Пресвятая Троица, помилуй нас.

Троицкая дорога исстари была самая многолюдная по числу богомольцев, отправлявшихся в Троицкую Лавру. Эта дорога была очень грязна и глиниста, но, несмотря на это, усердные поклонники св. Сергия из самых дальних краев России проезжали и проходили по ней. Эти путешествия делятся на молитвенные, подвижнические, обетные, благодарственные, умилительные . Троицкая дорога известна уже пять веков. Св. угодник, как сказано в его жизнеописании, скрыв себя в пустыню, не мог скрыть имени своего. Эта дорога обильна историческими воспоминаниями: по ней ездили и ходили наши деды, вселенские и русские святители, великие князья и цари, именитые иностранцы, знатные русские сановники; многие, в подражание св. Сергию, который никогда не ездил на коне, ходили на поклонение мощам его пешком. Патриархи отправлялись в этот путь с целой свитой и клиром; на перепутьях, где они останавливались, около хоромов их теснился народ, прося их благословения. Сколько полчищ, враждебных России, во время лихолетья, кишело на этой дороге. По ней везли с Белого моря мощи св. Филиппа митрополита, и тихо, скромно двигался поезд из Москвы в Лавру с гробами, под черными покровами, в которых находились останки тел царя Бориса Годунова, жены его и сына Федора, сопровождаемые несколькими монахами и обливавшейся слезами дочерью Бориса, царевной Ксенией. По этой дороге везли тело патриарха Никона с Белого озера в Новый Иерусалим. Сколько воспоминаний!

Не пропустим молчанием и знаменитого троицкого похода великого князя Димитрия Донского к преп. Сергию для испрошения его благословения перед Куликовской битвой.

Все наши императоры и члены их семейств неоднократно посещали это святое место, бывая в Москве.

Царские походы к Троице совершались по установленному церемониалу: предварительно посылались в монастырь гонцы с извещением о прибытии в него царя с его семейством; вследствие этого начинались там большие приготовления для встречи и принятия его. Крестьяне, приписанные к Троицкому монастырю, высылались исправлять дорогу и чинить мосты. В царские путевые дворцы (находившиеся в Алексеевском, Тайнинском, Пушкине, Братовщине и Воздвиженском) отряжались разные придворные чины: стряпчие, сытники, стольники, постельники, бараши (шатерники) и прочие с постельным бельем, со столовой посудой, со стряпней, с разборными столами, с разгибными стульями и с прочими укладистыми вещами. Обозники расчищали, готовили места для слазок , где выходили цари из своих колымаг, чтобы поразмять члены, пройтись пешком по этой дороге; им расставляли под сенью деревьев для отдыха парчовые шатры на пушистом собольем подбое. Эти походы уподоблялись торжественному шествию. Впереди царского поезда ехал отряд стрельцов, вооруженных алебардами, за ними большая, на высоких колесах, в виде кареты, колымага царская, запряженная шестью (иногда более) рослыми лошадьми; она управлялаась бородатым возницей, державшим в руках поднятый вверх позлащенный бич; с боков колымаги ехала стража. Царский экипаж двигался степенным шажком. Царица и все семейство следовали сзади; за ними тянулись во многих повозках разные придворные чины и женский штат царицы в крытых повозках. Хвост этого длинного поезда составлял обоз с разной утварью и съестными припасами.

Троицкие походы со всеми роздыхами, обедами, полдниками и ужинами продолжались несколько дней; утром и вечером на пристанищах для царей устанавливали иконы из везомой запасной образной их; помолившись усердно, они закусывали неспешно, и отправлялись далее.

Т роицкая дорога

Как могучий маяк средь житейского моря,

Преподобного Сергия Лавра стоит,

И застигнутых бурей печали и горя,

К тихой пристани жизни зовет и манит.

Там, во храме, под сводами, полными мрака,

В кротком трепете света возженных лампад,

Есть с мощами нетленными дивная рака,

Мощи те исцеленья страдальцам точат.

Сносит Русь свои скорби, печали, страданья,

Свое горе, нужду к чудотворным мощам,

И молитвою мира, любви, упованья

Просит помощи всем своим верным сынам.

Преподобный угодник, моленьям внимая,

Источает целебную всем благодать.

И гремит Промыслителю слава святая,

Что изволил Он милость нам грешным подать.

Да послужит же эта святая Обитель

Средь житейского моря для нас маяком!

Да поможет Святой Преподобный Целитель

Нам бороться с недугом, бедой и грехом!

П.Лебединский

Я совсем не случайно разделил книгу на три поприща: расстояние от столицы до Троице-Сергиевой Лавры составляет примерно семьдесят верст, или три дня пешком. А по-другому к Троице и не ходили. Богомольники старались совершать паломничество к Преподобному Сергию как можно чаще, не реже, если позволяли возможности, раза в год. Как правило, оно начиналось на Соборной площади Кремля с земного поклона. Потом паломники проходили мимо Чудова и Вознесенского монастыря и, сняв шапки, выходили через Спасские ворота по Ярославскому тракту.

По распоряжению Иоанна Грозного во второй половине XVI века были выстроены путевые царские дворцы - их было пять. Первый от Москвы путевой дворец находился в селе Алексеевское, неподалеку от современной станции метро «Алексеевская». Здесь же находился храм, где хранилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Второй - на берегу реки Яузы в селе Тайминская; третий дворец - в селе Братовщина; четвертый - в селе Воздвиженское, а пятый - в Троице Сергиевом монастыре. Он только и уцелел до наших дней. Остальные, деревянные, от ветхости развалились.

На пути к Троице было немало гостевых дворов. Старинная Ярославская дорога хранит отпечатки многих тысяч ног, среди которых есть и следы Пушкина, Лермонтова. Еще мальчиком совершил свое незабываемое паломничество ставший впоследствии знаменитым православный писатель Иван Шмелев. Даже цари ходили к Троице пешком. Лишь один Патриарх имел право езживать в карете. Два раза совершал пешие паломничества царь Алексей Михайлович. Свой способ соблюсти всенародный обычай придумала Екатерина II , когда в один из приездов в Москву решила посетить знаменитый монастырь, сходить на богомолье. Окруженная свитой, императрица доходила до определенного места, где ее поджидал экипаж, на котором она возвращалась в Москву. На следующий день ее привозили в то место, до которого она дошла накануне, и Екатерина далеее шла пешком. Потом она опять скакала в Москву. На следующий день все повторялось в том же порядке. Считалось, что совершать паломничество пешком нужно потому, что сам Сергий «никогда не ездил на коне».

Русские предприниматели и здесь проявили смекалку, построив в 1862 году Троицкую частную железную дорогу: было подсчитано, что за год по Ярославской дороге проходит в Троице-Сергиеву Лавру до 500 тысяч паломников. На пробный проезд из Москвы было потрачено всего два часа со всеми остановками. Но, к великому удивлению строителей, богомольцы отказались пользоваться железной дорогой. Тогда по просьбе акционеров братия Троице-Сергиевой Лавры во главе с архимандритом заполнила вагоны одного из поездов. Собственным примером показывая, что пользование железной дорогой не является грехом даже на таком «святом пути». И все же пешее паломничество народ считал предпочтительнее… Три дня Лавра кормила богомольцев безплатно, потом или возвращайся, или коштись за свой счет… Эти сведения я почерпнул из самарской «Народной газеты» в статье М.Щербака «Паломничество в Святую Русь», №4, март 2003.

Иван Шмелев вспоминал: «В Святых воротах сумрак и холодок; а дальше - слепит от света: за колокольней солнце глядит в пролет, а виден черный огромный колокол, будто висит на солнце, от благовеста - дрожит земля. Я вижу церкви - белые, голубые, розовые на широком просторе, в звоне. И все кажется мне, звонят и светят кресты на небе, сквозные, легкие. Направо - большой собор с синими куполами, с толстыми золотыми звездами…

…Падает с неба звон. Кружится голова от гула. Дрожит земля. Я вижу разные огоньки - пунцовые, голубые, розовые, зеленые… тихие огонечки лампад. Не шелохнутся, как сонные. Под ними золотые цепи. Под серебряной цепью висят они повыше и пониже, будто на небе звездочки. Мощи Преподобного - под ними. Высокий, худой монах, в складчатой мантии, которая струится, переливается в огоньках свечей, недвижно стоит у возглавия, где светится золотая Троица. Я вижу что-то большое, золотое, похожее на плащаницу. Я целую, чувствую губами что-то сладкое, пахнущее миром. Я знаю, что здесь Преподобный Сергий, великий Угодник Божий».

«Видно всю Лавру-Троицу: светит на нас крестами. Мы крестимся на синие купола, на подымающийся из чаши крест:

Пресвятая Троица, помилуй нас!

Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!…

Выезжаем на белую дорогу. Навстречу - богомольцы, идут на радость. А мы отрадовались - и скучно нам…

Вот мы и помолились, привел Господь… благодати сподобились… - говорит Горкин молитвенно. - Будто теперь и скушно, без Преподобного… а он, батюшка, незримый с нами. Скушно и тебе, милый, а?…

Постукивает тележка. Мы тихо идем за ней». Иван Шмелев «Богомолье».

Давний христианский обычай ходить на богомолье к святым местам по северной московской дороге обрел постоянство и силу в XIV в. вместе с ростом и укреплением Троице-Сергиева монастыря, вместе со всенародной, всероссийской славой его основателя Преподобного Сергия Радонежского. Особо прославила монастырь по всей Руси его героическая оборона в начале XVII в.

Северная дорога, Троицкая, Патриарший тракт, Ярославское шоссе – по-разному называли древний богомольный путь . Начинался он у Никольской башни Московского Кремля и шел по улицам Никольской, Лубянке, Сретенке, Мещанской и дальше через Крестовскую заставу на Ярославскую дорогу.

Паломничество в Троице-Сергиев монастырь (в 1744 г. ему присвоено звание Лавры) всегда занимало особое место в сознании русского общества. В середине XIX в. Троицкая дорога уже выложена камнем, а затем (1862 г.) строится первая на Руси частная железная дорога Саввы Мамонтова.

Главные города по Ярославской дороге по пути в Сергиеву Лавру – Мытищи, Пушкино, Софрино, Хотьково. Вдоль этого пути исстари строили храмы, ставшие светлыми вехами для богомольцев.

С незапамятных времен, от самой зари православия на Руси стал Троицкий путь дорогой паломников и богомольцев. Сначала к святыням Ростова и Суздаля, потом Владимира и Переяславля Залесского, а с конца XIV столетия – к стенам Сергиевой обители. В память о подвижнике, который, как известно, никогда не ездил верхом, многие шли пешком. Так сложилась традиция пеших походов из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Одни шли поклониться чудотворным иконам и святым мощам, другие – испросить здоровья, удачного свершения дел. Со временем обустроилась дорога, и возникли на ней красавицы-церкви, ставшие путеводными вехами для многих поколений русских богомольцев.

Строительство Ярославской железной дороги и особенно безбожное XX столетие подорвали, ослабили древнюю традицию. Тем не менее встречаются трехдневные пешие походы в Сергиев Посад и в наше время.

Паломничество обычно начинали от Красной площади. Здесь стоит самая знаменитая часовня старой и новой Москвы – Иверская. Построена она специально для чудотворной Иверской иконы Богородицы из Иверского монастыря на Афоне. Точную копию иконы привезли в Москву 19 мая 1669 г. Помолившись перед Иверской отправлялись в путь.

Иверская часовня и Воскресенские ворота восстановлены осенью 1995 г. 25 октября специальный самолет из Греции доставил с Афона в Москву новый точный список чудотворной иконы. На следующий день икону крестным ходом перенесли в устроенную для нее часовню. Ежедневно с 8 до 20 часов здесь идут непрерывные молебны, где служит поочередно все московское духовенство.

Помолившись на дорожку перед Иверской, выходим на Красную площадь. Справа – Никольская башня Кремля. Впереди светятся через площадь купола-маковки храма Василия Блаженного. Слева – возрожденный Казанский собор.

Казанский собор испытал на себе все превратности XX столетия. В 1920 г. был захвачен обновленцами – церковниками, согласными на полное сотрудничество с новой властью. В 1936 г. снесен. В 1990 г. возникло стихийное народное желание восстановить утраченный собор. К 1993 г. Казанский собор восстановили.

Дальше и цари, и простые русичи, осенив себя крестным знамением и поклонившись на три стороны, шли по нынешней Никольской улице. Когда-то вдоль Никольской улицы располагались иконные ряды. Здесь в изобилии торговали свечами, лампадным маслом, церковной утварью, различного письма иконами. Поэтому Спасский монастырь, основанный здесь в 1600 г. царем Борисом Годуновым, стали называть Заиконоспасским.

Никольская улица невелика и заканчивается у Лубянской площади. Когда-то здесь располагались переселенцы из Новгорода, и некоторые специалисты считают, что название «Лубянка» пошло от новгородцев – была у них улица Лубяница. Но есть и другое мнение: название это местного происхождения – от луба, которым крыли мелкие лавочки.

Перебравшись через площадь, попадаем в «ущелье» между «Детским миром» и новым зданием КГБ (по-нынешнему ФСБ). Это – улица Большая Лубянка.

За бульварным кольцом Большая Лубянка переходит в Сретенку. «Сретенье» – слово древнерусское и означает «встреча». Летом 1395 г. шел на Москву с полчищами воинов ордынский хан Тамерлан. Московское княжество не могло противопоставить ему равную силу. Оставалась надежда только на Бога и защиту Богоматери – покровительницы России. Тогда великий князь Василий Димитриевич повелел принести в Москву из Владимира чудотворную икону Божией Матери Владимирскую, написанную, по преданию, евангелистом Лукой и прославленную многими чудесами.

Десять дней несли на руках икону в Москву, и на всем пути стояли вдоль дороги люди и молили: «Матерь Божия, спаси Землю русскую!» Далеко за городскими воротами встречали икону московские жители: «весь град изыде противу иконы на сретение ея». Встреча произошла 26 августа. И Тамерлан неожиданно для всех прекратил поход и пошел назад. Москва избежала разорения, и в память о чудесном спасении на месте встречи иконы был устроен Сретенский монастырь .

Ни одно богомолье царей, патриархов и простых паломников не обходилось без молебнов в Сретенском монастыре.

Среди монастырских святынь – точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину. По преданию, именно в это покрывало было завернуто израненное тело Иисуса Христа, положенное после распятия на три дня в каменную пещеру.

Сретенский монастырь стоит в конце Большой Лубянки, а в самом начале Сретенки расположился храм Успения Богородицы в Печатниках . Построен он в 1695 г. и называется так потому, что при зарождении в Москве печатного дела здесь расселили работников новой профессии, которых называли печатниками.

На другом конце Сретенки, у самого Садового кольца стоит церковь Троицы Живоначальной. После Сухаревской площади храмы встречаются уже реже. Сначала попадаем на 1-ю Мещанскую улицу. В середине Мещанской, также слева, – возрожденное подворье знаменитого Серафимо-Дивеевского монастыря с часовней в честь одного из любимейших русских святых – преподобного Серафима Саровского.

Перед самым выездом на Рижскую площадь, влево от Мещанской, идет Трифоновская улица. Названа так по стоящему здесь храму мученика Трифона в Напрудном . Это один из старейших православных храмов Москвы.

После метро «Алексеевская» справа находится церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Построена она в 1680-х гг. В те же сроки возвели здесь и роскошный деревянный дворец, простоявший до начала XIX в. В храме сохранились особые молельные комнаты для царя и царицы. Храм не закрывался. В церковной ограде находится Алексеевское кладбище, на котором покоятся многие праведники. В приделе мученика Трифона – точная копия пещеры Гроба Господня, что в Иерусалиме.

Уже на выезде из Москвы слева от Ярославского шоссе, в районе станции «Лосиноостровская» стоит довольно молодой (нет еще и ста лет) храм мучеников Адриана и Наталии . Построен в 1916 г. в псково-новгородских традициях. Не закрывался. Гордостью прихожан является удивительно красивый иконостас, выдержанный в духе иконостасов XVI столетия.

В Мытищах у самого шоссе стоит высокая голубая красавица – церковь Владимирской иконы Божией Матери. Мытищи получили название от стоявшей здесь таможни. В былые времена со всех проезжавших по дороге или проплывавших по судоходной тогда Яузе собирали мыт – торговую пошлину. По старой православной традиции в храме работает бесплатная столовая для бедных. Кормят всех.

Следующий крупный город – Пушкино.

К 300-летию династии Романовых
Не проезжайте мимо Клязьмы. Здесь расположен один из красивейших подмосковных храмов – Спаса Нерукотворного Образа. Или попросту – Спасский. Строили его к 300-летию царской династии Романовых (1913) и потому построили особенным, в новорусском стиле. Последний царь династии – Николай II – здесь никогда не бывал, но рассказывают, что, проезжая мимо Клязьмы в Сергиеву Лавру, сделал в сторону храма устное и рукотворное приветствие.

Впереди – Талицы . Талицы – середина пути от Москвы до Сергиева Посада.
Продолжая поход, попадаем в село Рахманово. Местная церковь Вознесения Господня известна с 1654 г.

Впереди – село Голыгино, а за ним село – Воздвиженское — церковь Воздвижения Креста Господня (1845). Храм построен на историческом месте. По традиции сюда являлись троицкие власти с иконами и просфорами встречать приезжающего государя. Здесь была последняя остановка Димитрия Донского перед встречей с Преподобным Сергием Радонежским.

Если отправиться дальше прямо, то вскоре появится село Рязанцы . У самой его границы, справа от дороги, стоит памятный деревянный крест. Надпись на кресте разъясняет, что на этом месте состоялось духовное общение святителя Стефана Пермского и Преподобного Сергия Радонежского . В 1390 г. во время поездки святителя по церковным делам в Москву он оказался на этом месте, недалеко от Троицкого монастыря. Однако времени заехать в монастырь никак не находилось. Тогда, помолившись, епископ Стефан поклонился в сторону обители и сказал: «Мир тебе, духовный брат» . Преподобному Сергию случилось в это время быть с братией на трапезе. Услышав духом Стефаново приветствие, он встал и с поклоном ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобою». В память о сближении святых душ место это стали называть Поклонной горой и отметили сначала деревянной, а в XVII в. каменной Крестовской часовней, разрушенной в 30-е гг. грешного XX столетия.

Если пойти налево, то мы попадаем в Радонеж . Здесь в юношестве жил с родителями будущий святой, здесь же они и закончили земной путь.

А затем и Сергиев Посад.

Использована статья Анатолия Мацукевича.

Большая дорога. Художник Н.Ф. Добровольский, 1877.


Когда мы задаемся вопросом, - затронула ли война 1812 года ту или иную местность, нужно обратить внимание на то, что для продвижения формирований как русских, так и французских войск важную роль играли крупные дороги.

К 1812 году дорожная система к северо-востоку от Москвы имела сложившийся, так сказать «законченный» вид. Тем не менее, хотя эта дорожная система и стала основой для прокладки в самом конце XIX – начале ХХ века современных шоссейных путей, - не всегда они во всех точках совпадали с исторически-сложившимся направлением старых дорожных магистралей.

На основе карт генерального межевания 1766-1770 годов, восстановленной В.С. Кусовым, военно-топографической карты Ф.Ф.Шуберта 1837-1840 годов и подробной карты окрестностей Москвы Военно-топографического депо 1852-1856 годов можно вполне точно восстановить «дорожную ситуацию» этой части Подмосковья 1812 года.


Условная схема расположения дорог к северо-востоку от Москвы.

Несмотря на то, что северо-западное направление не входит в рамки нашего дальнейшего исследования, следует уделить толику внимания Петербургской дороге, так как упоминания об изменениях в дислокации русских войск на ней будут встречаться в основном тексте.

Тверская (Петербургская) дорога

На северо-запад от Москвы, начинаясь от Тверской заставы и Тверской ямской слободы, шла Тверская дорога, совпадавшая на этом отрезке Петербургской дорогой.

Тверская застава. Гравюра рубежа XVIII-XIX вв.

От заставы ее путь проходил мимо Петровского путевого дворца, села Всесятское. После деревни Химки дорога миновала границу Московского и Воскресенского уездов Московской губернии. В Воскресенском уезде она миновала деревни Филино и Верескино, селение Черную Грязь, сельцо Ржавки, село Чашниково и деревни Дурюкино, Крутая, Поддубная, Есипово и Пешковскую ямскую слободу.

Дмитровская дорога ("Дмитровка")

От той же заставы на север начиналась Дмитровская дорога, проходившая через Бутырскую слободу, село Петровское (Разумовское) и Бескудниково. Миновав здесь границу Московского и Воскресенского уездов, Андреевское, Виноградово, Хлебниково, Капустино, Еремино, Шолохово, Троице-Сельцы, деревни Сухарево и Ларево. Пересекая здесь границу Воскресенского уезда дорога попадала в Дмитровский уезд Московской губернии и далее шла через Игнатово, Полуподосинки, Никульское, Свистуха и Копорки с юга дорога подходила к городу Дмитрову.

Троицкая (Старая Переяславская) дорога

Восточнее, от Троицкой (Крестовской) заставы и Переяславской Ямское слободы начиналась трасса Троицкой (Старой Переяславской) дороги, шедшей к Троице-Сергиевской лавре и далее. В пределах Москвы, она шла от Никольских ворот по Никольской улице Китай-города, далее через Никольские (Владимирские) ворота Белого города, по Сретенке поднималась до площади, на которой стояла знаменитая Сухарева башня и по Первой Мещанской улице (Пр. Мира) шла до Троицкой (Крестовской) заставы.

Троицкая (Крестовская застава). Литография М. Щуров, 1839

От заставы дорога шла на село Алексеевское, д. Ростокино, д. Малые Мытищи, затем д. Большие Мытищи. После этого, покинув Московский уезд она попадала в Богородский уезд Московской губернии и проходила деревню Тарасовку, после которой имела переправу через реку Клязьму и далее шла к переправе через Учу у села Пушкино. Далее дорога проходила деревню Новую, село Братовщина, Талицы, Рахманово, имея переправу через Ворю у д. Голыгино, Дятлово тож. Через село Воздвиженское, сельцо Степанково, д. Резанцы, и подгородное сельцо Клементьево дорога приводила путника к Сергиевскому Посаду и лавре.

[Ольшанская дорога - ответвление Троицкой дороги]. У д. Ростокино Троицкий тракт имел ответвление влево, ближе к Дмитровке, который носил, по крайней мере в 1830 году название Ольшанской дороги". Этот путь проходил через д. Ватутино, село Тайнинское, деревни Волково и Зимино на сельцо Пирогово и далее.

Стромынская дорога ("Стромынка", "Киржачская", "Юрьев-Польская").

От Преображенской заставы (ныне Преображенская площадь), через села Преображенское и далее Черкизово на р. Сосенке, мимо села Измайлово д. Колошино (Максино, Хорошево в XVIII в) и приселка Гольяново на село Щитниково, д.Лукино и Пехру (Покровское) шла Стромынская дорога.

Московская застава . Ф. Дюрфельдт, 1782.

Далее, миновав границу Московского и Богородского уездов Московской губернии, она проходила через д. Долгое Ледово, Медвежьи озера и село Анискино, после которого по правому берегу Клязьмы шла до моста у сельца Райки [возможно, дорога в 1812 году имела мост через Клязьму у соседней д. Городищи]. Не заходя в село Улиткино, дорога миновала его восточнее, и приводила в Мизиново, после которого, миновав мост через Ворю, попадала в д. Громниково (Громково) и далее через Дядькино и Черноголовку, приводило в село Коровицыно (Стромынь), после чего уходила во Владимирскую губернию.

[Хомутовская дорога , "Хомутовка" - ответвление Стромынской дороги]. В районе села Измайлово Стромынка имела левое (северное) ответвление, проходившее через село Гольяново, д. Абрамцево, село Никольское, Оболдино тож и далее пересекала границу Московского и Богородского уезда [Хавский, 1830, с.9]. Далее дорога следовала через Супонево, Красниково до переправы через Клязьму у села Хомутово (ныне в границах г.п. Щёлково). Далее дорога следовала через д. Набережную, Новоселки (Егорьевское), деревню Сабурово, Протасьево, Петрищи и д. Пареево [Нистрем, 1852].

Владимирская дорога ("Владимирка", "Рогожская", "Богородская дорога")

Вид въезда в Москву со стороны Владимирской заставы. Неизвестный автор по гравюре Ф.Кампорези Цветная акватинта. Лондон. 1813.

На востоке Москвы, от Владимирской (Рогожской) заставы и Рогожской ямской слободы через деревню Новая (Андроньевка) на село Ивановское шла Владимирская дорога.

Сценка на Рогожской заставе. Рисунок Х.В. Фабера дю Фора, 1812 г.

После Ивановского она приводила путника в сельцо Горенки, деревню Леоново, село Яковлевское, Пехра тож (у южного берега Пехорского пруда) и после – миновала границу Московского и Богородского уездов у деревни Новой. Далее через село Воскресенское, Родино дорога миновала мост через р. Купавну, и попадала в село Демидово, Купавна. Минуя деревни Шахово, Новоселки, Псарки, сельцо Дранишниково, Подвязное (Федосеево), Подвязное (Доможирово), Истомкино и Думновское дорога приходила в город Богородск (нынешний Ногинск) и далее, сворачивая у села Успенского и порохового завода при нем, миновала мост через реку Клязьма у д. Большое Буньково. Проходя далее через деревню Кузнецы, Полуожерельево и Никулино дорога пересекала границу Богородского уезда Московской губернии и через д. Плотава (Платова) и деревню Усад Киржач попадала в г. Покров Владимирской губернии.

[Троицкая дорога от Богородска до Сергиевого Посада ]. Город Богородск и Сергиев Посад соединяла еще одна дорога, называвшаяся Троицкой. До Богородска она шла из Бронниц. От Богородска она шла на д. Малое Буньково, проходила через Ямкино, и, минуя с правой стороны Черноголовку, пересекалась со Стромынской дорогой, и приводила путника в д. Макарово. Далее, пересекая мост через. р. Пруженку у села Ивановское, дорога (попадая в пределы современного Щёлковского района Московской области) дорога разветвлялась на сеть проселков, как это видно на карте Ф.Ф. Шуберта. К середине XIX века дорога приобрела на этом участке более точные очертания и проходила от Ивановского через Огуднево и с. Петровское.

К середине XIX века "оформился" и т.наз. "Черноголовский тракт ", который, минуя село Сергиевское, Алмазово, Аристов погост (с. Пречистое), пересекал Клязьму между Тимонино и д. Корпуса, проходил через село Воскресенское и деревню Новую, заканчиваясь в Ямкино.

Бронницкая (Коломенская, Касимовская) дорога

Южнее, от Покровской заставы на юго-восток от Москвы шла Бронницкая дорога, которая проходила от заставы через деревню Хохловку, село Карачарово, деревни Вязовка, Выхино, Жулебино, Подосинки, село Люберцы, деревню Панки и Лукъяновку, далее уходя в Бронницкий уезд.

[Егорьевская (Гжельская) дорога - ответвление Броницкой дороги]. От деревни Панки брала начало Егорьевская дорога, проходившая далее через д. Хлыстову, село Коростово (Красково, Богородское) и далее также уходившая в Бронницкий уезд.

Дорога к Сергию Радонежскому - это дорога не от точки А в точку Б. Это путь наверх. И чем дальше ты идёшь по этой лествице, тем шире кругозор. И чем выше по этой лествице поднимаешься, тем шире кругозор. И вот ты уже доподлинно видишь, что Троицкая - это столп, стержень, на который, как на тетрадную пружину, нанизываются основные страницы нашей истории.

Троицкая дорога связывала Москву с окраинами. По ней из Сибири везли меха, золото, серебро, медь, с верховьев Камы - соль, из Архангельска тянулись рыбные обозы. Однажды с одним из обозов, как известно, в столицу пришел Михайло Ломоносов.

Первый паломник к Сергию – князь Дмитрий Донской, он шел за благословением перед Куликовской битвой В 1395 году по Троицкой из Владимира в Москву пронесли Владимирскую икону Божией Матери в ожидании нашествия Тамерлана. А в 1613 году по этому тракту из Костромы прибыл Михаил Фёдорович - первый русский царь из династии Романовых. На этом пути вспыхивали сражения с поляками, французами… Здесь же кипели основные интриги Стрелецкого бунта.

И разве могло быть иначе, если не забывать, к кому ведёт этот тракт? Вот лишь несколько строчек из жития преподобного Сергия Радонежского: «а ко всему этому сражения с бесами, видимые и невидимые брани, схватки в борьбе, бесовские устрашения, диавольские мечтания... ожидание внезапных опасностей». Троицкая - это дорога преподобного Сергия к святости, это и пророчество о судьбе России - сквозь тернии к куполам.

Во все времена народ называл Троицкую дорогу святой.

Паломничество богомольцы начинали от Иверской часовни у Воскресенских ворот Московского Кремля (неслучайно здесь установлен знак нулевого километра), затем проходили улицы, которые сегодня называются Никольская, Большая Лубянка, Сретенка, дальше по современному проспекту Мира через Крестовскую заставу, у которой заканчивался старый город. Начинались широкие просторы и живописные холмы, дикие леса, путевые дворцы, переполненные разным людом трактиры и, конечно же, карсавицы-церкви как главные ориентиры русского пути.

Современное Ярославское шоссе не везде совпадает со старой Троицкой дорогой. Многие сёла, в которых часто останавливались богомольцы, новая трасса обходит стороной. Тем не менее постепенно возвращается главное назначение этого пути - дорога к Богу. Тысячи людей ежедневно отправляются из Москвы до Сергиева Посада на любом удобном транспорте. Останавливаясь на железнодорожных станциях или задерживаясь в пыльных пробках, путешественники всё чаще слышат отголоски старого пути - колокольные звоны возрождающихся храмов. Тех самых, которые сопровождали паломников столетиями. Возрождается Россия - возрождается её главная дорога.

Поделиться: