Татарские мифы на русском языке. Легенды, предания и тайны казани

История сибирских татар. Сибирские старцы и старейшие мечети Зауралья Понедельник, 25 октября 2010 Метки: мусульмане, Тобольск В селе Тоболтура Тобольского района Тюменской области в минувшие выходные отмечали юбилей мечети. Съехавшиеся на мероприятие гости с улыбкой говорили, что приехали праздновать 10-летие старейшей (!) мечети Сибири. - Десятилетие реставрации и второго рождения мечети, – уточняли местные активисты. Подсказка Фото на память перед началом торжества Еще совсем недавно жители Тоболтуры гордились тем, что именно в их селе находится первая каменная мечеть за Уралом. Согласно преданиям, ее построили в период правления Екатерины Второй. Тобольские губернские власти в те времена не разрешали мусульманам строить мечети, и тогда искать правду в Петербург отправился пешком местный старец по имени Купшан-бабай. Около двух лет он был в пути и привез домой радостное известие о разрешении строить каменную мечеть. После того, как мечеть была построена, аксакал отправился в хадж, откуда не вернулся. Так гласит легенда, которая, как оказалась, несколько противоречит архивным документам. Недавно имам Тоболтуринской мечети Хамит Халилов получил копии документов из архива фондов Тобольского уездного полицейского управления за 1908 год. В представленных «Ведомостях магометанских приходов по Тоболтуринской инородной волости» указана иная дата строительства мечети в Тоболтуре – 1833 год. Подсказка Железо на цокольном этаже свидетельствует А значит, она не первая каменная мечеть Сибири. Потому что в это время уже функционировала каменная мечеть в городе Тара Тобольской губернии (ныне город на севере Омской области). В плане Тары за 1802 год мечеть отмечена уже, как действующая. На последней ежегодной конференции «Сулеймановские чтения» историк Сергей Татауров, заведующий сектором археологии Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН, озвучил данные по плану города Тары за 1775 год, где уже присутствует отметка о строящейся каменной мечети. Знаменитый сибиряк, известный мусульманский политик, «японский муфтий» Абурашид Ибрагимов, который был родом из Тары, в своих воспоминаниях писал, что в 1799 году тарский ахун Габдерашид и предводитель рода аялинцев Саид-баба строили в Таре каменную мечеть. Местные краеведы уточняют, что на средства купцов Айтикиных. Подсказка Расстрелянный в 1938 году имам мечети Абдулганий Исхаков (в центре) с родственниками На прошедшем в выходные юбилее в Тоболтуре местные жители соглашались, что их мечеть – вторая каменная в Сибири, но тут же добавляли, что она – старейшая из сохранившихся сибирских мечетей первой половины 19 века. К сожалению, Тарская мечеть была разобрана на комсомольском субботнике в 1935 году, из ее кирпичей выстроили ремесленное училище. Потомками Купшан-бабая называют себя многие жители Тоболтуры. Сельская мечеть носит имя легендарного аксакала, который, как теперь выясняется, может и не ходил в Петербург, раз мечеть в Тоболтуре построена через 37 лет после смерти Екатерины. - А может и ходил? – задаются вопросом тоболтуринцы. – Кто его знает! Лет двадцать возможно ушло на согласование строительства с тобольскими губернскими бюрократами, еще лет десять-пятнадцать на само строительство. Кирпич в те годы не так-то просто было достать. Бытует в Тоболтуре и легенда о том, что много кирпичей для мечети удалось собрать благодаря извозчикам-татарам, которые доставляли на своих повозках стройматериал для строящихся церквей «стольного града Тоболеск», центра Сибирской губернии, упраздненной при Екатерине. Извозчики сбрасывали кирпичи в условленном месте по Тобольскому тракту, откуда их затем незаметно доставляли в Тоболтуру. Легенды о ходоках за правдой к доброму царю-батюшке достаточно популярны в Сибири. В другой такой истории рассказывается о Чапатай-бабае, ходившем пешком в Петербург в период насильственного крещения. Как гласит предание, в столице сибирскому старцу вручили в руки царский указ, но велели не читать его, а как есть целехоньким донести до тобольского губернатора. Однако не выдержал Чапатай-бабай, любопытство взяло вверх, когда он уже подходил к берегам Иртыша. Развернул он указ и прочитал слово «Крестить». Повернул тогда старец обратно на запад и вновь предстал перед царскими очами. Чапатай заявил императору, что пусть лучше убьют его, но такой указ он не повезет в Тобольск. Царь тогда якобы сказал сибиряку: «Так уж быть, помогу твоему народу, но что ты дашь мне взамен? Старец отвечал, что он бедняк, и другого богатства, кроме жены и трех дочерей у него нет. Кончилось все тем, что Чапатай отдал младшую любимую дочь в жены царю, взамен самодержец издал указ о том, чтобы татар Сибири оставили в исламе. Подсказка Праздничная трапеза в сельской клубе Сегодня можно с иронией относиться к подобным легендам, однако именно такие истории отражают чаяния простого народа, жителей татарских аулов Тобольской губернии, оказавшихся в середине 18 века в тисках Новокрещенской комиссии. Пережившие массовый снос мечетей при митрополите Сильвестре Гловацком сибирские мусульмане, надо полагать, как и русские крестьяне, жили с мечтой о добром царе. О том, что поход из Сибири к берегам Невы действительно имел место, подтверждает донесение из сборника документов по материалам истории Сибири И.Потанина: «В 1751 году, по выбору Тарских Юртовских Бухарцев и Татар, Алим Шихов был послан в Петербург для жалобы на насильное крещение Татар бывшим Митрополитом Сильвестром. По незнанию грамоты, Шихов взял с собою, для переводов и записки приходу и расходу, Тарского Юртовского Бухаретина Вениямина Хансентова». Подсказка Выступает фольклорный ансамбль из деревни Турбинская Тобольского района Бывший директор школы Тоболтуры, пенсионер Исхак Исхаков собрал богатый материал по истории сельской мечети, выписал из архивов данные об имамах Тоболтуры, начиная с 1896 года, записал воспоминания о муллах, передал в дар мечети книги своего деда, муллы мечети Абдулганий Исхакова, расстрелянного в 1938 году по стандартному обвинению. Несколько лет после выхода на пенсию внук муллы Исхак Исхаков возглавлял мусульманскую организацию. Под руководством его и имама мечети, родственника Вагапа Исхакова десять лет назад была отреставрирована каменная мечеть. Реконструкция практически полностью изменила облик здания, теперь о том, что мечети почти 200 лет можно догадаться лишь по внутренним стенам. Юбилей в честь 10-летия со дня «второго рождения» Тоболтуринской мечети после торжественной части и коллективного намаза переместился в сельский клуб. За праздничным столом глава Казыятского управления мусульман Тюменской области Фатых Гарифуллин вручил активистам мусульманской общины памятные подарки, новому имаму Хамиту Халилову – подарочный экземпляр Корана. Состоялся концерт, подготовленный художественными коллективами из Тобольска и сел Тобольского района. Сибирские старцы и старейшие мечети Зауралья

Введение

Сибирские татары -- это тюркское население Сибири, живущее, в основном, в сельских районах нынешних Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей, а также в Тюмени, Тобольске, Омске, Новосибирске, Томске, Таре, Барабинске и других городах Западной Сибири.

Характерными жанрами татарского фольклора являются эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Для того чтобы понять особенности национального фольклора, ряд сюжетов, мотивов и изобразительно-выразительных средств, необходимо иметь хотя бы общее представление о татарской мифологии. Мифы татар могут быть рассмотрены по следующим тематическим группам: 1) мифологические представления о взаимоотношениях людей и животных; 2) космогонические мифы; 3) боги и богини в мифах; 4) рассказы о персонажах «низшей мифологии».

миф легенда фольклор тюркский

Татарские мифы и легенды

Отголоски представлений о связи людей с животными сохранились, например, в прекрасной волшебной сказке «Ак б?ре» -- («Белый волк»), рассказывающей о превращении волка в молодого красивого джигита. Немало в сказках данных и о том, как голуби оборачиваются красавицами или прекрасными джигитами. Сюжеты некоторых сказок от начала до конца основываются на семейно-родственных отношениях женщин и зверей.

Космогонических же мифов, вернее, их отголосков сохранилось немного. Тем не менее они есть. Так, Земля, по воззрениям татар, представлялась как плоское пространство. Она расположена на рогах громадного быка. В свою очередь этот бык прикреплен к усам огромной мировой рыбы, которая плавает в безбрежном водном пространстве. Таким образом, эти универсальные представления находят отражение и в татарской мифологии.

Древнейшие представления татар о богах прежде всего связаны с общетюркским, быть может древневосточным, небесным божеством Тэнгри. Тэнгри там несколько, каждый из них выполняет весьма определенную, положительную или отрицательную, функцию. Тэнгри был широко распространен на территории Малой, Центральной и Средней Азии, современного Казахстана, Южной Сибири, Нижней и Средней Волги и Приуралья. Возможно, что именно этим объясняется мирное и сравнительно легкое проникновение ислама в Поволжье, Приуралье и в Сибирь. Единственной идеологической силой, которая так или иначе могла противостоять здесь исламу, было тэнгрианство. Однако требования этих двух религий были настолько близки друг к другу, что они стали взаимодополняющими.

Начиная с выдающегося памятника булгарско-татарской литературы -- поэмы Кул Гали «Кыйсса-и Йусуф» (первая четверть XIII в.) и до конца 20-х годов XX в. практически все произведения татарской письменной литературы проникнуты весьма сильным влиянием идеологии и мифологии ислама. Однако в произведениях фольклора наблюдается несколько иная закономерность: абсолютное большинство образцов тех жанров, которые как таковые сформировались ранее ислама, подвергнуты его влиянию намного меньше, чем письменная литература. К таковым относятся обрядовая поэзия, пословицы и поговорки, загадки, сказки, мифологические рассказы и народный эпос. Именно эти жанры донесли до нас наиболее значительные данные о языческой мифологии татар, одним из представителей которой выступает многоголовый Див, или Див-пэри. Хотя Див в татарской мифологии выступает как злое чудовище, иногда изображается и как помощник героя.

Одним из самых популярных и широко известных персонажей татарской мифологии является Шурале -- обитатель, а в известном смысле и хозяин леса, существо с волосатым телом, с одним рогом, с очень длинными пальцами, с помощью которых может защекотать человека до смерти.

Другим, гораздо более зловещим существом изображается Убыр, иногда выступающий в ипостаси кровожадной старухи Убырлы карчык. Он «проникает» в тело человека и «занимает» место его души.

Татарская мифология довольно богата всевозможными духами -- хозяевами различных стихий, которые обозначаются общим термином Ия: Су иясе -- Хозяин воды, Су анасы -- Мать воды, Су кызы -- Дочь воды, Йорт иясе -- Хозяин дома и др. Чаще всего они выступают хозяевами, нередко властелинами тех стихий, сооружений, помещений, к которым они относятся.

Республика Татарстан - довольно большой регион нашей страны, включающий в себя множество районов, городов и поселений, которые ранее существовали вне Татарстана. У каждого из таких мест есть свои легенды и предания, которые ничуть не менее интересны, чем широко известные сказания о Сююмбике или Зиланте, и заслуживают того, чтобы мы с ними познакомились.

Сами татарстанцы любят таинственные истории и мифы о своей земле: недаром в Мамадышском районе объявили конкурс на лучшее предание о различных местах района.

Легенда о появлении татар

Этнографы наверняка смогут аргументировано рассказать об этом вопросе множество всего интересного, но нас интересуют именно полулегендарные времена, когда об этносах даже не помышляли.

Итак, жили два брата - Булгар и Буртас (от их имен пошли названия города на Каме и народа буртасов). Они, в свою очередь, были сыновьями мифического богатыря Алпа, брата самого Тюрка, давшего название многим азиатским народам. Вот такое непростое легендарное генеалогическое древо.

Собственно, никаких других драматических историй в этом вопросе нет: пришли в эти земли два брата со своими семьями-племенами и стали просто жить, дав начало современному татарскому этносу и культуре.

Что же касается собственно слова «татары», то жители республики считают, что это название идет с тех времен, когда их предки жили в монгольских и маньчжурских степях: у берегов Амура кочевало племя та-тань.

Оно вместе с воинственными монголами пошло на завоевание земель на западе, и осело в волжско-камских землях. А название племени со временем было искажено другими народами, да так и привязалось к племени та-таней, ставших татарами.

Предание о Биляре

Этот древний город существовал около 500 лет, со второй половины IX века. Это был очень богатый, развитый город, который был разрушен татаро-монголами практически до основания. Оттого до нас дошли лишь предания о том, как храбрые билярцы сопротивлялись захватчикам.

Монголы долгое время никак не могли захватить город - слишком уж крепки были его стены и стойки защитники. Тогда пошли татаро-монголы на хитрость: поймали множество голубей, повязали к ним горящие ветоши и отпустили в направлении Биляра.

Никаких преданий из истории Древней Руси этот сюжет не напоминает? Так или иначе, в городе начался страшный пожар (город в основном был деревянным), горожане бросились тушить бушующее пламя, ослабив оборону, а монголы воспользовались этим и взяли Биляр штурмом.

Легенда о змее-оракуле (Елабуга)

В восточной мифологии и татарской в частности очень много персонажей и существ, так или иначе похожих на змей или драконов. В этом можно убедиться просто посмотрев на символику Казани или познакомившись с мифологией народа.

Поэтому совсем не удивительно, что в местах, где сейчас расположена Елабуга до сих пор живет легенда о змее-оракуле, который обитал на месте сегодняшнего Чертова городища.

Впрочем, он был совсем неагрессивен, наоборот - люди приходили к нему, чтобы узнать о своей судьбе, своем будущем.Поговаривают, даже знаменитая царевна Сююмбике приезжала к змею-оракулу за провидением и предсказанием.

Почему один из городов Татарстана называется Заинском?


Не только Казань может похвастаться любопытной легендой о происхождении своего названии. Небольшой Заинск также располагает довольно симпатичной историей и драматичным легендарным прошлым.

Когда в эти земли пришли предки современных татар, они были чрезвычайно измучены долгой дорогой по сухим безводным степям и лесам. Потому, когда они увидели реку они от радости стали кричать «сай», что на их языке значило «вода». Потому и ранее безымянную реку стали звать Сай.

Со временем название чуть изменилось и стало звучать как Зай, а на берегах реки появился город - Заинек. Со временем он разросся и был очень богат. Однако на него напал злой дракон Барадж, разрушивший и сжегший весь город, уничтоживший почти все его население. Никто не смел селиться на этих землях. Оставшиеся в живых переселились чуть подальше от Зая, но и там не удавалось им наладить мирной жизни: постоянно селища беженцев разоряли воинственные соседи.

Тогда решил богатырь Йсхан-бек вернуть своему народу старое место, где им жилось спокойно и хорошо. Отправился он к старому селищу, порушенному Бараджей. Однако дракона там уже не было, богатырь вернулся к своему народу, сообщил им радостную весть и вернулись они на старое место.

Со временем город восстановили, но его, как и все татарские земли присоединили к Русскому царству, и название стало звучать более традиционно для славян - Заинск.

Предание о водяном быке (Высокогорский район)

К северо-западу от Казани находится озеро, которое называется в точности так же, как и аналогичный водоем в Средней Азии - Кара-Куль.


По преданию, с самых первых времен, что в районе Высокой горы поселились люди, почти еженощно в окрестностях озера раздается страшный рев, похожий на мычание быка.

Поскольку живьем это существо никто на суше не видел, то и принято считать, что бык живет под водой. Назвали его «су угезе» - «водяной бык».

Все описывали его по-разному: кто-то видел не то змея с головой быка, то крылатую рогатую рыбу.

Схожее существо живет и в другом озере - Елан-ер. По преданию, здесь также жил огромный змей, требовавший дани с тех, кто собирался ловить рыбу или промышлять в здешних лесах. Никто на протяжении веков не смел купаться в Ерлан-ер, из которого также звучали страшные звуки какого-то чудища. И по сей день пожилые жители местных деревень не купаются в водоеме.

Впрочем, геологи имеют свой ответ на вопрос, откуда берутся эти пробирающие до глубины души звуки: видимо, карстовые плиты и слои перемещаются, и в образовывающиеся проломы с шумом втягивается вода.

Свияжские русалки

Многие старожилы селений по берегам Волги и Свияги в районе города Свияжска утверждают, что в местных водах водятся русалки. Никаких причин или преданий их появления в этих местах нет, но жители рассказывают, что видели женщин-русалок, пусть и без хвостов, гуляющих по лесам.

Как считают те же местные жители, зимой русалки уходят в подводные пещеры и там пережидают непогоду и холода.

Казань Weekend Tour

Туристическая компания «Weekend Tour Казань» предложит Вам тур в Казань , и многие другие туры с экскурсиями в Казань и Татарстану. Вернётесь из путешествия переполненными положительных эмоций, ярких незабываемых впечатлений!

Наша компания с удовольствием организует многие другие туры и экскурсии, потому что нам очень важно, чтобы отдых был приятен и незабываем для вас и ваших близких!

Работы проводились при финансовой поддержке ФЦП "Интеграция",
проекты Э0136, Э0137

СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ:
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕДИЦИЙ 2002 Г.

Знаменский отряд

Место дислокации отряда - с. Качуково Знаменского района Омской области.

Состав участников: начальник отряда - старший научный сотрудник сектора этнографии Омского филиала ОИИФФ СО РАН к.и.н. С.Н. Корусенко , младшие научные сотрудники сектора этнографии ОИИФФ СО РАН - О.П. Коломиец и М.Н. Тихомирова , 7 студентов старших курсов исторического факультета ОмГУ, специализирующихся по этнографии и 8 студентов-первокурников, проходивших этнографическую практику.

Цель работ - изучение этнической истории, культуры и быта татарского населения Среднего Прииртышья. Исследование традиционной и современной культуры сибирских татар, межнациональных отношений. В ходе полевых работ студенты должны были собрать материал для написания дипломных и курсовых работ.

Задачи . 1) учебно-методические

а) начальная полевая подготовка и ознакомление студентов-практикантов с простейшими методами сбора полевых этнографических материалов - формализованная беседа, непосредственное наблюдение, ознакомление с особенностями работы в стационарной и разъездной экспедициях, с правилами ведения полевых дневников (описей) и методами фиксации полевых материалов;

б) дальнейшая подготовка студентов старших курсов, специализирующихся по специальности "этнография", - обучение студентов методам инструментальной съемки объектов; составлению и заполнению анкет и вопросных листов по выполняемым студентами научным темам, совершенствование методик непосредственного наблюдения, интервьюирования и анкетирования, начальная подготовка в области организации и планирования экспедиционных этнографических работ, ознакомление с некоторыми методиками преподавания этнографии.

2) научная - фиксация и научная обработка этнографических материалов по темам:

а) исторические легенды и предания, фольклор

б) хозяйство, пища, утварь, средства передвижения

в) народные верования и обряды, связанные с хозяйственной деятельностью

г) рождение и воспитание

д) генеалогия и семейные хроники

е) поселение и жилище

ж) фиксация могильного комплекса методом инструментальной съемки, похоронный обряд, и др.

1. Выполнение учебно-методических задач. До начала полевых работ со студентами были проведены занятия, в ходе которых студенты были ознакомлены с вопросниками и программами по всем темам, обучены методам фиксации полевого материала (правилам ведения личной полевой описи, переноса материалов на карточки, которые в дальнейшем должны быть сданы в Музей археологии и этнографии Омского государственного университета). Полученные знания студенты применяли уже в поле, постоянно совершенствуясь в ходе работы. Несомненным достоинством в проведении экспедиционных работ явилась интеграция квалифицированных научных сотрудников системы РАН и студентов старших курсов. Обучая студентов основам сбора информации, преподаватели и научные сотрудники постоянно проверяли и заставляли добирать информацию, чтобы любая информация давала полное представление о том, по какой теме собирался материал. Особенно много было уделено внимания терминологии. И при сборе любой информации обязательным требованием являлось наличие татарских терминов, которые здесь приводятся в скобках большими буквами.

По окончании работы Татарского отряда на основании собранных материалов студенты подготовили отчеты по темам "Основные хозяйственные занятия населения Качуковской сельской администрации", "Погребальный обряд татар Качуковской сельской администрации", "Татарское кладбище", "Погребальный обряд русских с. Качуково", "Исторические легенды и предания татар Качуковской сельской администрации", "Генеалогии сибирских татар", "Этническое самосознание татар Качуковской сельской администрации". В своих отчетах студенты сделали первичный анализ материалов, опираясь на уже имеющиеся у них знания. По результатам работ была проведена студенческая конференция, на которой доложено и обсуждено основное содержание данных отчетов.

2. Выполнение научных задач.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ СИБИРСКИХ ТАТАР

В ходе этнографической экспедиции татарского отряда Омского Государственного университета и омского филиала ОИИФФ СО РАН 2002 года было проведено исследование по теме: Исторические легенды и предания сибирских татар" на территории села Качуково и деревни Усть-Тамак. Дополнительная часть информации, использованной нами, была собрана местными краеведами.
Село Качуково - одно из крупнейших в Знаменском районе. Существует мнение, что название селения происходит от татарского качук, что означает переехать или переселяться. Когда-то село находилось на берегу Иртыша, где сейчас паромная переправа. Предание о времени возникновения селения гласят, что оно образовалось примерно в 1800 году, хотя официально считается, что в прошлом году 25 августа деревне исполнилось 150 лет. Мотивы выбора селения различны. Существует история пятиозерья. Вверх по течению реки Иртыш было пять озёр, там были сражения татаро-монгол с русскими (возможно, даже с Ермаком). В 1851-1853 годах были большие наводнения, которые вынудили людей сняться с обжитого места. Они облюбовали новую территорию на опушке леса, и в 1854 году переселились туда, где раскинулось село. Ещё существует мнение, что первоначально татары хотели поселиться в деревне Солдатная, располагавшейся на высоком холме, но по каким-то неизвестным нам причинам, они передумали.

Сначала в селе было 7 хозяйств - все, как их называли раньше, инородцы - потомки хана Кучума. Лишь двое детей: Аетмат Каримов и Айтулат Ниязов - занимались хлебопашеством, остальные жили рыбной ловлей, охотой. Старик Каримов умер в 1916 году в возрасте 90 лет. Люди жили в огромной нужде. Безлошадные занимались охотой на зайцев, белку, горностая, колонка, лису, били рябчиков, тетеревов, рыбачили.

До 1896 года в деревне не было даже телеги. В летнее время лес и дрова подвозили на волокушах. Не было поперечной и продольной пилы. Всё делалось топором. Об обыкновенных керосиновых лампах понятия не имели - избы освещались лучиной. Одевались только в самотканое платье.

С территории Качуковского сельсовета исчезли в военные и послевоенные годы населённые пункты Большая Кова, Кордон, Красный Яр, Омгортоп, Чёрный Яр .
В Ермаковской летописи упоминается, что, поднимаясь вверх по Иртышу, Ермак дошёл до юрт Шиш-Тамацких, пробыл здесь некоторое время и вернулся к устью Тобола. Шиш-Тамак , такое название посёлка сохранялось до 1950х гг. в лоциях судоходства. Шиш-Тамак - татарское название и жили здесь сибирские татары, обосновавшиеся на понравившихся им землях после татаро-монгольского нашествия в XIII веке, оттеснив на север предков хантов и манси (до революции их называли остяки и вогулы).

Основными занятиями татарского населения были: скотоводство - разводили коней, крупнорогатый скот, овец - об этом говорят большие накопления навоза (до 1,8 м толщиной), занимались охотой, рыболовством и сбором даров природы - кедровых орехов, ягод.

Русских поселений на правом берегу Иртыша на территории Знаменского района не было, они возникли в конце 70-80 годов прошлого столетия. В 1858 году случилось высокое весеннее половодье, затопившее поселение, ещё более высокое и продолжительное наблюдалось в следующем году, а в 1860 году высокая вода сошла до осенних заморозков. И местные жители вынуждены были покинуть обжитые места. Одна часть населения поселилась на левом берегу Иртыша вниз по течению и образовала поселение Тайги , а другая часть вверх по течению Иртыша на правом берегу - Усть-Тамак , которая существует и в настоящее время. Легенды гласят, что в Усть-Тамак , что в переводе означает устье реки, татары переселились с реки Усть-шиш. Сначала там жили только татары, потом с переселились русские. Люди были очень дружелюбные (при встречи снимали шапки и здоровались).

О войнах сохранились только воспоминания. Священная роща с захоронениями около села Качуково называется Бабалар , что в переводе означает девы . Там частенько находили черепа и кости людей. Считалось, что если упадёшь или споткнёшься в этой роще, то непременно заболеешь. Эта легенда объясняется тем, что люди не знали никаких болезней, не знали от чего люди умирают, поэтому приписывали это к роще.

Старый мазарат расположен на юге-востоке относительно деревни Качуково. Старый мазарат (священное место) находится в 400 метрах севернее моста через реку Ушайра и в 300 м южнее юго-западной оконечности кладбища мусульман в деревне Качуково. Мазарат представляет собой невысокое всхолмление на террасе берега реки Ушайра. Всхолмление покрыто редким сосновым лесом. Край береговой террасы изрезан оврагами и хорошо задернован. Мазарат можно назвать поселением эпохи поздней бронзы - раннего железа. Мест, где когда-либо находили клады, имеющих большую историческую ценность не было. В данной местности находятся старые сбруи, железные предметы времени Ермака, кости мамонтов (недалеко от деревни Максим Горький).

В 120-160 км от Качуково находится заброшенная деревня Сауга . Возле деревни находится озеро с чистейшей водой, а по середине из воды торчит камень, который многие называют метеоритом. За деревней М. Горький есть поселение - заброшенное Иргаизм , где по рассказам находили долблённые гробы.
Недалеко от озера Кислар расположена деревня Усть-Тамак. Хозяйкой этого озера является женщина. Существует легенда, что каждое утро она сидела на мостике и расчёсывала волосы. Однажды кто-то её увидел и спугнул. Она ушла под воду. А расчёску оставила. Расчёску потом украли. Когда хозяйка озера вернулась, то, не найдя расчёску, она начала плакать и просила её вернуть. Вскоре человек, который взял расчёску, сжалился и положил вещь на место. Хозяйка озера успокоилась и больше никому никогда не являлась. Есть ещё озёра Кызбурен (девичье озеро) и Конбурен (кровяное озеро).

Местное население старается поддерживать свои традиции, хотя на данный момент не многие сельчане могут похвастаться тем, что они достаточно хорошо знают историю своего села и своего народа.

ГЕНЕАЛОГИЯ

Генеалогии были собраны по трём деревням: с. Качуково, д. Усть-Тамак, д. Малая Кова. В с. Качуково была собрана 31 генеалогия . Преобладающими фамилиями были: Айткуловы, Фахрудиновы, Хайрулины, Ниязовы, Шарафуидиновы, Мурзахановы, Гемольдиновы, Валитовы . Но есть и другие, часто встречающиеся: Авазбаковы, Шамсутриловы, Шитеряковы, Одногуловы, Авазовы, Латыповы, Аппаловы, Миннугуловы, Аджигитовы, Салиховы, Габайдулины, Сафиуллины, Аксаловы, Зарыповы, Тачитдиновы . Среди русских встречаются: Чура, Драчёвы, Ташкеевы .
В целом наблюдается 21 двор (из 143 дворов) смешанных браков татар с русскими (14,6%) и 12 дворов смешанных браков русских с татарами (31,5%) - из 38 дворов.

Этническая принадлежность:

Тат. Пермячка - Айткулова Татифа Канафеевна, 1970 г., род. в Кр. Яр., негр., в Качуково с 1952 г.

Сиб. тат . - Ниязова (Хайрулина) Сагида Рахмулеевна, 1945 г., в Кач., 11 кл., бухгалтер.

Казанск. тат. - Сабирзянов Сахибзян Сабирзянович, род. в Татарсране в 1928 г., в/обр., учитель.

Туралы - Имьяминов Тимур Шайхетарович, род. в Кач., 1977 г., 9 кл., не раб.

Мишари - Мурзаханов Ренат Саликович, 1967, местн., среднеспец. обр., водитель.

Русские - Чура Пётр Николаевич, 1949 г., лесник, местн., обр. сред., пенсионер.

Семьи преобладают большие, перемешанные фамилии. Но глубина памяти предков не велика, в основном помнят бабушек и дедушек. Самая большая генеалогия: Мурзаханов Ренат Салимович , 1967 г., местн., среднеспец. обр., водитель, мишари. В генеалогии описано 97 человек, до прабабушек и прадедушек.

В д. Малая Кова . собрано 3 генеалогии . Преобладающими фамилиями являются: Аджимтовы, Ташпеевы, Абубанеровы, Курмугиевы, Оскановы .

Этнический состав:

Сиб. татары - Курмугиев Мималей Чанилевич, 1925 г., местный, 3,5 кл., раб. В колхозе учётчиком, пенсионер.

Казанские татары - Оксанов садержим, жил в Усть-Тамаке, негр., умер ~1927г.

В деревне есть смешанные браки. Семьи небольшие. Помнят только бабушек и дедушек. Самая большая генеалогия - 30 человек: Курмугиев Мнигалей Чанилевич , 1925 г., местн., сиб. тат., 3,5 кл., раб. в колхозе учётчиком. 3 двора смешанных браков русских с татарами (33,3%) - из 9 дворов.

В д. Усть-Тамак собрано 23 генеалогии. Преобладающими фамилиями являются: Сабаралеевы, Сайтбашлы, Зарыповы, Одногуловы, Курмугиевы, Сатаровы, Шарафутдиновы, Габайдулины, Ташкеевы, Мурзахановы, Пильпо, Ахмадеевы . Всего 2 двора смешанных браков татар с русскими (4,1%) - из 48 дворов, 3 двора - русских с татарами (27,2%) - из 11 дворов.

Этнический состав:

Крымские татары (предков выслали из Крыма в Сиб.) - Сабаралеева (Зарынова) Фания Зайнетдиновна, 1963 г., род. в Кр. Яре, после замуж. в Усть-Там., 10 кл., санитарка.

Метисы (рус. + тат.) - Валитова (Амирбаева) Нелли Маскутовна, 1960 г., местн. бухгалт.

Сиб. тат . - Курмужева Мария Сайткаловна (дев. Курмужева), 1956 г., род. в Малой Кове, ОМПУ.

Казан. тат. - Фаткулина Динара Фанговна, местн., 1985 г., 11 кл.

Русские -Сабаралеева (Рафтович) Полина Петровна, 1954 г., фельдшер.

Семьи преобладают большие, много детей, братьев, сестёр (по 5-7 и больше). Но память не глубока, Помнят бабушек и дедушек. Самая большая генеалогия у Сабаралеевой (Зарыновой) Фании Зайнетдиновны , 1963 г., род. в Кр. Яре, после замуж. в Усть-Там., 10 кл., санитарка, крымск. тат. В генеалогии указано 77 человек.

Таблица 1

Этнический состав татарских поселений Знаменского района Омской области (по данным похозяйственных книг Качуковской сельской администрации на 1997-2001 гг.), чел.

Населённый

пункт

Всего

Татары

Русские

Другие

национальности

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Качуково

76,6

Усть-Тамак

20,5

Малая Кова

60,3

37,1

Итог

1026

75,8

21,4

Таблица 2

Этнический состав татар Знаменского района Омской области (по данным родословных), чел.

Населённый

Пункт

Общее

Число

родосло-

вных

Считают себя по происх-ю

Фактический состав опрошенных тат.

Сиб. тат.

Поволжско-приураль-

скими тат.

Просто

тат.

Сиб. тат.

Поволжско-приураль-

скими тат.

Выходцы из смешанных семей

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Качуково

61,2

16,1

19,3

22,6

Усть-Тамак

82,6

17,3

21,7

Малая Кова

33,3

66,6

Итог

69,4

15,2

10,1

67,7

23,7

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ТАТАР СИБИРИ

В ходе этнической экспедиции татарского отряда Омского Государственного университета и Омского филиала ОИИФФ СО РАН в село Качуково и д. Усть-Тамак Знаменского района Омской области было проведено анкетирование для изучения этнического самосознания татар Сибири. Было собрано 56 анкет. Из них 10 анкет было собрано в деревне Усть-Тамак. Были получены такие данные:

- Есть ли у вас прозвище по национальному признаку:

  • да - 2 (Медведь, Велки - пустой качан капусты, татарва);
  • нет - 8

- К какой группе татар вы себя относите:

  • Сибирские - 7
  • Казанские - 1
  • Крымские - 1
  • Не знаю - 1

Кто такие иштяки:

  • Не знаю - 3 человека
  • Иштяки - это самый неряшливый народ; люди, которые грязно живут; люди, не разбирающие праздник это или похороны, неверующие; дома бардак, дети грязные, хозяйства нет.

Есть ли разница между бухарцами и сибирскими татарами; если есть, то в чём:

  • Да - 2 (Разговорная речь, разные обряды; бухарцы носят паранджу, а у сибирских татар д.б. всё закрыто, ноги не босые; в разрезе глаз, цвете волос)
  • Нет 3
  • Не знаю 5

Есть ли, разница между сибирскими и казанскими татарами; если есть, то в чём:

  • Да - 6 (В языке, овале лица, разрезе глаз; в свадьбе, похоронах немножечко; разговорная речь, разные обряды, произношение речи; произношение слов)
  • Нет 1
  • Не знаю 3

Какие характерные черты присущи вашему народу:

  • Доброта, отзывчивость, откровенность
  • всё зависит от человека
  • голубые и тёмно-карие глаза

Таким образом, на основании первичного анализа собранных анкет мы можем сделать тёмные волосы, гостеприимство, простота, вывод о том, что основная часть татар в опрошенных деревнях, осознают себя сибирскими татарами. Некоторые даже называют свою именную принадлежность - Куртак. Некоторые анкетированные называют себя сибирскими татарами, даже если оба родителя поволжские татары. Одним из основных отличий между сибирскими и казанскими татарами называют язык, внешность. Основными чертами сибирских татар являются - гостеприимство, доброта, отзывчивость.

СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ СИБИРСКИХ ТАТАР

В ходе этнографической экспедиции татарского отряда ОмГУ и Омского филиала ОИИФФ СО РАН 2002 года было проведено исследование

Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько интересный исторический путь прошел народ, живущий на такой изобильной и богатой земле, первым защищавший Русь от нашествия монголо-татар и построивший такие великолепные города как Казань, Свияжск и Елабуга. И, конечно же, все это отразилось в легендах и традициях татарского народа. В этом разделе собраны самые интересные и загадочные предания, истории, мифы и легенды Татарстана.

Вообще татарские баснословные существа можно разделить на следующие две группы:

1) существа, обитающие в воде , и 2) существа, живущие на суше .

Существа, обитающие в воде : су-бабасы, су-ияси, су-анасы, юха;

Под именем су-бабасы татары разумеют живущего в воде (именно в озере) повелителя воды, водяного деда. Но никто не видел, чтобы дед этот выходил когда-либо из воды и относился к людям непосредственно; на это у него, как видно, есть родственное ему существо, вроде слуги, докладчика и исполнителя его повелений, это — Су-ияси.

Су-ияси — (то есть “водяной хозяин”) является татарину в образе бойкого мальчишки, посредника между татарином и своим повелителем, водяным дедом, — и образе посредника глуповатого, трусливого, неопытного, не знающего хорошенько татарина, но более сильного, чем татарин и менее, чем медведь.

Су-анасы — “водяная мать”. Су-анасы есть мать су-ияси и жена су-бабасы, бывает иногда видима нечаянно подошедшему к воде татарину в образе женщины, чешущей себе гребнем волосы — видима и днем и ночью.

Юха – дракон, превратившийся в юху-девицу. Дракон может принимать на себя различные чувственные образы и в них являться татарину, чтобы всячески вредить ему; между прочим, он принимает иногда образ девицы необыкновенной красоты, которая расчесывает себе волосы, сидя на берегу озера. Превратившись в девушку, юха может сделаться женою, может выйти замуж. При этом муж непременно пламенно полюбит свою супругу; но вместе с тем будет все более и более худеть. Вот что такое юха-кыз, юха-девица!

Существа, живущие на суше : убыр, албасты, уряк, бичура, уй-иясе, абэар-иясе, чячяк-анасы, чячяк-ияси, шюряли, джин и диу-пэри.

Убыр – всегда имеется в одном каком-либо человеке, который потому и называется убырлыкши (“вампир-человек”). Убырами в сказках встречаются старухи (убыр-карчык). Узнать убыра-человека татарин может легко потому, что у него под мышкою вовнутрь организма бывает дырка, через которую входит в человека убыр. Убыр, как у русских “домовой”, может давить татарина и даже являться ему наяву. Когда убыр давит татарина, то этот последний не может шевельнуться; но если только ему удастся как-нибудь укусить убыра, тогда то лицо, в котором давящий убыр имеет свое пребывание, будет непременно укушено в тот же член, в который давимый татарин грызнул убыра. Убыр-старухи всегда живут в глуши и вдали от татарских жилищ, куда может попасть татарин, только сбившийся с дороги — когда идет или едет. Живут они в избушках. Впрочем, бывают случаи, когда татары, имея нужду узнать о потере чего-нибудьважного, сами стараются отыскать убыр-старуху; но это бывают счастливцы, люди достойные, силачи,хитрецы.

Албасты. Именем Албасты у татар называется сила или злое существо, живущее и являющееся людям преимущественно в нежилых домах, на пустырях, полях и в лугах. Является людям Албасты в обличье человека, а больше всего в виде большого воза, копны, стога, скирды, елки и т. д. Опасен Албасты тем, что может задавить человека насмерть, причем еще пьет иногда у него кровь. Когда Албасты давит человека, тот чувствует сильное сердцебиение и удушье.

Уряк (“дуть ”) — существо, являющееся татарину где-нибудь в лесу или на дороге над умершим насильственною смертью. Его видит прохожий татарин, по поверью, в образе человека или копны, переваливающейся и идущей вперед. Уряк может преобразиться в облако. Если бы прохожий татарин и не увидал сразу на пути мертвое тело, то раздирающий клик уряка непременно обратил бы его внимание на это тело. Если при этом человек захотел бы на видимого издали и кричащего уряка посмотреть вблизи, то уряк сделался бы невидимым. Из страха увидать непонятное и таинственное существо и слышать его раздирающий душу голос татарин всячески остерегается наткнуться ночью на пути на мертвое тело. Когда татарин слишком чего испугается, он говорит: “мой уряк поднялся!”. Уряк имеется у всякого татарина.

Бичура — то же, что у русских кикимора или “соседка”. Это существо представляется в виде женщины — ростом от полутора до двух аршин. На голове у нее ирнак, старинный татарский головной убор. Бичура живет в жилых помещениях — на подволоке, в подполье и в банях, но не у всех, а только у некоторых хозяев. Иные отводят для бичуры особую комнату, где ее поят и кормят. На ночь оставляется тарелка с пищей и несколько ложек. Наутро тарелка пуста, Бичура ничего не оставляет. А если рассердится за что-нибудь на хозяина, то разобьет чашку, в которой ей подается пища, и раскидает все, что попадает ей под руку. Бичура нередко во сне давит человека, любит внезапно пугать его и вообще озорничает над людьми. Вдруг откуда ни возьмись, пролетит кирпич, полено. Кто бросил полено, неизвестно. Из-за Бичуры иногда бросают дома, жить бывает нельзя, особенно одиноким.

Уй иясе — баснословные существа, по верованию казанских татар, живут повсюду — и в домах, и в поле, и в лесу, и в воде. Среди обитающих в домах и во дворах, рядом с человеком, почетное место занимает Ий иясе, или хозяин дома, домовой. Ий иясе жилищем своим обыкновенно избирает подполье, откуда и выходит по ночам. Он представляется стариком, носящим довольно длинные волосы. Домовой заботливый хозяин и даже полезная тварь: оберегает дом, в предчувствии беды всю ночь ходит, беспокоится и вздыхает. Если ночью случится какое-то несчастье, будит людей, трясет их за ноги или стучит. При хороших отношениях с людьми домовой бывает благодушным, заботливым хозяином. Полезно его иногда умилостивлять. Чтобы умилостивить домового, глава семьи должен давать милостыню, носящую название “якшамбе садакасы”. Когда домовой гневается, а хозяин ничем не пытается угодить ему, с живущими в доме могут происходить разные несчастья, появляться чесотка, чирьи и другие болезни. Случается и падеж скота, хотя виновником его становится скорее другое существо, Абзар иясе. Домовой же, бывает, занят только животными, обитающими в самом доме, например, кошкой.

Абзар иясе — кроме домового, по поверью казанских татар, существует еще Абзар иясе — хозяин хлева, обитающий на дворе или в хлеву. У русских нет соответствующего названия для Абзар иясе, так как “обязанности” его несет тот же домовой. Абзар иясе по преимуществу — властелин скота. Иногда Абзар иясе показывается людям в образе человека или животных, но только издали и ночью. К скоту он имеет ближайшее отношение. У любимой лошади хозяин хлева заплетает гриву, приносит ей корм. Лошадь, которую Абзар иясе почему-либо невзлюбит, он всю ночь мучит, всю ночь на ней ездит, отнимает у нее корм и передает любимой лошади. Опальные лошади делаются скучными, худыми, их лучше всего скорее сбыть со двора, чтобы они не погибли.

Чячяк-анасы и чячяк-ияси (“оспенная мать” и “оспенный хозяин”) — по поверью татар, когда ребенок болеет оспою, то в больших оспинах именно и присутствуют сейчас сказанные существа.

Шюряли — баснословное существо вроде лешего у русских. Шюряли водятся в лесах и не по одному; видимы бывают татарину в человеческом образе. Все они имеют очень большие груди, из которых одну закидывают на правое плечо, а другую — на левое. Если повстречается им в лесу татарин, то они приглашают его играть в щекотанье, но если тот согласится, защекочивают его до смерти. Но татарин может перехитрить шюряли; а как? Он предложит шюряли играть в щель, и тот, по глупости своей, согласившись, погибает. Что же это за игра? Татарин ударом топора вдоль толстого дерева делает в дереве щель, и чтобы она была шире, забивает в нее клин, а когда шюряли засунет в щель свой палец, татарин мигом выхватывает оттуда свой клин и таким образом ущемляет шюрялия. Шюряли завопит от боли диким голосом, чтобы сбежались подобные ему существа, и, освободив его от беды, отомстили бы татарину, защекотав его насмерть. Но если раньше татарин на вопрос шюряли: “как ему имя?” догадался ответить: “имя мое былтыр” (прошлый год), то, ущемив шюряли и бросившись бежать, спасается, потому что шюряли закричит тогда впопыхах: “прошлый год ущемил!”, а сбежавшиеся товарищи, не только не побегут искать хитреца, а просто расхохочутся над беднягою: “чего искать прошлый год, не найдешь! Видно, шюряли очень глупый!” — скажут ему тогда в ответ.

Джинн. До человека на земле существовали Джинны, или гении. Так же, как и люди, они рождались и умирали, однако подобно ангелам обитали и в воздухе. Джинны стремились проникнуть в тайны неба, но всякий раз отгонялись “охранительными пламенниками”. Некогда именно Джинны господствовали на земле. Мы сотворили, говорится в Коране, человека из брения, а гениев прежде того мы сотворили из огня самума. По прошествии некоторого времени Джинны возгордились и вздумали ослабить могущество Божие на земле, стали подвержены многим заблуждениям. Для наказания их Бог послал Иблиса с ангелами, которые разбили Джиннов в сражении, оставшихся в живых выгнали с земли на острова и горы. После изгнания Джиннов Бог обратился к ангелам за советом о сотворении человека. По народным рассказам, Джинны не причиняют людям большого вреда. Но, отличаясь навязчивостью и принимая резные обличья, они пугают человека, и встреча с ними, по крайней мере, нежелательна.

Диу-пэри – дивы, являются татарину обыкновенно в лесах и в полях, и притом в различных образах: иногда копною сена, иногда в образе девицы, причем могут выйти за татарина замуж. Живут в особенных своих городах, имеют царства под землею и морем, и невидимо — на земле. Они живут и владеют теми местами и там, где положен клад. Да и сами кладовые вещи, обыкновенно неблагоприобретенные, от продолжительного пребывания в земле порождают дивов, подобных во всем своим предкам. О дивах нужно заметить, что они непримиримо враждебны татарину:

1) они похищают девочек; до возраста держат их у себя и тогда на них женятся;

2) дивы ругаются над татарином: например, в образе какого-либо знакомца или добряка див уводит татарина в свой город, в доме у себя угощает его; но если татарин скажет: “бисмиллю” (во имя Бога!) перед вкушением пищи, то явно будет видно, что это не пища, а лошадиный помет;

3) див непременно постарается зазванного к себе в гости татарина свести с лица земли и обыкновенно так: прикажет жене истопить баню, поведет в нее гостя, и когда тот разденется, див предложит ему с видимым радушием услуги свои — помыть, испарить, а когда татарин подставит спину, то див забьет его комлем веника до смерти и мертвого зароет под полком своей бани.

Литература:

Каюм НАСЫРИ «Поверья и приметы казанских татар»

Поделиться: