Классификация социально культурных учреждений. Типы организаций социально-культурной сферы

Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни, передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни приобретение культурологических знаний.

Термином "социально-культурный институт" обозначаются:

Государственные и муниципальные структуры

Производственные объединения и предприятия

Негосударственные общественные организации

Системы народного образования

Средства массовой информации

Специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, библиотеки.

Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.

Сеть культурно-досуговых учреждений.

Под сетью понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов...), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.

Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края.

Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчинённости, по финансированию:

Государственные

Муниципальные (местный бюджет)

Общественные (профсоюзные, различных обществ).

Коммерческие.

Ведомственные.

До 1917г. Сеть КДУ была развита слабо. Её развитием занималось не правительство, а российские просветители (Радищев, Фонвизин конец 18 века). Это были библиотеки, музеи, театры как формы внешкольного образования:

1830-публичные библиотеки

1834-библиотеки в 18 городах России

середина 19 века - воскресные школы, народные театры, создавались по инициативе революционно настроенной интеллигенции.

70-е годы - сельские, городские библиотеки и общедоступные профессиональные театры.

80-е годы - воскресно-вечерние школы для рабочих.

90-е годы - народные дома и народный театр, растёт сеть школ для взрослых.

Народные дома строились на средства владельцев заводов и фабрик и вмещали в себя библиотеку, читальню, зрительный зал и чайную.

К 1903 году насчитывалось около 10 тысяч бесплатных библиотек в сельской местности.

Таким образом, к 1917 году создана сеть учреждений школы и курсы для взрослых, народные университеты, публичные библиотеки. Сеть была малочисленной, КПУ находились в крупных городах до Урала.

Составляющие ресурсной базы организаций социально-культурной деятельности. Информационно-методический центр Комитета по культуре Ленинградской области. Книжные магазины "Буквоед" и "Дом книги". Районная библиотека (на примере "Центра деловой книги").

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Описание элементов ресурсной базы социально-культурной сферы: нормативно-правового, кадрового, финансового, материально-технического, информационно-методического, природного. Понятие благотворительной деятельности, спонсорства и коммерциализации.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2010

    Основные подходы к рационализации и повышению эффективности деятельности предприятий социально-культурной сферы. Реализация программы по повышению эффективности деятельности учреждений и организаций социально-культурной сферы на примере ОАО "Горизонт".

    реферат , добавлен 27.11.2012

    Принципы и функции социально-культурной деятельности общественных организаций в Российской Федерации. Анализ основной сферы деятельности и опыта работы общественной организации на примере Совета общественного самоуправления микрорайона "Карпинский".

    курсовая работа , добавлен 19.11.2010

    Определение сущности и содержания социально-культурной реабилитации, её нормативно-правовая база. Деятельность учреждений и организаций с лицами с ограниченными возможностями. Краткий анализ социальной работы в центре для несовершеннолетних в Орле.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок подготовки и проведения социально-культурной деятельности. Финансовый, материально-технический и морально-этический ресурсы.

    презентация , добавлен 29.05.2012

    Основные понятия современной социально-культурной деятельности. Общественно-добровольное формирования, фонд, движения и учреждения и их роль в развитии социально-культурной сферы. Особенности социализации детей и подростков в культурно-досуговой сфере.

    реферат , добавлен 11.09.2014

    История и теоретические основы социально-культурной деятельности, ее закономерности, представление об основных сферах ее реализации. Характеристика основных ее субъектов, ресурсной базы. Содержание и функции современных социально-культурных технологий.

    учебное пособие , добавлен 10.12.2010

Филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Санкт – Петербургский государственный университет культуры и искусств»

в г. Великий Новгород

Курсовая работа №1

«Состояние и пути совершенствования организации

социально-культурной деятельности

в МКДЦ города Пестово.»

Выполнила

студентка 2-го курса СКД:

Колзакова А.В

Проверил: доктор культурологии,

профессор – Ариарский М.А .

Великий Новгород


1. Введение ………………3

2. I. Сущность СКД и характерные основные черты управления учреждением социально-культурной сферы………………………………

3. 1.1 Понятие и функции «СКД».

4. 1.2 Понятие и функции досуга.

5. 1.3 Учреждения и организации социально-культурной сферы в РФ и регионах

6. 1.4 Институты массовой информации.

71.5 Культурно досуговые учреждения.

1.6. Сущность управления центрами СКД

Глава II. Состояние СКД в районном межпоселенческом-культурном досуговом центре г. Пестово

2.1. Характеристика районного межпоселенческого-культурного досугового центра г. Пестово.

2.2 Анализ содержания СКД массовых мероприятий, групповых, кружковых и других видов работы на 2009 г.

2.2.1Основные направления и задачи «Межпоселенческого культурно- досугового центра» на 2009 год.

2.2.2 Развитие художественной самодеятельности и проведение районных праздников и фестивалей.

2.2.3 Предполагаемое развитие в инфраструктуре МКДЦ на 2009 год.

Глава III. Пути совершенствования СКД в районном межпоселенческом культурно-досуговом центре г. Пестово.

3.1 Перспективные программы по совершенствованию деятельности МКДЦ.

Заключение

Список используемой литературы

Введение.

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Основная задача учреждений культуры, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Инфраструктура Социальной сферы велика. Основное развитие, которой приходится в основном на большие города и мега полисы. Когда в маленьких городах и селах основным источником информирования и развлечения, является телевидение. Основной причиной не развития в сельской местности является не сколько трудное финансовое положение, сколько не хватка профессиональных кадров и поддержки методических центров.

Актуальность данного исследования заключается в необходимости развивать и совершенствовать работу Районных методических центров с целью повышения профессионального подхода к решениям социокультурных проблем в досуговых учреждениях Пестовского района. Районный межпоселенческий культурно-досуговый центр является, не только базой обеспечивающей работникам сельских домов культуры методические практикумы, но и центром досуга для г. Пестово и Пестовского района. Для того, что бы совершенствовать, развивать и даже просто не дать исчезнуть многим сельским домам культуры, необходимо искать пути решения способствующие внедрить иноввационные методы работы в клубах и учреждениях досуга.

Целью данной курсовой работы является выяснение состояния социально - культурной деятельности в городе Пестово и Пестовском районе, а так же обоснование путей ее совершенствования.

Задачи курсовой работы :

Изучить состояние СКД в Пестовском Межпоселенческом культурно-досуговом центре.

Выявить состояния научного осмысления проблемы

Вычленить проблемы, вставшие перед таким социальным институтом.

Сформировать предложения о путях совершенствования СКД в Пестовском межпоселенческом культурно-досуговом центре.

Объектом исследования является социально-культурная деятельность Пестовского межпоселенческого культурно- досугового центра.

Предметом исследования является педагогический процесс совершенствования в межпоселенческом культурно-досуговом центре.

База исследования Пестовский Межпоселенческий культурно-досуговый центр.

Гипотеза исследования . Развитие Новгородчины может быть обеспечено главным образом за счет опережающего развития культуры, которое наряду с реализацией своих традиционных функций может принять на себя роль локомотива социально- экономического развития региона.

Методология исследования основывалась на восприятии человека как высшей ценности общества и культуры, как уникального средства всестороннего развития человека, общества, региона, страны.

Методика исследования строилась на изучении объективных документов: справок, докладов, сценариев, планов, отчетов и других документах, отражающих реальное положение дел, на изучении статистических данных по материальной базе кадров и содержании деятельности. Особую роль играла методика прямого и опосредованного наблюдения и экспертной оценки.

Практическая значимость проявилась в том, что сформулированные рекомендации могут быть использованы МКДЦ и другими подобными учреждениями, что будет способствовать совершенствованию работы всех подструктур данного учреждения и повысит уровень СКД в Пестовском районе.

На защиту выносятся:

Рассмотрение МКДЦ района не как единицу общности однотипных учреждений, а как отдельный объект, отличающийся по ряду признаков.

I . Сущность СКД и характерные основные черты управления учреждением социально-культурной сферы.

1.1 Понятие и функции «СКД».

В основе СКД лежат самостоятельные, самодеятельные виды культурной деятельности человека. СКД зарождается одновременно с высвобождением у человека свободного времени. Только освободившись от жизненно важных временных затрат на добывание и приготовление пищи, обустройство жилища и быта первобытный человек начал заниматься в свободное время искусством, прикладным творчеством, украшением собственных орудий труда, охоты, бытовых принадлежностей. Первые наскальные рисунки, рельефные изображения животных, людей, сцен охоты можно считать первыми проявлениями культурной деятельности. Таким образом, становление СКД проходило в виде свободного проявления самодеятельного творчества первобытного человека.

В отношении России начальным этапом развития менеджмента СКД как профессии можно считать Петровские преобразования, реформы в культурной жизни государства. В годы своего царствования (1682-1725), по образцу развитых европейских государств, Петр I вводит в общественную жизнь новые праздники, государственные ритуалы, традиции, ассамблеи и т.п. Петр I своими указами назначал на государственные должности чиновников, которые должны были организовывать работу новых типов учреждений культуры. В этот период появились первые государственные театры, музеи, библиотеки, парки.

Вторым этапом в развитии менеджмента СКД следует считать появление в XVIII-XIX в.в. профильных учебных заведений, которые специализировались, главным образом, на отдельных видах искусства. Скромная в целом численность учебных заведений отчасти компенсируется высоким уровнем подготовки специалистов. В С-Петербурге открывается Академия художеств (1757), получившая впоследствии статус Императорской (1764). Граф С.Г. Строганов выступает как основатель художественно-промышленного училища (Москва, 1825). Во второй половине XIX века профессиональных музыкантов, композиторов готовят Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории.

Третий этап в развитии менеджмента СКД связан с Октябрьской революцией 1917 года. После 1917 года в России была создана новая сеть учреждений культуры и учебных заведений, которые готовили кадры для новой социалистической системы культпросветработы. Создание этой системы отразилась на названии первых профессиональных менеджеров СКД российского государства. Под общим названием "политпросветработники" выделялись организаторы библиотечного дела, клубного дела, музейного дела и т.д. Данный период продолжался вплоть до начала 1930-х годов.

Четвертый этап в развитии СКД как профессии связан с утратой идейно-политической нагрузки на учреждения культуры, приобретением новых производственных функций, появлением новых типов учебных заведений и специальностей в социокультурной сфере. Активно развивается сеть вузов культуры, в комплексе осуществляющих подготовку затребованных практикой специалистов.

Пятый этап - завершающий этап развития менеджмента СКД (середина 1990г.г. - по настоящее время). Он характеризуется обобщением предыдущего опыта учреждений и организаций социально-культурной сферы.

Современная СКД состоит из множества слагаемых: просветительной, политической, творческой, досуговой, художественной и других видов социальной деятельности. Следовательно, современная СКД представляет собой синтетический вид профессиональной культурной деятельности, прошедшей длительный исторический путь становления и развития, основанной на многовековых национальных, образовательных и духовных традициях, требующей от специалиста знаний и навыков научно-исследовательской, учебно-педагогической, производственно-практической, научно-методической, экспертно-консультационной работы в социально-культурной сфере.

СКД обладает целым рядом социальных признаков, в частности:

" СКД является составной частью государственной и общественной жизни, ее национально-культурной основой.

" Помимо духовной сферы, СКД проявляется во всех ведущих сферах жизнедеятельности государства и общества.

" СКД характеризуется массовостью участия, продиктованной тем обстоятельством, что этой деятельностью охвачены все без исключения группы и слои населения.

" Главными носителями СКД являются:

Профессиональные работники социальной сферы, в том числе отраслей культуры и туризма.

Бо"льшая часть населения России, занимающаяся СКД на самодеятельных началах.

Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.

Функции социально-культурной деятельности как формы общественной практики, обеспечивающей реализацию механизма усвоения культуры:

Адаптивно-нормативную – в первую очередь связанную с хоминизацией личности, освоением формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптацией к социуму и его культуре, приобретением способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

Образовательно-развивающую – обеспечивающую освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности;

Преобразовательно-созидательную, которая принимает на себя вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;

Эколого-охранительную, концентрирующуюся на формировании экологической культуры, сохранении культурного наследия, природной и культурной среды;

Информационно-просветительную, выражающуюся в накоплении, хранении и распространении информации, в культурно-просветительской деятельности, в формировании интеллектуальных и иных качеств, необходимых человеку информационного общества XXI века;

Интегративно-коммуникативную, реализующую диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;

Рекреативно-игровую, предусматривающую формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.

Каждое направление, каждая форма социально-культурной деятельности строится по своим технологиям, обладает определенными, порой уникальными особенностями. Однако есть факторы, объединяющие всех, кто связан с этой сферой духовной жизни. Это принципы социально-культурной деятельности как наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы:

Добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;

Развития инициативы и самодеятельности;

Комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества;

Дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;

Преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры;

Взаимовлияния и взаимодополняющего воздействия реализации адаптивно-нормативной, образовательно-развивающей, преобразовательно-созида­тель­ной, эколого-охранительной, инфрмационно-про­светительной, интегративно-коммуникативной и рекреативно-игровой функции;

Единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей;

Эстетизации общественной жизни.

Социально-культурная деятельность – чрезвычайно емкое и сложное понятие. Оно интегрирует труд архитектора, писателя или художника, создающих ценности культуры, работу реставратора, архивариуса или специалиста музейного дела, сохраняющих культурное достояние человечества, созидательное творчество педагога, руководителя самодеятельного объединения или организатора досуга, распространяющих эти ценности и вовлекающих в мир культуры новых и новых людей. Эта деятельность может быть институциональной и неинституциональной, носить профессиональный или любительский характер, осуществляться индивидуально или в рамках коллектива.

КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)

КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

1.2 Понятие и функции досуга.

Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.

Досуг – это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.

Виды досуговой деятельности:

· Самообразование

· Общественная деятельность

· Потребление культурных ценностей

· Занятие спортом

· Туризм и путешествия

· Развлечения

· Общение с людьми

· Общение с природой

· Пассивный отдых

· Антисоциальные виды досуга

Рациональный досуг – это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культуру досуга несложно на примере других людей. Основными задачами КДУ являются удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их диапазона.

Досуг как часть свободного времени, обладает двумя функциями:

Рекреативной, позволяющей снять напряжение и восстановить силы посредством активного отдыха;

Развивающей, позволяющей развиваться, самоутверждаться, самореализовываться и проявлять свои личностные качества.

1.3 Учреждения и организации социально-культурной сферы в РФ и регионах

Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни. К социально-культурным институтам относятся многочисленные учреждения и организации, с помощью которых осуществляется накопление и передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение культурологических знаний.

Термином «социально-культурный институт» обозначаются:

Семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные организации, системы народного образования, средства массовой информации, специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, библиотеки и т.д.

Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.

Сеть культурно-досуговых учреждений

Под сетью понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов…), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.

Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края и т.д.

Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчиненности, по финансированию:

Государственные

Муниципальные

Общественные

Коммерческие

Ведомственные

1.4 Институты массовой информации.

Незаменимым помощником в осуществлении социально – культурной деятельности являются институты информации. Средства массовой информации - это канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.

Журналистика как продуктивная деятельность, основанная на субъект-субъектных отношениях. Ее продукт - организация непрерывной массовой информации населения. Аудитория СМИ (читатели, зрители, слушатели) - не только объект, но и субъект, самостоятельно решающий, потреблять или не потреблять информационную продукцию.

Роль СМИ в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социально-культурной сферы. Функции средств массовой информации как социально-культурного института:

Планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства

Взаимное сотрудничество со специалистами в инициировании и проведении различных видов социально-культурной деятельности

Воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта.

Газета . Преимущества: массовость читательской аудитории (газету читают все), высокая избирательность (разные группы населения читают разные газеты), возможность оперативных и частых публикаций. Недостатки: короткая жизнь газеты, ограниченность возможностей газетной площади.

Журнал. Преимущества: высокая избирательность, хорошее качество воспроизведения материала, долгая жизнь, престижность многих изданий, включая стремление к поддержанию высокого имиджа, возможность для чтения не спеша Недостатки: большие финансовые затраты на производство, долгий процесс подготовки продукции к выходу из печати.

Радио . Преимущества: высокая мобильность отклика на события, относительная дешевизна для потребления, высокая избирательность для потребителя информации, возможность оперативного внесения корректировки в передачи. Недостатки: мало станций, действующих на всю страну, короткая жизнь информационного сообщения, сравнительно невысокая престижность у потребителя.

Телевидение. Преимущества: выход на большую, часто многомиллионную аудиторию, низкие издержки затрат на производство продукции на одного зрителя, высокая престижность (особенно отдельных каналов и рубрик), географическая и экономическая селективность Недостатки: высокие финансовые затраты на производство продукта, короткая жизнь отдельных передач, негарантированность размера аудитории, ограниченность возможности купить самое популярное время.

Технический прогресс выступает как источник экономического воздействия на печатные и электронные СМИ. Возможность выбора телепрограмм, особенно кабельных. Расширение телерынка. Участие телестудий и компактных кабельных телецентров в выборе своей аудитории.

Использование Интернет-сети в распространении социально-культурной информации. Преимущества этого источника: ориентированность на определенные уровни пользователей и известность в мировых компьютерных кругах.

1.5 Культурно досуговые учреждения.

Все действующие в России КДУ подразделяются на несколько типов, каждый из которых включает группу однородных учреждений, обладающих характерными признаками.

1. Учреждения искусства - Эрмитаж, Картинная галерея, Третьяковская галерея, Театр кукол и масок Театр оперы и балета Театр драмы, филармония, концертный зал и т.д.

2. Культурно-досуговые учреждения и предприятия туризма - Цирк, туристическая фирма, краеведческий музей, мемориально-музейный комплекс, матросский клуб, Дом учителя, городской музей, ПКиО, клубы по месту жительства, концертно-танцевальный зал, центр детского творчества, Дом актера, зоопарк, планетарий,

3. Учреждения культуры - Дворец культуры и техники, городской Дом культуры, театрально-зрелищное предприятие, районный Дом культуры областная библиотека, детская библиотека, социально-культурное учреждение.

4. Большое распространение получают в наши дни виртуальные учреждения культуры (Интернет-салоны, Интернет-клубы).

За последние 10 лет произошли огромные изменения в системе КДУ. В наши дни гражданам предоставлен большой выбор, появились КДУ, рассчитанные на определенные слои населения по опыту работы на Западе (клубы бизнесменов, клубы лидер-леди). Отрицательно то, что сократилась сеть сельских КДУ (клубов, ДК, библиотек), т.к. государство не в состоянии содержать эту сеть.

Поскольку учреждения культуры в настоящее время финансируются ничтожно малыми суммами по сравнению с теми, которые требуются для нормального функционирования культурно-досуговой работы, администрация КДУ вынуждена часть искать свои пути решения материальной проблемы.

Под управлением учреждением социально-культурной сферы понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.

Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.

Управление в социально-культурной сфере представляет особый интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность управления в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к управленческой компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря – быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.

Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» управления, а наоборот – в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую, так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.

В данной работе была описана социальная деятельность Государственного учреждения культуры «Межпоселенческого культурно-досугового центра», его развитие и деятельность, осуществляемая в наши дни. Проанализировав выше изложенное, можно сделать следующие выводы:

МКДЦ, не смотря на трудное финансовое положение в стране, не утрачивает своей набранной силы в сфере культуры и на всех парусах мчится к более полному и совершенному развитию.

На данный момент не может обхватить все сферы деятельности в области культуры, но целенаправленно движется к этому.

Коллектив центра проводит большую и разнообразную идейно-воспитательную и культурно-массовую работу с посетителями средствами искусства.

Полному осуществлению задуманных планов и идей мешает низкое финансирование, что не позволяет приглашать более известных людей из других регионов и приобретение новинок в сфере технологий.

Сильную конкуренцию составляет наличие частных развлекательных клубов в городе, которые предоставляют множество игровых, зрелищных и развлекательных мероприятий, чего предоставить МКДЦ не может жителям города.

1. Ариарский М.А. Прикладная культурология. СПб: «ЭГО», 2001.

2. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 2004.

3. Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 1990.

4. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб: «Лань», 2001

5. СКД в Ленинградской области. Методические рекомендации. В помощь директорам и дирекциям. Л., 1976.

6.Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. – М.,2005.

7. Марков А. П. Отечественная культура как предмет культуроло­гии. СПб., 1996..;

8. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996..;

9. О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб. – М., 1996.-№7.

10. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. Учебное пособие. Орёл, 1997.

11. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 1981.

12. Киселева Г.Г. Красильников Ю. Д. Основы менеджмента в социально-культурной сфере, М., 2003.

13. Воспитательная деятельность клубных учреждений. – М: НИИ культры, 1983.

14.Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы/ Под ред. Марьенко И. С. Изд. 5-е. М., 1984.

15. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М. , 1994.

16. Киселева Г.Г. Красильников Ю. Д. Основы менеджмента в социально-культурной сфере, М., 2003.

17. Мосалев Б.Г. Досуг. – М.: Изд-во МГУК, 1995.

18. Николаева Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе перестройки: Автореф. дис…канд.пед.наук / МГИК.-М., 1991.

19. Соколов Э. В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972.

20. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К„ Есипов Б.П., Королев Ф.Ф. Педагогика М., 1968.;


Социальная политика направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей людей. Этим целям подчинена и социально-культурная работа с отдыхающими здравниц (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на туристических базах и теплоходах, в туристических гостиницах и турпоездках).

Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепления здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.

В пределах установленного путевкой рекреационно-оздоровительного, лечебного периода отдыхающие находятся вне постоянного местожительства и напрямую не связаны со своей основной профессией.

(нераспознанный участок)

Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. В их осуществлении имеется ряд особенностей. Культурно-досуговая деятельность в здравницах и туристических учреждениях строится в соответствии с их главным назначением - восстановлением сил и здоровья людей. Именно поэтому рекреативная терапевтическая функция досуга и досуговой деятельности имеет здесь преобладающее значение.

В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения людей досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, массовых гуляний с учетом знаменательных дат календаря и в соответствии с профилем здравницы или туристического учреждения, литературно-музыкальных и краеведческих, танцевальных вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д.

Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Как свидетельствуют данные опросов, большинство отдыхающих в здравницах и туристов относят экскурсии к наиболее любимым мероприятиям. Популярность экскурсии обусловлена целым рядом причин.

Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержания: экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных сельскохозяйственных торговых предприятий. Для отдыхающих обычно в качестве туристов молодых людей, среди которых многим предстоит выбрать свою дорогу в жизни, такие экскурсии являются и профориентационными.

Экскурсии привлекают разнообразием элементов отдыха и оздоровления на природе (купание, сбор ягод и грибов и т.д.) и способов передвижения, поскольку пешеходные экскурсии и экскурсии-прогулки дополняются транспортными (автобусными, теплоходными, самолетны-

Балашихи Московской области, досуговая часть добровольного объединения микрорайона г. Макеевки);

межведомственные клубные центры и студии раннего эстетического воспитания детей, функционирующие в системе эстетического воспитания;

межведомственные центры и клубы технического творчества детей и подростков на территории города или микрорайона, включающие в себя мастерские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных конструкций (досуговая часть учебно-воспитательного производственного объединения "Ребячья республика" г. Духовщины Смоленской области, клуб "Кинап" Одессы и др.).

Отдельную группу составляют микрорайонные дошкольные центры и комплексы развивающего типа. С участием педагогов, родителей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающие программы по направлениям, способствующие духовному, физическому формированию ребенка.

Таким образом, каждый комплекс или центр - это своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной, оздоровительной) деятельности индивидов и групп. В принципе возможности такой деятельности существуют в любом варианте социально-культурного досугового центра: дискотеке, видеосалоне, театре фольклора или театре моды, семейном клубе, игротеке и т.д.

Разнообразие реально существующих на практике и в проектах социально-культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их вариантность, по существу, является естественной реакцией общества на возникающие разрывы и неосвоенные "белые пятна" в социально-культурной сфере.

Вместе с тем большинство государственно-общественных, ведомственных и межведомственных, коммерческих и некоммерческих досуго-вых центров характеризуется рядом общих исходных функциональных особенностей. Они берутся за основу еще в процессе проектирования центров и зон досуга. Знание их необходимо для каждого социального работника, социального педагога, социолога, культуролога, экономиста социально-культурной сферы, которые в одинаковой мере ответственны как за разработку проектов, так и за их реализацию.

Основу создания региональных комплексов и центров досугового типа составляет пересечение трех главных параметров - собственно культурного, отражающего культурную ситуацию в регионе; социального, характеризующего состояние и тенденции развития социальной сферы; чисто территориального (селенческого), представляющего экономико-географические, этнические и другие особенности данного региона. Практически каждый из параметров уже сам по себе служит основанием для поисков наиболее предпочтительной структуры социально-культурного комплекса и центра, приоритетных направлений его деятельности.

Ярко выраженная социальная открытость досуговых центров находит отражение в создании зон и секторов свободного общения, люби-

тельства, мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижения детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности. Поиск нестандартных подходов и решений связан с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов населения уже не вписываются в жесткие рамки традиционных форм.

Зоны любительства и мастерства, где каждому жителю социума гарантируется выбор досуговых занятий, могут претендовать и на статус авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков, а возникшая на этой основе досуговая общность получает возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы.

Несмотря на различия в содержании и подходах, разнопрофильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой - своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей среды они способствуют социализации их досуга через укрепление и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров как посредников между социальной средой и микромиром личности. Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмами общения: "семья - дети", "семья - семья", "дети - дети" и "дети - подростки - взрослые". Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери, Дни отца, Дни бабушек и дедушек, игровые семейные конкурсы-состязания "Спортивная семья", "Музыкальная семья", "Семья-эрудит" и др., конкурсы семейных, родительских газет, ярмарки-распродажи семейных поделок, читательские конференции типа "Круг семейного чтения" и т.д. На базе центров функционируют инвариантные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.

Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д. В этих и других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для осуществления творческих замыслов.

В работе с населением досуговые центры открытого типа следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива.

Структура социально-культурного комплекса или центра основана на взаимодействии профессионального либо полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой - развивающей, творческой, игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всей участников: детей, подростков, молодежи, взрослых.

Отдельно взятые социальные институты (клуб, библиотека, парк, музей, школа, кинотеатр и т.д.) перестают быть автономными источниками культуры для жителей региона, а становятся в рамках комплекса структурой, обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.

Социально-культурные комплексы и центры досуга - это одно- или многопрофильные организаций свободного, предпринимательского, инициативного характера. Они создаются на основе добровольного объединения государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации, рекламы, обслуживания и т.д. и имеют статус юридического лица. Их открытие осуществляется по территориально-производственному принципу путем объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных, досуговых и близких по профилю формирований, сохраняющих статус самостоятельного юридического лица. Цель их создания - интеграция родственных по своим задачам социально-культурных объектов, использование благоприятных условий для реализации творческого досугового потенциала входящих в него структурных единиц и формирований, организация совместных крупномасштабных региональных мероприятий, разработка и реализация социально-культурных программ.

Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный механизм, включающий использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д.

На базе центров уже и сегодня открываются широкие возможности для отработки практических навыков и умений различных типов современного социального работника - организатора детских, подростковых, семейных и других досуговых общностей.

Характеристика учреждений социально-культурной сферы

В конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия в России функционально и юридически оформилось новое социокультурное направление под названием социально-культурная деятельность. В соответствии со структурой этого направления реорганизуется деятельность культурно-досуговых учреждений (бывшие культурно-просветительные) и учреждений дополнительного образования, происходит становление и развитие новых для нашей страны учреждений: социального обслуживания населения (в основном взрослых) и социального воспитания детей и подростков. В этот период появляются новые виды профессий: социальная работа (социальный работник), социальная педагогика (социальный педагог) и вместо культурно-просветительной работы – «социально-культурная деятельность» и «народное художественное творчество» с соответствующим набором квалификаций организационно-управленческого и художественно-творческого характера. В этот же период создается и нормативно-правовая база деятельности учреждений социокультурного профиля.

Поскольку в конце XX - начале XXI вв. вопросы социального развития занимали и продолжают занимать ведущее место в российской действительности, представляется логичным начать рассмотрение заявленной темы с характеристики учреждений социального обслуживания наименее защищенных категорий населения. Тем более что социальная направленность достаточно остро ощущается и в деятельности традиционных для нашей страны - культурно-досуговых учреждений.

Учреждения системы социального обслуживания различных категорий населения

Основы системы социального обслуживания различных категорий населения в нашей стране заложены в ряде законов, федеральных и региональных программ. Прежде всего - в законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (1995) и законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), в федеральных программах «Дети России», «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и других.

Сейчас уже можно констатировать о том, что в нашей стране утвердились и новые профессии - социальная работа и социальная педагогика, и новая система учреждений социального обслуживания населения. Основное место среди учреждений социального обслуживания занимают учреждения системы Министерства здравоохранения и социального развития РФ:

Учреждения социального обслуживания семьи;

Учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов;

Отделения социальной помощи на дому;

Службы срочной социальной помощи;

Территориальные социальные центры.

Среди перечисленных учреждений по своей значимости (не по количеству) на первое место выходят территориальные социальные центры как комплексные учреждения по оказанию помощи нуждающимся (прежде всего, пенсионерам, инвалидам, малоимущим семьям). Более того, просматривается тенденция, выражающаяся в стремлении каждой первичной территориально-административной единицы (район, небольшой город) иметь свой центр социального обслуживания.

Реальное число такого рода центров зависит, прежде всего, от материальных и финансовых возможностей местных органов власти. Особенностью территориальных центров социального обслуживания является то, что по характеру деятельности они являются учреждениями комплексного типа, в их составе могут организовываться различного рода службы и отделения, выполняющие специфические функции. Так, согласно Примерному положению о центре социального обслуживания, утвержденному Минсоцзашиты России (1993 г.), в центре социального обслуживания могут быть открыты следующие отделения и службы:

Отделение дневного пребывания (создается для обслуживания не менее 30 чел.);

Отделение социальной помощи на дому (создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, и не менее 120 пенсионеров и инвалидов - в городской местности);

Служба срочной социальной помощи (предназначена для оказания неотложной помощи разового характера).

В отделении дневного пребывания предусмотрены должности: заведующего отделением, медицинской сестры, культорганизатора (с выполнением обязанностей библиотекаря), инструктора по трудовой терапии (при наличии мастерских или подсобного хозяйства), сестры-хозяйки, буфетчика и других.

В отделении социальной помощи на дому - заведующий отделением, социальный работник (специалист по социальной работе) - 1,0 ставка на 8 чел., обслуживаемых в городской местности и 1,0 на 4 чел. - в сельской, водитель автомобиля (при наличии автотранспорта).

В службе срочной социальной помощи - заведующий службой, психолог, юрист, специалист по социальной работе (2 ед.), социальный работник (1 ед.), водитель автомобиля (при наличии автотранспорта).

Разумеется, специализированные отделения или службы могут создаваться и помимо центров социального обслуживания, непосредственно органами социальной защиты. Многие из такого рода служб или отделений были открыты еще до того, как в той или иной местности начали функционировать территориальные центры социального обслуживания.

Наряду с учреждениями социального обслуживания системы Министерства здравоохранения и социального развития существуют учреждения и других ведомств (отраслевые, профсоюзные, молодежные и Т.п.). Так, например, в каждом регионе России функционируют социальные службы молодежи.

На территории местных органов власти организуются различного рода специализированные (некоммерческие) центры социального обслуживания. Это могут быть и центры по оказанию социальных и юридических услуг по трудоустройству (учредители: муниципальный (территориальный) орган и несколько коммерческих организаций), и центры реабилитации инвалидов и сирот (учредители: территориальный орган, комитет по делам семьи и молодежи, общественные и коммерческие организации) и др.

Следует подчеркнуть, что разрешение на ведение социально-защитной деятельности на своей территории различными ведомствами и коммерческими структурами дают соответствующие органы социальной зашиты и местного самоуправления. При этом муниципальный орган как юридическое лицо, дающее разрешение на социально-защитную деятельность на своей территории, может выступать в нескольких лицах: и как один из соучредителей учреждения социального профиля, организуемого по инициативе различных ведомств и общественных объединений, и как инициатор и координатор проведения большинства социокультурных акций на подведомственной территории.

Кулътурно-досуговые учреждения

Учреждения культурно-досуговой сферы являются традиционными для российской действительности. К 1985 году в стране была создана достаточно развитая сеть учреждений культурно-просветительного профиля. За годы перестройки и перехода к рыночным отношениям эта сеть претерпела серьезные изменения. Сократилась численность основных типов учреждений (клубов, библиотек, парков культуры и отдыха). Изменилась ведомственная принадлежность значительного числа учреждении. Так, например, почти полностью сменили своего владельца бывшие профсоюзные клубы и библиотеки. Часть этих учреждений либо прекратила свою существование, либо перешла в ведение Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. За этот период почти полностью разрушена сеть киноустановок и кинотеатров. Идет медленный и трудный процесс строительства новой системы кинообслуживания населения.

Но есть и позитивные тенденции. За эти годы возросло число музеев и театров в нашей стране. Культурно-досуговые учреждения стали более чутко реагировать на запросы населения и в меру своих возможностей удовлетворять их. Появились новые типы учреждений (информцентры, медиатеки и др.).

Однопрофильные учреждения взяли курс на многопрофильность и многофункциональность (наряду с просветительными задачами стало больше внимания уделяться решению рекреационных проблем). Следует отметить, что полифункциональность как тенденция зародилась на Западе и ее внедрение в российскую действительность следует только приветствовать.

Процесс реорганизации сети учреждений культурно-досуговой сферы еще не закончился. Продолжается и поиск ими своей специфики и своего места в новых условиях российской действительности.

Клубные учреждения

Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время остаются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры). По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональными комплексными учреждениями культуры. Их назначение - предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества.

Основными направлениями в деятельности клубных учреждений являются: информационно-просветительная; художественно-публицистическая; содействие развитию социальных инициатив, сохранение и развитие традиционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов; развитие художественного и технического творчества; культурно-развлекательная; физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность; экскурсионное обслуживание и др.

В настоящее время в России насчитывается 55 тыс. клубных учреждений, при которых функционирует 357.328 любительских объединений. Число занимающихся в клубных объединениях составляет 6.074.821 чел.

С 1980 г. число клубных учреждений уменьшилось на 22,5 тыс. Особенно сильно сокращение происходит с 1991 года - на 15,6 тыс. С 1998 по 2001 г.г. сокращение незначительно. За три года число клубов уменьшилось на 1,1 тыс. Можно предположить, что в ближайшие годы численность клубных учреждений стабилизируется.

Наблюдается и другая тенденция. В стране возникают клубные учреждения нового типа: Центры досуга и творчества, Дома ремесел, Национально-культурные центры и др.

В крупных городах возникают досуговые центры, организуемые на коммерческой основе. Речь идет, прежде всего, об элитных ночных клубах. По характеру своей деятельности (уклон в развлекательность и недоступность широким слоям населения из-за дороговизны оказываемых услуг) досуговые заведения данного типа пока еще плохо вписываются в традиционную сеть культурно-досуговых учреждений.

Парковые учреждения

Парки культуры и отдыха являются одними из самых популярных учреждений досугового типа. Как и клубы, парки являются комплексными многофункциональными учреждениями культуры. Но, в отличие от клубов, свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.

К сожалению, количество парков культуры в России ежегодно убывает. Если в 1990 г. их насчитывалось 730, то к концу 1999 г. - 554. Сокращение числа парков связано в основном с трудностями материально-технического и финансового характера. Содержание паркового хозяйства, в т.ч. дорогостоящих аттракционов, дело очень и очень трудоемкое. Оно оказалось не по силам региональным и местным органам власти. В Федеральном агентстве по культуре и кинематографии сегодня нет отдела, который ведает парками. Они переданы в ведение местных властей.

Остается надеяться, что по мере улучшения экономической ситуации в нашей стране число парков будет возрастать. Будут возникать и новые виды парковых учреждений: рекреационные, парки развлечений и т.п.

В настоящее время создана Ассоциация парков культуры РФ. Ее усилиями проводятся конкурсы на лучший парк России.

Музеи

Основное назначение музеев - собирание, изучение и экспонирование материальных и духовных ценностей. Большое место в деятельности музеев занимает проведение культурно-просветительной и научно-исследовательской работы.

Музеи в Российской Федерации

1980

1985

1991

2001

1379

1964

Из таблицы видно, что за последние 20 лет число музеев в нашей стране увеличилось более чем в 2,5 раза. Это увеличение связано в основном со снятием различного рода запретов на инициативную деятельность, существовавших до 1985 года.

Из общего числа музеев системы Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ 100 составляют музеи федерального ведения, включая музеи и филиалы. Остальные музеи этой системы - регионального и муниципального ведения.

Все музеи можно разделить на 10 основных профилей: комплексные (в основном, краеведческие), исторические, художественные, литературные, мемориальные, искусствоведческие, естественнонаучные, отраслевые, технические и архитектурные.

Можно предположить, что число музеев в ближайшем будущем будет возрастать. Об этом свидетельствуют такие данные. В России стали появляться частные музеи (музей, посвященный творчеству Юрия Никулина, в г. Красногорск Московской области, Музей дипломатического корпуса в г. Вологде). Возникают археологические и исторические музеи-парки, экомузеи. Так, среди планов музейных работников Кемеровской области - организация музеев: «Русское волостное село» (трактир, кузница, сельская церковь), языческое капище «Славянский мифологический лес» и др.

Возникают и оригинальные музеи (Музей петуха в г. Петушки Владимирской области, Музей мыши в г. Мышкине Ярославской области). Такого рода музеи играют важную роль в сохранении местных культурных традиций, и в частности - местной топонимики.

Библиотеки и информационные центры

Основное назначение библиотек - собирание, хранение и распространение книг. В последние годы на одно из первых мест в деятельности библиотек выходит информационное направление.

Библиотеки Российской Федерации (в тыс.)

1980

1985

1991

1998

2000

Библиотеки всех типов

166,5

164,8

Массовые библиотеки

62.7

62,7

59,2

52,2

* - сведения отсутствуют

Из таблицы видно, что число библиотек всех типов сократилось с 1980 г. на 36,5 тыс., число массовых библиотек сократилось за это время почти на 13 тыс. В то же время необходимо отметить, что в целом библиотечная сеть в нашей стране сохранена. И библиотеки играют важную роль в культурной жизни основных категорий населения. Так, библиотечная сеть Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ представляет собой многоуровневую систему, состоящую из федерального, регионального и муниципальных звеньев.

Верхнее звено включает в себя 9 крупнейших библиотек федерального подчинения (Российская государственная библиотека - г. Москва; Российская национальная библиотека - г. Санкт-Петербург; Российская государственная юношеская библиотека; Российская государственная детская библиотека - г. Москва и др.)

Среднее региональное звено составляют универсальные библиотеки субъектов РФ, так называемые областные и краевые универсальные научные библиотеки (УНБ).

В состав регионального звена помимо УНБ входят также региональные универсальные детские библиотеки (УДБ), юношеские (ЮБ) и библиотеки для слепых. С начала 1990-х годов в ряде регионов произошло слияние универсальных детских и юношеских библиотек.

Низовое звено библиотек системы Министерства культуры РФ составляют муниципальные библиотеки - городские, районные, сельские и т.п.

В последние годы наблюдается тенденция образования на базе библиотек информационных учреждений нового типа. Так, появились медиатеки, объединяющие различные, и, прежде всего, электронные носители информации о произведениях искусства. Реальностью наших дней стало появление интернет-Центров, интернет-салонов и интернет-кафе. Так, например, на базе Центральной городской публичной библиотеки им. Некрасова (г. Москва) создался новый библиотечно-информационный комплекс столицы. Большое внимание массовые библиотеки уделяют проведению культурно-досуговых мероприятий для различных категорий населения, все в большей степени используя разнообразные формы клубной работы.

Учреждения социально-педагогической направленности

К настоящему моменту в России создана система учреждений, осуществляющих социальное воспитание подрастающего поколения в новых условиях. В свою очередь, эта система разветвляется на ряд направлений с присущими им специфическими задачами.

Традиционное место в этой системе занимают учреждения дополнительного образования детей и подростков, проводящие свою работу в основном по их месту жительства и учебы. В прошедшие 10-15 лет удалось в целом сохранить эту систему, максимально приспособив ее к новым условиям российской действительности. Учреждения этого типа играют важную роль, как в социальном воспитании, так и в организации досуга детей и подростков по месту их жительства. Основным куратором этой системы выступает Министерство образования РФ, которому помогают Министерство культуры, Госком молодежи и Госкомспорта РФ.

Вторым направлением, выделившимся за эти годы, является сеть территориальных учреждений, занимающихся малообеспеченными семьями, имеющими детей. Это относительно новое для России направление, имеющее своей целью оказание малоимущим семьям, прежде всего социальной помощи. Отвечает за это направление Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Третье направление включает в себя сеть специализированных учреждений, занимающихся, с одной стороны, организацией воспитательного процесса в учреждениях закрытого типа, прежде всего интернатах, а с другой стороны, целенаправленной профилактической и реабилитационной работой среди детей и подростков. При проведении профилактической работы особое внимание уделяется предупреждению правонарушений среди детей и подростков, а также - детской безнадзорности и беспризорности. Реабилитационная работа предполагает воспитательное воздействие на детей с девиантным поведением и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь трудно выделить одно из курирующих министерств. Ответственность распределяется в зависимости от специфики решаемой проблемы между такими министерствами, как Министерство образования, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство внутренних дел, Государственный Комитет по делам молодежи.

Учреждения дополнительного образования детей и подростков

Эти учреждения предоставляют дополнительные возможности для всестороннего развития детей, в т.ч. для развития их индивидуальных интересов и способностей.

В 1999 г. учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности насчитывалось 16 тыс. При этом число учреждений такого рода с каждым годом возрастает. Так, например, за 1997-1999 гг. количество учреждений дополнительного образования возросло на 2,9 тыс.

В системе Министерства образования в 1999 г.г. действовало 3579 центров, дворцов, домов детского творчества и других учреждений, реализующих разнообразные программы дополнительного образования. В этих учреждениях занималось 4,3 млн. детей. Более 54% от обучающихся охвачены художественно-эстетическим образованием.

В системе Минобразования действует 397 учреждений художественного профиля, 443 эколого-биологических центров, станций юных натуралистов.

Большое место в системе дополнительного образования занимают детско-юношеские спортивные школы и клубы физической подготовки. В 1999 г. в системе Министерства образования таких школ насчитывалось около 3000. В них занималось 1,9 млн. детей. В 1632 детско-юношеских спортивных школах Госкомспорта России, профсоюзов и других организаций занималось 790,2 тыс. детей и подростков.

Система Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ включает в себя 5,8 тыс. детских школ искусств различного профиля и 4.499 специализированных детских библиотек. Для поддержки особо одаренных детей действует Президентская программа «Одаренные дети».

Система учреждений социального обслуживания семьи и детей по месту жительства

Как уже отмечалось за шесть лет (до 2000 г.) численность территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей возросла в 21 раз и составила на начало 2000 г. - 2240 учреждений, функционирующих в системе органов социальной защиты населения (Министерство здрвоохранения и социального развития). Среди них можно выделить три группы учреждений:

Центры социального обслуживания семьи и детей, предоставляющие комплекс социальных услуг (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, кризисные центры для женщин и др.);

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, включая социальные приюты для детей и подростков;

Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями.

Большинство названных учреждений действует, как правило, по месту проживания семьи и детей. В среднем на каждый субъект Российской Федерации приходится 25,8 учреждений такого рода.

Среди территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей на первом месте идут центры социальной помощи семье и детям (различных видов) - 656. Далее: социальные приюты для детей и подростков - 412, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних - 276, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями - 182 и др.

Специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками

В соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) в стране функционируют два типа специализированных учебно-воспитательных учреждений: открытого и закрытого типа.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:

Специализированные общеобразовательные школы;

Специальные профессиональные училища;

Другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания,

К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа относятся, прежде всего, учреждения интернатного типа для детей-сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот, школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья и др.) - система Минобразования РФ, Минздрава и социального развития РФ.

Особую группу образуют специализированные учреждения по профилактике безнадзорности и социальной реабилитации детей и подростков. Это так называемые учреждения временного содержания несовершеннолетних (центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей) - система МВД, и специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации - система Минобразования и Минздрава.

Общее количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов социальной защиты населения на 01.01.2000 г. составило 701, в т.ч. 276 социально-реабилитационных центров, 412 социальных приютов, 13 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В системе образования таких учреждений - 61.

В ноябре 2000 г. Постановлением правительства Российской Федерации утверждены примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (о социально-реабилитационном центре, о социальном приюте для детей, о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). В положениях записано, что реабилитационные центры осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

Поделиться: