Учреждения и организации социально-культурной сферы. Социально-культурный институт

Основные организационно-правовые субъекты социально-культурной сферы – учреждения. Учреждения, как и иные некоммерческие организации, появились в ответ на неспособность коммерческих структур удовлетворить совокупный общественный спрос на социальные общественные блага (образование, науку, здравоохранение, культуру и т.д.). Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края и т.д.

Под системой учреждений социально-культурной сферы понимается вся совокупность социально-культурных, досуговых учреждений, действующих в пределах того или иного территориального образования.

Под сетью учреждений социальной-культурной сферы понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов…), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.

Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчиненности, по финансированию:

Государственные и муниципальные (местный бюджет);

Общественные (профсоюзные, различных обществ);

– коммерческие и -частные (ЧП и др.);

Ведомственные (Дом Учителя, ДОРА и т.д.)

До 1917 г. Сеть КДУ была развита слабо.Её развитием занималось не правительство, а российские просветители (Радищев, Фонвизин и др., конец 18 века) Это были библиотеки, музеи, театры как формы внешкольного образования:

1830 – публичные библиотеки;

1834 – библиотеки в 18 городах России середина 19 в. – воскресные школы, народные театры и др., создавались по инициативе революционно настроенной интеллигенции.

70-е годы – сельские, городские библиотеки (к 90-м годам – около 3 тысяч);

– общедоступные профессиональные театры;

80-е годы – воскресно-вечерние школы для рабочих;

90-е годы – народные дома и народный театр;

Растет сеть школ для взрослых.

Народные дома строились на средства владельцев заводов и фабрик и вмещали в себя библиотеку, читальню, зрительный зал и чайную.

К 1903 году насчитывалось около 10 тысяч бесплатных библиотек в сельской местности.

Таким образом, к 1917 году создана сеть учреждений – школы и курсы для взрослых, народные дома, народные университеты, публичные библиотеки. Сеть была малочисленной, КПУ находились в крупных городах до Урала.

С начала 21 века сеть клубных учреждений возрастает:

Возрождается киносеть

Увеличивается музейная сеть

Сеть театров (в т.ч. негосударственных)

Сеть частных клубов игорного направления

Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные государства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и распространителями информации, сформированной этой идеологией. Они должны были обслуживать государственную политику и проводить ее на местах. В ответ на это государство направляло в учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории.

Музейный фонд – совокупность памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, находящихся в ведение музеев, постоянно действующих выставок, научных учреждений и учебных заведений. В музейный фонд также входят коллекции и отдельные предметы, собираемые различными экспедициями и имеющие музейную ценность.

Типы музеев – научно-просветительские, исследовательские, учебные.

Профили музеев – исторический, технический, сельскохозяйственный, естественно-научный, искусствоведческий, литературный, мемориальный, комплексный, краеведческий и др.

Музеи бывают исторические (Экспозиции посвящены историческим событиям), краеведческие (рассказ о родном крае и населяющих его людях –краеведческий музей), зоологические(в экспозицию входят чучела животных и др.), музеи предприятий, музеи, посвященные определенным видам деятельности), в настоящее время даже во многих школах открыты «Комнаты Славы» — небольшие музеи с экспозицией о наиболее выдающихся выпускниках. Наибольшую славу снискали музеи живописи («Третьяковская галерея», «Эрмитаж», «Музей изобразительных искусств»), а также музеи, посвященные историческим личностям («Музей Пушкина», «Музей Ленина», «Музей-усадьба Толстого» и др.)

Очень популярны в наше время так называемые «кунсткамеры» — музеи восковых фигур, экспозиции которых пытаются наиболее достоверно воспроизвести известных личностей или других людей (выставка «Двор императрицы Екатерины», «Аномалии человеческого тела» и т.д.) Музей может быть посвящен какому-либо одному событию («Малая земля», музей-панорама в Новороссийске). Экспозиции музея могут располагаться на своем историческом месте («Курская дуга» — музей под открытым небом).

Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения. Клубные учреждения – массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.

Все действующие в России КДУ подразделяются на несколько типов, каждый из которых включает группу однородных учреждений, обладающих характерными признаками.

Библиотеки – подразделяются по назначению и характеру работы, составу книжных фондов, масштабам деятельности, музеи, клубные учреждения, санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные и туристско-экскурсионные Центры (с находящимися на их базе библиотеками, музеями, клубами и пр.), социально-культурные комплексы и центры, зрелищные учреждения искусств (мюзик-холлы, театры, цирки, филармонии и пр.), учреждения лекционной пропаганды (лектории, планетарии), выставки и выставочные залы (возрождаются также ВДНХ), учреждения для детей и подростков (Дома Детского творчества, Центры Эстетического Воспитания и др.). Большое распространение получают в наши дни виртуальные учреждения культуры (Интернет-салоны, Интернет-клубы).

За последние 10 лет произошли огромные изменения в системе КДУ. В наши дни гражданам предоставлен большой выбор, появились КДУ, рассчитанные на определенные слои населения по опыту работы на Западе (клубы бизнесменов, клубы лидер-леди). Отрицательно то, что сократилась сеть сельских КДУ (клубов, ДК, библиотек), т.к. государство не в состоянии содержать эту сеть.

Поскольку учреждения культуры в настоящее время финансируются ничтожно малыми суммами по сравнению с теми, которые требуются для нормального функционирования культурно-досуговой работы, администрация КДУ вынуждена часть искать свои пути решения материальной проблемы.

В 1928 году в Москве был заложен ЦПКиО, таким образом, было положено начало созданию новых учреждений культуры – парков Культуры и Отдыха. После ВОВ ПКиО, как и другие учреждения культуры, значительно расширили сферу своей деятельности, все чаще включаясь в проведение массовых праздников.

Парк как учреждение культуры представляет собой участок земли с естественной или посаженной растительностью, Аллеями, водоемами и др., предназначенный для прогулок, развлечения, проведения массовых праздников для населения, а также работы различных аттракционов. ПКиО – учреждение сезонное, работающее лишь в теплое время года – с конца весны до начала осени.

Основные направления деятельности парка:

– проведение традиционных (и национальных) праздников совместно с городскими центрами культуры (в т.ч. национальными);

– проведение музыкальных и песенных фестивалей;

– проведение творческих встреч с деятелями искусств;

– проведение спектаклей и концертов с участием творческих коллективов города;

– проведение театрализованных праздников, народных гуляний, ярмарок (Масленица, День Города, День Нептуна и др. – с привлечением творческих, торговых организаций);

– проведение семейных дней отдыха;

– проведение познавательно-игровых и музыкальных программ для детей младшего и среднего школьного возраста и для подростков, молодежных дискотек;

– проведение мероприятий для людей среднего и старшего возраста с учетом их творческих интересов (любительские объединения, вечера «Для тех, кому за…);

– оказание платных услуг населению (аттракционы, прокат костюмов, фонограммы, услуги художника-оформителя).

СКЦ и Центры досуга — это государственное учреждение культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы. Основными задачами СКЦ и ЦД являются:

– создание условий для активного отдыха населения;

– предоставление возможностей творческой самореализации;

– личности или коллектива художественной;

– самодеятельности;

– оказание услуг населению (в т.ч. платных);

– методическая помощь организаторам КДД школ, клубов, других организаций;

– игровая и концертная деятельность.

СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции:

– развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы);

– физкультурно – оздоровительные – организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом;

– образовательные – организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности;

– стимулирование творческой активности – проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ;

– досуговое общение – проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов;

– информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.

А также СКЦ и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.

Осуществляя свои творческие задачи, СКЦ и ЦД ставят перед собой главную цель в работе: создание единой концепции, определяющей качественную сторону культурно-массовой работы города, внедрение новых прогрессивных форм работы, сохранению, совершенствованию и развитию самодеятельных коллективов. Основными направлениями деятельности Социально-культурного центра является: развитие культурной жизни города, создание благоприятной культурной среды, поддержка различных форм социально-культурной деятельности населения города, удовлетворение общественных потребностей в культурно-досуговой деятельности, развитие народного творчества. Основная задача Центров досуга – предоставление платных услуг населению и создание условий для активного отдыха.

СКЦ и ЦД имеют свой устав, руководит ими директор, но в обсуждении всех проектов принимают участие представители всех объединений СКЦ и ЦД. Художественный совет контролирует работу директора.

На базе СКЦ и ЦД могут действовать следующие кружки, объединения и коллективы художественной самодеятельности:

– хоры и капеллы;

– хореографические коллективы;

– ансамбли песни и пляски

– самодеятельные театральные коллективы;

– вокальные группы;

– эстрадные студии;

– студии и театры моды;

– кружки по интересам для взрослых и детей (прикладные, творческие, технические);

– цирковые труппы;

Методический отдел СКЦ и ЦД занимается разработкой сценариев и подготовкой и организацией досуговых, концертных и иных программ. В обязанности материально-технического и административно-хозяйственного отделов входит обеспечение КДД необходимыми материалами. При СКЦ и ЦД необходимы художник-оформитель (разработка и изготовление декораций), заведующий музыкальным оформлением (запись музыкальных фонограмм, подбор музыки к сценариям, музыкальное оформление концертов, спектаклей, игровых программ, утренников, вечеров отдыха.

Санатории и курорты – лечебно-профилактические учреждения для лечения природными и физио-терапевтическими средствами и активного отдыха граждан. КДД в санаторно-курортных учреждениях предполагает проведение конкурсных программ из расчета на возраст отдыхающих групп, эстафет, массовых праздников (День Нептуна) и танцевальных вечеров. Нередки в санаторно-курортных, особенно детских, учреждениях (лагеря «Орленок», «Океан») так называемые «творческие заезды», когда группы отдыхающих набираются исходя из их творческих пристрастий (исполнители эстрадной песни, «юные художники», активисты самодеятельности). Широко развита в курортной сети самодеятельность отдыхающих (знаменитые конкурсы «Алло, мы ищем таланты»).

Спортивно-оздоровительные учреждения – к ним в настоящее время относятся физкультурно-оздоровительные комплексы, деятельность которых направлена на организацию населения всех возрастов в спортивные клубы по интересам, проведение соревнований и спартакиад.

Туристско-экскурсионные учреждения – в наше время это, прежде всего, туристско-экскурсионные бюро, сеть которых в последнее время широко развита в нашей стране.

Туризм как вид активного досуга был широко развит в советское время. Каждый трудящийся имел возможность при желании посетить не только отечественные туристические маршруты – практиковался выезд туристических групп в страны социалистической направленности. С приходом новых, рыночных отношений, международный туризм стал менее доступен всем слоям общества (из материальных соображений), но зато значительно расширил свои границы. Сейчас можно посетить практически любую страну.

В настоящее время в России работают более 15000 организаций, основной деятельностью которых является туризм, и более 35000 – туризм в том числе. С созданием новой рыночной инфраструктуры туризма успешно решаются вопросы пополнения государственного бюджета за счет туристической деятельности, стимулирования развития других отраслей народного хозяйства (торговли, транспорта, связи, производства товаров народного потребления), а также конституционных прав граждан на отдых.

Туризм – одна из динамично развивающихся отраслей России, хотя его государственная поддержка производится по остаточному принципу.

В туристической индустрии с 1991 по 20086 годы создано и сохранено около 800 тыс. рабочих мест.

2 ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ НА ПРИМЕРЕ Г. КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

По количеству культурно-досуговых учреждений и самодеятельных коллективов, в том числе детских, по числу клубных формирований и числу участников в них край входит в России в первую десятку. Они остаются центрами самой массовой, общедоступной досуговой деятельности, позволяющей реализовать населению свои интересы и увлечения, творческие способности.

Музеи края располагают уникальными коллекциями, которые принимали участие в российских и международных выставочных проектах: «Золото амазонок» (Франция, г. Тулуза), «Арнольд Шенберг и Василий Кандинский. Диалог живописи и музыки», «Звук и образ. Музыка в русском искусстве XI-XX в.в.» (г.Москва), «В.В.Кандинский. Из фондов российских музеев» (Япония, г. Токио), «Наталья Гончарова. Годы в России» (г. Санкт-Петербург), «Малевич и кинематограф» (Португалия, г. Лиссабон), «Червовая дама русского авангарда» (г. Москва). Ежегодно государственные и муниципальные музеи края посещает около 2 миллионов человек.

Значительную нишу в организации досуга населения края занимает деятельность учреждений культурно — досугового типа системы Министерства культуры РФ.

В крае сохранена и развивается вся многопрофильная сеть учреждений — это библиотеки, культурно-досуговые учреждения и парки, музеи и театры, концертные организации, кинотеатры и киноустановки, учебные заведения культуры и искусства.

В Краснодарском крае на 1 января 2010 года насчитывается 1041 общедоступных (публичных) библиотек Минкультуры Российской Федерации, из них 829 находятся в сельской местности, 4 библиотеки уровня субъекта Федерации.

Численность муниципальных библиотек края увеличилась на 3 единицы:

— Муниципальное образование Брюховецкийи район: Сельская библиотека дома культуры «Луч» муниципального учреждения «Культурно-досуговый центр» Брюховецкого сельского поселения;

— Муниципальное образование Лабинский район: муниципальное учреждение муниципального образования Лабинский район «Межпоселенческая бииблиотека»;

— Муниципальное образование Курганинский район: Сельская библиотека пос.Первомайский муниципального учреждения культуры «Курганинская межпоселенческая централизованная библиотечная система».

Крупнейшие библиотеки края:

Библиотеки уровня субъекта Федерации: ГУК «Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина» ; ГУК «Краснодарская краевая детская библиотека имени братьев Игнатовых»; ГУК «Краснодарская краевая юношеская библиотека имени И.Ф.Вараввы»; ГУК «Краснодарская краевая специальная библиотека им. А.П. Чехова»;

Крупнейшие библиотеки муниципального уровня:

— центральная городская библиотека (ЦГБ) г. Новороссийска;

— ЦГБ г. Сочи;

— ЦГБ г. Армавира;

— центральная детская библиотека г. Армавира;

— ЦГБ г. Краснодара;

— ЦГБ г. Туапсе;

— ЦГБ г. Кропоткин;

— ЦГБ города-курорта Анапа.

В 2010 году Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина отметила свой 110-летний юбилей. К этой дате были подготовлены издания:

— библиографический путеводитель «Библиотека им. А.С. Пушкина на страницах книжных и периодических изданий 2000-2010 гг.» (Краснодар, 2010);

— библиографический указатель «Пушкинка в XXI веке. Издательская деятельность библиотеки 2000-2010» (Краснодар, 2010).

ККУНБ им. А.С. Пушкина является крупнейшей на Кубани библиотекой, информационным центром, подлинным центром образования и культуры, а также обладательницей самого богатого в крае универсального фонда — 1,2 мл. экземпляров. Богатейшее собрание редких книг и рукописей насчитывает свыше 10 тысяч томов, в том числе книги 16 века, Межигорского и Донского монастырей. Краеведческий фонд насчитывает более 50 тыс. томов — национальное достояние не только Кубани, но и всей России. Наиболее уникальна его дореволюционная коллекция.

В 2009 году поступило новых изданий в библиотеку 12011 экз. и до 700 наименованийпериодических изданий.

Библиотека постоянно востребована жителями города и края. В 2009 году обслужено 46667 пользователей самых разных категорий: ученых, специалистов, студентов и пенсионеров. Книговыдача составили 1 462 000 тыс. экз. Библиотеку посетили 156 тыс. человек.

Структура библиотеки включает 26 подразделений, из них в 10 отделах обслуживания открыто 16 кафедр выдачи литературы, обеспечивающих дифференцированное обслуживание читателей.

Библиотека им. братьев Игнатовых – документально появление ЦГДБ им. КИМ, как самостоятельной единицы зафиксировано 8 августа 1933 г. Детская библиотека была тогда единственным в городе учреждением по внешкольному воспитанию. Постоянного помещения не было. За 1933 год библиотека переезжала из одного района в другой 6 раз. На комплектование было выделено 500 рублей. В фонде насчитывалось 2070 экз. (более половины – на украинском языке). Читателей было в два раза больше, чем книг. Фонд библиотеки – почти 200 000 документов. Количество записей в базах данных – почти 200 тысяч. Библиотека выписывает более 300 наименований периодических изданий. У нас читают более 30 000 детей и подростков.

Сегодня в структуру библиотеки им. А.П. Чехова входят 4-е филиала в городах Армавир, Ейск, Краснодар, Лабинск и 36 библиотечных пунктов выдачи литературы, 20 из которых – при библиотеках края, 14 – при первичных организациях ВОС и 2 при образовательных специализированных учебных заведениях г. Армавира.

Пользователями библиотеки являются более 5800 жителей Краснодарского края с разными категориями инвалидности, разного возраста, социального положения, имеющие разные интересы и запросы, в том числе дети и подростки. Ежегодно в среднем читателям выдается более 250 тысяч экземпляров документов, действует 32 кружка громкого чтения, 11 кружков по изучению Брайля, проводиться более 1600 массовых мероприятий.

Детская художественная школы им. В.А Пташинского города Краснодара была включена в энциклопедию «Одаренные дети -будущее России», которую выпускает издательство «Спец-Адрес».

Детская художественная школа в Краснодаре была основана в 1947 году. С 1953 по 1968 годы учебное заведение возглавлял Владимир Пташинский - талантливый художник, педагог и коллекционер, внесший огромный вклад в становление школы и развитие социально-культурной сферы края. В 1990 году Краснодарской детской художественной школе было присвоено его имя.

В настоящее время в художественной школе на трех отделениях обучаются более 600 учащихся в возрасте от 8 до 18 лет и старше. В учреждении работают 14 педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, двое - звание «Заслуженный работник культуры Кубани», пятеро являются членами Союза художников РФ.

В школе открыты классы истории искусств и декоративно-прикладного искусства; мастерская керамики и зал компьютерной техники; современным оборудованием оснащен медиа-класс.

Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина основана 10 февраля 1900 года в честь 100-летия со дня рождения поэта. Сегодня она является крупнейшим хранилищем отечественной и зарубежной литературы на территории Кубани, центром информации, образования и культуры, краеведческой библиографии и методическим центром для библиотек края.

Книжные фонды библиотеки насчитывают 1 млн. 200 тыс. единиц хранения и включают книги, журналы, газеты, ноты, грампластинки, лазерно-оптические диски, видеокассеты.

Ежегодно библиотеку посещают свыше 45 000 читателей, им выдается свыше 1,5 млн. изданий.

Собрание редких книг насчитывает свыше 10 тысяч томов, в числе которых уникальная коллекция книг кирилловского шрифта XVI века, книги из Межигорского, Донского монастырей, прижизненные издания произведений русских писателей, более 50 тыс. томов — национальное достояние не только Кубани, но и всей России. Наиболее уникальна его дореволюционная коллекция.

Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д.Фелицына — одно из ведущих музейных учреждений краеведческого профиля России. Головной музей создан в 1879 году, музей-заповедник образован в 1977 году. Указом Президента Российской Федерации отнесен к объектам федерального (общероссийского) значения.

В состав музея-заповедника входят головной краеведческий музей в Краснодаре, Тимашевский музей семьи Степановых, Анапский археологический музей, Темрюкский историко-археологический музей, Таманский музейный комплекс.

Музей является методическим центром для музеев Северо-Кавказского региона, координатором работы Южного филиала Научного совета исторических и краеведческих музеев при Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ.

В фондах музея-заповедника хранится более 350 тысяч подлинных экспонатов, в том числе уникальные коллекции древнего декоративно-прикладного искусства, археологии, материалы по природе, истории, этнографии Кубани.

Фондовые выставки музея с успехом экспонировались в Москве, Санкт-Петербурге, регионах России, а также в Германии, Франции, Колумбии, Югославии, Швейцарии, Японии. Значительным событием в культурной жизни стал показ во Франции и России выставки «Золото амазонок», организованной совместно с музеями Ростовской области.

В 2007 году на родную землю возвращены регалии Кубанского казачьего войска, выставка которых в музее стала важной вехой на пути восстановления исторической справедливости, возрождения казачьих традиций.
Ежегодно музей-заповедник посещают более 500 тысяч жителей и гостей Кубани, активно проводятся выставки, краевые смотры и конкурсы.
Музей-заповедник обладает кадрами высшей квалификации, среди которых доктора и кандидаты наук, разработчики и участники международных, российских и региональных проектов и программ. Ежегодно проводятся научные конференции, традиционные «Фелицынские чтения», «Степановские чтения», публикуются книги, сборники статей и сообщений.

Музей стал инициатором сотрудничества с клубами исторической реконструкции, другими общественными молодежными объединениями. С 2007 года в крае проводится фестиваль клубом исторической реконструкции «Черноморское порубежье».

Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д.Фелицына использует опыт Государственного исторического музея, Российского этнографического музея и музеев Северного Кавказа.

Краснодарский краевой художественный музей, основанный екатеринодарским любителем искусств Федором Акимовичем Коваленко в 1904 г., в настоящее время является одним из ведущих музеев художественного профиля юга России.

В собрании музея, насчитывающем более 11 тысяч единиц хранения, имеются уникальные коллекции древнерусской иконописи, отечественного искусства XVIII-XX веков, зарубежного искусства XVII-XIX веков, японской ксилографии, произведений художников Кубани.

В конце XX века в фонды музея были переданы личные коллекции академика Л.Ф.Ильичева, заслуженного художника России А.Е.Глуховцева, А.И.Слуцкого, ставшие неотъемлемой частью историко-культурного наследия Кубани.

По составу художественного собрания музей входит в число лучших провинциальных музейных учреждений страны. Музей активно участвует в международных, российских и региональных проектах: («Золотая карта России», «Эрмитаж Югу России», «Великая утопия», «Москва-Берлин», «Амазонки авангарда», «Диалог живописи и музыки», «Малевич и кинематограф», «Варшава - Москва. Москва - Варшава. 1900 — 2000», «В.В.Кандинский», «Россия и авангард», «Здравствуй, Родина!», «Борис Кустодиев», »Молодая палитра» и др.

Произведения из фондов музея с успехом экспонировались в Италии, Франции, Германии, США, Австралии, Португалии, Японии, Польше, Китае и других странах мира.

В музее открыт информационно-образовательньтй центр «Русский музей: виртуальный филиал», имеющий огромное значение для популяризации отечественного художественного и историко-культурного наследия среди молодежи.

Постоянное внимание музей уделяет просветительской и благотворительной деятельности, реализуя долгосрочный партнерский проект для детских домов «Мозаика добра», обслуживая передвижными выставками и мультимедийными программами города и районы Кубани.

Музей выступил инициатором проведения в крае общеевропейской культурной акции «Ночь музеев», ставшей новым традиционным весенним молодежным праздником.

Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств образован в 1989 году. Первая выставка состоялась в 1990 году. Зал — это основная выставочная площадка Южного федерального округа. За годы функционирования стал одним из наиболее посещаемых учреждений культуры, центром популяризации современного изобразительного искусства, произведений художников России и Кубани, традиционным местом проведения региональных художественных выставок »Юг России. Мир Кавказу», краевых профессиональных конкурсов в области изобразительного искусства «БИЕННАЛЕ».

Новороссийский исторический музей-заповедник один из крупнейших музеев-заповедников военно-исторического профиля России, в состав которого входят, кроме основных экспозиций, объекты периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, памятник-ансамбль «Малая земля», дом-музей Н.А.Островского, выставочный зал.

Головной музей образован в 1916 году. Новороссийский государственный исторический музей-заповедник был создан в 1987 году. В 1995 году музей отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

В фондах музея-заповедника хранится более 150 тысяч подлинных предметов, реликвий военного времени, памятников истории и природы, этнографических материалов.

Ежегодно объекты музея-заповедника посещают около 200 тысяч жителей и гостей края. Выставочная и просветительская деятельность музея играет важную роль в военно-патриотическом и нравственном воспитании молодежи Кубани.

За создание стационарных выставок «Старый Новороссийск» и «Природа Новороссийского района» группа сотрудников музея-заповедника была удостоена премии администрации Краснодарского края в области науки, образования и культуры. Музей активно ведет научно-исследовательскую работу по периоду Великой Отечественной войны, организует научно-практические конференции, осуществляет публикации в российских и региональных изданиях по проблемам военной истории и музейным коллекциям, активно участвует в краевых и городских акциях и фестивалях.

Краснодарский государственный академический театр драмы основан в январе 1920 года как »первый советский драматический театр имени Луначарского». Первоначально он располагался в здании Зимнего тетра (ныне Краснодарская филармония), с 1973 года – в новом здании на площади Октябрьской революции с большим и камерным залами. В 1980 году театр удостоен ордена Трудового Красного Знамени. В 1996 году театру присвоено звание »академический».

В репертуаре Краснодарского театра балета Юрия Григоровича 14 спектаклей русской и мировой музыкальной классики. Театр участвовал в фестивалях искусств Европы, Америки, стран Азии. Четырежды с большим успехом гастролировал в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра.

Первое упоминание о Краснодарском краевом театре кукол относится к апрелю 1939 года. В духе времени он назывался «Краснодарским разъездным колхозно-совхозным кукольным театром». У истоков создания первого на Кубани театра для детей стоял С. Маршак.

Среди концертных организаций края особое место принадлежит Государственному академическому Кубанскому казачьему хору, которым более трех десятилетий бессменно руководит народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, Герой труда Кубани В.Г.Захарченко. Выдающийся творческий коллектив страны, ведущий начало от Кубанского Войскового певческого хора, Государственный академический Кубанский казачий хор имеет славную, самобытную, отмеченную высокими художественными достижениями историю. Коллектив дважды становился лауреатом Всероссийских конкурсов государственных народных хоров, лауреатом многочисленных международных конкурсов и фестивалей награжден орденом Дружбы народов, удостоен Государственной премии им. Т. Г. Шевченко Республики Украина. Его радушно принимали зрители более 100 стран мира. Он достойно несет знамя самобытного казачьего искусства Кубани.

В крае успешно работает творческое объединение «Премьера», которому в 2007 году присвоено имя его создателя народного артиста России, лауреата Государственной театральной премии им. Ф.Волкова, Героя труда Кубани Л.Г. Гатова. В составе творческого объединения Музыкальный театр и Театр балета Юрия Григоровича, Молодежный театр и Новый театр кукол, Музыкальный шоу-театр «Премьера», симфонический, джазовый, духовой оркестры, «Премьер-оркестр» струнных инструментов, ансамбли «Криница» и «Родник», детский театр песни и другие творческие коллективы. Творческие коллективы ТО «Премьера» много гастролируют за рубежом, успешно представляют российское искусство на престижных фестивалях в Германии и Японии. Артисты побывали в гастрольных поездках во Франции, Испании, Португалии, Италии, Ливане, Турции, США, Великобритании.

Краснодарская филармония создана 10 мая 1939 года. На сцене Краснодарской филармонии выступали такие мастера искусств, как Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Борис Штоколов, Зураб Соткилава, Николай Петров, Анна Нетребко, Валерий Гергиев.

Сегодня Краснодарская филармония — одна из крупнейших на юге России концертных организаций, обладающая богатым творческим потенциалом, и обогащённая достижениями современной концертной практики, продолжает лучшие традиции российского филармонического дела. В 2007 году распоряжением губернатора края А.Н.Ткачева Краснодарской филармонии присвоено имя выдающегося российского композитора, народного артиста СССР Г.Ф.Пономаренко, чей жизненный и творческий путь был связан с Кубанью более четверти века. В 2009 году Краснодарская филармония отмечает 70 летие.

Сеть дошкольного образования Кубани представлена широким спектром образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребности семьи.

В настоящее время развиваются дошкольные учреждения с различными приоритетными направлениями деятельности детей. Продолжают развиваться вариативные формы дошкольного образования. Широко распространены группы кратковременного пребывания детей в детском саду, в том числе и для детей с ограниченными возможностями в здоровье.

Большое внимание уделяется содержанию образования дошкольников, используются вариативные программы, средства обучения, особое внимание уделяется региональному компоненту образовательных программ и предшкольной подготовке детей с 5,5 лет. Все это значительно обогащает содержание дошкольной ступени образования.

Особое внимание в крае уделяется созданию благоприятных условий в детских садах для полноценного развития детей, а также педагогическим технологиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Коррекционная помощь детям, имеющим проблемы в здоровье и развитии, оказывается квалифицированными специалистами.

Систематическая работа по оздоровлению дошкольников, поиск и разработка новых форм работы с детьми в данном направлении, создание необходимых условий и имеющаяся база для оздоровления детей позволяют ежегодно снижать заболеваемость.

В 2010 году принята краевая долгосрочная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования Краснодарского края» на 2010-2015 годы». Реализация программы позволит построить более 20 новых детских садов и ввести свыше 8,5 тыс. дошкольных мест.

Программа «Создание развивающей среды и укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений» позволила приобрести и обновить на 50% игровое и спортивное оборудование детских садов. На эти цели израсходовано 85,5 млн. рублей.

Отдельное место в сфере просвещения, науки и культуры региона занимают высшие учебные заведения края — крупные научно-образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов практически по всем отраслям знаний. В крае работает 11 государственных учреждений высшего образования. Это — классический, аграрный, технологический, медицинский университеты, университет культуры и искусств, университет физической культуры, спорта и туризма, Армавирский педагогический университет, Морская академия им. Ф.Ф. Ушакова, Сочинский университет туризма и курортного дела и другие. Кроме того, на Кубани открыли свои филиалы ведущие вузы страны, такие как Российский торгово-экономический университет (в г. Краснодаре), Российский университет дружбы народов (в г. Сочи), Российский государственный социальный университет и другие.

Дошкольное образование остается одним из приоритетных направлений в системе образования Кубани. Предстоит решить много проблем и задач, направить усилия на его модернизацию и преобразование.

В 2010 году в системе общего образования функционировало 1195 дневных общеобразовательных учреждений (ОУ) с контингентом учащихся 481214. Среди общеобразовательных учреждений имеются 48 начальных школ, из них 19 школ-детских садов. Так же 196 основных и 944 средняя, из них 47 гимназий, 21 лицей и одна школа с углубленным изучением отдельных предметов. Кроме того, в крае осуществляют образовательную деятельность 5 казачьих кадетских корпусов, одна кадетская морская школа-интернат, одна школа-интернат с первоначальной летной подготовкой. Так же в крае функционирует 24 негосударственные общеобразовательные школы.

Продолжается работа по развитию сети классов и групп кадетской и казачьей направленности, количество которых с каждым годом увеличивается.

На базе учреждений профессионального образования открываются ресурсные центры по подготовке высококвалифицированных кадров.

В учреждениях начального профессионального образования обучение осуществляется по профессиям для промышленной, агропромышленной, строительной, транспортной сфер, санаторно-курортного комплекса, сферы торговли и обслуживания.

1. санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные, туристско- экскурсионные центы

4. парки культуры и отдыха

5. концертно-зрелищные организации

6. библиотеки

Социальная политика направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей людей.

Этим целям подчинена и СК работа с отдыхающими здравниц (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на турбазах, теплоходах).

Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных, туристско-экскурсионных центрах является организация отдыха, укрепление здоровья, духовное обогащении и всестороннее развитие личности.

Отдыхающие в здравницах и на турбазах различаются по возрасту, национальности, профессии, социальному положению, образованию. Все это, а также ограниченность пребывания в здравнице или туристском маршруте ведет к тому, что и возникающая здесь досуговая общность носит преходящий характер, и не всегда отличается сплоченностью.

Информационно-развивающая просветительная функция досуговой деятельности ставит целью санитарное просвещение, направленное на обучение людей способам профилактики заболеваний и укрепление здоровья, привитие навыков активного отдыха и физической культуры, ознакомления с лечебными возможностями здравниц.

Коммуникативная – функция организации общения отдыхающих для обсуждения актуальных вопросов и тем, непринужденного обмена информацией о текущих событиях, профессии, образе жизни, интересах и увлечениях- также бесспорно, помогает сплочению досуговой общности.

Рекреативная – максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организацию активных досуговых занятий, обеспечивающих смену впечатлений, плюс эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга.

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя:

  • концертно-зрелищное и кинообслуживание – это проведение концертов и спектаклей профессиональных и самодеятельных коллективов, смотров, фестивалей и конкурсов, просмотр кино и телефильмов.
  • Библиотечную работу – подбор изданий краеведческого профиля: справочников, путеводителей, книг о природе культуре края; организация литературных вечеров, обзор и анализ книг, книжные выставки.
  • Театральные и спортивные праздники; организация тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д.

Особой популярностью пользуются экскурсии.

В работе с очередным потоком отдыхающих велика роль хорошо продуманной и поставленной рекламы. О предстоящих мероприятиях, экскурсиях. Отдыхающие вправе рассчитывать на знакомство с составом культорганизаторов. Эта информация помогает каждому удовлетворять свои потребности, выбрать форму досуговой деятельности и найти соответствующих партнеров.

По своей направленности клубные структуры – это СКИ, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга.

Клуб – рассматривается с 2-х позиций.

1. Как клубное учреждение подведомственное министерству культуры, и другим ведомствам и организациям, живущим по установленным государством правовым нормам.

2. Как добровольное объединение людей в целях общения, связанного с различными интересами.

Структурные единицы клуба, как учреждения являются творческие студии, любительские объединения, коллективы художественной самодеятельности и технического творчества, клубы по интересам.

Ведущее место в функционировании клубного учреждения занимает комплекс задач, связанный с проблемами культурной самореализации, проявления социальной активности и инициативы личности.

Музеи - научно-исследовательские и научно-просветительные учреждения, занимающиеся комплектованием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры.

Музеи бывают – исторические

Научно-технические

Мемориальные

Художественные

Литературные

Музеи прикладного искусства

Краеведческие музеи древнего зодчества

Музейные комплексы под открытым небом

Парки культуры и отдыха - это социально-культурные институты, главными функциями которых является организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физически-оздоровительной работы с населением.

Парки различают - массовые-детские

Лесопарки

Природные парки-заповедники

Ботанические парки и зоопарки

Спортивные парки и гидропарки

Зоны отдыха (парковые зоны и сектора)

Парковые зоны и парки: Площадка для массовых представлений с эстрадами, зона аттракционов, детский городок, танцевальная площадка. Спортивный сектор, закрытые сооружения (комната смеха и т.д.), зеленый парковый массив, водоёмы, торговые павильоны, службы питания, подсобные помещения.

Концертно-зрелищные учреждения культуры (УК) - включают в себя театры, концертные организации, спортивно-зрелищные комплексы, цирки, кинотеатры. Они ориентированы на демонстрацию образцов ценностей культуры.

Все они не существуют вне аудитории, вне непосредственного контакта с ней исключение составляет кино, где такой контакт опосредован техническими средствами, позволяющими тиражировать творческий результат. Это делает массово доступной кинопродукцию, в то время, как театр, спектакль, концерт, спорт, зрелище представляет собой индивидуальные события.

Библиотеки - самостоятельные учреждения культуры, где собираются, хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка, распространение и организация использования в обществе.

- массовые

- специфические

Для массовых библиотек основным являются не книжные фонды как таковые, а их использование читателем, т.е. они не несут так называемой мемориальной функции – не хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинных, универсальных документов.

Отсюда большая значимость блока функции социализации, направленных на образование, разностороннее информирование. Создание условий для саморазвития человека, его самообразования.

Вывод: социально-культурные институты организуют и координируют деятельность людей в социально-культурной сфере. Посредством управления процессами сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей.

1.Жарова Л.С. Деятельноть учреждений культуры: Учеб. пособие. – М.: МГУКИ, 2000.

2.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М., 1995.

3.Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справоч-ник. – Омск, 1992.

4.Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность (теорет. основы): Учеб. пособие. – Барнаул, 2002.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные типы учреждений социально-культурной сферы.

2. Раскройте понятия клуба, музея, библиотеки, парка культуры и отдыха.

3. Раскройте содержание деятельности основных типов учреждений культуры.

По виду продукта:

Данный признак обусловлен разнообразием продуктов (услуг), создаваемых и реализуемых организациями социально-культурной сферы. Используя его, можно выделить организации

А) производящие материальные продукты, например, производство компакт-дисков, художественные студии и мастерские, фабрики народных промыслов, типографии, киностудии и т.п.;

Б) оказывающие материальные услуги, например, специализированные реставрационные предприятия и мастерские, студии аудио- и видеозаписи, фотостудии, предприятия жилищно-коммунального и бытового хозяйства;

В) предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный в том числе финансовый) результат, например, все организации игорного и игрового бизнеса: казино, тотализаторы, залы бильярда, игровых автоматов, компьютерных игр и т.д.;

Г) предоставляющие преимущественно нематериальные услуги, например, в этой группе можно выделить три подгруппы в зависимости от видов нематериальных услуг:

· Культурных – театры, музеи, филармонии, выставочные залы, клубы, центры досугов и т.д.;

· Образовательных – учебные заведения, средние и высшие учебные заведения;

Д) осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры – художественные салоны и магазины, антикварные лавки, магазины по продаже музыкальной техники, дисков, кассет, книжной торговли и т.п.

По способу хозяйственной деятельности:

Этот критерий позволяет относить конкретные организации социально-культурной сферы к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами. Различают следующие типы хозяйственной деятельности:

А) коммерческий тип хозяйствования основан на принципах рыночной экономики, главное при этом, извлечение прибыли из производства и реализации конкретной услуги или продукта;

Б) некоммерческий тип хозяйствования обусловлен преобладанием в иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации и государства, города, эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков; развитие искусства и других видов культурной деятельности как самоценных областей общественной жизни. Некоммерческий тип хозяйствования слабо увязывается с рыночными интересами, т.к. предполагает максимальную доступность самых широких слоев населения (в том числе и малоимущих) к результатам своей деятельности, что на практике означает предоставление услуг потребителям либо бесплатно, либо на льготной основе. Результат – убыточность, т.е. неспособность компенсировать имеющиеся затраты за счет получаемых доходов, и дотационность. Эти организации социально-культурной сферы являются либо бюджетными, т.е. часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней; либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций, частных пожертвований и других источников.

В) смешанный тип хозяйствования

предполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам предприятия, осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие. Естественно, такие предприятия находятся в более выгодном экономическом положении по сравнению с чисто некоммерческими организациями. Например, образовательные школы – это бюджетные организации, а государственные ВУЗы, в основном имеют смешанный тип хозяйствования.

Отрасль культуры.

Отрасль культуры, с экономической точки зрения, имеет ряд особенностей:

Во-первых, культура – это особая отрасль, продукт которой удовлетворяет специфическую группу человеческих потребностей, т.е. культурных потребностей особым способом. Например, в сфере образования систематическая деятельность направлена на профессиональную подготовку человека. Деятельность в отраслях культуры также направлена на всестороннее (интеллектуальное, эстетическое, нравственное и т.д.) воспитание человека, но используют особые средства, восприятие которых осуществляется добровольно, с учетом интересов личности и свободного времени. При этом такое воспитание не имеет систематического характера, т.к. например, человек может вообще не ходить в театр, тем более посещать его регулярно; или читать художественную литературу.

Во-вторых, отличительным признаком также является и то, осуществляется ли деятельность в сфере культуры человеком для себя или для других людей.

В целом, отрасль культуры в экономическом аспекте, с точки зрения современного ее понимания, следует рассматривать как функционально связанную со всем общественным производством, в особенности с воспроизводством рабочей силы и интеллектуальным развитием работника, необходимым для осуществления профессионального производительного труда, а также как средство развлечения и отдыха.

В настоящее время культура сама превратилась в сферу экономической деятельности, производящую предметы потребления, товары и услуги. В этой связи можно выделить три группы учреждений культуры в зависимости от степени их включения в рыночную экономику.

Первая группа – объекты культурного наследия и науки, например, памятники культуры, музейные и архивные фонды, народное творчество, экспериментальные виды искусства и т.д., которые не могут быть объектом рыночных отношений в силу их высокой социальной значимости, невоспроизводимости и необходимости сохранения для последующих поколений.

Вторая группа – это организации и учреждения культуры и искусства, входящие в зону ограниченного действия рыночных отношений: организации исполнительного искусства, культурно-массовые учреждения (библиотеки, клубы и т.д.). Услуги этих учреждений обеспечивают гарантированные государством стандарты (нормы) культурного потребления и поэтому предоставляются населению бесплатно или на льготной основе. Однако эти организации имеют возможность получения дополнительных доходов за счет предпринимательской деятельности.

Третья группа – учреждения, которые входят в сферу коммерческой эксплуатации. Их доходы полностью формируются за счет коммерческой деятельности. К ним относятся: предприятия аудиовизуальной сферы, шоу-бизнеса, печатные и экранные средства массовой информации и прочее.

Границы между этими группами организаций культуры и искусства подвижны и могут смещаться в результате проводимой культурной политики государства и его экономического потенциала, исторических и национальных культурных традиций, потребительских предпочтений населения, уровня жизни и платежеспособного спроса и т.д.

Предпосылки внедрения рыночных отношений в сферу культуры и искусства начали формироваться в период перестройки народного хозяйства с 1985 г. В это время проводится серия экономических экспериментов с целью повышения эффективности культурного обслуживания населения путем внедрения новых методов хозяйствования и организационно-экономических форм культурной деятельности, укрепления самостоятельности государственных учреждений, создания относительно самостоятельных хозяйственных организаций. В результате этих мероприятий в конце 80-х гг появляется множество любительских объединений, клубов по интересам, культурных центров, кооперативов, творческих организаций (театров-студий, хозрасчетных киностудий), коммерческих структур в области продюсерской деятельности, маркетинга. Все эти образования первоначально осуществляли свою деятельность на договорных отношениях с базовыми государственными учреждениями, пользуясь их материальными ресурсами.

Одновременно происходило укрепление таких принципов деятельности организаций культуры, как децентрализация управления, демократизация хозяйственного механизма, дифференциация организационно-экономических моделей культурного обслуживания населения, разгосударствление и демонополизация сферы культуры и искусства как основы возникновения негосударственного сектора. Внедрение этих принципов привело к усилению самостоятельности в планировании творческой и хозяйственной деятельности, в выборе способов получения и распределения доходов, в установлении цен (тарифов) на производственные услуги. Следовательно, сложились все формальные предпосылки работы организаций культуры, позднее закрепленные в законодательных и нормативных актах и отраслевых инструкциях, в рыночных условиях.

Однако возможность осуществления творческой и хозяйственной деятельности на рыночных принципах для большинства организаций сферы культуры и искусства оказалась весьма ограниченной и проблематичной. Многие самостоятельные организации столкнулись с проблемой выживания, что породило тенденцию к возвращению их под опеку государства или к стремлению получить государственные субсидии. Это повлекло принятие серии законов о государственной поддержке культуры и ее отдельных отраслей, например, законы о культуре, о телевидении, кинематографии, средствах массовой информации и т.д.

Неустойчивое финансовое положение культуры и искусства в рыночных условиях не является чисто российским феноменом, хотя особенности рыночных отношений в России заметно осложнили положение культуры. Исторический опыт развития культуры и искусства многих стран в рыночных условиях позволяют сделать вывод об ограниченном характере действия рыночных регуляторов в этой сфере.

Процесс внедрения рыночных отношений в сферу культуры и искусства может быть рассмотрен путем анализа двух основных элементов производственных отношений: отношений собственности с одной стороны, а с другой – способов и источников получения доходов.

Существует достаточно большое многообразие экономических механизмов деятельности в сфере культуры

Составные части сферы культуры чрезвычайно неоднородны с точки зрения используемых механизмов хозяйствования.

Архивы, библиотеки, организации, занимающиеся охраной памятников, обычно являются государственными учреждениями, и их работа почти полностью обеспечивается за счет финансирования государства или благотворительных организаций.

Музеи и клубные организации являются в основном государственными некоммерческими организациями, но есть и частные. В музейной и клубной деятельности более заметную роль играют поступления от входных билетов, реализации различных услуг и сувенирной продукции. Но главным остается финансирование со стороны учредителей.

Деятельность театров, филармонических и фольклорных коллективов обеспечивается сочетанием общественного финансирования, частных пожертвований, доходов от продажи билетов и др. Обычно эти организации являются некоммерческими, но существуют и коммерческие театры, получающие доходы лишь от реализации своей основной продукции (продажи билетов и прав на воспроизведение созданных спектаклей, музыки в аудиовизуальной продукции) и сопутствующих товаров и услуг (доходы от буфетов, продажи сувениров). Таковыми, в частности, являются театры на Бродвее в Нью-Йорке.

Цирковое дело, народные промыслы, кинематограф, пресса, книгоиздание, радио и телевидение представлены по большей части коммерческими организациями, получающими основные доходы от реализации соответствующих товаров и услуг потребителям или рекламодателям. Но обычно государство и частные благотворители поддерживают в различных формах создание и прокат отдельных фильмов, публикацию отдельных книг, строительство и эксплуатацию цирковых зданий, вещание отдельных радиостанций и телевизионных каналов и т.д.

Реставрацией памятников занимаются организации разных форм, с которыми на контрактной основе взаимодействуют государственные органы и частные владельцы или арендаторы соответствующих памятников.

Литературное творчество, изобразительное искусство, сфера развлечений (за исключением клубной деятельности) функционируют полностью на рыночной основе. Производителями услуг здесь выступают частные лица и коммерческие организации. Участие же государства ограничивается закупкой отдельных произведений и предоставлением налоговых льгот для деятелей искусства.

Для понимания специфики экономических отношений в сфере культуры ключевыми являются ответы на следующие вопросы: почему государство финансирует и обеспечивает предоставление определенных видов культурных благ? И почему одни виды деятельности поддерживаются государством и частными благотворителями больше, другие - меньше, а третьи - вообще нет?

Таким образом, рыночные отношения в России привели к появлению разнообразных форм собственности в сфере культуры, формирование которых происходит под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов, главными из которых являются:

Отношение государства к сфере культуры, которое реализуется в форме государственной культурной политики;

Претензии различных классов, групп населения, политических партий, ассоциаций производителей и отдельных потребителей к объектам культуры и их результатам;

Отношение федеральных, региональных и местных органов власти к развитию культуры и искусства;

Интерес со стороны коммерческих структур и капитала к культуре как сфере бизнеса.

Если проанализировать организации и виды культурной деятельности только в двух позиций – их социальной значимости и коммерческой привлекательности, то современная структура собственности в сфере культуры включает:

· организации государственной (федеральной, региональной, муниципальной) и ведомственной собственности, к которым относятся библиотеки, клубные учреждения, музеи, театрально-зрелищные предприятия, цирки, объекты культурного наследия, электронные и печатные средства массовой информации;

· другую группу образуют организации и виды культурной деятельности, отражающие идеологию определенных групп, партий и иных объединений граждан, ассоциации и т.д., управляющих их собственностью;

· следующая группа – это коммерческие предприятия культуры, которые выступают, как правило, в форме частной и смешанной собственности. К ним относятся центры досуга, галереи, издательская деятельность, средства массовой информации, книгопечатание, аудиовизуальная сфера и другие.

Характеристика учреждений социально-культурной сферы

В конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия в России функционально и юридически оформилось новое социокультурное направление под названием социально-культурная деятельность. В соответствии со структурой этого направления реорганизуется деятельность культурно-досуговых учреждений (бывшие культурно-просветительные) и учреждений дополнительного образования, происходит становление и развитие новых для нашей страны учреждений: социального обслуживания населения (в основном взрослых) и социального воспитания детей и подростков. В этот период появляются новые виды профессий: социальная работа (социальный работник), социальная педагогика (социальный педагог) и вместо культурно-просветительной работы – «социально-культурная деятельность» и «народное художественное творчество» с соответствующим набором квалификаций организационно-управленческого и художественно-творческого характера. В этот же период создается и нормативно-правовая база деятельности учреждений социокультурного профиля.

Поскольку в конце XX - начале XXI вв. вопросы социального развития занимали и продолжают занимать ведущее место в российской действительности, представляется логичным начать рассмотрение заявленной темы с характеристики учреждений социального обслуживания наименее защищенных категорий населения. Тем более что социальная направленность достаточно остро ощущается и в деятельности традиционных для нашей страны - культурно-досуговых учреждений.

Учреждения системы социального обслуживания различных категорий населения

Основы системы социального обслуживания различных категорий населения в нашей стране заложены в ряде законов, федеральных и региональных программ. Прежде всего - в законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (1995) и законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), в федеральных программах «Дети России», «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и других.

Сейчас уже можно констатировать о том, что в нашей стране утвердились и новые профессии - социальная работа и социальная педагогика, и новая система учреждений социального обслуживания населения. Основное место среди учреждений социального обслуживания занимают учреждения системы Министерства здравоохранения и социального развития РФ:

Учреждения социального обслуживания семьи;

Учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов;

Отделения социальной помощи на дому;

Службы срочной социальной помощи;

Территориальные социальные центры.

Среди перечисленных учреждений по своей значимости (не по количеству) на первое место выходят территориальные социальные центры как комплексные учреждения по оказанию помощи нуждающимся (прежде всего, пенсионерам, инвалидам, малоимущим семьям). Более того, просматривается тенденция, выражающаяся в стремлении каждой первичной территориально-административной единицы (район, небольшой город) иметь свой центр социального обслуживания.

Реальное число такого рода центров зависит, прежде всего, от материальных и финансовых возможностей местных органов власти. Особенностью территориальных центров социального обслуживания является то, что по характеру деятельности они являются учреждениями комплексного типа, в их составе могут организовываться различного рода службы и отделения, выполняющие специфические функции. Так, согласно Примерному положению о центре социального обслуживания, утвержденному Минсоцзашиты России (1993 г.), в центре социального обслуживания могут быть открыты следующие отделения и службы:

Отделение дневного пребывания (создается для обслуживания не менее 30 чел.);

Отделение социальной помощи на дому (создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, и не менее 120 пенсионеров и инвалидов - в городской местности);

Служба срочной социальной помощи (предназначена для оказания неотложной помощи разового характера).

В отделении дневного пребывания предусмотрены должности: заведующего отделением, медицинской сестры, культорганизатора (с выполнением обязанностей библиотекаря), инструктора по трудовой терапии (при наличии мастерских или подсобного хозяйства), сестры-хозяйки, буфетчика и других.

В отделении социальной помощи на дому - заведующий отделением, социальный работник (специалист по социальной работе) - 1,0 ставка на 8 чел., обслуживаемых в городской местности и 1,0 на 4 чел. - в сельской, водитель автомобиля (при наличии автотранспорта).

В службе срочной социальной помощи - заведующий службой, психолог, юрист, специалист по социальной работе (2 ед.), социальный работник (1 ед.), водитель автомобиля (при наличии автотранспорта).

Разумеется, специализированные отделения или службы могут создаваться и помимо центров социального обслуживания, непосредственно органами социальной защиты. Многие из такого рода служб или отделений были открыты еще до того, как в той или иной местности начали функционировать территориальные центры социального обслуживания.

Наряду с учреждениями социального обслуживания системы Министерства здравоохранения и социального развития существуют учреждения и других ведомств (отраслевые, профсоюзные, молодежные и Т.п.). Так, например, в каждом регионе России функционируют социальные службы молодежи.

На территории местных органов власти организуются различного рода специализированные (некоммерческие) центры социального обслуживания. Это могут быть и центры по оказанию социальных и юридических услуг по трудоустройству (учредители: муниципальный (территориальный) орган и несколько коммерческих организаций), и центры реабилитации инвалидов и сирот (учредители: территориальный орган, комитет по делам семьи и молодежи, общественные и коммерческие организации) и др.

Следует подчеркнуть, что разрешение на ведение социально-защитной деятельности на своей территории различными ведомствами и коммерческими структурами дают соответствующие органы социальной зашиты и местного самоуправления. При этом муниципальный орган как юридическое лицо, дающее разрешение на социально-защитную деятельность на своей территории, может выступать в нескольких лицах: и как один из соучредителей учреждения социального профиля, организуемого по инициативе различных ведомств и общественных объединений, и как инициатор и координатор проведения большинства социокультурных акций на подведомственной территории.

Кулътурно-досуговые учреждения

Учреждения культурно-досуговой сферы являются традиционными для российской действительности. К 1985 году в стране была создана достаточно развитая сеть учреждений культурно-просветительного профиля. За годы перестройки и перехода к рыночным отношениям эта сеть претерпела серьезные изменения. Сократилась численность основных типов учреждений (клубов, библиотек, парков культуры и отдыха). Изменилась ведомственная принадлежность значительного числа учреждении. Так, например, почти полностью сменили своего владельца бывшие профсоюзные клубы и библиотеки. Часть этих учреждений либо прекратила свою существование, либо перешла в ведение Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. За этот период почти полностью разрушена сеть киноустановок и кинотеатров. Идет медленный и трудный процесс строительства новой системы кинообслуживания населения.

Но есть и позитивные тенденции. За эти годы возросло число музеев и театров в нашей стране. Культурно-досуговые учреждения стали более чутко реагировать на запросы населения и в меру своих возможностей удовлетворять их. Появились новые типы учреждений (информцентры, медиатеки и др.).

Однопрофильные учреждения взяли курс на многопрофильность и многофункциональность (наряду с просветительными задачами стало больше внимания уделяться решению рекреационных проблем). Следует отметить, что полифункциональность как тенденция зародилась на Западе и ее внедрение в российскую действительность следует только приветствовать.

Процесс реорганизации сети учреждений культурно-досуговой сферы еще не закончился. Продолжается и поиск ими своей специфики и своего места в новых условиях российской действительности.

Клубные учреждения

Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время остаются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры). По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональными комплексными учреждениями культуры. Их назначение - предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества.

Основными направлениями в деятельности клубных учреждений являются: информационно-просветительная; художественно-публицистическая; содействие развитию социальных инициатив, сохранение и развитие традиционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов; развитие художественного и технического творчества; культурно-развлекательная; физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность; экскурсионное обслуживание и др.

В настоящее время в России насчитывается 55 тыс. клубных учреждений, при которых функционирует 357.328 любительских объединений. Число занимающихся в клубных объединениях составляет 6.074.821 чел.

С 1980 г. число клубных учреждений уменьшилось на 22,5 тыс. Особенно сильно сокращение происходит с 1991 года - на 15,6 тыс. С 1998 по 2001 г.г. сокращение незначительно. За три года число клубов уменьшилось на 1,1 тыс. Можно предположить, что в ближайшие годы численность клубных учреждений стабилизируется.

Наблюдается и другая тенденция. В стране возникают клубные учреждения нового типа: Центры досуга и творчества, Дома ремесел, Национально-культурные центры и др.

В крупных городах возникают досуговые центры, организуемые на коммерческой основе. Речь идет, прежде всего, об элитных ночных клубах. По характеру своей деятельности (уклон в развлекательность и недоступность широким слоям населения из-за дороговизны оказываемых услуг) досуговые заведения данного типа пока еще плохо вписываются в традиционную сеть культурно-досуговых учреждений.

Парковые учреждения

Парки культуры и отдыха являются одними из самых популярных учреждений досугового типа. Как и клубы, парки являются комплексными многофункциональными учреждениями культуры. Но, в отличие от клубов, свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.

К сожалению, количество парков культуры в России ежегодно убывает. Если в 1990 г. их насчитывалось 730, то к концу 1999 г. - 554. Сокращение числа парков связано в основном с трудностями материально-технического и финансового характера. Содержание паркового хозяйства, в т.ч. дорогостоящих аттракционов, дело очень и очень трудоемкое. Оно оказалось не по силам региональным и местным органам власти. В Федеральном агентстве по культуре и кинематографии сегодня нет отдела, который ведает парками. Они переданы в ведение местных властей.

Остается надеяться, что по мере улучшения экономической ситуации в нашей стране число парков будет возрастать. Будут возникать и новые виды парковых учреждений: рекреационные, парки развлечений и т.п.

В настоящее время создана Ассоциация парков культуры РФ. Ее усилиями проводятся конкурсы на лучший парк России.

Музеи

Основное назначение музеев - собирание, изучение и экспонирование материальных и духовных ценностей. Большое место в деятельности музеев занимает проведение культурно-просветительной и научно-исследовательской работы.

Музеи в Российской Федерации

1980

1985

1991

2001

1379

1964

Из таблицы видно, что за последние 20 лет число музеев в нашей стране увеличилось более чем в 2,5 раза. Это увеличение связано в основном со снятием различного рода запретов на инициативную деятельность, существовавших до 1985 года.

Из общего числа музеев системы Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ 100 составляют музеи федерального ведения, включая музеи и филиалы. Остальные музеи этой системы - регионального и муниципального ведения.

Все музеи можно разделить на 10 основных профилей: комплексные (в основном, краеведческие), исторические, художественные, литературные, мемориальные, искусствоведческие, естественнонаучные, отраслевые, технические и архитектурные.

Можно предположить, что число музеев в ближайшем будущем будет возрастать. Об этом свидетельствуют такие данные. В России стали появляться частные музеи (музей, посвященный творчеству Юрия Никулина, в г. Красногорск Московской области, Музей дипломатического корпуса в г. Вологде). Возникают археологические и исторические музеи-парки, экомузеи. Так, среди планов музейных работников Кемеровской области - организация музеев: «Русское волостное село» (трактир, кузница, сельская церковь), языческое капище «Славянский мифологический лес» и др.

Возникают и оригинальные музеи (Музей петуха в г. Петушки Владимирской области, Музей мыши в г. Мышкине Ярославской области). Такого рода музеи играют важную роль в сохранении местных культурных традиций, и в частности - местной топонимики.

Библиотеки и информационные центры

Основное назначение библиотек - собирание, хранение и распространение книг. В последние годы на одно из первых мест в деятельности библиотек выходит информационное направление.

Библиотеки Российской Федерации (в тыс.)

1980

1985

1991

1998

2000

Библиотеки всех типов

166,5

164,8

Массовые библиотеки

62.7

62,7

59,2

52,2

* - сведения отсутствуют

Из таблицы видно, что число библиотек всех типов сократилось с 1980 г. на 36,5 тыс., число массовых библиотек сократилось за это время почти на 13 тыс. В то же время необходимо отметить, что в целом библиотечная сеть в нашей стране сохранена. И библиотеки играют важную роль в культурной жизни основных категорий населения. Так, библиотечная сеть Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ представляет собой многоуровневую систему, состоящую из федерального, регионального и муниципальных звеньев.

Верхнее звено включает в себя 9 крупнейших библиотек федерального подчинения (Российская государственная библиотека - г. Москва; Российская национальная библиотека - г. Санкт-Петербург; Российская государственная юношеская библиотека; Российская государственная детская библиотека - г. Москва и др.)

Среднее региональное звено составляют универсальные библиотеки субъектов РФ, так называемые областные и краевые универсальные научные библиотеки (УНБ).

В состав регионального звена помимо УНБ входят также региональные универсальные детские библиотеки (УДБ), юношеские (ЮБ) и библиотеки для слепых. С начала 1990-х годов в ряде регионов произошло слияние универсальных детских и юношеских библиотек.

Низовое звено библиотек системы Министерства культуры РФ составляют муниципальные библиотеки - городские, районные, сельские и т.п.

В последние годы наблюдается тенденция образования на базе библиотек информационных учреждений нового типа. Так, появились медиатеки, объединяющие различные, и, прежде всего, электронные носители информации о произведениях искусства. Реальностью наших дней стало появление интернет-Центров, интернет-салонов и интернет-кафе. Так, например, на базе Центральной городской публичной библиотеки им. Некрасова (г. Москва) создался новый библиотечно-информационный комплекс столицы. Большое внимание массовые библиотеки уделяют проведению культурно-досуговых мероприятий для различных категорий населения, все в большей степени используя разнообразные формы клубной работы.

Учреждения социально-педагогической направленности

К настоящему моменту в России создана система учреждений, осуществляющих социальное воспитание подрастающего поколения в новых условиях. В свою очередь, эта система разветвляется на ряд направлений с присущими им специфическими задачами.

Традиционное место в этой системе занимают учреждения дополнительного образования детей и подростков, проводящие свою работу в основном по их месту жительства и учебы. В прошедшие 10-15 лет удалось в целом сохранить эту систему, максимально приспособив ее к новым условиям российской действительности. Учреждения этого типа играют важную роль, как в социальном воспитании, так и в организации досуга детей и подростков по месту их жительства. Основным куратором этой системы выступает Министерство образования РФ, которому помогают Министерство культуры, Госком молодежи и Госкомспорта РФ.

Вторым направлением, выделившимся за эти годы, является сеть территориальных учреждений, занимающихся малообеспеченными семьями, имеющими детей. Это относительно новое для России направление, имеющее своей целью оказание малоимущим семьям, прежде всего социальной помощи. Отвечает за это направление Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Третье направление включает в себя сеть специализированных учреждений, занимающихся, с одной стороны, организацией воспитательного процесса в учреждениях закрытого типа, прежде всего интернатах, а с другой стороны, целенаправленной профилактической и реабилитационной работой среди детей и подростков. При проведении профилактической работы особое внимание уделяется предупреждению правонарушений среди детей и подростков, а также - детской безнадзорности и беспризорности. Реабилитационная работа предполагает воспитательное воздействие на детей с девиантным поведением и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь трудно выделить одно из курирующих министерств. Ответственность распределяется в зависимости от специфики решаемой проблемы между такими министерствами, как Министерство образования, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство внутренних дел, Государственный Комитет по делам молодежи.

Учреждения дополнительного образования детей и подростков

Эти учреждения предоставляют дополнительные возможности для всестороннего развития детей, в т.ч. для развития их индивидуальных интересов и способностей.

В 1999 г. учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности насчитывалось 16 тыс. При этом число учреждений такого рода с каждым годом возрастает. Так, например, за 1997-1999 гг. количество учреждений дополнительного образования возросло на 2,9 тыс.

В системе Министерства образования в 1999 г.г. действовало 3579 центров, дворцов, домов детского творчества и других учреждений, реализующих разнообразные программы дополнительного образования. В этих учреждениях занималось 4,3 млн. детей. Более 54% от обучающихся охвачены художественно-эстетическим образованием.

В системе Минобразования действует 397 учреждений художественного профиля, 443 эколого-биологических центров, станций юных натуралистов.

Большое место в системе дополнительного образования занимают детско-юношеские спортивные школы и клубы физической подготовки. В 1999 г. в системе Министерства образования таких школ насчитывалось около 3000. В них занималось 1,9 млн. детей. В 1632 детско-юношеских спортивных школах Госкомспорта России, профсоюзов и других организаций занималось 790,2 тыс. детей и подростков.

Система Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ включает в себя 5,8 тыс. детских школ искусств различного профиля и 4.499 специализированных детских библиотек. Для поддержки особо одаренных детей действует Президентская программа «Одаренные дети».

Система учреждений социального обслуживания семьи и детей по месту жительства

Как уже отмечалось за шесть лет (до 2000 г.) численность территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей возросла в 21 раз и составила на начало 2000 г. - 2240 учреждений, функционирующих в системе органов социальной защиты населения (Министерство здрвоохранения и социального развития). Среди них можно выделить три группы учреждений:

Центры социального обслуживания семьи и детей, предоставляющие комплекс социальных услуг (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, кризисные центры для женщин и др.);

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, включая социальные приюты для детей и подростков;

Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями.

Большинство названных учреждений действует, как правило, по месту проживания семьи и детей. В среднем на каждый субъект Российской Федерации приходится 25,8 учреждений такого рода.

Среди территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей на первом месте идут центры социальной помощи семье и детям (различных видов) - 656. Далее: социальные приюты для детей и подростков - 412, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних - 276, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями - 182 и др.

Специализированные учреждения по работе с трудными детьми и подростками

В соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) в стране функционируют два типа специализированных учебно-воспитательных учреждений: открытого и закрытого типа.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:

Специализированные общеобразовательные школы;

Специальные профессиональные училища;

Другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания,

К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа относятся, прежде всего, учреждения интернатного типа для детей-сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот, школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья и др.) - система Минобразования РФ, Минздрава и социального развития РФ.

Особую группу образуют специализированные учреждения по профилактике безнадзорности и социальной реабилитации детей и подростков. Это так называемые учреждения временного содержания несовершеннолетних (центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей) - система МВД, и специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации - система Минобразования и Минздрава.

Общее количество специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов социальной защиты населения на 01.01.2000 г. составило 701, в т.ч. 276 социально-реабилитационных центров, 412 социальных приютов, 13 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В системе образования таких учреждений - 61.

В ноябре 2000 г. Постановлением правительства Российской Федерации утверждены примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (о социально-реабилитационном центре, о социальном приюте для детей, о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). В положениях записано, что реабилитационные центры осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

Социально-культурная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на сохранение и передачу культурных ценностей, а также развитие, самоутверждение и самореализацию личности и группы посредством их приобщения к этим ценностям. Обычно эта деятельность связана с досугом. Специалисты работают над организацией культурных мероприятий, помогают в случае трудностей семейного и любого другого общения именно посредством организации свободного времени детей и взрослых.

Такая деятельность очень важна, потому что направлена на решение отдельных общественных проблем и удовлетворение культурных потребностей социума. СКД многообразна, она обладает большим количеством различных вариантов и институтов, отличается исключительной добровольностью и свободой выбора. Социально-культурная деятельность выполняет рекреационно-оздоровительную, культурно-творческую, развивающую и информационно-просветительскую функции.

Где и как этому учат

В России более 60 вузов, которые предлагают свои программы по обучению студентов социально-культурной деятельности. Ведущими являются московские вузы, например, Московский государственный университет культуры и искусств, Московский городской педагогический университет и другие. Студенты изучают культуру и искусство во всём их многообразии, их теорию и историческое развитие, прикладные дисциплины и гуманитарные науки, проходят практику в различных культурных и продюсерских центрах.

Выпускники вузов этой специальности работают в и шоу-бизнеса, занимаются преимущественно организационной деятельностью, ведут переговоры с агентствами, договариваются о проведении мероприятий, а также продвижением звёзд по карьерной лестнице. Специалисты работают с актёрами, певцами, цирковыми артистами, организуют выставки в галереях и прочее. Многие студенты этого отделения подчёркивают желание и возможность после выпуска работать по специальности, высокую вероятность получения прибыльного заработка, который растёт вместе с опытом работы и квалифицированностью специалиста, а также целый спектр занятий, которые можно совмещать с учёбой. Это одна из наиболее популярных в современном мире сфер деятельности, при грамотном подходе приносящая реальную пользу обществу и культуре.

Поделиться: