Какой календарь был в древнем риме. Ромула (календарь Ромула) - древний римский календарь

Июль - жаркий месяц середины лета, время активных сельскохозяйственных работ для крестьян и приятного отдыха для знати. Месяц горячий в разных смыслах, он и назван в честь одного из самых ярких политиков всех времен и народов Юлия Цезаря.

14 век. Святые, чьи праздники приходятся на первую половину июля: Св. Свитун, Св. Мартин, Св. Томас, Св. Бенедикт, Св. Милдред, Св. Кенельм , Св. Маргарита. Астрологический и церковный календарь в шести частях / 14th century, late. Astrological and ecclesiastical calendar in six pieces. MS. Rawl. D. 939, Section 2c (verso), detail. Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: English. Image description: Feasts in July: St. Swithin, St. Martin, St. Thomas, St. Benedict, St. Mildred, St. Kenelm, St. Margaret.
В республиканском античном Риме июль назывался Quintilis от quintus - пятый. Квинтилис был переименован в честь рожденного в этом месяце великого реформатора Юлия Цезаря и стал называться Julius mensis - "месяц Юлия". Поэтому, вначале краткий рассказ о римском летоисчислении. Тем более, что наше слово "календарь" происходит от римского слова "календы".

Первоначально в Риме год был разделен на десять месяцев. Считалось, что это дело ума и рук самого Ромула, основателя Рима. Год начинался 1 марта.

Римский календарь действовал как журнал записи гражданского времени. Основанный великим понтификом он указывал для каждого месяца на период торговли - буквы с A до H, на счастливые F и несчастливые N дни, религиозные праздники - NP, даты народных собраний - С.
У римлян в месяце фиксировались только три дня: календы, ноны, иды, каждый из которых соответствовал началу новой лунной фазы. Этими днями месяцы разделялись на три неравные части.

Календы /Calendae - от латинского calare - звать, отсюда и произошло слово "календарь". Календы - это первый день каждого месяца, начало новой луны. Календы были днями, когда понтифики объявляли переходящие праздники месяца, а также днями выплаты долгов, записанных в долговые книги - calendaria.

Определение начала месяца возлагалось на особого жреца, а позже на верховного понтифика, следившего за новолунием из особого ритуального сооружения на Капитолийском холме и торжественно объявлявшего о нем народу, а глашатаи публично выкликали это на площадях.

Ноны, первая четверть луны, приходились на пятый или седьмой день, за 9 дней до полнолуния. Иды соответствовали полнолунию, они выпадали на тринадцатый или пятнадцатый день месяца.

15.


Calendar pages for July, from the Hours of Joanna of Castile, Netherlands (Bruges), between 1496 and 1506, Additional 18852, ff. 7v-8
Работа в полях кипит. Идет ежегодной сбор пшеницы. Все мужчины работают засучив рукава, а кое-кто и без штанов. На странице справа крестьяне переносят собранный ​​урожай в бревенчатой ​​сарай.

16.

Между 1412 и 1416 или около 1440. Июль, folio 7, verso. Великолепный часослов герцога Беррийского /Très Riches Heures du Duc de Berry. Братья Лимбург (Поль?) или Бартелеми д’Эйк(?) (ок. 1420- после 1470). Пергамент, гуашь, акварель, позолота. 29×21 см. Музей Конде, Шантийи via
На июльской миниатюре из Великолепного часослова герцога Беррийского показаны сбор урожая и стрижка овец. Два крестьянина в широкополых соломенных шляпах срезают серпами спелые колосья, среди которых проглядывают сорняки - красные маки и голубые васильки. Справа на переднем плане женщина в синем платье и мужчина стригут овец. Ручей, струящийся среди ив и камышей, впадает в реку Клэн и разделяет собой две сцены земных трудов. За пахотным полем, у подножия гор раскинулся замок с крышей, крытой сланцем. Это, скорее всего, замок Пуатье/Château de Poitiers, возведенным по приказу герцога Беррийского в конце 14 века на берегу реки Клен в Пуату и не существующий ныне.

По древнеримскому календарю год состоял из 10 месяцев, первым из которых считался март. На рубеже VII – VI веков до н.э. из Этрурии был заимствован календарь, в котором год состоял из 12 месяцев – январь и февраль следовали после декабря. Месяцы римского календаря назывались прилагательными, согласованными со словом mensis (месяц): mensis Martius – март (в честь бога войны Марса), m. Aprilis – апрель, m. Maius – май, m. Junius – июнь (в честь богини Юноны); остальные названия месяцев происходили от числительных, и называли номер месяца по порядку следования с начала года: m. Quintilis – пятый (позже, с 44 г. до н.э. m. Julius – июль, в честь Юлия Цезаря), m. Sextilis – шестой (позже, с 8 г. н.э. m. Augustus – август, в честь императора Августа), m. September – сентябрь (седьмой), m. October – октябрь (восьмой), m. November – ноябрь (девятый), m. December – декабрь (десятый). Затем следовали: m. Januarius – январь (в честь двуликого бога Януса), m. Februarius – февраль (месяц очищений, от лат. februare – oчищать, приносить искупительную жертву в конце года).

В 46 г. до н.э. Юлий Цезарь по совету египетского астронома Сосигена провел реформу календаря по египетскому образцу. Был установлен четырехгодичный солнечный цикл (365+365+365+366=1461 день), с неравной продолжительностью месяцев: 30 дней (апрель, июнь, сентябрь, ноябрь), 31 день (январь, март, май, июль, август, октябрь, декабрь) и 28 или 29 дней в феврале. Начало года Юлий Цезарь перенес на 1 января, поскольку в этот день консулы вступали в должность, и начинался римский хозяйственный год. Этот календарь назывался юлианским (старый стиль) и он был заменен исправленным новым григорианским календарем (по имени папы Григория XIII, который и ввел его) в 1582 г. во Франции, Италии, Испании, Португалии, позже в остальных странах Европы, и в 1918 г. в России.

Обозначение римлянами чисел месяца основывалось на выделении в месяце трех главных дней, связанных со сменой фаз луны:

1) 1-й день каждого месяца – календы, первоначально – первый день новолуния, о котором возвещает жрец;

2) 13-й или 15-й день каждого месяца – иды, первоначально в лунном месяце середина месяца, день полнолуния;

3) 5-й или 7-й день месяца – ноны, день первой четверти луны, девятый день перед идами, считая день нон и ид.

В марте, мае, июле, октябре иды приходились на 15-е, ноны – на 7-е числа, в остальных месяцах – на 13-е и 5-е соответственно. Дни, предшествующие календам, нонам и идам обозначались словом накануне – pridie (Acc.). Остальные дни обозначались посредством указания, сколько дней осталось до ближайшего главного дня, при этом в счет входили также день, который обозначается, и ближайший главный день (сравните, по-русски – третьего дня).

Неделя

Деление месяца на семидневные недели пришло в Рим с Древнего Востока, и в I в. до н.э. стало в Риме общепринятым. В заимствованной римлянами неделе только один день – суббота – имел особое название, остальные назывались порядковыми номерами; римляне назвали дни недели по семи светилам, носившим имена богов: суббота – Saturni dies (день Сатурна), воскресенье – Solis dies (Солнца), понедельник – Lunae dies (Луны), вторник – Martis dies (Марса), среда – Mercuri dies (Меркурия), четверг – Jovis dies (Юпитера), пятница – Veneris dies (Венеры).

Часы

Разделение суток на часы вошло в употребление со времени появления в Риме солнечных часов в 291 г. до н.э., в 164 г. до н.э. в Риме ввели водяные часы. День, как и ночь, был разделен на 12 часов, продолжительность которых менялась в зависимости от времени года. День – это время от восхода до заката солнца, ночь – время от захода до восхода солнца. В равноденствие день считался с 6 часов утра до 6 часов вечера, ночь – с 6 часов вечера до 6 часов утра (например, четвертый час дня в равноденствие – это 6 часов + 4 часа = 10 часов утра, т.е. 4 часа после восхода солнца).

Ночь делилась на 4 стражи по 3 часа каждая, например, в равноденствие: prima vigilia – с 6 ч. вечера до 9 ч., secunda vigilia – с 9 ч. до 12 ч., tertia vigilia – с 12 ч. до 3 ч., quarta vigilia – с 3 ч. до 6 ч.

Римский календарь

[с.38] Римский календарь во времена Цезаря состоял из 12 месяцев: четырех - по 31 дню (март, май, квинтилий = июль, октябрь), семи - по 29 дней (январь, апрель, июнь, секстилий = август, сентябрь, ноябрь, декабрь) и одного из 28 дней (февраль) - всего 355 дней в году .

Через каждый год (по четным годам до н.э.) прибавлялось 22 или 23 дня для согласования с солнечным годом. Это прибавление производилось в феврале после празднества терминалии (23 февраля); оставшиеся пять дней февраля добавлялись в конце дополнительного месяца (intercalaris), так что этот месяц состоял из 27 или 28 дней.

Первый день месяца назывался календы (Kalendae), пятый (или же седьмой в месяце из 31 дня) - ноны (Nonae), тринадцатый (или же пятнадцатый в месяце из 31 дня) - иды (Idus). Считая в обратном порядке от этих установленных дат, обозначали дни месяца. Подсчет велся включительно, т.е. включался и обозначаемый день, и день, от которого велся отсчет. Таким образом, 2 января считалось: ante diem IV Non. Jan. ; 2 марта: ante diem VI Non. Mart . День накануне того дня, который нужно было сосчитать, назывался pridie (табл. V, стр. 175). Последние дни февраля после ид в дополненном году подсчитывались в обратном порядке от начала прибавленного месяца: [с.39] ante (diem) V Kal. Intercalaris - 20 февраля (Cic ., pro Quinct., 79). Иногда еще и 14 февраля было неизвестно, будут ли понтифики прибавлять дополнительный месяц; в этом случае 14 февраля обозначалось как ante diem X Terminalia (Dessau , № 6302 = Degrassi , № 719).

Последовательный счет дней, хотя и был возможен, встречается редко (A. Gagner , - "Festskrift Per Persson", 1922, с. 202) .

При такой системе счисления Луна совершенно не принималась во внимание; напротив, прибавление 22 (или 23) дней каждые два года нарушало всякое согласование с лунными месяцами. Тем не менее, дни на протяжении месяца считались в обратном порядке от очередной лунной фазы. Понтифик объявлял о появлении нового серпа (стр. 14) и по его форме и местоположению сообщал, сколько дней следует считать до нон, т.е. до первой четверти. В ноны снова провозглашалось, через сколько дней будут иды (полная луна) и по каким дням следует устраивать празднества (Ginzel , II, с. 173).

Римский календарь со всеми его специфическими особенностями (продолжительность месяца, система интеркаляций) был довольно сознательной попыткой «синхронизации гражданского и солнечного годов» (Censor ., 20, 6). Римский четырехгодичный цикл состоял из 355 + 378 + 355 + 377 дней. Можно предполагать, что автор этого цикла стремился подогнать лунный год к движению Солнца, т.е. к земледельческому году. (Месяцы из 29, 30 и 31 дня встречаются и в греческих метеорологических календарях.) Тем не менее, римский четырехгодичный цикл насчитывал 1465 дней, т.е. он был на четыре дня длиннее, чем четыре солнечных года. Таким образом, римский календарь отставал от смены времен года на четыре дня за каждые четыре года. Но установить истинную продолжительность солнечного года было и в самом деле нелегко (см. стр. 26). Геродот (I, 32) на этот счет заблуждался; великий инженер Гарпал (ок. 480 г. до н.э.) считал, что период обращения Земли вокруг Солнца составляет 365 дней и 13 час. Даже ок. 190 г. до н.э. Энний упоминал о 366 днях солнечного года. Поэтому нас не должно удивлять, что примерно в 500 г. до н.э. римские крестьяне ошибались: «Ты, Ромул, знал лучше оружие, чем звезды» (Scilicet arma magis quam sidera, Romule, noras. - Ovid ., Fasti, I, 28).

Римский псевдосолнечный цикл, видимо, являлся модификацией «года Ромула», т.е. чисто земледельческого 10-месячного года, начинавшегося в марте и кончавшегося в декабре, «десятом» [с.40] месяце. Народы древности часто принимали во внимание только период земледельческих работ и пренебрегали остальным временем естественного года. Весь годичный период, от одной весны до другой, делился на части различной длины. Такие «месяцы», продолжительностью до 39 дней каждый, засвидетельствованы и для года Ромула (Plut ., Numa, 18; Lydus , de mens., I, 16), и вообще для древней Италии (Censor ., 22, 6; 19, 6). Названия месяцев от марта до июня, по-видимому, относились к стадиям роста зерна и скота (см.: J.G. Frazer , The fasti of Ovid., II, 1929, с. 8; J. Bayet , Histoire de la religion romaine, 1957, с. 89). Древние обычно приписывали введение этого календаря Нуме Помпилию (и связывали недостатки календаря с его последующими изменениями - см.: Cic. , de leg. II, 12, 29). Современные ученые большей частью приписывают введение календаря децемвирам (середина V в. до н.э.). Но последние, скорее, выработали лишь систему добавлений к календарю для согласования с солнечным годом (интеркаляций) (Macrob ., I, 13, 21). С другой стороны, календарь был связан с капитолийским культом: календы были посвящены Юноне, а иды - Юпитеру .

Расхождение этого календаря с солнечным годом было столь очевидным, что уже примерно в 450 г. до н.э. децемвиры пытались исправить всю систему (см. выше). В 191 г. до н.э. был принят закон М. Ацилия Глабриона об интеркаляциях. Но эти реформы не помогали. Выдвигалось много других предложений подогнать календарь к солнечному году (Macrob ., I, 13; Liv ., I, 19; ср.: Ideler , II, с. 69; Ginzel , II, с. 253), но, очевидно, они так и не были приняты римлянами (Mommmsen , с. 44). По всей видимости, римляне в какое-то время отказались от схематических дополнений календаря и, так же как в Афинах и в других греческих городах (см. стр. 26), дополняли год тогда, когда в этом возникала необходимость. Со времени Второй Пунической войны и до реформы Цезаря в 45 г. до н.э. понтифики регулировали календарь по своему усмотрению. Так же как и греки (см. стр. 29), римляне стремились к тому, чтобы определенные жертвоприношения совершались соответственно в одно и то же время года (Quod ad tempus ut sacrificiorum libamenta serventur fetusque pecum... diligenter habenda ratio intercalandi est. - Cic. , de leg., II, 121, 29) . В действительности интеркаляции стали орудием политиков в их борьбе за власть и часто производились произвольно, без учета времени года.

[с.41] Это отразилось в формулировке одного из условий контракта, приведенной Катоном (Cato , de agr., 150): si intercalatum erit . В 50 г. до н.э. Цицерон 13 февраля еще не знал, будет ли 23 февраля вставлен добавочный месяц (Cic ., at Att., V, 21, 3), в 70 г. до н.э. он объяснил своим слушателям, что озабоченность греков по поводу подгонки своего календаря к движению Солнца - всего лишь чудачество (Cic ., Verr., II, 2, 129). Римский календарь и в самом деле не совпадал ни с движением Солнца, ни с фазами Луны, но "ging vielmehr gänzlich ins Wilde" (Mommsen).

По-видимому, все попытки установить четкие циклы интеркаляций для этого календаря напрасны (см.: Ideler , Lehrbuch, с. 309; Mommsen , с. 44). Имеющиеся случайные свидетельства, как уже отмечалось, позволяют сделать только общее заключение о том, что в период между Первой Пунической войной (264 г. до н.э.) и Второй (218 г. до н.э.) римский календарь более или менее соответствовал юлианскому, отставая от него, возможно, на несколько недель; что во время Второй Пунической войны при Ганнибале дополнениями к году пренебрегали, так что к 190 г. до н.э. римский календарь опережал юлианский на 117 дней; что это расхождение уменьшилось до 72 дней в 168 г. до н.э., т.е. в прошедшие 22 года интеркаляции производились 12 раз. Можно предполагать, что во времена Гракхов календарь был почти согласован со сменой времен года, что видно по датам военных кампаний за период примерно со 140 до 70 г. до н.э. При Цезаре, однако, дополнения к календарю опять не делались: в 46 г. до н.э. отставание составляло 90 дней.

Эти сведения об использовании римского календаря во II в. до н.э. заимствованы у Дж. Де Санктиса . Мы должны подчеркнуть, что имеющейся информации недостаточно для общих выводов. Есть только два астрономических соответствия: солнечное затмение 14 марта 190 г. до н.э. наблюдалось в Риме 11 июля (по римскому календарю) (Liv ., XXXVII, 4, 4) и лунное затмение 21 июня 168 г. до н.э. наблюдалось в Риме 4 сентября (по римскому календарю) (Liv ., XLIV, 37, 8). Кроме того, из условий контрактов (Cato , de agr., 146) того времени следует, что урожаи зерна и маслин собирались своевременно, в конце мая и в ноябре соответственно. Возможно, в контрактах указывался «идеальный» месяц, который не зависел от причуд официального календаря (ср. стр. 19), но битва при Campi Raudii , близ г. Верцеллы, 30 июля (римского календаря) 101 г. до н.э. действительно произошла в день летнего [с.42] солнцестояния (Plut ., Marius, 26). Многочисленные даты, которые дошли до нас со времен Цезаря, не могут быть с уверенностью переведены в даты юлианского календаря (ср.: Ginzel , II, с. 273; J. Carcopino , César, 1936, с. 696).

ПРИМЕЧАНИЯ:

40. Имеющиеся сведения о римском календаре происходят из двух различных источников: из живой традиции его передачи, дошедшей до наших дней, и из древних документов и сообщений античных авторов. И в настоящее время мы пользуемся календарем Цезаря, а римская система датирования дней месяца (ноны и календы) сохранялась вплоть до XVI в. (Ginzel , III, с. 115). Основные источники: Macrobius , Sat., I, 13 и Censorinus , De die natali (238 г. н.э.). Сверх того (кроме многочисленных небольших отрывков из различных авторов и т.п.) имеются и календари на камнях, один из которых относится ко времени до реформы Цезаря (Fasti Antiates veteres: A. Degrassi , Inscriptiones Latinae liberae reipublicae, 1957, № 9). См. также: К. Latte , Römische Religionsgeschichte, 1960, с. 2. Среди современных исследований по римскому календарю работа Т. Моммзена (Th. Mommsen, Römische Chronologie, 2. Aufl., 1859) остается основополагающей и непревзойденной. Дальнейшие библиографические указания см.: Ginzel , II, с. 289. Новейший обзор и библиография: A.K. Michels , The Calendar of the Roman Republic, 1967; A.E. Samuel , Greek and Roman Chronology, 1972, гл. 5. См. также популярный обзор: F. Della Corte , L"antico calendario dei Romani, 1969. Древние свидетельства собраны A. Degrassi , - "Inscriptiones Italiae", XIII, 2, 1963. По римским фастиям (календарям) см.: Latte , Römische Religionsgeschichte, с. 431. [

12.3. Календари Древнего Рима. Юлианский календарь.

Григорианский календарь

В Древнем Риме впервые календарь появился в VIII в. до н. э., он был лунным. Год состоял из 10 месяцев, в году 304 суток. Год начинался с первого числа первого весеннего месяца. Первоначально все месяцы обозначались числительными, затем получили названия:

· Мартиус – в честь бога войны и покровителя земледелия и скотоводства Марса, в этом месяце начинались сельскохозяйственные работы (31 сутки);

· Априлис – aperire (лат.) – произрастать, раскрываться (29 суток);

· Майус – в честь богини красоты и произрастания Майи (31 сутки);

· Юниус – в честь богини плодородия Юноны (29 суток);

· Квинтилис – пятый месяц (31 сутки);

· Секстиль – шестой (29 суток);

· Септембер – седьмой (29 суток);

· Октобер – восьмой (31 сутки);

· Новембер – девятый (29 суток);

· Децембер – десятый (29 суток).

Суеверные римляне боялись четных‚ чисел, поэтому каждый месяц состоял из 29 или 31 дня. В V II в. до н. э. – реформа календаря, создан лунно-солнечный календарь, в котором было 355 дней, делившихся на 12 месяцев. Два новых месяца:

· Януариус – в честь двуликого бога Януса (31 сутки);

· Фебруариус – месяц очищения, в честь бога мертвых и подземного царства Фебруария (29 суток).

Календы – первый день каждого месяца в древнеримском календаре.

Ноны – 7 день длинных месяцев, 5 день коротких.

Иды – 15 день длинных, 13 день коротких месяцев. Счет дней по календам, нонам и идам – след лунного календаря. Календы – день новолуния, ноны – день первой четверти луны, иды – день полнолуния.

В целях максимального приближения года к тропическому (365и 1/4 суток) раз в два года стали вводить дополнительный месяц между 23 и 24 фев-раля – марцедоний (от латинского слова «марцес» – плата), равный первоначально 20 суткам. В этом месяце должны были оканчивать все денежные расчеты прошедшего года. Однако несоответствие римского и тропического годов этой мерой ликвидировать не удалось.

Поэтому в V в. до н.э. римляне по примеру греческого календаря ввели 8-летний цикл, несколько изменив его. Греки каждые 8 лет имели 3 удлиненных года, римляне же ввели у себя 4-х летний цикл с двумя удлиненными годами. Марцедоний стали вводить два раза в четыре года, чередуя при этом 22 и 23 дополнительных дня. Таким образом, средний год в этом 4-летнем цикле был равен 366 суткам и стал длиннее тропического года приблизительно на 3/4 суток. Для ликвидации этого несоответствия жрецам было предоставлено право исправлять календарь и решать, какие делать вставки в него. Интерколяция – введение дополнительного месяца, обязанность жрецов - понтификов. Используя свое право вводить в календарь дополнительные дни и месяцы, жрецы настолько запутали календарь, что в I в. до н.э. назрела настоятельная необходимость в его реформе.

Юлианский календарь . Такая реформа была осуществлена в 46 г. до н. э. по инициативе Юлия Цезаря. Реформированный календарь в его честь стал называться Юлианским. Реформа календаря опиралась на астрономические знания, накопленные египтянами. Для создания нового календаря был приглашен египетский астроном из Александрии Созиген. Перед реформаторами стояла все та же задача – максимально приблизить римский год к тропическому и благодаря этому поддерживать постоянное соответствие определенных дней календаря одним и тем же временам года.

За основу был взят египетский год в 365 суток, но было решено раз в четыре года вводить дополнительные сутки. Таким образом, средний год в 4-летнем цикле стал равным 365 суткам и 6 часам. Созиген сохранил число месяцев и их названия, но продолжительность месяцев была увеличена до 30 и 31 дня. Дополнительный день стали прибавлять к февралю, имевшему 28 дней, и вставляли его между 23 и 24 числами, куда прежде вставляли марцедоний.
В результате в таком удлиненном году появилось второе 24-е число, а так как римляне вели счет дня оригинальным способом, определяя, сколько дней остается до определенного числа каждого месяца, этот дополнительный день оказался вторым шестым до мартовских календ (до 1 марта). По-латыни такой день назывался биссектус – второй шестой («бис – дважды, еще, сексто – шесть).
В славянском произношении этот термин звучал несколько по-иному, и в русском языке появилось слово «високос», и удлиненный год стал называться високосным годом.

Началом года стали считать 1 января, так как в этот день приступали к исполнению своих обязанностей консулы. Впоследствии были изменены названия некоторых месяцев: в 44 г. до н. э. квинтилис в честь Юлия Цезаря стал называться июлем, в 8 г. до н.э. секстиль – августом в честь императора Октавиана Августа. В связи с изменением начала года потеряли смысл порядковые названия некоторых месяцев, например десятый месяц («децембер – декабрь) стал двенадцатым.

Юлианский календарь – чисто солнечный. В Юлианском календаре год стал длиннее тропического только на 11 минут 14 секунд. Юлианский календарь отставал от тропического года на одни сутки через каждые 128 лет. первоначально Юлианский календарь применялся только в Риме. В 325 г. первый Вселенский Никейский собор постановил считать этот календарь обязательным для всех христианских стран. Юлианский календарь был принят в Византии 1 сентября 550 г. н. э. В Х в. перешел на Русь.

Григорианский календарь . В Юлианском календаре средняя продолжительность года была равна 365 суткам 6 часам, следовательно, он был больше тропического года (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд) на 11 минут 14 секунд. Эта разница, ежегодно накапливаясь, приводила через 128 лет к ошибке в одни сутки, через 384 года – в 3 суток, а через 1280 лет уже в 10 суток. Вследствие этого, день весеннего равноденствия – 24 марта во времена Юлия Цезаря в I в. до н.э.; 21 марта – на Никейском соборе в I V в. н. э.; 11 марта в конце Х V I в., а это грозило в будущем перемещением главного праздника христианской церкви – Пасхи с весны на лето. Это затрагивало религиозную и хозяйственную жизнь. Пасха должна была праздноваться после весеннего равноденствия – 21 марта и не позднее 25 апреля. Опять возникла необходимость в реформе календаря. Католическая церковь осуществила новую реформу в 1582 г. при папе Григории ХIII.

Была создана специальная комиссия из духовных лиц и ученых астрономов. Автором проекта реформы был итальянский ученый – врач, математик и астроном Алоизий Лилио. Реформа должна была решить две основные задачи: во-первых, ликвидировать накопившуюся разницу в 10 суток между календарным и тропическим годами и в дальнейшем предотвратит эту ошибку, во вторых, максимально приблизить календарный год к тропическому, чтобы в будущем разница между ними не была ощутимой.

Первая задача была решена административным порядком: специальной папской буллой предписывалось 5 октября 1582 г. считать 15 октября. Таким образом, весеннее равноденствие возвращалось на 21 марта.

Вторая задача решилась путем сокращения числа високосных годов, чтобы уменьшить среднюю продолжительность года Юлианского календаря. Каждые 400 лет из календаря выбрасывались 3 високосных года. 1600 г. оставался в новом календаре високосным, а 1700, 1800 и 1900 гг. становились простыми. По Григорианскому календарю годы, числа которых оканчиваются на два нуля, стали считаться високосными только в том случае, если первые две цифры делятся на 4 без остатка. Календарный год приблизился к тропическому поскольку отбрасывалась разница в трое суток, которая накапливалась каждые 400 лет.

Созданный новый Григорианский календарь стал гораздо совершеннее Юлианского. Каждый год теперь отставал от тропического всего на 26 секунд, а расхождение между ними в одни сутки накапливалось через 3323 года. Практического значения такое отставание не имеет.

Григорианский календарь первоначально был введен в Италии, Франции, Испании, Португалии и в Южных Нидерландах, затем в Польше, Австрии, католических землях Германии и в ряде других европейских стран. Введение Григорианского календаря натолкнулось на яростную оппозицию со стороны духовенства тех церквей, которые конкурируют с католической церковью. Православная, англиканская, протестантская церкви, ссылаясь на церковные догмы и богословские толкования, объявили Григорианский календарь противоречащим учению апостолов.

В 1583 г. в Константинополе был созван церковный собор, который признал неточность Юлианского счисления времени. Но и новый календарь не был признан правильным. Преимущество было оставлено за старым Юлианским календарем, как более согласованным с определением дня празднования Пасхи. По Григорианской системе счета времени появлялась возможность совпадения дня празднования христианской и иудейской Пасхи, что по апостольским правилам строго запрещалось. В тех государствах, где господствовала православная христианская церковь, еще долгое время пользовались Юлианским календарем. Например, в Болгарии новый календарь был введен только в 1916 г., в Сербии в 1919 г. В России Григорианский календарь был введен в 1918 г., Декретом СНК от 24 января предписывалось считать следующий за 31 января день не 1, а 14 февраля.

Взаимоотношение Юлианского (старый стиль) и Григорианского календарей (новый стиль) . Разница между ними не является величиной неизменной, а постоянно увеличивается. В Х V I в., когда была проведена реформа, она составляла 10 суток, а в ХХ в. она была уже равна 13 суткам. Каким образом произошло это накопление? 1700 г. был високосным по Юлианскому календарю, но простым по Григорианскому, так как 17 на 4 без остатка не делится. Таким образом, разница между календарями увеличилась до 11 суток. Аналогичным образом следующее увеличение расхождения между ними произошло в 1800 г. (до 12 суток), а затем в 1900 г. (до 13 суток). В 2000 г. разница осталась прежней, так как этот год високосный в обоих календарях, и достигнет 14 суток только в 2100 г., который будет високосным по Юлианскому календарю, но простым по Григорианскому.

Точных сведений о зарождении римского календаря нет. Согласно традиции первый его вариант ввел в 738 году до н.э. основатель и первый царь Рима, (753 - 715 гг до н.э.). Этот календарь, год которого состоял из 10 месяцев и содержал 304 дня, был позаимствован у греков и назывался Ромула . Месяцы в нем не имели названий и обозначались порядковыми номерами, а год начинался с того месяца, на который приходилось начало весны.

К концу 8 века до н.э. первые четыре месяца получили свои названия. Это были Мартиус (в честь бога войны Марса ), Априлис (лат. aperire раскрывать, по раскрывавшимся на деревьях почкам), Майус (в честь богини Майи, матери бога Меркурия) и Юниус (в честь богини Юноны, супруги бога Юпитера). Остальные шесть месяцев сохраняли свои порядковые обозначения - Квинтилис (пятый), Секстилис (шестой), Септембер (седьмой), Октобер (восьмой), Новембер (девятый) и Децембер (десятый). Мартиус, Майус, Квинтилис и Октобер имели по 31 дню, а остальные - по 30.

Первую реформу календаря провел второй римский царь (715 - 674 гг до н.э.). Он добавил к существовавшим 10 еще два месяца - Януариус (в честь двуликого бога Януса) и Фебруариус (лат. februare очищать, по обряду очищения, проходившему ежегодно в этом месяце).

Чтобы уравнять год, состоявший из 304 дней, с годом греков, требовалось добавить к нему еще 50 дней. Суеверные римляне полагали, что нечетные числа счастливее четных, и добавили 51 день. Тем не менее, из такого количества дней не составлялось два полных месяца, и римляне отняли по одному дню у шести 30-дневных месяцев, получив для новых двух 57 дней. 29 из них досталось Януариусу, а 28 - Фебруариусу.

Таким образом, год состоявший из 355 дней разделился на 12 месяцев со следующим числом дней:

Мартиус 31
Априлис 29
Майус 31
Юниус 29
Квинтилис 31
Секстилис 29
Септембер 29
Октобер 31
Новембер 29
Децембер 29
Януариус 29
Фебруариус 28

Почему 355 дней? Дело в том, что римляне пользовались лунным календарем и начало каждого месяца определяли по появлению лунного серпа после новолуния. Продолжительность лунного года составляет 354,4 дня. Однако, солнечный год имеет продолжительность 365,25 дней. Для устранения несоответствия более чем в 10 дней в каждый второй год между 23-м и 24-м днями Фебруариуса вставлялся дополнительный месяц Мерцедоний , содержавший попеременно 22 и 23 дня. Продолжительность года, соответственно, менялась так: 355 дней, 377 дней, 355 дней, 378 дней, 355 дней, 377 дней, 355 дней, 378 дней и т.д. Средняя продолжительность года при этом оказывалась на сутки больше действительной и время от времени приходилось прибегать к уменьшению продолжительности добавочных месяцев. Право изменять продолжительность этих месяцев принадлежало понтификам (жрецам), которые часто злоупотребляли своей властью, внося неразбериху в общественную жизнь.

Самый древний из сохранившихся римских календарей, Fasti Antiates. 84-55 гг до н.э. Репродукция. Museo del Teatro Romano de Caesaraugusta, Сарагоса, Испания. Оригинал, нарисованный на штукатурке, был найден в 1915 году и находится в Национальном Римском Музее в Термах Диоклетиана.

Вольтер писал: «Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось».

Конец этой неопределенности положил . В 46 году до н.э. он, по совету египетского астронома Созигена , провел коренную реформу календаря по египетскому образцу. Был установлен четырехгодичный цикл (365 + 365 + 365 +366 дней) с неравной продолжительностью месяцев, принятой до сих пор. Месяц Мерцедоний навсегда исчез из календаря. Начало года было перенесено на 1 января, поскольку именно с этого дня (начиная со 153 года до н.э.) вступали в должность консулы и начинался римский хозяйственный год. Год с добавочным днем назывался бисекстилис («со вторым шестым днем», который, как раньше месяц Мерцедоний, вставлялся перед 24 февраля, т.е. перед шестым днем перед мартовскими календами), откуда произошло русское «високосный».

Перед осуществлением реформы, для того, чтобы добиться совпадения всех праздников с соответствующими им временами года, т.е. убрать накопившиеся ошибки, римляне прибавили к календарному году, помимо 23-дневного Мерцедония, еще пару месяцев - в 33 и 34 дня. Вставили их между ноябрем и декабрем. Так образовался год в 445 дней, получивший название «года замешательства». Это был 46 год до н.э. Счет по новому календарю начался с 1 января 45 года до н.э.

В благодарность Юлию Цезарю за реформу календаря и военные заслуги римский сенат в 44 году до н.э. переименовал месяц Квинтилис, в котором Цезарь родился, в Юлиус (июль).

Счислением времени по-прежнему занимались понтифики. Не поняв сущность реформы, они стали производить вставку високосных дней не через три года на четвертый, а через два на третий, снова запутав календарный счет. Ошибку обнаружили в 8 году до н.э. во времена императора , которому пришлось провести новую реформу для ее устранения. По указанию Августа с 8 года до н.э. по 8 год н.э. добавочные дни не вставлялись.

Сенат принял решение о переименовании месяца Секстилис в Августус в благодарность Августу за исправление календаря и за большие победы, одержанные им в этом месяце. Однако, в Секстилисе было 30 дней - четное число, считавшееся несчастливым. Пришлось отнять один день от Фебруариуса, оставив ему 28 (29) дней. Теперь три месяца подряд - Юлиус, Августус и Септембер - имели по 31 дню, что, по какой-то причине, опять не устроило суеверных римлян. Один день Септембера отдали Октоберу, а Новембера - Децемберу. В таком виде римский календарь оставался неизменным по всей Европе до конца 16 века (а кое-где и до начала 20 века).


Каменный римский календарь. 3-4 века. Палочки вставлялись в отверстия, соответствовавшие месяцу, числу и дню недели.

Императоры Тиберий, Нерон и Коммод пытались назвать своими именами три последующих месяца, но эти названия не прижились.

Со времени возникновения Римской Республики (509 год до н.э.) годы обозначались по именам двух консулов (консулы переизбирались парами ежегодно). Так о событиях 55 года до н.э. говорилось - в консульство Марка Красса и Гнея Помпея . Начиная с 16 года до н.э., не отменяя датировку по консулам, входит в употребление датировка от предполагаемого года основания Рима — ab Urbe condita (от основания города). Эту дату (21 апреля 753 года до н.э.) «вычислил» римский писатель и ученый Марк Теренций Варрон (116 - 27 гг до н.э.), установив, что она соответствует 3 году 6 олимпиады. Такая датировка использовалась в Европе до конца 17 века.

Обозначение римлянами чисел месяца основывалось на выделении в нем трех главных дней, первоначально связанных с фазами луны. 1-й день каждого месяца назывался календами (Kalendae ) . Это был первый день новолуния, о котором возвещал верховный жрец (лат. c alare созывать). 13-й или 15-й день месяца назывался идами (Idus ), днем полнолуния (этрусское iduare делить). 5-й или 7-й день назывался нонами (Nonae ) и был днем первой четверти луны и 9-м днем перед идами (лат. n onus – девятый).

В марте, мае, июле и октябре (будем уже употреблять привычные названия) иды приходились на 15-е число, а ноны - на 7-е. В остальные месяцы иды соответствовали 13-му, а ноны - 5-му числу. Дни, непосредственно предшествовавшие календам, нонам и идам, назывались pridie (канун). Например, 14 марта - это канун мартовских ид . Для обозначения остальных дней указывалось их количество, остававшееся до ближайшего главного дня. В счет входили и сам обозначавшийся день и ближайший главный. 20 марта - 13 дней до апрельских календ . Видно, что при датировках всегда использовалось «до» и никогда — «после». Обзор года назывался kalendarium .


Первоначально римская неделя, нундина (лат. nundinae ), состояла из 8 дней, обозначавшихся буквами алфавита A, B, C, D, E, F, G и H. Семидневная неделя пришла в Рим в 1 веке до н.э. с Востока. Ее дни, за исключением субботы, имевшей собственное имя (др. евр. sabbath отдых), обозначались порядковыми номерами. Римляне дали им имена семи светил, самих названных в честь богов:

Понедельник Lunae dies Луна
Вторник Martis dies Марс
Среда Mercuri dies Меркурий
Четверг Jovis dies Юпитер
Пятница Veneris dies Венера
Суббота Saturni dies Сатурн
Воскресенье Solis dies Солнце

Сутки римляне делили на 2 части - день и ночь. Их разделение на часы вошло в употребление в 291 году до н.э. с появлением в Риме солнечных часов (horologium solarium ) , которым в 164 году до н.э. наследовали часы водяные (solarium ex aqua ). День и ночь делились на 12 равных часов, но в понимании римлян это были световой день (от восхода до заката) и собственно ночь (от заката до рассвета). Такой подход приводил к тому, что дневной час равнялся ночному (и современному, привычному нам часу) только в равноденствия. В остальные времена года их продолжительности, естественно, менялись и различались.

Таким измерением времени папское правительство Рима продолжало пользоваться до 1842 года (!), после которого все же перешло на общемировое время.

Поделиться: