Бтр 40 технические характеристики. Разработка и серийное производство

Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

Боевая масса – 9,8 т. Вооружение –7,62-мм пулемет СГМБ образца 1949 года. Бронирование, мм – нос - 9-11, лоб - 11, борт - 7-9, корма - 7, верх - 5, днище 4. Двигатель бензиновые, шестицилиндровые. Мощность двигателя: 2 х 90 л.с. при 3400 об/мин. Максимальная скорость, км/ч: по шоссе 80, на плаву 10. Запас хода, км – по шоссе - до 500, на плаву до – 90. Десант – 16 человек .

. Боевая масса – 12,0 т. Экипаж – 3 человека. Десант – 7 человек. Вооружение: 14,5-мм пулемет КПВТ (500 патронов) 7,62-мм пулемет ПКТ (2000 патронов) 2 ПЗРК 9К34. Силовая установка 2´ГАЗ-49Б по 120 л.с. Максимальная скорость (на плаву) 80(10) км/ч. Запас хода 400-600 км.

был одним из самых первых советских бронетранспортёров и, одновременно, одним из последних бронеавтомобилей. Специфика же его конструкции была такова, что применялся он и как БТР , и как .

В качестве прототипа для легкого колесного бронетранспортера был взят американский образец Scout Саr МЗА1. Эта полноприводная бронированная машина поставлялась в СССР по ленд-лизу и считалась, пожалуй, наиболее популярной среди бойцов и командиров Красной Армии. МЗА1 широко использовались е качестве штабных машин, для разведки, связи и сопровождения Все предпосылки для создания отечественного варианта такой машины уже были – с 1944 года проходил испытания новый полноприводной грузовой автомобиль


. Характерной особенностью последнего были широкие шины 9,75×18 и односкатные задние колеса, которые имели такую же колею, как и передние При движении по грязи, снегу, песку нее колеса шли след в след, не испытывая дополнительного сопротивления качению за счет разности ширины колеи. На государственных испытаниях полноприводных машин ГАЗ-63 продемонстрировал, как отмечалось в отчете Главного автотракторного управления Красной Армии, рекордные показатели проходимости.

В начале 1947 года в ОКБ Горьковского автозавода началось проектирование легкого двухосного бронетранспортера «объект 141». Для этой машины применили шасси ГАЗ-63, сократив базу на 600 мм и увеличив мощность двигателя на 10 л.с.

Опытный образец первого варианта имел несущий броневой корпус, закрывавшийся сверку брезентовым тентом. Второй вариант отличался от первого спаренной установкой пулеметов НПВ и СГМ калибра 14,5 мм и 7,62 мм соответственно, смонтированной на тумбе и позволявшей вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Конструкция корпуса у обоих вариантов была одинаковой. Борта имели большие углы наклона, причем в нижней части были обратные углы, как у немецких бронетранспортеров. В дальнейшем от такого расположения бронелистов отказались, применив бронекорпус с вертикальными бортами – более вместительные и простые в производстве, хотя и менее пулестойкие.

Меньшие, чем на грузовике, размеры моторного отделения заставили конструкторов по-иному расположить агрегаты двигателя. Благодаря почти равной нагрузке на оси, передние и задние рессоры выполнили одинаковыми, оснастив их сначала четырьмя, а потом восемью гидроамортизаторами. Все машины оборудовали лебедками.

Бронетранспортёр успешно прошел государственные испытания и 17 апреля 1949 под обозначением БТР-40 был принят на вооружение Советской Армии. В 1950 году на Горьковском автозаводе имени Молотова началось серийное производство машины, а ее создатели удостоились Сталинской премии. Броневые корпуса для БТР-40 изготавливал Муромский паровозоремонтный завод.

Компоновка БТР-40 – автомобильная классическая (с кабиной за двигателем). В бронетранспортере имелись три отделения – моторное, управления и боевое (десантное).

Моторное отделение было расположено в передней части корпуса. В нём были размещены двигатель с вентилятором и электрооборудованием, водяной и масляный радиаторы, пусковой подогреватель, масляный и топливный фильтры, лебёдка. Доступ в моторное отделение осуществляется: к двигателю и радиатору – через верхний люк, к лебёдке – через передний в наклонном листе корпуса. Оба люка закрываются броневыми крышками. В крышке над двигателем и в бортовых наклонных листах корпуса имеются жалюзи для выхода горячею воздуха из моторного отделения, в нижней лобовой части моторного отделения – жалюзи, через которые поступает основной поток воздуха для охлаждения радиатора.

Отделение управления БТР-40

1 – кнопка сигнала; 2 – рулевое колесо; 3 – щиток приборов; 4 – заслонка смотровой щели; 5 – шланг стока воды из сточного желоба; 6 – стеклоочистители; 7– сточный желоб; 8 – засов крышки люка ветрового стекла; 9 – шланг сточных желобков; 10 – поручень-налобник; 12 – фонарь радиста; 13 – телеграфный ключ; 14 – рукоятка управления жалюзи; 15– радиостанция; 16 – ЗИП радиостанции; 17 – рычаг включения переднего ведущего моста; 18– рычаг коробки отбора мощности; 19 – педаль включения стартера; 20 – рычаг коробки передач: 21 – педаль газа; 22– рычаг раздаточной коробки; 23 – рычаг ручного (центрального) тормоза, 24– педаль тормоза; 25– педаль сцепления; 26 – масленка; 27 – воздушный фильтр; 28 – электрический фильтр цепи катушки зажигания.

Отделение управления находилось за моторным отделением в открытой части корпуса. В нём были размещены органы управления бронетранспортёром, приборы наблюдения, контрольно-измерительные приборы, радиостанция, сиденья водителя (слева) с аккумуляторной батареей под ним и командира (справа), с бензобаком в нише под сиденьем, банок с запасным маслом для двигателя, огнетушитель и воздухоочиститель. Справа от командира и слева от водителя в нижнем поясе корпуса имеются боковые двери, открывающиеся на петлях наружу.

Боевое (десантное) отделение расположено в средней и кормовой частях корпуса. В боевом отделении серийного БТР-40 размещены: пулемет СГМБ, кронштейны для установки пулемётов СГМБ и ДПМ (устанавливаются со специальным переходником), ракетница, клипсы для крепления двух автоматов АК-47, а также укладка боекомплекта, сиденья на восемь человек десанта, ЗИП. аптечка и задний бензобак (у правого борта под сиденьем десанта).

Корпус БТР-40

1 – крышка люка над лебедкой; 2 – заслонки запоров; 3 – крышка люка; 4 – воздухоотводы (жалюзи); 5 – броневая зашита антенны; 6 – лобовой лист корпуса; 7 – крышка смотрового люка; 8 – распорная труба; 9 – основание кронштейна установки пулемета для стрельбы по курсу; ГО – ниша заднего колеса; 11 – основание кронштейна установки пулемета для стрельбы с борта;12– поперечина кормовой части; 13– воздухопротоки (жалюзи); 14 – основание кронштейна установки пулемета для стрельбы с кормы; 15– вертикальный лист кормовой части; 16 – лючок бокового воздухопритока (жалюзи); 17 –кронштейн механизма рулевого управления; 18 - кронштейн передних амортизаторов; 19 - верхний лист отделения силовой установки; 20 - защитный колпачок сточного отверстия; 21 – бортовая дверь; 22– наклонный лист борта; 23 – смотровая щель; 24 – вертикальный лист борта; 25– боковой лючок; 26 – крючок для крепления тента; 27– кожух пилы.

Корпус БТР-40 был сварен из катаных броневых листов. Толщина лобовых листов составляла 10 – 15 мм. бортовых 8 – 9 мм. кормовых – 7 мм. В наклонных листах передней части корпуса над дверными проёмами имелись смотровые щели, которые закрываются изнутри машины броневыми заслонками. В вертикальных бортовых листах имеется по два закрываемых крышками круглых лючка для наблюдения и стрельбы из личного оружия десанта. В лобовом листе перед водителем и командиром имеются люки с броневыми крышками, прикреплёнными к листу на двух петлях. В крышках установлены приборы наблюдения со стеклоблоками триплекс. В походном положении крышки люков могут быть открыты и закреплены на вертикальных стойках. Для наблюдения вне боевой обстановки при открытых крышках на люки устанавливаются ветровые стёкла в металлической оправе с резиновыми уплотнениями, снабжённые электростеклоочистителями. При закрытых крышках ветровые стёкла укладываются в специальные карманы, расположенные внутри бронетранспортера. Для посадки и высадки десанта в кормовом листе корпуса имеется двухстворчатая задняя дверь.

7,62-мм пулемёт СГМБ монтируется с помощью штатного станка, состоящего из вертлюге, сектора и постели. Для крепления пулемётной установки на бронетранспортёре имеются четыре вертлюжных кронштейна: лобовой (основной), размещённый на лобовом листе, боковые – на правом и левом бортах и задний – на кормовом листе корпуса. Боекомплект пулемёта (1250 патронов) снаряжён в ленты и уложен в пять патронных коробок. Четыре коробки размещены в специальной укладке в боевом отделении у правого борта корпуса, а одна – в гнезде корзинки на вертлюге пулемётной установки

На бронетранспортёре установлен 6-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-40 мощностью 78 – 80 л.с. при 3400 об/мин.

Механическая силовая передача включает в себя однодисковое сцепление сухого трения, четырёхступенчатую коробку передач, раздаточную коробку с демультиппикатором, две главные передачи с дифференциалами и полностью разгруженные полуоси передних и задних колёс. Передние полуоси имеют шарниры равных угловых скоростей. Ножной колодочный тормоз с гидравлическим приводом действует на все четыре колеса. Ручной дисковый или барабанный тормоз установлен на валу раздаточной коробки и имеет механический привод. Рулевой механизм – глобоидальный червяк с двойным роликом.

Одинарные дисковые колёса со съёмными бортовыми кольцами снабжены пневматическими шинами размером 9,75-8". Колёсная формула 4x4. Подвеска состоит из четырёх полуэллиптических рессор и четырёх гидравлических поршневых амортизаторов двустороннего действия.

В передней части бронетранспортёра была установлена лебёдка с отбором мощности от коробки передач. Тяга лебёдки – 4500 кгс, длина троса – 75 м.

Внешняя связь поддерживалась при помощи радиостанции 10-РТ-12.

Боевая масса машины составляла 5,3 т. Экипаж – 2 человека, десант – 8 человек. Максимальная скорость движения – 80 км/ч, запас хода по шоссе – 285 км.

Первая демонстрация нового бронетранспортера общественности состоялась во время военного парада в Москве 7 ноября 1951 года. Для участия в параде бронетранспортёры довооружили, видимо, для придании более внушительною вида. На лобовом вертлюжном кронштейне был установлен 12,7-мм пулемёт ДШК. а на двух боковых – пулемёты СГМБ.

Практически одновременно с БТР-40 шла разработка его модификации, получившей обозначение БТР-40А. По сути, она представляла собой зенитную самоходную установку.

Зенитную установку ЗТПУ-2 с двумя пулемётами КПВ калибра 14.5 мм смонтировали на постаменте в десантном отделении. Максимальный угол возвышения пулемётов +90\ склонения – 5°. Для стрельбы по наземным целям имелся телескопический прицел ОП-1-14. по воздушным – коллиматорный прицел ВК-4. Боекомплект – 1200 патронов. Установка управлялась одним наводчиком с помощью механического ручного привода. В состав расчёта входили два заряжающих (по одному на пулемёт). Эффективный огонь обеспечивался по воздушным целям, летящим со скоростью до 600 км/ч на высоте 500 – 1000 м. Горизонтальная дальность эффективного огня составляла 2000 м.

БТР-40А был принят на вооружение в 1951 году, а годом позже запущен в серийное производство. На базе БТР-40 выпускалась машина химической разведки БТР-40РХ. Она отличалась от базовой машины установкой соответствующего оборудования. БТР-40 быстро завоевал популярность в войсках. Простая по конструкции, небольшая, но подвижная многоцелевая бронемашина, созданная на освоенных промышленностью автомобильных агрегатах, получила широкое распространение в армии. Она применялась для перевозки пехоты, использовалась в качестве тягача в противотанковой артиллерии, а также как командирская, связная и разведывательная машина. БТР-40 эксплуатировались в пограничных и внутренних войсках.

Боевым крещением для БТР-40 стали события в Венгрии в 1956 году. После них появилась ещё одна модификация БТР-40Б, имевшая сварной корпус с бронированной крышей. Для посадки и высадки десанта в крыше имелись два больших люка, закрывавшиеся крышками. Высота корпуса увеличилась на 130 мм. Были демонтированы бортовые кронштейны для установки пулемёта и введены две дополнительные амбразуры в наклонных листах крыши.

Серийное же производство БТР-40 завершилось в 1960 году. Помимо Советской Армии, БТР-40 состояли на вооружении армий стран – участниц Варшавского Договора, а также целого ряда государств, в него не входящих, например, Албании, Афганистана, Вьетнама, Израиля, Индонезии, Ирана. Камбоджи, Китая, Кубы, Лаоса, Монголии, Эфиопии и многих других стран Азии и Африки. В армиях этих стран БТР-40 и БТР-40А активно использовались в локальных конфликтах на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Африке.



На заключительном этапе Второй мировой войны Советская Армия располагала самыми совершенными в мире тяжелыми и средними танками. Однако опыт наступательных боев 1944 и 1945 гг. показал, что бронетанковые подразделения нуждаются в поддержке мотопехоты. Наилучшим решением было посадить пехотинцев на машины повышенной проходимости, имеющие легкое бронирование, защищающие бойцов от огня стрелкового оружия и осколков, т. е. на бронетранспортеры.

Но загруженность отечественной промышленности производством танков и самоходных артиллерийских установок не позволила своевременно решить эту задачу. Частично потребность в бронетранспортерах удовлетворялась за счет поставок по лендлизу и даже использования трофейных машин. Однако своеобразным символом наступающей Советской Армии 1945 г. стал танковый десант: пехотинцы, крепко вцепившись в поручни «тридцатьчетверок», лихо врывались в готические города Западной Европы. Размещение пехоты на броне, вне всякой защиты, было вынужденным решением, обусловленным острой нехваткой бронетранспортеров.



После окончания Великой Отечественной войны разработка БТР была признана одной из первоочередных задач послевоенного перевооружения армии. При этом, учитывая массовость этих машин, упор делался в первую очередь на простые и дешевые колесные машины, собранные с использованием узлов и агрегатов серийных грузовых автомобилей.
Разработка первого отечественного колесного бронетранспортера, получившего рабочий индекс «объект 141», началась в КБ Горьковского автомобильного завода в 1947 году на базе грузового автомобиля ГАЗ-6З (колесная формула 4х4), запущенного в серию в том же 1947-м.
БТР создавался под руководством ведущего конструктора В. К. Рубцова. Двухосный, со всеми ведущими колесами БТР предназначался для перевозки восьми пехотинцев. Он имел открытый сверху коробчатый несущий корпус, сваренный из броневых листов толщиной 6-8 мм. В задней стенке корпуса имелись двухстворчатые двери для десанта, а по бокам машины откидные двери для экипажа.



В носовой части БТР размещался карбюраторный шестицилиндровый четырехтактный двигатель ГАЗ-40 мощностью 78 л. с. форсированный вариант автомобильного двигателя, примененного на ГАЗ-63.

На бронетранспортере были применены шины 9,75х18, обеспечивающие неплохую проходимость по бездорожью. В передней части бронетранспортера разместили лебедку с отбором мощности от коробки передач, развивающую тягу до 4500 кг. Было построено несколько опытных образцов машины. Первоначально корпус имел «граненые» борта, в дальнейшем замененные на более простые и технологичные плоские. Менялось и вооружение БТР. Так, второй опытный образец, выпущенный в 1948 г., испытывался с 14,5-мм пулеметом КПВ, смонтированным в небольшой открытой сверху башенке в средней части корпуса. «Объект 141» успешно прошел испытания и в 1950 г. был принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-40.



Вооружение бронетранспортера включало 7,62-мм пулемет СГМТ конструкции Горюнова с прицелом «М» и боекомплектом 1250 патронов. Кроме того, в бортах имелось четыре амбразуры для ведения огня из индивидуального оружия десанта автоматов АК и карабинов СКС. Связь обеспечивалась посредством радиостанции 10-РГ-12. Серийное производство БТР-40 было развернуто на ГАЗ. Машина, построенная в больших количествах, наравне с более тяжелым БТР-152 долгое время составляла основу парка бронетранспортеров Советской Армии и многих других стран. «Боевым крещением» для БТР-40 стали события в Венгрии в ноябре 1956 г. В дальнейшем они широко использовались в многочисленных локальных конфликтах на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и в Африке. Участвовали БТР-40 и в операции по вводу войск стран участниц Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 г.
БТР-40 неоднократно модернизировался. В 1956 г. был создан опытный бронетранспортер БТР-40В, отличавшийся от исходной машины наличием системы централизованной подкачки шин. Воздух к каждому колесу подавался снаружи, через ступицу. Кроме того, БТР-40В получил две дополнительные фары.



Через два года, в 1958 г., был разработан более совершенный вариант бронетранспортера БТР-40Б, имеющий бронированную крышу, обеспечивающую лучшую защиту личного состава от осколков, а также поражающих факторов ядерного оружия. В крыше машины разместили два двухстворчатых люка. Пулемет СГМТ, в зависимости от сценария боевого применения, устанавливался на лобовом или кормовом кронштейне. В отличие от БТР-40В, имевшимся лишь в опытных экземплярах, БТР-40Б строился в небольшой серии.

На базе БТР-40 создавались различные специализированные боевые машины. Фактически одновременно с отработкой базового бронетранспортера велись работы по созданию на его базе зенитной самоходной установки БТР-40А со спаренным 14,5-мм пулеметами КПВ, предназначенной для прикрытия мотопехотных подразделений от маловысотных самолетов, а также ведения огня по наземным целям. Пулеметная установка имела боекомплект 1200 патронов, снабжалась прицелом ОП-1-14, наводилась вручную и имела круговой обстрел. Угол возвышения составлял +90°, угол склонения -5°. Экипаж боевой машины включал четыре-пять человек.



БТР-40А (ЗТПУ-2) был принят на вооружение в 1951 г. и серийно строился на Горьковском автомобильном заводе. Наиболее оригинальным вариантом БТР-40 является «железнодорожный»: бронетранспортер БТР-40ЖД. Своим появлением эта машина обязана обострению советско-китайских отношений в конце 1960-х гг. Государственная граница между двумя странами, раньше называвшаяся «границей дружбы», по вине недальновидных политиков неожиданно превратилась в некое подобие линии фронта. В короткое время в приграничных районах СССР была восстановлена военная инфраструктура, одним из элементов которой являлись бронепоезда, для взаимодействия с которыми требовалась легкая и быстроходная бронированная машина, способная перемещаться как по железным, так и по грунтовым дорогам. Такая машина, созданная на базе БТР-40 и получившая обозначение БТР-40ЖД, была построена и испытана в 1969 г. Бронетранспортер был оснащен стальными катками с внутренними ребордами, укрепленными на откидных рычагах спереди и сзади корпуса. Движение по железнодорожной колее обеспечивалось основными колесами, откидные рычаги имели пружинную амортизацию. Для замены хода требовалось всего три-пять минут. В вариант БТР-40ЖД было переоборудовано небольшое число серийных бронетранспортеров БТР-40А, БТР-40 и БТР-40А (ЖД) продолжали нести службу на Дальнем Востоке России.

Советский легкий бронетранспортер БТР-40 представляет собой первый колесный бронированный автомобиль, используемый для транспортировки войсковых подразделений на поле боя в условиях непосредственного огневого контакта с противником. Машина создавалась в качестве средства усиления и повышения мобильности действий стрелковых подразделений во время боевого разворачивания соединений на поле боя.

Разработка и серийное производство

После окончания Второй мировой войны в советских вооруженных силах четко осознавали необходимость иметь в составе стрелковых частей бронированный транспортер. Опыт применения на заключительном этапе войны американских бронированных машин, проставляемых в СССР по ленд-лизу, показал насколько сразу увеличивается мобильность и огневая мощь стрелковых подразделений.

К разработке аналогичной машины советские конструкторы приступили в 1947 году. В качестве колесной базы было решено использовать шасси советского грузовика ГАЗ-63. Основные конструктивные элементы для первого отечественного бронетранспортера решили взять от американской машины М3. Разработкой занималось ОКБ Горьковского автомобильного завода. Опытный экземпляр вышел на ходовые испытания в 1949 году.

Созданная машина получилась универсальной и могла использоваться в качестве транспортера личного состава мотострелковых частей, разведывательной машины и как артиллерийский тягач. Серийный выпуск первого отечественного бронетранспортера БТР-40 осуществлялся с 1950 по 1960 год. В войска советская промышленность поставила около 8,5 тыс. машин в двух модификациях.

Основные тактико-технические характеристики бронетранспортера БТР-40

  • Экипаж - 2 человека, десант - 8 человек.
  • Боевая масса - 5,3 т.
  • Длина - 5 м, ширина - 1,9 м, высота - 1,83 м, клиренс - 276 мм.
  • Вооружение: 7,62-мм пулемет СГМБ (боекомплект - 1250 патронов).
  • Толщина брони: 4-15 мм.
  • Двигатель карбюраторный, мощность - 78 л.с.

Советский бронетранспортер БТР-40 состоял на вооружении мотострелковых подразделений Советской Армии до середины 60-х годов. Последние машины были сняты с вооружения российской армии только в 1993 году. Советский БТР-40 состоял на вооружении армий Варшавского договора. Поставлялась машина в страны Ближнего Востока, Азии и Африки, где и принимала участие в многочисленных вооруженных конфликтах второй половины XX века.

Фото БТР-40

Во дворе Дома офицеров Читинского гарнизона в парке ОДОРА (Окружного дома офицеров Российской армии).
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние - хорошее.
Дата съёмки - 13 августа 2015 года.

01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.

02.
БТР-40 - советский лёгкий бронетранспортёр 1950-х годов, в силу специфики своего назначения по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль.
Был разработан в ОКБ ГАЗа в 1947-1949 годах на основе полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-63 и стал первым серийным бронетранспортёром СССР.
Будучи разработан под влиянием опыта использования поставленных в годы Второй мировой войны бронетранспортёров США, прежде всего M3, в системе вооружений Вооружённых Сил СССР БТР-40 выполнял роль лёгкого бронетранспортёра, параллельно с более тяжёлым БТР-152.
В отличие от последнего БТР-40 использовался, помимо перевозки личного состава мотострелковых частей, преимущественно в качестве многоцелевой разведывательной, связной или командирской машины, а также артиллерийского тягача.

Серийное производство БТР-40 осуществлялось ГАЗом с 1950 по 1960 год, всего было выпущено около 8500 машин этого типа в двух основных вариантах: базового многоцелевого бронетранспортёра и лёгкой пулемётной ЗСУ.
БТР-40 использовался Советской Армией в 1950-1960-х годах, но с 1958 года постепенно стал вытесняться в большинстве своих ролей более совершенной машиной БРДМ, созданной на его основе, но окончательно был формально снят с вооружения ВС России лишь в 1993 году.
БТР-40 также активно поставлялся на экспорт, по меньшей мере в 18 стран, как партнёрам СССР по ОВД, так и третьим странам, и использовался во многих локальных конфликтах.
Хотя по состоянию на 2010 год большинство бронетранспортёров этого типа были сняты с вооружения, ряд стран продолжает использовать машины этого типа.





03. В 1947 году группа инженеров ОКБ спецмашин Горьковского автозавода под руководством В. А. Дедкова (ведущий конструктор В. К. Рубцов) разработала "проект 141" колёсной бронированной машины (бронетранспортёра) ГАЗ-40 с несущим корпусом 6-8-мм бронирования (производства Муромского паровозоремонтного завода) с использованием агрегатов массового полноприводного (4х4) грузовика ГАЗ-63.
Колёсная база на ГАЗ-40 была укорочена до 2,7 м, в подвеске применены дополнительные гидроамортизаторы, применён форсированный до 78 л.с. двигатель ГАЗ-40 (на базе ГАЗ-11), обеспечивший 5,3-тонной машине удельную мощность 14,7 л.с./т и максимальную скорость 80 км/ч.
Бронетранспортёр оснащался лебёдкой, радиостанцией и штатным станковым 7,62-мм пулемётом Горюнова (СГ-43).





04. Экипаж составлял 2 человека, вход и выход которых осуществлялся через боковые бронедверцы, а в боевом отделении помещались 8 десантников с личным вооружением, которые могли вести огонь через бойницы в бортах, они садились в машину через заднюю двустворчатую дверь, а покидать её в бою могли как через дверь, так и через борта.
В 1956 году появился БТР-40В, оснащённый централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и самоблокирующимся дифференциалом сухарного типа.
Он также оснащался фильтровентиляционной системой, позволившей применять БТР-40В в условиях химической и бактериологической войны.
По итогам событий 1956 года в Венгрии, где экипажи открытых сверху БТРов страдали от огня с верхних этажей зданий, в 1958 году была создана полностью закрытая модификация БТР-40Б с четырьмя бронелюками в крыше.





05. В 1969 году бронетранспортеры БТР-40 и БТР-40А испытывались с "навесным оборудованием комбинированного хода".
Стальные катки с внутренними ребордами, укрепленные на откидных рычагах с пружинными амортизаторами спереди и сзади корпуса, обеспечивали устойчивое движение основных колес машины по рельсовой колее со скоростями до 65 км/ч, а также возможность буксировки однотипного БТР.
Постановка машины на рельсы и снятие ее с пути осуществлялись в течение 3-5 минут командой из двух человек с помощью двух переносных аппарелей.





06. Установленное навесное оборудование не оказывало существенного влияния на проходимость и скорость движения машины по грунтовым дорогам.
Масса комплекта оборудования составляла 520 кг.
Было выпущено несколько машин, часть из которых еще в 1997 году продолжали нести службу в Забайкальском военном округе.

Одна из этих машин и стоит здесь.

Поделиться: