Тактика пехоты рф. Тактические свойства и основы тактики береговых войск

В обороне наиболее полно могут быть использованы возможности стрелкового оружия, так как огонь, как правило, ведется с подготовленных позиций из устойчивых положений. Заранее намечаются рубежи открытия огня и определяются дальности до ориентиров и местных предметов, рассчитываются поправки в исходные установки прицельных приспособлений на условия стрельбы, пристреливаются участки сосредоточенного огня подразделений, уточняются на местности полосы и секторы обстрела и задачи наводчикам пулеметов, автоматчикам, гранатометчикам и всем командирам расчетов других огневых средств. Опорные пункты оборудуются в инженерном отношении, подготавливаются основные и временные (запасные) позиции для стрельбы; патронные ленты и магазины снаряжаются патронами с необходимыми видами пуль. Все это позволяет надежно поражать наземные цели на предельных дальностях эффективного огня: из пулеметов и сосредоточенным огнем мотострелковых отделений — до 800 м, из автоматов — до 500 м, а также успешно вести борьбу с воздушными целями на малых высотах.

До начала наступления противника во взводах назначаются дежурные огневые средства, личный состав которых находится в постоянной готовности к открытию огня. Днем дежурные средства занимают временные или запасные позиции. С них поражаются огнем стрелкового оружия отдельные группы противника, пытающиеся вести разведку или инженерные работы. Снайперы уничтожают офицеров, наблюдателей, снайперов противника в его расположении.

Ночью две трети личного состава каждого отделения мотострелковых взводов находятся на позиции в готовности к открытию огня с ночными прицелами или по освещенным целям. Для стрельбы ночью ленты и магазины снаряжаются патронами с обыкновенными и трассирующими пулями в соотношении 4:1. Заранее, до подхода противника, намечаются рубежи открытия огня для каждого вида оружия, подготавливаются участки сосредоточенного огня подразделений. Расстояния до них не должны превосходить дальности эффективного огня по наступающей живой силе противника. Весь личный состав подразделений должен знать на местности в своих полосах и секторах стрельбы рубеж 400 м перед передним краем: в полосе этого рубежа подготавливается фронтальный, фланговый и перекрестный огонь.

С переходом противника в атаку на бронированных машинах без спешивания, его бронецели уничтожаются огнем танков, боевых машин пехоты и противотанковых средств. Огнем стрелкового оружия поражается пехота и экипажи, покидающие подбитые машины. В случае приближения бронированных машин противника на расстояние до 200 м из стрелкового оружия может вестись огонь по их смотровым приборам. При атаке противника в пешем порядке огнем из пулеметов и автоматов пехота противника отсекается от танков и уничтожается совместно с приданными подразделению огнеметами и другими средствами. С рубежа 400 м от переднего края обороны из автоматов с подствольными гранатометами по командам командиров отделений поражают наступающую пехоту гранатами. По мере приближения противника к переднему краю огонь всех видов оружия доводится до наивысшего напряжения.

Противника, ворвавшегося в опорный пункт, уничтожают огнем в упор, гранатами и в рукопашной схватке штыком и прикладом, огнем из пистолетов. На всех этапах боя командиры управляют огнем своих подразделений, ставя огневые задачи, подавая команды и установленные сигналы на сосредоточение и переносы огня. При этом важнейшее значение имеет умение солдата самостоятельно выбирать наиболее важные цели и открывать по ним огонь с дальности, обеспечивающей их надежное поражение, а также умело корректировать огонь. Командиры подразделений должны вовремя применять маневр огнем, сосредоточивая большую часть огневых средств для поражения противника на угрожаемом участке, или рассредоточивая огонь по нескольким важным целям. При налетах авиации часть средств мотострелковых взводов с менее угрожаемых участков могут вести сосредоточенный огонь по вертолетам и самолетам на дальностях до 500 м, а по вертолетам в положении зависания до 900 м. Отметим, что для успешного использования стрелкового оружия в обороне, как и в других видах боя, важное значение имеет своевременное пополнение боеприпасами, снаряжение патронами лент к пулеметам и магазинов к автоматам и ручным пулеметам.

При всем многообразии боевых ситуаций решение любой тактической задачи базируется на трех основных элементах: передвижение пехоты при подавлении огня противника, огонь на поражение и на подавление и обеспечение.

Передвижение пехоты при подавлении результативного огня противника

Пехота решает задачи на близких от противника дистанциях. Это может быть дальность броска гранаты, расстояние до следующего изгиба окопа или до ближайшего здания, или же максимальная дальность эффективного огня стрелкового оружия при действиях на безлесной ровной местности и так далее. Отсюда вытекает главное условие для выполнения пехотой своих задач - необходимость сближения с противником на короткую для данной ситуации дистанцию.

Сближение с противником означает, что пехота, за редкими исключениями, вынуждена действовать в зоне досягаемости огня противника.

Огонь современного оружия, если ему ничего не препятствует, способен полностью уничтожить пехоту противника, находящуюся в зоне его действия. Ни скорость сближения, ни количество атакующих солдат не имеют в данных условиях значения. Один пулемет в определенных условиях способен остановить продвижение и батальона пехоты.

Передвижение в зоне действия огня противника возможно только в том случае, если этот огонь сделать нерезультативным либо пресечь его ведение полностью.
Таким образом, главный принцип действий пехоты - совершать перемещение по полю боя (сближение, отход и др.) можно, только существенным образом затруднив ведение огня противником, сделав его нерезультативным либо исключив его полностью.
В каждый момент боя пехотинец должен искать ответ на вопрос, что нужно предпринять, чтобы затруднить противнику ведение результативного огня.
При планировании действий на каждый момент времени должен быть разработан порядок воспрепятствования огню противника.

Способов воспрепятствования огню противника множество. К ним можно отнести такие разные тактические приемы, как:

  1. Укрытие от огня за непробиваемой оружием противника преградой, в частности, в складках местности, в строениях или на подготовленных позициях - огонь врага не результативен, поскольку даже при правильном прицеливании он попадает в преграду, а не в солдата.
  2. Воспрепятствование наблюдению противника путем укрытия за непрозрачной преградой, путем постановки дымов, маскировкой и т.п. - противник не видит либо плохо видит куда стреляет, ему трудно прицелиться и корректировать огонь, а значит, вероятность его промаха возрастает. Ночью можно использовать ослепление, направляя сильный свет непосредственно на противника, или же параллельно его окопу, впереди атакующих солдат. В качестве совсем уж экзотического способа можно упомянуть сближение с противником по дну водоема (реки) с мешком камней за плечом, герметично упакованным в полиэтилен оружием и дыхательной трубочкой на поверхности.
  3. Уменьшение времени, которое предоставляется противнику на организацию огня. К этому способу можно отнести внезапные действия и короткие перебежки по полю боя - враг не успевает прицелиться либо даже взять оружие в руки для открытия огня.
  4. Воздействие на психику противника путем возбуждения в нем страха и/или желания не открывать огонь и даже прекратить сопротивление. Сюда относится и тактика снайперского террора, когда снайпер не позволяет высунуться из окопа, воздействие громким звуком и даже пропаганда.
  5. Отвлекающие действия. Изображается деятельность в одном месте, в то время как атакуется другой объект.
  6. Наконец, основным в действиях пехоты является метод подавления огнем. Суть его в том, что по противнику ведется огонь так, чтобы враг вынужден был спрятаться за укрытие и не высовываться из-за него для прицеливания, либо его прицеливанию должны препятствовать разрывы или удары пуль вокруг него.

Огонь противника может быть также затруднен в результате его «самоподавления», то есть действий самого противника. Наиболее частым примером «самоподавления» являются перемещение на местности, например, перенос пулемета на другое место и обычное перезаряжение оружия. Особенно в начале боевого контакта потребность в перезарядке возникает практически одномоментно у большей части подразделения противника, так как огонь ведется приблизительно одной интенсивности из однотипного оружия, и патроны в магазине заканчиваются приблизительно одновременно. Возникает резкое кратковременное снижение интенсивности огня.
Такие паузы также можно использовать для передвижения. Разумеется, противник стремится избежать «самоподавления» путем установления порядка ведения огня «один стреляет - другой перезаряжается», но выдержать его не так-то просто.

Нередко упоминаемый в уставах и наставлениях принцип сочетания огня и маневра нельзя воспринимать просто как одновременное совершение двух действий - ведение огня по противнику и перемещение по полю боя. Свой огонь должен подавлять огонь врага.
Разумеется, 100% подавления всех без исключения огневых средств противника достигнуть в большинстве случаев не удается, хотя к этому нужно стремиться, но огонь противника должен быть подавлен до такой степени, чтобы его воздействие было минимальным.

Особо в связи с обсуждаемым принципом хотелось бы осветить тактику атаки пехоты цепями, закрепленную в советских боевых уставах. Напомню, что внешне эта тактика не полностью соответствует указанному принципу. Действительно, память рисует картину бегущей по полю в полный рост пехоты, стреляющей из автоматов приблизительно в направлении противника. Казалось бы, о каком сочетании перемещения с подавлением огня противника идет речь в этом случае?!. Очевидна лишь простая одновременность совершаемых действий. Кажется, что задача на эффективное подавление огня противника вообще не ставится.

В действительности нужно помнить, что советские боевые уставы были написаны под ситуацию общевойскового боя, происходящего на участке прорыва, когда артиллерия и авиация, а также танки осуществляют основное огневое подавление атакуемой позиции, а пехоте достается лишь подавить отдельные очаги огня противника. В этой ситуации автоматический огонь сконцентрированной на узком участке массы пехотинцев рассматривался в качестве достаточного средства для выполнения задачи окончательного подавления противника.

Кроме того, такая тактика позволяла использовать и малообученных пехотинцев, упрощала контроль над проведением атаки. Нужно помнить, что использование этой тактики в отсутствие двух существенных условий для ее применения - а) эффективного подавления огня противника другими родами войск и б) значительного количественного превосходства над противником на атакуем участке - ведет к значительным потерям в личном составе.
Правило остается прежним - сначала подави, потом передвигайся.

Если же значительная часть задачи по подавлению противника ложится на пехоту, то наиболее очевидным решением будет выделение специальной группы пехотинцев, которые подавляют огонь противника (огневая группа), чтобы другая группа в это время могла передвигаться (маневренная группа). В ходе боя их роль может меняться. Здесь - основа тактики боевых групп, заключающаяся в разделении функций, не только между видами вооружения, но и между солдатами, имеющими одинаковое вооружение. Один прикрывает - другой бежит.

Огонь на поражение и на подавление

В бою нужно оценивать реально достигаемый огнем эффект - уничтожение группы/подразделения противника или подавление его огневых средств и лишение возможности совершить маневр. После прекращения подавляющего огня, противник, как правило, в состоянии вернуться приблизительно к тому же уровню воздействия на наши войска, который у него был до этого. Разумеется, огонь на подавление может выбить отдельных солдат противника и уничтожить какие-то его огневые средства, но он не может вывести из строя боевую единицу противника в целом. Практическим следствием этого является следующее правило: огонь на подавление должен вестись только тогда, когда его эффектом можно хоть как-то воспользоваться во время его ведения или непосредственно после его окончания; и то же правило, изложенное с несколько другой точки зрения, - пока ведется подавляющий огонь, нужно что-то предпринять для использования его эффекта. В противном случае это мало результативная трата боеприпасов и трескотня, воздействующая на противника в основном лишь психологически.

Нельзя смешивать подавление противника и частичную утрату им боеспособности. Если, предположим, у противника выбито 20 или 30% личного состава, это еще не значит, что он не сможет вести эффективный огонь, а соответственно противник может быть не подавлен, хотя снижение его боеспособности очевидно.
Пехотинец должен понимать, что основная масса огня, обрушиваемая на противника, лишь подавляет его, нанося противнику некоторые потери, но не полностью уничтожает его. Даже огонь артиллерии по позициям противника, как правило, позволяет врагу после прекращения обстрела восстановить силу своей позиции, особенно если артиллерия бьет по площадям, а не пытается вести огонь по заранее вскрытым целям. Артиллерия способна уничтожить противника лишь при его открытом расположении.

По существу, в большинстве боевых ситуаций для конкретного огневого средства огнем на уничтожение можно считать лишь стрельбу на малых для данного вида оружия дистанциях: 50-70 метров для автоматов, 100 метров для пулеметов. Для артиллерии же эта дистанция измеряется в сотнях метров, но не в километрах. То есть это такое расстояние, когда пуля или снаряд практически не могут промахнуться, попасть мимо цели. И лишь только длительное и/или сосредоточенное ведение огня на больших дистанциях может сделать стрельбу из данного вида оружия огнем на уничтожение. Приводимые в наставлениях цифры дальности эффективного огня можно брать в расчет только в случаях, когда противник находится на идеально простреливаемой и наблюдаемой местности, то есть в условиях - мишень на стрельбище. На средних и дальних для данного вида оружия дистанциях эффектом от стрельбы по большей части будет только подавление противника.

Дальность эффективного огня несколько увеличивается при ведении сосредоточенного огня целого подразделения по одной цели по принципу «кучей на одного». Но и сосредоточенный огонь с определенной дальности становится лишь огнем на подавление.

Если тактическая ситуация говорит, что подавлением противника воспользоваться нельзя или оно бессмысленно и не даст никакого тактического эффекта, лучше огонь вообще не вести, либо вести редкий беспокоящий огонь. Последний даже не подавляет противника, хотя несколько сковывает его действия. То же правило, изложенное с точки зрения попавшего под обстрел: если противник ведет огонь на подавление, но очевидно не сможет воспользоваться его эффектом, то на такой огонь можно не отвечать.

На беспокоящий огонь попавшему под обстрел также можно не отвечать. Обстрел этот относительно безвреден и ответ на него лишь выдаст местоположение наших огневых средств противнику, а значительного влияния на бой не окажет. Рекомендуется отвечать только на эффективный огонь противника. Разумеется, в зависимости от ситуации может быть принято решение укрыться от эффективного огня противника (например, при артобстреле), но нельзя допускать, чтобы это привело, в конечном счете, к пассивности и бездействию.

На непонимании разницы между огнем на подавление и огнем на уничтожение строится один из «неуставных» видов боя - боя на истощение боезапаса противника.
Суть его в следующем. Одна из сторон, которая имеет больше боеприпасов или лучшую систему боепитания, ведет огонь по противнику с дальности, когда ответный огонь противника не сможет выполнить задачи по уничтожению нападающих. Противника заманивают на ведение полноценного огневого боя. Психологически, ответить хочется огнем той же интенсивности. Если это удается, противник начинает быстро расходовать боеприпасы и делает это до тех пор, пока боезапас его не иссякнет. И только после этого сторона с лучшим боепитанием осуществляет сближение и уничтожает практически беспомощного противника. Нередко, только после того как боезапас близок к исчерпанию, противник пытается выйти из боя (прорваться из окружения, отойти). Сторона с лучшим боепитанием пытается использовать эту попытку для уничтожения противника. В ситуации, когда атакующий имеет явные преимущества в боеприпасах, правильнее отвечать интенсивным огнем только непосредственно на атаку занимаемой позиции, в остальное время вести редкий беспокоящий огонь.

Обеспечение

Суть обеспечения проста. Пехотинец должен прилагать максимум усилий, чтобы:

  • своевременно пополнять запасы боеприпасов, своевременно ремонтировать оружие и снаряжение (или заменять его на исправное)
  • получать (добывать) информацию о противнике, своевременно получать информацию о действиях своего подразделения и соседних подразделений, доводить информацию о своих действиях до соседних солдат (групп солдат), а по обстановке и до соседних подразделений
  • уяснять (устанавливать) порядок обмена сообщениями и использования средствами их передачи (радио, сигнальные ракеты, полевые телефоны, свистки, сигнальные фонари, выстрелы в воздух и др.)
  • получать (добывать) воду, еду, одежду, медикаменты, горюче-смазочные материалы для техники, и делать все возможное, чтобы организовать проживание в месте расположения в нормальных санитарных условиях.

Чем лучше обеспечение, тем легче в боевой обстановке. Нельзя рассчитывать на то, что кто-то это «обеспечение» предоставит. По возможности для получения поддержки от других подразделений нужно устанавливать личный контакт. Это помогает получить нужное. Тем не менее, каждый должен заботиться о собственном обеспечении. Конечно, если кто-то вдруг поможет, то это будет неплохо, но все же полагаться надо на свои силы. Если тот или иной вид обеспечения должен быть предоставлен сверху, но по каким-то причинам, не предоставляется, то необходимо в инициативном порядке, в том числе самостоятельными действиями получить требуемое. Должен соблюдаться принцип самообеспечения. Например, налаживать обмен информацией с соседними группами солдат или, по обстоятельствам, даже с соседними подразделениями и устанавливать порядок передачи им сообщений нужно самостоятельно, не ожидая специальных указаний сверху.

Завершая обзор трех основных элементов, из которых складывается решение практически любой тактической задачи пехоты, хочется остановиться ещё на одном - на концепции общевойскового боя. Да, действительно, взаимодействие с другими родами войск - артиллерией, танками, авиацией во много раз повышает эффективность действий пехоты. Дело в том, что каждый вид оружия имеет свои достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны, а при совместном использовании происходит взаимное усиление и взаимная компенсация недостатков разных видов оружия. Классический пример - взаимодействие пехоты с танками. Танки подавляют огневые точки противника, а пехота защищает танки от уничтожения их врагом, который пытается воспользоваться наличием мертвого пространства вокруг танка и тем фактом, что у танкистов сужается поле обзора.

Однако пехота должна быть готова к тому, что ей придется действовать без поддержки других родов войск, то есть быть готовой не только к общевойсковому, но и противопехотному, противотанковому, противовоздушному бою. Как показывает практика, способности командования оставлять пехоту без реальной поддержки других родов войск безграничны: артиллерийская подготовка и бомбардировка с воздуха проводятся для галочки, без реальных целей, по площадям; танки и артиллерию на прямую наводку не ставят, чтобы избежать повреждения прицелов; в ходе боя танки воюют с танками, артиллерия с артиллерией и т.д.
Пехота должна быть готова действовать самостоятельно.


[ все статьи ]

Я совершенно уверен, что никто не должен ни на минуту колебаться прибегнуть к оружию для защиты бесценного дара свободы, от которого зависит все добро и зло в жизни, однако оружие, смею добавить, последнее средство.

Джордж Вашингтон

Любопытная статья о «Программе боевых искусств Корпуса морской пехоты США» — предшественнице современной (Программа подготовки морских пехотинцев по боевым искусствам) опубликованная в восьмом выпуске журнала «Зарубежное военное обозрение» за 2008 г. То есть по большому счету получается что программа MCMAP - Marine Corps Martial Arts Program — это не какое то (или изобретение) американских военных специалистов по рукопашному бою, а скорее просто следующий этап эволюционного развития прикладной системы рукопашного боя для специальных подразделений.

Программа боевых искусств Морской пехоты США

Б. Богдан, кандидат технических наук

Программа учебно-боевой подготовки морских пехотинцев, в том числе только что призванных на военную службу новобранцев, традиционно включала в прошлом веке и предусматривает в настоящее время обучение штыковому и рукопашному бою. Ей придавалось большое значение в плане воспитания необходимых боевых качеств бойца: выносливости, бесстрашия, агрессивности, реакции, ловкости и т. д. Со временем этого оказалось недостаточно, и командование МП пришло к выводу о необходимости дальнейшего развития и расширения этой программы.

В 1999 году комендант морской пехоты США генерал Д. Джоунс дал указание разработать, а в 2001-м внедрить в процесс обучения новобранцев программу боевых искусств морской пехоты (ПБИМП; The Marine Corps Martial Arts Program — MCMAP). Идею создания такой программы комендант МП позаимствовал у корейских морских пехотинцев, с которыми вместе воевал во Вьетнаме, будучи лейтенантом. Он видел их поведение в бою и их тренировки после боя. Все азиатские боевые искусства кроме арсенала боевых приемов базируются на определенных философских знаниях и моральных устоях, которыми также необходимо овладеть, чтобы перейти на более высокую ступень мастерства.

Программа боевых искусств морской пехоты США состоит из трех дисциплин: интеллектуальной подготовки, воспитания бойцовских качеств и непосредственно физической подготовки к ведению боя. У восточных боевых искусств была заимствована и система цветных поясов, определяющая и стимулирующая мастерство воина.

В отличие от восточных искусств, где действуют архаичным оружием, физическая готовность морских пехотинцев предполагает овладение приемами с ножом, подручными предметами, резиновой дубинкой, винтовкой со штыком и голыми руками. Все эти приемы сопровождаются психоэмоциональной, тактической и боевой подготовкой. Огневая подготовка, так же как и многие военные дисциплины, тоже считается боевым искусством, но в ПБИМП не была включена.

Командование морской пехоты США воспользовалось огромной популярностью восточных боевых искусств среди молодых людей, которые не могут овладеть ими по причине отсутствия свободного времени или финансового положения. ПБИМП позволяет служить в престижных десантных войсках, быть финансово обеспеченным и изучать современную систему боевых искусств, являющуюся необходимостью и гарантирующую продвижение по службе.

Внедрение этой программы началось в 2001 году. Заранее на базе МП Квонтико (штат Виргиния) был организован центр совершенствования боевых искусств МП. Он подготовил всю руководящую и методическую литературу, а также инструкторов боевых искусств из сержантов МП, владеющих приемами карате, дзюдо, самбо, айкидо, вольной борьбы и прочих боевых искусств. К 2001 году в центре было оборудовано 150 тренировочных мест и подготовлено 700 сертифицированных инструкторов, а в 2002-м их число соответственно удвоилось.

Под тренировочным местом понимается площадка, оснащенная всем необходимым для обучения взвода инвентарем. Инвентарь включает: боксерские мешки, перчатки, .лапы, капы, раковины, макеты оружия, а также борцовский котлован диаметром не менее 10 м с опилками или песком, обложенный по брустверу мешками с песком. Штатный взвод МП состоит из 45 человек, а в учебном центре во взводе более 70 человек.

Интеллектуальная подготовка включает два предмета: тактическую подготовку и профессиональное военное самообразование. Тактическая подготовка предполагает изучение истории военного искусства, приемов и способов действий в бою подразделений, соответствующих званию и должности обучаемого военнослужащего, развитие навыков брать на себя командование, принимать решения в стрессовых ситуациях боевой обстановки, а также во время досуга и отдыха. ПБИМП охватывает военнослужащих от рядового до полковника, и в МП США работает лозунг «Каждый капрал — стратег». Самообразование сводится к изучению военной профессиональной литературы, мемуаров, историй жизни выдающихся военных ВС США и других стран, художественной литературы по спискам, составленным командованием МП.

Дисциплина «Воспитание характера воина-защитника» также включает два раздела: основные моральные и духовные ценности МП США; воспитание лидера коллектива. Она нацелена на формирование нравственного облика морского пехотинца, создание самодисциплинированного и уверенного в себе воина-защитника, верного заветам морской пехоты США: честь, мужество, надежность.

Вместе с интеллектуальной подготовкой эта дисциплина способствует принятию правильных решений как в бою, так и в мирное время (например, при нахождении в отпуске).

Командование МП исходит из того, что любой рядовой после нескольких месяцев службы окажется в ситуации, когда его назначат младшим командиром менее опытных военнослужащих. Программа «Воспитание лидера» предполагает изучение основных принципов управления коллективом, и в первую очередь такого — «делай, как я, а не как я говорю».

Дисциплина «Физическая готовность» включает три слагаемых: приемы нападения и самозащиты, боевая физическая подготовка, боевые виды спорта. Приемы нападения и самозащиты, в свою очередь, подразделяются на четыре темы: штыковой бой, владение ножом, применение подручных предметов, бой без оружия.

Все три дисциплины поделены на блоки, и их изучают на соответствующем уровне цветного пояса. Но в арсенале любого пояса присутствуют приемы из всех четырех тем.

Система цветных поясов включает пять уровней: начальный — желто-коричневый, затем идут серый, зеленый, коричневый и черный. У черного пояса шесть степеней. Цвета поясов отличаются от принятых в традиционных боевых искусствах и определяются требованиями наставления по камуфляжу полевого обмундирования, Сам пояс имеет черную пряжку с эмблемой МП США и носится как брючный ремень боевой полевой формы.

Тренировки по ПБИМП новобранцы начинают в учебном центре, и выйти из него морскими пехотинцами они смогут, когда сдадут экзамены на право получения Желто-коричневого пояса . Под руководством инструктора по боевым искусствам новобранцы должны изучить соответствующую программу, состоящую из основ и 32 приемов, за 27,5 ч и еще 7 ч посвятить закреплению полученных навыков.

Основные требования на этом этапе сводятся к умению показать стойку и передвижения в стиле бокса, продемонстрировать свои ударные поверхности на руках и ногах, указать точки поражения на теле противника, продемонстрировать упражнения на растяжку, а также упражнения по укреплению мышц тела (обмен ударами в грудь, живот, по рукам и ногам с партнером).

В комплекс для получения желто-коричневого пояса включены: все удары в стиле бокса; падения и кувырки; все удары штыком и прикладом; участие в штыковых боях с боксерской палкой, имитирующей винтовку со штыком, один на один, один против двоих, двое против двоих; удары ладонями, кулаками и локтями в стиле карате; удары ногами и коленями, приемы удушения; бросок подножкой; защита: от ударов ногой и рукой, от удушения сзади, от захвата головы или поверх рук, от захвата винтовки, когда боец стоит в оцеплении; болевые приемы на руку и кисть; удары ножом, применение подручных предметов в бою.

Далее следуют 14 тем, по которым проводятся теоретические занятия. В список тем входят: «Распознание и предотвращение самоубийства сослуживца», «Основы науки управления», «Предотвращение и последствия сексуальных приставаний» (немедленное увольнение из ВС, то же и на гражданской работе), «Борьба с употреблением наркотиков», «МП за равные возможности для всех», «Личная боевая готовность и боевая готовность членов семьи», «Братские взаимоотношения между военнослужащими», «Сексуальная ответственность». У кандидатов на получение желто-коричневого пояса есть послабление: отсутствует дисциплина «Интеллектуальная подготовка» — она заменена общением с сержантами-инструкторами.

Серый пояс (29+14 ч) морские пехотинцы должны получить во время обучения военно-учетной специальности (ВУС) в учебных батальонах. Для этого потребуется 29 ч плюс 14 ч на повторение приемов желто-коричневого пояса и совершенствование. Для авиационных специалистов и представителей тыловых служб (музыканты, повара и т. д.) достаточно такого пояса. Но никто не запретит морскому пехотинцу продолжать совершенствоваться по ПБИМП дальше, так как наличие пояса высокого ранга способствует продвижению по службе.

Зеленый пояс (30+21 ч) необходим танкистам, артиллеристам, связистам, саперам — всем, кроме пехотинцев. Он обеспечивает получение звания младшего капрала в тыловых подразделениях.

Коричневый пояс (35+28 ч) — это минимум, который требуется в пехоте и разведке. Командование МП считает, что разведчик не всегда обязан вступать в ближний бой с противником, а пехотинец «должен сблизиться с противником и уничтожить его в рукопашном бою». В других родах войск, кроме пехоты, такой пояс является основанием для получения звания капрала.

Обладатель Черного пояса 1-й степени (34,5+35 ч) может претендовать на звание сержанта. Все носители черных поясов должны принимать участие в соревнованиях по боевым искусствам, проводимых гражданскими спортсменами. 2-ю степень можно получить через год, 3-ю и 4-ю — через три, а 5-ю и 6-ю — через пять лет. Звание лейтенант соответствует черному поясу 2-й степени, капитан — 3-й степени, майор — 4-й степени, подполковник и выше — 5-й и 6-й степеням. Соответственно распределяются звания сержантского состава. Кроме того, для получения 5-й и 6-й степеней надо иметь разряд по карате, дзюдо, самбо, айкидо или другим бросковым и ударным видам спорта.

Тренировки проводятся в основном в боевой форме, включающей: шлем, бронежилет, разгрузочные ремни, две фляги в чехлах, два подсумка для шести магазинов к винтовке М16А2 или для магазинов к пистолету М9, чехол с перевязочным пакетом. Защитное снаряжение (капы, раковины, очки, щитки) надевается обязательно.

Еженедельно на физическую подготовку отводится от 3 ч в тыловых подразделениях до 5 ч в боевых, а на занятия по ПБИМП — 2 ч. Комендант МП в своем приказе отмечал, что морские пехотинцы должны также самостоятельно тренироваться во время перерыва на обед, после службы (с 16.00 у всех, кто не в наряде — в свободное время) и в выходные дни. Тренировки проводятся под руководством инструкторов боевых искусств. Ими могут стать младшие командиры, начиная с младшего капрала, имеющие зеленый пояс. Принято, что обладатель пояса более высокой степени может быть инструктором для тех военнослужащих, кто имеет пояс низшей степени. Инструкторами становятся после 40 ч обучения и получения сертификата, считающегося действительным в течение трех лет. Минимальное количество часов тренировок в год, которые должен провести инструктор, 30. Иначе его лишают лицензии. Черные пояса могут быть сертифицированы на инструкторов боевых искусств.

Проведение занятий по ПБИМП регламентируется несколькими наставлениями. Наиболее сложное занятие — это преодоление боевого курса, длина которого 12 км. На курс выходят по две команды, которые соревнуются между собой в том, кто быстрее пройдет тропу и при этом наберет меньше штрафных очков. У каждой команды своя дорожка с препятствиями. Боевой курс начинается с ускоренного спуска с вышки по канату. После этого половина команды надевает лапы, другие перчатки и выполняет 10 всех видов ударов каждой рукой. Затем члены команды меняются ролями.

Закончив упражнение, группа ускоренным ходом направляется к следующему учебному месту. В пути по заданию инструктора она выполняет перестроения, преодолевает проволочные заграждения ползком на четвереньках. Открытые участки местности, дороги пересекаются, как в боевой обстановке. Таким образом осуществляются все перемещения между учебными местами.

Следующее упражнение — зачистка дома с применением боевых гранат. Дом (несколько комнат без крыши) сделан из старых автомобильных покрышек. Для обстрела помещений применяются холостые патроны.

Новое учебное место — полоса штыкового боя. У каждой команды своя дорожка, где выставлены мишени — старые покрышки с закрепленной на подвижном шарнире палкой, имитирующей оружие, которое надо отбить, а затем выполнить прием атаки. Пробежав полосу, морской пехотинец возвращается к старту. После того как все члены команды пройдут полосу, все вместе они делают это еще раз «лягушачьими» прыжками.

На новом месте команда снова выполняет по 10 ударов всех видов руками. Далее следует полоса препятствий, между которыми находятся минные поля с минами нажимного и натяжного действия. При» этом натяжные мины надо обойти, а мины, заглубленные в землю, обнаружить с помощью импровизированных щупов. Если учебная мина сработает, то команде начисляют штрафные баллы, а «раненого» надо оттащить в конец полосы препятствий. Между препятствиями установлены доты, которые надо обнаружить и тактически грамотно атаковать, используя холостые патроны и учебные гранаты. В конце полосы препятствий оборудованы котлованы для борьбы. Здесь каждому нужно выполнить все виды бросков (их три) по 10 раз, после чего команда должна взять бревно и отнести его на следующее учебное место.

Далее идет переправа через реку, пруд или озеро на импровизированных плавательных средствах. После выхода из воды предусмотрена схватка с членом противоположной команды в течение 1 мин, а затем переправа через реку по одному канату методом «сверху». После ее завершения оружие ставится в козлы, морские пехотинцы получают коробки с продуктами и канистры с водой, которые необходимо доставить «беженцам». По дороге «голодные беженцы» нападают с целью отобрать еду и питье. Команде необходимо, используя приемы, не допускающие нанесение телесных повреждений, предотвратить захват продуктов и доставить их на место. Затем предстоит преодолеть еще одну переправу, но уже по двум канатам, после чего каждый пехотинец выполняет шесть раз приемы освобождения от удушающих захватов.

К новому учебному месту команда движется ползком, а затем соревнуется с другой командой в штыковом бою. Далее каждый участник с разбегу прыгает на висящий над канавой вертикальный канат и должен силой инерции перенестись через канаву, влезть на корабельную грузовую сеть и спуститься вниз по водосточной трубе. Здесь команда получает «раненого», которого надо обработать и отнести на носилках в «санитарную» часть. Переместившись на новое учебное место, команды должны будут встретиться в штыковом бою в траншее. Затем необходимо преодолеть без оружия заполненный водой подземный тоннель. При преодолении тоннеля курсант пользуется направляющим канатом. По выходу из него запланирована схватка с членом противоположной команды в течение 1 мин. Задача — без применения ударов повалить противника на землю. Далее команды ползком преодолевают оборону противника, атакуя доты и другие укрепленные точки с применением учебных гранат и холостых патронов. Надев защитное снаряжение, члены команд, вооружившись импровизированным оружием, встречаются друг с другом в рукопашной схватке. Отсюда тактическим передвижением команды, преодолевая препятствия, направляются на новое учебное место, где им предстоят учебные схватки со штык-ножами один на один.

Следующее учебное место называется «Косово». Это трехверевочный мост через водную преграду. Перед тем как его пересечь, члены команд надевают страховочные пояса и получают по цинковой банке с патронами, которые необходимо доставить на другую сторону. На другой стороне курсанта встречают несколько «сербов», желающих переправиться на «албанскую» сторону. Нужно, применяя приемы с оружием и без оружия, остановить их. Затем каждый член команды получает пару лотков с 81-мм минами, которые необходимо доставить на новое учебное место. Прибыв туда, они надевают защитное снаряжение и вступают в рукопашную схватку с представителями другой команды, применяя при этом «боксерские» палки.

Затем курсантам снова предстоит спуск по канату с высокой башни, после чего — борцовская схватка в течение 1 мин. Далее, преодолевая препятствия, они перемещаются к учебному месту под названием «Ку-Чи». Это система подземных тоннелей и комнат, которые необходимо преодолеть по очереди каждому члену команды. Исторически с данными препятствиями МП столкнулась в 60-70-х годах в Южном Вьетнаме. Конкретно тоннель «Ку-Чи» был проложен под штабом 25-й пехотной дивизии. В тоннеле попадаются мины, ловушки, ставятся газовые и дымовые завесы, создаются шумы. Часть пути надо преодолеть в противогазе. По выходу из тоннеля каждый курсант встречается с инструктором в боксерском поединке с задачей выстоять в течение 1 мин.

Закончив боксерские бои, члены команды обвязываются веревкой и бегом устремляются на вертолетную площадку. Здесь они освобождаются от веревки и выполняют по 10 падений вперед, назад и в стороны. Пространство перед зоной падения опыляется перцовым газом, что заставляет курсанта делать прыжок перед падением. Затем команды экипируются защитным снаряжением и встречаются один на один в «октагоне» (деревянный сарай с двумя воротами и горизонтальной щелью по периметру), где проводятся рукопашные бои с боксерскими палками, имитирующими винтовки со штыком. Несмотря на защитное снаряжение, при отсутствии четкого контроля боксерской палкой можно нокаутировать соперника. Повторные удары при неостановленной схватке могут привести к летальному исходу.

Последнее учебное место — стрельбище. Команды снимают приспособления для стрельбы холостыми патронами, получают боевые патроны и выдвигаются на огневой рубеж. После выполнения упражнения проводится проверка оружия и сдача неиспользованных патронов.

Тестирование. Для того чтобы получить следующий пояс, претендент должен:
— знать 90 проц. всех теоретических дисциплин;
— овладеть 70 проц. боевых приемов следующего пояса;
— присутствовать на всех теоретических занятиях и дискуссиях, необходимых для получения желаемого пояса;
-полностью пройти программу самообразования;
— провести заданное приказом число часов с целью освоения и закрепления новых приемов и совершенствования старых.

Каждый претендент получает личную карточку учета времени, затраченного на изучение и освоение новых, а также на отработку ранее изученных приемов. Инструктор боевых искусств лично проставляет в карточке номер приема или темы и количество часов, затраченных на его/ее изучение или освоение. Свою запись он подтверждает указанием своего звания и фамилии, закрепляя запись своей подписью. Это позволяет заниматься по программе, находясь в командировках и т. д. Претендент предъявляет квалификационной комиссии свой лист, рекомендацию своего командира, справку о том, что прочел требуемые книги и обсудил их содержание. Все это необходимо для допуска к экзамену. Экзамен начинается с того, что по выбору комиссии претендент должен отлично выполнить по пять приемов из арсенала имеющихся у него поясов. Так, при сдаче на серый пояс нужно продемонстрировать пять приемов, а при сдаче на коричневый- 15. Если прием выполнен технически неправильно, отсутствует скорость, вложение силы, то претендент не допускается к квалификации. Если этот этап преодолен, он должен выполнить все приемы, требуемые для получения желаемого пояса.

Далее следуют теоретические экзамены. Здесь претендент должен не только дать определения, но и уметь доказать, что политика морской пехоты по данному вопросу является единственно верной, справедливой и проверенной годами практикой. После успешной сдачи всех дисциплин ему вручают заработанный пояс и обозначение его ВУС изменяется. Если курсант получил желто-коричневый пояс, то к обозначению его ВУС добавляют три буквы — ММВ, когда он получит серый пояс, обозначение будет ММС и т. д. Кроме того, ему может быть присвоено следующее воинское звание после получения пояса, соответствующего этому званию.

Несомненно, любой из таких видов боевого искусства, как дзюдо, карате, ушу и самбо, содержит куда более богатый и более сложный арсенал приемов по бросковой и ударной технике, чем ПБИМП, но там сражаются в спортивной форме. Занятия по этой программе сопровождаются переноской раненых, боеприпасов, преодолением препятствий, неоднократным повторением приемов. Некоторые методики подготовки к рукопашному бою явно позаимствованы из практики ВДВ.

ПБИМП действует более семи лет. За это время она неоднократно изменялась и улучшалась с целью достижения оптимальных результатов. Программа соединила в единый блок элементы психологической подготовки к бою, повысила морально-этический уровень морских пехотинцев, улучшила боевую и физическую подготовку. Командование ВМС также приняло подобную программу для своих санинструкторов, которые традиционно оказывают медицинскую помощь морским пехотинцам на плацдарме высадки десанта. Командование МП считает, что ему удалось разработать программу обучения современному, именно боевому искусству, которое является надежным инструментом в деле воспитания и обучения военнослужащих морской пехоты.

Зарубежное военное обозрение №8 2008 С.62-67

В наступлении особенностями ведения огня из стрелкового оружия являются стрельба с ходу и с коротких остановок

В наступлении особенностями ведения огня из стрелкового оружия являются стрельба с ходу и с коротких остановок, с бронированных машин или в пешем боевом порядке. Эти условия затрудняют выполнение боевых задач, снижают эффективность огня. Большое значение здесь приобретают не только огневые навыки, но и умение личного состава выполнять посадку и высадку из машин, занятие и смену позиций в кратчайшее время, то есть полно использовать маневренные возможности оружия. В наступлении часто приходится действовать на незнакомой местности. Это затрудняет ориентирование, особенно при движении на машинах; усложняются вопросы управления огнем, наблюдения за полем боя и обнаружение целей, определение расстояний до них, целеуказания и корректирование стрельбы. Поэтому особое значение получает самостоятельность солдат в нахождении и поражении целей с учетом положения соседних подразделений, особенно при бое в глубине обороны противника.

Рассмотрим вопрос боевого применения стрелкового оружия по основным этапам действий мотострелковых подразделений в наступлении. В наступлении из положения непосредственного соприкосновения с противником мотострелки располагаются в первой траншее исходной позиции подразделения, а боевые машины - рядом со своими отделениями или на удалении от них до 50 м. Во время огневой подготовки атаки при переносе огня нашей артиллерии в глубину, огнем автоматов и пулеметов поражаются огневые средства и живая сила противника на направлении наступления взводов. Командиры подразделений управляют огнем подчиненных, подавая команды на уничтожение обнаруженных целей отдельным огневым средствам или сосредоточивая огонь отделения (взвода) по наиболее важной цели.

При наступлении с ходу мотострелки в период огневой подготовки атаки выдвигаются к рубежу перехода в атаку в колоннах на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах). С подходом к рубежу перехода в атаку взводы по команде командира роты развертываются в боевой порядок. С этого момента огнем стрелкового оружия через бойницы и поверх люков поражаются цели на переднем крае обороны противника. При подходе к установленному рубежу спешивания (при атаке в пешем боевом порядке) боевые машины пехоты догоняют танки, личный состав ставит оружие на предохранитель, вынимает его из бойниц и подготавливается к спешиванию. После него мотострелковые взводы развертываются в цепь и наступают непосредственно за боевой линией танков. Автоматчики и пулеметчики, действуя в цепи, ведут огонь на ходу и с коротких остановок по противнику в окопах объекта атаки подразделения.

Для удобства ведения огня и лучшего применения к местности солдаты в цепи могут выдвигаться несколько вперед или в сторону, не нарушая общего направления наступления подразделения. При преодолении заграждения перед передним краем обороны противника личный состав мотострелковых подразделений по командам командиров взводов ставит оружие на предохранитель и в колоннах по-два (по-три) вслед за танками по их колеям бегом продвигается по проходам в минно-взрывных заграждениях.

Преодолев их, мотострелки развертываются в цепь, открывают массированный огонь из своего оружия и стремительно атакуют противника. Огонь солдаты ведут, как правило, самостоятельно выбирая цель на участке опорного пункта противника, указанного командиром перед атакой. Приблизившись траншее противника на 25-40 метров, личный состав забрасывает его гранатами, уничтожает огнем в упор из автоматов, пулеметов, пистолетов и безостановочно продолжает атаку в указанном направлении.

При атаке на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах), их боевая линия действует за танками на удалении 100-200 м. Пулеметчики и автоматчики ведут огонь через бойницы (поверх люков) по целям на переднем крае обороны противника в промежутке между своими танками. Дальность эффективного огня стрелкового оружия с коротких остановок составляет 400 м, с ходу 200 м. Для стрельбы используются патроны с бронебойно-зажигательными и трассирующими пулями (в соотношении три к одному), особенно для поражения огневых средств, в первую очередь противотанковых. Вслед за танками боевые машины врываются на передний край обороны противника и, используя результаты огневого поражения, быстро наступают в глубину.

При бое в глубине обороны противника продвижение подразделений происходит неравномерно, поэтому огонь из стрелкового оружия обычно приходится вести в промежутки и из-за флангов своих подразделений. При этом необходимо соблюдать правила стрельбы, которые обеспечивают безопасность своих войск. Так, обязательным правилом ведения огня из-за флангов являются два условия.

Во-первых, наименьший угол между направлениями на цель и ближайшим флангом своих войск должен быть 50 тысячных, чтобы исключить прямое попадание пуль в свои войска из-за ошибок в прицеливании и бокового рассеивания. Во-вторых, при удалении своих войск впереди стреляющих до 200 м цель надо выбирать на дальности не менее 500 м. Это необходимо, чтобы исключить попадание пуль в свои войска в случае возможных рикошетов. Стрельба из-за флангов допускается только с места.

В наступлении на труднодоступных участках местности, где мотострелки действуют впереди танков, из стрелкового оружия в первую очередь должны поражаться противотанковые гранатометы, безоткатные орудия и другие противотанковые средств ближнего боя. Направленным огнем автоматов и пулеметов следует обстреливать кустарники и различные маски, за которыми можно предположить наличие огневых средств.

При контратаке противника огонь из стрелкового оружия ведется во взаимодействии с огнем танков и боевых машин пехоты. Автоматчики и пулеметчики уничтожают группы пехоты и расчеты огневых средств, начиная с дальности 800 м (сосредоточенным огнем отделений). Снайперы поражают офицеров, расчеты ПТУР и другие важные цели. Затем разгром противника завершается атакой. При этом огонь из стрелкового оружия ведется на ходу по его залегшим и отходящим группам.

При преследовании мотострелки обычно занимают места в боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) и ведут огонь из своего оружия через бойницы (поверх люков) по группам пехоты и противотанковым средствам с ходу и с коротких остановок.

При действии мотострелковых подразделений в составе тактических воздушных десантов, стрелковое оружие может применяться в полете, например, из вертолетов по наземным целям. С приближением десанта к площадке приземления противник на ней уничтожается огнем бортового вооружения, а с дальности 400-500 м и огнем стрелкового оружия через смотровые окна и входные двери вертолета.

Организация и тактика пехоты

Тактика пехоты в обороне

В обороне наиболее полно могут быть использованы возможности стрелкового оружия, так как огонь, как правило, ведется с подготовленных позиций из устойчивых положений. Заранее намечаются рубежи открытия огня и определяются дальности до ориентиров и местных предметов, рассчитываются поправки в исходные установки прицельных приспособлений на условия стрельбы, пристреливаются участки сосредоточенного огня подразделений, уточняются на местности полосы и секторы обстрела и задачи наводчикам пулеметов, автоматчикам, гранатометчикам и всем командирам расчетов других огневых средств. Опорные пункты оборудуются в инженерном отношении, подготавливаются основные и временные (запасные) позиции для стрельбы; патронные ленты и магазины снаряжаются патронами с необходимыми видами пуль. Все это позволяет надежно поражать наземные цели на предельных дальностях эффективного огня: из пулеметов и сосредоточенным огнем мотострелковых отделений - до 800 м, из автоматов - до 500 м, а также успешно вести борьбу с воздушными целями на малых высотах.

До начала наступления противника во взводах назначаются дежурные огневые средства, личный состав которых находится в постоянной готовности к открытию огня. Днем дежурные средства занимают временные или запасные позиции. С них поражаются огнем стрелкового оружия отдельные группы противника, пытающиеся вести разведку или инженерные работы. Снайперы уничтожают офицеров, наблюдателей, снайперов противника в его расположении.

Ночью две трети личного состава каждого отделения мотострелковых взводов находятся на позиции в готовности к открытию огня с ночными прицелами или по освещенным целям. Для стрельбы ночью ленты и магазины снаряжаются патронами с обыкновенными и трассирующими пулями в соотношении 4:1. Заранее, до подхода противника, намечаются рубежи открытия огня для каждого вида оружия, подготавливаются участки сосредоточенного огня подразделений. Расстояния до них не должны превосходить дальности эффективного огня по наступающей живой силе противника. Весь личный состав подразделений должен знать на местности в своих полосах и секторах стрельбы рубеж 400 м перед передним краем: в полосе этого рубежа подготавливается фронтальный, фланговый и перекрестный огонь.

С переходом противника в атаку на бронированных машинах без спешивания, его бронецели уничтожаются огнем танков, боевых машин пехоты и противотанковых средств. Огнем стрелкового оружия поражается пехота и экипажи, покидающие подбитые машины. В случае приближения бронированных машин противника на расстояние до 200 м из стрелкового оружия может вестись огонь по их смотровым приборам. При атаке противника в пешем порядке огнем из пулеметов и автоматов пехота противника отсекается от танков и уничтожается совместно с приданными подразделению огнеметами и другими средствами. С рубежа 400 м от переднего края обороны из автоматов с подствольными гранатометами по командам командиров отделений поражают наступающую пехоту гранатами. По мере приближения противника к переднему краю огонь всех видов оружия доводится до наивысшего напряжения.

Противника, ворвавшегося в опорный пункт, уничтожают огнем в упор, гранатами и в рукопашной схватке штыком и прикладом, огнем из пистолетов. На всех этапах боя командиры управляют огнем своих подразделений, ставя огневые задачи, подавая команды и установленные сигналы на сосредоточение и переносы огня. При этом важнейшее значение имеет умение солдата самостоятельно выбирать наиболее важные цели и открывать по ним огонь с дальности, обеспечивающей их надежное поражение, а также умело корректировать огонь. Командиры подразделений должны вовремя применять маневр огнем, сосредоточивая большую часть огневых средств для поражения противника на угрожаемом участке, или рассредоточивая огонь по нескольким важным целям. При налетах авиации часть средств мотострелковых взводов с менее угрожаемых участков могут вести сосредоточенный огонь по вертолетам и самолетам на дальностях до 500 м, а по вертолетам в положении зависания до 900 м. Отметим, что для успешного использования стрелкового оружия в обороне, как и в других видах боя, важное значение имеет своевременное пополнение боеприпасами, снаряжение патронами лент к пулеметам и магазинов к автоматам и ручным пулеметам.

Поделиться: