Первой стадией развития общества стало. Становление человеческого общества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задание 1. Дайте характеристику этапов первобытной истории. На каком этапе произошли наиболее существенные изменения в жизни человечества в первобытн ую эпоху? Обоснуйте свой ответ

В настоящее время среди ученых, занимающихся исследованием древнейшей истории человечества единого мнения о периодизации этой истории нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Рассмотрим несколько теорий периодизации первобытной истории. Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века - каменный, бронзовый (медный) и железный - получило научную разработку в XIX - начале XX в., когда были в основном типологизированы эпохи и стадии этих веков.

Первый этап в развитии человечества - первобытнообщинный строй -занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 3-5 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация).

В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода:

Каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.),

Бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),

Железный век (с 1 тыс. до н.э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), средне каменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга. Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Каменный век: 1. Древнекаменный век или палеолит (2.4 млн. -10000 до н.э.) Начало кремниевых орудий. Время охотников и собирателей.

1) Ранний (нижний) палеолит (2,4 млн. -600000 лет до н.э.) Период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.

2) Средний палеолит (600000-35000 лет до н.э.) Период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе господствуют неандертальцы.

3) Поздний (верхний) палеолит (35000-10000 лет до н.э.). Период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.

2. Среднекаменный век (мезолит) 10000-5000 до н.э.

Охотники и собиратели освоили высокоразвитую культуру изготовления орудия из камня и кости, а также и дальнобойное оружие - лук и стрелы. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

3. Новокаменный век или неолит (5000-2000 до н.э.) Возникновение неолита связывается с неолитической революцией. Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего "присвающего" - "производящее" земледелие и скотоводство. Это эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие каменные, их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика. Различают ранний, средний и поздний неолит.

Медный век: Поздний неолит нередко переходит в медный век без разрыва в культурной преемственности. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. лет до н.э., но на некоторых территориях существует дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Появляются медные орудия, но преобладают по-прежнему каменные.

Бронзовый век (3500-800 лет до н.э.). Ранняя история. Характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений и последующим получением из них бронзы. Первые письменные источники в передней Азии и Эгеиде. Выделяют ранний, средний и поздний бронзовый век.

Железный век . (С ок.800-до н.э.). Характеризуется распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Термин "железный век" обычно применяется к "варварским" культурам Европы, которые отличало отсутствие или редкое использование письменности. В железном веке выделяют следующие периоды: Ранняя история (ок.800-500 до н.э.), Античность (ок.500 до н.э. - 500 н.э.), Средние века (ок. 500-1500 н.э.), Новая история (с ок. 1500 н.э.)

При всей важности специальных периодизаций первобытной истории ни одна из них не в состоянии заменить обшей (исторической) периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведется уже более столетия, главным образом по этнографическим и археологическим данным.

Первая серьезная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнографом Л.Г. Морганом, близко подошедшим к историко-материалистическому пониманию первобытной истории. Использовав установившееся в XVIII в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил ("производства средств к жизни"), он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя - с возникновения рыболовства и применения огня, высшая - с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней - освоением земледелия и скотоводства, к высшей - внедрением железа. С изобретением иероглифического или алфавитного письма начинается эпоха цивилизации.

Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равнообеспечивающим распределением, социально-экономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Анализ развития первобытного человеческого общества показывает, что это развитие шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая:

человек австралопитековый - человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы) - человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди).

Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы.

Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества - вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность - географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд и пр. быстрее продвигались к цивилизации.

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному строю приходят классовые общества.

Задание 2 . Охарактеризуйте место эпохи Древности в истории человечества. Какие достижения (политические, социальные, экономические, научно-технические, культурные и др.) оказали наибольшее влияние на развитие человеческого общества в данную эпоху? Приведите аргуме нты в защиту своей точки зрения

Исторически первым фундаментальным переходом, первой "культурной революцией" был переход от эпохи Архаики к эпохе Древности. Этот переход у разных народов осуществлялся в разное время на протяжении в общей сложности не менее трех тысяч лет, считая от создания древнейших государственных образований в долинах рек Тигр, Евфрат и Нил до завоевания римлянами варварских племен Западной Европы, цивилизованных ими по древнеримскому образцу.

История Древнего мира условно делится на три этапа:

Конец IV тыс. до н.э. - конец II тыс. до н.э. (эпоха ранней Древности);

Конец II тыс. до н.э. - конец 1 тыс. до н.э. (эпоха расцвета древних государств);

Первая половина 1 тыс. н.э. (эпоха поздней Древности).

Хронологические рубежи периода ранней Древности (конец IV - конец II тыс. до н.э.) практически совпадают с эпохой бронзы, или бронзовым веком. Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, там, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы - основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи.

С появлением в III тыс. до н.э. крупных государств начинает складываться особая форма социально-политического устройства - деспотия, характерная для большинства древневосточных стран на протяжении всей их истории. В III тыс. до н.э. основной экономической единицей являлись крупные царские хозяйства, полностью господствовал натуральный тип производства. Торговые отношения развивались в рамках изолированных друг от друга регионов (Египта, Месопотамии, Индии) и существовали в основном в виде обмена. этап первобытная древность российская

Во II тыс. до н.э. в древневосточных государствах происходит некоторое усовершенствование орудий труда, наблюдается прогресс в ремесле и отчасти в сельском хозяйстве, растет товарность производства, развивается ростовщичество, долговое рабство. Государственные земли на разных условиях начинают предоставляться частным лицам.

Эпоха Древности - важнейший этап в развитии человечества: произошел распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.

Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избыточный продукт, который стал объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы- рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в раннее Новое время. Какие из них представляются вам наиболе е важными? Обоснуйте свой ответ

Этот период (с начала XVI в. до середины XVII в.) знаменует начало нового этапа всемирно-исторического развития. Если в предшествующий период общение между разными частями и народами мира не имело ещё прочной основы в их экономических связях, то в результате великих географических открытий и зарождения в XVI в. первых очертаний мирового рынка эти связи становятся регулярными, и вся дальнейшая история человечества развивается во всё растущем общении разных народов мира между собой.

В раннее Новое время в европейской экономике аграрная сфера производства по-прежнему резко преобладала над промышленностью; несмотря на ряд технических открытий, ручной труд господствовал повсеместно. В этих условиях особое значение приобретали такие факторы экономики, как рабочая сила, масштабы рынка труда, уровень профессионализма каждого работника. Заметное воздействие на развитие экономики в эту эпоху оказывали демографические процессы.

В большинстве стран Западной Европы к началу XVI в. в основном завершился процесс политического объединения национальной территории и образования централизованного государства.

В это время в жизни европейского общества происходили изменения глобального характера. В экономической сфере такие процессы, как активное развитие торговли, финансового и банковского дела, появление и расширение мануфактурной промышленности, начавшийся процесс первоначального накопления капитала, постепенно стали входить в противоречие с традиционными устоями средневековой экономики. Меняется и социальная структура общества. Буржуазия и "новое дворянство", значительно разбогатевшие за эти годы, начинают играть все большую роль в политической жизни европейских государств. Революционные изменения происходят и в духовной сфере. Гуманизм, распространявшийся в Европе с XV века, рассматривал человека уже не как носителя всяческих пороков, обязанного всю жизнь искупать "первородный грех", а как свободную личность, обладающую огромными возможностями. На рубеже XV-XVI веков в значительной степени меняются представления европейцев о Земле. Достижения научной мысли, Великие географические открытия - все это расширяло кругозор людей, влияло на представления о своем месте в окружающем мире. Данные явления самым радикальным образом изменили образ жизни европейцев, ознаменовав начало Нового времени. Процесс трансформации европейской цивилизации проходил в тяжелой борьбе со старыми порядками, институтами (католическая церковь и др.), которые не желали уступать свои позиции. Эта борьба, протекавшая в виде религиозных войн, национально-освободительных движений, буржуазных революций, длилась более двух с половиной столетий.

Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духовным и социально-культурным переворотом в жизни Европы. В ходе реформации происходит адаптация христианской веры к потребностям современного ей общества. Уже с XV века католическая церковь переживала кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о "единоспасающей" роли католической церкви, значения различных церковных таинств, Священного предания. Огромную роль в пересмотре многих догматов сыграли европейские писатели-гуманисты, прежде всего Эразм Роттердамский, которые стали своеобразной предтечей Реформации. Большое раздражение вызывает роскошь папского двора, нравы, царящие там, "стяжательство" церкви, владевшей обширными земельными наделами и огромными богатствами. В этих условиях в Германии начинается Реформация, распространившаяся затем на всю Европу.

XV - начало XVII вв. стали эпохой невиданного расцвета европейской культуры, которая в этот период развивается под знаком гуманизма. Влияние гуманизма распространяется на такие сферы духовной жизни, как литература, архитектура, живопись, политические теории и т, д. Классическими представителями культуры Возрождения данного периода стали мыслители - Эразм Роттердамский, Т. Мор, Н. Макиавелли, Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана и др.

Значительные успехи были достигнуты в науке (прежде всего в естествознании). Шаг вперед сделали медицина и анатомия, благодаря трудам А. Везалия, У. Гарвея и М. Сервета. К началу XVII века в развитии культуры происходит отход от принципов классического Ренессанса, а именно от следования античным принципам и формам. Культура поднимается на качественно новую ступень.

Важнейшим явлением Новой истории было распространение элементов Западной цивилизации на весь мир. Начало этому процессу положили еще Великие географические открытия, передавшие в руки европейцев огромные богатства. Религиозные изменения в Европе, носившие революционный характер, затронули все сферы жизни общества - от сельского хозяйства до геополитики. Столкновение Реформации и Контрреформации приводит к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. В XVI веке происходит замедление темпов экономического роста Европы. Экономический застой не затронул только Англию и Голландию; между этими странами обостряется конкуренция, связанная с борьбой за колониальный рынок.

XVI и первая половина XVII в. являются периодом зарождения капиталистического уклада в недрах феодального общества. Основным, решающим фактом истории этого времени является разложение феодальных отношений, возникновение в ряде наиболее развитых стран капиталистического производства в форме рассеянной и централизованной мануфактуры.

Задание 4. Назовите основные этапы российской истории. Выделите их общие и специфические характеристики

За более чем тысячелетнюю историю Русское государство прошло в своем развитии ряд этапов. Эти этапы оцениваются историками по разным основаниям. Так, выдающийся историк С.М. Соловьев выделяет следующие основные этапы:

1. От Рюрика до Андрея Боголюбского- период господства родовых отношений в политической жизни (IX-XII вв.).

2. От Андрея Боголюбского до начала XVII в. - период борьбы родовых и государственных начал, завершившийся полным торжеством государственного начала. Этот период имел 3 стадии:

а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты (XII-XIV вв.) начальное время борьбы родовых и государственных отношений;

б) от Ивана Калиты до Ивана III - время объединения Руси вокруг Москвы (XIV-XVI);

в) от Ивана III до начала XVII в. - период борьбы за полное торжество государственного начала;

г) с начала XVII до середины XVIII в. - период вступления России в систему европейских государств. д) с середины XVIII в. до реформ 60-х годов XIX в. - новый период русской истории.

Периодизация С.М. Соловьева отражает прежде всего историю государственности.

По-другому подходит В.О. Ключевский, который определяет периоды развития России по размещению русского народа, колонизации территории:

1. VIII - XIII вв. - Русь Днепровская, городовая, торговая.

2. XIII - сер. XV вв. - Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая.

3. Сер. XV - второе десятилетие XVII в. - Русь Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая.

4. Начало XVII - вторая половина XIX вв. - Всероссийский, императорско-дворянский, период земледельческо-крепостного и фабрично-заводского хозяйства. В.О. Ключевский называл эти периоды: 1) днепровский, 2) верхневолжский, 3) великорусский, 4) всероссийский. Эти выдающиеся русские ученые оценивали дореволюционный период развития России.

Большинство современных отечественных историков выделяют такую периодизацию:

1. IX-XIII вв. - Киевская Русь.

2. XIV-XVII вв. - Московская Русь.

3. XVIII - начало XX в. - Российская империя.

4. 1917 г. - н.в. - Советский период.

Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор. Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

Если соотносить историю России со всемирной историей, то мы увидим, что Россия не прошла все те формации, которые определяли основные этапы исторического развития: древний мир - рабовладельческая; средневековье - феодальная; новое время - буржуазная социально-экономическая формация; новейшее время период развитого капитализма и социализма в ряде стран. Россия миновала рабовладельческую стадию и чуть больше полувека было отпущено развитию капитализма. К началу XX века она стала страной, в которой переплелись острейшие противоречия феодализма, капитализма, империализма, национальные, социальные, в результате разрешившиеся тремя революциями, гражданской войной и созданием первого в мире социалистического государства. По сути дела, история России представляет собой поэтапное развитие феодализма с раннефеодальных форм, сменяющих первобытное общество, до тотального закрепощения в форме военно-феодального самодержавного строя. Экономическое развитие также имело свои особенности. Если в Западной Европе доминировал экономический рыночно капиталистический путь, с опорой на денежную ренту, налоги с самостоятельных крестьянских хозяйств, купцов, ремесленников, развитые товарно-рыночные отношения на базе частной собственности, то в России преобладал другой, внеэкономический, административный путь, где основными формами экономических отношений были закабаление, крепостное право, обязательные поставки, неразвитые товарно-рыночные формы хозяйства.

Основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития:

Процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю;

Характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости;

Формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусский, белорусский, украинский;

Процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства;

Складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму;

Динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства;

Развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой;

Исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие;

Особенности внутренней и внешней политики на современном этапе.

Список используемой литературы

1. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2. Всемирная история. В 24 тт. - Минск: Современный литератор, 1999.

3. История Отечества / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

4. История России: традиции государственности. - М.: ЮКСП, 1995.

5. http://historik.ru/.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этапы первобытной истории. Место эпохи древности в истории человечества. Достижения, повлиявшие на развитие общества. Социальное развитие стран Западной Европы в раннее Новое время. Этапы российской истории, их общие и специфические характеристики.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2014

    Сущность и функции исторического познания. Характеристика важнейших культурных достижений древневосточных государств. Основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в эпоху Просвещения. Наиболее выдающиеся деятели России.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2012

    Отношение гуманистов к зачатию, беременности и появлению ребенка в ранее Новое время. Эволюция взглядов от средневекового общества к обществу эпохи Возрождения на возрасты жизни. Изучение гуманизма в средней школе. Восприятие детства и старости в семье.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Характеристика эпохи "Смутное время" - периода кризиса в истории России. Начало формирования политического мышления и гражданского общества. Переосмысление соотношения элементов государя, государственности и народа. Теории альтернативного развития России.

    реферат , добавлен 20.12.2015

    Краткое изложение исторических событий мира эпохи Нового времени, которая охватывает время формирования в Западной Европе и Северной Америке индустриального общества. Анализ предпосылок для возникновения капитализма. Особенности буржуазных революций.

    краткое изложение , добавлен 06.05.2010

    Понятие исторического времени, разделение истории общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Анализ временных периодов развития России, их отношения к всемирно-исторической периодизации.

    реферат , добавлен 23.05.2010

    Сущность понятия "средние века". Определяющие черты этого периода в Западной Европе. Основные принципы периодизации истории средних веков. Основные черты средневекового развития Византии. Периодизация истории средних веков в российском государстве.

    реферат , добавлен 06.05.2014

    Важность периода Средневековья для развития западноевропейской цивилизации. Формирование религиозной общности Европы. Новое христианское направление, соответствующее буржуазным отношениям - протестантство. Франция, Англия, Германия, Византия IX-XI вв.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Значение экономических факторов (расширения торговых сношений, индустриальной революции) для процесса перемещений народов Европы (конец Средневековья – Новое время). Влияние политических факторов на формирование народов Европы и национальных государств.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Капитализм - мощный стимул для развития общества. Процесс постепенного перехода от традиционного к современному индустриальному обществу на рубеже ХIХ-ХХ веков. Органическая и неорганическая модернизация. Промышленные революции в странах Западной Европы.

Процесс развития может быть рассмотрен с точки зрения одновременной данности его моментов логический аспект) и с точки зрения осуществления развития во времени (исторический аспект). В этой части работы мы остановимся на характеристике развития общества во времени.

Открытие К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистического понимания истории позволило понять историю как естественноисторический процесс, как процесс, совершающийся с необходимостью, закономерно и вместе с тем осуществляющийся благодаря деятельности людей, имеющих свободу выбора, свободу воли (на разных этапах исторического развития характер и степень свободы различны).

Чтобы понять процесс исторического развития, требуется определить его изменение во времени, причем если развитие закономерно, то изменение должно осуществляться в каком-то необходимом направлении. Это закономерное развитие не исключает деятельность людей как сознательных, мыслящих существ, напротив, историческое развитие общества представляет собой равнодействующую, складывающуюся из деятельности масс людей. Однако деятельность людей осуществляется в конечном счете ради поддержания физического существования своего собственного и (рода при определенных объективных, сначала преимущественно природных условиях. И уже потому историческое развитие общества, т. е. историческое взаимодействие людей, не может осуществляться чисто произвольно.

История общества не может быть свободна от случайностей, зигзагов, перерывов и т. п. Но все-таки, если взять достаточно продолжительный период (продолжительность такого периода различна в зависимости от конкретных условий), то обнаружится направленность развития, пробивающая себе дорогу через все случайности, зигзаги, перерывы и т. п.

Характеристика всякого исторического процесса развития означает, прежде всего и главным образом, рассмотрение его общей направленности, а значит, начала процесса, этапов, которые он проходит, а также «механизмов» перехода от одного этапа к другому, специфику, преемственность и направленность процесса развития.

Необходимо специально подчеркнуть, что, утверждая наличие направленности развития, мы отмечаем главное направление развития, отвлекаясь от того, что наряду с главным направлением могут существовать другие, тупиковые направления развития, что между ними и главным направлением может происходить взаимодействие.

Общество есть, как уже отмечалось выше, «органическое» целое, проходящее в своем восходящем, прогрессивном развитии ряд стадий, ступеней, этапов.

Реально существующая история общества не есть процесс развития «органического» целого в «чистом» виде. Однако для того чтобы понять всю сложность исторического развития общества, необходимо выделить в «чистом» виде прежде всего главное направление развития общества и только затем вводить в поле рассмотрения осложняющие обстоятельства.

Общество, общественная форма движения, качественно отличается от биологической формы движения, но вместе с тем общество возникает из природы и ближайшим образом из биологической формы движения.

Следовательно, если общество есть «органическое» целое, то и история общества должна быть расчленена на стадии, этапы, которые проходит в своем развитии всякое «органическое» целое:

1. Образование исторических предпосылок общества, образование социального в недрах биологического, вообще природного. На этой стадии появляются предпосылки возникновения общества, но самого общества еще нет.

2. Первоначальное возникновение общества.

3. Формирование общества. Идет процесс преобразования возникшим обществом унаследованной природной основы.

4. Зрелость общества. Процесс преобразования унаследованной природной основы завершен. Природная основа в существенно преобразованном виде включена в качестве момента в процесс развития общества.

На стадии образования исторических предпосылок общества безраздельно господствуют природные закономерности. Источник развития тут следует искать в развитии природы. На стадии первоначального возникновения общества образуется и начинает действовать принципиально новый источник развития.

Ведущим, главным фактором развития с возникновением человека становится социальный, а не природный фактор. Правда, природный фактор, природная основа только начинают преобразовываться новым процессом. На стадии формирования общества продолжается преобразование природной основы, однако в той или иной степени природная основа все же остается непреобразованной, и, значит, новая сущность, хотя она и есть тут главный, ведущий фактор развития, еще не господствует в том смысле, что не до конца преобразован унаследованный процесс, природная основа.

На стадии зрелости социальный фактор становится не только ведущим, но и господствующим.

Итак, на первой стадии источник развития находится в природе, на второй стадии возникает социальный источник развития, он сразу же оказывается ведущим. Благодаря возникновению этого принципиально нового фактора и как его проявление образуется взаимодействие между ним и природным фактором. Господствует взаимодействие социального и природного факторов при главенстве социального. На третьей стадии возникший социальный фактор продолжает быть ведущим, главным. На четвертой стадии социальный фактор полностью подчиняет себе природный фактор и только на этой стадии он безраздельно господствует, а значит, только теперь безраздельно господствует самодвижение, саморазвитие общества, взаимодействие людей как самоцель, развитие сущности человека как самоцель.

Этап образования исторических предпосылок человеческого общества начинается со времени существования обезьяноподобных предков человека. На этом этапе в силу действия чисто природных причин (взаимодействия организма и окружающей природной среды) создаются предпосылки для перехода к следующему этапу, предпосылки, имеющие природный же характер.

Переход к этапу первоначального возникновения человека происходит благодаря чисто природным воздействиям: именно изменение окружающей природной среды (разрежение лесов, похолодание, уменьшение возможностей сбора предметов пропитания и т. д.) привело к тому, что обезьяноподобные предки человека начали переход от древесного к наземному образу жизни и к использованию предметов природы как средств, орудий добычи питания, защиты и т. п. Переход к использованию предметов природы в качестве орудий был, таким образом, продолжением чисто природного развития. Но природное развитие включило в сферу своего действия такой природный фактор, который таил в себе принципиально новые потенции развития, отличные от природного развития. Переход к использованию орудий, средств труда открывал дорогу к созданию таких предметов, которых в природе самой по себе не существует. По мере того как использование предметов природы в качестве орудий, средств труда становилось постоянным, становилось постоянным и целесообразное изменение самих орудий, средств труда, т. е. происходил переход к постепенному производству орудий, средств труда.

Когда же завершается этап первоначального возникновения) человека как общественного существа? По нашему мнению, тогда, когда производство продуктов труда становится постоянным, регулярным.

Производство сначала образуется как производство орудий добычи. Собиратель, охотник, рыболов добываемые предметы потребления сами регулярно не производят.

Только с появлением скотоводства и земледелия люди переходят к регулярному, постоянному производству продуктов труда, служащих предметами удовлетворения физических потребностей человека. Тогда-то и производство орудий стало главным образом не производством орудий добычи, а производством орудий собственно производства.

Возникновение человека означало также коренное изменение отношения к природе: от удовлетворения физических потребностей при помощи найденных в природе в готовом виде предметов к производству предметов потребления, к целесообразному изменению одних предметов природы при помощи других предметов, используемых в качестве средств изменения.

Коренное изменение взаимодействия живого существа с природой есть, как во всяком взаимодействии, коренное изменение обеих взаимодействующих сторон. Изменение обезьяны в новый тип живого существа шло по мере развития трудовой деятельности и в основном завершилось с образованием компонентов труда: предметов труда, средств труда, целесообразных действий, продуктов труда. В свою очередь, образование этих компонентов оформилось тогда, когда добыча готовых предметов природы стала главным источником существования людей и когда стало устойчивым производство орудий добычи. В производстве орудий добычи все перечисленные компоненты уже имеют место. Именно в это время и сложился биологический тип современного человека.

Выше речь шла о первоначальном возникновении производительного отношения к природе. Но процесс первоначального возникновения этого отношения был и процессом первоначального возникновения производственных отношений.

Когда главным источником существования является добыча предметов потребления, тогда пользование и распределение результатов добычи в общем и целом не отличаются друг от друга. Добытое коллективом сообща и потребляется.

По нашему мнению, пока применяются в качестве орудий готовые предметы природы, вообще не существует какого-либо общественного разделения между пользованием и распределением, между потреблением и производством.

Общественное разделение между пользованием и распределением, между потреблением и производством лишь зарождается. Пока мы имеем дело с обществом «добывателей», потребление, пользование, с одной стороны, и распределение результатов и орудий добычи -- с другой стороны, по преимуществу существуют нерасчлененно. Производственные отношения как относительно самостоятельные лишь начинают выделяться и притом прежде всего а производстве орудий добычи.

Первоначальное возникновение производственных отношений в качестве относительно самостоятельных может завершиться лишь с переходом к собственно производству предметов потребления и к производству орудий производства.

Обезьянье стадо превращалось в человеческое общество благодаря действию природных факторов. Но не только их. С самого начального момента этого перехода ведущим, главным фактором развития стало использование орудий, возникающий труд.

По нашему мнению, нельзя вполне принять точку зрения на то, что в период преимущественно присвоения готовых продуктов природы экономика и экономические отношения не играли решающей роли.

Однако вместе с тем говорить о решающей роли экономики или отношений родства следует cum grano salis.

В течение всего этапа первоначального возникновения общества, и в том числе на стадии дикости и низшей ступени варварства, производственные отношения, экономика первоначально возникают. А это значит, что производственные отношения уже начинают отделяться от природных связей, хотя еще и существуют нераздельно с ними. Это значит, что производственные отношения еще не полностью преобразовали природные связи. В таком смысле они еще не господствуют. Но именно производственные отношения служат в этот период уже ведущим фактором развития и в этом смысле решающим фактором.

Производственные отношения пока только возникают, их содержание в значительной мере определяется слабостью образующихся производительных сил, т. е. определяется негативно. Поскольку производственные отношения не вполне отделились от природных, постольку производственные отношения сливаются с родовыми отношениями. Родовые отношения служат одновременно в качестве производственных отношений.

Поскольку же производственные отношения отделились oт природных, постольку они не сливаются с родовыми отношениями, а существуют в качестве особых, общинных производственных отношений.

В первобытном обществе производственные отношения по преимуществу слиты с природным отношением людей друг к другу и к условиям производства. «Собственность означает, следовательно, первоначально не что иное, как отношение человека к его природным условиям производства как к принадлежащим ему, как к своим собственным, как к предпосылкам, данным вместе c его собственным существованием, -- отношение к ним как к природным предпосылкам его самого, образующим, так сказать, лишь его удлиненное тело. У человека, собственно говоря, нет отношения к своим условиям производства, а дело обстоит так, что он сам существует двояко: и субъективно в качестве самого себя, и объективно -- в этих природных неорганических условиях своего существования». Отсутствие отношения человека к своим условиям производства как раз и означает, что собственность существует тут нераздельно с природной связью, природным отношением. И постольку сам человек представляет собой субъективное существование природных условий.

Итак, первобытнообщинная собственность в значительной мере существовала слитно с природными отношениями людей друг к другу и к условиям производства.

Слитность производственных отношений с природными отношениями в той или иной степени необходима во всякой общине. Эта слитность коренится в самой сути общины независимо от ее различных форм.

На этапе первоначального возникновения человека общество существует в виде отдельных коллективов, каждый из которых представляет собой общество в целом. Основной необходимостью для каждого коллектива является обеспечение членов коллектива средствами, минимально необходимыми для поддержания жизни, удовлетворение минимума физических потребностей, безусловно необходимого для жизни. Образующийся способ произодства существует как подчиненный этой необходимости, его относительно самостоятельное развитие только-только возникает. Вместе с тем способ производства с начала своего возникновения, хотя и служит подчиненным моментом для обеспечения минимума жизненных средств, оказывается ведущим фактором развития. Правда, само действие этого фактора еще в немалой степени зависит от случайностей, от конкретных природных условий. Так, если природные условия достаточно богаты для того, чтобы удовлетворять примитивные потребности, развитие способа производства может остановиться. Первобытный коллектив -- это, так сказать, общество примитивных потребителей по преимуществу. Естественно, что слишком суровые природные условия также отрицательно действуют на возникновение способа производства.

Действие возникающего способа производства, в качестве ведущего фактора развития само происходит лишь при определенной мере «давления» окружающих условий на людей. На этом этапе природные условия, природные связи людей (связи по поводу размножения, изменение численности людей вследствие действия природных условий) остаются преобладающими факторами, но перестают быть ведущими факторами развития.

Третий этап -- формирование человеческого общества, На этом этапе возникший способ производства материальных благ формируется, преобразует унаследованную - природную основу. Конечно, уже его первоначальное возникновение было одновременно и определенным преобразованием природной основы. На предыдущем этапе возникли основные компоненты труда, производительных сил, возникли производственные отношения. В чем же тогда заключалось формирование способа производства материальных благ и преобразование унаследованной природной основы на этапе формирования?

В период формирования общества по-прежнему преобладают природные связи, природные условия. Однако теперь действие способа производства в качестве ведущего фактора развития общества перестало зависеть от случайных обстоятельств и стало по преимуществу необходимым. В процессе же формирования cпoсоб производства становится не только необходимо ведущим фактором развития, но и безраздельно господствующим.

Рассмотрим несколько подробнее процесс формирования общества с точки зрения развития производительных сил. Период формирования производительных сил начинается с той ступени, когда уровень производительных сил позволяет производить постоянный излишек сверх совершенно необходимого для поддержания физического существования, и продолжается до достижения того уровня, когда становится возможным производство изобилия материальных благ. Формирование производительных сил начинается после того, как впервые возникли основные компоненты производительных сил (люди, средства производства), оно заключается, прежде всего, в формировании общественного характера труда. Вначале общественный характер труда диктуется в общем и целом слабостью, неразвитостью, примитивностью производительных сил, т. е. оказывается следствием отсутствия достаточного развития производительных сил. Формирование общественного характера труда вступает в завершающую стадию тогда, когда в производстве начинают преобладать процессы, в которых различные люди служат моментами единого процесса производства. Полностью же формирование общественного характера производства завершается тогда, когда весь процесс производства общества становится внутренне единым.

Формирование производительных сил есть также преобразование унаследованной природной основы и превращение ее в подчиненный момент движения производительных сил. Уже на этапе первоначального возникновения человека как общественного существа становится устойчивым производство орудий (добычи). Производство орудий (добычи) в обеспечении людей средствами к жизни играет там, как и весь способ производства, ведущую роль в развитии, но оно отнюдь не преобладает в этом процессе. На этапе формирования общества по-прежнему преобладает использование орудий (правда, теперь уже орудий собственно производства, а не добычи), найденных в готовом виде в природе. На этом этапе осуществляется переход от преобладания естественно возникающих орудий производства к преобладанию произведенных орудий производства. На этом же этапе совершается переход от преобладающего использования найденных в природе готовыми предметов труда к преобладающему использованию искусственных предметов труда, создаваемых с заранее заданными свойствами. Человечество на этом этапе развития производительных сил переходит к целесообразному воздействию на все земные природные условия, на вcю окружающую земную природную среду. Наконец, формирование производительных сил включает и формирование человека в качестве производительной силы. Все перечисленные выше превращения означают проникновение в сущность природных процессов, следовательно, предполагают переход от эмпирического уровня развития знаний к теоретическому, требуют собственно научного подхода к действительности. Формирование человека в качестве производительной силы есть превращение его из эмпирически действующего индивида в индивида, вооруженного теорией.

Формирование общества с точки зрения развития производственных отношений совершается, в конечном счете, под определяющим влиянием формирующихся производи­тельных сил. Но, вместе с тем, формирование производственных отношений есть относительно самостоятельный процесс.

Развитие производственных отношений на этапе формирования человеческого общества происходит противоречиво. С одной стороны, на протяжении всего этапа, хотя и в различной мере и в так или иначе модифицированном виде, сохраняется отношение человека к его природным условиям производства «как к предпосылкам, данным вместе с его собственным существованием, -- отношение к ним как к природным предпосылкам его самого, образующим, так сказать, лишь его удлиненное тело», сохраняется непосредственное отношение человека к условиям производства. (Эта сторона в известной мере сохраняется даже при капитализме.) С другой стороны, образуется и развивается разрыв между человеком и условиями производства, возникают и развиваются частная собственность, антагонистические классы.

Первый процесс по мере формирования человеческого общества изменяется и исчезает, второй нарастает, является ведущим, а в конце процесса формирования становится господствующим.

Основой сохранения в той или иной степени, в том или ином виде непосредственного отношения человека к условиям производства служит то, что еще значительны доля и роль использования естественно возникших орудий труда, предметов труда, найденных в природе в готовом виде, а также то, что человек еще порабощен действием природных сил.

Основой возникновения и нарастания разрыва между человеком и условиями производства является совокупность ряда особенностей развития производительных сил. Во-первых, это переход к преобладанию произведенных орудий труда, к преобладанию произведенных предметов труда, к решающему целесообразному воздействию человека на всю окружающую среду. Тем самым непосредственное отношение человека к природным условиям производства становится опосредствованным. Во-вторых, это опосредствованное отношение существует как разрыв. Ибо по своему уровню производительные силы на этапе формирования достаточны для того, чтобы производить постоянный излишек жиз­ненных средств сверх совершенно необходимого для поддержания физического существования индивидов, но недостаточны для постоянного и полного удовлетворения физических потребностей всех членов общества, что приводит к борьбе людей друг с другом из-за материальных благ, к образованию классов и частной собственности. Кроме того, преобладание индивидуально приводимых в действие орудий труда, наличие общественного характера труда, главным образом как внешней необходимости, также ведет к возникновению частной собственности.

Как обстоит дело с источником развития на этапе формирования человеческого общества? Источник развития общества заключается преимущественно в способе производства, т. е. в единстве производительных сил и производственных отношений. Но на этом этапе внутренний источник, источник саморазвития общества, еще только формируется. Способ производства уже играет роль ведущего фактора развития, именно в силу его действия происходит прогресс общества на этапе формирования. И вместе с тем общество еще в немалой степени зависит от природных условий, которые могут или способствовать прогрессу общества (но не определять его прогресс) или препятствовать общественному разви­тию. Поэтому само формирование способа производства может начаться и происходить при особых природных условиях.

Классово антагонистические общественно-экономические формации представляют собой различные стадии процесса формирования общества. Вся история человечества до коммунизма есть процесс созревания общества. Когда можно говорить о зрелом обществе?

Собственно зрелое общество есть такое общество, когда произошло завершение преобразования природной основы, т. е. той основы, из которой возникло общество. Этап зрелости какого-либо данного процесса развития есть отрицание отрицания. Применительно к обществу это означает, что вначале существует по преимуществу непосредственное единство общества, человека с природой (различие между ними не выдвигается на первый план). Затем все более и более усиливается преобразование природы, природных связей, и притом на первый план начинает выдвигаться разрыв между обществом и природой, установление господства над природой. На этапе зрелости идет как бы возвращение к исходному пункту, к единству с природой, но с учетом достижений первого отрицания. Единство общества и природы на этапе зрелости человеческого общества опосредовано преобразованием всей земной природы. Однако тут уже исчезает разрыв между человеком и природой, враждебность человека по отношению к силам природы, исчезает одностороннее стремление стать господином над природой, хищническое отношение к ней и т. п.

Производительные силы зрелого общества в количественном отношении развиты настолько, чтобы доставить изобилие материальных благ. Зрелость производительных сил характеризуется также тем, что производство общества становится внутренне единым производственным процессом; тем, что средствами производства служат средства, созданные самим производством, тем, что человек как компонент производительных сил вооружен наукой и производительные силы оказываются воплощением науки. Зрелость производительных сил означает также преобладание творческого, содержательного, оптимально продолжительного труда, а это невозможно без развитого автоматизированного производства. В свою очередь, адекватной основой автоматизированного производства является производство автоматов автоматами. Продуктом целесообразного преобразования на этом этапе зрелости выступают не только средства и предмет труда, не только сам труд, но все природные земные условия. Все земные природные условия ста­новятся единым целесообразно преобразованным комплексом. Затем последует целесообразное комплексное освоение околоземного космического пространства.

Производственные отношения на этапе зрелости общества это уже не общинно-родовые и не частнособственнические отношения, а отношения общественной собственности, т. е. общественного присвоения. Целью общества становится не обеспечение минимумом материальных благ соответственно полу, возрасту, индивидуальным особенностям, как в первобытном обществе, и не приобретение частной собственности. Было бы ошибочным считать главной целью зрелого общества обеспечение всех членов общества в изобилии материальными благами. Главной целью оказывается развитие, саморазвитие людей как личностей. На этапе зрелости общества изменяется соотношение производительных сил и производственных отношений, меняется вся структура общества. Специальное рассмотрение этих изменений -- предмет особого исследования.

Социализм есть такая стадия зрелости общества, когда ведущим и определяющим фактором развития общества стала общественная собственность на средства производства, но когда вместе с тем еще не полностью преодолены ограниченности предшествующего развития общества.

Собственно, коммунистическая фаза развития нового общества -- развитие нового общества на своей собственной основе.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», ко­торый он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человече­ство в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.

1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стре­мится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стре­мится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта ста­дия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предва­рительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания подобны предположению о том, что у низших животных сущест­вует способность предвидеть желания человека или других высших животных.

2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мыш­ление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теоло­гии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных фа­кторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». Метафизическое мышление, как неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху.

3) Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения вообра­жения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного оп­ределения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существу­ющих между наблюдаемыми явлениями».

Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» при­чин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в сво­их сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.

Социальная статика и социальная динамика

Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества на конкретный момент, а с другой- анализ социальных элементов, определяющих общественный консенсус, т.е. превра­щающих совокупность индивидов или семейств в коллектив, де­лающих из множества социальных институтов целостное единст­во. Таким образом социальная статика приводит к пониманию ус­ловий установления и сохранения порядка всякой социальной общности и общества в целом.

Социальная динамика, в отличие от статики, изучает после­довательные этапы, которые проходит общество в своем развитии. Поэтому она сосредоточивает внимание на метаморфозах, осуще­ствляющихся в процессе развития общества.

Таким образом, статика и динамика соотносятся с термина­ми порядка и прогресса. Сам же прогресс трактуется как развитие порядка. В основу теории общественного прогресса, согласно О. Конту, должна быть положена история человеческого духа. Прогресс означает развитие по восходящей линии, хотя и не включает в себя факторы совершенствования. Существуют два ряда факторов, вли­яющих на общественный прогресс: первичные и вторичные. Пер­вичным, решающим фактором является духовное, умственное раз­витие. Ко вторичным относятся климат, раса, средняя продол­жительность человеческой жизни, прирост населения, обусловли­вающий разделение труда и побуждающий развитие интеллекту­ального и морального в человеке.

Заключение

Огюст Конт стал основателем не только новой науки, но и подлинно социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов. Он впервые поставил проблему и собственно понятийного аппарата социологии, полагая, что описание и анализ структуры общества должны производиться в социальных терминах, т.е. в явлениях ассоциации и ее специфических продуктов. С точки зрения этого подхода О. Конт дает описание разнообразным социальным системам, социальным институтам, институциональным взаимоотношениям и стратификации – социального неравенства, т.е. основным аспектам общей социологии.
С появлением О. Конта социальная теория обретает институциональный статус, получает права гражданства в научном мире.
Таким образом, позитивизм в лице одного из своих передовых представителей – О. Конта – заложил основы нового прогрессивного научного направления, дал обществу инструмент познания самого себя, создал предпосылки институализации социологии как науки.

Этапы развития информационного общества.

В развитии человечества существуют четыре этапа, названные информационными революциями, которые внесли изменения в его развитие.

  1. Первый этап – связан с изобретением письменности. Это обусловило качественный гигантский и количественный скачек в развитии общества. Знания стало возможно накапливать и передавать последующим поколениям, т.е. появились средства и методы накопления информации. В некоторых источниках считается, что содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка.
  2. Второй этап – изобретение книгопечатания. Это дало в руки человечеству новый способ хранения информации, а так же сделало более доступным культурные ценности.
  3. Третий этап– изобретение электричества. Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать и накапливать информацию в любом объеме. Появились средства информационных коммуникаций.
  4. Четвертый этап – изобретение микропроцессорной технологии и персональных компьютеров. Толчком к этой революции послужило создание в середине 40-х годов ЭВМ. Эта последняя революция дала толчок человеческой цивилизации для переходы от индустриального к информационному обществу- обществу, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знанием. Началом этого послужило внедрение в различные сферы деятельности человека современных средств обработки и передачи информации – этот процесс называется информатизацией

Основные черты информационного общества.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы - знаний.

Некоторые характерные черты информационного общества:

  1. Объёмы информации возрастут и человек будет привлекать для её обработки и хранения специальные технические средства.
  2. Неизбежно использование компьютеров.
  3. Движущей силой общества станет производство информационного продукта.
  4. Увеличится доля умственного труда, т.к. продуктом производства в информационном обществе станут знания и интеллект.
  5. Произойдёт переоценка ценностей, уклада жизни и изменится культурный досуг.
  6. Развиваются компьютерная техника, компьютерные сети, информационные технологии.
  7. У людей дома появляются всевозможные электронные приборы и компьютеризированные устройства.
  8. Производством энергии и материальных продуктов будут заниматься машины, а человек главным образом обработкой информации.
  9. В сфере образования буде создана система непрерывного образования.
  10. Дети и взрослые смогут обучаться на дому с помощью компьютерных программ и телекоммуникаций.
  11. Появляется и развивается рынок информационных услуг.

Виды профессиональной информационной деятельности человека с
использованием технических средств и информационных ресурсов.

Деятельность человека, связанную с процессами получе­ния, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью .

В настоящее время компьютеры используются для обра­ботки не только чисел, но и других видов информации. Бла­годаря этому компьютеры прочно вошли в жизнь современ­ного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

Но к современным техническим средствам работы с ин­формацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хра­нение:

  • Сетевое оборудование: модемы, кабели, сетевые адаптеры.
  • Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи.
  • цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны.
  • Записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.).
  • Полиграфическое оборудование.
  • Цифровые музыкальные студии.
  • Медицинское оборудование для УЗИ и томографии;
  • Сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаме­нах и избирательных участках;
  • ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала в компьютер.
  • Плоттеры и различные принтеры.
  • Мультимедийные проекторы.
  • Флэш-память, используемая также в плеерах и фотоап­паратах.
  • Мобильные телефоны.
Кроме персональных компьютеров существуют мощные вычислительные системы для решения сложных науч­но-технических и оборонных задач, обработки огромных баз данных, работы телекоммуникационных сетей:
  • Многопроцессорные системы параллельной обработки данных (управление сложными технологическими про­цессами).
  • Серверы в глобальной компьютерной сети, управляю­щие работой и хранящие огромный объем информации.
  • Специальные компьютеры для проектно-конструкторских работ.

Какие этапы в своем развитии проходит общество? Прежде чем ответить на этот вопрос, отметим, что социально-историческое его развитие - это процесс многосторонний, чрезвычайно сложный. Он происходит на протяжении довольно длительного периода истории и предполагает политико-правовые, экономические, интеллектуальные, духовно-нравственные и многие другие компоненты, образующие некоторую целостность. Многие ученые пытались дать свой ответ на вопрос о том, какие этапы в своем развитии проходит общество. В этой статье мы рассмотрим основные теории и классификации, предложенные известными исследователями по этому вопросу.

Специфика социологического изучения исторического развития общества

Социологическое изучение этого понятия является непростым, во-первых, потому что сложно выделить собственно социальный аспект. К тому же непросто определить само содержание понятия "социальное развитие" в ходе исторического процесса. А все это сделать необходимо для того, чтобы ответить на вопрос: "Какие этапы в своем развитии проходит общество?" Исследователи обычно свое внимание концентрируют на социально-историческом развитии некоторого социального субъекта. Им может выступать отдельная личность, определенное общество (например, российское), а также группа обществ (латиноамериканские, европейские), нация, социальная группа, социальный институт (семья, система образования), социальная организация. Это могут быть также комбинации их (народно-хозяйственные предприятия, политические партии, торгово-промышленные компании). Однако нас интересует лишь вопрос о том, какие этапы в своем развитии проходит общество в целом.

Цивилизация и тип общества

Наибольший интерес в социологии имеет социально-историческое развитие обществ как целостных социальных единиц. Конечно, оно складывается из развития отдельных классов, социальных групп, институтов, организаций, общностей. Однако на каждом этапе своего то или иное общество является целостностью, для анализа и описания которой используются обычно различные понятия. Их можно объединить в две группы - "цивилизация" и "тип общества". Эти понятия характеризуют качественные состояния на различных этапах социально-исторического развития. Им нужно дать определение для того, чтобы дать ответ на вопрос: "Какие этапы проходит общество в своем развитии?"

Понятие "тип общества"

Под данным понятием подразумевается система структурных единиц (институтов, социальных групп, общностей и т.д.), взаимодействующих между собой и взаимосвязанных на основе некоторых социальных идеалов, норм, ценностей, общих для них.

Имеются различные классификации типов обществ. Самая элементарная - их разделение на сложные и простые. Ее еще в 19-м веке предложил

Классификация Спенсера

Отвечая на вопрос о том, какие этапы проходит общество в своем развитии, этот ученый выдвинул мнение, что общества переходят со временем от состояния так называемой неопределенной однородности в противоположное - определенной разнородности, с увеличением интеграции и дифференциации личности, социальных связей, культуры. Сразу же отметим, что деление это весьма условно. Ведь даже наиболее простое общество - весьма сложный организм. Еще менее очевидно то, что относящиеся к первобытнообщинному строю общества организованы значительно проще, чем, к примеру, развитое современное. Поэтому классификация Спенсера является весьма неточной.

Деление общества на индустриальное и традиционное

Однако Спенсер был не единственным, кто дал ответ на вопрос: "Какие этапы проходит общество в своем развитии?" Одной из самых распространенных на сегодняшний день классификаций является сформулированное еще О. Контом, К. А. Сен-Симоном, Э. Дюркгеймом и другими социологами деление на индустриальное и традиционное. Обычно понятие употребляется для обозначения стадий развития, являющихся докапиталистическими. То есть совокупность людей в это время не имеет еще развитого индустриального комплекса. Она основывается во многом на сельскохозяйственной экономике. Такое общество малоподвижно в социальном плане. От поколения к поколению традиционные образцы поведения и формы жизнедеятельности передаются практически в неизменном виде. Результатом индустриализации является индустриальное общество. Оно порождает урбанизацию, массовую грамотность, профессиональную специализацию. Такое общество опирается главным образом на промышленную экономику. В нем развита система социально-классового и производственного разделения труда. Оно динамично, характеризуется постоянными технологическими и научно-техническими нововведениями и изобретениями, высоким уровнем мобильности.

Исторические системы Валлерстайна

Существуют и другие мнения о том, какие этапы в своем развитии проходит общество. Краткий ответ на этот вопрос, основываясь на мнении одного из ведущих западных социологов современности, И. Валлерстайна, можно дать следующий. Этот ученый считает нужным выделение исторических систем. Каждая из таких систем основана на некотором типе разделения труда. Она разрабатывает различные институты (социокультурные, политические, экономические), которые определяют в конечном счете реализацию базисных принципов этой системы, социализацию групп и индивидов. Валлерстайн утверждает, что можно обнаружить различные виды исторических систем. Одна из них - существующая уже около 500-600 лет капиталистическая мировая экономика (модерн). Другая - Римская империя. Третью представляли находящиеся в Центральной Америке структуры майя. Малых исторических систем существует огромное количество. С точки зрения этого исследователя, реальное изменение в обществе происходит тогда, когда начинается переход из одной исторической системы в другую. При этом не действием различных внутренних противоречий определяется ее исчезновение. Неэффективность способа функционирования открывает путь к другим, более совершенным способам.

Выделение разных типов обществ позволяет исследователям с разных точек зрения, с разных позиций и в разных аспектах изучать социально-историческое развитие и рассматривать его как процесс многогранный, со множеством показателей и признаков.

Основные социально-исторические типы обществ

Если подытожить вышеописанные и другие мнения социологов, а также философов, экономистов и историков, то можно выделить кратко, в схематическом виде, следующие социально-исторические типы (этапы развития человеческого общества):

Существующие за счет сбора даров природы и охоты сообщества охотников и собирателей;

Осуществляющие искусственное выращивание растений и обработку земли земледельческие общества;

Основанные на разведении разных видов домашних животных скотоводческие;

Базирующиеся в основном на ремесленничестве и сельскохозяйственном производстве традиционные (именно в них возникают города, государственная власть, классы, торговля, письменность);

Основывающиеся в основном на промышленном машинном производстве индустриальные общества;

Сменяющие индустриальные постиндустриальные.

В целом данная типология, описывающая основные этапы развития общества, принята достаточно широко представителями гуманитарных и социальных наук различных стран. Она используется нередко для построения более специализированных и детализированных

Понятие "цивилизация"

В социологии, социальной философии и культурологии также выделяют типы культурного и социального устройства обществ с помощью понятия "цивилизация". Однако если тип общества прежде всего подчеркивает характер социальных связей, отношений и структур, то цивилизация как понятие акцент делает на духовных, социально-культурных, религиозных особенностях различных обществ.

Культурно-исторический тип

К этому понятию близок также термин, предложенный в 19-м веке Н. Я. Данилевским, российским социологом и философом ("культурно-исторический тип"). Этот исследователь в числе первых мыслителей попытался уйти от общепринятого изображения социально-исторического развития лишь как линейного, плоского процесса. Он полагал, что народы формируют культурно-исторические типы, которые существенно между собой различаются. Он считал основными критериями выделения типов "сродство языка", территориальное, религиозное, психоэтнографическое единство, политическую независимость, формы хозяйственной деятельности, а также некоторые другие признаки. Данилевский (на фото ниже) относил к числу таких типов ассиро-вавилонский, китайский, египетский, иранский, индийский, греческий, еврейский, аравийский, римский, европейский (германо-романский).

Каждый из них проходит в своем развитии стадии жизненного цикла, такие как зарождение, развитие, расцвет, упадок. После этого новый культурно-исторический тип выдвигается на первый план развития истории нашей планеты. По мнению Данилевского, становление славянской цивилизации происходит уже несколько веков. Именно им характеризуется современный этап развития общества. Он предсказывал славянской цивилизации большое будущее. Концепция Данилевского, несмотря на политический консерватизм и ряд теоретических наивностей, ценна тем, что дает нелинейное изображение исторического развития общества. Она предполагает наличие исторических отступлений, зигзагов, даже существенного разрушения накопленных ранее культурных ценностей.

Мнение А. Тойнби

Позднее идея циклического развития продолжена была в работах О. Шпенглера, немецкого философа, и в особенности А. Тойнби, английского историка. По Тойнби, каждая цивилизация (а он в истории человечества насчитывал 21 цивилизацию, включая 13 основных) в своем развитии проходит замкнутый Она движется от зарождения к гибели и разложению. Тойнби выделял 5 основных цивилизаций: русскую, западную, исламскую, индийскую и китайскую. Он обращал особое внимание на причины, по которым гибнут цивилизации. Тойнби, в частности, полагал, что носитель жизненной силы той или иной культуры, ее "творческая элита", оказывается в какой-то момент неспособной решать возникающие исторические и социально-экономические проблемы. Она превращается в отчужденное от населения меньшинство, которое господствует над ним не по праву авторитета, а по праву сильной власти. В конечном счете, считает исследователь, эти процессы разрушат цивилизацию.

Теперь вы знаете, какие этапы проходит общество в своем экономическом развитии согласно А. Тойнби.

в отечественной социологии

В отечественной социологии (а также в целом в гуманитарных и социальных науках) в последние годы все большее распространение получает понятие цивилизации, когда требуется охарактеризовать социально-историческое развитие. Связано это главным образом с тем, что марксистская концепция, господствовавшая безраздельно в советском обществоведении, согласно которой в истории существуют общественно-экономические формации, была отвергнута большинством обществоведов как упрощенная и излишне политизированная. Понятие цивилизации в настоящее время используется в отечественной научной литературе в трех основных значениях:

Следующая за варварством стадия социокультурного развития общества;

Социокультурный тип (российская, европейская, китайская, японская и другие цивилизации);

Как самый высокий на сегодня уровень технологического, социально-экономического, политического и культурного развития.

Еще в школе мы впервые знакомимся с тем, какие этапы в своем развитии проходит общество. 8 класс - самое время для изучения данного вопроса. Однако в школе эту тему проходят довольно поверхностно. В данной статье был дан подробный ответ на вопрос о том, какие этапы проходит общество. Ее могут использовать для подготовки к занятиям и экзаменам не только школьники, но и студенты.

Поделиться: