Современные международные организации. Цели, функции и основные направления деятельности международных организаций Международные организации и их характеристика

При классификации международных организаций можно применять различные критерии.

1. По характеру членов в них можно выделить:

1.1. межгосударственные (межправительственные) - участниками являются государства

1.2. неправительственные организации - объединяют общественные и профессиональные национальные организации, частных лиц, например Международный Красный Крест, Межпарламентский союз, Ассоциация международного права и др.

2.По кругу членов международные организации подразделяются на:

2.1. универсальные (всемирные), открытые для участия всех государств мира (Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная органи­зация здравоохранения (ВОЗ) и другие организации системы ООН (ее специализированные учреждения), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная ор­ганизация гражданской обороны и др.),

2.2. региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Европейский Союз, Содружество Независимых Государств).

3.По объектам деятельности можно говорить:

3.1. об организациях общей компетенции (ООН, Органи­зация африканского единства, Содружество Независимых Го­сударств, Организация по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе)

3.2. специальной (Международная организация труда, Всемирный почтовый союз). Различаются также политические, экономические, социальные, культурные, на-учные и другие организации.

62. Юридическая природа международной организации

Международная межправительственная организация обладает производной и функциональной правосубъектностью и харак­теризуется следующими признаками.

Во-первых, она создается государствами, фиксирующими свое намерение в учредительном акте - Уставе - как специ­альной разновидности международного договора.

Во-вторых, она существует и действует в рамках учреди­тельного акта, определяющего ее статус и полномочия, что при­дает ее правоспособности, правам и обязанностям функциональ­ный характер.

В-третьих, она является постоянно действующим объеди­нением, что проявляется в ее стабильной структуре, в системе ее постоянных органов.

В-четвертых, она основана на принципе суверенного ра­венства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности ее органов и представительство го­сударств при организации.

В-пятых, государства связаны резолюциями органов орга­низации в пределах их компетенции и в соответствии с уста­новленной юридической силой этих резолюций.

В-шестых, каждая международная организация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу. Эти права фиксируются в учредительном акте организации либо в специальной конвенции и реализуются с учетом национального законодательства государства, на территории которого органи­зация выполняет свои функции. В качестве юридического лица она компетентна вступать в гражданско-правовые сделки (за­ключать договоры), приобретать имущество, владеть и распо­ряжаться им, возбуждать дела в суде и арбитраже и быть сто­роной в судебном процессе.

В-седьмых, международной организации принадлежат при­вилегии и иммунитеты, обеспечивающие ее нормальную дея­тельность и признаваемые как в месте размещения ее штаб-квартиры, так и в любом государстве при осуществлении ее функций.

Для правовой природы международных организаций харак-терным является то, что ее общие цели и принципы, компетенция, структура, сфера общих интересов имеют согласованную договорную основу. Такой основой служат уставы или другие учредительные акты международных организаций, являющиеся международными договорами. Вопрос о взаимоотношении государственного суверенитета и общих целей и интересов органи-зации находит разрешение в ее учредительном акте.

international organisations) - 1) объединения государств или объединения национальных обществ (ассоциаций) неправительственного характера и индивидуальных членов для консультаций, координации деятельности, выработки и достижения общих целей в различных областях международной жизни (политической, экономической, научно-технической, социальной, культурной, военной и т.д.); 2) одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества государств между собой.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

фр. organisation, от лат. organizo - придаю стройный вид, устраиваю) - одна из основных организационно-правовых форм международного сотрудничества в современном мире; добровольные организации, деятельность которых охватывает самые разные аспекты международных отношений: экономические, политические, культурные. Число международных организаций неуклонно растет - если в начале XX в. существовало около 40 межправительственных и 180 неправительственных организаций, то в настоящее время их насчитывается около 300 и 5000 соответственно. Первой международной организацией был Всемирный почтовый союз, созданный в 1875 г. К современным международным организациям относят: 1) региональные организации: Совет Европы, Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лигу арабских государств (ЛАГ), Организацию Исламская Конференция (ОИК), Организацию Африканского Единства (ОАЕ), Организацию американских государств (ОАГ); 2) организации экономического характера: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и др.; 3) профессиональные организации: Международную организацию журналистов (МОЖ), Международную Ассоциацию политических наук (МАПН), Международную организацию криминальной полиции (ИНТЕРПОЛ); 4) демографические организации: Международную демократическую федерацию женщин (МДФЖ), Всемирную Ассоциацию молодежи (ВАМ); 5) организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский комитет (МОК); 6) военно-политические организации: Организацию Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АНЗЮС) и пр.; 7) профсоюзные организации: Международную конференцию свободных профсоюзов (МКСП), Всемирную конфедерацию труда (ВКТ) и пр.; 8) различные организации в поддержку мира и международной солидарности: Всемирный совет мира (ВСМ), Международный институт мира в Вене и др.; 9) организации в защиту жертв войн, катастроф и стихийных бедствий: Международный Красный Крест (МКК); 10) экологические организации: Гринпис и др. Наиболее значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН), учрежденная в 1945 г. в целях поддержания мировой системы безопасности. В Уставе ООН закреплены такие принципы международного сотрудничества, как суверенное равенство всех ее членов, разрешение международных споров мирными средствами, отказ от применения силы, невмешательство во внутренние дела государств. Структуру ООН составляют: 1) Секретариат ООН (во главе с Генеральным секретарем); 2) Совет Безопасности (15 стран, из них - 5 постоянных членов, имеющих право вето - Россия, США, Великобритания, Франция, КНР); 3) Генеральная ассамблея (все страны-члены организации); 4) целый ряд организаций - структурных единиц ООН, среди которых: ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), МОТ (Международная организация труда), ЮНЕСКО (Всемирная организация по вопросам образования, науки и культуры), МВФ (Международный валютный фонд), МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ЮНИСЕФ (Международный детский фонд), Международный суд.

Для понимания сущности международных политических отношений необходимо определение основных субъектов мировой политики. В политологической литературе чаще всего выделяют четыре основных субъекта, которые играют су­щественную роль в системе международных отношений: нацио­нальные государства, межгосударственные объединения, между­народные правительственные организации и внегосударственные (неправительственные) организации и движения. Кратко остановимся на их характеристике.

Национальные (суверенные) государства выступают в системе международных отношений в качестве главных субъектов внешнеполитической деятельности. На международной арене они входят в различные отношения между собой, определяют формы конкретных взаимосвязей и взаимодействий в рамках мирового сообщества, на региональном уровне, а также на двусторонней основе. Нередко те или иные аспекты международной политики даже персонифицируются с конкретными политическими руководителями отдельных стран: наполеоновские войны, доктрина Монро, план Маршалла для послевоенной Европы и т.д.

Межгосударственные объединения представляют собой коалиции государств, военно-политические блоки (например, НАТО), интеграционные организации (ЕС), политические ассоциации (Лига арабских стран, Движение неприсоединения). Это объединения на межгосударственной основе, играющие в современной политике весьма важную роль.

Международные правительственные организации – особый тип объединений, куда входят представители большинства стран мира, нередко имеющие несовпадающие политические ориентации и интересы. Такие организации создаются для обсуждения проблем, имеющих всеобщее значение, и для координации деятельности мирового сообщества (ООН, ЮНЕСКО и др.).

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация – это объединение государств, в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств-членов.

Любая межправительственная организация должна обладать, по крайней мере, шестью признаками.

Во-первых, она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.

Кроме того, любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих международных рыболовных организаций.

Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами-членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.

Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.

Следующим важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия. Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, т.е. обладает автономной волей, отличной от воли государств-членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами-членами. Таким образом, международная организация, обладающая вышеназванными признаками, считается международной межправительственной организацией.

Например, Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949 г. Целью этой Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществлении идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Деятельность Совета Европы сконцентрирована на таких проблемах, как правовое обеспечение прав человека, содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности, поиск совместных решений социальных проблем, развитие политического партнёрства с новыми демократическими странами Европы и др.

Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещание отраслевых министров и Секретариат. Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств-членов, и является высшим органом Советы Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно 2 раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств-членов Совета Европы. Членами Совета Европы являются 40 государств. Штаб-квартира организации находится в Стамбуле.

Современные международные организации делятся на два основных типа: межправительственные и неправительственные организации. Роль и тех и других значительна, и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни.

Международной неправительственной организацией считается любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта. Возникли они в начале 19 в., а в настоящее время их насчитывается около 8000. Международные неправительственные организации (МНПО) играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. А в ряде областей они являются даже лидерами. К примеру, комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность, внёс большой вклад во взаимодействие государств в различных областях.

Негосударственные (неправительственные) международные организации и движениятакже являются активными субъектами политики. В их число входят международные объединения по­литических партий (например, христианских, коммунистических, социалистических – Социнтерн), профессиональных союзов (Всемирная федерация профсоюзов, Международная конфедерация свободных профсоюзов и др.), молодежи, студентов, пацифистские движения и т.д.

Особую роль в последнее время начинают играть нефор­мальные международные движения и организации, такие, как «народная дипломатия», «зеленые» и др. К негосударственным международным организациям в современной литературе относят также многонациональные корпорации, церковно-религиозные объединения и ряд других, которые, не являясь организациями политического характера, тем не менее, оказывают существенное воздействие на международные политические процессы.

Следует обратить особое внимание на те субъекты междуна­родной политики, которые играют деструктивную роль и могут создавать угрозу нормальному развитию международных отно­шений, подрывать как международную, так и национальную безопасность. Таковыми, во-первых, являются государства, про­возглашающие претензии на мировое господство, а также строящие свою внешнюю политику на базе захватнических и реваншистских устремлений. Во-вторых, деструктивными субъектами между­народной политики являются международные террори­стические группы и организации, транснациональные объединения наркобизнеса, интернациональные мафиозные структуры, масонские организации, некоторые международные религиозные объединения. Отношения между субъектами политики на международной арене строятся и развиваются на различной основе. Это могут быть отношения сотрудничества и борьбы, взаимной поддержки и конкуренции. Особое значение в мирном разрешении между­народных конфликтов имеет политика разумных компромиссов, учитывающих обоюдные интересы государств.

Право международных организаций регулирует правовые вопросы созда­ния и деятельности межгосударственных организаций.

Существуют различные определения международных организаций. Ни один международный акт не закрепляет понятия международной органи­зации.

Как правило, определение дается через раскрытие признаков меж­дународной организации.

В теории международного права выделяют следующие характерные признаки:

Это объединение государств (или иных субъектов международного пра­ва), созданное на основе международного договора для выполнения опреде­ленных целей;

Международная организация должна иметь систему постоянно дейст­вующих органов;

Она должна обладать международной правосубъектностью;

Международная организация должна обладать собственной волей;

Должна быть создана в соответствии с нормами международного права, а также ее цели и задачи должны соответствовать принципам международно­го права.

Основой создания любой международной организации является учреди­тельный акт, который имеет юридическую природу международного догово­ра. Но в то же время такие договоры имеют определенные особенности. Так, согласно конституционной теории уставы современных международных ор­ганизаций, прежде всего Устав ООН, являются конституциями или в основ­ном конституциями и лишь частично международными договорами, и поэто­му к ним неприменимы или почти неприменимы положения права договоров. Основная идея этой теории, ориентирующейся на американскую и англий-

скую конституционную практику, состоит в том, что уставы международных организаций как конституции - это «гибкие» документы, от постановлений которых практика может отходить, и этот отход будет не нарушением, а из­менением этих уставов.

Применение права международных договоров к уставам международных ор­ганизаций выявляет целую серию существенных отклонений, в частности:

Вступление в организацию по сравнению с присоединением к договору;

Оговорки к уставу в тех случаях, когда устав не содержит постановления об оговорках;

Приостановление членства в международной организации,

Исключение из организации,

Выход из нее;

Изменение уставов; толкование уставов.

В теории международного права высказывается мнение о том, что уставы международных организаций являются международными договорами особого рода, договорами sui generis. Статут международной организации, в отличие от обычного многостороннего международного договора, создает постоянное международное образование, которое действует на его основе. Он определяет не только права и обязанности государств-участников договора, но также це­ли и задачи организации, функции и компетенцию органов организации, взаимоотношения между организацией и государствами-членами и т. д. Дру­гими словами, статут международной организации - более сложное явление, чем обычный многосторонний договор.

Как правило, учредительный акт организации устанавливает:

Цели межгосударственного объединения,

Функции и полномочия,

Условия членства,

Организационную структуру организации,

Компетенцию главных ее органов и основные условия осуществления этой компетенции, в частности порядок принятия входящих в их полномочия актов (рекомендаций, решений, деклараций и др.).

На основе учредительного акта компетентные органы принимают правила процедуры и иные правила организации, образуют вспомогательные органы. Все это и обеспечивает организационно-правовое единство межгосударственно­го объединения, превращающее его в международную организацию.

Одним из основных признаков международной организации служит обла­дание международной правосубъектностью. Объем прав и обязанностей, в которых проявляется качество международной правосубъектности, у разных организаций различен. Он зависит от целей и задач организаций и определя­ется рядом политических, экономических, социальных и других факторов международной жизни.

Правосубъектность международных организаций отличается от право­субъектности государств:

а) по источнику (происхождению) правосубъектности;

б) по характеру и содержанию (объему) правосубъектности;

в) по способу прекращения правосубъектности.

Международная правосубъектность международных организаций вытека­ет также из самой их сущности, из тех основных признаков, которыми харак­теризуется любая международная организация. Если первоначально компе­тенция организации понималась узко - функционально, то в настоящее время наряду с таким пониманием утвердились и другие подходы.

Концепция «имманентной компетенции». Предполагается, что госу­дарства - создатели организации заключают соглашение не только о ха­рактере ее цели, но также о средствах для достижения этой цели. Концеп­ция имманентной компетенции, предлагающая руководствоваться исклю­чительно или в основном целями, провозглашенными в уставе междуна­родной организации, в корне противоречит юридической природе совре­менных общих международных организаций как межгосударственных об­разований мирного сосуществования.

Концепция «подразумеваемой компетенции». По международному праву должно предполагаться, что организация имеет такие полномочия, которые, хотя они прямо и не предусмотрены уставом, предоставлены ей в силу логики вещей как существенно необходимые для выполнения ее обязанностей.

Формулируя широко концепцию «подразумеваемой компетенции», ут­верждается, что существует норма международного права, согласно которой должно подразумеваться, что государства-члены международной организа­ции предоставляют такую компетенцию, которая необходима для осуществ­ления целей и функций организации. То есть «подразумеваемая компетен­ция» предполагает такие полномочия, которые могут быть разумно выведены из целей и функций организации, о которой идет речь.

В целом можно говорить о следующих составляющих международной правосубъектности организаций:

1. Участие в международных отношениях в соответствии с функциями, компетенцией и целями, установленными их учредительными актами.

2. Участие в международном нормотворчестве. Виды, направления и объ­ем нормотворческих полномочий любой международной организации фикси­руются в договоре о ее создании либо в иных дополняющих его документах. Наиболее типичные формы закрепления:

а) прямое упоминание конкретных видов и форм нормотворческой дея­тельности в учредительном акте (уставы ООН, ФАО и др.);

б) такое изложение функций и полномочий, интерпретация которого по­зволяет говорить о наличии нормотворческой компетенции (такая интерпре­тация присутствует в постановлениях главных органов организации);

в) указание на виды и формы правотворчества в соглашениях, заключае­мых государствами-членами между собой и организацией, что можно рас­сматривать как дополнение учредительного акта;

г) общая констатация многосторонних договоров универсального типа той или иной нормотворческой способности той или иной организации (на­пример, Венская конвенция 1986 г.).

Международные организации принимают активное участие в междуна­родном нормотворческом процессе. Они обладают договорной правоспо­собностью. Органами, реализующими договорную правоспособность меж­дународной организации, являются пленарный орган; общее собрание и исполнительный орган; генеральный секретарь. Как правило, орган, пол­номочный заключать соглашения, определяется на основе учредительного акта и дополняющих его документов. Кроме того, международная органи­зация может оказывать содействие при осуществлении нормотворчества государствами.

Международная организация обладает определенным комплексом приви­легий и иммунитетов, необходимых для выполнения возложенных на них за­дач. Они закреплены в учредительных актах и специальных соглашениях об иммунитетах (Устав ООН, Устав ЮНЕСКО, Конвенция о привилегиях и им­мунитетах ООН 1946 г., Генеральная конвенция о привилегиях и иммуните­тах специализированных учреждений 1947 г., соглашение международных организаций с теми государствами, в которых расположены их центральные учреждения, - ООН заключила такие соглашения с США, Швейцарией, Ни­дерландами). Привилегиями и иммунитетами обладают сами организации и ее должностные лица. Объем предоставляемых организацией привилегий и иммунитетов таков, что бесспорно свидетельствует о независимом ее сущест­вовании, в том числе и от суверенных субъектов.

В рамках международных организаций могут функционировать судебные органы (международный суд, специальные суды для разрешения конкретного спора и др.). Некоторые организации могут испрашивать консультативные заключения у Международного Суда ООН. Помимо этого организации пред­лагают такие средства, как примирение и посредничество, консультации и добрые услуги, арбитраж.

Международные организации могут применять к государствам междуна­родно-правовые санкции, например:

Приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в органи­зации (лишение права голоса в органах, права на представительство в орга­нах, права на получение помощи и обслуживания);

Исключение из организации;

Отказ в членстве;

Исключение из международного общения по определенным вопросам сотрудничества.

Кроме того, некоторые организации вправе применять такие санкции, как:

Принудительные меры, вплоть до применения вооруженных сил (ООН);

- «коррективные меры», включающие представления государствам о при­остановлении работы ядерных объектов (МАГАТЭ).

Существуют различные виды международных организаций. Можно при­вести следующую классификацию международных организаций:

1. По критерию членства: межгосударственные (межправительственные), неправительственные и смешанные (Международный совет научных союзов).

2. Постоянные и временные (конференции, совещания, конгрессы и т. д.). В настоящее время подавляющее большинство конференций проводится либо той или иной международной организацией непосредственно либо под ее эгидой.

3. По кругу ведения (объектам деятельности): организации общего харак­тера, в компетенцию которых входит широкий круг вопросов политического, экономического, социального сотрудничества (ООН), организации, имеющие специальную компетенцию, ограниченную сравнительно узким кругом во­просов или даже одним вопросом сотрудничества (специализированные уч­реждения ООН).

4. По географическим рамкам деятельности (по кругу участников) выде­ляют всемирные (универсальные) организации, которые охватывают все или подавляющее большинство государств и региональные организации, членами которых состоят государства, принадлежащие к определенному географиче­скому району.

5. По особенностям оформления членства: открытые и закрытые.

Юридическая природа международных организаций

Основанием функционирования международных организаций служит су­веренное волеизъявление государств, учреждающих их. Такое волеизъявле­ние воплощается в заключаемом этими государствами международном дого­воре, который становится как регулятором одновременно прав и обязанно­стей государств, так и учредительным актом организации.

Обычно международные договоры, образующие международные органи­зации, именуются уставами. В таких актах четко формулируется мысль об их учредительном характере, и они служат юридической основой международ­ных организаций, провозглашая цели и принципы организации, критерием правомерности их решений и действий.

Учредительные акты закрепляют положения о правосубъектности органи­зации, включая такие аспекты, как функциональное назначение правосубъ­ектности, формы и методы ее реализации.

Кроме того, учредительные акты организации характеризуют ее статус, то есть осуществление в качестве юридического лица функций субъекта права.

Международные организации - международные объединения, созданные на основе соглашений для достижения определенных целей.

Виды международных организаций:

1) неправительственные организации - основаны не­правительственными, негосударственными организа­циями и лицами. Уставы этих организаций не являются международными договорами. Неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут обладать всеми элементами международной правосубъектности.

2) межправительственные организации - созданные первичными субъектами международного права;

Признаки международных организаций:

    Создаются суверенными государствами (не менее 3)

    На договорной основе

    Имеют определенные цели

    Имеют систему постоянно действующих органов

    Обладают МП правосубъектностью

    Действуют в соответствии с нормам МП

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом. Их правосубъектность ограничена уставными целями и задачами.

В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.

Все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

ММПО можно классифицировать:

а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.;

б) по кругу участников - универсальные и региональные;

в) по порядку приема новых членов - открытые или закрытые;

г) по сфере деятельности - с общей или специальной компетенцией;

д) по целям и принципам деятельности - правомерные или противоправные;

е) по количеству членов - всемирные или групповые.

Основные права международных организаций:

1) право участвовать в создании международно-правовых норм;

2) право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

3) право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

4) право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

  1. История создания, цели, принципы, основные направления деятельности оон

ООН была создана в период Второй мировой войны, ко­гда человечество основательно задумывалось над тем, как предотвратить в будущем такие страшные войны.

Декларация о намерениях 4 декабря 1941 г. – СССР и Польская Республика – идея создания международной организации.

Атлантическая хартия 14 августа 1941 г. - Президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались «ра­ботать вместе с другими свободными народами, как в вой­не, так и в мире» - Свод принципов международного со­трудничества в поддержании мира и безопасности.

Конференция в Ва­шингтоне в сентябре - ок­тябре 1944 г., - США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях бу­дущей организации.

Совещание Объединен­ных Наций 25 апреля 1945 г. - делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско. Приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей.

26 июня 1945 года подписан Устав ООН. 24 октября Устав был ратифицирован пятью по­стоянными членами. 24 октября – День ООН.

ООН - универсальная межд. межправительственная организация. ООН создана в целях поддержания мира и межд. безопасности и развития сотрудничества между госу­дарствами. Устав ООН обязателен для всех государств.

Цели ООН.

    Поддерживать межд. мир и безопасность.

    Развивать дружественные отношения между нация­ми на основе уважения принципа равноправия и са­моопределения народов.

    Осуществлять межд. сотрудничество в разрешении межд. проблем экономического, социального, куль­турного и гуманитарного характера.

    Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Принципы ООН:

    суверенное равенство всех ее членов;

    добросовестное выполнение обязательств по Уставу;

    разрешение межд. споров мирными средствами;

    отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической не­зависимости любого государства;

    обеспечение того, чтобы государства, не являющие­ся членами ООН, действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необходимо для поддер­жания межд. мира и безопасности;

    невмешательство во внутренние дела государств;

    уважение основных прав и свобод человека;

    равноправие и самоопределение народов;

    сотрудничество и разоружение.

Главными органами ООН являются Генеральная Ас­самблея, Совет Безопасности, Экономический и соци­альный совет, Секретариат и Международный суд.

Структура и содержание Устава ООН: цели и принци­пы ООН; члены организации; органы, мирное разреше­ние споров; действия в отношении угрозы миру; само­управляющиеся территории; региональные соглашения; межд. система опеки.

Поделиться: