Кто работает на хлебозаводе профессии. Производственное приготовление хлеба и хлебобулочных изделий

Для того, чтобы поближе познакомиться с техникой выпечки хлеба, мы с папой отправились в пекарню «Рябинушка».

Здесь выпускается хлеб из ржано-пшеничной муки, из муки пшеничной высшего сорта, оздоровительные сорта хлеба, сладкая сдоба и кондитерские изделия. В кондитерском цехе выпекается печенье, кексы, булочки и лечебно-профилактические сорта хлеба.

Почти все работы здесь выполняются вручную. В его цехах всё делают руки людей. Работящие руки, умелые, быстрые! Всего за один день и одну ночь они умудряются напечь

хлеба на целый город. А какой же путь проделывает хлебушек, пока не попадёт на прилавок магазина? Кто принимает в этом участие? Об этом мы тоже спросили ребят.

Видеозапись позволила нам познакомить ребят с работой пекарни.

На диаграмме «Этапы хлебного маршрута» хорошо видно, какое представление имеют дети о том, как долог путь хлеба на прилавок магазина. (см. приложениие, диаграмма 5.)

Упакованная продукция дольше хранится, не черствеет, сохраняется неповторимый вкус и аромат. На упакованную продукцию наклеивается этикетка. Она содержит всю необходимую информацию о продукте: название, производитель и адрес, состав, пищевая ценность, содержание витаминов, масса изделия, дата изготовления, сроки и условия хранения.

ВЫВОДЫ. Производство белого хлеба полностью автоматизировано. Оно включает ряд этапов: быстрое замешивание теста - разделение на «колбаски» - превращение их в «колобки» - предварительная расстойка в печке - придание формы и нарезка полос для выхода углекислого

газа - трёхэтапное выпекание в печи. Затем батоны вручную укладывают, остужают и упаковывают при помощи машины.

Для производства чёрного хлеба используется много ручного труда. Прежде всего, готовится закваска. Далее следуют этапы: автоматическое замешивание теста - полуавтоматическое формование - предварительная расстойка в печке - перемещение вручную заготовок в печь - выпекание - ручная укладка готового хлеба. Кроме того, чёрный хлеб выпекается дольше белого. Булочки изготавливают вручную и выпекают в особой печи.

Обо всём этом ребята узнали из рассказа Данилы и видеозаписи.

Профессии и хлеб

Ещё одним из важных этапов нашей работы, было узнать о тех профессиях, которые необходимы, чтобы наш хлеб был вкусным и полезным.

В изготовлении хлеба и его появлении на нашем столе участвует много людей самых разных профессий. Прежде всего, с хлебом связана профессия ПЕКАРЯ. С того времени как человек научился выпекать хлеб, технология его производства значительно изменилась, однако профессия пекаря по-прежнему осталась уважаемой и востребованной. Пекарь выпекает различные виды хлеба и полуфабрикаты для кондитерских изделий.

На крупных предприятиях производством теста занимается специальный человек - ТЕСТОВОД. Он строго по технологии готовит из муки тесто, управляет тестомесительными установками, определяет степень готовности опары и теста.

Придать тесту форму привычных нам хлебных батонов, буханок и булок помогает ФОРМОВЩИК. Так как изготовление белого хлеба часто автоматизировано, обычно формовщик занят в изготовлении чёрного хлеба (см. приложение, рис. 3).

Хлеб нужно подготовить для удобной перевозки от хлебозавода по магазинам и столовым. Поэтому готовая продукция поступает на укладку. УКЛАДЧИК отбраковывает некондиционную продукцию, а качественную перекладывает в лотки.

Для удобства заказчиков и соблюдения всех требований хранения хлебобулочной продукции, изделия проходят этап упаковки. Достигается длительный срок хранения, соблюдение всех санитарных норм, защита продукции от воздействия внешней среды. УПАКОВЩИК помещает готовы полиэтиленовую упаковку, на неё наклеивает этикетку с информацией о продукте: названием, производителем и его адресом, составом, сроками и условиями хранения, массой изделия и др.

Но ещё до хлебозавода начинается важная работа многих профессионалов. АГРОНОМ выбирает подходящие сельскохозяйственные культуры для посева с учётом экологических и географических особенностей местности. Он наблюдает за ростом и развитием растений, обеспечивает подкормку и защиту растений. Агроном планирует, когда сеять и убирать урожай, управляет другими работниками на полях. Ими могут быть тракторист и комбайнёр. ТРАКТОРИСТ - водитель трактора, который пашет и выполняет другие виды работ по подготовке, посеву и выращиванию пшеницы и ржи. КОМБАЙНЕР - водитель сложной сельскохозяйственной машины - комбайна. Он участвует в сборе урожая хлебных культур.

В настоящее время ВОДИТЕЛЬ помогает перевезти на хлебозавод муку и другие продукты, необходимые для изготовления хлеба. Кроме того, именно водитель развозит готовый хлеб по магазинам, торговым палаткам и другим местам.

Пекари, как правило, говорят, что выбрать эту профессию их побудил запах свежеиспеченного хлеба, знакомый с детства. Для многих эта профессия становится потомственной. Пекарей и представителей других, связанных с хлебом, профессий отличает любовь и интерес к своему делу, ощущение его важности. Ведь свежий и вкусный хлеб на столе - радость и уют в каждом доме.

А во время ВОВ хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их - трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью! Жестокий враг, захватив наши земли, морил людей голодом, чтобы сломить и победить нас.

Норма хлеба для рабочего на день была лишь 250 гр., для детей и служащих 125гр. (см. приложение, рис. 4)

В хлеб 41 года входила ржаная мука самого грубого помола, овсянка, солод, жмых от подсолнечной семечки с кусочками кожуры.

И поэтому хлеб, который мы с вами сейчас едим - это вкусный, прекрасный и очень полезный продукт. И кушайте его на здоровье!

Я помню хлеб, военный, горький,Он весь почти из лебеды.В нём в каждой крошке,В каждой коркеБыл горький вкус людской беды.(А. Морозов)

Пекарь — специалист по выпеканию хлеба и хлебобулочных изделий. Профессия подходит тем, кого интересует труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Пекарь печёт хлеб разных сортов, батоны, булки, калачи, ватрушки и т.п. Хлебобулочные изделия отличаются от кондитерских изделий соотношением муки, сахара и др. добавок. В хлебе и булках муки должно быть не меньше половины. Он составляет рецептуру или пользуется утверждёнными рецептами, выбирает исходные материалы (муку, добавки и пр.), придаёт будущим булкам форму (самостоятельно или раскладывая по формам), а затем выпекает их в печи. Крупные хлебопекарные производства оснащены оборудованием, облегчающим работу с большими объемами. Например, машины для замешивания и разделки теста, конвейеры.

Пекарь загружает сырьё, запускает оборудование и следит за процессом. В частности, он контролирует выдержку теста, раскладку по формам перед посадкой в печь, определяет готовность хлеба в печи. Опытный пекарь многое может определить на ощупь и на глаз. Некоторые операции невозможно механизировать. Например, плести из теста косички или наносить насечки приходится вручную, не останавливая конвейер.

Профессиональный уровень и круг обязанностей пекаря определяется присвоенной ему квалификацией и разрядом. Разрядов всего 6. Например, квалификация «пекарь-мастер» означает 4-6 разряды. «Пекарь комплексно-механизированной линии» - 5 разряд, «пекарь» - 3,4 разряды, «кондитер» -3,4 разряды, «формовщик теста» - 3,4 разряды, «машинист поточной линии формования хлебных изделий» - 4 разряд и т.д.

К минусам профессии нужно отнести работу на ногах, постоянный контакт с мукой, специями, жар от печи, СВЧ-облучение и пр.

Возможны профессиональные заболевания: аллергия, бронхиальная астма, конъюнктивит и ринит, вызванные постоянной работой со специями, мукой, дрожжевым грибком, катаракта и сердечно-сосудистые заболевания (в случае постоянного инфракрасного излучения), «зерновые раздражения» (после контакта с зараженными ванильным и кокосовым порошками), варикоз.

Рабочее место

Пекари работают на хлебокомбинатах, в небольших пекарнях, на предприятиях общественного питания в должности пекаря, пекаря комплексно-механизированной линии.

Пекарь может организовать свой собственный бизнес по выпечке хлеба.

Зарплата на 20.02.2020

Россия 20000—60000 ₽

Москва 33000—60690 ₽

Важные качества

Пекарю необходимы физическая выносливость, тонкое обоняние и вку¬совая чувствительность, чёткая координация движений рук, объемный глазомер, па¬мять на образы, наблюдательность, опрятность. Здоровье. Работа не рекомендуется людям с заболеваниями сер¬дечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата с наруше¬нием двигательных функций, эндокринными заболеваниями (сахарный диабет), кожной аллергией и экземой кистей рук, хроническими инфекционными забо¬леваниями, дефектами зрения.

Знания и навыки

Пекарь должен знать технологию производства, нормы расхода материала и рецептуру хлебобулочных изделий. Уметь работать с оборудованием пекарни.

Где учиться на пекаря

Пекарь в современном производстве может называться по-разному, в зависимости от присвоенной квалификации и уровня образования.

Начальное профессиональное образование (НПО)

Профессия «Изготовитель хлебобулочных изделий»

Квалификации: «пекарь», «кондитер», «дрожжевод», «тестовод», «формовщик теста», «машинист тесторазделочных машин», «машинист поточной линии формования хлебных изделий», «оператор установки бестарного хранения сырья».

Профессия «Пекарь-мастер»

Квалификации: «пекарь-мастер», «Пекарь комплексно-механизированной линии»

Среднее профессиональное образование (СПО)

Специальность «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»

Квалификация - техник.

Евгения Федотова
Исследовательская работа «Откуда хлеб на стол пришел?»

1. Пояснительная записка.

Дети с раннего возраста удивительно любознательны. Любознательность-это «желание знать» . У детей имеется тяготение исследовать окружающий мир . Так мир обычного здорового ребенка превращается в своего рода исследовательскую лабораторию . Дайте ему в руки какой-нибудь предмет, и он станет изучать его с помощью всех своих органов чувств - даже пробуя на вкус! Однако экспериментирование на этом не кончается. Любой родитель знает, что малыш в стремлении понять и исследовать все вокруг пытается согнуть, стукнуть, потрясти или разобрать то, что попадается ему в руки,- и часто это приводит его в восторг.

1.1 Актуальность проблемы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, хлеб . Хлеб , который мы едим, чтоб попасть на стол , проходит долгий путь, мы должны любить и беречь его.

1.2Цель нашей работы : проведение исследования как произошло слово «хлеб » и откуда он пришёл на стол .

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи :

1. Отобрать и изучить литературу по данной теме.

2. Познакомиться с профессиями людей, связанных с получением хлеба .

3. Познакомиться с сортами хлеба

4. Уточнить представление о последовательности этапов получения хлеба .

5. Самостоятельно испечь хлеб в домашних условиях .

6. Сделать выводы.

1.3. Объект исследования : хлеб .

Предмет исследования : этапы производства хлеба .

Методы исследования :

Изучение литературы;

Поиск информации в Интернете;

Собственные наблюдения;

Экскурсия в хлебозавод города ;

Беседа со специалистами.

Место исследования :

село Красное, Арзамасского района, город Арзамас Нижегородской области.

1.4 В начале работы была сформулирована следующая гипотеза :

Получение хлеба – результат труда людей разных профессий.

История происхождения хлеба .

Мы ежедневно берем в руки хлеб - эту загадку природы-матери, которая навсегда скрыла от,нас самого первого хлебопека . Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба , он давно уже стал нашей каждодневной пищей.

У меня возник вопрос, откуда хлеб на стол пришел ? Я решила не гадать провести исследование и самой посмотреть , откуда берется хлеб .

Моя мама рассказала мне, что возделывания хлебных растений теряется в глубокой древности. Наши предки сначала употребляли в пищу собранные семена диких злаков. Среди них они обратили внимание на зерна пшеницы. Когда-то в пищу шло сырое зерно. С появлением гончарной посуды зерно стали варить. Затем зерно стали растирать между камнями. Эту дробленую муку ставили в горшках на раскаленные камни. Получалась каша. Именно эта каша стала прародительницей хлеба . Во время варки жидкая каша перелилась за стенки горшка и с шипением вылилась на раскаленные камни, не сразу замеченная, она превратилась в румяную лепешку. Аппетитная на вид, приятно пахнущая, она удивила человека и вкусом. Потом уже готовилась не каша, а тесто-основа для лепешки. Пшеничный хлеб из пресного теста-самый древний.

Громадный труд проделали бесчисленные поколения людей, чтобы вырастить из диких горьковатых злаков этот вкуснейший душистый хлеб , который мы едим. Каждый из хлебородов с древнейших времен вел свою работу по улучшению хлеба . Так появилась профессия – селекционер, человек занимающийся выведением нового сорта хлеба .

Профессии, связанные с получением хлеба .

Мама мне рассказала, что в выращивании хлеба задействовано очень много людей с разной профессией. Ещё до хлебозавода начинается важная работа многих профессионалов. Агроном изучает особенности климата, историю земледелия в своей зоне. Он наблюдает за ростом и развитием растений, обеспечивает подкормку и защиту растений. Трактористы, комбайнеры, и шоферы- помогают вспахать и разрыхлить почву, удобрят ее положат семена в землю, скосят колосья и обмолотят их, свезут зерно в зернохранилище.

Зерно прежде чем стать хлебом , должно превратиться в муку. Для этого существует такая профессия-мукомолы. После измельчения зерна, мука держит путь к хлебозаводам , которую доставляют шоферы. Уже на хлебозаводе пекарь выпекает различные виды хлеба .

Готовый хлеб нужно перевезти от хлебозавода по магазинам , столовым , кафе, детским садам, школа с этим связана профессия водителя.

Сорта хлеба

А какой же бывает хлеб ?. Прочитав информацию в сети интернет мама мне рассказала что, сорт хлеба , в первую очередь, определяется тем, какая мука была использована в процессе его приготовления. Существует различные сорта хлеба .

Обычный белый хлеб , выпеченный из пшеничной муки без добавления каких-либо специй.

Ржаной, или черный хлеб , считающийся чуть более полезным сортом, чем белый, благодаря меньшей калорийности.

Цельнозерновой хлеб , уверенно приобретающий всё большую популярность благодаря большому количеству содержащихся в нём витаминов и клетчатки.

Кукурузный хлеб , достаточно редкий сорт и приготавливаемый обычно в качестве деликатеса.

Картофельный хлеб - совсем уж большая редкость. Тем не менее, с распространением хлебопечек его активно начали готовить домохозяйки, пытающиеся потреблять поменьше мучного.

Без дрожжевой хлеб , являющийся скорее не одним сортом, а целым набором сортов. В разные виды без дрожжевого хлеба вместо дрожжей добавляют специальные закваски.

Сдоба. Пищевики-профессионалы под этим термином понимают обычно различные добавки, повышающие качество и вкусовые характеристики теста, но в обиходе под этим словом подразумеваются сладкие мучные кондитерские изделия - булочки, пончики, пряники, пироги и тому подобное.

Славянский каравай, отличающийся сладким вкусом, пышностью и приуроченностью к особым событиям.

Лаваш - плоский армянский хлеб , который не следует путать с Шоти.

Шоти - грузинский хлеб , выпекаемый с применением дрожжей и имеющий специальную форму.

Матнакаш, родственник лаваша, но только приготовляемый с использованием дрожжей.

Пицца. Да-да, это тоже хлеб , причем состав теста для неё так же специфичен, как и для других сортов хлеба .

4. Этапы получения хлеба .

Чтобы узнать как же хлеб попадает в булочную , а потом к нам на стол мы отправились с моей мамой на Арзамасский хлеб завод . На этом заводе работает мой папа . Там я увидела, как же пекут хлеб .

5. Этапы получения хлеба .

Хлеб это основа всего для человека. Мне очень хотелось узнать все подробности из чего он состоит и сам процесс изготовления. Для этого я с мамой и бабушкой отправились на Арзамасский хлебозавод .

Там нам встретил начальник отдела контроля качества продукции Сергей Владимирович.

Он рассказал мне, что хлеб состоит и воды , масла, муки, соли, песка. И показал мне сам процесс производства хлеба .

Мука из емкости поступает по трубам с 2 на 1 этаж, в емкость для замеса теста.

Затем происходит сам замес теста

Тесто мешается в емкости, которая переворачивается автоматически и выкладывает тесто на делитель.

Отрубитель делит на порции, вес которой проверяется контролером. Порции поступают на конвейер

Затем с конвейера в печь.

Готовый хлеб выходит из печи , опрыскивается водой для предания глянца.

Затем хлеб отправляют в куллер для остывания на 2 часа при температуре 100 до 45*.

Затем вся готовая продукция попадает в отдел логистики, где отправляют в торговые точки для жителей.

Еще я побывала в цехе по приготовлению заготовок слоенных и сдобных изделий.

Мука так же из емкости поступает по трубам с 2 на 1 этаж, в емкость для замеса теста.

Тесто замешивается.

Отрубитель делит на порции, вес которой тоже проверяется контролером.

В цехе укладывают на металлические листы, затем растоечный шкаф температурой 37* на 1 час. После шкафа задвигают в печь для приготовления, предварительно смазав смесью яйца и сахарного песка, 15 мин

После приготовления остывает и готовую продукцию упаковывают в упаковочном цехе.

Затем так же вся готовая продукция попадает в отдел логистики, где отправляют в торговые точки для жителей.

Кроме процесса производства хлеба я познакомилась с новыми профессиями такие как упаковщики, контролер качества продукции, пекари, логисты.

После посещения завода мне очень захотелось побывать пекарем.

Дома с мамой мы решили испечь вкусные пироги.

Мы приготовили необходимые продукты.

Тесто должно было увеличиться в 2-3 раза. Пока подходило тесто, мы занимались начинкой.

Затем тесто нужно обомнуть, разделите на части. Кусочки округлить.

Раскатали шарики из теста в круглую лепешку, в центр каждой положите начинку, свернули пополам, закрепили края.

Поместили пирожки на противень

Поставили их запекаться в разогретую духовку на 12-15 минут при 210 °С,

Пирожки получились очень вкусные!

Из результатов проведенного исследования я узнала , что

Что хлеб берёт своё начало в древности.

Хлеб очень полезен для человеческого организма.

Получение хлеба – это сложный , трудоёмкий процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов.

В производстве хлеба принимают участие люди разных профессий. Каждый из них выполняет важную и нужную работу .

Я не только узнала, как появляется хлеб на нашем столе , но и сама испекла свой первый хлеб .

Гипотеза, выдвинутая в начале работы , полностью подтвердилась.

Заключение

Я закончила своё исследование по теме «Откуда хлеб на стол пришёл » . Теперь я знаю, откуда берется хлеб , как его сеют, убирают и пекут. Знаю, сколько труда вкладывают люди : трактористы, комбайнеры, ученые, пекари, чтобы утром, когда я проснусь, на столе всегда лежала свежая булка хлеба .

Литература

1. Алексеев М. Н. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе » . – М.: Детская литература, 1990 г

2. Г. Юрмин., Р. Кошурникова “Почемучка”, Москва “Педагогика”, 1990 г.

3. Багрова Л. А. «Я познаю мир : Детская энциклопедия : Растения» . – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД» , 1997 г

4. Р. Б. Кондратьев “Семенное зерно Сибири”, Москва, “Росагропромиздат”, 1998 г.

5. Извекова Л. Н. «Что всего дороже?» . – Барнаул

6. М. А. Федоров “Юному хлеборобу” , Москва “Россельхозиздат”, 1984 г.

7. Крючков В. Р. «Испекли мы каравай» . - Барнаул : Алтайское книжное издательство, 1984 г

8. А. Митяев “Ржаной хлебушко – калачу дедушка” , Москав “Детская литература”, 1990 г.

9. Степаненко В. И. «Хлеб » . – М.: Агропромиздат, 1989 г

10. М. Ивин “Хлеб сегодня , хлеб завтра” . Детская литература, 1980 г.

Инженер-технолог хлебопекарного производства контролирует технологические процессы, обеспечивая бесперебойное производство высококачественного продукта. Большую часть времени он проводит в движении, чаще всего трудится посменно, обладает большим кругом полномочий. Профессия подходит тем, кого интересует физика, математика, химия и биология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Инженер-технолог, работающий в рассматриваемой сфере, является техническим специалистом, который осуществляет контроль качества на всех этапах. Он проверяется исходное сырье, следит за соблюдением ГОСТов и прочих установленных норм, анализирует количество хорошей продукции, разрабатывает способы, направленные на снижение общей доли брака.

Инженеры-технологи востребованы на всех предприятиях, где для создания продукции используется мука и продукты из нее. Это компании по производству макарон, хлебобулочных изделий и другие. Для работы в рассматриваемом сегменте нужно получить высшее образование и пройти производственную практику.

Особенности профессии

Рассматриваемая профессия является достаточно интересной, ведь инженеры-технологи не только следят за качеством, но и занимаются созданием технологических карт, внедрением современного оборудования. Они должны хорошо разбираться в химии и микробиологии, постоянно освежать знания, касающиеся оборудования, производственных процессов. К основным обязанностям этого сотрудника необходимо отнести:

  • изучение новых технологий, разработка рекомендаций и последующее их внедрение в производство;
  • работа в группе, занимающейся созданием новых рецептур;
  • снижение затрат компании-производителя, но без потери качества;
  • предупреждение брака;
  • разработка планов, необходимых для расстановки оборудования, размещения рабочих в цехе;
  • работа с программами, направленными на улучшение выпускаемой продукции;
  • рассмотрение жалоб на продукцию, поступающих от потребителей;
  • взаимодействие с рабочими кадрами: техника безопасности, квалификация, санитарно-гигиенические нормы;
  • взаимодействие с руководством и проверяющими инстанциями;
  • остановка производства при обнаружении некачественного сырья или до тех пор, пока не будет выявлена причина брака;
  • внесение рекомендаций, касающихся расширения ассортимента, а также повышения покупательского интереса.

Инженер-технолог, работающий на хлебопекарном производстве, обязан хранить коммерческую тайну. Этот специалист является человеком, полностью отвечающим за вверенный ему участок - от продукции до обеспечения благоустроенных рабочих мест. Он получает средний оклад, но перед ним открываются перспективы производственного обучения, повышения квалификации.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Легко получить образование, профильные вузы есть во многих городах России.
  2. Неопытных специалистов, получивших дипломы инженеров-технологов, с радостью принимают на работу.
  3. Стабильность и официальное трудоустройство.
  4. Профессия важная, ведь без инженеров-технологов невозможно производить самый ценный продукт - хлеб.
  5. Командировки в другие регионы, посещение производственных филиалов, что помогает повышать квалификацию.

Минусы

  1. Работа с мукой и другими компонентами, используемыми для производства хлеба, небезопасная. Уже после 40 лет технолог может столкнуться с хроническими заболеваниями, первое из них - астма.
  2. Постоянное нервное перенапряжение, ведь этот сотрудник взаимодействует с персоналом, руководством, поставщиками и конечным потребителем.
  3. Неудобный рабочий график, большое количество ночных смен.
  4. Невысокая заработная плата.

Важные личные качества

Опытный инженер-технолог отличается коммуникабельностью, принципиальностью, компетентностью. Он умеет найти общий язык с разными группами сотрудников. Общаясь с руководством, применяет дар убеждения, в случае необходимости может быть жестким и настойчивым человеком. Работа требует гибкого логического мышления, глубоких профессиональных знаний. Важно желание постоянно обучаться, умение мыслить широко и нестандартно.

Обучение на инженера-технолога хлебопекарного производства

Специалист, который желает работать в сфере производства хлеба, должен получить образование в аграрном или любом другом профильном вузе. Сегодня в РФ открыто достаточное количество высших учебных заведений, которые дают студенту возможность освоить эту специальность.

Перед поступлением необходимо сконцентрироваться на изучении предметов, по которым придется сдавать ЕГЭ. Для преодоления экзаменов нужны глубокие знания в физике и химии (на выбор вуза), а также математике и русском языке, последний обязательный для всех абитуриентов. Профессию не осваивают на курсах, но они могут стать хорошим дополнительным источником знаний.

"Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение специальности по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!"

УЦ «Престиж»

При учебном заведении открыты курсы технологов пищевого производства, которые могут стать первой ступенью на пути к получению базового профессионального образования. Посещение курсов позволит лучше узнать специфику работы на пищевых предприятиях, длительность занятий составляет 1,5 месяца. Студенты научатся рассчитывать нормы сырья, узнают больше о качестве продукции, особенностях работы с документацией. Курс разделен на теоретическую и практическую часть, будет интересен для людей, которые пока только выбирают профессию.

Россия 80000—50000 ₽

Карьерный рост

Технический специалист, выбравший работу на хлебопекарном производстве, имеет возможность повышать свою квалификационную категорию каждые 3 года - от III до I категории. Следующая ступень - должность инженера-технолога.

Профессиональные знания

  1. Химия, микробиология, математика.
  2. Правила организации производственного документооборота.
  3. Технологии хранения, а также подготовки сырья.
  4. Этапы и правила производства хлебобулочных изделий.
  5. Контроль качества - от сырья до отзывов клиентов.
  6. Причины брака и методы их устранения.
  7. Техника безопасности, ГОСТы.
  8. Методы исследования сырья, повышения эффективности работы вверенного участка.
  9. Навыки руководства сотрудниками цеха.
  10. Правила размещения, улучшения производственных линий.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

город Анапа

Исследовательская работа

«Откуда хлеб на стол пришёл»

ученица 1 В класса Кысса Александра

Руководитель проекта: учитель начальных классов Саттарова В. В.

Анапа 2015

Аннотация

Актуальность

Цель:

Задачи исследования:

    изучить

    познакомиться с профессиями людей, связанных с получением хлеба;

    узнать о сортах хлеба;

    уточнить представления о последовательности этапов получения хлеба;

    испечь хлеб;

    проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

3) Собственные наблюдения;

Гипотеза:

Практическое значение

Выводы:

Содержание

Аннотация ……….

.. стр. 2

Содержание ……….

..стр. 3

Введение ……….

.. стр. 4

Основная часть

Хлеб: как всё начиналось ……….

Профессии людей, связанных с получением хлеба …..

Сорта хлеба ……….

Этапы получения хлеба ……….

.. стр. 5

.. стр. 5 – 6

.. стр. 6 – 8

..стр. 8

Практическая часть

..стр. 9

Вывод ……….

.. стр. 9

Заключение ……….

.. стр. 9

Литература ……….

.. стр. 10

Приложение ……….

.. стр. 11- 17

Введение

Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Я выбрала хлеб. Хлеб есть на каждом столе, в каждом доме. Как говорит русская народная пословица: Хлеб – всему голова!

Цель: Узнать историю возникновения хлеба, виды хлеба. Проследить весь путь появления хлеба на столе. Попробовать самой испечь хлеб.

Задачи исследования:

1. изучить исторические сведения о хлебе;

2. познакомиться с профессиями людей, связанных с получением хлеба;

3. узнать о сортах хлеба;

4. уточнить представления о последовательности этапов получения хлеба;

5. испечь хлеб;

6. проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

1) Изучение научно – популярной литературы;

2) Беседа с родителями и специалистами;

3) Собственные наблюдения;

4) Проведение эксперимента в домашних условиях;

5) Работа с интернет ресурсами;

Гипотеза: Я предположила, что получение хлеба – результат труда людей разных профессий.

Практическое значение : Результаты исследований, которые я провела, могут использоваться на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях. Они интересны и познавательны.

Выводы: В результате проделанной работы я:

    Изучила исторические сведения о хлебе.

    Познакомилась с профессиями людей, связанных с получением хлеба.

    Узнала о разных сортах хлеба.

    Узнала о последовательности этапов получения хлеба.

Основная часть

Хлеб: как всё начиналось

Хлеб является основным из продуктов, которые каждодневно употребляет каждый из нас. Люди с древних времён почитали хлеб и старались употреблять его как можно чаще.

Нет исторических данных насчёт того, когда человек впервые испёк хлеб. Но, конечно, это произошло тогда, когда первобытные люди научились засевать поля зерном и получать урожай. Сначала древние люди употребляли зёрна сырыми, а уж потом научились делать из них хлеб.

Считается, что первые дикие хлебные злаки были найдены в Средней Азии.

В древнем Египте тоже был свой хлеб. Эти древние народы в основном выращивали пшеницу и ячмень. Греки начали выращивать хлеб следом за египтянами, а следом за ними римляне. Постепенно искусство выпекания хлеба распространилось по всей Западной Европе.

Древние люди сначала научились делать кашу из хлебных зерён, когда зёрна размягчали в специальной ступке из дерева, после чего они уже использовались в качестве крупы. Но, конечно, люди стремились улучшить свои кулинарные навыки, чтобы еда была не только питательной, но и вкусной.

Следующим этапом на пути к хлебу стало поджаривание зерен для более лёгкой дальнейшее обработки. Во время прожарки легче было отделить зёрна от внешней оболочки, также они становились сладковатыми на вкус.

Такая каша повсеместно использовалась многими древними народами, к примеру, в римской армии. Постепенно кашу делали более густой, а зерно дробили ещё мельче, пока однажды не приготовили муку, из которой уже и стали выпекать хлеб.

Профессии людей, связанных с получением хлеба

Тракторист, Шофёр, Комбайнер, Агроном - это люди, которые выращивают хлеб под общим названием Хлеборобы . В выращивании хлеба задействовано очень много людей с разной профессией и с одним направлением.

Издавна профессия хлебороба на селе была одной из самых уважаемых и почётных. Ведь чтобы вырастить хлеб, надо любить, прежде всего, родную землю, отдавать ей частичку душевного тепла. А еще в совершенстве владеть техникой.

Одной из самых важных называют профессию тракториста . Трактор участвует почти во всех сельскохозяйственных работах. Весной и осенью трактор – пахарь.

После окончания пахоты тракторист принимается за боронование полей. Участвует трактор и в прополке посевов, иначе пропадёт весь труд – сорняки задушат молодые, слабые всходы.

Кто самый главный человек в селе? Председатель или экономист? Да нет же! Главный тот, кто выращивает хлеб, кто пашет бескрайнее поле, сеет зерна в землю, а осенью убирает колосья, налитые золотым зерном. Речь идёт именно о сельском механизаторе .

Могучая техника доверена сельским механизаторам. Ни одной борозды не проводится в поле без участия машин, а значит, и механизаторов. Ни одно семя, клубень не кладётся в почву без них, почти все операции по выращиванию, уборке и переработке выполняют они – механизаторы.

Механизатор – это рабочий сельского хозяйства, знающий и использующий не только тракторы, комбайны, но и множество орудий и механизмов.

В профессию «сельский механизатор» входят профессии тракториста и комбайнера.

Комбайн – это сложная зерноуборочная машина, работающая исключительно на уборке хлебов. Комбайн косит хлеб, обмолачивает его, ссыпает зерно сначала в особый бункер, а затем в грузовик с открытым кузовом. Наполнится кузов зерном, отъедет машина, а на ее место уже следующая подъезжает. И так без остановки. Бывает, и днем и ночью идет работа, пока весь урожай не уберут.

Обслуживают комбайн два человека – комбайнёр и его помощник. Во время уборки комбайнёры становятся настоящими героями села. В их руках судьба урожая. Без комбайнов на уборке всегда не хватало бы рабочих рук.

Чтобы урожай был богаче, в лабораториях работают ученые, где много разных приборов. Одни помогают определить, сколько в зерне влаги, другие – сколько в нем питательных веществ.

Сорта хлеба

Народная мудрость гласит: «Хлеб всему голова!». И, в самом деле, редко можно встретить человека, который не ест хлеб или другие хлебобулочные изделия.

Сорт хлеба, в первую очередь, определяется тем, какая мука была использована в процессе его приготовления. Так существуют ржаные и пшеничные, пшенично-ржаные и ржано-пшеничные хлебные изделия.

Какие сорта хлеба бывают

    Обычный , выпеченный из пшеничной муки без добавления каких-либо специй.

Первый хлеб, привычный для нас, появился на нашем столе более 7 тысяч лет назад благодаря египтянам. Египтяне первыми обнаружили, что при добавлении дрожжей или кислого молока, хлеб получается более вкусным, пышным и питательным. . Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом. Со временем пышный и душистый белый хлеб стал доступен и простым людям. К белому хлебу относились с благоговейным почтением и приписывали ему целебные свойства: свежеиспеченным хлебом лечили насморк, а черствым – заболевания желудка и кишечника.

2. Ржаной, или , считающийся чуть более полезным сортом, чем белый, благодаря меньшей калорийности.

Ржаной хлеб обладает более ярким ароматом, чем белый и имеет по сравнению с ним значительные преимущества в плане здоровья. Вкусный темный хлеб не повышает сахар в крови, содержит целый комплекс витаминов, поэтому издавна используется для борьбы с авитаминозом и других заболеваний.

3. Цельнозерновой хлеб приносит неоценимую пользу нашему организму, так как в нём содержатся множество полезных элементов, которые необходимы человеку для здоровья. Большинство людей, заменивших в семейном рационе питания привычный "нарезной батон" на полноценный зерновой хлеб, приготовленный из или , отмечают не только улучшение общего состояния (особенно, если до этого их самочувствие было неважным), но и некую появившуюся дополнительную энергию (силу) и ощущение легкости.

4. Кукурузный хлеб в нашей стране остаётся забавой домохозяек. В магазине его не купишь и даже в ресторане не поешь. А между тем по своим свойствам он превосходит и , и даже . Полезных свойств у кукурузного хлеба сразу несколько. Среди них:

А. Невысокая калорийность. Значит хлеб из кукурузной крупы не только не способствует набору веса, но и рекомендуется диетологами для тех, кто хочет похудеть.

Б. Высокое содержание витаминов и минеральных компонентов.

Просто удивительно, что кукурузный хлеб, польза которого столь велика, до сих пор не стал постоянным соседом пшеничного, ржаного и на полках магазинов.

5. - совсем уж большая редкость. Тем не менее, с распространением хлебопечек его активно начали готовить домохозяйки, пытающиеся потреблять поменьше мучного.

На самом деле это сорт не является полностью картофельным. в его составе выполняет только роль добавки, придающей дополнительный вкус и улучшающий кулинарные и диетические свойства изделия. Как правило, чтобы приготовить картофельный хлеб, пюре смешивают с пшеничной мукой в отношениях 1: 2 по массе.

6. Бездрожжевой хлеб - это хлеб, сделанный из пресного теста без добавления дрожжей. Еще 30 тыс. лет назад, т.е. задолго до Древнего Египта, люди знали, как приготовить бездрожжевой хлеб. И пекли они его из муки и воды на раскаленных плоских камнях. Традиция печь хлеб без дрожжей и закваски сохранилась до сих пор. Это еврейская маца и итальянская фокачча, персидский и армянский лаваш и мексиканская тортилла, индийская чапати и русская лепешка. Бездрожжевой хлеб лучше усваивается и облегчает процесс пищеварения. , являющийся скорее не одним сортом, а целым набором сортов. В разные виды бездрожжевого хлеба добавляют специальные закваски.

Этапы получения хлеба

Зерно хранят в особых хранилищах – элеваторах. Элеватор - это сооружение для хранения больших партий зерна. Оттуда оно попадает в цеха мукомольного завода. Там зерно перерабатывают в муку. Далее грузовики доставляют муку в пекарни.

В п екарнях муку сначала просеивают. Далее всё делает месильная машина: и муку засыпает, и воду подает, и тесто замешивает. Из месилки густая белая масса медленно сползает в железный ящик – бункер делительной машины. Крутится барабан машины и отделяет, отхватывает от теста небольшие ровные кусочки. Все куски одинаковые – из каждого должен получиться батон. Только они еще сырые. Им еще в печи нужно побывать, испечься и подрумяниться. В пекарне много таких печей. Из одних выползают батоны, из других – булочки, из третьих – рогалики. Есть в пекарне самый «вкусный» конвейер, где делают кондитерские изделия. С утра до вечера движутся по нему заготовки для различных пирожных.

Практическая часть

Дома с мамой мы решили испечь не совсем обычный хлеб – Томатный.

    Положили в миску муку (400 гр.), сухие дрожжи (1.5 ст.л), соль (1.5 ч.л.), сахар (1 ч.л.), лук (зелёный, сушёный – 10 гр.) и чеснок (сушёный – 1 ч.л.).

    Тщательно всё перемешали.

    Развели томатную пасту (220 мл.) тёплой кипячёной водой и влили в сухую смесь.

    Когда замешивали тесто, добавили растительное масло (1.5 ст.л.). Тесто получилось мягкое, слегка липкое.

    Оставили тесто в тёплом месте на 1.5 часа.

    Из подошедшего теста сформировали батон, уложили на противень, посыпанный мукой. Сделали на будущем хлебе несколько косых надрезов и оставили на некоторое время.

    Через некоторое время батон увеличился в 1.5 раза. И мы с мамой поставили противень с хлебом в духовку.

    Духовку разогрели до 230 – 240 градусов и выпекаем в духовке хлеб в течении 10 минут. Затем убавили температуру до 200 градусов и выпекали ещё 40 минут. Готовый хлеб накрыли полотенцем и дали остыть.

Выводы

Из результатов проведенного исследования я узнала, что

    Что хлеб берёт своё начало в древности.

    Хлеб очень полезен для человеческого организма.

    Получение хлеба – это сложный, трудоёмкий процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов.

    В производстве хлеба принимают участие люди разных профессий. Каждый из них выполняет важную и нужную работу.

    Я не только узнала, как появляется хлеб на нашем столе, но и сама испекла свой первый хлеб.

Гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась.

Заключение

Я закончила своё исследование по теме «Откуда хлеб на стол пришёл». Теперь я знаю, откуда берется хлеб, как его сеют, убирают и пекут. Знаю, сколько труда вкладывают люди: трактористы, комбайнеры, ученые, пекари, чтобы утром, когда я проснусь, на столе всегда лежала свежая булка хлеба.

Литература

1. Алексеев М.Н. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе». – М.: Детская литература, 1990 г

2. Г. Юрмин., Р. Кошурникова “Почемучка”, Москва “Педагогика”, 1990 г.

3. Багрова Л.А. «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения». – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997 г

Поделиться: