Каким был самый первый рисунок. Первобытная наскальная живопись

В популярной литературе пещеры с наскальными рисунками часто называют палеолитическим Лувром или Эрмитажем. Сравнение не совсем удачное: любая картинная галерея - отдельные полотна, мало связанные с помещением. Пещерные изображения приспособлены к изгибам, выступам и трещинам той скалы, на которую они нанесены, используют ее фактуру и цветовую гамму.


Попытки воссоздать их на макетах (пещеры Альтамира-2 и Ласко-2) показали всю сложность этого замысла. Но, оказывается, палеолитические рисунки еще более жестко привязаны к определенным местам пещер, чем это представлялось еще десяток лет назад. Об одном из видов привязки - "звуковом фоне" пещер - мы уже говорили. Последние исследования показали, что этот фон определяет и содержание рисунков: изображения копытных животных располагаются в наиболее шумных (по уровню эха), а кошачьих - в наиболее "тихих" участках пещер.

В 1957 г. археолог А. Леруа-Гуран занялся скрупулезной бухгалтерской работой. Он произвел переучет всех известных в то время памятников палеолитического человека, включив в них наскальные изображения (63 пещеры!) и сюжеты мобильного искусства (гравировки на кости, мелкие фигурки и пр.). Пространство пещер, где имеются рисунки, статистически достоверно подразделяется на 7 зон: I - вход с отдельными изображениями, II - повороты галерей и сужения между залами (иногда каждый поворот отмечается фигуркой другого животного); III - входы в ниши основных залов; IV - зона с последними рисунками; V - центральные части стен в залах или расширениях; VI - периферийные части центральных стен; VII - центральное пространство в нишах. Количественное соотношение сюжетов и порядок их расположения на стенах оказались подчиненными единому канону, обязательному для всех палеолитических художников Западной Европы. Это свидетельствует о наличии в палеолите некоторого единого уровня мировоззрения.

В 90-е гг. XX в. археолог Е. Анати продолжил исследования Леруа-Гурана, дополнив их сведениями о вновь открытых пещерах с рисунками (их число удвоилось), а также - об одновозрастных наскальных рисунках-петроглифах на поверхности. Всего было исследовано более 20 миллионов изображений из 780 объектов. Для обработки информации, естественно, использовалась ЭВМ.

Оказалось, что наскальные рисунки у неандертальцев практически отсутствуют. Их прообразом можно считать так называемые "макароны" - волнистые линии, нанесенные сразу несколькими пальцами или многозубчатым инструментом на глине или на поверхности скалы. Полагают, что это подражание гриффадам - следам когтей пещерного медведя. "Пещерная живопись" появилась только у кроманьонцев, причем раньше всего - в Африке (40 тыс. лет назад), затем - в Европе (34 тыс. лет), гораздо позже - в Австралии (22 тыс. лет) и в Америке (17 тыс. лет). Человеческое общество развивается по одним законам, поэтому и потребность в рисунках проявлялась повсеместно, хотя не везде получала одно и то же выражение.

Все сюжеты пещерных рисунков разделяются на три крупные категории: пиктограммы, психограммы и идеограммы.

Абсолютно преобладают пиктограммы - изображения живого мира. Среди них чаще всего (90%) встречаются изображения животных. Позднепалеолитический человек был прежде всего охотником. Поэтому среди изображений встречаются зубры и туры, козы и бараны, лошади и олени, мамонты и носороги. Но количественное соотношение между ними необычное, отличающееся не только от наших школьных представлений, но и от данных, приведенных в научных монографиях. Первые два места занимают лошадь и бизон, третье - северный олень, четвертое и пятое - медведь и пещерный лев. А вот мамонту, символу ледникового периода, палеолитический художник уделил всего 1% своего внимания! Эти расчеты корректируют находки костных останков животных. В отдельных местонахождениях на первые места выдвигаются местные охотничьи виды (например, в Крыму - ослы). Но общая картина не меняется.

Многие теоретики первобытного искусства строят свои гипотезы на предположении, что изображения на стенах со следами ударов дротиком - это "учебный класс", где юношей племени учили находить "убойные места" на теле животных, или символическая охота как элемент культа. Статистика показывает, что таких рисунков всего 2%. А вот рисунки лошадей и бизонов не просто преобладают (93%), но занимают центральные места среди композиций всех зон, в том числе и в основной, VII зоне. Это также свидетельствует о жестком каноне, которому подчинялись первобытные охотники. Не ради охотничьей удачи, не ради свободного искусства украшали они стены пещер рисунками. Они рисовали не то, что видели, а то, что нужно было видеть всему племени или первобытной общине.

Иногда рисунки древнего человека являются палеозоологическими загадками. Например, из 93 известных наскальных изображений пещерного льва лишь 13 - "типичные" львы; остальные похожи на льва и тигра одновременно. Палеобиолог М. Руссо предположил, что пещерный лев - гибрид льва и тигра, встречавшийся некогда в природных условиях. Он даже предложил названия для гибридов, живущих сейчас в зоопарках мира: тигр + львица = тигон, лев + тигрица = лигр... В пещере Горозомза (Южная Африка) обнаружен рисунок медведя, который в Африке не обитал, и... бронтозавра (вымер около 140 миллионов лет назад). Предполагаемые авторы рисунков, бушмены, поселились в этих местах всего 3,5 тыс. лет назад...

Второе место среди пиктограмм занимают изображения человека. Но в пещерной палеолитической живописи почти нет изображений людей как вида. Среди сотен изображений животных крайне редко попадаются фигуры, в которых можно заподозрить что-то человеческое. Иногда это схемы вроде линий с утолщением на одном конце, иногда какие-то морды или фигуры с человеческим корпусом, но с головой животного. Все это совершенно несопоставимо с реалистическими рисунками животных. Одни археологи видят в них охотников, совершающих магические обряды, другие считают, что это персонажи мифов и легенд. Среди изображений и скульптур, выполненных из самого разного материала - глины, камня, кости, рога,- резко преобладают женские (92%). Обычно они воспроизводят зрелую женщину с маленькой головой, выпуклыми грудями, мощными ягодицами и бедрами - словом, со всем, что обеспечивало (и обеспечивает сегодня) эмоции, нормальную репродукцию и воспитание потомства. Художник и скульптор словно радуются возможности преувеличить натуральные женские формы: в них заключено здоровье последующих поколений, процветание рода. Палеолитические Венеры - не богини (тогда они были бы стандартны в каждой пещере). Но нет: мы не найдем двух одинаковых фигурок! Статуэтки явно отражают культ реальных женщин.

Любопытно, что скульптуры палеолитических Венер распространены в приледниковой области и не заходят далеко на юг. Они не случайно "выбрали" прохладный климат. Здесь четко выделяются два сезона года: летний - охотничий, "мужской", и зимний - оседлый, "женский". А чем устойчивее оседлость, тем выше роль женщины в жизни общины, прочнее сплоченность рода вокруг нее.

Вторые по численности (хотя их всего 5%) - изображения людей вообще. Обычно это не живые существа ("свои"), а мертвые ("чужие"). Третье и четвертое места (по 1,5%) занимают рисунки птиц и земноводных. Археолог В. Н. Торопов считает, что в сознании палеолитического человека они четко противопоставлены "основным" животным - копытным и хищникам. Неясные на первый взгляд отношения между их изображениями символизируют одну из древнейших в истории человечества моделей мироздания - космическое дерево. Птицы заселяют верх композиции (небеса); копытные и хищники занимают ее центр, олицетворяя земное бытие; змеи-рыбы являются символами подземного мира. Эта космогоническая схема настолько устойчива, что в основных идеях пережила эпоху своих создателей, оставаясь и сейчас основой культурных традиций многих народов мира.

Значительно меньше психограмм, не имеющих определенного значения и создающихся под влиянием эмоций, и геометрических контуров-орнаментов. Среди психограмм особое место занимают схематические знаки, представляющие собой символы пола. В. Н. Торопов установил, что сочетания мужских и женских символов обычно сосредоточены в V, самой значимой зоне пещер с палеолитическими рисунками. В наше время, в особенности с позиций Фрейда, по которому каждый предмет, имеющий длину большую, чем ширину (башня, минарет, сталагмит),- символ фаллоса, а каждая пустота (тоннель, пещера, кольцо) - символ вульвы, проще всего свести все к сексу... Именно сексуальные видения вдохновили Н. Гумилева на красивые строки:

Под землей есть тайная пещера,
Там стоят высокие гробницы,
Огненные звезды Люцифера, -
Там блуждают стройные блудницы.
Они же побуждают наших французских коллег выпускать сборники фотографий, посвященных "женщинам пещер".

Наши предки были скромнее... и мудрее. Они не отрывали удовольствие от продолжения рода. По наблюдениям Б. Л. Богаевского, для палеолитических рисунков характерны парные изображения: мужской и женский символы, самец и самка бизонов, чета северных оленей. Может быть, они имели особый смысл и были направлены на рост общины, увеличение количества промысловых зверей?

Наряду с фигурными и символическими изображениями палеолитическое искусство оставило нам очень много предметов, украшенных различными орнаментами. Ромбы, круги, прямоугольники, меандры и другие фигуры образуют различные группировки, в которых трудно найти смысл. Московский профессор А. Рогинский предположил, что орнамент как бы противопоставляется художественному образу. Изображение создается как попытка закрепления действительности, как результат борьбы с быстротекущим временем, как реакция на возрастающую сложность жизни, быструю смену впечатлений, изматывающую еще слабую нервную систему первобытного человека. Если бы кроманьонец заговорил, он вряд ли сказал бы лучше Гете: "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!" Не умея говорить, он запечатлел это мгновенье...

Спасение от нервных перегрузок - повторение образов, их стандартизация, а затем - стилизация. В умиротворяющем тождестве, видимо, лежит секрет возникновения ритма, орнаментального, очень стилизованного искусства, в котором можно было "раствориться", создать на время искусственную тишину в душе. Первобытному человеку нужно было повторять впечатления, чтобы прийти в себя от их беспрерывной смены. Ну а ритмика собственного тела, имеющая биологическую и космическую природу, определила строение орнамента, "настроила" его на некоторые магические повторения.

Наименее многочисленны идеограммы (знаки-указатели). Они могут быть очень простыми (вертикальная или горизонтальная черта, нечто, напоминающее наконечник стрелы или дротика) или более сложными (предполагается, что единичный силуэт у входа в пещеру имеет запретительное значение).

Попробуем кратко ответить на последний вопрос: зачем палеолитический человек рисовал? Гипотез по этому поводу предостаточно. Здесь и тезис "искусства для искусства" (первобытному человеку просто доставляло удовольствие рисовать мамонтов и оленей); и предположение о мемориальности рисунков, запечатлевших удачную охоту; и гипотеза об "учебном" назначении изображений. Французский исследователь палеолита А. Бегуэн в начале XX в. высмеял такие кабинетные построения, пригласив их авторов поползать вместе с ним по пещерам, где таятся древнейшие произведения живописи и графики. В пещеру Фонт-де-Гом приходится протискиваться через узкую щель, в Нио - ползти больше полукилометра по низкому ходу, в Ток-д"Одюбер - проплыть по подземной реке и подняться по узкой трубе, в Пасьеге, наоборот, спуститься в отвесный колодец... То же можно сказать и о новейших находках (Капова пещера на Урале и пр.). Создавая рисунки для своего удовольствия, человек выбрал бы другие места - доступные, заметные, может быть - освещенные. Художник, желающий увековечить некое событие, не стал бы рисовать зверей поверх старых изображений...

Нет, для наших далеких предков гравировки и росписи на скалах были не простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Именно поэтому для их отправления были избраны пещеры.

Дублянский В. Н., научно-популярная книга

Старинные наскальные рисунки первобытных людей были очень удивительными изображениями, в основном они все были нарисованы на каменных стенах.

Существует мнение, что наскальная живопись древних людей — это различные животные, на которых велась охота в то время. Тогда эти рисунки выполняли главную роль в магических обрядах, охотники хотели привлечь реальных животных во время своей охоты.

Картинки и наскальная живопись первобытных людей очень часто напоминают двухмерное изображение. Наскальная живопись очень богата рисунками бизонов, носорогов, оленей, мамонтов. Также на многих картинках можно встретить сцены охоты или людей с копьями и стрелами.

Что рисовали первые люди?

Наскальные рисунки древних людей — это одно из проявлений их эмоционального состояния и образного мышления. Не всем было под силу создать яркий образ животного или охоты, это могли сделать только те люди, которые в своем подсознании могли сотворить подобный образ.

Также существует предположение, что древние люди с помощью наскальной живописи передавали свои видения и жизненный опыт , так они самовыражались.

Где рисовали первобытные люди?

Участки пещер, которые было тяжело найти — это одно из самых лучших мест для рисования. Это объясняет значение наскальных рисунков. Рисование было определенным обрядом, художники трудились при свете каменных светильников.


18 декабря 1994 года известный французский спелеолог Жан Мари Шове обнаружил пещерную галерею c древними изображениями животных. Находка получила имя в честь своего первооткрывателя - пещера Шове. Мы решили рассказать о самых красивых пещерах с наскальными рисунками.


Пещера Шове


Открытие пещеры Шове на юге Франции возле городка Понт д’Арк стало научной сенсацией, которая заставила пересмотреть существующее представление об искусстве древних людей: ранее считалось, что первобытная живопись развивалась поэтапно. Поначалу изображения были очень примитивными, и должна была пройти не одна тысяча лет, чтобы рисунки на стенах пещер достигли своего совершенства. Находка Шове говорит об обратном: возраст некоторых изображений составляет 30–33 тыс лет, а это значит, что наши предки научились рисовать еще до переселения в Европу. Найденная наскальная живопись представляет собой один из древнейших образцов пещерного искусства в мире, в частности, рисунок черных носорогов из Шове пока считается самым древним. Юг Франции богат на подобные пещеры, но ни одна из них не может сравниться с пещерой Шове ни по размерам, ни по сохранности и мастерству исполнения рисунков. В основном на стенах пещеры изображены животные: пантеры, лошади, олени, а также шерстистый носорог, тарпан, пещерный лев и другие животные ледникового периода. Всего в пещере найдены изображения 13 различных видов животных.


Сейчас пещера закрыта для посещения туристами, так как изменение влажности воздуха может привести к повреждению изображений. Археологи могут работать в пещере всего несколько часов в день. На сегодняшний день пещера Шове является национальным достоянием Франции.






Пещеры Нерха


Пещеры Нерха - удивительный по красоте ряд огромных пещер возле города Нерха в Андалусии, в Испании. Получили прозвище «Доисторический собор». Были обнаружены случайно в 1959 году. Являются одной из главных достопримечательностей Испании. Некоторые их галереи открыты для посещения, а в одной из них, которая формирует естественный амфитеатр и имеет прекрасную акустику, даже проходят концерты. Помимо самого крупного в мире сталагмита, в пещере было обнаружено несколько загадочных рисунков. Специалисты считают, что на стенах изображены тюлени или морские котики. Около рисунков были найдены фрагменты древесного угля, радиоуглеродное датирование которого дало возраст между 43 500 и 42 300 годами. Если специалисты докажут, что изображения были сделаны этим углем, тюлени пещеры Нерха окажутся существенно древнее, чем наскальные рисунки из пещеры Шове. Это еще раз подтвердит предположение, что у неандертальцев были способности к творческому воображению ничуть не меньшие, чем у человека разумного.



Фото: iDip/flickr.com, scitechdaily.com


Капова пещера (Шульган-Таш)


Эту карстовую пещеру нашли в Башкирии, на реке Белой, в районе которой сейчас находится заповедник «Шульган-Таш». Это одна из самых длинных пещер Урала. Наскальные рисунки древних людей эпохи позднего палеолита, подобные которым можно встретить лишь в очень ограниченных местах Европы, были обнаружены в Каповой пещере в 1959 году. Изображения мамонтов, лошадей и других животных выполнены в основном охрой - природным пигментом на основе животного жира, их возраст около 18 тыс. лет. Есть несколько рисунков углем. Помимо животных, имеются изображения треугольников, лестниц, косых линий. Самые древние рисунки, датируемые ранним палеолитом, находятся в верхнем ярусе. На нижнем ярусе Каповой пещеры находятся более поздние изображения ледникового периода. Рисунки примечательны также тем, что человеческие фигуры показаны без реализма, присущего изображенным зверям. Исследователи предполагают, что изображения делались для того, чтобы умилостивить «богов охоты». Кроме того, пещерные картины рассчитаны на восприятие не с одной определенной точки, а под несколькими углами зрения. Для сохранения рисунков пещера была закрыта для посещения в 2012 году, однако в музее на территории заповедника был установлен интерактивный киоск для всех желающих взглянуть на рисунки виртуально.




Пещера Куэва-де-лас-Манос


Пещера Куэва-де-лас-Манос («Пещера множества рук») находится в Аргентине, в провинции Санта Крус. Мировую известность Куэва-де-лас-Манос в 1964 году принесли исследования профессора археологии Карлоса Градина, который обнаружил в пещере множество настенных рисунков и отпечатков ладоней человека, самые старые из которых датируются IX тысячелетием до н. э. Более 800 отпечатков, накладываясь друг на друга, образуют разноцветную мозаику. Пока ученые не пришли к единому мнению о значении изображений рук, по которым пещера и получила свое название. Запечатлены в основном левые руки: из 829 отпечатков лишь 36 - правые. Причем, по мнению некоторых исследователей, руки принадлежат мальчикам-подросткам. Скорее всего, нанесение изображения своей руки входило в обряд инициации. Кроме того, ученые выстроили теорию о том, как получились такие четкие и ясные отпечатки ладоней: видимо, специальный состав набирался в рот, и сквозь трубку с силой выдувался на руку, приложенную к стене. Кроме отпечатков ладоней, на стенах пещеры изображены люди, страусы-нанду, гуанако, кошки, геометрические фигуры с орнаментами, процессы охоты (на рисунках показано использование болас - традиционного метательного оружия индейцев Южной Америки) и наблюдений за солнцем. В 1999 году пещера была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.




Пещера Ласко


Пещера получила прозвище «Сикстинской капеллы первобытной живописи», ей нет равных по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Была обнаружена в 1940 году четырьмя подростками недалеко от города Монтиньяк, во Франции. Живописные и гравированные рисунки, которые находятся здесь, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII-XV тысячелетии до н. э. и изображают лошадей, коров, быков, оленей, медведей. Всего насчитывается около ше­стисот рисунков животных и почти полторы тысячи вы­сеченных на стенах изображений. Рисунки сделаны на светлом фоне с оттенками желтого, красного, коричнево­го и черного. Ученые утверждают, что древние люди не жили в этой пещере, а использовали ее исключительно для рисования, или же пещера была чем-то вроде культового места. Пещера Ласко была внесена в список всемирного на­следия ЮНЕСКО в 1979 году.



Над статьей работал Андрей Матвеев


Использованы материалы: http://smartnews.ru/articles/14122.html

Древнейшие наскальные рисунки первобытных людей представляли собой удивительные изображения, которые были, в основном, нарисованы на каменных стенах. Стоит отметить, что вообще, пещерная живопись является уникальной. Сегодня, пожалуй, каждый человек выдел по видео либо фото, что наскальные изображения - это олени, люди со стрелами, мамонты и многое другое. В то время художники не знали такого понятия как композиция. Специалисты утверждают, что звери, которые изображены на скалах либо иных основаниях - священные животные, родоначальники рода, либо один из объектов почитания того или иного племени.

http://hungarytur.ru/

Бытует мнение, что наскальная живопись первобытных людей - это животные, на которых охотились люди того времени. В данном случае эти рисунку выполняли роль магических обрядов, с помощью которых охотники хотели привлечь реальных зверей во время охоты.

Основная часть таких росписей находится в глубинах пещер - местах, которые считались неким святилищем. Если говорить об эпохи Мадлен, то этот период стал достаточно ярким в развитии палеолитического искусства. Большая часть таких находок находится в юго-западной части Франции, в районах Пиренеев, а также в северо-западной части Испании.

Перемены в жизни первобытных людей

После исчезновения определенных видов животных, а также благодаря перемене климата, характер деятельности людей того времени существенно изменился. Например, люди
перестали меньше охотиться и собирать еду в округе, больше внимание они стали уделять земледелию и скотоводству. Также перемены коснулись и магических изображений, то есть наскальные рисунки первобытных людей стали другими. Люди стали делать наскальные живописи не в глубине пещер, а наоборот, ближе к выходам и в некоторых случаях снаружи.

Если говорить об эпохе палеолита, то здесь изображения людей встретить было практически невозможно. Теперь же человек - главное действующее лицо в изображаемом пространстве. Одомашнивание животных привело к тому, что они стали изображаться рядом с людьми. К примеру, их использовали для изображения охотничьих сцен. Кроме этого, люди стали использовать совершенно иную технику росписи на скалах.

В основном, фигуры изображали схематично с помощью треугольников, а также прямых линий. Кроме этого, изображения были одноцветными. К примеру, художники того времени использовали черную, красную, оранжевую, либо белую минеральную краску. Кроме сцен охоты на скалах начали появляться сцены различных ритуальных танцев, сражений. А также сцены выпаса скота. Росписи такого типа можно увидеть на территории Испании.

http://jamaicatour.ru/

Первые образцы скульптуры

Если говорить о первых образцах неолитической скульптуры, то они были связаны с погребальным культом: черепа, как людей, так и животных и многое другое. Также распространенными стали изображения обнаженных женщин с большой грудью и бедрами. Редко, но изображали и беременных женщин.

Первые монументальные скульптуры появились в южной части Европы. Также тогда появлялись изделия из керамики. Первыми изделиями стали плетеные бутили, а также корзины, которые были украшены различными орнаментами.

Необходимо отметить, что историки, а также археологи и на сегодняшний день занимаются активным поиском наскальных изображений, которых, по словам специалистов, еще множество. Самыми распространенными наскальными изображениями являются изображения оленей, тигров, мамонтов, а также лошадей. Не секрет, что сегодня наскальные рисунки первобытных людей картинки вызывают большое количество спорных вопросов среди большого количества историков и археологов.

Видео: Наскальные рисунки древних людей

http://klient-marketing.ru/

Читайте также:

  • Не секрет, что одной из наиболее важных загадок в летоисчислении, а также календарях является дата, которую принимали за начало отсчета времени. Сегодня летоисчисление в древней руси - достаточно спорный вопрос.

  • Основные предпосылки возникновения древнерусского государства сложились в течение VI-VIII веков. В этот период времени проходило большое количество различных событий: распад родового строя, образование племенных союзов, замена родового деления и т.д. Стоит отметить, что древнерусское

  • Не секрет, что до человека на земле обитали различные подобные ему существа, о которых и пойдет речь в нашей статье. В первую очередь, мы узнаем, кем были неандертальцы и кроманьонцы, чем они занимались и что ели.

По всему миру спелеологи в глубоких пещерах находят подтверждение существованию древнейших людей. Наскальные росписи превосходно сохраняются в течение многих тысячелетий. Есть несколько видов шедевров - пиктограммы, петроглифы, геоглифы. Важные памятники истории человечества регулярно заносят в реестр Всемирного наследия.

Обычно на стенах пещер встречаются расхожие сюжеты, такие, как охота, сражение, изображения солнца, животных, человеческих рук. Люди в древние времена придавали росписям сакральное значение, они верили, что помогают себе в будущем.

Наносились изображения различными методами и материалами. Для художественного творчества использовалась кровь животных, охра, мел и даже гуано летучих мышей. Особый вид росписей - тесаные росписи, их выбивали в камне с помощью специального резца.

Многие пещеры недостаточно изучены и ограничены в посещении, а в другие, наоборот, открыты для туристов. Однако большая часть драгоценного культурного наследия пропадает без присмотра, не нашедшая своих исследователей.

Ниже представлен небольшой экскурс в мир самых интереснейших пещер с доисторическими наскальными росписями.

Древние наскальные рисунки.


Болгария славится не только радушием жителей и непередаваемым колоритом курортов, но и пещерами. Одна из них, со звучным названием Магура, расположена к северу от Софии, недалеко от городка Белоградчик. Общая протяженность пещерных галерей более двух километров. Залы пещеры имеют колоссальные размеры, каждый из них - около 50 метров в ширину и 20 в высоту. Жемчужина пещеры - наскальная роспись, выполненная прямо на поверхности, покрытой гуано летучих мышей. Росписи многослойные, здесь представлен ряд картин времен палеолита, неолита, энеолита и бронзового века. На рисунках древних гомо сапиенс изображены фигурки танцующих поселянок, охотников, множество диковинных животных, созвездий. Так же представлено солнце, растения, орудия труда. Здесь начинается повествование о празднествах древней эпохи и о солнечном календаре, заверяют ученые.


Пещера с поэтичным названием Куэва-де-лас-Манос (с испанского - «Пещера множества рук») расположена в провинции Санта-Крус, ровно в ста милях от ближайшего населенного пункта - города Перито-Морено. Искусство наскальной росписи в зале 24 метра в длину и 10 метров в высоту датируется 13-9 тысячелетиями до нашей эры. Удивительная картина на известняке представляет собой объемное полотно, изукрашенное следами рук. Ученые выстроили теорию о том, как получились на диво четкие и ясные отпечатки ладоней. Доисторические люди брали специальный состав, затем набирали его в рот, и сквозь трубку с силой выдували на руку, приложенную к стене. Помимо этого, имеются стилизованные изображения человека, нанду, гуанако, кошек, геометрических фигур с орнаментами, процесса охоты и наблюдений за солнцем.


Чарующая Индия предлагает туристам не только прелести восточных дворцов и обворожительных танцев. На севере центральной Индии есть огромные горные образования из обветрившегося песчаника со множеством пещер. В естественных укрытиях жили некогда древние люди. Около 500 жилищ со следами обитания человека сохранились в штате Мадхья-Прадеш. Индийцы нарекли скальные жилища именем Бхимбетка (от имени героя эпоса «Махабхараты»). Художества древних датированы здесь эпохой мезолита. Некоторые картины незначительны, а некоторые из сотен изображений очень типичные и яркие. 15 наскальных шедевров доступны для созерцания желающих. Главным образом, здесь изображены узорные орнаменты и сцены битв.


В национальном парке Серра-да-Капивара находят приют и редкие животные, и маститые ученые. А 50 тысяч лет назад здесь, в пещерах, нашли кров наши далекие предки. Предположительно, это древнейшая общность гоминидов в Южной Америке. Парк расположен поблизости от города Сан Раймондо Нонато, в центральной части штата Пиауи. Эксперты насчитали здесь более 300 археологических памятников. Основные сохранившиеся изображения датируются 25-22 тысячелетием до рождества Христова. Самое удивительное то, что на скалах нарисованы вымершие медведи и прочая палеофауна.


От Сомали в Африке недавно отделилась республика Сомалиленд. Археологов в данной местности интересует пещерный комплекс Лаас-Гааль. Здесь представлены наскальные росписи времен 8-9 и 3 тысячелетия до нашей эры. На гранитных стенах величественных природных укрытий изображены сцены жизни и быта кочевого народа Африки: процесс выпаса скота, церемонии, игры с собаками. Местное население значения рисункам предков не придает, а пещеры использует, как и встарь, для убежища во время дождя. Многие из этюдов не изучены должным образом. В частности, возникают проблемы с хронологической привязкой шедевров арабско-эфиопской древней наскальной росписи.


Недалеко от Сомали, в Ливии, также имеются наскальные росписи. Они гораздо более ранние, и датируются, чуть ли не 12-м тысячелетием до нашей эры. Последние из них нанесены уже после рождества Христова, в первом веке. Занимательно наблюдать, следуя за рисунками, как в этой области Сахары менялась фауна и флора. Сначала мы видим слонов, носорогов и фауну, характерную для довольно влажного климата. Также интересна четко прослеживаемая смена стилей жизни населения - от охоты до оседлого скотоводства, затем до кочевничества. Чтобы добраться до Тадрарт-Акакус, нужно пересечь пустыню к востоку от города Гат.


В 1994 году на прогулке, случайно, Жан-Мари Шове открыл ставшую позже знаменитой пещеру. Ее назвали в честь спелеолога. В пещере Шове, кроме следов жизнедеятельности древних людей, были обнаружены сотни замечательных фресок. Самые удивительные и красивые из них изображают мамонтов. В 1995 году пещера стала государственным памятником, а в 1997 году здесь было введено 24-часовое наблюдение во избежание порчи великолепного наследия. Сегодня, чтобы бросить взгляд на бесподобное наскальное творчество кроманьонцев, нужно получать специальный допуск. Кроме мамонтов, полюбоваться есть на что, здесь на стенах есть и отпечатки рук, и пальцев представителей Ориньякской культуры (34-32 тыс. лет до н.э.)


На самом деле, к знаменитым попугаям Какаду название австралийского национального парка не имеет отношения. Просто европейцы неправильно произносили название племени Gaagudju. Эта народность сейчас вымерла, и некому поправить несведущих. В парке проживают аборигены, не менявшие уклад жизни со времен каменного века. В течение тысяч лет коренные австралийцы занимались наскальными росписями. Картины здесь рисовали уже 40 тысяч лет назад. Помимо религиозных сцен и охоты, здесь набросаны стилизованные рассказы в рисунках о полезных навыках (обучающие) и о волшебстве (развлекательные). Из животных изображены вымершие сумчатые тигры, сомы, баррамунди. Все чудеса плато Арнем-Ленд, Колпиньяк и южных холмов локализуются в 171 км от города Дарвин.


Оказывается, первые гомо сапиенсы добрались до Испании в 35 тысячелетии до Рождества Христова, это был ранний палеолит. Они и оставили диковинные наскальные росписи в пещере Альтамира. Художественные артефакты на стенах огромной пещеры датируются и 18-м и 13-м тысячелетием. В последний период интересны полихромные фигуры, своеобразное сочетание гравюры и живописи, приобретение реалистичных деталей. Знаменитые бизоны, олени и лошади, а точнее, их прекрасные изображения на стенах Альтамира частенько попадают в учебники для учащихся средних классов. Пещера Альтамира находится в регионе Кантабрии.


Ласко - не просто пещера, а целый комплекс маленьких и больших пещерных залов, расположенных на юге Франции. Недалеко от пещер стоит легендарная деревенька Монтиньяк. Картины на стенах пещеры нарисованы 17 тысяч лет назад. И до сих пор они поражают удивительными формами, сродни современному искусству граффити. Ученые особенно ценят зал Быков и дворцовый зал Кошек. Что там оставили доисторические творцы, несложно догадаться. В 1998 году наскальные шедевры чуть было не уничтожила плесень, возникшая из-за неправильно смонтированной системы кондиционирования. И в 2008 году Ласко закрыли, чтобы сохранить более 2000 уникальных рисунков.

PhotoTravelGuide

Поделиться: