле внеурочная деятельность имеет множество направлении. Какие из них сделать основными, решает для себя каждая конкретная школа и каждый конкретный педагог, опираясь на главную цель: воспитание гармоничной и разносторонней личности.

Перечислим наиболее популярные направления и виды деятельности во внеурочной работе:

  • Оздоровительно-спортивное направление достигается путем организации при школе спортивных секций для занятий различными видами спорта.
  • Интеллектуально-культурное обеспечивается занятиями в кружках художественного плана (музыкальных, драматических, изобразительного искусства), а также организацией школьных экскурсий по музеям и театрам.
  • Занятия туризмом способствуют развитию интереса к родному краю, его природным и историческим достопримечательностям.
  • Профессионально-бытовые навыки дети могут получить в кружках по различным видам технического моделирования и рукоделия .
  • Работа в предметных кружках (математических, биологических, литературных) играет важную роль в процессе более раннего определения способностей и наклонностей, имеющих отношение к профориентации школьников.
  • Социальной адаптации могут способствовать так называемые ролевые игры , моделирующие различные ситуации бытового или общественного характера и облегчающие усвоение детьми правил поведения в них. В младших классах это могут быть игры типа «Мы пришли в магазин», «Дорога и дорожное движение », «На приеме у врача». Более старшие школьники с интересом имитируют работу взрослых учреждений, выступая в роли директора и других членов трудового коллектива, или организуют, скажем, избирательную кампанию по выборам президента школьного совета, попутно вникая во все тонкости и подробности избирательного процесса как такового.

В качестве организатора внеурочной деятельности в общеобразовательной школе, как правило, выступает в основном ее собственный педагогический коллектив, но иногда привлекаются и преподаватели из школ дополнительного образования. Активное участие в ней способствует ускорению и облегчению социальной адаптации ребенка не только в образовательном учреждении как таковом, но и в обществе в целом, т.к. школа, в сущности, является одной из основных его моделей.

В начальных классах внеурочная деятельность выступает преимущественно в игровой форме, и это естественно. Младшие школьники – дети в полном смысле этого слова, и в силу возраста еще не способны ни к сколько-нибудь значительным нагрузкам – как физического, так и умственно-эмоционального плана, ни к точному определению сферы своих интересов, ни к концентрации усилий в этой сфере. Но по мере взросления детей она постепенно приобретает четкие и серьезные очертания, и работа в ней все более приближается к формам деятельности взрослых. Старшеклассники уже организуют школьные научные общества, становятся участниками различных олимпиад – спортивных, технических, предметных, завоевывая призовые места в них и поднимая таким образом как свой собственный рейтинг, так и престиж своего учебного заведения.

Наблюдая за учащимися в условиях внеурочной деятельности, педагог старается выявить все их таланты и способности – а они, безусловно, есть у каждого ребенка, – и направить усилия каждого из школьников к той области, в которой эти данные максимально раскроются, принося глубокое моральное удовлетворение как ученику, так и учителю.

Внеурочная деятельность обучающихся – условие реализации ФГОС начальной и основной школы - видео

Поделиться: