Иза константиновна высоцкая. Женщины в жизни высоцкого

Огромная потеря для театра… ушла из жизни народная артистка России Иза Высоцкая . Почти 43 года муза и первая жена поэта Владимира Высоцкого прожила в Нижнем Тагиле . Трудилась в местном Театре драмы. Играла главные роли в спектаклях «Деревья умирают стоя», «Дорогая Памела». Утром и вечером Иза Константиновна ходила на репетиции, а еще успевала обучать актерскому мастерству студентов. Многие считали, что первая супруга стала затворницей, мол не дает интервью, с журналистами не раговаривает вообще. Но это было не так.

По словам коллег Иза Высоцкая никогда не была одинокой.

Сын Глеб хоть и переехал в Екатеринбург - всегда был с ней на связи, - рассказывает близкая подруга Изы Константиновны актриса Нелли Саловская . - Звонил чуть ли не каждый день. Причем, у них была такая связь с мамой, которой можно только позавидовать. Иза говорила: "Сейчас Глебушка будет звонить и в ту же секунду раздавался звонок. В Нижнем Тагиле у нее живет племянник Глеб - Иза воспитывала его, как родного сына. Друзей у нее здесь много. Ее знали от Москвы до окраин. Даже сейчас в ее комнате стоит бандероль из Израиля . На днях однокурсники звонили из Австралии . Советская актриса Маргарита Володина из Парижа ей платочек прислала... Иза никогда не была затворницей! Отчасти она любила одиночество, но одинокой она никогда не была!

Последний год Изу Константиновну стало подводить здоровье. А сегодня в 5:30 первая жена Владимира Высоцкого умерла. Ушла из жизни в окружении родных и близких друзей.

Последние 10 дней мы все дежурили у ее постели: она очень плохо себя чувствовала. Из Екатеринбурга приезжал сын Глеб. Племянник Кирилл был, друзья приходили, - продолжает актриса Нелли Саловская. - Только в августе ей сделали подряд три операции: удаляли грыжу. У нее ноги больные были. У нее даже сейчас есть больничный. Представляете, она болела, но так усердно работала. Она была настоящий боец… В эту ночь с ней были все ее родные люди. Сын Глеб, его супруга Ольга, Кирилл. Я ушла в 23:00 вечера, хотела, чтобы они в семейном кругу побыли. А в 5:30 позвонил Глеб и сказал: «Мамы больше нет». Она умерла у него на руках.

Изу Константиновну должны были похоронить на Аллее славы на Рогожинском кладбище в Нижнем Тагиле. Там покоятся самые известные люди города. Но оказалось, что Иза Константиновна была против этого. Она даже не хотела никаких прощальных церемоний в родном театре.

Мы с ней часто разговаривали. Как сделать так, чтобы умереть во сне и, чтобы никакой боли… Наверное, у пожилых людей такие разговоры часты, - говорит Нелли Ивановна. – И она говорила мне: «Я не хочу никаких речей. Хочу, чтобы было все поскромнее. Мне важно, чтобы меня запомнили живой, на сцене». Думаю ей это делает честь, как человеку. Когда мы сказали ее сыну Глебу, что Изу Константиновну можно похоронить на Аллее славы. Он категорически сказал: «Нет, мама этого не хотела». Она завещала кремировать себя. А урну с ее прахом Глеб увезет в Екатеринбург.

Как таковой церемонии прощания с актрисой не будет. Но зрители все равно смогут проститься с Изой Константиновной - в театре драмы 22 июля в 13:30 по адресув Нижнем Тагиле по адресу ул. Челюскинцев, 47.

Иза Константиновна Высоцкая (урождённая Изольда Мешкова; по первому мужу - Жукова). Родилась 22 января 1937 года в Горьком (ныне - Нижний Новгород). Советская и российская актриса театра и кино, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1980). Народная артистка РФ (2005). Первая жена Владимира Высоцкого.

Изольда Мешкова, более известная как Иза Высоцкая, родилась 22 января 1937 года в Горьком (ныне - Нижний Новгород).

В 1958 году окончила Школу-студию МХАТ.

В 1958-1960 годах - актриса Киевского театра им. Леси Украинки, среди ее работ: Соня - «Вот я иду» Г.Берёзко (1958, реж. В.А.Нелли).

В 1961-1962 годах - актриса Ростовского театра им. Ленинского Комсомола.

Работала в театрах в Перми, во Владимире, в Театре Балтийского флота (Лиепая).

В 1970-2018 годах - актриса Нижнетагильского драматического театра им. Мамина-Сибиряка, среди ее работ: Царица Ирина - «Царь Федор Иоаннович»; Анисья - «Золотая пыль»; Тетушка Руца - «Птицы нашей молодости»; Елизавета Английская - «Ваша сестра и пленница»; Софи - «Парижский уик-энд»; Мод - «Гарольд и Мод»; Мать - «Мать» К.Чапека; Сэвидж - «Странная миссис Сэвидж»; Клара Цаханассьян - «Визит старой дамы»; Памела - «Дорогая Памела».

Лауреат премии «Браво!» 1994 года за роль Елизаветы Английской («Ваша сестра и пленница») и 2006 года в самой почетной номинации «И мастерство, и вдохновение» за личный вклад в театральное искусство, за честь и достоинство.

В 2002-2012 года - преподаватель сценической речи на актерском отделении Нижнетагильского колледжа искусств.

Заслуженная артистка РСФСР (29.07.1980).

Народная артистка Российской Федерации (1.10.2005).

В Нижнем Тагиле в 05:30 по местному времени (03:30 мск).

Личная жизнь Изы Высоцкой:

Первый муж - Жуков.

Второй муж - (1938-1980), советский поэт, актёр, автор-исполнитель песен.

Поженились 25 апреля 1960 года. Развод был оформлен в 1965 году, однако фактически они расстались задолго до официального развода. Поэтому сын Изы Константиновны Глеб, родившийся в 1965 году, хотя и носит фамилию Высоцкий, но на самом деле является сыном другого человека.

Народная артистка РФ.

Единственная актриса необластных театров Урала и единственная тагильчанка, удостоенная этого высшего актерского звания.

Иза Константиновна Высоцкая окончила Школу-студию имени В.Немировича-Данченко при МХАТ СССР. Работала в Киевском театре имени Леси Украинки, в Ростове, Перми, Владимире. С 1970 года - артистка нашего театра.

Лауреат премии "Браво!" 1994 года за роль Елизаветы Английской ("Ваша сестра и пленница") и 2006 года в самой почетной номинации "И мастерство, и вдохновение" за личный вклад в театральное искусство, за честь и достоинство.

Лауреат премии имени В.П.Пашнина 2015 года.

Исполнительница главных ролей в спектаклях "Золотая пыль", "Последний пылкий влюбленный", "Мать" К.Чапека, "Ваша сестра и пленница", "Гарольд и Мод" и многих других.

В 2002-2012 годах - преподаватель сценической речи на актерском отделении Нижнетагильского колледжа искусств.

Иза Высоцкая. От первого лица. Читать
Иза Высоцкая. От третьего лица. Читать
Юбилейный вечер Изы Высоцкой. Читать
Фоторепортаж Кирилла Глазырина. Смотреть
Репортаж телеканала TVMChannel-Екатеринбург с презентации уникальной биографической книги "С тобой... и без тебя" Изы Константиновны Высоцкой
Презентация книги "С тобой... и без тебя". АН "Между строк"

Телевизионный фильм "Горное гнездо" (И.Высоцкая - Нина Леонтьевна) 1 часть 2 часть
ТРК "Телекон". Иза Высоцкая в программе "Открытый вопрос"

Королева

Ни мастерство и многолетний опыт, ни звание и заслуги, ни любовь поклонников артисту лёгкой жизни не гарантируют. Каждый раз он должен заново доказывать свою творческую состоятельность, в каждой новой роли. И хорошо, когда она есть и она - твоя, словно написана драматургом специально для тебя. Каким-то непостижимым образом услышал он молитвы страждущего и, как господь Бог, внял им - дал кусок хлеба насущного изголодавшемуся актёру, чтобы тот в муке и радости мог жить на сцене и творить.

Но "своей" роли иногда приходится ждать много лет. Даже если повезёт и дождёшься, неизвестно ещё, будет ли всё так, как увидел, понял, прочувствовал сам. У режиссёра собственное видение пьесы, а значит, и её героев. Совпадут ли взгляды? Придёт ли взаимопонимание в работе? Ведь театр - творчество коллективное…

Когда сыграли премьеру "Вашей сестры и пленницы…", заслуженная артистка России Иза Высоцкая могла быть счастлива. Роль, о которой неотступно думала последние два года, стала наконец-то её ролью. Приглашённый на постановку в Нижнетагильский драматический театр режиссёр Алексей Песегов оказался единомышленником, понимали друг друга с полуслова. А образ, созданный актрисой в спектакле, открыл такие глубины и изгибы души человеческой, такой масштаб личности, что для зрителей, знающих толк в искусстве, сомнений не было: Высоцкая здесь королева!

А она и играет королеву. Её героиня - Елизавета Английская. Та самая, которая вдохновила писателей разных времён и народов не столько своими государственными деяниями, сколько многолетней враждой и расправой с венценосной соседкой-родственницей, королевой Шотландии Марией Стюарт.

Драма "Ваша сестра и пленница…" - ещё одна вариация на известную тему. Однако к конфликту королев автор пьесы - наша современница и соотечественница Людмила Разумовская подошла по-своему, по-женски. В центре её внимания борьба двух соперниц, двух женских типов, характеров настолько разных, что взаимное отторжение неизбежно. Мария живёт любовью, Елизавета - разумом. Первая - в плену страстей и чувственных порывов, вторая - во власти холодного расчёта, злобы, зависти.

Но если бы Иза Высоцкая играла только злобную завистницу на троне, вряд ли открылась бы в спектакле захватывающе интересная, сложная внутренняя жизнь её героини. И не вызвала бы она у нас наряду с праведным осуждением ещё и сожаление, сочувствие даже. Сожаление - о недюжинном, остром уме, изуродованном подозрительностью и потраченному на хитроумные интриги в борьбе за власть; о непреклонной воле, которая обернулась жестокостью и ведёт под топор палача не только давнюю врагиню, но и недавних друзей. Ну, а сочувствие, оно относится к несостоявшейся женской судьбе.

Тема судьбы становится для актрисы в этом образе главной. Елизавете-Высоцкой мало быть всесильной королевой. Она хочет быть женщиной. Она стремится к любви и бежит от неё, боясь потерять себя в рабстве или оказаться преданной. И её фавориты действительно один за другим предают свою возлюбленную королеву, вступая в тайные сношения с Марией, претендующей на английский престол. Для Елизаветы это двойной удар. Отвечает она на него с мужской жестокостью и с изощрённым женским коварством.

Как кошка с мышью, играет она со своими жертвами вокруг трона: дразнит, соблазняет, отталкивает, лицемерием вызывает на откровенность и не верит в искренность. Тут Елизавета в своей стихии. Изменчивая, неуловимая, она меняет не только тактику поведения, но и облик. Ох уж эти разные, разные, разные лица Елизаветы-Высоцкой!

Надменная, величественная, с торжествующей злой улыбкой во время ареста Норфолка (артист А. Шебаршин), она потом, как капризная девочка с куклой, забавляется с очередным фаворитом-"мартышкой". Горечь и подлинная боль прорываются у неё при последнем свидании с Норбумберлендом (Ю. Дунаев) - кажется, единственным достойным мужчиной, которого любила и теперь отправляет на казнь. А какой блестящий спектакль в жанре мелодрамы разыгрывает Елизавета перед Лестером (А. Рывкин).

Сброшены парик и парадное платье королевы, а с ними - царственное величие, надменность. К Лестеру вдруг является полумонахиня, немолодая женщина, некрасивая и не скрывающая этого. Она так искренне кается в грехах, демонстрирует такую кротость и смирение, что не пробудит сочувствия разве только у слепого и глухого. Лестер же хоть и глуп, но не глух. Цель достигнута: он попадает в ловушку. И тотчас кающаяся грешница становится карающей королевой.

Эти молниеносные переходы актрисы из одного состояния в другое, динамизм внутреннего действия - всегда напряжённого, без передышки и отдыха - зримо выражают накал борьбы, которую ведёт её сценическая героиня как с окружающими людьми, так и сама с собой. Потому что женская часть души её не борьбы хочет, а согласия и покоя, обыкновенной нежности, ласки.

Усталая, разбитая, некрасиво расставив босые ноги в язвах, королева-девственница одиноко сидит у себя в спальне. Наедине с собой можно дать волю чувствам. Сесил (М. Юрченко) не в счёт, он верный раб. И тут вместе с сомнениями (может, всё-таки помиловать Норбумберленда?) Елизавета мучается своей женской ущербностью, обделённостью простыми человеческими радостями. Они доступны даже нищему, но не ей. Кто виноват? Тяжкий груз короны или она сама?

Пожалуй, только один человек - государственный канцлер Сесил, давний друг и слуга её королевского величества, мог бы дать правдивый ответ. Но этот политик с умными печальными глазами молчит. Да и что изменилось бы от его слов! Елизавета останется такой, какой её сделала жизнь. И она будет вести свою игру до конца, приближая одних, отправляя на плаху других (или тех же), вымещая гнев на третьих и лукавя со всеми, в том числе и с собой.

В предисловии к пьесе Л. Разумовская отмечает, что не стоит искать тут исторической «правды», буквальной достоверности героев и событий: "для меня, - пишет автор, - мои героини уже не столь историчны, сколь мифологичны".

А мифы бессмертны, потому что, отсекая частное, несут нам общечеловеческое и каждое новое поколение находит в них вечные темы, конфликты, идеи, характеры. Наверное, поэтому драма характера английской королевы, которую раскрыла сегодня на сцене актриса Иза Высоцкая, не уводит в далёкое прошлое. Резкими светотенями нашего времени отмечен этот женский портрет.

Ада ЕГОРОВА, "Тагильский рабочий", 1994

Блистательная Иза

Сегодня впервые в роли Мод вы увидите народную артистку России Изу Высоцкую! - торжественно прозвучал голос за сценой. Зал Нижнетагильского драматического взорвался аплодисментами.

В ходе спектакля "Гарольд и Мод" овации сопровождали даже те реплики юного героя, где раньше они воспринимались зрителями спокойно. Например, обращаясь к Мод, Гарольд предлагал тост: "За Вас - вчера, сегодня, завтра!" - и зрители не жалели ладоней, адресуя это пожелание ей, любимице тагильской публики Изе Константиновне Высоцкой. В репертуаре театра спектакль уже много лет, давно "состарилась" программка, где исполнители главных ролей - И.Булыгин, ещё просто актер, без звания "заслуженного", И.Высоцкая - именно в этом статусе. А театралы идут на встречу с "Гарольдом и Мод" во второй, в третий раз, наслаждаясь игрой актрисы мхатовской школы и огромного сценического опыта и ее молодого партнера.

"Блистательная Иза!", "Дорогая наша тагильчанка!", "Достояние России, достояние города!" - поздравляя актрису после спектакля с присвоением высшего на театре звания, обращались к ней первый заместитель главы города В.Погудин, заместитель председателя городской Думы В.Исаева, руководители управлений культуры, образования и просто поклонники таланта актрисы. Она стояла на сцене, принимала цветы и поздравления, волнуясь не меньше, чем на премьерах всех сыгранных ею ролей в нашем театре. Почти 20 лет не было в Нижнетагильском драматическом народного артиста. Первой высшего в Российской Федерации актерского звания удостоена Иза Высоцкая, уж несколько десятилетий радующая тагильчан своим талантом. Гордись, "провинциальный" город!

Талисманы Изы

"В Нижний Тагил я попала по глупости. Ну, как часто бывает в жизни. Думала, на год, а осталась на всю жизнь. Когда приехала сюда, то в первый день меня отправили на Вагонку, на творческую встречу. Мне задали вопрос - за что вас сюда? Я сказала: приехала сама. Но это не в хулу Тагилу. В 1970 году драматический был твёрдым, прочным, периферийным, достаточно хорошего вкуса театром. С сильными труппой и режиссурой…"

Единственное в городе звание "Народная артистка РФ" и собственная книга - вот что принёс уходящий год актрисе драматического театра Изе Константиновне Высоцкой. До неё народным в Тагиле становился только Фёдор Генрихович Штоббе, актёр драмы.

Её книга, выпущенная в столичном издательстве, тоже исключительна. В мемуарах первой жены Высоцкого, о которой почти ничего не было известно, - история знакомства со студентом Володей. Свадьба, трудная жизнь в разных городах. Переговоры по телефону так пронзительно нежны, что телефонистки разрешают говорить бесплатно, но когда речь заходит о каком-нибудь деле, требуют "про любовь". Расставания и встречи, размолвки и примирения. В книге описано, как, мягко говоря, по-разному поступал Высоцкий. Но нет ничего, кроме благодарности, - за встречу, за возможность быть рядом.Накануне Нового года с новой народной встретился корреспондент "ТР".

"Зал - чёрная бездна, сказка Гофмана, загадка"

Сегодня "народными артистами" на канале "Россия" делают за несколько недель. Как вы относитесь к своему званию?

Лет 15-20 назад в Рязани был слёт Всероссийского общества. Я была там. Вел его Михаил Ульянов. И весь огромный зал проголосовал за отмену званий, в мире их ни у кого нет. Это логично - у человека есть имя. Какое звание может быть у Репина? Но вышел Миша Бушнов и сказал: "Что мы делаем? Звания помогают нам открывать двери!" И все проголосовали. Мне кажется, на нынешнем этапе развития нашей страны звания имеют значение. Для меня лично это официальное признание.

Вы на сцене больше 60 лет. Когда было интереснее играть?

Трудный вопрос. Был прекрасный первый театр - киевский им. Леси Украинки. Там актёры огромного таланта. Тянешься за ними, забываешь, кто ты. Интересно, когда прекрасный ролевой материал и партнёры. Я просто обожала Мишу Юрченко. Он многие годы был болен, не знал этого, а мы раздражались, что не может, недотягивает, а он в это время погибал...

А спектакль по Чапеку "Мать"! Или "Ваша сестра и пленница". Судьба послала предпоследнюю роль в "Гарольд и Мод" Пашнина. Это подарок судьбы… очень нежно люблю Гарольда - Булыгина в нём.

Работаем очень мало. Не можем репетировать по нескольку лет, как в больших театрах. Раз - раз, за месяц. В этой судороге многое пропускается.

Нет ощущения рутины?

Что вы! Ведь в зале люди. Порой зал словно несёт тебя на воздушной подушке, как на крыльях. Это - то удовольствие, которое мы получаем. А рутина - это дурная работа, халтура. Правда, сейчас многие актёры и пальцем не шевельнут, пока им не заплатят.

Вы часто чувствуйте такое слияние с залом?

Нет. Сегодня у меня остался один спектакль. Дорога тема Гарольда и Мод. Потому что я в том возрасте, когда важно не как, а что ты, во что веришь, что несёшь… Подпитываешь и сам питаешься. А в таких спектаклях, которые только на хохот рассчитаны, не участвую. Да меня и не занимают в них…

Помните первый выход на сцену?

В хореографическом училище были экзамены выпускного курса. Мы, первокурсники, участвовали. За занавесом открылась чёрная бездна! Страшно и совсем нерадостно. Как будто попадаешь в сказку Гофмана. И дыхание людей… Я никогда не смотрю в зрительный зал. Даже через щёлочку. МХАТовская школа учила зал ощущать. Он для меня загадка. Нечто единое.

"Я хочу закрыть глаза"

Какое влияние на вас оказала школа МХАТа?

Там приветствовали актёра - личность. В актёре ценилось своё видение материала. У нас было филфаковское образование по литературе. И лучшие мастера по всем предметам. А что уж говорить о самой атмосфере МХАТа!

Сейчас не могу судить о театре. Знаю, что им руководит Табаков, который выпускался на год раньше меня. Учились у одних педагогов. Но какого актёра МХАТа ни назови, это гиганская личность. Ну, пожалуйста - Ефремов. Всегда узнаваем, но всегда интересен. Личностный актёр. А из старого МХАТа! Это были ГЛЫБЫ.

Вы часто спорите с режиссёром. Но некоторые актёры считают, что их задача - играть, а не рассуждать. Почему вы отстаиваете свою точку зрения?

Во МХАТе нас учили тому, что настоящий театр - сотворчество личностей, содружество режиссёра и актёра. Режиссёр должен быть умнее и шире меня. И тогда я пойду за ним без оглядки. А быть тряпичной куклой в руках любого, кто скажет - пошла налево, пошла направо, я не хочу. Надо уважать себя.

Не любите современный театр и эксперименты?

Эксперимент - хорошо, если он держится на какой-то основе, классике. К сожалению, чаще классика прикрывает убогость. Попробуйте-ка окунуться в пушкинскую или в толстовскую глубины… Там утонешь!

Вот у меня студенты в прошлом году читали композицию по "Евгению Онегину". Начали неохотно. Потом влюбились. И всё это было современно. Почему-то сейчас есть тенденция: современностью называют человеческую помойку - бандиты, зона, алкоголики. Мне не свойственен этот мир. Я хочу закрыть глаза. Понимаю, что он существует, но я хочу видеть прекрасное. И оно у меня есть - дети, внуки, ученики. Люблю исторические пьесы. Когда шикарные костюмы, красивые декорации. Не люблю ущербную условность.

"Актёр с микрофоном - это какая-то мутация"

Вы смотрите ТВ?

Раньше, в другом городе, я даже работала на ТВ ведущей музыкальных программ. Сейчас слушаю и смотрю канал "Культура". Он мне даёт возможность увидеть балет, оперу, чего нет у нас.

А как относитесь к технике в театре - микрофонам, фонограммам, спецэффектам?

Это хорошо. Но если театр настоящий, то можно без всего, на двух стульях сыграть так, что вы будете смеяться, рыдать, сопереживать. Много лет вспоминаю гончаровский спектакль "Визит дамы". Когда герои сидят и просто разговаривают, а у зала потрясение и очищение! Театр драматический - это всё-таки воздействие словом, развитие души. А сейчас во многих театрах "переоснащение" техникой. Мне не нравится, когда актёр с микрофоном. Это какая-то мутация. Не нравится "фанера". Вот разговаривает актриса, сегодня она чуть-чуть простужена и устала. Каждый раз голос разный. Доходит дело до вокала, а запись совершенно выбивается из контекста. Нормальная драма требует души и профессии. Профессии становится мало - плохо говорим, речь невнятная, голоса скучные, блеклые. Ведь можно влюбиться по телефону. Радиотеатры были - помните? Вдруг всё это закрывается. Очень много музыки в спектаклях. Как будто актёру не доверяют…

"Если бы Володя не был поэтом и актёром…"

Долгое время вы ничего не рассказывали о Владимире Высоцком. Как появилась книга?

Много лет мои друзья, однокурсники и научный сотрудник музея Высоцкого Андрей просили меня написать о нашей с Владимиром Высоцким истории. Потому что о нём ходит много воспоминаний, от которых нам всем очень хорошо. О себе читала такое, чего и в страшном сне не увидишь. Много неправды, вымысла. И знаете… всё как-то скучно. А о Володе что порой пишут… Это же большой человек! Я всегда говорю: если бы он не был актёром, поэтом, он всё равно был бы талантлив как человек. А я была рядом с ним в самую юность, в его становление.

В общем, меня убедили написать. Познакомили с издателем "Молодой гвардии". Книгу замечательно приняли. Как в сказке. Я не прилагала никаких усилий. Мне очень нравится формат. Маленькая, приятная книжечка. Называется "Короткое счастье на всю жизнь".

Иза Константиновна, а талисман на счастье у вас есть?

Мой дом полон их - не могу выбросит ни одну безделушку. Вот давным-давно ребёнок из хлеба собачку сделал. Без слёз смотреть нельзя, храню. Но настоящие талисманы надо хранить в сердце. У меня такие есть. О них не говорят…

Неописуемо талантливая Высоцкая

Событием для театральной публики в начале марта станет бенефис заслуженной артистки России Изы Высоцкой: любимая тагильчанами актриса сыграет главную героиню комедии Д. Патрика "Странная миссис Сэвидж". Бенефисными были многие роли Изы Константиновны - Елизавета в "Вашей сестре и пленнице", Анисья в "Золотой пыли", Мария в драме "Деньги для Марии" по роману В. Распутина, Мать в одноименной пьесе К. Чапека, в спектакле "Последний пылкий влюбленный", где она сыграла сразу трех героинь.

Накануне своего юбилея Иза Высоцкая будет играть тоже бенефисную и одну из самых любимых своих ролей - Мод в трагикомедии "Гарольд и Мод". Об этом спектакле, о его героине с Изой Высоцкой сегодня беседует корреспондент "Горного края" Анастасия Садриева.

Сюжет? Самый актуальный. Об очень одиноком ребенке, мать которого, прекрасный администратор собственной жизни, не уделяет сыну ни малейшего внимания. Чтобы обратить на себя ее величавый взор, Гарольд инсценирует самоубийства (всего 17). Другое его любимое занятие - ходить на похороны, где он и познакомится с графиней Матильдой Шарден, Мод, которой через несколько дней исполнится 80 лет. Эта эксцентричная дама берет "без спроса" чужие машины ("разве понятие собственности не абсурдно?"), еще недавно выпускала канареек из клеток ("зоопарки полны, тюрьмы переполнены"), ходила на митинги протеста и дралась с полицией зонтиком. Заботливая мать в брачном агентстве, "основанном на компьютере", отберет для сына трех невест, а он влюбится в Мод и предложит ей стать его женой. А Мод… уйдет, добровольно умрет в день своего рождения.

Я видела три постановки пьесы "Гарольд и Мод" - в московском театре "Сфера" (реж. Н. Красноярская), в академическом театре драмы в Екатеринбурге (реж. В. Гурфинкель) и, наконец, постановка В. Пашнина в Нижнем Тагиле. Спектакли настолько разные, что в темном зале Екатеринбургского театра драмы с его алхимическими светильниками-ретортами мне иногда казалось, что сейчас Гарольд и Мод вдруг начнут самовольно произносить другие слова, не думая, что же написали эти чудаковатые поклонники хиппи К. Хиггинс и Ж.-К. Каррьер. Не узнали бы друг друга и их герои. В Екатеринбургском театре драмы Гарольд (О. Ягодин) -несчастный задерганный нервный подросток, он ходит по сцене, словно по канату - напряженно и боясь оступиться. Мод (нар. арт. РФ Г. Умпелева) - психотерапевт, который каждый раз оказывает ему экстренную помощь, а в сумме - этакий гуру, который учит бедного Гарольда жить. Непонятно, почему же в конце концов он решил на ней жениться? В спектакле театра "Сфера" Мод (нар. арт. РФ Р. Быкова) - хрупкая старушка в разноцветных бомжовских лохмотьях. Актрисе за семьдесят, она ходит по сцене осторожно и танцуют они с Гарольдом, конечно, не восхитительный вальс, как у нас, а что-то вроде полонеза - церемонное и тяжеловесное. Гарольд (С. Коршунов) - абсолютно благополучный мальчик из провинции, который успешно завоевал Москву. Еще не избавился от грубоватого выговора, еще не научился легкой московской вежливости, но уже доволен своей победой. Может ли такой мальчик воспринимать Мод иначе, чем сумасшедшую старуху. А в нашем театре это спектакль о любви. Мод так прекрасна, что Гарольд просто не может в нее не влюбиться.

Когда я пришла в пьесу, она мне напомнила страшно атмосферу Брэдбери. "Вино из одуванчиков". Существует в мире такая нежнейшая, огромная, чистая любовь. Все к ней стремимся, признаемся мы в этом или нет. И в этой пьесе такая любовь есть. Я активно не хотела быть мудрой бабушкой. Когда человек мудр, сам по себе, ему не надо эту мудрость демонстрировать, она проявляется в его жизни. Пьеса начинается с того, что Мод уже знает, что ей осталось три дня. Три последних, три прекрасных дня, а дальше будут звезды. Что же она делает в эти дня? Она спасает дерево, спасает тюленя и спасает мальчика. И судьба, природа, Бог ей еще дарит вот эту юную, чистую, прекрасную любовь. Это пир души ее, трехдневный пир, это светлейшая пьеса. Она мне очень нравится, безумно нравится. Вот почему эта пьеса, если суметь такое ее прочтение воплотить, может задеть любого зрителя.

На спектакле были критики из Екатеринбурга, они сказали фразу: спектакль произошел в зрительном зале. Это самое дорогое. Бывают спектакли, о которых интересней говорить, чем их смотреть. А вот когда спектакль рождается в зрительном зале, когда приходят зрители к нам с другими лицами за кулисы - это прекрасно.

Но как всякая хорошая пьеса, "Гарольд и Мод" допускает множество прочтений. В. Гурфинкель с печалью говорит о том, что чудаки в нашем рациональном мире обречены. Мы начинаем слышать их только тогда, когда они умирают, хотя они нам так необходимы. Его спектакль - об одиночестве. О его жестоком, неотвратимом и элегантно-холодном шествии. Неслучайно в финале спектакля все герои (среди которых уже не будет ни Мод, ни Гарольда, разбившегося на мотоцикле) возьмут в руки причудливые музыкальные инструменты (флейту, гармонику, ксилофон) и тихонько зазвучит волшебная мелодия. В. Пашнин рассказывает о любви к жизни и людям, знамени чудачества, переходящем от Мод к Гарольду, рассказывает щедро и красочно. В его спектакле Гарольд не может погибнуть. Даже и Мод остается как будто жива. Режиссер так тщательно продумывает финальные выходы артистов, что они кажутся продолжением спектакля - и Гарольд и Мод вместе выходят к зрителям.

Если бы я читала пьесу о том, что чудаки в нашей жизни не могут жить, мне бы не хотелось играть. Мод до последней капли рада жизни. Последний день остался, она говорит: какой день предстоит!

Для меня самая главная сцена в "Гарольде" - это когда мальчик говорит: мне понравилось быть мертвым. Вот когда я мертвый, на меня все обращают внимание. Мама обращает внимание. Причем это очень распространено. Мой сын очень часто меня пугал. Ему нравился мой испуг. Потом я стала специально переходить улицу на красный свет - я старая и ничего не вижу. Он бежал впереди и кричал: иди, зеленый. Детское желание на себя взять внимание. Герой нашего спектакля мужает, он становится ответственным. Когда он говорит Мод: вы ни в чем не будете нуждаться, все, он становится мужчиной, он берет на себя обязательства. Она мальчика выпускает в жизнь. Вот теперь он будет мир воспринимать ее глазами. Теперь у него цветы будут иметь индивидуальность, музыка будет звучать, тюлени должны быть не в зоопарке, а в море. Она ему передает свое мироощущение. И в финале в первый раз, единственный она называет его на ты: Люби еще! Любите (ко всем). Как завещание любви и дальнейшей жизни.

Моя знакомая сказала, что у спектакля нехристианский конец. Мод приручила Гарольда и ушла. Почему она умирает? Как она могла, такая сильная, такая стойкая, вдруг отказаться от жизни?

У меня когда-то был очень тяжелый разговор с одиннадцатилетним ребенком, который настаивал, что человек имеет право на самоубийство. Если человек свободен, то он имеет право распорядиться собственной жизнью. Это сложная философская тема. Мы все, люди, о смерти думаем. В молодости иначе. Вас никогда не удивляло, что огромное количество самоубийств совершается в юном возрасте, потому что там острей воспринимается, и еще к жизни не так привыкли, с ней проще расстаются. Ведь в спектакле есть маленькие-маленькие штрихи, их можно не заметить: "Я становлюсь немного неловкой", "Кажется, тело немного устало". Не в том дело, что Мод жить не хочет, она не хочет быть обузой. Ведь она одна. У нее нет ни дома, ни кола, ни двора по сути. У нее есть мир, звезды, ее огромная любовь ко всему. У нее все друзья, все человечество. А в нашем нормальном бытовом понимании у нее нет ничего. Свободный гражданин, бомж в общем-то. И она решила, что когда не сможет наслаждаться жизнью, а будет только мучиться и тяготиться, она уйдет. Мы все так хотим - если смерти, то мгновенной…

Причем для нее уход - светлый… Это, конечно, дело актрисы, есть дело режиссера - поставить задачу, а актриса должна наполнить ее собой. Если я все знаю заранее, то зачем я вдруг начну плакать. Поэтому мы не выстраивали никаких похорон, иначе появится фальшь.

Даже короткие паузы - когда Мод вспоминает погибшего мужа, находит старые письма - даже здесь я не хочу плакать, я ни разу на этом спектакле не заплакала. Я вообще очень не слезливая актриса. Когда я готовлю какие-то трагические вещи, читаю, допустим, "Реквием" Ахматовой, я отплакиваю дома. Легкие слезы мне не даны - и смеяться, и плакать должен зритель.

Я счастливый человек, у меня прекрасные друзья. Многих уже нет. Вот полтора года назад ушла из жизни моя подруга, душевная-предушевная, удивительной, трагической жизни человек. Она по сути Мод. Она очень намного пережила своего мужа и жила уже там. Неверующий человек, она верила, что с ним там встретится. Недаром Мод все время говорит о космическом пространстве, о звездах: "Одна моя подруга все время говорила о звездах". Ведь она же сама не говорит: "Вот она умерла". Она только отвечает на вопрос Гарольда. Потому что для нее эта подруга не умерла. Как у Гарсия Лорки: мы не расстаемся со своими мертвыми. Это не православная пьеса. Это не идеологический спор. Это просто человеческая пьеса.

Мод по отношению к себе иронична?

В ней есть детская наивность и есть мудрость, а мудрый человек не может быть не ироничен к себе. Он видит все свое несовершенство.

И раз Мод чуть подсмеивается над собой, она может быть столь бесстрашно патетична. Она чувствует себя ненужной в этом агрессивно нормальном мире ("когда цветы становятся ненужными, они чувствуют себя одинокими и умирают"). Но, парадокс, умирает она как раз тогда, когда появляется человек, которому она очень нужна. Им так хорошо друг с другом. И в абсолютной тишине зала, вполголоса звучат несколько строк из совсем неамериканской песни "Снится мне сад в подвенечном уборе…". Она так беззащитна, ваша Мод. И так прекрасна. Зал с восторгом принял бы их союз. Зал как-то сразу чувствует себя выше отца Финегана, который пытается (и не может "О, мне сейчас станет плохо!") представить себе здесь плотскую сторону. Зал, между прочим, воспитывается на глазах. Но - нет. "Телефон, где здесь телефон?!" - кричит Гарольд, уже понимая, что не сможет спасти Мод.

Валерий Павлович Пашнин попросил меня: вы не можете спеть один куплет. Я попробовала. У меня не вызвало это отторжения. А раз он меня не остановил и не останавливает, значит, я это делаю...

В общении она великолепна - резкая и прямая, фантастически умная, красивая и элегантная, всезнающая, речистая, неописуемо талантливая Иза Высоцкая.

Однокурсница Высоцкого Изольда Мешкова(по первому мужу — Жукова) — первая жена артиста. Встречаться они начали, когда Изольда еще не оформила развод, и поженились только спустя 4 года отношений — в апреле 1960 года. Тогда же Высоцкий окончил актерское отделение Школы-студии МХАТ. Иза была старше мужа на курс.

« Высоцкому в ту пору исполнилось 19 лет, мне — 20, чувства были по‑юношески горячими, — вспоминает актриса в своей книге „Короткое счастье на всю жизнь“. — Он звал меня Изулей, а я его — Волчонком… Жизнь с Володей была легкой, солнечной, несмотря на то что жили мы неустроенно, „за ширмой“, без денег. Мы часто ссорились: так упоительно наговорить кучу слов, высказать все и даже больше чем „все“, выбежать из дома и сесть в такси: „Прямо пожалуйста!“ И при этом знать, что следом уже гонит в такси Володя».

В браке родился сын — Глеб Высоцкий. Однако отцом ребенка стал другой мужчина. После свадьбы Изольду пригласили играть в Ростовский театр, и Владимир Высоцкий ездил к жене. Изольда предлагала мужу остаться и работать с ней, но Высоцкий начал служить в Театре на Таганке и сниматься в кино. На съемках фильма« 713-й просит посадку» у него завязался роман с актрисой Людмилой Абрамовой. Она забеременела от Высоцкого.

Когда обоим супругам стало понятно, что их гостевой брак развалился, был оформлен развод.

Сейчас Изольда Высоцкая живет в Нижнем Тагиле и служит в местном театре.

Людмила Абрамова

Актриса Людмила Абрамова была замужем за Высоцким с 1965 года по 1970 год и родила от артиста двоих сыновей — Аркадия и Никиту.

Оба появились на свет до свадьбы родителей. Разошлась пара до официального развода — в 1968 году. Тогда у Высоцкого уже были чувства к Марине Влади, и Абрамова это знала.


57-летний Аркадий Высоцкий — актер и сценарист, отец пятерых детей. 55-летний Никита Высоцкий, как и отец, окончил Школу-студию МХАТ и играл в театре, учредил Благотворительный Фонд Владимира Высоцкого, а также написал сценарий к фильму« Высоцкий. Спасибо, что живой».

Сейчас Никита Высоцкий преподает на кафедре режиссуры и актерского мастерства Московского государственного института культуры.

Сейчас Людмиле Абрамовой 80 лет. После развода с Высоцким она вновь вышла замуж и родила дочь, но всегда ощущала связь с артистом. Абрамова принимала участие в создании музея Высоцкого.

Татьяна Иваненко

В 1972 году у Высоцкого родилась дочь Анастасия. С мамой девочки — актрисой театра на Таганке Татьяной Иваненко — Высоцкого связывали давние отношения, но жениться на любовнице он не спешил. Чувства к эффектной иностранке Марине Влади были сильнее старой привязанности к коллеге.


Высоцкий отказывался признавать дочь публично, тем более что она родилась, когда он уже был женат на Влади. Татьяна дала ребенку свою фамилию, воспитала дочь самостоятельно и не дала ни одного интервью. Однажды она судилась с «Экспресс-газетой», которые опубликовали ложное интервью, и выиграла дело.

Дочь Высоцкого Анастасия Иваненко окончила журфак МГУ, работала на канале« Культура», воспитывает дочь Арину.

Марина Влади

И Марина, и Владимир интересовались друг другом еще до знакомства. Он увидел 17-летнюю актрису в фильме 1956 года« Колдунья» и потерял голову, а она слышала о харизматичном русском и однажды — в 1967 году — приехала посмотреть на расхваленного артиста в Театр на Таганке. На банкете после спектакля« Пугачев» Влади и Высоцкий наконец встретились — и влюбились.


Высоцкий был известным соблазнителем, но и Мариной было трудно не увлечься. Дочь русских эмигрантов, Влади была той самой роковой красоткой, сводившей мужчин с ума. Французская актриса русского происхождения была совсем не в «советском» формате: следила за модой, привозила наряды из Парижа, не переживала из-за общественного мнения и снималась в откровенных сценах в кино.

До Высоцкого актриса дважды была замужем, во Франции росли ее сыновья Игорь, Пьер и Владимир. Она не могла оставить детей и жила на две страны. В это время Высоцкий боролся за право выезда за рубеж — и за собственную жизнь.

Влади была замужем за Высоцким с 1970 по 1980 год — вплоть до смерти артиста от острой сердечной недостаточности. По словам вдовы, Высоцкого сгубила не алкогольная зависимость, а наркотики, на которые его неумышленно« подсадили» врачи. Медики использовали морфий и амфетамины для« откачивания» Высоцкого после запоев. С 1977 года Высоцкий уже сам систематически делал инъекции. Начались ломки, а в 1979 году Высоцкий пережил клиническую смерть.

Влади стала свидетельницей тяжелого приступа Высоцкого уже в самом начале их отношений. В 1969 году у него лопнул сосуд в горле, открылось кровотечение — врачи боролись за жизнь артиста около суток.

« Я умоляю вызвать „скорую“, у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника, — вспоминала актриса в своей книге „Владимир, или Прерванный полет“. — Реакция прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска, ты не транспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана. Тогда я загораживаю выход, кричу, что если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал… Они, наконец, понимают, что умирающий — это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина — французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле…»

За 12 лет отношений Марина не раз пыталась спасти Высоцкого от наркотиков и алкоголя, но артиста тяготила ее забота, а позже — строгий контроль. В беседах с психоаналитиком Высоцкий называл жену« черной тучей», нависшей над ним. Последние два года отношения в паре были напряженными. Супруги отдалились друг от друга, и 40-летний Владимир Высоцкий увлекся 18-летней студенткой Оксаной Афанасьевой.

Оксана Афанасьева

Афанасьева стала прообразом героини Оксаны Акиньшиной в драме« Высоцкий. Спасибо, что живой». Она боготворила Высоцкого, а тот, по слухам, даже мечтал обвенчаться, но Марина Влади пресекала разговоры о разводе.

Иза Высоцкая: совершенно откровенно

ИЗ-ЗА ИЗЫ

Недавно отметила 75-летний юбилей Иза Высоцкая - народная артистка России, более известная широкой публике как первая жена Владимира Высоцкого. Но она достойна отдельного рассказа - как неординарная личность и как прекрасный человек. И именно из-за Изы Константиновны, в знак уважения к ней, я решил написать этот текст

Геннадий БРУК, Тель-Авив


"...хватала трубку и слышала: "Здравствуй, это я!" Сначала разговоры были короткие, трехминутные. Потом мы заметили, что телефонистки не прерывают нас, и часами болтали и хихикали, и только когда разговор заходил о каком-нибудь деле, вклинивался посторонний женский голос и требовал про любовь".

Если уважаемый читатель подумал, что читает отрывок из книги Марины Влади "Владимир или "Прерванный полёт", то он ошибается. Описанные события происходили в конце 50-х, когда Владимир Высоцкий ещё учился на 3-м курсе "Школы-студии МХАТ", а его жена Иза Высоцкая, играла в Киевском театре им. Леси Украинки. Тогда любящие супруги случайно открыли гениальный способ общения на расстоянии: междугородный телефон и поток любви, прервать который не может ни одна телефонистка, если только у неё не каменное сердце.

* * *

Иза Мешкова родилась в январе 1937 года в Горьком, на год и три дня раньше своего будущего мужа, Володи Высоцкого.

В военном 41-м, Изе было 4 года, Володе - 3, но детские воспоминания живучи и в 1971 отозвались в стихах Владимира Высоцкого:

Так случилось - мужчины ушли,

Побросали посевы до срока.

Вот их больше не видно из окон,

Растворились в дорожной пыли...

Как и всем из поколения войны, семье хватило и голода, и тревоги без отцовских писем с фронта, и, как далеко не всем, Изе пришлось побывать под бомбёжками: "В бомбоубежище не ходили - папа не велел. Были случаи, когда бомбоубежища засыпало.

Мы предпочитали смерть мгновенную..."

Hе боялась сирены соседка

И привыкла к ней мать понемногу,

И плевал я - здоровый трехлетка -

Hа воздушную эту тревогу!

"Баллада о детстве", В.Высоцкий,1975 год

Тогда дети все фантазировали на тему "и вот я на самолёте... та-та-та, и немецкий самолёт падает... к моим ногам, потому что я уже на танке, и бах-бах, и немецкий "Тигр" горит, а я...".

Мы вас встретим и пеших, и конных,

Утомленных, нецелых, - любых.

Лишь бы не пустота похоронных,

Не известия в них.

Но чёрная весть не обошла семью: война отняла у Изы двух отцов: в начале войны - родного, Константина Павловича Мешкова, а в конце - приёмного, Николая Фёдоровича Павлова, комбата-десантника, который пропал без вести в 1945.

Уже не маячат над городом аэростаты,

Замолкли сирены, готовясь победу трубить, -

А ротные все-таки выйти успеют в комбаты,

Которых пока еще запросто могут убить

"О конце войны" В.Высоцкий, 1977.

Но даже военное детство - тоже детство. Было первое посещение театра, которое оставило неизгладимое впечатление. В школе "училась просто, легко и танцевала на всех школьных вечерах". Поступила в хореографическое училище при Оперном театре. Первые "незамысловатые па - это начало полёта". Делала успехи, но... быстро выросла из детских партий, а до профессиональной сцены дорасти не успела - студию закрыли. Перешла в другую школу: "В жизнь без театра, без его музыки и репетиций". Было скучновато, поэтому "По ночам придумывала я себе роковую безумную любовь. Финал этих романов всегда получался печальным, но непременно появлялся ребенок, мальчик или девочка - все равно. И жили дальше мы с ним одни и любили друг друга преданно и нежно".

Может показаться - фантазия, совершенно неожиданная для девочки её возраста, если не понять, что это война и трагическая послевоенная безотцовщина оставила отпечаток в душе.

Был выпускной школьный вечер, после чего, гуляя с подругой по городу, наткнулись на объявление: "Желающие поступить на актерский факультет Школы-студии имени Немировича-Данченко при МХАТе СССР им. М.Горького, должны прийти туда-то и туда-то на прослушивание". И поскольку, хоть это не балет, но, как сказала подруга: "Какая-никакая, а все-таки сцена", Иза продумав "внешний вид: юбка черная в складочку, кофточка гипюровая белая, за неимением туфель - тапочки, скромно и достойно", пошла. И единственная из 120 искателей счастья, после нескольких туров прослушиваний, была принята выездной комиссией в Школу-студию МХАТа, без дополнительных туров в Москве!

В Москве прижилась не сразу. Изе было неуютно в неприветливом, как ей казалось, городе, да и тоскливо - после балетной подготовки оказаться на драматической сцене, "где просто ходят, как в жизни, говорят, как в жизни, и нет у них музыки, пачек, пуантов, сценического простора. Вечно чего-то наставят, нагородят - скучно".

И вдруг всё изменилось: случилась первая любовь, сумасшедшая, бурная и нелепая.

И - предательство...

От краха спас Юра Жуков, брат школьной подруги, который влюбился в Изу ещё в школьные годы. Он прилетел на выручку. Исповедь, месяц каникул, совместных прогулок, и Мешкова стала Жуковой, а муж улетел в Таллин завершать учёбу.

Замужество позволило залечить раны. На третий курс Иза вышла взрослой серьёзной дамой с гладко зачёсанными волосами, а "В студии появился юркий, как ртуть, вездесущий новый курс. С лестницы, чуть подпрыгивая, носками врозь, счастливо улыбаясь, сбегал румяный мальчик в пиджаке в пупырышек. Его звали Вовочка, Володя, Вовчик и даже Васек. Ему было восемнадцать лет. Он весь - радостная готовность помочь, подсобить, выручить, просто так поздороваться, и все пупырышки на его многоцветном пиджаке озорно подмигивали. Таким я увидела тебя в первый раз".

В 1962 г. Высоцкий написал: "В тот вечер я не пил, не пел,/Я на нее вовсю глядел,Как смотрят дети, как смотрят дети,.." - эти стихи не посвящены Изе, но вот что она рассказывает: "Праздновали сдачу "Астории". Мы стоим... ожидая последнего такси. И вот тебе, Вовочка Высоцкий, незаметный весь вечер, рядом, крепко держит мой палец и смотрит с несокрушимой уверенностью стоять насмерть.

Все уехали без нас. Я ринулась бульварами на Трифоновку, а чуть позади неотступно шагал тогда еще никому не известный студент второго курса Школы-студии МХАТ Вовочка Высоцкий" - на мой взгляд, ситуация очень напоминает процитированные строчки.

Но тогда были только первые шаги в поэзию, пробы, да капустники, где Володя отличался изобретательностью, юмором, кипучей энергией, но не более. По словам однокурсника Валентина Никулина, впоследствии - народного артиста России (а в течение 7 лет - израильтянина и актёра "Габимы"): "Мы тогда не знали ещё, что Высоцкий это ВЫСОЦКИЙ, но он-то уже знал!" Иза тоже не знала: "Я не только не придавала никакого значения этим песням, они для меня были каким-то терзанием. Куда бы мы ни приходили, начинались песни. Причем люди их слышали впервые, а я их слышала в 101-й раз" - она ревновала Володю к гитаре и "песенкам", они ссорились и мирились, и только потом Иза поняла, что это и было короткое, но настоящее счастье. Не было всенародной славы у Владимира Высоцкого, вокруг Изы-старшекурсницы не было слепящего ореола звезды, в отличие от брака Высоцкого с Мариной Влади. Была только трогательная, бескорыстная любовь двух студентов, беззаботные месяцы в коммуналке, в проходной комнате, куда открывались двери комнат Володиной мамы и соседки - Гиси Моисеевны, той самой, которую Высоцкий упомянул в "Балладе о детстве",1975:

"И било солнце в три ручья, сквозь дыры крыш просеяно

На Евдоким Кириллыча и Гисю Моисеевну.

Она ему: Как сыновья? - Да без вести пропавшие!

Эх, Гиська, мы одна семья, вы тоже пострадавшие..."

Интересная деталь: на мой вопрос, слышала ли Иза в семье Высоцких еврейские выражения, Иза ответила, что они не говорили на идише, но отдельные словечки прорывались, как и у Гиси Моисеевны, так что вскоре Иза могла спросить, например, такое: "А что за гевалт у вас вчера был, Гися Моисеевна?"

"Словечки" вошли и в песню, которую бойко процитировала мне Иза Константиновна: "А зухтер-махтер их бин а фартовый ят...".

По окончании училища Иза уехала в Киев, где, в Театре Леси Украинки начала профессиональную карьеру, а Володя остался в Москве доучиваться. Пылкая любовь продолжалась почтово-телефонным и выездным методами - Володя приезжал на генеральные репетиции, премьеры и каникулы.

В Киеве Иза познакомилась с бабушкой Володи, известной косметичкой. Перед войной Дебора Высоцкая второй раз вышла замуж, стала Дарьей Семененко, а во время эсэсовских "акций" соседи под дулом пистолета подтвердили, что она "не жидовка", что спасло её от Бабьего Яра.

Домашние звали бабушку красивым именем Ирина Алексеевна, она была заядлой театралкой и всюду расхваливала "эту чудо-девочку", подкрепляя свои слова хвалебными рецензиями киевских газет. В театре Изу ценили, давали ведущие роли, обещали и квартиру, но она, отработав положенное по распределению время, бросила всё и вернулась в Москву.

Снова жизнь "с милым в шалаше" - коммуналке, но для полного счастья не хватало, прежде всего - работы. Володя поступил в театр им. Пушкина, где не получал сколько-нибудь достойных ролей, а Иза, несмотря на успешные прослушивания, не смогла устроиться ни в один московский театр. Кроме того, бытовые неурядицы и неожиданно возникшая напряжённость в отношениях с мамой Володи (у Нины Максимовны тоже разыгралась семейная драма), не позволили "молодым" родить ребёнка и, измученная Иза улетела в Ростов-на-Дону, где были и роли, и комната, и перспективы.

Ожидалось, что приедет и Володя, а пока продолжался телефонно-почтовый роман и вдруг, как гром среди ясного неба, письмо от подруги: "Людмила Абрамова ждёт ребёнка от Высоцкого".

Всё полетело в тартарары. "Если бы ты знал, Володя, как мне было плохо!"

"Я несла свою Беду

По весеннему по льду.

Надломился лед - душа оборвалася,

Камнем под воду пошла,

А Беда, хоть тяжела, -

А за острые края задержалася"

("Беда", 1972)

Мы знаем эту песню в исполнении Марины Влади, которой Высоцкий и посвятил её. Но у меня всегда возникает ощущение, что не Влади - прототип героини. Вначале 70-х не было в относительно благополучной жизни "Колдуньи" ничего, похожего на трагический сюжет "Беды" и у меня лично песня ассоциируется с драмой Изы.

Очень медленно всё утрясалось. Когда они уже расстались, Володя, ещё не будучи официально разведённым с Изой, жил с Людмилой Абрамовой, родившеё ему двух сыновей. Развод затягивался, Высоцкий терял высланные Изой документы - как доказывал Фрейд: если дело не идёт, значит, человек этого не хочет. Проезжая по Ленинградскому проспекту Владимир из окна троллейбуса случайно увидел Изу - приезжала в Москву и шла по улице. Прихватив (для храбрости?) общую знакомую, направился на встречу.

Буквально на ходу он сочинил стихи: "О нашей встрече что там говорить! -/Я ждал ее, как ждут стихийных бедствий,...". Посвятил их Изе, но в посвящении, кроме первых двух строчек, не стоит искать соответствия между содержанием песни и реальной жизнью, ведь песня - не зарифмованная биография.

Для тех, кто незнаком с полным текстом стихов, напомню, хотя бы, две строфы:

И если б ты ждала меня в тот год,

Когда меня отправили "на дачу", -

Я б для тебя украл весь небосвод

И две звезды Кремлевские в придачу.

И я клянусь - последний буду гад! -

Не ври, не пей - и я прощу измену, -

И подарю тебе Большой театр

И Малую спортивную арену.

Царские подарки, конечно (или воровские?), но всё же, кто кого не дождался, кто кому изменил, и к кому отнести строчку "не ври, не пей"? Никак не к Изе.

"На другой день мы за руки пошли подавать заявление на развод. Помолчали, прижавшись, и вошли в официальное учреждение. Мы договорились, что я сохраню фамилию".

Казалось, перегорело, жизнь, хоть "трудная и нескладная", продолжалась. И, наконец, как мечтала с детства: "огромное счастье - сын. Глеб родился 1 мая 1965... он только мой и носит мою фамилию - Высоцкий" - написала Иза Константиновна в своих воспоминаниях.

Играла в театрах Перми, Владимира, Лиепаи, в Театре Балтийского флота, а с 1970 служит в Нижне-Тагильском театре им. Мамина-Сибиряка.

Среди партнёров Изы Констатинвны назову хотя бы М.Ф.Романова и П.Б.Луспекаева актриса помнит всех, но их невозможно перечислять в рамках газетной статьи.

Иза, спрятала свою любовь на самом донышке души, отмахивалась от звучащих со всех сторон песен, но однажды "на меня обрушились "Кони привередливые". Поражённая, застыла я на раскалённой солнцем площади, запоздало понимая трагическую глубину лёгкого, забавного мальчишки" - вспоминает Иза.

Иногда случайно встречались, почти на бегу, но каждый раз возникало чувство "волшебной, сумасшедшей невесомости". Как ни покажется странным, Иза стала близким человеком для родителей Владимира: матери Нины Максимовны, "второй мамы" Володи - Евгении Степановны и Семёна Владимировича. Она - единственная из жён поэта, о которой его отец всегда отзывался с нежностью.

В 1976 году - встреча Изы и Владимира, исключительно волнующая и удивительно радостная... и, как оказалось, последняя.

Володя привёл её на "Гамлета" (а раньше Иза считала его актёром исключительно характерного жанра):

"Там у стены один, совершенно один Володя... Странная пустота переполненного зала.

Нет сцены. Есть трагическое одиночество. Жажда жизни и вызов року. Страстная, пытливая, пульсирующая мысль.

И гибель, которая не конец.

Я не знала такого Гамлета. Я не знала такого Володю.

"Я тебя люблю", - сказала я. "Я тебя всегда помню", - сказал Володя.

Кажется, через день я смотрела "Вишневый сад".

Лопахин совсем не Гамлет, но Лопахин-Володя также пугающе одинок, не понят, не любим. И какой он жесткий в финале - мороз по коже.

После спектакля Володя отвозит меня в Жуковку. Мы зависаем в скорости, как в самолете, только проносятся назад чужие машины. "Остановись, мгновенье!" - мы целовались. Потом мы ели почему-то из одной тарелки и тихо смеялись. А еще потом ты ушел на спектакль. Я уехала в Белгород на гастроли".

Так и напрашиваются финальные строки из "Беды":

"Он настиг меня, догнал,

Обнял, на руки поднял,

Рядом с ним в седле Беда ухмылялася...

Но остаться он не мог -

Был всего один денек..."

Не будем пока вспоминать последнюю строчку песни.

"У Володи было много планов. Душа моя была спокойна. Мне снова танцевалось, и мир был молодым и прекрасным".

* * *

Иза Констатиновна - великая женщина!

Преодолела душевную боль, справилась с бедой, вопреки последней строчке песни: "А Беда на вечный срок задержалася". Прошла по жизни не "бывшей женой Высоцкого", хотя после развода оставила его фамилию, а большой драматической актрисой. Родила себе и вырастила прекрасного сына. Когда её Глеб служил на подводной лодке, от песни "Спасите наши души" сжималось материнское сердце.

Иза Константиновна удостоена высшей степени артистического мастерства и признания: получила звание "Народной артистки России"! Она - единственная "народная" в периферийных театрах.

А ещё, Иза Константиновна преподаёт сценическую речь на актёрском отделении колледжа искусств.

В 2005 вышла её книга "Короткое счастье на всю жизнь" - "...Мои однокурсники говорили... ты должна это сделать, потому что ты... я знаю, в общем, истоки. Я знаю мальчика ещё, румяного... с румянцем на щеках. Ну что, Володе было 19 лет, мне - 20, когда мы стали мужем и женой. Я знаю как дальше. В последний раз мы виделись в 76-м году, т.е. на протяжении 20 лет, мы были, ну как сказать, разошлись, не разошлись, мы были близкими людьми, мы никогда не расходились навсегда, как человеки. И потом я была очень близко связана с его семьёй, и с отцом, и с его второй мамой, Евгенией Степановной, и с Ниной Максимовной".

Из предисловия её книги: "Сначала меня уговаривали, потом я сама захотела доверить бумаге моё, а значит и твоё прошлое. Я люблю тебя".

Утверждаю как читатель: книга прекрасная, искренняя, и, в отличие от других, лишённая "художественных" выдумок, самолюбования и рисовки.

В январе этого года в Нижне-Тагильском театре, где, напомню, с 1970 года служит Иза Константиновна, по окончании спектакля "Дорогая Памела", торжественно отметили юбилей Народной артистки. Цветы, речи, интервью!

И вопрос, интервьюера, без которого невозможно было обойтись: "Ваше мнение о фильме "Спасибо, что живой". Честный закономерный ответ: "Я его не смотрела и смотреть не собираюсь. Ну представляете себе, у вас в жизни был, а раз был, значит он и есть... Володи нет, но во мне же он остался, никуда же не уходит, родной любимый человек. Мне показывают, или собираются показать что-то, сделанное по сценарию, сработанному кем-то. Кто-то что-то придумал, что-то наляпал... Но даже если бы не это, если бы я знала, что он какой-то гениальный актёр, он никогда для меня не будет Высоцким, он будет вызывать у меня отторжение, потому что у меня другой Высоцкий, мне нельзя подменить, я не пойду".

Пожелаем замечательному человеку, Изе Константиновне, здоровья, новых успехов и ролей на сцене. Долгих лет счастливой жизни: "до 120 как в 20", в кругу родных и друзей, и с восторженными поклонниками в зале!

Использованы фотографии и цитаты из книги "Короткое счастье на всю жизнь" и стихов В.Высоцкого.

Во время учебы в хореографическом училище при Оперном театре

Изе было неуютно в неприветливом, как ей казалось, городе, да и тоскливо - после балетной подготовки оказаться на драматической сцене, "где просто ходят, как в жизни, говорят, как в жизни, и нет у них музыки, пачек, пуантов, сценического простора. Вечно чего-то наставят, нагородят - скучно" (эту фотографию очень любил Владимир Высоцкий)



В Нижне-Тагильском театре, где с 1970 года служит Иза Константиновна, по окончании спектакля "Дорогая Памела", торжественно отметили юбилей Народной артистки. Цветы, речи, интервью!


Иза Константиновна во время одного из телеинтервью

Поделиться: