Церковь и светские средства массовой информации. Церковь как бренд, или почему религии нет места в современных СМИ

9 декабря в Отделе внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата состоялся семинар на тему "Внешнее служение Русской Православной Церкви в первом десятилетии XXI века: задачи и приоритеты", в котором, помимо сотрудников ОВЦС , приняли участие представители некоторых синодальных учреждений, священнослужители, общественные деятели, ученые. В качестве представителя светской религиозной журналистики в семинаре участвовал главный редактор портала "Религия и СМИ" Александр Щипков.

По словам руководившего работой семинара митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ОВЦС , председателем которого он является, планирует проводить подобные встречи регулярно. "Я сторонник открытой церковной политики... Нам [ОВЦС ] нужно слышать свидетельства и голоса со стороны", - сказал митрополит. Он предложил для обсуждения несколько основных тем, непосредственно касающихся "внешнего служения" РПЦ. Однако в ходе работы семинара, который принял форму свободного обмена мнениями, речь шла по преимуществу о второй теме: "Участие Церкви в общественной жизни страны: цели, методы, формы. Информационная политика Церкви". Другие темы предполагается обсудить на последующих встречах.

Одним из главных направлений внешней деятельности РПЦ является выстраивание отношений с властью, что особенно актуально ввиду начала работы нового состава Государственной Думы. Митрополит Кирилл высказался за открытый диалог с властными структурами, подчеркнув, что ОВЦС занимается прежде всего контактами с исполнительной властью; взаимодействие с Думой, по его словам, не позволяет решать многие вопросы, касающиеся церкви. В целом, как считает председатель ОВЦС МП , общественная деятельность церкви в новых условиях должна быть спокойной и конструктивной.

Предлагая выстроить "честную систему отношений церкви и власти", митрополит Кирилл в очередной раз выступил против создания специального государственного органа "по делам религий", поскольку, по его мнению, такой орган обязательно будет вмешиваться во внутренние дела церкви, в частности, в ее кадровую политику, как это было в советском прошлом, а в конечном счете - "как раковая опухоль разъедать церковное тело".

"РПЦ играет большую роль в преодолении крайностей в либеральном мышлении", - сказал митрополит, обратив внимание на примиряющую роль церкви и необходимость способствовать установлению "цивилизационного баланса". На семинаре звучали голоса, настаивающие на том, что нужно серьезно осмыслить цивилизационную роль православия перед лицом современных глобальных вызовов. Основой для такого осмысления многим видится социальная концепция РПЦ, принятая Архиерейским собором 2000 года. Высказывалось мнение, что она может послужить фундаментом для разработки "идеи национальной модернизации на основе традиционных ценностей".

Оказалось, впрочем, что подобные предложения вполне согласуются с планами ОВЦС . Митрополит Кирилл сообщил, что очередной Всемирный русский народный собор, который состоится в феврале 2004 года и сопредседателем которого он является, будет посвящен теме "Православный мир" и, в частности, рассмотрению православия как цивилизационного феномена.

Что же касается социальной доктрины РПЦ, то следует признать более чем логичным предложения некоторых участников семинара по дальнейшей разработке обозначенных в ней концептуальных вопросов. Собственно, сам документ и называется "Основами социальной концепции", что предполагает более углубленную работу над отдельными его темами. Среди последних со всей очевидностью следует выделить более чем актуальные сегодня темы секуляризации и глобализации, которым в "Основах" посвящено лишь несколько страниц (см. последний раздел документа). В этом отношении, однако, пока ничего не сделано на официальном церковном уровне, хотя со времени принятия соцдоктрины прошло уже более трех лет.

Собирание интеллектуальных сил (речь шла, в частности, о возможности создания особого центра для формирования позиций РПЦ по всем актуальным вопросам), развитие положений социальной доктрины, осуществление открытого диалога церкви с властью и общественностью, - всЈ это хорошо и правильно, но вряд ли даст зримые результаты без продуманной и эффективной информационной политики церкви. В современных условиях, тем более, если учитывать специфику работы СМИ, никакое доброе дело не будет "работать" на благо церкви в общенациональном масштабе, если оно не проявилось в информационном пространстве, не оказалось в сфере внимания потребителей масс-медиа. Сегодня это ясно всем. Судя по всему, это всЈ более ясно осознается и представителями церковной институции. Митрополит Кирилл согласился с тем, что в настоящее время в РПЦ отсутствует эффективная информационная политика, а также с тем, что необходимо специальное обсуждение этой проблемы.

С журналистами у официальных представителей церкви давно много проблем. Это и взаимное непонимание (разговор часто идет на разных языках), и отсутствие соответствующей квалификации у пишущей и говорящей братии (журналистов, профессионально занимающихся религиозной темой, до сих пор можно практически пересчитать по пальцам), и, с другой стороны, известная закрытость церковных учреждений, отсутствие специально подготовленных работников для общения с прессой. Конечно, церкви нужно не только развивать свои собственные средства массовой информации, возможно, прежде всего в Интернете (это особая тема), - церковь заинтересована в проникновении в светское медийное пространство. В ходе обсуждения этой темы на семинаре Александр Щипков призвал представителей церкви к большей смелости и открытости в отношениях со СМИ, тем более что и сами журналисты, которым свойственно ошибаться, нуждаются в таком общении. В свою очередь митрополит Кирилл отметил важность обсуждения с самими журналистами вопросов информационной деятельности церкви, чтобы услышать и их мнение на этот счет.

Тема "Церковь и СМИ" - сложная, и связанные с ней проблемы, конечно, не сводятся к перечисленным выше. На наш взгляд, основная трудность заключается в том, что любая информация о церкви, а также то Слово, которое церковь призвана донести до широкой публики (как потенциальной паствы), в современном светском медийном пространстве по необходимости должны "подаваться" в таком стиле и на таком языке, которые самой церкви, в ее внутренней жизни, не свойственны. Иначе и информирование, и проповедь, хотя бы в форме нравственных оценок, будут, так сказать, вотще. Другими словами, главное - это проблема перевода.

Собственно, масс-медиа, о чем говорит сам этот термин, выполняют функцию посредника, медиатора. Они осуществляют массовую коммуникацию, транслируя информацию, то есть передавая ее от источника к потребителю. И, конечно, в процессе передачи происходит истолкование содержания информации. Это неизбежно, поскольку, как мы давно знаем, чистых фактов нет, а есть интерпретации. Поэтому любая информация в процессе трансляции претерпевает трансформацию. Кто же ее трансформирует? Сами СМИ - в соответствии как с квалификацией и компетентностью их работников, так и с установками редакционной политики, на которую влияет масса факторов, включая идеологические (мировоззренческие) и политические.

Речь в данном случае идет о светских СМИ. Конфессиональные могут позволить себе говорить на внутрицерковном языке, потому что их адресат - это актуальные или потенциальные члены церкви. Более того, если конфессиональные издания будут использовать "внешний" язык, то вряд ли это поймут их читатели. Но равным образом и потребители светских СМИ вряд ли поймут, о чем речь, если с ними будут говорить на церковном языке. Поэтому задача церкви в светском медийном пространстве - предлагать не просто информацию о своей внутренней жизни или церковную проповедь, но такие материалы, которые уже "переведены" на светский язык (в широком смысле), то есть заранее, самостоятельно вкладывать в предлагаемую информацию нужную церкви и соответствующую ее самопониманию интерпретацию.

Наверное, когда говорят о необходимости воспитания и подготовки "церковных журналистов", следует иметь в виду прежде всего эту задачу. Но дело не только в подготовке журналистов; точнее, сам процесс такой подготовки предполагает выполнение другой, весьма сложной, задачи, а именно - выработки особого языка светской журналистики, адекватно освещающей религиозную жизнь. Такого языка, который был бы одновременно адекватен религиозному содержанию и той форме, в которой это содержание оказывается приемлемым для СМИ и внятным для их потребителя. В противном случае, не учитывая специфику современной массовой коммуникации, церковь не сможет использовать массовые медийные каналы в своих целях и в своих интересах.

Более или менее удачные опыты выработки такого "специального" языка, конечно, есть, но в целом, на наш взгляд, он еще не сформировался. Более того, нередко подобные опыты воспринимаются "в штыки" некоторыми церковными ревнителями (включая представителей духовенства), которые за формой подачи материала не видят ни полезного для церкви содержания, ни истинных намерений авторов, а потому готовы всЈ, что не похоже на прямую проповедь или аффектированную "защиту Церкви", воспринимать и квалифицировать как "антицерковную журналистику".

Честно говоря, "черно-белое" разделение людей - и журналистов в том числе - на своих и чужих, на "защитников" и "врагов" Церкви вряд ли может служить действительному благу церковному; скорее - отталкивает от Церкви многих ее потенциальных членов и просто тех, кто относится к ней с уважением и доверием. Как отметил в ходе дискуссии на семинаре митрополит Кирилл, в общественно-политическом пространстве прямая апелляция к религиозным ценностям не работает. Это справедливо и по отношению к масс-медиа, поскольку они - "плоть от плоти" общества и политики (как в широком, так и в узком смысле слова политика).

Семинар, состоявшийся 9 декабря, - не первый опыт обсуждения деятельности ОВЦС с участием приглашенных специалистов, представителей общественности и СМИ. В начале минувшего лета уже имела место подобная встреча, посвященная взаимодействию РПЦ и Всемирного Совета Церквей, на которой присутствовал генеральный секретарь ВСЦ Конрад Райзер.

Подводя итоги семинара, митрополит Кирилл еще раз отметил, что открытое обсуждение актуальных тем и проблем будет помогать церкви в ее деятельности. Можно только приветствовать подобную установку на использование возможностей "соборного разума" (говоря на церковном языке), или (говоря на языке светском) на коллективное осмысление того, что нуждается в таком осмыслении и обсуждении. Любые действия, направленные на преодоление всЈ еще дающей о себе знать закрытости церковной институции, - это шаг навстречу обществу, что тем более важно и актуально, если иметь в виду, что речь идет об обществе, которое стремится стать гражданским обществом.

Следующий семинар в ОВЦС МП запланирован на конец января.

Андрей Зайцев, обозреватель портала «Религия и СМИ» специально для РИА-Новостей.

На прошедшем 22 сентября в Москве круглом столе РИА - Новостей "Церковь и СМИ. Где источник противоречий?", в котором приняли участие журналисты Андрей Золотов, Александр Щипков, Сергей Чапнин, Максим Шевченко, а также протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Андрей Кураев, было сделано несколько принципиальных заявлений, о путях развития отношений между Церковью и СМИ.

За этим внешне протокольным сообщением скрывается важная встреча, открывающая новые перспективы сотрудничества светских СМИ и религиозных организаций. Тем более, что проблема, как и что писать о религии вообще и Русской Православной церкви в частности, необычайно актуальна в наше время: достаточно вспомнить реакцию в мусульманском мире на высказывания Папы Римского Бенедикта XVI во время лекции в Регенсбургском университете и предстоящий судебный процесс между обозревателем «Московского комсомольца» Сергеем Бычковым и заместителем председателя ОВЦС МП протоиереем Всеволодом Чаплиным. Последнее событие и стало формальным поводом для круглого стола.

Какие же проблемы есть во взаимоотношении журналистов и религиозных организаций? Ответы на этот вопрос достаточно очевидны - откройте практически любую публикацию на религиозную тему, и вы увидите традиционный набор тем: религиозные праздники, скандалы, взаимоотношения верующих и неверующих. Подобный список можно продолжать до бесконечности, но как заметил телеведущий, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко: «Многим людям хотелось бы, чтобы Церковь была странным сообществом странных людей, мысленно находящихся в Средневековье ». К сожалению, такой подход отчасти проник и в журналистские материалы, что свидетельствует о кризисе восприятия Церкви, с одной стороны как социального института и, с другой стороны, как сакрального пространства, в котором нет места критике. Подобное напряжение в диалоге связано с тем, что современная традиция журналистики восходит своими корнями к эпохе Возрождения (об этом говорил ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин), а некоторые представители Церкви подсознательно рассматривают светские издания и конкретных журналистов как свою паству (это подметил главный редактор интернет-портала «Религия и СМИ», председатель Гильдии религиозной журналистки Александр Щипков). Из этой сложной попытки понимания и взаимного узнавания светского общества и религиозных организаций и проистекает та напряженность, которая характеризует отношения Церкви и СМИ. Религиозные организации вообще трудный партнер для СМИ не только нашей страны, но и для мирового медиасообщества. В России же эта ситуация сложна еще и тем, что власть, общество и Церковь еще до конца не разобрались в том, как им воспринимать друг друга (об этом, в частности, говорил главный редактор журнала Russia Profile, лауреат европейской премии Джона Темплтона в области религиозной журналистики Андрей Золотов).

Отношение общества к Церкви достаточно противоречиво: вроде бы РПЦ по всем социологическим опросам представляет собой социальный институт, пользующийся наибольшим доверием у россиян, но те же самые россияне с удовольствием обсуждают, сколько денег у того или иного церковного иерарха, есть ли внутри РПЦ люди с нестандартной сексуальной ориентацией, а уровень вопросов к священнику большинства людей, не исключая и журналистов, часто ограничивается сакраментальным: «Можно ли на Пасху ходить на кладбище?» Об этой особенности восприятия Церкви постсоветским обществом еще в 1992 году написал академик Сергей Аверинцев: «Наши новые православные, околоправославные, сочувствующие, то есть «широкая публика», кажутся мне уж слишком похожими на детей. Позавчера они вовсе не думали на церковные темы; вчера каждый осанистый архиерей казался им ангелом или святым, только что сошедшим с иконы; сегодня они зачитываются газетными разоблачениями про Священный Синод как филиал КГБ... Так подросток, узнавший нехорошую подробность о своем обожаемом кумире, торопится зачислить его в изверги рода человеческого. Но на то он и подросток. Не будем спрашивать, что хуже - умильное легковерие или школьнический пыл разоблачительства; одно стоит другого, ибо то и другое чуждо чувству ответственности». «Широкая публика» журналистов претерпевала те же изменения в своем отношении к РПЦ, и существующая картина примерно такова.

Всех журналистов, пишущих о религии можно условно разделить на две группы: работающие в светских и конфессиональных изданиях. Светские пишут материалы на религиозную тематику либо регулярно (таких достаточно мало, и они практически все были на круглом столе), либо эпизодически в преддверии большого религиозного праздника или тех случаев, когда религиозная тематика становится ведущей. Конфессиональные журналисты в основном рассматривают внутренние проблемы Церкви, а также различные протокольные мероприятия, связанные с архиерейским служением и другими официальными церемониями. Конфессиональных и околоцерковных изданий довольно много, но они имеют ограниченную аудиторию и практически неизвестны широкой публике. В последнее время и светские издания более активно стали присматриваться к Церкви. Медиасообщество и власти постепенно осознают важность религиозного фактора в жизни общества. Появляются более вдумчивые и подробные материалы в СМИ. Эту тенденцию отметил Александр Щипков, сказавший о том, что «положительную роль сыграли созданные в конце 90-х годов Гильдия религиозной журналистики и Методический совет по освещению религиозной тематики в СМИ, работе которого уделяли огромное внимание Михаил Сеславинский и Андрей Романченко ». Вместе с тем, для части светских изданий, религия по-прежнему остается второстепенной темой, писать о которой может любой человек.

В результате возникает ситуация, при которой религиозная тематика в СМИ практически обречена быть в определенном смысле маргинальной . Религиозные события обычно плохо вписываются в медийный формат, поскольку очень сложно найти адекватную форму выражения тенденций, происходящих даже в традиционных религиях. Как однажды заметил заместитель декана факультета журналистики МГИМО, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда, журналист, пишущий на тему Церкви, должен понимать, что есть вещи очевидные и важные для верующего человека, но принципиально непереводимые на язык СМИ. Журналист не может проповедовать или разъяснять читателю догматическое учение Церкви, но он может адекватно отразить жизнь религиозных институтов, если будет внимателен, корректен, профессионально подготовлен.

За последними «тюризмами» скрывается очень важная проблема современных СМИ, которая широко обсуждалась на круглом столе. Должны ли светские журналисты, пишущие о религии, принимать особый «кодекс чести» или подвергать свои материалы более жесткой цензуре, чем авторы текстов, например, о недвижимости? С одной стороны очевидно, что никакой дополнительный «комитет», «свод цеховых правил» не может быть выработан просто потому, что Церковь - это такой же объект описания для журналиста, как и остальные. Очевидно, что хамство по отношению к священнослужителям и оскорбление религиозной символики недопустимо, но также понятно, что хамство и оскорбление запрещено по отношению ко всем людям и ко всем более или менее значимым символам и явлениям, что уже отражено в Законе о СМИ и в Административном Кодексе. С другой стороны, неизбежно возникает вопрос о том, что же можно писать о религии вообще и Церкви в частности? Нужно ли вообще выводить религиозных деятелей из зоны критики, превращая их в «королей», о которых можно говорить «либо хорошо, либо ничего»? И здесь очень важна позиция Церкви ее готовность к диалогу со СМИ.

Важность подобного диалога подчеркнул протоиерей Всеволод Чаплин, высказавшийся против введения цензуры, и поблагодаривший журналистов за вдумчивые, аналитические и критические материалы о церковных проблемах, по результатам которых сама РПЦ смогла разрешить те или иные спорные ситуации. О. Всеволод подчеркнул, что религиозные организации должны быть открыты к диалогу со СМИ, поскольку это один из видов христианского служения Церкви. К сожалению, подобная позиция разделяется далеко не всеми представителями религиозных объединений.

Понятно, что в последние годы диалог между РПЦ и СМИ достаточно активизировался, и на телеэкранах и в печати часто появляются религиозные лидеры и наиболее активные представители духовенства: патриарх Алексий II, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, протоиерей Всеволод Чаплин, дьякон Андрей Кураев и еще несколько имен. Эти люди достаточно активно высказываются о современных проблемах, они открыты и достаточно доступны для журналистского сообщества. Но проблема состоит как раз в том, что за исключением одного-двух десятков представителей всех традиционных религий России, ни большая часть журналистов, ни общество не может назвать ни одного имени, а потому религиозная жизнь за пределами нескольких городов остается своеобразной terra incognita. Незнание рождает слухи и мифы, транслируемые со страниц газет и электронных СМИ, которые более или менее активно подхватываются гражданами нашей страны. При этом далеко не все сплетни безобидны, поскольку бездоказательно порочат верующих и священство. Спрос рождает предложение, и читатели вынуждены судить о религиозных организациях по тем сведениям, которые им предлагают журналисты. Насколько это опасно, показала ситуация с Бенедиктом XVI, который процитировал слова византийского императора Мануила Палеолога об исламе. Некоторые издания рассказали об этом читателям, «забыв» указать на то, что это цитата, которую Папа Римский совсем не разделяет. В результате исламский мир прореагировал достаточно жестко, и последствия этого инцидента еще далеко не ясны.

Ваши Высокопреосвященства, всечестные отцы, уважаемые коллеги!

Искренне рад приветствовать участников Первого международного фестиваля православных средств массовой информации «Вера и слово». Сегодня в этом зале собрались работники печатных изданий, радио, телевидения и интернет-изданий из епархий Русской Православной Церкви, журналисты светских центральных СМИ, церковные журналисты из братских Поместных Церквей. Впервые в работе такого представительного форума участвуют и сотрудники изданий Русской Православной Церкви за рубежом - это радостное свидетельство нашего единения, к которому мы шли многие годы.

Напомню, что на Архиерейском Соборе 2004 года в выступлении Патриарха Алексия было высказано намерение создать рабочую группу по формированию единой информационной политики Церкви. Думаю, что плодотворные дискуссии, которые состоятся на секционных заседаниях нашего фестиваля, станут подспорьем для деятельности этой рабочей группы, которая вскоре будет сформирована.

Русская Православная Церковь получила свободу в тот исторический момент, когда в России начался процесс создания рыночной экономики и «большого скачка» России в направлении современного информационного общества. Хотя Церковь и является организмом со своим собственным хозяйственным укладом и со своей специфической системой коммуникаций, которые укорены в каноническом праве, традиции и, в конечном счете, в Священном Писании, тем не менее, рыночная экономика и колоссальное влияние средств коммуникации - это две новых глобальных реальности, которые ставят перед Церковью - в ее социальном бытии - многочисленные проблемы. Они требуют богословского осмысления, на основе которого и возможна практическая деятельность Церкви в сфере СМИ.

Патриарх Алексий неоднократно подробно высказывался по проблеме «Церковь и СМИ». Тема СМИ затрагивается в «Основах социального учения», принятых на Архиерейском Соборе 2000 года. Напомню, что

1-й пункт главы 15 призывает журналистов к нравственной ответственности. Пункт 2-й описывает условия сотрудничества мирян и клириков Русской Православной Церкви со светскими СМИ (могут ли миряне работать в светских СМИ и могут ли подвергаться каноническим прещениям в этой связи, кто уполномочен выражать точку зрения Церкви, и т.д.). Пункт 3-й посвящен возможным конфликтам между Церковью и СМИ по конкретным публикациям и описывает действия, которые может предпринимать иерархияна синодальном и епархиальном уровне: бойкот, обращение к гражданским властям, канонические прещения в отношения журналистов-христиан и т.д.). Безусловно, что эта глава «Основ социального учения Русской Православной Церкви» содержит лишь первое приближение к теме «Церковь и СМИ» и требует творческого развития.

Не беру на себя смелость предложить вашему вниманию исчерпывающий анализ этой проблематики - такая работа по силам лишь коллективу, объединяющему церковных ученых многих специальностей. Намечу несколько важных пунктов.

На раннем этапе своего развития, два-три столетия назад, СМИ информировали читающую публику о важнейших событиях, о решениях властей, а также служили площадкой для дискуссий, благодаря чему, как пишут историки, во многом и сформировалась общественность. В те времена пресса безусловно служила свободному обмену мнениями. Понятие «свободы слова» имело вполне определенный смысл: газеты и журналы позволяли обществу без оглядки на государственную цензуру высказывать взгляды граждан по актуальным проблемам. Но к концу ХХ века сложилась гораздо более сложная картина: первоначальные общественные функции СМИ стали существенно меняться под давлением коммерциализации. СМИ превратились в крупный бизнес. А бизнес диктует свои правила. Владельцы СМИ смотрят на читателя и зрителя как на потребителя. При этом духовные потребности человека отодвигаются далеко на задний план, а на первый выдвигаются и поощряются сиюминутные желания, развлечения. СМИ, как говорят сегодня многие теоретики, не просто предлагают человеку те или иные вещи и взгляды на жизнь, они сегодня формируют человека как потребителя этих вещей, навязывают определенный стиль жизнь и способ понимать мир. Современные СМИ все меньше места уделяют «предельным вопросам», тем вопросам, ответ на которые дает только вера. Этот неотвратимый процесс все большей коммерциализации СМИ ставит сразу несколько вопросов.

Ответственность издателей. Ощущают ли представители бизнеса - владельцы СМИ - социальную и моральную ответственность за то влияние, которое они оказывают на общество и человека? Думаю, что Церковь должна напоминать этим состоятельным людям, что не все исчерпывается прибылью, что в конечном счете придется держать ответ перед Господом.

Возможности просветительской миссии Церкви в современных СМИ существенно ограничены диктатом рынка. Религиозные программы и публикации не представляют интереса для рекламодателей, в отличие от криминальных репортажей, развлекательных передач, ток-шоу и т.д. У Церкви нет средств на то, чтобы покупать эфирное время на тех же условиях, что и производители зубной пасты или бензина. Вот уже не первый год мы говорим о том, что у Русской Православной Церкви должен быть свой федеральный телеканал и своя радиостанция с большим диапазоном вещания. Однако и это требует колоссальных средств. Очевидно, что этот вопрос не может быть решен без сотрудничества Церкви, государства и представителей крупного бизнеса. И это один из приоритетов нашей информационной политики.

Позиция журналиста

Церковь не может ставить себе цели изменить социальные процессы, она обращается к каждой душе, молится о ее спасении и указывает путь. У нас нет политических рецептов, и мы хорошо понимаем, что далеко не все решается в сфере законодательства, хотя многие законодательные ограничения Церковь приветствует - это касается и насилия на телеэкране, и безудержной рекламы алкоголя.

И все-таки главное наше упование связано с тем, что в жизненной позиции всякого руководителя СМИ, журналиста, редактора произойдет спасительный поворот. В конечном счете глобальной тенденции коммерциализации СМИ противостоит только пробужденный голос совести, только деятельное сознание ответственности - «горе тому, через кого соблазн придет в мир».

Повышение качества церковной периодики

В условиях, когда рынок диктует свои условия массовым изданиям, у нас остается возможность обращаться к читателям со страниц церковных СМИ.

Целенаправленное повышение качества наших изданий - один из приоритетов информационной политики Русской Православной Церкви.

Какие именно меры помогут существенно улучшить состояние православной периодики?

Нам необходимо создание факультета церковной журналистики, подготовка учебных пособий по истории церковной журналистики и по современной практике, в том числе и с учетом опыта Поместных Церквей.

Журналистский форум, который мы сегодня открываем, очень важное начинание. Мы думаем, что он должен быть в дальнейшем дополнен ежегодной летней школой церковной журналистики и другими формами тренингов и семинаров, которые должны сложиться в систему повышения квалификации редакторов и авторов церковных изданий.

Существенным является вопрос финансирования церковной периодики. Есть проверенный способ поддержки лучших изданий - система грантов и дотаций. Она успешно действует для светских СМИ. Такая система должна сложиться и в сфере церковной периодики. Лучшие издания, вокруг которых сложился деятельный, энергичный коллектив, должны получать поддержку. Сегодня назрел вопрос создания фонда поддержки православных СМИ. В руководство этого фонда должны войти представители синодальных отделов, Московской духовной академии, а также представители крупного и среднего бизнеса. Особый вопрос: может ли государство дотировать церковные СМИ? На мой взгляд, может. В первую очередь, это касается изданий, которые носят общественно-значимый характер и обращены не только к церковной аудитории. У нас таких изданий немало. Это и историко-церковный журнал «Альфа и омега», и «Богословские труды», и «Церковь и время», а также издания по церковному искусству, по социальной работе, молодежные газеты и журналы. Могут возразить: Церковь отделена от государства, и поэтому дотации невозможны. Но ведь в течение многих лет светские СМИ, зачастую даже занимающие враждебную позицию по отношению к властям, получали дотации от Министерства печати. Система грантов Министерства печати сохранилась и после недавней административной реформы.

Приоритеты информационной политики

Православные издания - и епархиальные, и издаваемые отдельными приходами и группами мирян - по мере сил служат просвещению. Но когда мы говорим об «информационной политике», мы имеем в виду особое направление журналистской работы. В первую очередь, речь идет о разъяснении решений, принимаемых священноначалием.

В октябре 2004 года состоялся Архиерейский Собор, на котором поднимались острые вопросы. Были приняты определения, которые касаются каждого прихода, каждой епархии. Сегодня в Церкви необходима «информационная вертикаль», и церковные журналисты - особенно, редакторы изданий - должны творчески подходить к разъяснению решений Собора. Недостаточно просто перепечатывать протоколы.

Напомню, что на Архиерейском Соборе были приняты важнейшие решения о восстановлении института церковного суда, даны поручения по разработке позиции Церкви по вопросу о глобализации, была дана подробная оценка деятельности сторонников канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина. В выступлении Святейшего Патриарха с большой тревогой говорилось о состоянии воскресных школ и кризисе православных гимназий. Эти и другие темы должны стать предметом постоянных публикаций, разъяснений. Каждый церковный журналист и издатель - и священник, и мирянин - призываются к общецерковной работе по этим направлениям.

Хочу подчеркнуть: если мыне научимся со страниц церковной печати аргументировано, на доступном языке объяснять нашу позицию по актуальным вопросам, мы не сможем рассчитывать и на то, что будем правильно поняты государственными органами, обществом.

Опыт прошлого убеждает нас в том, что голос Церкви может быть услышан и в условиях «свободы слова», в условиях демократического общества. Напомню лишь один пример из дореволюционного прошлого: публицистика священномученика протоиерея Философа Орнатского - публицистика большой социальной значимости, имела большой резонанс в дореволюционной России уже после конституционной реформы 1905 года, когда в прессе могли выступать и социал-демократы, и монархисты, и левые, и правые. Его слово было доходчивым, оно убедительно звучало не только для петербургской интеллигенции, но и для сотен тысяч простых людей. Журналистика отца Философа Орнатского и многих других замечательных пастырей и мирян остается для нас вдохновляющим примером.














XV. Церковь и светские средства массовой информации

XV.1. Средства массовой информации играют в современном мире все возрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока. Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях. СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Журналисты и руководители средств массовой информации обязаны помнить об этой ответственности.

XV.2. Просветительная, учительная и общественно-миротворческая миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации, способными нести ее послание в самые различные слои общества. Святой апостол Петр призывает христиан: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3. 15). Любой священнослужитель или мирянин призваны с должным вниманием относиться к контактам со светскими СМИ в целях осуществления пастырского и просветительского делания, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры. При этом необходимо проявлять мудрость, ответственность и осмотрительность, имея в виду позицию конкретного СМИ по отношению к вере и Церкви, нравственную направленность СМИ, состояние взаимоотношений церковного Священноначалия с тем или иным органом информации. Православные миряне могут непосредственно работать в светских СМИ, и в своей деятельности они призваны быть проповедниками и осуществителями христианских нравственных идеалов. Журналисты, публикующие материалы, ведущие к растлению человеческих душ, должны подвергаться каноническим прещениям в случае их принадлежности к Православной Церкви.

В рамках каждого из видов СМИ (печатных, радиоэлектронных, компьютерных), которые имеют свою специфику, Церковь - как через официальные учреждения, так и через частные инициативы священнослужителей и мирян - располагает собственными информационными средствами, имеющими благословение Священноначалия. Одновременно Церковь через свои учреждения и уполномоченных лиц взаимодействует со светскими СМИ. Такое взаимодействие осуществляется как путем создания в светских СМИ особых форм церковного присутствия (специальные приложения к газетам и журналам, специальные полосы, серии теле- и радиопрограмм, рубрики), так и вне такового (отдельные статьи, радио- и телесюжеты, интервью, участие в различных формах публичных диалогов и дискуссий, консультативная помощь журналистам, распространение среди них специально подготовленной информации, предоставление материалов справочного характера и возможностей получения аудио- и видеоматериалов [съемка, запись, репродуцирование]).

Взаимодействие Церкви и светских средств массовой информации предполагает взаимную ответственность. Информация, предоставляемая журналисту и передаваемая им аудитории, должна быть достоверной. Мнения священнослужителей или иных представителей Церкви, распространяемые через СМИ, должны соответствовать ее учению и позиции по общественным вопросам. В случае выражения сугубо частного мнения об этом должно быть заявлено недвусмысленно – как самим лицом, выступающим в СМИ, так и лицами, ответственными за донесение такого мнения до аудитории. Взаимодействие священнослужителей и церковных учреждений со светскими СМИ должно происходить под водительством церковного Священноначалия – при освещении общецерковной деятельности - и епархиальных властей - при взаимодействии со СМИ на региональном уровне, что прежде всего связано с освещением жизни епархии.

XV.3. В ходе взаимоотношений Церкви и светских средств массовой информации могут возникать осложнения и даже серьезные конфликты. Проблемы, в частности, бывают порождены неточной или искаженной информацией о церковной жизни, помещением ее в ненадлежащий контекст, смешением личной позиции автора или цитируемого лица с общецерковной позицией. Взаимоотношения Церкви и светских СМИ подчас также омрачаются по вине самих священнослужителей и мирян, например, в случаях неоправданного отказа журналистам в доступе к информации, болезненной реакции на правильную и корректную критику. Подобные вопросы должны разрешаться в духе мирного диалога с целью устранения недоумений и продолжения сотрудничества.

В то же время возникают и более глубокие, принципиальные конфликты между Церковью и светскими СМИ. Это происходит в случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей. В случае возникновения таких конфликтов высшая церковная власть (по отношению к центральным СМИ) или епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) могут, по соответствующем предупреждении и после как минимум одной попытки вступить в переговоры, предпринять следующие действия: прекратить взаимоотношения с соответствующим СМИ или журналистом; призвать верующих бойкотировать данное СМИ; обратиться к органам государственной власти для разрешения конфликта; предать каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами. Вышеперечисленные действия должны быть документально зафиксированы, о них следует извещать паству и общество в целом.

Interaction Between the Russian Orthodox Church and the Media at Regional and Federal Level

Большакова Зоя Григорьевна
аспирантка кафедры журналистики филологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, [email protected]

Zoya G. Bolshakova
PhD student at the chair of journalism, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, [email protected]

Аннотация
В статье рассматривается процесс взаимодействия Русской православной церкви и средств массовой информации. Описывается роль и влияние РПЦ на жизнь российского общества, изучаются виды православной прессы и этапы развития отношений между РПЦ, СМИ и обществом. В процессе исследования были изучены собственные информационные ресурсы Русской православной церкви и светские СМИ.

Ключевые слова: Русская православная церковь, СМИ, православная пресса, российское общество, освещение деятельности Русской православной церкви в СМИ, медиадискурс.

Abstracts
This article examines the interaction of the Russian Orthodox Church and the mass media. The author describes the role and influence of the Russian Orthodox Church in Russian society, the types and stages of relations between the Russian Orthodox Church, the media and society. In the process of analysis the Orthodox press and the secular media were examined.

Key words: Russian Orthodox Church, mass media, the Orthodox press, Russian society, coverage of the Russian Orthodox Church in the mass media, media discourse.

Сегодня Русская православная церковь (РПЦ) активно участвует в социально-культурной жизни российского общества. Это стало возможным благодаря коренным изменениям в стране и новым тенденциям в государственно-церковных отношениях.

Если на протяжении всего существования СССР в обществе доминировала точка зрения на религию и церковь как на временный феномен, обреченный на постепенное исчезновение, то со сменой политического режима взгляд на церковь в российском обществе постепенно изменился, стала более понятна роль церкви и ее значимость в социальной и духовной жизни общества.

В процессе возрождения взаимоотношений РПЦ и общества особое место занимают средства массовой информации. Важную роль играют как собственные информационные ресурсы РПЦ, так и светские СМИ, которым интересна жизнь церкви.

На данный момент РПЦ пытается вести диалог с обществом по актуальным социальным проблемам. Проблемы демографии, укрепления семьи, вопросы наркомании среди подростков, духовная помощь находящимся в местах лишения свободы, подготовка юношества к браку, воспитание детей на основах добродетели, попечение сирот и стариков и многое другое – все находится в сфере внимания РПЦ.

Русская православная церковь всегда уделяла большое внимание взаимодействию с населением через печатное слово. В 1821 г. Санкт-Петербургская Духовная академия первой начала издавать журнал «Христианское чтение». Это был научный, богословский журнал, первым популярным, общедоступным изданием стал еженедельник «Воскресное чтение», который вышел в свет в 1837 г. в Киевской Духовной академии.

Во второй половине XIX в. помимо академических появилось и много других духовных журналов, которые могут быть названы богословско-публицистическими. В них наряду с богословскими статьями публиковались проповеди, обозрения текущих событий в Православии и инославном мире, критика и библиография текущих книжных и журнальных публикаций, очерки о церковных деятелях, жизнеописания подвижников благочестия, рассказы из церковного быта и стихи духовного содержания.

Однако все эти православные периодические издания прекратили свое существование в течение первых пяти лет советской власти. На протяжении многих десятилетий единственным периодическим изданием Русской православной церкви был «Журнал Московской Патриархии» .

С началом перестройки в 1989 г. в Издательском отделе Московского Патриархата возникла одна из первых церковных газет – «Московский Церковный вестник». В 2000-х гг. наступил расцвет православной прессы, стали появляться епархиальные газеты, православные журналы для молодежи, женщин, детей.

Сейчас все СМИ, освещающие деятельность РПЦ, можно разделить на три категории, учитывая региональный и федеральный уровень: светская пресса, интересующаяся жизнью РПЦ, частные православные издания и собственные информационные ресурсы РПЦ, получившие гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской православной церкви». На данный момент существует 150 православных СМИ с этим грифом.

Наиболее известные СМИ из этого списка: журнал «Альфа и Омега», журнал «Московские епархиальные ведомости», журнал «Фома», газета «Церковный вестник», «Журнал Московской Патриархии».

Особого упоминания заслуживает журнал «Фома». Впервые журнал вышел в свет в 1995 г. и успешно издается более 15 лет. «Фома» – ежемесячное культурно-просветительское и информационно-аналитическое религиоведческое некоммерческое издание. Позиционирует себя как «православный журнал для сомневающихся». Основная тематика: рассказ о христианстве и его роли в культурной и общественной жизни. Журнал не ставит перед собой цели навязывать ту или иную точку зрения. Авторы проекта – позитивно относящиеся к православию общественные деятели и журналисты, которых волнует и интересует смысл и значение церковности в жизни современного человека, решение острых мировых и национальных проблем, развитие культуры и искусства. Журнал не является официальным органом Русской православной церкви. Вместе с тем деятельность «Фомы» одобрена Московским Патриархатом. В своих публикациях журнал принципиально избегает обсуждения текущей ситуации в светской политике, отдавая предпочтение культурным и общественным процессам. Издание адресовано всем заинтересованным читателям, независимо от их вероисповедания, отношения к вере и политических взглядов .

Список официальных телевизионных СМИ, освещающих жизнь РПЦ, значительно меньше (видеопрограмма «Православное Подмосковье» (Москва), телепрограмма «Вестник Православия» (Санкт-Петербург), видеопрограмма «Время истины» (Ростов-на-Дону), телепередача «Свет миру» (Липецк), видеоальманах «Лики» (Смоленск).

Интерактивный формат общения РПЦ с населением используется пока крайне мало. Возможно, в силу того, что в РПЦ пока нет большого количества специалистов, способных выпускать качественные, а главное, интересные для населения, телевизионные и радийные продукты. На радиоволнах РПЦ представлена голосами радио «Радонеж», которое работает с 1991 г. Охват его аудитории – Россия, Украина, Белоруссия, Молдова, Европа, Северная и Южная Америка. С 2000 г. «Радонеж» можно слушать и в интернете. В основном эфир заполнен лекциями и проповедями известных священнослужителей, рассказами о православных праздниках и святынях, новостями и музыкой.

С июля 2005 г. в пакете НТВ+ работает православный спутниковый телеканал «Спас», проект известного телепродюсера Ивана Демидова, созданный при поддержке группы православных бизнесменов. Существует также ряд епархиальных телеканалов (как правило, кабельных) и радиостанций. Наиболее заметные среди них – дециметровый телеканал «Союз», принадлежащий Екатеринбургской епархии, и Санкт-Петербургская епархиальная радиостанция «Град Петров». Необходимо отметить телевизионную студию «Неофит», созданную при московском Свято-Даниловом монастыре несколько лет назад, которая ведет миссионерскую деятельность на всех центральных каналах российского телевидения как через документальные фильмы, например «Лето Господне», так и через циклы передач культурно-просветительской направленности: «Православная энциклопедия», «Дело житейское», «Спешите делать добро», «Святыни христианского мира», «Библейский сюжет» и др. Цикл фильмов православной программы на видеокассетах «Тесные врата» рекомендован Министерством образования для использования в качестве учебного пособия в общеобразовательных школах. Все передачи телестудии «Неофит» насыщены богатыми историческими материалами, которые наполняют телезрителя знаниями о православной культуре, о православных обычаях, обрядах.

Большинство официальных церковных СМИ, как печатных, так и аудиовизуальных, очень похожи друг на друга, особенно по кругу тем и манере подачи информации. Почти все они информируют читателей о Патриархе, его служениях либо местных архиерейских богослужениях и визитах, о реконструкции и строительстве новых храмов, дают хронику с православных семинаров, конференций, выставок.

Отдельно хочется упомянуть о выбивающихся из общего ряда церковных СМИ газету «Победа, победившая мир», одноименное приложение к газете «Красная звезда», газету «Мир всем» и журнал «Вестник военного и морского духовенства». Эти издания, в отличие от большинства церковных СМИ, узкоспециализированы и направлены на определенную категорию, на военнослужащих и на лиц, отбывающих тюремное наказание. Отличаются они тем, что затрагивают очень злободневные темы, такие как межрасовые, религиозные и военные конфликты. Обычно для церковных СМИ нехарактерно поднимать провокационные темы.

В связи с тем что в последнее время РПЦ усилила свою работу с молодежью, отдельно стоит отметить православные СМИ, направленные на молодежь и на процесс социализации подрастающего поколения. Здесь следует указать студенческую газету Московского университета «Татьянин день», журнал студентов Московской Духовной академии «Встреча», журнал для сомневающихся «Фома», православные детские журналы «Пчелка», «Купель», «Божий мир», «Воскресная школа».

В целом для светского читателя церковные СМИ в силу своей узкой тематики и специфики подачи материала представляют мало интереса. Основная аудитория подобных СМИ – это приходское духовенство и воцерковленные миряне, которым интересно узнать новости своего прихода, почитать заметки о местных священниках и затем обсудить это при встрече в церкви. Распространяются такие газеты и журналы в храмах или через подписку на почте. В связи с небольшим спросом у широкого круга читателей данные СМИ имеют маленькие тиражи и часто распространяются бесплатно.

Частные православные издания, напротив, значительно отличаются от официальных церковных СМИ. К подобным СМИ можно отнести такие газеты и журналы, как «Православная беседа», «Русь державная», «Русский дом», «Десятина», «Православная Москва», «Татьянин день», «Православный Санкт-Петербург» и многие другие. Обычно издателями частных православных СМИ выступают инициативные группы православных мирян, благотворительные и общественные фонды, приходские общины. Эти СМИ борются за читателей, привлекая их интересными злободневными темами. На их страницах можно найти материалы о сектах, наркомании, игромании, алкоголизме, венерических заболеваниях, а также рассуждения о виртуальной любви и раннем материнстве, современном искусстве и кино, интервью со знаменитостями, яркие и интересные фотографии (например, журнал «Православная беседа» наполнен крупными цветными фотографиями). Связывает эти материалы то, что в них отражается православная точка зрения на затрагиваемые вопросы. Невоцерковленными людьми, далекими от церкви, эти СМИ не востребованы, так как в текстах данных изданий постоянно проскальзывают нотки нравоучений и призывы к изменению своего образа жизни, что раздражает современного человека, который в свою очередь сам видит огромное количество недостатков у РПЦ. В этих СМИ, так же как и в официальных церковных изданиях, никогда не встретишь критики РПЦ в свой собственный адрес. Частную православную прессу можно купить в обычных газетных ларьках. Тиражи ее в среднем от 5 до 25 тыс. экз. в зависимости от территории распространения. Журналы для привлечения большей аудитории часто печатаются на глянцевой бумаге и в полном цвете.

Светская пресса менее выдержанная и довольно часто на своих страницах упоминает РПЦ в негативном ключе. Отношение к РПЦ и ее деятельности в обществе неоднозначно, и в прессе регулярно появляются материалы самого разного характера. Чаще всего РПЦ нейтрально упоминается в федеральных газетах и на главных телеканалах страны в новостях о крупных церковных праздниках и богослужениях на Рождество и Пасху, в репортажах о благотворительных акциях. Но наибольший интерес читателей привлекают материалы, в которых РПЦ является участником неприятного инцидента или скандала.

Иногда общественность через СМИ сама выражает свое отношение к деятельности РПЦ. Резонансное письмо десяти академиков стало одним из таких моментов. В июле 2007 г. было опубликовано открытое письмо десяти академиков РАН президенту В.В. Путину, в котором были высказаны опасения по поводу проникновения РПЦ в институты государства и государственного образования. После этого в «Новой газете» вышла статья с заголовком «Политика РПЦ: консолидация или развал страны?» . Интернет буквально взорвался после публикации этого письма. На форумах и в комментариях к статьям на эту тему велись острые дискуссии об активной клерикализации страны.

Кстати, именно в интернете РПЦ представлена больше всего. «Яндекс» выдает 53 млн ответов на запрос «православный сайт» и 23 млн ответов на запрос «Русская православная церковь». РПЦ активно использует все наработки и технологические возможности всемирной Сети, чтобы общаться с населением. В интернете есть как официальные сайты Московского Патриархата, так и сайты, созданные обычными православными пользователями. В Сети можно встретить интернет-проекты синодальных учреждений, епархий и епархиальных отделов, монастырей, благочиний, приходов и других церковных структур.

Из крупных и посещаемых православных сайтов можно назвать сайт «Православие. Ru» (http://www.pravoslavie.ru/). Сайт создан и поддерживается с 1 января 2000 г. редакцией интернет-проектов московского Сретенского монастыря по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Основные разделы портала: новости о православии со всего мира, аналитическое обозрение, интернет-журнал, гость сайта. Посещаемость сайта около полумиллиона уникальных адресов в месяц. По статистике «Рамблера» «Православие.Ru» сейчас остается самым читаемым религиозным ресурсом рунета . По статистике каталога «Яндекса» этот сайт входит в пятерку наиболее цитируемых ресурсов раздела «Общество»

Самые свежие новости о жизни РПЦ можно найти на официальном сайте Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (www.mospat.ru) и на сайте пресс-службы Московского Патриархата (www.patriarchia.ru). На этих сайтах находятся подробные отчеты о ежедневной деятельности Патриарха, международные новости, связанные с РПЦ, а также значимые для церкви документы, такие как «Устав РПЦ», «Основы социальной концепции РПЦ», «Основные принципы отношения к инославию РПЦ», «Концепция миссионерской деятельности РПЦ», «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека» и др.

Активные новостные ленты также демонстрируют портал церковно-научного центра «Православная энциклопедия» «Седмица.ру» (www.sedmitza.ru) и Санкт-Петербургское информационное агентство «Русская линия» (www.rusk.ru).

Стоит упомянуть и сайт «Православие и мир» (http://www.pravmir.ru/), который является мультимедийным интернет-порталом о православии и жизни общества. Он был создан в 2004 г. как приходской сайт храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря. Вскоре стал популярным интернет-ресурсом с аудиторией, включающей как воцерковленных православных христиан, так и неверующих и сомневающихся. Портал два раза входил в «народную десятку» самых популярных сайтов рунета – главного российского конкурса сайтов «Премия Рунета». По состоянию на август 2011 г. суммарная аудитория портала – около 400 тыс. посетителей в месяц. Посещаемость сайта превышает 20 тыс. хостов в день .

Благотворительность и социальное служение РПЦ представлены в Сети ресурсом «Милосердие.ру» (www.miloserdie.ru). Этот сайт тесно связан с журналом «Нескучный сад». На сайте размещаются новости о благотворительных акциях, позитивные истории о людях, переживших тяжелые болезни, но не впавших в уныние, информация о центрах поддержки и телефоны «горячих линий».

Почти все крупные православные сайты имеют свои странички в популярных социальных сетях, таких как «ВКонтакте», «Одноклассники» и Facebook. В этих соцсетях можно найти отдельные странички священнослужителей, открытые и закрытые группы при приходах, общественных православных объединениях или отдельно взятых храмах, где православные участники общаются, читают новости РПЦ, рассказывают о себе, делятся фотографиями. Такие странички всегда сопровождаются подпиской на новости и обновления, а иногда и sms -рассылкой цитат из Библии или кратких новостей. Например, тот же сайт «Милосердие.Ру» имеет свою официальную группу в «ВКонтакте», где регулярно обновляет новости, рассылает информацию о будущих и уже проведенных благотворительных акциях, о сборе средств или выкладывает интересное для пользователей видео с мероприятий.

Журнал «Фома», как и другие православные печатные издания, помимо своего сайта также имеет и страничку в «ВКонтакте», которую читают почти 8 тыс. 500 подписчиков. Есть также сайт http://predanie.ru/, где собран большой архив видеозаписей православных передач, репортажей о церкви, а также аудиоверсии книг о духовной жизни.

Интересен и сайт, принадлежащий Синодальному Отделу Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, http://www.pobeda.ru. На сайте можно найти информацию о тюремном служении, тексты об истории военного духовенства и ссылки на другие сайты РПЦ.

А в октябре 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил открытие собственного канала Русской православной церкви на видеохостинге YouTube. «Мы делаем это только для того, чтобы приблизить к жизни современного, особенно молодого, человека слово Божие, божественную мудрость, божественный закон, который является законом жизни», – сказал Патриарх. Он также выразил надежду, что те, кто посмотрит видеоматериалы на канале РПЦ, «почувствуют интерес к жизни церкви» .

Также и в интернете многие крупные информационные сайты создают специальные рубрики, в которых освещается жизнь церкви. Например, на новостном интернет-канале «Вести.ру» есть рубрика «Церковь и мир», где содержится архив видеозаписей совместного проекта телеканала «Россия-24» и Московского Патриархата. Программа «Церковь и мир» строится на основе вопросов, которые поступают через интернет. Ведущий – митрополит Волоколамский Илларион и соведущий программы – обозреватель ВГТРК Иван Семенов обсуждают злободневные вопросы, касающиеся жизни церкви, и отвечают на вопросы зрителей.

Вообще РПЦ и ее деятельность является довольно популярной темой для интернет-сообщества. Пользователи интернета выражают как позитивные, так и негативные точки зрения на активность РПЦ.

Большинство православных сайтов, благодаря жесткой модерации сообщений от пользователей, выглядят крайне «прилизанными», что создает эффект однобокости общения. Пользователь вроде бы может комментировать новости, но любая критика будет удаляться. В связи с этим вспоминается 18 января 2011 г., когда глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил ввести «общероссийский дресс-код», который «регулировал бы нормы внешнего вида мужчин и женщин в общественных местах» . Эта новость шокировала рунет. Сотни негативных комментариев под новостями на эту тему наглядно показали, что часть россиян недовольна слишком активной позицией РПЦ во всех сферах жизни. Церковь же, предпочитая игнорировать критику в свой адрес, наоборот, ищет новые пути сближения с населением.

Еще в конце 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел в Храме Христа Спасителя встречу с генеральными директорами и главными редакторами ряда российских СМИ. Он отметил очевидный прогресс в отношениях РПЦ и светских СМИ, наблюдаемый в последние годы, и подчеркнул целый ряд проблем, имеющих резонанс в медиасреде и влияющих на мировоззрение россиян. Он отметил также необходимость диалога церкви и журналистского сообщества о возможных сценариях развития России, цивилизационных вызовов, стоящих перед страной .

О желании церкви вести диалог на профессиональной основе свидетельствует еще один документ, разработанный Управлением делами Московской Патриархии при содействии Синодального информационного отдела, – «Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы» . Это своеобразный учебник по связям с общественностью для церковных пресс-секретарей.

На региональном уровне РПЦ также представлена в СМИ и интернете. В упомянутом выше списке с грифом «одобрено» есть ведомственные газеты, издаваемые практически каждой епархией. Например, газета «Нижегородские епархиальные ведомости» (Нижний Новгород), газета «Новосибирский епархиальный вестник» (Новосибирск), «Приходская газета храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине» (Москва). Представлены в «одобренном» перечне и журналы: «Восток свыше» (Ташкент), «Мироносицкий вестник» (Йошкар-Ола).

Подробнее остановимся на региональной православной прессе на примере Нижегородской области. В Нижегородской епархии есть ряд православных газет, которые очень похожи друг на друга и на главную епархиальную газету «Нижегородские епархиальные ведомости». В маленьких городах Нижегородской области регулярно выходят печатные издания благочинных округов, монастырей, приходов: газеты «Балахна православная», «Благовест», «Благое слово», «Ветлужский благовест», «Воскресенский православный вестник», «Воскресные вести», «Иверский листок», «Свеча», «Семеновский благовест». В силу скудости бюджета эти газеты имеют маленький тираж и привлекают внимание лишь воцерковленных людей. Подача новостей в таких газетах отличается сухим, официальным стилем. Часто в епархиальных СМИ можно найти исторические справки о приходах, старинных церквях или жизнеописания выдающихся священников. Практически в каждом издании публикуется православный календарь постов и праздников с поясняющей информацией. Так как многие газеты имеют статус официальных епархиальных СМИ, то в них публикуется официальная информация о новых должностных назначениях и расписания архиерейских служб. В Нижегородской Епархии также издаются иллюстрированный журнал для детей «Саша и Даша» и иллюстрированный журнал для молодых женщин «Моя надежда».

В Нижегородской области есть очень похожие на «Радонеж» православные радиостанции «Образ» и «Преображение». В Нижегородском телеэфире ежедневно на местном канале ННТВ выходит православная передача «Источник жизни», а на телеканале «Культура» еженедельно транслируется передача «Свете Тихий». Эти передачи знакомят зрителей с жизнью церкви, страницами ее истории, в студии на вопросы телезрителей отвечают священнослужители, известные религиоведы и общественные деятели, представители молодежи, затрагиваются как вопросы православного учения, так и злободневные проблемы.

В Нижегородской области есть официальный сайт Нижегородской епархии (http://www.nne.ru/), сайт имеет даже англоязычную версию. На сайте размещена информация о епархии и деятельности архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, публикуются новости о социальной жизни области, о крупных православных праздниках и мероприятиях. Известный Вознесенский Печерский мужской монастырь (Нижний Новгород) также представлен в интернете на сайте (http://www.pecherskiy.nne.ru). Для паломников особый интерес может представлять сайт Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря (http://www.diveevo.ru/), на котором есть вся необходимая информация для совершения паломничества в село Дивеево. Практически каждая относительно крупная церковь в Нижегородской области имеет свой сайт. В интернете можно даже найти сайты церквей, находящихся в очень маленьких городах. Например, в городе Балахна Нижегородской области есть Спасская (Никитская) церковь, которая также имеет свой сайт на бесплатном хостинге (http://spcb.narod.ru/). Схожий сайт есть и в городе Пильна (http://pilna-tcerkov.narod.ru) при храме Святителя Николая Чудотворца. Обычно православные сайты, созданные при маленьких церквях, имеют крайне простую структуру и примитивный дизайн. На таких сайтах можно найти минимум информации о церкви или приходе, несколько исторических фактов и карту с указанием, как добраться до церкви. Еще часто на таких сайтах можно встретить мини-библиотеки с богословскими книгами и небольшой раздел новостей о жизни РПЦ в целом, где размещаются новости, взятые с крупных православных интернет-порталов.

Стоит отметить, что как на федеральном, так и региональном уровне РПЦ представлена различными видами СМИ, которые направлены на определенные слои населения. На данный момент общество замечает желание РПЦ найти контакт с населением, заметны и изменения в РПЦ. Но нельзя сказать, что все попытки церкви построить диалог увенчались успехом. Появившееся недавно понятие «имидж» церкви воспринимается крайне неоднозначно. На протяжении всей истории у Русской православной церкви был тот или иной образ (имидж) в глазах общества. До образования СССР церковь воспринималась как духовная опора государства и русского народа, после революции 1917 г. большевики начали процесс по искусственной смене образа церкви, приписывая ей негативные черты, внушая верующим сомнения и разрушая представления народа о церкви и ее служителях.

За последние 20 лет новейшей истории России РПЦ смогла вернуть себе положительный образ, но современные условия жизни требуют постоянных изменений и соответствия запросам современного человека. А светские люди, имеющие в своем распоряжении огромное количество разнообразных источников информации, кроме положительных моментов в деятельности церкви видят и обратную сторону, отмечая тот факт, что в последнее время церковь выходит за рамки своей пасторской миссии, вмешиваясь в дела государства и навязывая свою точку зрения. До сих пор не умолкают в СМИ споры вокруг введения в школах изучения основ православной культуры.

Уникальность современной ситуации заключается еще и в том, что сейчас существует информационное поле, формируемое огромным количеством СМИ. Церковь в свою очередь не может игнорировать то, как она представлена в медийном пространстве. Но вступать в открытый диалог с оппонентами также не считает возможным. И поэтому для донесения «правильной» информации о своей деятельности церковь вынуждена активно заниматься собственным позиционированием в информационном поле.

В данный момент исследование информационно-коммуникационных технологий процесса позиционирования РПЦ как социального института в современном обществе является актуальным и перспективным.

В декабре 2010 г. в городе Сарове Нижегородской области автором данной статьи при поддержке Волго-Вятской академии государственной службы (Нижний Новгород) с помощью анкетирования проводилось социологическое исследование с целью выявления отношения представителей разных профессии к деятельности Русской православной церкви.

В ходе исследования были опрошены учителя, муниципальные служащие и представители научной интеллигенции, ученые-специалисты Федерального ядерного центра. Целью данного исследования стал поиск ответа на вопросы о том, какое место занимает вера в жизни жителей города Сарова и как жители города относятся к деятельности Русской православной церкви. Было опрошено 399 человек. На данный момент город Саров является закрытым административно-территориальным образованием и входит в список моногородов России. Саров является одним из ведущих научных центров в России. В то же время Саров – это один из духовных центров православия, связанный с земной жизнью и монашеским подвигом преподобного Серафима Саровского. Удивительное сочетание богатой православной истории саровской земли и успешное функционирование научно-исследовательского центра, открытого ровно 65 лет назад, делает изучение отношения саровчан к церкви еще более интересным.

По результатам исследования в Сарове 87,7% опрошенных указали, что они считают себя православными, причем истинно верующими себя смогли назвать 3,2% и только 2,6% отметили, что регулярно посещают храмы для участия в службах.

Несмотря на относительно высокий уровень считающих себя православными, число истинно верующих остается незначительным.

Почти половина опрошенных (51, 2%) ответили, что мало интересуются жизнью Русской православной церкви, но при этом 8,7% принимали участие в мероприятиях, проводимых Нижегородской Епархией в Сарове за последний год, и 16,5% опрошенных признали эти мероприятия важными и интересными для себя. А 12,3% уточнили, что они испытывают нехватку информации о деятельности Нижегородской Епархии в Сарове и 16,5% – о деятельности РПЦ в целом (см. табл. 1).

Таблица 1. Наличие потребности в информации о деятельности РПЦ

Испытываете ли вы нехватку информации о деятельности РПЦ?

Испытываете ли вы нехватку информации о мероприятиях, проводимых Нижегородской епархией в Сарове?

Нет ответа

Нет ответа

Да, мне это интересно

Скорее да

Пожалуй, да

Скорее нет

Скорее нет

Мне это совершенно не интересно

Определенно нет

Не думал об этом

Не думал об этом

Относительно высокий процент людей, испытывающих нехватку информации, говорит о том, что в обществе есть информационный вакуум по отношению к деятельности РПЦ. Но при этом население само не идет первым на контакт, так как деятельность церкви не является значимой и очень заметной.

Как уже говорилось, в последнее время в РПЦ произошел ряд существенных изменений, которые отразились на отношении к ней как к социальному институту.

В связи с этим интересными оказались вопросы об имидже церкви и об уместности употребления самого термина «имидж» (см. табл. 2).

Таблица 2. Наличие собственного имиджа у РПЦ и отношение респондентов к понятию «имидж церкви»

Как вы считаете, есть ли у РПЦ собственный имидж

Уместно ли говорить об имидже церкви

Нет ответа

Нет ответа

Пожалуй, да

Почему бы и нет

Скорее нет

Скорее нет

Определенно нет

Определенно нет

Не думал об этом

Затрудняюсь ответить

Лишь 8,7% опрошенных ответили, что уместно говорить о таком понятии, как «имидж» по отношению к РПЦ, при этом 39,2% сказали, что у РПЦ уже существует сложившийся имидж. Общество еще не готово к тому, что у церкви появляется имидж, над которым работают профессионалы в сфере коммуникативных отношений.

Интересными представляются и ответы респондентов на вопросы об отношении к новому Патриарху Кириллу. 1 февраля 2009 г. РПЦ возглавил Патриарх Кирилл, взявший курс на более активное общение церкви со всеми слоями общества, в том числе и на построение конструктивного диалога с представителями власти и научной интеллигенции. Представители РПЦ участвуют в научных форумах, круглых столах на злободневные политические темы, активно комментируют происходящие в стране политические процессы.

В связи с этим 7,97 % опрошенных отметили, что, на их взгляд, с приходом нового Патриарха церковь стала более активной, а 26,5% уточнили, что РПЦ стала еще и более политизированной.

Но при этом почти треть опрошенных отмечают положительную тенденцию в том, что Патриарх стал налаживать более тесный контакт с разными слоями общества, в целом используя различные средства коммуникации.

Как уже было сказано, основным связующим звеном между РПЦ и обществом на данный момент стали средства массовой информации, в большей степени собственные информационные ресурсы РПЦ. РПЦ активно использует информационное пространство для трансляции своих идей. 47,3% опрошенных отметили, что черпают информацию исключительно «из телевизора». И только 1,1% указали, что читают православные печатные газеты. 6,9% смотрят православные телепередачи, 9,3% ищут информацию о церкви в интернете (см. табл. 3).

Таблица 3. Источники информации о деятельности РПЦ

Источник

Общероссийские газеты

Телевидение

Радио

Православные печатные издания

Православные телепередачи

Православное радио

Интернет

Православные сайты

Подводя итог, можно отметить, что на данный момент усиление активности РПЦ, в том числе и через СМИ, обществом замечается.

Интересно посмотреть данные Фонда «Общественное мнение» в рамках опроса о доверии к РПЦ в январе 2010 г. Было опрошено 2 000 респондентов в 100 населенных пунктах, 44 субъектах РФ (см. рис. 1–3).


Рисунок 1. Доверие населения к РПЦ



Рисунок 2. Изменение доверия к РПЦ в период с 1997 по 2010 гг.



Рисунок 3. Изменение уровня доверия к РПЦ

Большинство людей воспринимают возрастающую активность РПЦ в зависимости от степени своей воцерковленности. При этом большинство населения продолжает доверять церкви. Воцерковленные люди воспринимают подобную активность положительно, радуясь, что «слово Божье идет в массы». Продвинутые читатели газет и пользователи интернета, далекие от церкви, либо вообще игнорируют все попытки РПЦ сблизиться с ними, либо испытывают давление на себя и в связи с этим раздражение.

Но нельзя не упомянуть о том, что некоторые моменты в активной деятельности РПЦ вызывают негатив и неприятие, которые чаще всего выливаются в критические статьи или обсуждения в интернете.

Несмотря на то, что церковь сама активно генерирует интересный для СМИ контент, идет на контакт с журналистским сообществом, старается быть максимально открытой для любых вопросов и самых разных слоев населения, общество пока еще не видит для себя положительных сторон в подобной активности.

    Средства массовой информации РПЦ на пороге третьего тысячелетия. Доклад на Конгрессе православной прессы Председателя Издательского совета Московского Патриархата, архиепископа Бронницкого Тихона. // http ://www .pravoslavie .ru /sobytia /cpp /smirpc . Святейший Патриарх Кирилл встретился с руководителями и главными редакторами российских СМИ // http://www.patriarchia.ru/db/text/1370601.html Вышли в свет «Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы» // http://www.bogoslov.ru/text/1336682/index.html Фонд «Общественное мнение». Опрос населения «Доверие Русской православной церкви» // http://bd.fom.ru/report/map/dominant/dom1001/d100110
Поделиться: