Першерон тяжеловоз. Красавцы из Франции – лошади Першероны

Издревле ставшая украшением и гордостью Нормандии. Сегодня мы попытаемся понять, что же так привлекает людей к лошадям породы першерон, увидим, как они выглядят на фото и узнаем много об их характере.

Лошадь породы першерон – одна из самых старых на нашей планете. Известно, что , ставших родоначальниками породы, обитали на территории Франции еще несколько тысяч лет назад. А своей необычной при таких размерах красотой и грацией эти животные обязаны влиянию арабских кровей, которые на протяжении веков смешивались с першеронами.

Необычайно мужественный характер этих красавцев подарил им любовь военных, а большая выносливость наградила уважением сельских жителей. Эта удивительная лошадь впитала в себя мягкий климат французской провинции и горячий норов арабских предков. Дальше мы подробнее поговорим об истории происхождения и становления першеронов, узнаем, как они выглядят и ведут себя.

История происхождения

Впервые першеронская порода лошадей была выведена во Франции, а если точнее – в провинции Перш, которая издревле славилась своими тяжеловесными конями. Известно, что задолго до появления самих першеронов в этой части Нормандии обитала очень похожая на них французская лошадь, которая отличалась крепким телом, очень высокими показателями силы и работоспособности.

Животные эти были известны еще в Древнем Риме и пользовались популярностью при Юлии Цезаре в качестве лошади для военной конницы. В эпоху расцвета рыцарства силовые качества этой породы были оценены по достоинству (еще бы, не так много было пород, способных выдержать на своих плечах рыцаря в полном обмундировании).

Однако еще до его появления формировалось разделение французских лошадей на два типа: крупные силовые животные, способные одинаково хорошо работать как в городе, так и в поле, а также облегченные лошади, которых принято было использовать для верховой езды.

Сам процесс выведения першеронов остается до сих пор мало изучен. Многие ученые спорят о том, присутствовала ли в их селекции кровь английских и датских коней. Достоверно известно только то, что для создания породы были использованы арабские скакуны. Они, в свою очередь, постепенно стали примешиваться к породе еще с 8 века, когда после разгрома при Пуатье арабы впервые были завезены на территорию современной Франции.

Из видео «Першеронские кони» вы узнаете массу полезных фактов об этих необычных тяжеловозах.

Тяжелые времена для першеронов наступали не один раз. Так, еще во времена Великой Французской Революции почти все представители породы были убиты. Однако уже в начале следующего столетия Наполеон пишет указ, в основе которого находится требование о возрождении этой породы. Уже в 1820 году на множестве заводов Перша появились новые турецкие и арабские скакуны.

Расцвет порода першерон пережила период с 1880 по 1920 годы, тогда они с успехом выполняли функцию перевозчиков транспорта и рабочей полевой лошади. Научно-техническая революция, принесшая с собой практически полный переход всех отраслей производства на машинное оборудование, привела к резкому сокращению поголовья этих замечательных животных. А уже в 60 годы 20 века першероны оказались практически на грани полного исчезновения. Спасение для породы пришло только через 20 лет, когда постепенно их начали использовать для верховых прогулок, в спорте и различных конных шоу.

Экстерьер

Самые известные тяжеловозы Франции – животные крупные. Их высота в холке может доставлять до 170 см, а обхват груди доходит 200 см. Интересным является и обхват пясти этих животных, он составляет 24-25 см. Для сравнения: обхват щиколотки женщины может составлять около 18-19 см. Этих животных отличает достаточно выразительная голова с выпуклым широким лбом, плоским носом и длинными забавными ушами.

Шея и круп этих коней крайне мускулистые, сильно выраженные. Ноги плотные, не очень длинные, но крайне сильные. Отличаются они и очень густыми, красивыми волосами гривы и хвоста. Кстати, хвост першеронам принято было обрезать для того, чтобы он не путался в упряжи, но в наше время этот обычай был упразднен. Чаще всего эти кони обладают вороной или серой мастью, реже встречается у них рыжая или чалая. Живут першероны достаточно долго: до 30 лет, однако использовать в работе их стоит до 23-25 лет.

Характер

Как и большинство тяжеловозов, эти кони обладают мягким спокойным нравом и огромным запасом терпения. Они неплохо подойдут для обучения верховой езде детей и начинающих всадников. Однако стоит помнить о том, что арабская кровь, которая течет в их жилах, наделила першеронов высоким уровнем активности, быстрой реакцией и очень хорошими мозгами. А это может сыграть злую шутку с всадником, если, например, конь самостоятельно решит убраться подальше от «опасного» препятствия или лужицы.

Еще одной проблемой для малоопытного наездника, столкнувшегося с такой лошадью породы першерон, может стать их высокий рост. Здесь не стоит пугаться или отчаиваться, если не получается запрыгнуть в седло самостоятельно, нужно попросить кого-то помочь или же просто использовать для этих целей небольшую стремянку, которая найдется в любом манеже.

Особенности разведения

Беременность и роды у тяжеловозов обычно проходят гладко и завершаются рождением одного здорового жеребенка. Правда, для этого нужно внимательно следить за рационом жеребой кобылы. Так, рацион кобылы должен состоять только из высококачественных кормов, а его питательность к последним трем месяцам жеребости должна увеличиться на 40%. Кроме того, питание должно быть дробным и частым, ведь есть много за раз ей будет уже очень тяжело.

Важно вовремя определить, что кобыла беременна. Для этого принято сдавать кровь животного на анализы или проводить УЗИ. Существует несколько признаков жеребости у кобыл: повышение аппетита, защита территории, неприязнь к другим лошадям. Однако помните, что лошади – животные хитрые и прожорливые. Наличие одного только аппетита — еще не подтверждение скорого рождения жеребенка.

В среднем беременность у кобыл длится около 340-350 дней. Однако эта цифра может сильно меняться в зависимости от режима питания, размера жеребенка, сезона, в который протекает беременность. Принято считать, что кобылки рождаются на пару дней раньше жеребчиков. Крайне нежелательной для кобылы оказывается беременность двойней. Обычно в таких случаях один из плодов погибает, но бывают ситуации, когда оба жеребенка рождаются мертвыми.

Использование

Першероны – это достаточно универсальная порода. Издревле их использовали для военных действий, на охоте или в поле. Известно, что эти лошади разделяются на две группы по своим размерам. Более крупные тяжеловозы предназначены для работы в экипажах или с телегой и плугом. А вот облегченные першероны прекрасно подойдут для верховой езды.

Лошадь Першерон, фото которой представлено далее, считается одной из . Ученые нашли свидетельства о том, что даже во времена ледникового периода на территории современной Европы, проживали лошадки сильно напоминающих эту породу. Но как сложилась судьба животных? Чем они были полезны человеку и какова их роль сегодня? Обо всем этом читайте далее в статье.

История происхождения

У Першеронской породы довольно интересная история происхождения. Их родиной считается провинция Перш. По историческим данным она располагалась в самой Нормандии, ближе к югу по направлению от устья реки Сены. Такого мнения придерживается большинство специалистов коневодов и ученых, которые задействованы в той сфере. А вот мнения о том, когда же появилась порода, довольно противоречивые.

Согласно одному из них, эти животные являются потомками древних французских лошадей. Второе же мнение гласит, что это новая недавно выведенная порода и как довод приводят факт, что известно о ней стало только в начале XIX века. Итак, исходя из первого мнения, древняя французская лошадь была очень похожа на Першерона. Она была среднего роста и очень крепкого телосложения. Обладала неимоверной силой, работоспособностью и выносливостью. В отличие от современных Першеронов, ее масть в большинстве случаев была гнедой.

Во времена Юлия Цезаря эта порода разводилась для военной конницы. Позднее во времена рыцарей была выведена крупная лошадка с мощным телосложением, которая могла спокойно нести рыцаря в тяжелом обмундировании. Именно эта рыцарская лошадь и считается прямым предком Першеронской породы. Далее, когда тяжелая рыцарская кавалерия канула в прошлое, лошадь перебазировали из верхового в упряжное животное.

С началом XVIII века появились потребности в разных видах лошадей. Так было выведено еще несколько типов. Среди них оставалась крупная тяжелая лошадь для работы в городах и на фермах и более легкая и мелкая, которую использовали как верховую. Такое разделение Першеронов встречается также в русском издании «Журнал коннозаводства и охоты» за 1853 год. Золотое время для этих лошадей настало в период массового пользования омнибусами. Тогда спрос на них был очень высок, а их разведение считалось самым прибыльным делом.

Свой расцвет Першеронская порода переживала в период с 1880 года по 1920 год. Тогда ими выполнялись все главные функции транспортных и сельскохозяйственных работ. Потом резкая механизация привела к большому сокращению поголовья этих животных. В 1960-70-е годы порода чуть было не пропала бесследно. Но с началом 80-х годов для лошадок придумали новое использование и их численность стала возрастать. Сегодня Першерон – лошадь, которая массово используются в спорте, индустрии отдыха и развлечений.

Внешний вид

Ввиду постоянной селекционной работы внешний вид представителей Першеронской породы постоянно менялся, но сегодня мы можем увидеть их на фото. Споры о том, какой лошадь была изначально, ведутся по сегодняшний день. Современные же Першероны – это массивные, костистые и довольно крупные лошади. В среднем их высота в холке колеблется от 154 см до 172 см. Вес животного легко доходит до тонны. Масть представителей породы преимущественно серая, реже вороная, как видно из фото и видео, но встречаются и различные подмастки.

Голова у них средних размеров с выпуклым широким лбом. Уши длинные и мягкие. Глаза большие и выразительные. Профиль переносицы ровный, а нос плоский с большими ноздрями. Шея длинная и немного изогнутая. На шее имеется густая грива. Плечо у Першеронов косое с хорошо выраженной холкой.

Грудина внушительно выразительная, а сама грудь глубокая и широкая. Хребет короткий, без изгибов. Бедра сильные с хорошо выделенными мышцами. Круп широкий и мускулистый, а ноги сухие и мощные. Более детально разглядеть представителя пород можно на фото и видео в статье.

Чья кровь течет в современном Першероне?

Сегодня множество поклонников Першеронской породы ведут активные споры насчет того, какой генофонд у этих лошадок. Согласно одному из предположений в их селекции приняли активное участие полукровные английские и датские лошадки. Но это довольно спорное утверждение. Что касается селекционных работ, то утверждать можно только одно. А именно, то что в Першеронах течет арабская кровь.

Первое сведение о том датируется еще VIII веком. Тогда, после разгрома мавров при Пуатье, нескольких арабских скакунов было завезено в Францию. После завоза скакунов сразу начали скрещивать с предками Першеронов. Далее граф Робер де Ротру после первого крестового похода в XI веке привез в страну еще несколько арабских особей. Также встречается информация о том, что в 1760 году коневодами Перша было получено разрешение использовать в селекции из завода Ле Пен.

Во времена Великой французской революции порода почти исчезла. Но уже в 1803 году самим Наполеоном был выдан указ об восстановлении Першеронской породы. Так в 1820 году коневодам Перша снова было завезено турецких и арабских скакунов. Таким образом, Першероны сохранили гордость и игривость арабов даже по сей день. Также от них, скорей всего, унаследовалась и серая масть.

Фотогалерея

Видео «Першероны в России»

Это видео является новостным сюжетом. В нем рассказывает о ситуации Першеронской породы в России.

Игорь Николаев

Время на чтение: 3 минуты

А А

Самыми крупными представителями лошадиного племени являются лошади-тяжеловозы.

Одними из самых распространенных тяжеловозов являются шайры. Также широко известны такие породы этих лошадей, как першерон и брабансон. Существуют в нашей стране и отечественные породы тяжеловозных коней.

Свою историю эта разновидность лошадей ведет со времен рыцарства. Весил один рыцарь в тяжелом доспехе немало, и для того, чтобы возить такую «железную башню», нужно было очень сильное животное. Рыцарских коней называли «дестриэ», и весил один такой тяжелый конь примерно тонну при росте порядка двух метров в холке.

Да и в эпоху гужевого транспорта перемещение тяжелых повозок так же требовало сильных упряжных лошадей. И французские першероны, и бельгийские брабансоны, и английские шайры – все эти породные разновидности являются потомками средневековых «дестриэ».

Лошади-тяжеловозы – это могучие крупные животные, которые и по сей день используются при сельскохозяйственных работах. Там, где не пройдет трактор или другое современное транспортное средство – всегда на помощь придет тяжеловоз. Вспашка земель, перевозка грузов в труднодоступные районы – вот основная область применения этих лошадей. В Великобритании шайры – постоянные участники традиционных «пивных» парадов. Именно они торжественно везут на себе тяжелые фургоны, рекламирующие различные пивоваренные компании Англии.

Большие лошади из Бельгии – Арден и Брабансон

Лошадь-тяжеловоз породы Брабансон является весьма крупным представителем лошадиного племени. Недаром у себя на родине они получили прозвище «живой трактор». Живая масса этих бельгийских гигантов варьируется от семисот килограммов до одной тонны, а рост в холке достигает одного метра и семидесяти сантиметров.

Молодые жеребята отличаются быстрыми темпами роста. Эта тяжеловозная порода очень популярна в странах Северной Америки. Брабансонов считают одними из самых сильных лошадей мира.

Другая порода лошадей-тяжеловозов из Бельгии называется Арден.

Она относится с весьма древним разновидностям лошадей. Несмотря на свой относительно небольшой рост – примерно метр шестьдесят, эти кони отличаются недюжинной силой и выносливостью. Своим названием эти лошади обязаны горным районам Арденн, которые находятся на бельгийско-французской границе. В целях увеличения размеров и повышения рабочих качеств арденов в девятнадцатом столетии начали скрещивать с брабансонами. Исторический факт: именно лошади этой породы были участниками боевых действий в армии Наполеона и в сражениях Первой мировой войны.

Английский шайр

Это – самая популярная в Великобритании порода лошадей-тяжеловозов. Родиной этих животных являются центральные области Англии. Эти высокие лошади отличаются своей медлительностью и огромной физической силой.

Многие представители этой породы имеют вес около тонны, а их рост в холке варьируется в пределах от одного метра семидесяти до одного метра девяноста сантиметров, что делает их самыми большими лошадьми мира.

История появления этой породы достоверно неизвестна. Специалисты знают точно лишь то, что их предками были крупные рыцарские кони, которые участвовали в средневековых рыцарских походах. Уже трехлетний шайр способен тащить на себе груз, который больше их собственного веса в пять раз! Несмотря на то, что на смену гужевому транспорту и живой тягловой силе почти везде пришла техника (трактора и грузовые автомобили), эти могучие животные до сих пор пользуются широкой популярностью. Особенно часто таких лошадей можно встретит на всевозможных выставках и шоу-программах, постоянно проходящих в европейских странах.

Франции тоже есть чем похвастаться в плане больших пород лошадей. Французских тяжеловозов называют першеронами. Специалисты называют их самыми «изящными» тяжеловозами мира. Первого жеребца-першерона, который стал мировой знаменитостью, звали Жан де Бланк. Год его рождения – 1830-ый. Интересно, что отцом этого могучего коня был жеребец арабской породы по кличке Галлиполо.

Першерон

Першеронов не зря считают самыми красивыми среди всех тяжеловозов. В жилах этих лошадей течет немалая толика крови арабских скакунов, что делает их экстерьер красивым и запоминающимся. Полученная путем долгой и кропотливой селекционной работы, эта порода широко применялась как для сельскохозяйственных нужд, так и в военных целях. Племенную работу с лошадьми этой породы ведут не только на их родине, но и в других странах мира.

Современные першероны имеют средний рост в холке около 162-х сантиметров, а отдельные представители вырастают и до одного метра семидесяти двух сантиметров.

Отечественные породы тяжеловозов

Наиболее известными в России являются кони породы под названием русский тяжеловоз.

Её выведение было начато в конце девятнадцатого века путем скрещивания бельгийских арденов с российскими упряжными лошадьми. Первый «русский арден» был представлен широкой публике на выставке в Париже, в 1900-ом году. И сразу же жеребец по имени Каравай, выращенный на Хреновском конном заводе, получил здесь высший балл и первую награду.

Официальная регистрации этой породы лошадей состоялась в 1952-ом году, спустя более полувека после их первого появления. Несмотря на довольно небольшой средний рост в холке (всего полтора метра), эти русские кони-богатыри отличаются чрезвычайной физической силой. На территории нашей страны это – самая крупная порода лошадей.

Коневодство РФ тоже не обошло вниманием тяжеловозных коней. Ещё одной отечественной тяжеловозной породой является советский тяжеловоз. При его создании использовалась кровь першеронов, арденов и российских упряжных битюгов. Эти животные отличаются от своих прародителей более сухой конституцией и большей подвижностью.

Максимальная высота в холку советского тяжеловоза составляет 170 сантиметров, а максимальный вес – около тысячи килограммов.

Эти животные считаются достаточно молодой породой тяжеловозов.

Есть в России и такие крупные лошади, как владимирские тяжеловозы. Отечественные селекционеры вывели их при помощи скрещивания английских шайров и шотландских клейдесдалей с местными породами тягловых коней. Средний рост владимирских коней – 165 сантиметров. Средняя масса тела – примерно семьсот шестьдесят килограммов.

На данный момент самая большая лошадь, известная коневодам, – это великий жеребец по кличке Сэмпсон из породы английских шайров, который был рожден в Англии в 1846-ом году.

При слове «лошадь» многие люди сразу представляют себе лёгкое, быстроногое, красивое и грациозное животное, сопровождающее человека подобно духу свободы и полёта на протяжении всей его нелёгкой истории. Действительно, в этом создании словно воплотилось вековечное стремление человечества к идеалу и гармонии. Однако есть категория лошадей, которая не может похвастаться подобными качествами. О них не слагают песен, их не воспевают в стихах, но без них жизнь и труд были бы куда как более сложны и непосильны. Речь идёт о лошадях-тяжеловозах, которые с глубокой древности использовались для перевозки непосильных грузов и обработки тяжёлых, часто неподатливых и непригодных для вспашки земель. В этой категории существует немало прекрасно зарекомендовавших себя пород, и одно из первых мест среди них занимает першерон.

Немного истории

История породы першерон теряется в глубине веков. Принято считать, что её вывели в начале XIX века в северо-западной французской провинции Перш, издавна славившейся своими климатом и коневодческими традициями, однако ещё в средние века существовала т. н. «древняя лошадь Перша», которая отличалась средним ростом, крепостью конституции, огромной силой и невероятной работоспособностью. Многие исследователи полагают, что именно она была тем самым рыцарским конём, который мог легко мчать всадника в тяжёлых доспехах без остановки в течение долгого времени. То есть, согласно этой версии, современный першерон – это потомок рыцарских коней, переквалифицировавшихся с исчезновением рыцарства в упряжных лошадей.

Неясно также, кто из пород участвовал в создании першеронов. Их выводили на протяжении нескольких веков, каждый раз учитывая нужды времени. Достоверно известно, что в першеронах течёт кровь арабских лошадей, попавших во Францию ещё во времена первого крестового похода. Кроме того, с 1760 года першским коневодам было разрешено использовать для развития породы арабских жеребцов государственного конезавода Ле Пен, расположенного в соседней Нормандии. Также предполагается, что, помимо арабов, лошадь Перша скрещивали с датскими, полукровными английскими и некоторыми французскими аборигенными породами (например, с бретонской и булонской).

Бурные события французской истории не прошли даром не только для людей, но и для животных. Во времена Великой Французской революции порода почти целиком погибла, но в 1803 году Наполеон Бонапарт, будучи ещё консулом, специальным декретом приказал её восстановить. Работа по разведению вида возобновилась, а в 1820 году во вновь отстроенные конезаводы Перша завезли партию арабских и турецких жеребцов. Последние, особенно жеребцы по кличке Галлиполи и Жан ле Блан (его потомок), сыграли значительную роль в формировании современного породного облика французских тяжеловозов.

В 1826 году состоялась первая выставка першеронов, на которой конезаводчики представили более 70 племенных особей – результат своего многолетнего кропотливого труда. Их труд оценили по достоинству – почти каждая вторая лошадь получила приз. Немалую роль в достижении такого признания сыграла специально разработанная технология выращивания, согласно которой жеребят в пяти- или шестимесячном возрасте отнимали от матки и продавали на фермы-элеверы – хозяйства, занимавшиеся доращиванием и последующей продажей молодняка. На этих элеверах жеребёнка растили до полутора лет, после чего начинали приучать к работе. В трёхлетнем возрасте молодой першерон перепродавался другому хозяйству, а в 4-5 лет продавался как уже сформировавшаяся лошадь.

Помимо тяжёлых сельскохозяйственных работ, першеронов использовали и в почтовой сфере как запряжную лошадь для почтовых дилижансов, курсировавших между городами. Они справлялись с этим делом столь блестяще, что с ними не могла сравниться ни одна быстроногая красавица лошадь самой чистой породы. Но в 1838 году, когда во Франции начали строить первую железную дорогу, першеронам, как и их далёким предкам, пришлось переквалифицироваться, впрягшись в первые городские омнибусы. Першероны и с этим заданием справились так, что только для одного парижского городского транспортного хозяйства ежегодно приобреталось до 4 тысяч тяжеловозов. В 1883 году было создано Общество першеронских коневодов и выпущен первый том студбука, в который занесли 530 рождённых в Перше лошадей, имевших отчётливые видовые признаки. С этого момента совершенствование першерона велось путём разведения внутри породы с записью в студбуке лишь тех лошадей, чьи предки упоминались в первом томе. Примерно в это же время першероны стали распространяться по всей Европе, ещё раньше – в 1815 году – они попали в Северную Америку, а в 1891 году – в Россию, где их разведением сразу занялись на знаменитом Хреновском конезаводе (Воронежская область). Его специалисты не только сохранили в чистоте породу, но и вывели несколько своих линий, тем самым ещё более улучшив исходный вид и приспособив его для нужд российской, а затем и советской действительности. Впоследствии першеронов стали выращивать и на других племенных фермах Воронежской, Тамбовской и Брянской областей, а во время войны, в 1941 году, в Ульяновске для эвакуированных из Воронежа специалистов-коневодов был создан Октябрьский завод, где начали заниматься исключительно чистопородным разведением першеронов. Завод просуществовал до 2011 года, внеся немалый вклад в развитие, сохранение и улучшение породы, затем его продали вместе с имевшимся на тот момент поголовьем в счёт оплаты долгов предприятия.

Несмотря на период спада популярности, пришедшийся на 60-е – 70-е годы ХХ столетия и связанный с механизацией производства, першерон по-прежнему является одной из наиболее узнаваемых и востребованных тяжёлых пород. В одной только Франции насчитывается около 4,5 тысяч маток, а доля першеронов в канадском и американском поголовьях до сих пор составляет примерно 75%.

Першерон сегодня

Современный французский першерон распространён практически во всех уголках планеты от Канады до Австралии. По ряду качеств он является уникальным животным, поскольку в нём гармонично соединяется на первый взгляд несоединимое: массивность тяжеловоза и сухость и лёгкость движений скакуна. Породу разделяют на три типа: малый, средний и большой. Малые першероны имеют средний рост и отличаются легким ходом, их чаще всего используют в конной езде и в упряжках. Большие першероны полностью отвечают человеческому представлению о лошаде-тяжеловозе: высокие, массивные и плотные. Но наиболее распространён в мире второй тип – средний, совмещающий в себе качества обеих типов.

В общем же породе присущи следующие экстерьерные признаки:

  1. рост от 158 до 175 см., вес – от 700 до 900 кг. Зафиксирован случай, когда першерон достигал 213 см.роста и весил 1,3 тонны.
  2. крупная, но вместе с тем изящная голова с широким лбом и прямым профилем.
  3. длинные мягкие уши и плоский нос.
  4. хорошо развитая, чуть приподнятая холка.
  5. широкая и глубокая грудь.
  6. удлинённый, прямой и чуть раздвоенный круп.
  7. округлые рёбра.
  8. сухие мускулистые ноги с сильными суставами.
  9. короткие и прямые спина и поясница.
  10. неявная выраженность ножных щёток (иногда можно встретить утверждение, что их нет вообще).
  11. крепкие копыта и короткая и широкая пясть.
  12. пушистый, слегка низко посаженный хвост. Интересный факт: на протяжении всей истории породы першеронам купировали хвосты, объясняя это тем, что они могут запутаться в упряжи. Однако это оборачивалось для лошадей постоянными мучениями, поскольку купирование лишало их естественной защиты от насекомых, да и сама процедура была не из приятных. Ситуацию спасло лишь вмешательство защитников животных, которые в 1996 году добились запрета этой традиции.
  13. преимущественно серая масть, «подаренная» тяжеловозу арабскими лошадьми. Встречаются также вороная масть и намного реже – чалая и рыжая.

Составлять словесное описание всегда сложно, поэтому в подтверждение наших слов мы предлагаем вам посмотреть вот на эти фото, на которых представлены першероны основных мастей.



фото 2

Помимо экстерьера, першерон выделяется и такими высокоценимыми качествами:

  1. добрым спокойным нравом.
  2. неприхотливостью и нетребовательностью к кормлению и содержанию.
  3. плодовитостью и хорошей выживаемостью молодняка (75-85%).
  4. долгожительством (срок жизни першерона составляет 22-25 лет).
  5. огромной силой и выносливостью (в своё время, запряжённые в омнибусы, эти лошади каждый день проходили около 65 км).
  6. прекрасными адаптационными качествами к любому климату, благодаря чему на конезаводах першеронов держат на пастбищах почти круглый год и загоняют в конюшни лишь при очень сильных ненастье или холодах.
  7. быстрой реакцией.
  8. умом, понятливостью, чуткостью.
  9. огромным терпением.
  10. природной устойчивостью ко многим заболеваниям.

Неудивительно, что даже сейчас его цена на международном рынке достаточно высока. Молодая лошадь пяти-десяти лет от роду оценивается не ниже чем в 8-10 тыс. долларов, а некоторые – и в 15 тыс. Наиболее высокая цена – у жеребцов с родословной. В России стоимость лошадей зависит от возраста и степени их обученности и также колеблется от 2 (цена шестимесячного жеребёнка) до 10 тыс. долларов.

Выращивание першеронов не представляет особого труда, однако следует постоянно помнить о вольном способе разведения, поэтому уже с малого возраста жеребята должны иметь выгул. Также имеет большое значение правильное полноценное кормление, для чего нужно подбирать качественные пастбища.

Заключение

В одном из стихотворений Сергей Есенин, страстный поклонник лошадей, боялся, что живых коней победит «стальная конница». Одно время казалось, что так и произойдёт. Однако, на счастье, поэт ошибся: в наше время лошади – в частности, першероны – популярны так же, как и в прежние времена. Пусть они не доставляют по бездорожью почту и не возят пассажиров в городах, но без них по-прежнему не обходится ни одно сельское хозяйство в любой, даже самой развитой стране мира. Першероны востребованы в индустрии развлечений: их парные упряжки встречаются, например, во всех парках американского Диснейленда. Иногда их используют в рекламе: например, в конце 90-х – начале 2000-х годов четвёрка першеронов классической серой масти с ездоками, одетыми в костюмы эпохи Петра Первого, возила по Санкт-Петербургу огромную рекламную бочку пивоваренной фирмы «Балтика» . Нашлось место першеронам и в цирке – так, в начале XXI века был очень популярен номер с обручами, который исполняла на першероне известная российская эквилибристка и дрессировщица Яна Шаникова. Кроме того, даже простое наблюдение за такой лошадью действует умиротворяющее на современного человека, подверженного различного рода стрессам. А это значит, что лошади – и, в частности, першероны – не исчезнут из жизни человека ещё очень долгое время.

Лошади всегда играли большую роль в жизни и быте человека. В прежние времена они вместе с хозяевами путешествовали и участвовали в сражениях. С их помощью преодолевали большие расстояния и перемещали грузы. И конечно, без лошадей не могли обойтись крестьяне. Потребность в этих животных сохранилась и в наши дни, хоть и не настолько глобальная. Лошадь породы Першерон всегда выделялась среди своих сородичей статью и выносливостью. С момента появления породы ее сила и мощь стали востребованы во многих отраслях. Сейчас эти лошади по праву считаются украшением конюшен, эталоном красоты и величия.

Эта порода сформировалась во Франции. Даже название ее созвучно с местом появления в провинции Перш, занимающей четыре департамента южнее Сены. В самом ее центре находится главный филиал общества контролирующего разведение, по инициативе которого в 1883 году была создана первая племенная книга этой породы.

По поводу происхождения першерона мнения специалистов неоднозначны. Из-за скудного количества данных точно установить прародителей породы не представляется возможным. Большая часть французских специалистов склоняется к мысли, что ими были нормандские тяжеловозы, скрещенные с восточными жеребцами.

Битва с сарацинами и зарождение породы

Заводчики уверенно утверждают, что порода появилась вскоре после битвы с сарацинами 732 года в долине Вулье. В результате сражения был захвачен великолепный трофей, состоящий из отборных арабских и варварийских коней. В качестве награды этих лошадей распределили между воинами отряда, сыгравшего решающую роль в победе и состоявшего из выходцев Перша.

Таким образом после возвращения солдат домой трофейных лошадей скрещивали с местными тяжеловозами. В результате и появилась порода, объединившая в себе изящество и скорость арабских коней с силой и выносливостью нормандских тяжеловозов.

Альтернативная точка зрения

Также существует кардинально противоположное мнение, высказанное одним из ведущих специалистов Франции Евгением Перо. В его варианте першероны - это абсолютно чистокровные арабские кони, которые постепенно изменили тип в результате постоянного влияния непривычного климата и регулярного скрещивания отдельных представителей породы, более подходящих для тяжелых работ. Данное мнение не встретило одобрения других специалистов из-за отсутствия каких-либо документальных подтверждений. Кроме того, кардинальная разница в экстерьере двух пород не дала шанса развиться теории Перо.

Профессор Кулешов после изучения всех документальных материалов обнаружил, что першероны в начале XIX века значительно отличались от более современных представителей породы. Основываясь на том, что в более ранние периоды нет ни одного свидетельства наличия этих лошадей на каком-либо из существовавших тогда конных заводов, он пришел к заключению, что порода создана не так давно.

По мнению профессора, першерон, как порода, был выведен под потребности иностранных покупателей. По данной теории в создании породы участвовали нормандские, булонские и в меньшей степени арабские лошади.

Описание присущих породе особенностей

Уникальность першерона заключается в том, что под влиянием двух различных пород он объединил в себе мощь и силу тяжеловоза с грацией, сухостью и подвижностью арабских скакунов. Эти лошади массивны и невероятно сильны. Это практически единственные представители своего вида, способные ходить под упряжью длительное время без остановок. В отличие от остальных тяжеловозов, першерон способен совмещать быстрый бег и перемещение больших грузов.

Гармоничное сложение этих великолепных животный обеспечивает способность сохранять мягкость хода при любом аллюре. Лошадь обладает внушительной грудной клеткой и мощным телосложением, при этом маневренна и грациозна.

Таблица 1. Экстерьер першерона

Общие характеристики

Першероны обладают характерной для всех тяжеловозов формой головы. Она не особо крупная по сравнению с большим телом, но при этом довольно выразительная. Лоб большой, уши длинные, немного приплюснутый нос.

Шея отлично поставлена имеет среднюю длину. В холке можно заметить характерную для сильных лошадей приподнятость. Круп прямой. Большая мускулистая спина, которая обеспечивает лошади плавность хода и маневренность.

Существует два типа французских першеронов:

  • малый;
  • большой.

Малый першерон раньше был более популярным, так как являлся универсальным. Его использовали и как рабочую лошадь, и для карет. Зачастую его называли почтовой лошадью, так как до появления железной дороги с помощью малого першерона доставлялась почта. В этой разновидности более выражены черты арабских лошадей. Малый першерон в сравнении с большим более изящен и суше сложен.

Большой першерон ближе по размерами к нормандским тяжеловозам. Его использовали в сельском хозяйстве и для перемещения различных тяжестей. Если максимальная высота в холке малого першерона достигает 160 см, то для большого это лишь минимальный размер. Самая большая лошадь этой породы достигала высоты 213 см в холке. При этом вес лошади превышал 1000 кг.

Масть

Изначально першероны были разных мастей, но в результате определенного спроса серая в яблоках была признана французами основной. В современных конюшнях преобладают серые и вороные представители данной породы. Чалые и рыжие встречаются, но значительно реже.

Грива и хвост

Першероны обладают на удивление густой, длинной и воздушной гривой. Хвост длинный, низко посаженный. Ранее обязательной была процедура купирования хвоста для усиления комфорта при езде в упряжке. Впоследствии представители общества защиты животных сумели доказать, что лошадь страдает, не будучи в состоянии отогнать насекомых. С тех пор купировать хвост перестали.

Ноги

Форма ног першерона значительно отличается от других пород. Конечности плотные и мускулистые. Предплечья имеют стандартную длину, при этом пясти более короткие и мускулистые. Суставы мощные, крупные.

Отличительные черты характера

Как и подавляющее большинство представителей крупных мощных пород, першеронские лошади немного медлительны. При этом они терпеливы, спокойны и абсолютно невозмутимы. Все эти качества прекрасно сочетаются с живостью и подвижностью лошади. Эти кони легко и быстро усваивают новые навыки, а полученные сохраняются длительное время. Першероны не страдают присущей породистым лошадям строптивостью и привередливостью.

Представители этой уникальной породы совершенно неприхотливы. Самые важные аспекты содержания - это чистое, теплое и сухое помещение.

Для полноценного ухода за лошадью достаточно регулярно проводить несколько простых манипуляций:

  • профилактические осмотры ветеринара;
  • вычесывание гривы щетками с натуральной щетиной;
  • купание в жару;
  • осмотр и удаление грязи из носа и ушей;
  • контрастный душ после физических нагрузок.

Корм

Количество потребляемого корма напрямую зависит от нагрузок, которые получает животное. Чем они больше, тем богаче и насыщенней должен быть рацион. В весенне-летний период лошадь выводят на пастбище, где она сможет поедать свежую траву в достаточных количествах. Зимой траву заменяют сеном.

В рацион лошади должны быть включены:

  • мука;
  • масленичный жмых;
  • клевер (сено).

Об общих правилах кормления лошадей рассказываем далее.

Беременность и развитие жеребят

В первых упоминаниях о породе указывалось, что недостатком першеронов является неустойчивая передача породных качеств в сравнении с другими тяжеловозами. Особенно это отмечалось при скрещивании с русскими лошадьми.

В основном это было обусловлено отсутствием правильной организации учета и контроля направления чистокровных лошадей на конезаводах того времени. Современные представители полностью лишены этого недостатка и признаны первоклассной мировой породой.

Беременность у таких лошадей протекает довольно легко и без осложнений. Жеребята рождаются достаточно крепкими. Как и все представители тяжеловесов, жеребята першеронов отличаются поздним созреванием. Полностью взрослеют они уже в возрасте двух лет.

В период роста жеребенку необходимо обеспечить длительные прогулки и полноценное сбалансированное питание.

Летом большую часть дня они должны находиться на клеверных пастбищах. С 1,5 лет лошадям начинают давать овес. Кормление молодняка должно происходить строго в определенное время, 5-6 раз в день. Обычную пищу чередуют с более грубой (корнеплодами).

Сфера использования лошадей першеронской породы

В период формирования породы данных лошадей активно использовали практически во всех сферах. Сильный и выносливый конь пользовался популярностью у рыцарей, так как с легкостью нес на себе латника в громоздких доспехах. Эта порода столь же эффективно использовалась в полях, перемещая телегу или плуг. На этих лошадей не угасал спрос для использования в упряжке и верховой езды.

В нынешних реалиях спрос на тяжеловозов значительно снизился, но они до сих пор используются в цирковых выступлениях или в других развлекательных программах. Благодаря силе, сочетающейся с грацией, на арене эта порода смотрится просто великолепно.

Видео — Поездка верхом на першероне

Разведение в России

В России першероны не были слишком распространены, так как завозились в небольших количествах. Первым заводчиком породы стал Хреновский конезавод. Там путем скрещивания лучших представителей породы вывели першерона, чей внешний вид несколько отличался от стандарта.

Позднее конезаводы Брянска, Воронежа и Тамбова также занялись разведением першеронов. Благодаря этим конезаводам появились несколько новых линий породы:

  • Искода;
  • Апра;
  • Бардадыма;
  • Вюитри.

К сожалению, из-за того что не было притока новой крови три типа исчезли. К настоящему времени существует только линия Искода. Российский першерон отличается большими размерами и невероятной выносливостью.

До 2000 года Ульяновский конезавод вплотную занимался разведением и совершенствованием породы. Учтя опыт предшественников, завод регулярно приобретал племенных жеребцов для обновления. В 2011 году завод объявил себя банкротом и прекратил свое существование. Сейчас разведению этой породы уделяют внимание только частные конюшни, что оказывает сильное влияние на стоимость лошадей.

Цена лошади породы першерон начинается с 10 000 долларов. На ее формирование влияет происхождение, возраст и физические характеристики коня. Молодые особи как правило дешевле, но потребуют дополнительных затрат на обучение.

  1. Лучшим производителем в XIX веке был признан Жан де Бирн. Он дал жизнь большому количеству наиболее ценных представителей породы;

  2. В 91 году компания по производству пива приобрела четырех жеребцов этой породы для проведения рекламной компании. Они возили пивную бочку с надписью «Балтика» в северной столице. Впоследствии компания купила несколько кобыл для разведения;
  3. Известная актриса цирка Яна Шарикова долгое время выступала на арене с великолепным образчиком породы по имени Помпей. Их совместный номер с обручами приводил в неизменный восторг зрителей;
  4. Во Франции до сих пор массово разводят лошадей этой породы. Для французов першерон имеет не только коммерческую ценность, но и считается национальным достоянием страны. Правительство безотказно выделяет ресурсы на разведение и улучшение породы;

  5. Помимо других качеств, лошади породы першерон ценятся за верность хозяину. Более преданное существо трудно себе представить. Независимо от породы и масти лошадь по-прежнему остается для человека верным другом и надежным помощником. Эти восхитительные создания могут за несколько мгновений развеять грусть и подарить массу позитивных эмоций. Першероны же по праву считаются наиболее колоритными и выдающимися представителями своего вида. Не даром на протяжении стольких лет интерес к уникальной породе не ослабевает.
Поделиться: