Либеральная модель. Либеральная модель соц

Важнейшие признаки социального государства

1.Демократическая организация государственной власти.

2.Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

3.Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4.Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5.Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6.Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7.Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8.Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9.Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10.Закрепление формулы "социальное государство" в конституции страны (впервые это было сделано в Конституции ФРГ в 1949 г.).

Либеральная модель социального государства: достоинства и недостатки

Существует несколько моделей социального государства.



Одна из них - либеральная модель. Либеральная модель рассматривает рынок как наиболее эффективную сферу организации взаимодействия людей, на основе частной собственности и свободы предпринимательства. Высокий уровень жизни обеспечивается в основном за счет двух источников: трудовых доходов и доходов от собственности, отсюда вытекает довольно значительная дифференциация доходов по их величине. Предполагается, что люди могут существовать в обществе и без социального обеспечения. Выплачиваемые пособия должны быть не высокими, чтобы не подавлять «склонности» к труду. Одновременно на правительства возлагается определенная ответственность за социальное обеспечение граждан, которая реализуется преимущественно в виде социальных программ. Такая модель используется в США, Англии и других странах.

Либеральная модель имеет свои достоинства.С одной стороны,она формирует сильную личность,способную противостоять жизненным трудностям. С другой-эта модель безжалостна:нищий,например, здесь является жертвой собственной лености и безнравственности.

Особенности корпоративной модели социального государства

Германия, Франция, Италия, Бельгия и Австрия

Данная модель предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности. Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе.

В отличие от социал-демократической модели корпоративная модель базируется на принципе личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и положение близких. Поэтому здесь самозащита, самообеспечение играют существенную роль. В основе самозащиты лежит трудовая деятельность и механизмы солидарной самозащиты – социальное страхование. Система устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью и длительностью трудовой деятельности.

Поэтому более высокий уровень социальной защиты (в рамках социального страхования) может рассматриваться как награда за труд и сознательность.

Страной, где максимально полно реализованы принципы корпоративной модели, является Германия, которая вообще первой в мире ввела систему социального страхования еще в 80-е годы XIX века

Итак, корпоративная модель построена на взаимных обязательствах наемных работников и работодателей, на принципе трудового участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и на предпочтении реабилитации по сравнению с выходом на пенсию, чтобы не допускать досрочного ухода в связи с утратой трудоспособности.

Корпоративная модель - она предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.

Общественная (социал-демократическая) модель социального государства: проблемы и решения

Главной особенностью этой модели является всеобщность (универсализация) социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспеченного государством. Модель отличается высокой ролью государства в обобществлении доходов и общенациональными социальными механизмами управления. Государство обеспечивает высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг (в том числе бесплатное медицинское обслуживание, образование и т. п.).

Социал-демократическая модель социальной политики основана на концепции «солидарности» (социальная защита – это дело всего общества, а не отдельно взятых индивидуумов) и «социального гражданства» (требование равенства в социальной защите выше либерального требования типа «пусть каждый сам заботится о своем благосостоянии и обеспечении»).

Экономическая основа этой модели – эффективное производство, полная занятость, сильные объединения работодателей и профсоюзов и договорные отношения между ними, которые контролируются государством, высокий уровень перераспределения общественного продукта. Социальная политика финансируется государством из бюджетных средств (через систему налогообложения). Государство обеспечивает реализацию гарантированных прав и действий социальной защиты и несет ответственность за активное функционирование различных негосударственных социальных служб. Это возможно при наличии сильного и децентрализованного управления.

Можно определить ряд принципов социальной защиты, характерных для социально-демократической модели:

1. Все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности; общество не может отказаться от слабых элементов и должно предоставить им возможность удовлетворения своих потребностей.

2. Социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах. Если же клиенты не в состоянии нести за себя ответственность, они могут быть принудительными.

3. Социальная защита должна быть непрерывной, всесторонней, адекватной социальным рискам, охватывать все сферы жизни человека.

4. Социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Такой подход помогает преодолеть разрыв в физических и в социальных возможностях как «слабых» групп, так и всего общества. В частности, все должны иметь равную возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.

5. Реализуя базовую идею шведской модели – национальную солидарность, правительство не только обеспечивает равную защиту интересов всех членов общества, но и добивается относительного снижения благосостояния отдельных групп населения.

Швеция, Норвегия, Финляндия

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Контрольная работа по Основам социального государства

Модели социального государства

Говоруха Оксана Викторовна

Железнодорожный 2014

Введение

Глава 1. Сущность социального государства

Глава 2. Модели социального государства

1 Либеральная модель

2 Консервативная модель

3 Корпоративная модель

4 Социал-демократическая модель

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Под социальной политикой многие сегодня понимают лишь государственную поддержку наименее защищенных групп населения, тем самым считая социальную политику как социальную защиту и социальное обеспечение населения.

Социальная политика охватывает деятельность органов власти, направленную на регулирования положения, отношений и взаимодействия основных элементов социальной структуры общества. Функции социальной политики заключаются в согласовании долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с интересами общества в целом. Тогда социальная политика не сводится только к отдельной узкой функции государства, направленной исключительно некоторые группы общества. Ее сущность основана на регулировании государством комплекса универсальных социальных отношений, складывающихся в обществе, и в обеспечении условий для полноценного развития всех социальных групп и граждан общества.

Таким образом, социальную политику можно определить как целенаправленную деятельность государства, которая призвана обеспечивать повышение уровня социальной справедливости в обществе и создание равных условий для развития и реализации потенциала каждого его члена. Государство в цивилизованном обществе является центральным, но не единственным субъектом социальной политики. Его роль подкрепляется ролью множества институтов гражданского общества, которым государство делегирует ряд функций. Уникальность роли государства состоит в том, что оно несет ответственность за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, общества в целом. Это обусловлено самой природой государства, как единственного политического и правового субъекта, обладающего всем спектром властных полномочий.

Идея социального государства, сформулированная международным сообществом для современного типа рыночной экономики, заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, выполнении комплекса социально - защитных функций, создании условий для развития гражданского общества.

В развитых странах мира с рыночной экономикой сложились различные модели социальных государств и, соответственно, различные механизмы реализации социальной политики. Среди них можно выделить четыре основных модели: либеральную, консервативную, корпоративную и социал-демократическую. Они отличаются друг от друга ролью и степенью участия в реализации социальной политики, во-первых, трех ее основных субъектов - государства, корпорации, личности, а во-вторых - иных институтов гражданского общества. В основе каждой из моделей социального государства лежит свой базовый принцип, который вытекает из соотношения доли участия в реализации социальной политики ее основных субъектов.

В данной работе подробно рассматривается каждая из моделей социального государства.

Глава 1. Сущность социального государства

Социальное государство - закономерный этап эволюционного развития государственных форм общественного устройства. На современном этапе исторического развития человечества социальное государство является одним из высших достижений цивилизации в сфере государственного устройства и призвано воплощать в жизнь общечеловеческие гуманистические ценности. Социальное государство целесообразно соединяет принципы свободы и правовой законности для обеспечения благополучия личности и процветания общества в целом.

Для социального государства ключевой идеей является идея социального гражданства и социальных прав. Социальное гражданство - это аспект юридического гражданства, который выражается в том, что человек, получая гражданство, вместе с ним приобретает право пользоваться всеми привилегиями и защитными механизмами, которое государство предоставляет в социальной сфере. Социальным правам придается такой же правовой статус, как и правам собственности. Эти права предоставляются на основе гражданства, независимо от качества и результатов деятельности.

В то же время нельзя оценивать социальное государство только с точки зрения гарантируемых им прав. Необходимо учитывать, каким образом деятельность государства переплетена с ролью рынка и семьи в социальном обеспечении, насколько благодаря деятельности социального государства уменьшается зависимость каждого индивидуума - гражданина от рынка.

Идея признания за каждым гражданином социальных и экономических прав и необходимости их защиты со стороны государства возникла на волне резкого обострения отношений труда и капитала. Многомиллионные массы людей наемного труда нуждались в защите от эксплуатации со стороны работодателей. Такую защиту могло обеспечить только государство. Это стало возможным благодаря появлению в конце XIX - начале XX веков социального законодательства, т.е. совокупности определенных законов, которые давали гражданам гарантии в некоторых сферах жизни. Например, законы о медицинском страховании, пенсионном обеспечении, семейных пособиях. Данные законы были приняты во многих странах Европы, США, СССР и других странах. Кроме того, начиная с 70-х годов XX века, социальное законодательство стало одной из важных частей международного права. Например, в рамках Евросоюза было создано и действует общеевропейское социальное законодательство - Европейская социальная хартия. Организация Объединенных Наций приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Можно выделить ряд факторов, определяющих степень социальности государства:

первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства;

обеспечение реальных равных прав, равных условий и гарантий для свободного устройства каждым членом общества совей жизни, сопровождающихся наличием личной ответственности за свою судьбу;

социальная сбалансированность в обществе, отсутствие разрывов в социальной структуре и поляризация в уровне жизни различных групп населения;

наличие условий для самообеспечения экономически активной части населения и развитых систем социальной помощи слабым;

присутствие сильных демократических политических институтов;

наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования и субъектов социальной ответственности, их экономическая и социальная эффективность;

развитое гражданское общество и местное самоуправление;

высокий уровень благосостояния, качества жизни населения и развития человеческих ресурсов.

В современном мире идея социального государства представлена тремя основными моделями, которые различаются как объемами государственных расходов, так и тем, насколько зависит индивидуум от рынка, исходя из уровня предоставляемых ему государством социального обеспечения и услуг.

1 Либеральная модель

Социальное государство либерального типа - это государство, гарантирующее сохранение минимальных доходов и достаточно высокое качество пенсионного и медицинского обслуживания, образования, жилищно- коммунального обеспечения населения. Но не для каждого гражданина. Либеральное государство - это государство социальных услуг, социального страхования и социальной поддержки. Такое государство берет на себя заботу только о социально уязвимых и обездоленных членах общества. Главный акцент делается не на вопросах безвозмездных социальных гарантий, а на защите индивидуальной экономической, личной свободы и достоинства человека. Сторонники либеральной модели социального государства исходят из того, что либеральная социальная политика и высокий уровень законности в обществе гарантируют устойчивое развитие общества. Своевременно улаживание возникающих конфликтов гарантирует устойчивое развитие отношений солидарности, партнерства и социального спокойствия. Высокий уровень жизни людей обеспечивается за счет трудовых доходов и доходов от собственности. Государство берет на себя обязанность только восполнять гражданину недостаток социальных благ, если этого не могут сделать рыночные структуры, общественные объединения и семья. Таким образом регулирующая роль государства сведена до минимума. Его деятельность в вопросах социальной политики заключается в установлении размера и выплате пособий. В таких странах существует много благотворительных организаций, частных и религиозных фондов помощи нуждающимся, церковных общин. Действуют различные федеральные программы помощи бывшим заключенным, национальным меньшинствам и т.д. Существует развитая система социального страхования, включающая в себя медицинское страхование частными фирмами и государством, пенсионное страхование, страхование работников от несчастных случаев и т.д., которая снимает значительное бремя расходов с государственного бюджета. Но такой вид услуг доступен не всем гражданам из-за его дороговизны.

Либеральная модель не предполагает достижение социального равенства, но, тем не менее, существует поддержка малообеспеченных слоев населения. Система социального обеспечения не подрывает трудовую мотивацию граждан, т.е. человек должен прежде всего своим личным трудом улучшать свое благосостояние. Перераспределение благ основывается на принципе признания за гражданином права на минимально достойные условия жизни. Существует нижняя граница благосостояния, и она очерчивает объем гарантируемых для всех прав.

Примером стран с либеральной моделью являются Австралия, Канада, США.

2 Консервативная модель

«В основе данной концепции лежит утверждение о том, что всеобщее благоденствие в индустриальных странах Запада уже достигнуто. Остальные же страны рано или поздно встанут на аналогичный путь экономического и социального развития или окажутся аутсайдерами навсегда».

Главная мысль заключается в том, чтобы мирно проводить публичную политику с такой эффективностью, которая постепенно выводит экономику и социальную сферу на уровень потребностей и интересов большинства граждан. Речь идет о разумных потребностях, которые соответствуют возможностям государства.

При такой модели социального государства осуществляется прагматичный подход к предоставлению государством социальных услуг. Это позволяет сконцентрироваться на решении насущных, острых социальных проблем.

Основной задачей государства становится обеспечении всем гаржданам равных стартовых условий и возможностей для развития. Фундаментом консервативной политики служит идея партнерства между государством, частным сектором, общественными и благотворительными организациями В экономической сфере господствует принцип смешанной экономики, которая создает социальное рыночное хозяйство. Оно обеспечивает личную свободу, предупреждает концентрацию экономической власти, развивая конкуренцию и помощь самым нуждающимся группам населения. Социальная политика должна состоит не в том, чтобы все большее число бедных обеспечить лучшим, а в том, чтобы устранить причины бедности, которые носят структурный характер и не могут быть ликвидированы только политикой распределения.

В консервативном социальном государстве существует широкий охват различных групп населения многообразными формами социальной защиты, высокий уровень социальных гарантий, когда сумма выплат действительно обеспечивает реализацию целей, для которых они предназначены (жилье, образование). Частное социальное страхование играет гораздо меньшую роль, чем в либеральной модели. Государство готово заменить рынок там, где он не может обеспечить благосостояние граждан. Однако социальные гарантии в консервативном социальном государстве зависят от социального статуса индивида, и многие социальные обязанности перекладываются на семью. Государство вмешивается только тогда, когда возможности семьи исчерпаны. На такую модель ориентированы Великобритания и Япония.

Например, в Японии в основе социальной политики лежит принцип обеспечения равенства возможностей, удержание низкого уровня безработицы, активного создания рабочих мест, сокращения дифференциации доходов. Японское государство ведет политику широкомасштабных инвестиций в социальную сферу. Материальной базой активной социальной политики служит перераспределение богатства. Это осуществляется за счет введения налога на богатство, который может составлять до 80 % от совокупного дохода. В Японии нет слоя сверхкрупных собственников и один из самых низких уровней бедности в мире.

3 Корпоративная модель

Социальное государство корпоративного типа - это государство, которое берет на себя ответственность за благополучие своих граждан, но при этом большую часть социальных обязанностей делегирует в частный сектор, принуждая его к участию в реализации государственных социальных программ. При этом получается, что значительную часть социальной заботы о своих работниках берут на себя непосредственно сами предприятия и организации - оплачивают расходы на обучение персонала, реализуют программы пенсионного обеспечения, берут на себя оплату медицинских и других социальных услуг. Эта модель успешно реализуется в Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Ирландии, Нидерландах, Франции.

4 Социал-демократическая модель

В таком государстве граждане имеют равные возможности для удовлетворения не только своих материальных потребностей, но и запросов духовной жизни. Государство обеспечивает гражданские, политические, экономические и социальные права, рассматривает сближение доходов и жизненных возможностей в качестве главного материального и правового условия свободы каждого гражданина. Ведущий принцип в таком государстве: государство и экономика существуют для людей, а не наоборот. Социальная государственная политика не является услугой или милостью власти, это - прямая обязанность государства. Именно такая модель социального государства существует в ряде скандинавских стран - в Дании, Норвегии, Швеции.

Социал-демократическая модель социального государства предназначена для того, чтобы уничтожить нищету, стимулировать экономический рост каждого индивида, развить социальную интеграцию и поощрить альтруизм в обществе. Социал - демократическая модель отвергает мысль о всесилии рынка, как регулятора общественно - экономических процессов. Она выступает за интервенционистскую политику государства в социальных вопросах.

Чтобы достичь этой цели, социальные услуги должны предоставляться на универсальной, бесплатной для всех основе, а не в зависимости от нуждаемости граждан. Тем не менее, учитывается уровень доходов и адресное предоставление услуг. Модель ориентирована на предупреждающую социальную политику, в рамках которой проводят политику полной занятости населения, смягчающей трудности финансирования пенсионного обеспечения, борются с заболеваниями, вызванными условиями труда, принимают меры, направленные на создание и сохранение «ячеек» общества - семьи, общины и т.д. Это препятствует распространению социальных проблем. Цели проводимой социал - демократами политики состоят в справедливом и равномерном распределении доходов, обеспечении всем гражданам достойных условий жизни, урегулировании отношений между различными общественными слоями и стимулировании экономического роста.

Наиболее ярким примером социал-демократического государства является Швеция. Она представляет собой так называемую «скандинавскую модель». Социальная политика этой страны основана на государственном перераспределении с высокой степенью вмешательства государства в социальные и экономические процессы. Вмешательство государства в Швеции направлено на перераспределение доходов всех слоев населения и создание государства всеобщего благосостояния. Перераспределение осуществляется через налоговую и трансфертную политику с учетом принципа социальной справедливости и уменьшения дифференциации доходов независимо от их источников, доступности социальных благ. Общество благосостояния создавалось путем перераспределения налогов на прибыль, полученную в условиях конкурентной рыночной экономики. В результате функционирования налоговой системы в Швеции разрыв в доходах между различными категориями населения не превышает 1:2. Высокие социальные расходы шведского государства обеспечивают всему населению гарантии социальной защиты.

Заключение

Описанные модели социального государства представляют собой идеальные типы и в чистом виде вряд ли где-то имеют место. В реальности в каждом конкретном государстве присутствуют элементы и либеральной, и корпоративной, и консервативной, и социал-демократической модели, но все же доминирует какая-то определенная одна из них, по которой и можно соотнести ту или иную страну к конкретному типу социального государства.

Выбор конкретной модели осуществления социальной политики всегда зависит от исторических, социокультурных и экономических условий, а также определяется конкретным типом общественно - политического устройства государства, его идеологическими, духовными принципами, особенностями переживаемого исторического этапа. Но в любом случае социальное государство в современных условиях предполагает наличие, с одной стороны, сильного государства, способного нести ответственность за развитие человеческих ресурсов, а, с другой стороны, наличие развитых институтов гражданского общества, способных поставить государство под свой контроль.

Список источников литературы

социальное государство модель

1. Авцинова Г.И. Социально - правовое государство: сущность, особенности становления/ Г.И. Авцинова // Соц. - гуманитар. знания.- 2000.- №3.- С.30 - 104.

Иваненко В.А. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционно- правовые аспекты/ Под. ред. В.А. Иваненко, В.С. Иваненко.- СПб.: Юридический центр пресс, 2003.- 402 с.

Калашников С.В. Социальное государство: эволюция и этапы становления / С. Калашников // Человек и труд.- 2002.- № 10.- С. 47-51.

Охотский Е.В. Социальное государство и социальная политика современной России: ориентация на результат / Е.В. Охотский, В.А. Богучарская // Труд и социальные отношения.- 2012.- № 5 (95).- С. 30-44.

Социальное государство либерального типа - это государство, гарантирующее сохранение минимальных доходов и достаточно высокое качество пенсионного и медицинского обслуживания, образования, жилищно- коммунального обеспечения населения. Но не для каждого гражданина. Либеральное государство - это государство социальных услуг, социального страхования и социальной поддержки. Такое государство берет на себя заботу только о социально уязвимых и обездоленных членах общества. Главный акцент делается не на вопросах безвозмездных социальных гарантий, а на защите индивидуальной экономической, личной свободы и достоинства человека. Сторонники либеральной модели социального государства исходят из того, что либеральная социальная политика и высокий уровень законности в обществе гарантируют устойчивое развитие общества. Своевременно улаживание возникающих конфликтов гарантирует устойчивое развитие отношений солидарности, партнерства и социального спокойствия. Высокий уровень жизни людей обеспечивается за счет трудовых доходов и доходов от собственности. Государство берет на себя обязанность только восполнять гражданину недостаток социальных благ, если этого не могут сделать рыночные структуры, общественные объединения и семья. Таким образом регулирующая роль государства сведена до минимума. Его деятельность в вопросах социальной политики заключается в установлении размера и выплате пособий. В таких странах существует много благотворительных организаций, частных и религиозных фондов помощи нуждающимся, церковных общин. Действуют различные федеральные программы помощи бывшим заключенным, национальным меньшинствам и т.д. Существует развитая система социального страхования, включающая в себя медицинское страхование частными фирмами и государством, пенсионное страхование, страхование работников от несчастных случаев и т.д., которая снимает значительное бремя расходов с государственного бюджета. Но такой вид услуг доступен не всем гражданам из-за его дороговизны.

Либеральная модель не предполагает достижение социального равенства, но, тем не менее, существует поддержка малообеспеченных слоев населения. Система социального обеспечения не подрывает трудовую мотивацию граждан, т.е. человек должен прежде всего своим личным трудом улучшать свое благосостояние. Перераспределение благ основывается на принципе признания за гражданином права на минимально достойные условия жизни. Существует нижняя граница благосостояния, и она очерчивает объем гарантируемых для всех прав.

Примером стран с либеральной моделью являются Австралия, Канада, США.

Консервативная модель

«В основе данной концепции лежит утверждение о том, что всеобщее благоденствие в индустриальных странах Запада уже достигнуто. Остальные же страны рано или поздно встанут на аналогичный путь экономического и социального развития или окажутся аутсайдерами навсегда». Охотский Е.В. Социальное государство и социальная политика современной России: ориентация на результат / Е.В. Охотский, В.А. Богучарская // Труд и социальные отношения. 2012. № 5 (95). С. 30.

Главная мысль заключается в том, чтобы мирно проводить публичную политику с такой эффективностью, которая постепенно выводит экономику и социальную сферу на уровень потребностей и интересов большинства граждан. Речь идет о разумных потребностях, которые соответствуют возможностям государства.

При такой модели социального государства осуществляется прагматичный подход к предоставлению государством социальных услуг. Это позволяет сконцентрироваться на решении насущных, острых социальных проблем.

Основной задачей государства становится обеспечении всем гаржданам равных стартовых условий и возможностей для развития. Фундаментом консервативной политики служит идея партнерства между государством, частным сектором, общественными и благотворительными организациями В экономической сфере господствует принцип смешанной экономики, которая создает социальное рыночное хозяйство. Оно обеспечивает личную свободу, предупреждает концентрацию экономической власти, развивая конкуренцию и помощь самым нуждающимся группам населения. Социальная политика должна состоит не в том, чтобы все большее число бедных обеспечить лучшим, а в том, чтобы устранить причины бедности, которые носят структурный характер и не могут быть ликвидированы только политикой распределения.

В консервативном социальном государстве существует широкий охват различных групп населения многообразными формами социальной защиты, высокий уровень социальных гарантий, когда сумма выплат действительно обеспечивает реализацию целей, для которых они предназначены (жилье, образование). Частное социальное страхование играет гораздо меньшую роль, чем в либеральной модели. Государство готово заменить рынок там, где он не может обеспечить благосостояние граждан. Однако социальные гарантии в консервативном социальном государстве зависят от социального статуса индивида, и многие социальные обязанности перекладываются на семью. Государство вмешивается только тогда, когда возможности семьи исчерпаны. На такую модель ориентированы Великобритания и Япония.

Например, в Японии в основе социальной политики лежит принцип обеспечения равенства возможностей, удержание низкого уровня безработицы, активного создания рабочих мест, сокращения дифференциации доходов. Японское государство ведет политику широкомасштабных инвестиций в социальную сферу. Материальной базой активной социальной политики служит перераспределение богатства. Это осуществляется за счет введения налога на богатство, который может составлять до 80 % от совокупного дохода. В Японии нет слоя сверхкрупных собственников и один из самых низких уровней бедности в мире.

Социальное государство либерального типа - это государство, гарантирующее сохранение минимальных доходов и достаточно высокое качество пенсионного и медицинского обслуживания, образования, жилищно- коммунального обеспечения населения. Но не для каждого гражданина. Либеральное государство - это государство социальных услуг, социального страхования и социальной поддержки. Такое государство берет на себя заботу только о социально уязвимых и обездоленных членах общества. Главный акцент делается не на вопросах безвозмездных социальных гарантий, а на защите индивидуальной экономической, личной свободы и достоинства человека. Сторонники либеральной модели социального государства исходят из того, что либеральная социальная политика и высокий уровень законности в обществе гарантируют устойчивое развитие общества. Своевременно улаживание возникающих конфликтов гарантирует устойчивое развитие отношений солидарности, партнерства и социального спокойствия. Высокий уровень жизни людей обеспечивается за счет трудовых доходов и доходов от собственности. Государство берет на себя обязанность только восполнять гражданину недостаток социальных благ, если этого не могут сделать рыночные структуры, общественные объединения и семья. Таким образом регулирующая роль государства сведена до минимума. Его деятельность в вопросах социальной политики заключается в установлении размера и выплате пособий. В таких странах существует много благотворительных организаций, частных и религиозных фондов помощи нуждающимся, церковных общин. Действуют различные федеральные программы помощи бывшим заключенным, национальным меньшинствам и т.д. Существует развитая система социального страхования, включающая в себя медицинское страхование частными фирмами и государством, пенсионное страхование, страхование работников от несчастных случаев и т.д., которая снимает значительное бремя расходов с государственного бюджета. Но такой вид услуг доступен не всем гражданам из-за его дороговизны.

Либеральная модель не предполагает достижение социального равенства, но, тем не менее, существует поддержка малообеспеченных слоев населения. Система социального обеспечения не подрывает трудовую мотивацию граждан, т.е. человек должен прежде всего своим личным трудом улучшать свое благосостояние. Перераспределение благ основывается на принципе признания за гражданином права на минимально достойные условия жизни. Существует нижняя граница благосостояния, и она очерчивает объем гарантируемых для всех прав.

Примером стран с либеральной моделью являются Австралия, Канада, США.

2 Консервативная модель

«В основе данной концепции лежит утверждение о том, что всеобщее благоденствие в индустриальных странах Запада уже достигнуто. Остальные же страны рано или поздно встанут на аналогичный путь экономического и социального развития или окажутся аутсайдерами навсегда».



Главная мысль заключается в том, чтобы мирно проводить публичную политику с такой эффективностью, которая постепенно выводит экономику и социальную сферу на уровень потребностей и интересов большинства граждан. Речь идет о разумных потребностях, которые соответствуют возможностям государства.

При такой модели социального государства осуществляется прагматичный подход к предоставлению государством социальных услуг. Это позволяет сконцентрироваться на решении насущных, острых социальных проблем.

Основной задачей государства становится обеспечении всем гаржданам равных стартовых условий и возможностей для развития. Фундаментом консервативной политики служит идея партнерства между государством, частным сектором, общественными и благотворительными организациями В экономической сфере господствует принцип смешанной экономики, которая создает социальное рыночное хозяйство. Оно обеспечивает личную свободу, предупреждает концентрацию экономической власти, развивая конкуренцию и помощь самым нуждающимся группам населения. Социальная политика должна состоит не в том, чтобы все большее число бедных обеспечить лучшим, а в том, чтобы устранить причины бедности, которые носят структурный характер и не могут быть ликвидированы только политикой распределения.

В консервативном социальном государстве существует широкий охват различных групп населения многообразными формами социальной защиты, высокий уровень социальных гарантий, когда сумма выплат действительно обеспечивает реализацию целей, для которых они предназначены (жилье, образование). Частное социальное страхование играет гораздо меньшую роль, чем в либеральной модели. Государство готово заменить рынок там, где он не может обеспечить благосостояние граждан. Однако социальные гарантии в консервативном социальном государстве зависят от социального статуса индивида, и многие социальные обязанности перекладываются на семью. Государство вмешивается только тогда, когда возможности семьи исчерпаны. На такую модель ориентированы Великобритания и Япония.



Например, в Японии в основе социальной политики лежит принцип обеспечения равенства возможностей, удержание низкого уровня безработицы, активного создания рабочих мест, сокращения дифференциации доходов. Японское государство ведет политику широкомасштабных инвестиций в социальную сферу. Материальной базой активной социальной политики служит перераспределение богатства. Это осуществляется за счет введения налога на богатство, который может составлять до 80 % от совокупного дохода. В Японии нет слоя сверхкрупных собственников и один из самых низких уровней бедности в мире.

3 Корпоративная модель

Социальное государство корпоративного типа - это государство, которое берет на себя ответственность за благополучие своих граждан, но при этом большую часть социальных обязанностей делегирует в частный сектор, принуждая его к участию в реализации государственных социальных программ. При этом получается, что значительную часть социальной заботы о своих работниках берут на себя непосредственно сами предприятия и организации - оплачивают расходы на обучение персонала, реализуют программы пенсионного обеспечения, берут на себя оплату медицинских и других социальных услуг. Эта модель успешно реализуется в Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Ирландии, Нидерландах, Франции.

3.1 Либеральная модель

Социальное государство либерального типа - это государство, гарантирующее сохранение минимальных доходов и достаточно высокое качество пенсионного и медицинского обслуживания, образования, жилищно-коммунального обеспечения населения. Но не для каждого гражданина. Либеральное государство - это государство социальных услуг, социального страхования и социальной поддержки. Такое государство берет на себя заботу только о социально уязвимых и обездоленных членах общества. Главный акцент делается не на вопросах безвозмездных социальных гарантий, а на защите индивидуальной экономической, личной свободы и достоинства человека. Сторонники либеральной модели социального государства исходят из того, что либеральная социальная политика и высокий уровень законности в обществе гарантируют устойчивое развитие общества. Своевременно улаживание возникающих конфликтов гарантирует устойчивое развитие отношений солидарности, партнерства и социального спокойствия. Высокий уровень жизни людей обеспечивается за счет трудовых доходов и доходов от собственности.

Государство берет на себя обязанность только восполнять гражданину недостаток социальных благ, если этого не могут сделать рыночные структуры, общественные объединения и семья. Таким образом регулирующая роль государства сведена до минимума. Его деятельность в вопросах социальной политики заключается в установлении размера и выплате пособий. В таких странах существует много благотворительных организаций, частных и религиозных фондов помощи нуждающимся, церковных общин. Действуют различные федеральные программы помощи бывшим заключенным, национальным меньшинствам и т.д. Существует развитая система социального страхования, включающая в себя медицинское страхование частными фирмами и государством, пенсионное страхование, страхование работников от несчастных случаев и т.д., которая снимает значительное бремя расходов с государственного бюджета. Но такой вид услуг доступен не всем гражданам из-за его дороговизны.

Либеральная модель не предполагает достижение социального равенства, но, тем не менее, существует поддержка малообеспеченных слоев населения. Система социального обеспечения не подрывает трудовую мотивацию граждан, т.е. человек должен прежде всего своим личным трудом улучшать свое благосостояние. Перераспределение благ основывается на принципе признания за гражданином права на минимально достойные условия жизни. Существует нижняя граница благосостояния, и она очерчивает объем гарантируемых для всех прав.

Примером стран с либеральной моделью являются Австралия, Канада, США.

Сложилась в Великобритании и распространена в странах входивших в Британскую империю. Великобритания состоит из административно-территориальных единиц, в которых формируются выборные органы местного самоуправления - Советы...

Зарубежные модели местного самоуправления

местный самоуправление англосаксонский властный Сложилась во Франции, называется континентальной в противовес “островной” Британской модели. Для Франции характерна высокая степень централизации местного управления...

Зарубежные модели местного самоуправления

В Германии базовой единицей местного самоуправления являются общины. Общины могут составлять город, сельское поселение, несколько поселений...

Англосаксонская модель распространена в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других странах с англосаксонской правовой системой, где местные представительные органы формально выступают автономно в пределах своих полномочий...

Зарубежный опыт организации местного самоуправления в Российской Федерации

Распространена в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия) и в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока, франкоязычной Африки. Является иерархической структурой...

Международный правопорядок и международная законность

Особый интерес представляют широко распространенные в американской литературе взгляды на правопорядок либерально настроенных разработчиков утопических проектов наднационального миропорядка будущего...

Социальное государство либерального типа - это государство, гарантирующее сохранение минимальных доходов и достаточно высокое качество пенсионного и медицинского обслуживания, образования, жилищно- коммунального обеспечения населения...

Модели социального государства

Модели социального государства

Налоги и налогообложение

Одним из представителей данной модели является Великобритания. Её налоговая система сложилась в прошлом столетии, в нее были внесены существенные изменения в процессе реформы 1973 г. В частности...

Налоги и налогообложение

Ярким представителем данной модели является Франция. Систему налогообложения Франции условно можно разделить на три крупных блока: - косвенные налоги, включаемые в цену товара...

Налоги и налогообложение

Рассмотрим особенности данной модели на примере Боливии. В период с 1985 по 2003гг. боливийская система налогообложения претерпела достаточно много изменений и в конце концов по состоянию на начало 2005 года сложилась следующим образом...

Налоги и налогообложение

Представитель этой модели - Россия. Современная российская налоговая система сло-жилась на рубеже 1991-1992 гг., в период политическо-го противостояния, кардинальных экономических пре-образований и перехода к рыночным отношениям...

«В основе данной концепции лежит утверждение о том, что всеобщее благоденствие в индустриальных странах Запада уже достигнуто...

Основные модели социального государства

Социальное государство корпоративного типа - это государство, которое берет на себя ответственность за благополучие своих граждан, но при этом большую часть социальных обязанностей делегирует в частный сектор...

Поделиться: