Атомный черный рынок. "существует черный рынок ядерных материалов" Однако необходимо дальнейшее совершенствование института международного контроля, расширение сферы его охвата

"Die Welt": Много говорят о том, что ядерное оружие может попасть в руки международного терроризма. Насколько реальна такая опасность?

Мохамед Эль-Барадеи (Mohammed Al Baradei): В данный момент такая опасность является потенциальной. Однако существует реальная опасность, что радиоактивный материал может попасть в руки террористов. С его помощью они могут сделать "грязную бомбу". Таким оружием много людей, конечно, уничтожить было бы невозможно, но вызвать большую панику и страх оно в состоянии.

"Die Welt": Насколько большой является опасность того, что определенные ядерные державы могут передать "бомбу" в руки террористов?

Барадеи: Я не знаю ни одного государства, которое было бы готово снабжать террористов ядерным оружием.

"Die Welt": Американская делегация, которая недавно побывала в Северной Корее, сообщала о пропаже 800 ядерных топливных стержней. Вы можете предполагать, что Пхеньян создает ядерное оружие?

Барадеи: Северная Корея уже давно имеет возможности для производства ядерного оружия. Но вероятность того, что режим занимается регенерацией отработавших топливных стержней, сегодня очень велика. Северная Корея считает, что она находится под угрозой, в осаде. Это чувство угрозы вкупе с технологическими возможностями Пхеньяна ставит остро проблему нераспространения ядерного оружия.

"Die Welt": Если Пхеньян действительно принял решение использовать топливные стержни для создания "бомбы", то сколько потребуется для этого времени?

Барадеи: Это зависит от того, есть ли у режима полная документация и начат ли уже сам процесс производства, чего мы не знаем. У Северной Кореи много инженеров и ученых, специализирующихся в области ядерной энергетики. Нельзя исключать, что они определенное время уже работают над этим. Во всяком случае, можно говорить о нескольких месяцах, но не годах.

"Die Welt": Какие выводы Вы сделали из того, что недавно свою ядерную программу открыла Ливия? Можно ли считать, что существует международная сеть, через которую государства и террористические организации могут обеспечивать себя необходимыми средствами для производства оружия?

Барадеи: Ливия подтвердила наши предположения: существует хорошо развитый черный рынок, на котором по всему миру предлагаются ядерные материалы и необходимое оборудование. Масштабы его оказались, однако, больше, чем предполагалось. Кроме того, нас испугало то, насколько отлаженной является эта сеть. Она похожа на сеть организованной преступности и наркокартелей.

"Die Welt": Некоторые наблюдатели утверждают, будто центр этой сети находится в Пакистане.

Барадеи: На этот счет я не могу ничего сказать. Правительство Пакистана расследует случай, когда некоторые ученые якобы оказывали запрещенные услуги в ядерной сфере. Далее оно заявляет, что лишает всех контрабандистов знаний права на занятия в области атомной техники.

"Die Welt": Иран недавно дал Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) согласие на проведение инспекции. Страна в связи с этим призналась, что уже далеко продвинулась в создании атомной бомбы. Для ястребов в США это является доказательством "неэффективности" МАГАТЭ.

Барадеи: Это чепуха. Невозможно инспектировать оборудование для обогащения, если оно используется на лабораторном уровне. Этого не в состоянии сделать ни одна контролирующая система мира. Это ни в коем случае не означает, что Иран использовал договор о нераспространении ядерного оружия, допускающий использование атомной энергии в мирных целях, в качестве прикрытия. Страна в состоянии осуществлять свою военную программу и в рамках, и за рамками договора, и при этом никто об этом не будет знать. Решающим является наличие системы, способной раскрывать ядерные программы, реализация которых находится на стадии производства. Здесь нам нужна любая информация.

"Die Welt": Вас тревожит безопасность старого советского ядерного арсенала?

Барадеи: Да. Это опасное наследство. Из одного этого арсенала можно выкрасть большое количество урана или плутония и, Боже упаси, настоящего оружия. Охрана этих арсеналов оружия - вопрос финансовых средств, а их не хватает.

"Die Welt": Договор о нераспространении ядерного оружия допускает использование атомной энергии в мирных целях, но он позволяет странам без труда выходить на порог обладания атомным оружием. Можно ли договор как-то приспособить к нынешним реалиям?

Барадеи: Имея дело с Ираном, Ираком и Ливией, мы обнаружили, что договор имеет ряд недостатков и лазеек. Они должны быть ликвидированы. Здесь я имею в виду, прежде всего, четыре момента: во-первых, мы должны ограничить право на обогащение урана и плутония в рамках ядерных программ, реализуемых в мирных целях. Во-вторых, мы должны основательно пересмотреть правила контроля над экспортом с тем, чтобы ввести более строгие ограничения на продажу техники и расщепляющихся материалов. В-третьих, МАГАТЭ необходимы более широкие полномочия для осуществления контроля. В-четвертых, мы обязаны пересмотреть оговорку, позволяющую государству на выход из договора в трехмесячный срок. По моему мнению, распространение ядерного оружия должно презираться так же, как рабство или геноцид. Не должно существовать право на передачу атомного оборудования.

"Die Welt": Иран можно заставить открыть свою ядерную программу, а Израиль нет?

Барадеи: Нет. Что касается крупных государств, касается и малых стран. Абсолютная безопасность для одной страны означает, возможно, для другой, абсолютную опасность. Нельзя требовать, чтобы Ливия и Иран отказались от ядерного, химического и бактериологического оружия, а Израилю позволять оставлять все виды оружия, которыми он сейчас обладает.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Возникает и более общий вопрос: что станет с мировым рынком ядерных материалов при установлении фактически фиксированной картельной цены на НОУ через поставки со стороны международных центров? Как гарантировать, что такая картельная цена действительно будет самой низкой и тем самым создаст стимул для отказа импортеров от собственного ЯТЦ? Как исключить возможность превращения концепции «гарантированных поставок НОУ» в инструмент шантажа в руках стран-получателей, нацеленного на получение все больших скидок и привилегий в ядерном сотрудничестве согласно ст. IV ДНЯО? Ведь любая страна теоретически сможет претендовать на такие льготные поставки и новые проекты домов (а возможно, дополнительно и на поставки готового топлива), заявив, что в ином случае она будет создавать собственный топливный цикл.

Создание многосторонних центров ЯТЦ также влечет много сложностей экономического, технического и юридического характера. Будет ли право на получение НОУ или ядерного топлива тем или иным государством зависеть от доли его инвестиций в МЦОУ или же право на импорт будет зависеть только от отказа от собственного ЯТЦ, а цена и объем услуг определяться мировым рыночным механизмом? Иными словами, если какое-либо государство не пожелает инвестировать в МЦОУ за рубежом, будет ли оно иметь право на гарантированные поставки только за отказ от собственного ЯТЦ? Каковы будут экономические отношения между МЦОУ и национальными компаниями, работающими на экспорт, особенно если одно и то же государство будет участником первых и также иметь вторые?

Означает ли это, что гарантированные поставки будущих МЦОУ вытеснят национальные фирмы по обогащению урана исключительно на рынок государств - обладателей ЯТЦ? За счет чего будут возмещаться убытки предприятиям в составе МЦОУ, вызванные гарантированными поставками НОУ по заниженным ценам? Какие члены МЦОУ возьмут на себя обязательства по вывозу на свою территорию, переработке и хранению ОЯТ импортеров?

Нужно также учитывать и то обстоятельство, что монополизация со стороны МЦОУ ключевых элементов ЯТЦ (обогащения урана и переработки ОЯТ) может негативно повлиять на рынок остальных звеньев ЯТЦ - производство уранового концентрата, гексафторида урана и тепловыделяющих сборок для реакторов. Особенно это касается тепловыделяющих сборок, поскольку поставка сертифицированных свежих сборок, а также вывоз и переработка облученных сборок, как правило, технологически и коммерчески тесно увязаны с поставками самих реакторов.

Наконец, успех инициативы постепенной интернационализации топливного цикла, предложенной руководством МАГАТЭ и подразумеваемой планами экспансии МЦОУ, во многом будет определяться прогрессом в вопросе прекращения производства расщепляющихся материалов для военных целей.

Едва ли можно рассчитывать на согласие всех стран, не имеющих ЯТЦ, навсегда связать свою ядерную энергетику с МЦОУ, если страны, обладающие технологиями производства расщепляющихся материалов, включая пять ядерных держав - членов ДНЯО и четыре страны«аутсайдера», не достигнут соглашения о запрете производства расщепляющихся материалов для военных целей, а их обогатительные заводы и предприятия по переработке ОЯТ останутся вне контроля МАГАТЭ.

Данный вопрос в принципе можно решить путем переговоров по Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов в военных целях (ДЗПРМ). Но эти переговоры, как известно, уже несколько лет находятся в глухом тупике на Конференции по разоружению в Женеве из-за военно-стратегических, технических и политических расхождений участников процесса. Перечисленные вопросы требуют объективной, тщательной и компетентной проработки. При этом следует учитывать опыт исследований 70-80-х годов прошлого столетия.

Необходим и анализ имеющихся практических проектов, нацеленных на решение проблемы нераспространения технологий ЯТЦ. В этом отношении представляет интерес строительство российской компанией «Атомстройэкспорт» атомной станции в Иране. В соответствии с межправительственным соглашением Россия приняла на себя обязательство поставлять свежее топливо и забирать ОЯТ на весь период работы станции, сооружаемой в Бушере, вплоть до конца срока ее эксплуатации.

Применение подобной практики во всех странах, приступающих к развитию ядерной энергетики, отвечало бы задачам обеспечения безопасности ЯТЦ. Дополнительную привлекательность подобной практике для стран-получателей придает тот факт, что они избавляются от проблем обращения с ОЯТ. Тем самым снимаются серьезные преграды для национальных программ развития ядерной энергетики. С другой стороны, тот же иранский опыт демонстрирует, что подобные двусторонние соглашения сами по себе не исключают заинтересованности государств в собственном ЯТЦ.

ВАШИНГТОН, 2 окт — РИА Новости. Программа МАГАТЭ Incident and Trafficking Database находится "под угрозой" со стороны России из-за дела Литвиненко. Такое заявление сделал помощник госсекретаря США Кристофер Форд, отвечающий за вопросы международной безопасности и нераспространения.

Речь идет о программе по отслеживанию инцидентов и незаконного оборота ядерных материалов — "единственной в мире, которая пытается вести учет радиоактивных и ядерных материалов, находящихся не под контролем", уточнил он.

По словам чиновника, недавно в базу этой программы попала информация об "использовании Кремлем радиоактивного полония для отравления Александра Литвиненко в 2006 году". При этом Форд не пояснил, как именно Россия угрожает МАГАТЭ.

Также политик заявил, что на территории бывшего СССР было несколько случаев контрабанды радиоактивных материалов, в том числе в Грузии и Молдавии в 2000-х годах.

"По крайней мере, была пара случаев с чеченскими группировками в России, когда террористы пытались использовать "грязные" бомбы (с применением радиоактивных материалов. — Прим. ред.), хотя и безуспешно. Отчасти из-за десятилетий слабых мер безопасности в России и других частях бывшего Советского Союза после холодной войны — проблем, которые программы помощи США смогли на некоторое время помочь исправить, — мы не можем быть уверены, сколько радиоактивных и ядерных материалов уже находится на черном рынке", — сказал помощник госсекретаря.

Дело Литвиненко

Экс-офицер ФСБ Александр Литвиненко бежал в Великобританию, где умер в ноябре 2006 года вскоре после получения британского гражданства. Это произошло после совместного чаепития с предпринимателями Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном.

Экспертиза выявила в его организме значительное количество радиоактивного полония-210. Основным подозреваемым проходит Луговой. Он отрицает обвинения, а процесс по делу называет "театральным фарсом".

В Москве заявляли, что дело политизировано, а расследование непрозрачно.

Во всем мире продолжается распространение технологий, использующих ядерные материалы и ИИИ. Кроме прямого использования в ядерной отрасли, их применяют в сельском хозяйстве, промышленности, медицине, исследовательских и учебных программах. Связанные с ними радиационные риски необходимо ограничивать и обеспечивать их снижение соблюдением надлежащих норм радиационной безопасности . Соответствии с международными соглашениями по перемещению всех радиоактивных материалов в пределах государств и между ними должны применяться строгие регулирующие, административные (связанные с безопасностью) и инженерно-технические средства контроля, цель которых заключается в обеспечении надежности и безопасности таких перемещений. Что касается ядерных материалов, появляются дополнительные требования к их физической защиты и учета, обеспечивающих гарантии от угроз ядерного распространения и любых попыток перевода их с мирного применения в военное.

Террористические атаки, совершенные в сентябре 2001 г.., Подтвердили необходимость усиления контроля и обеспечения сохранности ядерных и радиоактивных материалов. В связи с этим принимаются необходимые меры с целью повышения физической защиты и сохранности ядерных материалов на глобальном уровне. Однако события во многих странах мира свидетельствуют о радиоактивных материалов вне регулирующими и законными структурами.

Среди основных факторов, определяющих состояние проблемы с незаконным оборотом и распространением ЯР-материалов и ядерных технологий, можно выделить социально-политические, экономические, организационные и информационные, преступные.

Социально-политические:

окончания периода "холодной войны", распад СССР и Варшавского Договора привели к разрушению стабильных глобальных и региональных структур международной безопасности, повышения самостоятельности государств в области военного строительства, является мощным стимулирующим причиной разработки собственной стратегии по созданию ядерного оружия или оружия массового поражения;

Повышение роли ядерного оружия в качестве главного элемента национальных стратегий безопасности ядерных государств, а в отдельных случаях неядерных государств;

Существенные изменения геополитической ситуации в мире привели к значительному росту амбиций радикального крыла исламских фундаменталистских группировок, повлекшее многочисленные региональные и локальные военные конфликты, которые охватили новые страны и распространились далеко за пределы территорий конфликтующих сторон;

Глобализация мировой экономики и формирования нового конфликтного и террористического среды привели к появлению нового, негосударственного субъекта - транснациональных террористических группировок, которые осознали возможность нанесения материального и морального ущерба без значительных человеческих и финансовых ресурсов с помощью нового оружия массового поражения, созданной на основе ЯР -материалов и ИИИ.

экономические :

мировой рынок ядерных материалов и технологий, который обещает миллиардные прибыли, стал ареной жестокой конкуренции не импортеров, а экспортеров; в борьбе за рынки сбыта государства-поставщики (прежде всего, США, Россия, Канада, Франция, КНР, ФРГ, Италия, Бельгия, Норвегия и др.) иногда формально подходят к соблюдению гарантий МАГАТЭ и даже к факту неучастия стран-импортеров в ДНЯО (Израиль, Индия, Пакистан); имеется информация о военных разработках, ведущихся не останавливают экспортеров от подписания коммерческих соглашений (Ирак, Иран, Ливия) .

Организационные и информационные:

Появление большого количества ядерного материала в результате сокращения ядерных вооружений;

Расширение круга государств, которые стали владеть ядерным оружием (горизонтальное распространение) и предельных государств (ближне- ядерные), имеющих потенциальные возможности для ее создания;

Распространение международной миграции высококвалифицированных специалистов в области ядерных технологий, сдерживалось существующей "железным занавесом";

Существенный рост обмена научно-технической информацией, возможность свободного доступа с помощью "интернет-технологий" в специальных знаний в области ядерной и радиационной физики;

Большое количество бесконтрольных ИИИ, которые образовались после распада СССР - это отработанные источники, которые использовались в народном хозяйстве, медицине, военной области и др.;

Распад и упадок государственной системы контроля за ИИИ, радиоактивными отходами бывшего СССР, потеря информации о месте нахождения военных радиоактивных материалов;

Отсутствие в развивающихся странах, инфраструктуры, которая бы обеспечивала жесткий контроль и ответственность за незаконное распространение ядерных материалов.

преступные :

сращивания террористических группировок с организованной преступностью привело к образованию и структурирование международной интернациональной "ядерной мафии" с развитым "черным рынком" ядерных, радиационных материалов и технологий, хорошо организованной структурной организацией со сверхвысокими доходами;

Открытость значительной части государственной границы со странами бывшего СССР, способствует привлечению Украины как транспортного коридора в сферу интересов международной ядерной мафии.

Все эти факторы сегодня сохраняют свое действие, а некоторые существенно усиливаются, что дает основание для прогноза углубления негативных тенденций в сфере незаконного оборота ЯР-материалов и ИИИ, повышение угрозы получения их террористическими организациями и использования в террористических акциях.

Сейчас надежным источником информации, анализа случаев незаконного оборота и других несанкционированных действий с незаконным оборотом ЯР-материалов является база данных МАГАТЭ (ITDB-Illicit Trafficking Database), который ведется по Программе повышения ядерной безопасности с 1995 В 2006г. Информацию в ITDB придавало более 90 государств. В докладах, представляемых государствами, содержится информация, анализ которой позволяет получить данные о возможных угрозах, методы и стратегии похищения и незаконного перемещения, а также о тенденциях развития рынка незаконного оборота ЯР-материалов и ИИИ. В базе ITDB данные об инцидентах с незаконного приобретения, владения, использования, перемещения ядерных и других радиоактивных материалов, а также о умышленное или неумышленное транспортировки их через международные границы .

Существующая сегодня тенденция свидетельствует о неуклонном росте инцидентов с неправомерными действиями со ЯР-материалами и ИИИ. По состоянию на 31 декабря 2005 было известно 827 подтвержденных инцидентов (на сегодня их более 900), из которых 224 - инциденты с ядерными материалами (уран U, высокообогащенный уран ВОУ, низкообогащенный уран НОУ, плутоний Pu), 516- инциденты с радиоактивными материалами (226Ra, l92Ir, 60Со, 90Sr, 24lAm, l37Cs), 26 - инциденты с ядерными и другими радиоактивными материалами (индустриальные и медицинские ИИИ), 50 - инциденты с радиоактивно загрязненным материалом, 11 - инциденты с другими радиоактивными источниками (рис. 9.4).

В течение 1993-2005 pp. состоялось 16 подтвержденных инцидентов с незаконной торговли высокообогащенным ураном (ВОУ) и Pu (рис. 9.5). В нескольких из этих инцидентов количество материала была достаточной для изготовления атомной бомбы.

Большая часть подтвержденных инцидентов с ядерным топливом, зарегистрированных в течение 1993-2005 pp., Включая незаконную куплю-продажу, что указывает на существование спроса "черного рынка" на такие вещества. Инциденты с ЯР-материалами включают низкообогащенный уран, природный уран и торий.

В течение 1993-2005 pp. произошло 542 инцидентов с радиоактивными веществами. Инциденты, которые включены в базу ITDB, касающимся

Рис. 9.4. Подтвержденные инциденты с ЯР-материалами (ITDB 1993-2005 pp.): 1 - ядерные материалы; 2 - радиоактивные материалы; 3 - ядерные и радиоактивные материалы вместе; 4 - радиоактивно загрязненные материалы; 5 - другие материалы (радиоактивные источники)

ся источников высокой активности, в основном это радионуклиды l37Cs, 24IAm, 90Sr, 60Со и 1921г.

По последним статистическим данным, в 2005 было зафиксировано 103 подтвержденных случаях нелегального оборота и другой не-

Рис. 9.5. Подтвержденные инциденты с ядерными материалами (а), радиоактивными источниками (б) и радиоактивными источниками по видам их применения (в) (ITDB 1993-2005 pp.)

конной деятельности, касающейся ЯР-материалов и ИИИ, из них 18 - ядерные материалы, 76 - радиоактивные материалы, 2 - ядерные и радиоактивные материалы, 7 случаев касались радиоактивно загрязненных материалов (табл. 9.1).

В течение 1993-2005 pp. произошло около 60 случаев, касающихся высокоактивных "опасных" источников радиации, мо

Таблица 9.1. Инциденты с высокообогащенным ураном и плутонием, 1993- 2005 pp .

Вещество и его количество

инцидент

Вильнюс (Литва)

ВОУ / 150 кг

4,4 т бериллия, включая 150 кг загрязненного ВОУ, было найдено в хранилище банка

Санкт-Петербург (Россия)

ВОУ / 2,972 кг

Тутлинген

(Германия)

Во время обыска полицией было найдено плутоний

Ландехут (Германия)

ВОУ / 0,795 г

Был арестован группу людей за нелегальное хранение ВОУ

Мюнхен (Германия)

Было конфисковано смесь Pu2-UO2 во время инцидента, связанного с другим арестом в Мюнхенском аэропорту 08.10.1994

Мюнхен, аэропорт (Германия)

В Мюнхенском аэропорту конфисковали смесь Pu2-UO2

Прага (Чехия)

ВОУ / 2,73 кг

ВОУ было конфисковано полицией в Праге. Вещество предназначалась для незаконной продажи

Москва (Россия)

ВОУ / 1,7 кг

Был арестован человека, который имел при себе ВОУ, украденный им ранее на ядерном объекте. Вещество предназначалась для незаконной продажи

Прага (Чехия)

ВОУ / 0,415 г

В Праге полиция конфисковала образец ВОУ

Ческе Будейовице (Чехия)

ВОУ / 16,9 г

В Ческе Будейовице полицией был конфискован образец ВОУ

Русе (Болгария)

Чиновники таможни задержали мужчину, который пытался перевезти контрабандой ВОУ через пропускной пункт Русе

Карлсруэ (Германия)

Радиоактивное вещество, содержала небольшое количество плутония, была похищена с перерабатывающего завода

Париж (Франция)

Трех мужчин - нелегальных продавцов ВОУ был арестован в Париже. Преступные искали покупателей на товар

Сачхаре (Грузия)

ВОУ / -170 г

При попытке нелегальной транспортировки через границу был арестован человека, шо имела при себе ВОУ

с 03.2005 по 04.2005

Нью-Джсрси

Был найден пакет с 3,3 г ВОУ

Фукуи (Япония)

ВОУ / 0,0017 г

Сообщение на ЛЕС об исчезновении детектора нейтронного потока

могут представлять серьезную радиологическую проблему. О подавляющем большинстве случаев, касающихся "опасных" источников (в основном это, 37Cs) было заявлено в течение последних шести лет.

В течение 13 лет (1993-2005) зарегистрировано 16 подтвержденных случаев незаконного оборота высокообогащенного урана и плутония. В некоторых случаях обнаружено несколько килограммов них веществ, такого количества достаточно для изготовления атомной бомбы.

Более половины известных случаев приходится на бывшие республики СССР. Учитывая то зафиксированы реальные выпад -

Таблица 9.2. Инциденты с ЯР-материалами в 2002-2005 pp.

число инцидентов

Число радиационных объектов

чисто инцидентов

Числа радиационной выч мы "

Беларусь

Португалия

Казахстан

Южная Африка

Танзания

Таджикистан

Болгария

кн незаконного оборота ЯР-материалов только незначительной частью из всех совершенных противоправных действий с ЯР-материалами, можно утверждать растущую активность "черного рынка" незаконного оборота ЯР-материалов, приводит к снижению потенциального барьера противодействия ЯР-терроризма.

Украина как транзитное государство находится в сфере интересов контрабандистских групп, участвующих в незаконном обороте ЯР-материалов. С мая 2002 по январь 2005 было зафиксировано 9 инцидентов с ЯР-материалами (табл. 9.2).

Поделиться: