Взгляды спенсера. Герберт Спенсер: биография и основные идеи


Читай биографию философа мыслителя: факты жизни, основные идеи и учения

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР
(1820-1903)

Английский философ, главный представитель эволюционизма, получившего во второй половине XIX века широкое распространение. Под философией он понимал совершенно однородное, целостное, основанное на конкретных науках знание, достигшее универсальной общности, то есть высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир. Согласно Спенсеру, этот закон состоит в развитии (эволюционизм). Главные сочинения: "Психология" (1855), "Социальная статистика" (1848), "Система синтетической философии" (1862-1896).

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби. Его дед, отец и дядя были учителями. Герберт имел настолько слабое здоровье, что родители несколько раз теряли надежду, что он выживет. Герберт в детстве не проявлял феноменальных способностей и только в восемь лет научился читать, правда, книги его не интересовали. В школе он был рассеян и ленив, к тому же непослушен и упрям. Дома же его воспитанием занимался отец. Он хотел, чтобы сын имел самостоятельное и неординарное мышление. Благодаря физическим упражнениям Герберт поправил здоровье.

В 13 лет его отправили по английскому обычаю на воспитание к дяде, который был священником в Бате. Дядя Спенсера - Томас являлся "университетским человеком". По его настоянию Герберт продолжил образование в Кембриджском университете, но затем после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием.

Герберт Спенсер никогда не раскаивался в том, что не получил академического образования. Он прошел неплохую школу жизни, которая помогла ему впоследствии преодолеть немало трудностей при решении поставленных задач.

Отец Спенсера надеялся, что сын пойдет по его стопам и выберет педагогическую стезю. Действительно, получив среднее образование, Герберт в течение нескольких месяцев помогал преподавателю в школе, где когда-то учился сам. У него обнаружился несомненный педагогический талант. Однако Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками - историей и филологией. Поэтому, когда освободилось место инженера при строительстве железной дороги Лондон - Бирмингем, он без колебаний принял предложение.

Новоиспеченный инженер чертил карты, набрасывал планы, даже изобрел инструмент для измерения скорости локомотивов - "велосиметр". Практический склад ума отличает Спенсера от большинства философов предшествующих эпох и сближает его с основателем позитивизма Контом и новокантианцем Ренувье, которые также никогда не заканчивали университетского курса гуманитарных наук. Эта особенность, без сомнения, сыграла не последнюю роль при формировании его философского мировоззрения, отличавшегося оригинальностью. Однако в этом были и свои недостатки. Так, например, подобно Конту, он совершенно не знал немецкого языка, поэтому не мог читать труды великих немецких философов в оригинале. Тем более что в течение первой половины XIX века немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг и др.) оставалась совершенно неизвестной в Англии. Лишь с конца 1820-х годов англичане начинают знакомиться с трудами немецких гениев. Но первые переводы оставляют желать лучшего.

В 1839 году в руки Спенсера попадает знаменитое сочинение Лайелля "Принципы геологии". Он знакомится с теорией эволюции органической жизни.

Спенсер по-прежнему увлечен инженерными проектами, но теперь становится ясно, что эта профессия не гарантирует ему прочного материального положения. В1841 году Герберт возвращается домой и в течение двух лет занимается самообразованием. Он читает труды классиков философии. В это же время публикует первые сочинения - статьи для "Нонконформиста" по вопросу истинных границ деятельности государства.

В 1843-1846 годах он вновь работает инженером и возглавляет бюро из шестидесяти человек. Спенсер все больше интересуется политическими вопросами. В этой области на него большое влияние оказал дядя Томас, священник англиканской церкви, который, в отличие от остальных членов спенсеровской семьи, придерживался строго консервативных взглядов, принимал участие в демократическом движении чартистов и в агитации против хлебных законов.

В 1846 году Спенсер получает патент на изобретенные пилильной и строгальной машины. На этом его инженерная карьера заканчивается. Теперь его интересы обращены к журналистике.

В 1848 году Спенсер получает место помощника редактора еженедельника "Экономист". Он неплохо зарабатывает, а все свободное время посвящает собственным работам. Он пишет "Социальную статистику", в которой рассматривал развитие жизни, как постепенно осуществленную божественную идею. Позднее он нашел это понятие слишком теологичным. Но уже в этой работе Спенсер применяет теорию эволюции к социальной жизни.

Сочинение не осталось незамеченным специалистами. У Спенсера завязываются знакомства с Гексли, Льюисом и Эллистом; это же сочинение принесло ему таких друзей и почитателей, как Дж. Стюарт Милль, Георг Грот, Гукер. Только с Карлейлем у него не сложились отношения. Желчный пессимизм Карлейля хладнокровный и рассудительный философ не выносил: "Я не могу с ним спорить и не хочу больше слушать его вздора, а потому ухожу от него", - писал Спенсер.

Успех "Социальной статистики" окрылил Спенсера. В период с 1848 по 1858 год он публикует ряд работ и обдумывает план, выполнению которого посвятил всю жизнь.

В своей второй работе "Психология" (1855) он применяет гипотезу естественного происхождения видов к психологии и указывает, что необъяснимое индивидуальным опытом может быть объяснено родовым опытом. Дарвин поэтому считает его в числе своих предшественников.

У Спенсера начинает складываться своя система. Какие течения философской мысли оказали на него влияние? Это эмпиризм предшествующих английских мыслителей, главным образом Юма и Милля, критицизм Канта, преломленный сквозь призму учения Гамильтона (представителя английской школы "здравого смысла"), натурфилософия Шеллинга и позитивизм Конта. Но основной идеей построения новой философской системы была идея развития. Главному своему труду "Синтетической философии" он отдал 36 лет жизни. Эта работа сделала его настоящим "властителем дум", и он был объявлен самым гениальным философом своего времени. Льюис в своей "Истории философии" спрашивает: "Производила ли Англия когда-нибудь мыслителя более высшего порядка, чем Спенсер?" Дж. Стюарт Милль ставит его на одну ступень с Огюстом Контом. Дарвин называет его "величайшим из живущих теперь философов Англии, может быть равному каждому из прежних философов".

В 1858 году Спенсер решился объявить подписку на издание своего сочинения. Он публикует первый выпуск в 1860 году. В течение 1860-1863 годов выходили "Основные начала". Но издание из-за материальных трудностей продвигалось с трудом. Спенсер терпит убытки и нужду, находится на грани нищеты. К этому следует добавить нервное переутомление, систематически мешавшее ему работать.

В 1865 году он с горечью сообщает читателям, что должен приостановить выход серии. Правда, через два года после смерти отца он получает небольшое наследство. В это же время Герберт знакомится с американцем Юмансом, который издает его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобретает широкую популярность раньше, чем в Англии. Юманс и американские поклонники оказывают философу материальную поддержку, что позволяет возобновить издание книг серии. Дружба Спенсера и Юманса продолжается 27 лет, до смерти последнего. Постепенно имя Спенсера становится известным, спрос на его книги возрастает, и к 1875 году он покрывает свои финансовые убытки и получает первую прибыль.

В последующие годы он совершает два продолжительных путешествия в Америку и на юг Европы, но в основном живет в Лондоне. Его цель - закончить свое громадное сочинение, которому он принес себя в жертву.

То, что Спенсер потратил более двадцати лет на воплощение своего проекта, объясняется прежде всего его слабым здоровьем. Как только ему становилось получше, философ сразу начинал интенсивно работать. И так - до конца жизни. Работа, работа, работа… Его силы все больше слабели, и наконец в 1886 году он должен был прервать свой труд на долгих четыре года. Но постоянные физические страдания не ослабили его духовную мощь. Последний том своего главного сочинения Спенсер издает осенью 1896 года.

Эта огромная работа состоит из десяти томов и включает "Основные начала", "Основания биологии", "Основания психологии", "Основания социологии". Спенсер считает, что в основе развития мира, включая и общества, лежит закон эволюции: "Материя переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности", иначе говоря, дифференцируется. Этот закон он считает универсальным и на конкретном материале прослеживает его действие в различных сферах, в том числе и в истории общества. Признавая закономерность развития общества, Спенсер отказывается от различных теологических объяснений, а его понимание общества как единого живого организма, все части которого взаимосвязаны, наталкивает его на изучение истории и расширяет круг исторического исследования. По мнению Спенсера, в основе эволюции лежит закон равновесия: при всяком его нарушении его природа стремится вернуться к своему прежнему состоянию. Так как, по Спенсеру, главное значение имеет воспитание характеров, то эволюция совершается медленно, и Спенсер не так оптимистично настроен по отношению к близкому будущему, как Конт и Милль.

Умер Герберт Спенсер 8 декабря 1903 года в Брайтоне. Несмотря на слабое здоровье он прожил больше восьмидесяти трех лет.

Главные идеи Спенсера, чуждые при его жизни всему миру, теперь сделались достоянием всех образованных людей, и мы уже забываем и даже не думаем о том, кому мы ими обязаны.

* * *
Вы читали биографию философа, факты его жизни и основные идеи его философии. Эту биографическую статью можно использовать, как доклад (реферат, сочинение или конспект)
Если вас интересуют биографии и учения других (русских и зарубежных) философов, то читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого великого философа (мыслителя, мудреца).
В основном же, наш сайт (блог, сборник текстов) посвящён философу Фридриху Ницше (его идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано и нельзя понять одного философа, совсем не читая тех мыслителей, которые жили и философствовали до него...
... Представители немецкой классической философии - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX - век философов революционеров. Появились мыслители, которые не только изучали и объясняли мир, но и желали изменить его. Например - Карл Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Артур Шопенгауэр, Кьеркегор, Фридрих Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются представителями нигилизма (философии отрицания)... В XX веке среди философских учений можно выделить - экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия (по мнению Бердяева) начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе русский философ - Владимир Соловьев. Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее читаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

Введение………………………………………………………………..3

    Биография Герберта Спенсера…………………………………4

    Индустриальная эпоха и Спенсер…………………………….10

    Педагогика Спенсера…………………………………………...12

Заключение………………………………………………………...16

Список литературы……………......................................................17

Введение

Актуальность темы. Мысли и труда британского философа и социолога Герберта Спенсера намного опередили свое время. Интерес к ним не ослабевает и поныне, очень многие из его мыслей и высказываний актуальны и по сей день, что еще раз доказывает гениальность великого англичанина.

Цель реферата. Целью данного реферата является обзор педагогических идей Герберта Спенсера.

Для достижения имеющейся цели необходимо рассмотреть несколько задач

    Ознакомиться с биографией Герберта Спенсера.

    Изучить влияние индустриальной эпохи на творчество Спенсера

    Ознакомиться с основными педагогическими идеями Спенсера.

Герберт Спенсер ввел в педагогику и другие науки ряд следующих определений:

    Дифференциация - это появление из некой однородности разнообразия; расчленение на формы и ступени; возникновение в организме в процессе развития морфологических и функциональных различий.

    Интеграция - это возникновение целостности, единства в системе, основанных на взаимодополняемости и взаимозависимости отдельных элементов.

Методы работы над рефератом:

Структура реферата: Реферат состоит из введения, основной части, в которой 3 раздела, заключения и списка использованной литературы, в котором 7 источников.

Введение представляет собой постановку проблемы, подчеркивает актуальность выбранной темы. В основной части систематизируются все теоретические знания относительно выбранной проблемы. В заключении отражаются выводы по задачам, поставленным во введении

Список литературы включает в себя 7 наименований.

1.Биография Герберта Спенсера.

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби Его дед, отец и дядя были учителями. Герберт имел настолько слабое здоровье, что родители несколько раз теряли надежду, что он выживет. Герберт в детстве не проявлял феноменальных способностей и только в восемь лет научился читать, правда, книги его не интересовали. В школе он был рассеян и ленив, к тому же непослушен и упрям. Дома же его воспитанием занимался отец Он хотел, чтобы сын имел самостоятельное и неординарное мышление. Благодаря физическим упражнениям Герберт поправил здоровье. В 13 лет его отправили по английскому обычаю на воспитание к дяде, который был священником в Бате. Дядя Спенсера - Томас являлся "университетским человеком". По его настоянию Герберт продолжил образование в Кембриджском университете, но затем после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием. Сам же Спенсер никогда не раскаивался в том, что не получил академического образования. Он прошел неплохую школу жизни, которая помогла ему впоследствии преодолеть немало трудностей при решении поставленных задач. Отец Спенсера надеялся, что сын пойдет по его стопам и выберет педагогическую стезю. Действительно, получив среднее образование, Герберт в течение нескольких месяцев помогал преподавателю в школе, где когда-то учился сам. У него обнаружился несомненный педагогический талант. Однако Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками - историей и филологией. Поэтому, когда освободилось место инженера при строительстве железной дороги Лондон - Бирмингемской, он без колебаний принял предложение. Новоиспечённый инженер чертил карты, набрасывал планы, даже изобрел инструмент для измерения скорости локомотивов - "велосиметр". Практический склад ума отличает Спенсера от большинства философов предшествующих эпох и сближает его с основателем позитивизма Контом и новоканти-анцем Ренувье, которые так же, как и он никогда не заканчивали университетского курса гуманитарных наук 2 . Эта особенность, без сомнения, сыграла не последнюю роль при формировании его философского мировоззрения, отличавшегося оригинальностью. Однако в этом были и свои недостатки. Так, например, подобно Конту, он совершенно не знал немецкого языка, поэтому не мог читать труды великих немецких философов в оригинале. Тем более что в течение первой половины XIX века немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг и др.) оставалась совершенно неизвестной в Англии. Лишь с конца 1820-х годов англичане начинают знакомиться с трудами немецких гениев. Но первые переводы оставляют желать лучшего. В 1839 году в руки Спенсера попадает знаменитое сочинение Лайелля "Принципы геологии". Он знакомится с теорией эволюции органической жизни. Спенсер по-прежнему увлечен инженерными проектами, но теперь становится ясно, что эта профессия не гарантирует ему прочного материального положения

В 1841 году Герберт возвращается домой и в течение двух лет занимается самообразованием. Он читает труды классиков философии. В это же время публикует первые сочинения - статьи для "Нонконформиста" по вопросу истинных границ деятельности государства.

В 1843-1846 годах он вновь работает инженером и возглавляет бюро из шестидесяти человек. Спенсер все больше интересуется политическими вопросами. В этой области на него большое влияние оказал дядя Томас, священник англиканской церкви, который, в отличие от остальных членов спенсеровской семьи, придерживался строго консервативных взглядов, принимал участие в демократическом движении чартистов и в агитации против хлебных законов. 2 В 1846 году Спенсер получает патент на изобретенные им пилильной и строгальной машины. На этом его инженерная карьера заканчивается. В 1848 году Спенсер получает место помощника редактора еженедельника "Экономист". Он неплохо зарабатывает, а все свободное время посвящает собственным работам. Он пишет "Социальную статистику", в которой рассматривал развитие жизни, как постепенно осуществленную божественную идею. Позднее он нашел это понятие слишком теологичным. Но уже в этой работе Спенсер применяет теорию эволюции к социальной жизни. Сочинение не осталось незамеченным специалистами. У Спенсера завязываются знакомства с Гексли, Льюисом и Эллистом; это же сочинение принесло ему таких друзей и почитателей, как Дж. Стюарт Милль, Георг Грот, Гукер. Только с Карлейлем у него не сложились отношения. Желчный пессимизм Карлейля хладнокровный и рассудительный философ не выносил "Я не могу с ним спорить и не хочу больше слушать его вздора, а потому ухожу от него", - писал Спенсер. Успех "Социальной статистики" окрылил Спенсера. В период с 1848 по 1858 год он публикует ряд работ и обдумывает план, выполнению которого посвятил всю жизнь.

В своей второй работе "Психология" (1855) он применяет гипотезу естественного происхождения видов к психологии и указывает, что необъяснимое индивидуальным опытом может быть объяснено родовым опытом. Дарвин поэтому считает его в числе своих предшественников.

У Спенсера начинает складываться своя система. Какие течения философской мысли оказали на него влияние? Это эмпиризм предшествующих английских мыслителей, главным образом Юма и Милля, критицизм Канта, преломленный сквозь призму учения Гамильтона (представителя английской школы "здравого смысла"), натурфилософия Шеллинга и позитивизм Конта Но основной идеей построения новой философской системы была идея развития.Главному своему труду "Синтетической философии" он отдал 36 лет жизни Эта работа сделала его настоящим "властителем дум", и он был объявлен самым гениальным философом своего времени. Льюис в своей "Истории философии" спрашивает: "Производила ли Англия когда-нибудь мыслителя более высшего порядка, чем Спенсер?" 1

Дж. Стюарт Милль ставит его на одну ступень с Огю-стом Контом. Дарвин называет его "величайшим из живущих теперь философов Англии, может быть равному каждому из прежних философов". В 1858 году Спенсер решился объявить подписку на издание своего сочинения. Он публикует первый выпуск в 1860 году. В течение 1860-1863 годов выходили "Основные начала". Но издание из-за материальных трудностей продвигалось с трудом. Спенсер терпит убытки и нужду, находится на грани нищеты. К этому следует добавить нервное переутомление, мешавшее ему работать. В 1865 году он с горечью сообщает читателям, что должен приостановить выход серии. Правда, через два года после смерти отца он получает небольшое наследство. В это же время Герберт знакомится с американцем Юмансом,который издает его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобретает широкую популярность раньше, чем в Англии. Юманс и американские поклонники оказывают философу материальную поддержку, что позволяет возобновить издание книг серии. Дружба Спенсера и Юманса продолжается 27 лет, до смерти последнего. Постепенно имя Спенсера становится известным, спрос на его книги возрастает, и к 1875 году он покрывает свои финансовые убытки и получает первую прибыль. В последующие годы он совершает два продолжительных путешествия в Америку и на юг Европы, но в основном живет в ЛондонеТо, что Спенсер потратил более двадцати лет на воплощение своего проекта, объясняется прежде всего его слабым здоровьем. Как только ему становилось получше, философ сразу начинал интенсивно работать. И так - до конца жизни. Работа, работа, работа... Его силы все больше слабели, и наконец в 1886 году он должен был прервать свой труд на долгих четыре года.

Но постоянные физические страдания не ослабили его духовную мощь. Последний том своего главного сочинения Спенсер издает осенью 1896 года. Эта огромная работа состоит из десяти томов и включает "Основные начала", "Основания биологии", "Основания психологии", "Основания социологии". Спенсер считает, что в основе развития мира, включая и общества, лежит закон эволюции: "Материя переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности", иначе говоря, дифференцируется. Этот закон он считает универсальным и на конкретном материале прослеживает его действие в различных сферах, в том числе и в истории общества. Признавая закономерность развития общества, Спенсер отказывается от различных теологических объяснений, а его понимание общества как единого живого организма, все части которого взаимосвязаны, наталкивает его на изучение истории и расширяет круг исторического исследования. 3

По мнению Спенсера, в основе эволюции лежит закон равновесия: при всяком его нарушении его природа стремится вернуться к своему прежнему состоянию. Так как, по Спенсеру, главное значение имеет воспитание характеров, то эволюция совершается медленно, и Спенсер не так оптимистично настроен по отношению к близкому будущему, как Конт и Милль. Умер Герберт Спенсер 8 декабря 1903 года.

СПЕНСЕР, ГЕРБЕРТ (Spencer, Herbert) (1820–1903) – английский философ и социолог, идеолог социал-дарвинизма.

Родился в семье учителя 27 апреля 1820 в Дерби. До 13 лет из-за слабого здоровья не посещал школы. В 1833 начал учиться в Кембриджском университете, однако после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием. В дальнейшем он никогда не получал никакой научной степени и не занимал академических постов, о чем нисколько не сожалел.

В юности Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками. С 1837 начал работать инженером на строительстве железной дороги. Его незаурядные способности проявились уже тогда: он изобрел инструмент для измерения скоростей локомотивов. Вскоре осознал, что выбранная им профессия не дает ему прочного материального положения и не удовлетворяет духовных запросов. В 1841 Спенсер сделал перерыв в своей инженерной карьере и в течение двух лет занимался самообразованием. В 1843 он снова вернулся к прежней профессии, возглавив инженерное бюро. Получив в 1846 патент на изобретенную им пилильно-строгальную машину, Спенсер неожиданно оборвал успешно складывающуюся техническую карьеру и ушел в научную журналистику, параллельно работая над собственными трудами.

В 1848 стал помощником редактора журнала «Экономист», а в 1850 завершил свой основной труд Социальная статика . Эта работа далась автору очень тяжело – он начал страдать бессонницей. В дальнейшем проблемы со здоровьем только умножились и вылились в ряд нервных срывов. В 1853 получил наследство от своего дяди, что сделало его материально независимым и позволило стать свободным ученым. Покинув журналистский пост, он всецело занялся разработкой и публикацией своих работ.

Его проект заключался в том, чтобы написать и издать по подписке многотомную Синтетическую философию – энциклопедическую систему всех научных знаний. Первый опыт оказался неудачным: издание серии пришлось остановить из-за переутомления философа и отсутствия интереса у читателей. Он оказался на грани нищеты. Его спасло знакомство с американским издателем, который взялся издать его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобрел широкую популярность раньше, чем в Англии. Постепенно его имя стало известным, спрос на его книги возрос, и к 1875 он полностью покрыл убытки и начал получать прибыль от издания своих трудов. В этот период вышли такие его работы, как двухтомные Принципы биологии (The Principles of Biology , 2 vol., 1864–1867), три книги Основания психологии (The Principles of Psychology 1855, 1870–1872) и трехтомные Основания социологии (The Principles of Sociology , 3 vol., 1876-1896). Его многочисленные работы вскоре стали пользоваться огромной популярностью и издаваться большими тиражами во всех странах мира (в том числе в России)

Центральной идеей всего его творчества была идея эволюции. Под эволюцией он понимал переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности. Спенсер показал, что эволюция есть неотъемлемая черта всего окружающего нас мира и наблюдается не только во всех областях природы, но и в науке, искусстве, религии и философии.

У Спенсера выделено три вида эволюции: неорганическая, органическая и надорганическая. Надорганическая эволюция – это предмет социологии, которая занимается как описанием процесса развития общества, так и формулировкой основных законов, по которым эта эволюция протекает.

Строение общества он сравнивал с биологическим организмом: отдельные части являются аналогом отдельных частей организма, каждая из которых выполняет свою функцию. Он выделил три системы органов (социальных институтов) – поддерживающую (производство), распределительную (коммуникация) и регулятивную (управленческая). Любое общество, чтобы выжить, должно приспосабливаться к новым условиям окружающей среды – так происходит естественный отбор. В ходе такого приспособления происходит все более сильная специализация отдельных частей общества. В результате, как и организм, общество эволюционирует от более простых форм к более сложным.

Используя для исследования социального развития понятия биологической эволюции (это получило название социал-дарвинизма), Спенсер во многом способствовал популяризации идей «естественного отбора» в обществе и «борьбы за существование», которые стали почвой для «научного» расизма.

Другой важной его идеей было выделение двух исторических типов общества – военного и промышленного. Тем самым он продолжил традицию формационного анализа общественной эволюции, заложенную Анри Сен-Симоном и Карлом Марксом .

Для обществ военного типа, по Спенсеру, характерна борьба за существование в форме вооруженных столкновений, заканчивающихся порабощением или уничтожением противника. Кооперация в таком обществе является принудительной. Здесь каждый работник занимается своим ремеслом и сам же доставляет произведенный продукт потребителю.

Постепенно общество растет и происходит переход от домашнего производства к фабричному. Так возникает новый тип общества – промышленное. Здесь тоже существует борьба за существование, но уже в форме конкуренции. Этот вид борьбы связан со способностями и интеллектуальным развитием индивидов и приносит в итоге выгоду не только победителям, но и всему обществу в целом. Данное общество базируется на добровольной кооперации.

Большой заслугой Спенсера стало признание того, что процесс эволюции не прямолинеен. Он указывал, что промышленный тип общества может снова регрессировать в военный. Критикуя популярные социалистические идеи, он называл социализм возвращением к принципам военного общества с характерными для него чертами рабства.

Еще при жизни Спенсер был признан одним из наиболее выдающихся мыслителей 19 в. В наши дни его вклад в развитие науки, в пропаганду эволюционистских идей, продолжают оценивать довольно высоко, хотя в глазах современных социологов он проигрывает в популярности, например, Эмилю Дюркгейму или Максу Веберу , чьи труды при жизни Спенсера имели гораздо меньшую известность.

Работы Г.Спенсера (избранные): Собрание сочинений , тт. 1–3, 5, 6. СПб, 1866–1869; Социальная статика. Изложение законов, обусловливающих счастье человечества . СПб, 1872, СПб, 1906; Основания социологии , тт. 1–2. СПб, 1898; Автобиография , ч. 1–2. СПб, Просвещение, 1914; Опыты научные, политические и философские , т. 1–3; Основания психологии . – В кн.: Спенсер Г., Циген Т. Ассоциативная психология. М., АСТ, 1998.

Наталия Латова

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 г. в английском городе Дерби. Его отец, Уильям Джордж Спенсер, был верующим, восставшим против официальных религиозных догм и перешедшим из методистской церкви в общество квакеров. Он возглавлял школу, проповедовавшую прогрессивные методы обучения Иоганна Генриха Песталоцци. Он также был секретарём Философской школы Дерби. Отец обучал сына эмпиризму, а другие представители Философской школы познакомили мальчика с додарвиновскими взглядами на теорию эволюции. Дядя Герберта, Реверенд Томас Спенсер, дал мальчику необходимое образование, обучив его математике, физике и латыни. Он же привил племяннику физиократические и антигосударственные взгляды.

Философская деятельность

Не найдя себе применение в области интеллектуальных знаний и профессиональных специальностей, Герберт работает инженером путей сообщения на железной дороге. Но в это же время он издаёт провинциальные журналы, нонконформистские по взглядам на религию и радикальные в своих политических идеях. С 1848 г. по 1853 г. Спенсер является помощником редактора физиократического журнала “The Economist”. Одновременно, он пишет свою первую работу, «Социальная статистика» (1851 г.).

Издатель, взявшийся за публикацию книги, Джон Чапман, представляет Спенсера ведущим прогрессивным умам своего времени – Джону Стюарту Миллу, Гариетте Мартино, Джорджу Генри Льюису и Мэри Энн Эванс. Как раз в это время Спенсер знакомится с биологом Томасом Генри Хаксли, с которыми в дальнейшем их свяжет близкая дружба. С помощью Льюиса и Эванс Спенсер знакомится с «Системой логики» Джона Стюарта Милла и позитивизмом Огюста Конта. Всё это ляжет основу его второй книги, «Принципы психологии» (1855 г.). К изучению психологии его приводит истинное стремление установления единства естественного права. Как и большинство мыслителей того времени, Спенсер был буквально одержим идеей доказательства того, что любое явление во Вселенной, включая общечеловеческую культуру, можно объяснить законами универсального характера. Это убеждение шло вразрез с современными ему богословскими представлениями, гласившими, что ряд элементов создания – как, например, душа человека – находится за пределами научных исследований. В 1858 г. у Спенсера начинают формироваться взгляды, которые приведут к написанию «Системы синтетической философии», целью которой является демонстрация применения принципов эволюции в биологии, психологии, социологии и этике. Этой работе, которая будет состоять из десяти томов, Спенсер посвятит почти всю свою оставшуюся жизнь.

Поздние годы

К 1870-м г.г. Спенсер становится самым популярным философом своего времени. Его работы получают широкую известность, принося автору немалый доход от продаж. На этот доход, а также на гонорары за свои постоянные труды на поприще викторианской журналистики, он и живёт. Статьи, написанные им для викторианских журналов, позднее будут объединены в собрание «Эссе». Работы его будут переведены на немецкий, итальянский, испанский, французский, русский, японский, китайский языки, а также многие другие языки мира. В станах Европы и Северной Америки Спенсер получает многочисленные почести и награды. Он становится членом “Athenaeum” – привилегированного клуба джентльменов в Лондоне, открытого лишь для самых выдающихся деятелей искусства и науки. Спенсер также вступает в ряды престижного клуба “X” – общества, основанного Т. Г. Хаксли, в котором имели честь состоять лишь девять человек, самых влиятельных мыслителей викторианской эпохи. Встречи общества проходили ежемесячно. Среди них, помимо Спенсера и Хаксли, были также философ-физик Джон Тиндаль и кузен Дарвина, банкир и биолог сэр Джон Лаббок. Гостями клуба “X” были сам Чарльз Дарвин и Герман фон Гельмгольц. Такие хорошие связи помогли Спенсеру занять особое положение в научном мире. Даже разбогатев, Спенсер так и не обзавёлся собственным домом. Всю жизнь он оставался холостяком, а потому последние десятилетия жизни он проводит в одиночестве и всё больше разочаровывается в собственных прежних взглядах. В конце жизни он становится ипохондриком и беспрестанно жалуется на боли и душевные расстройства. В противовес своим ранним теориям относительно защиты прав женщин и национализации земли, изложенным в «Социальной статистике», в свой поздний период Спенсер становится ярым противником предоставления женщинам права голоса. Эти политические убеждения он чётко излагает в своей работе «Человек и государство». В 1902 г., за год до смерти, Герберт Спенсер был номинирован на Нобелевскую премию в области литературы.

Смерть

Над своими книгами Спенсер трудился до конца своих дней. Умер он 8 декабря 1903 г., в возрасте 83-х лет. Прах его захоронен в восточной части Хагейтского кладбища в Лондоне.

Влияние на философскую мысль

В 1870-х-1880-х г.г. Спенсер приобрёл такую популярность, какую редко удавалось достичь его предшественникам. Он стал первым и единственным философом, при жизни которого было продано более миллиона копий его трудов. Его работы оказывали значительное влияние на взгляды целого ряда современников, в том числе на Генри Сиджвика, Т. Г. Грина, Дж. Е. Мура, Уильяма Джеймса, Генри Бергсона и Эмили Дюркгейм. Политические взгляды того времени формировались во многом согласно его теориям. Философская мысль Спенсера вдохновляла тех, кто стоял на том, что человек – хозяин собственной судьбы и не должен терпеть ни малейшего вмешательства в неё со стороны государства. Частью его философии стало утверждение, что для социального развития необходима сильная централизованная власть. Крайнюю популярность учение Спенсера приобрело в Китае и Японии. Распространителем его идей в Китае явился китайский философ Янь Фу, чьи теории, в свою очередь, оказали влияние на японского журналиста Токутоми Сохо, верившего, что Япония стоит на пороге перехода от «бойцовского государства» к «индустриальному обществу», для чего срочно требуется перенять западную этику и учения. Значительное воздействие работы Спенсера оказали и на развитие литературы и риторики. Его идеи в своих трудах использовали такие известнейшие писатели и авторы, как Джордж Элиот, Лев Толстой , Томас Харди, Болеслав Прус, Авром Каган, Д. Г. Лоуренс, Мачадо де Ассис и Ричард Остин Фриман. Г. Дж. Уэллс, в своём знаменитом рассказе «Машина времени», при помощи теорий Спенсера объяснял процесс эволюционирования человека в два вида особей.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Биография

Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии , в том числе два других его трактата: «Социальная статика» (Social Statics , ) и «Социологические исследования» (The Study of Sociology , ) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология» (Descriptive Sociology , -). Спенсер - основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, - это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью». Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию laissez-faire . Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма ясно изложен в «Принципах этики»:

Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека.

Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». В «Автобиографии» (Autobiography , 2 vol., 1904) предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишённый чувства юмора и романтических устремлений. Выступал против революций и резко отрицательно относился к социалистическим идеям. Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Был открытым противником образования для малоимущих слоёв населения, считал демократизацию образования вредной.

Предложил изящное разрешение парадокса курицы и яйца : «Курица - лишь способ, которым одно яйцо производит другое яйцо», - редуцировав таким образом один из объектов. Это вполне согласно современной эволюционной биологии , популяризированной, в частности, «Эгоистичным геном » Ричарда Докинза .

Концепция социальных институтов

Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов») :

  • поддерживающая - производство необходимых продуктов
  • дистрибутивная (распределительная) - разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма)
  • регулятивная (государство) - организация частей на основе их подчинения целому.

Типы обществ

Военный тип общества - военные конфликты и истребление или порабощение побеждённого победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды . Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.

Личные права

Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:

Спенсер защищал «право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других». Политические права - нужны для того, чтобы защищать личные права. «Политические права должны быть так распределены, чтобы не только индивиды, но и классы не могли угнетать друг друга». Однако, несмотря на всю свою либеральность, Спенсер был против предоставления политических прав женщинам .

Критика

Критики утверждают, что взгляды Спенсера послужили «научным» прикрытием расовых предубеждений . Дарвиновская теория эволюции неверно трактовалась Спенсером как описание интеллектуального и нравственного прогресса. На основе своей доктрины социального дарвинизма Спенсер пришел к выводу, что небелые расы стоят на эволюционной лестнице ниже европейцев. Взгляды Спенсера способствовали развитию таких антигуманных практик как принудительная стерилизация преступников и «слабоумных». Идеология «низших рас» использовалась нацистами для оправдания убийства славян, евреев, цыган и

Поделиться: