Почему женщинам запрещают водить поезда. Почему женщин не берут в машинисты метро? Девушки на железной дороге соблазняют машинистов

В московском метрополитене работали женщины-машинисты. Когда Шарлю де Голлю показывали московский метрополитен, то он ехал в кабине машиниста, в котором был женский экипаж, и он был удивлён тому, что женщины работали машинистами - это были военные годы и женщины заменяли мужчин. В московском метро несколько лет назад работала последняя женщина-машинист - Наталья Владимировна Корниенко .



“Дорогие пассажиры, пожалуйста, побыстрее заходите в вагоны!” - нежный женский голосок можно услышать на станциях Сокольнической линии. Пассажиры недоумевают: неужели запись?! Ведь женщины не работают машинистами!

Много лет в столичной подземке среди 2000 машинистов трудится единственная женщина - Наталья Владимировна Корниенко. Именно ее утонченный голос слышат пассажиры, и именно она без страха каждый день возит их по темным тоннелям. Мы отправились в электродепо “Северное”, чтобы раскрыть профессиональные (и не только) секреты “леди метро”.

Правильно говорят: коль женщина себе что-то вбила в голову, то переубеждать ее бесполезно. Когда 17-летняя выпускница школы Наталья решительно заявила родителям, что желает стать машинистом, те просто опешили. Девочка - и добровольно лезет под землю! Но даже материнские слезы, уговоры и прочие попытки пустить карьеру дочери по другому пути (а мама сама трудилась в службе движения Московского метрополитена) не помогли: дочка без колебаний ушла в подземку.

Почти недосягаемую высоту (точнее, глубину) барышня штурмовала постепенно. Сначала пришлось корпеть над цифрами в бухгалтерии, потом - учиться, учиться и еще раз учиться. Боевое крещение удалось пройти только через восемь лет: до этого за контроллер Наталью не пускали. Страх, волнение и захватывающее дух чувство невероятной свободы - свои ощущения от первого раза юная машинистка запомнит на всю жизнь.

Раньше женщины-машинисты не были редкостью, существовали даже специальные женские бригады. Но в 80-е годы правительство издало приказ, согласно которому женщине за рулем состава - не место.

Постепенно дамочки ушли - кто на пенсию, кто на другую работу, а вот Наталья до сих пор преданно носится туда-сюда по Сокольнической линии. А станция “Сокольники” и вовсе для нее - дом родной, ведь именно отсюда она уже 30 лет заступает на пост.

Какой же русский не любит быстрой езды - это про меня, - утверждает Наталья Владимировна. - Недавно даже на права сдала, чтобы и на земле ездить.

Работать машинистом - не только держаться за руль да педали нажимать. Иногда и под вагон залезать приходится: проверить, правильно ли техника работает, все ли гаечки на месте. Раньше с этим было полегче, потому что ездили по двое. Но уже шесть лет в кабине находится только один машинист. К тому же нужно еще и за пассажирами следить, которых, по словам Натальи, очень испортил транспортный вопрос. Кто разборки в вагоне затеет, кто под колеса кинется. Наталье пришлось пережить и это: практически перед “носом” поезда на рельсы нечаянно упал человек.

Если вы, не дай бог, свалились на пути, - советует очаровательный эксперт, - то сразу же ложитесь в лоток между рельсами. Тогда поезд вас не заденет.

Кстати, Наталья не только железного коня, если надо, на скаку остановит, но и в горящую избу… то есть в ледяную прорубь войдет! Зимой она с удовольствием “моржует” на Царицынских прудах.

Я по своему опыту могу сказать, что работа машинистом никак не сказывается на женском здоровье, - убеждена Наталья. - Ну какие тут нагрузки? Едешь себе спокойно, никто не отвлекает. Да на наших улицах гораздо больше опасностей и напряга!

Сейчас у Натальи Владимировны уже есть ученики. Она подготовила более 20 специалистов. Так и проходит жизнь среди мужчин - у Натальи Владимировны три сына, младшему из которых 17. Правда, пока по стопам мамы пошел только один - он работает в эскалаторной службе. Второму трудиться в подземке не позволило зрение. А младший и вовсе заявил, что в метро и без него мужчин хватает.

Наталья - единственный символ женственности среди машинистов московских депо. Хотя, как утверждают начальники, без женского общества иногда бывает ох как сложно, ведь кто, как не прекрасная половина человечества, вносит в коллектив атмосферу тепла и уюта. Быть может, оценив успехи Натальи Корниенко, правительство и пересмотрит свое отношение к женщинам-машинистам?

Комментарий замначальника депо “Северное” Сергея Курцева:

Не приукрашивая, могу сказать, что Наталья Владимировна - наша самая ценная сотрудница. Она, без сомнения, обладает всеми качествами идеального машиниста: ответственность, самообладание, высокий профессионализм, а главное, к работе относится с душой. Мало того, я уверен, что во многом женщины гораздо более ответственны, чем мужчины, а в нашей работе это очень важно. Хотел бы я, чтобы на работу машинистом снова разрешили принимать женщин? Если они все будут брать пример с Натальи Владимировны, то безусловно!

В 2009 году 22-летняя Анна Клевец подала иск в Верховный суд. Поводом стал отказ в приеме ее на работу машинистом в метрополитен. Причина - работа запрещена для женщин. Анна посчитала это дискриминацией, но суд иск отклонил.

Сейчас перечень работ, на которых запрещено трудиться женщинам, насчитывает около 400 пунктов. Большинство из них связано с поднятием тяжестей, вредными химическим производствами или взрывчатыми веществами. Например, женщины не могут корчевать пни, копать колодцы или работать взрывниками.

Правда, в конце перечня есть особый пункт, который позволяет работодателю брать на эти работы женщин, но только при "положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации". Фактически это означает, что работодателю проще отказать соискателю на основании перечня, чем улучшать условия труда до приемлемого для женщин уровня.

Вообще ситуация с перечнем очень интересная. Большинство ограничений на труд женщин связано с угрозой их репродуктивному здоровью. Но репродуктивное здоровье мужчин не менее важно. И неясно, кому больше вредит работа, скажем, на химическом производстве.

Этот список осложняет жизнь не только Анне Клевец. После первой публикации об истории 22-летней девушки из Санкт-Петербурга с "Трудом" связалась спасатель МЧС Анна, которая не может трудиться водолазом (это тоже запрещено перечнем). "Почему можно тягать штанги, но на работе нельзя поднимать больше 40 килограммов?! - возмущается она. - Кто может запретить мне брать на себя повышенные нагрузки?"

Если для работы необходимы какие-то физические качества и определенные знания, а работник ими обладает, нет разницы, мужчина ты или женщина, заключает она. Возможно, попытки оспорить перечень предпримут и другие девушки.

Минтруд пересмотрит список разрешенных только для мужчин профессий

Министерство труда заново рассмотрит вопрос о том, могут ли женщины работать судоводителями и машинистами метро. Действующий ныне список запретных для женщин профессий, принятый в 1974 году и подтвержденный в 2000-м, будет пересмотрен

На обогатительной фабрике при руднике (Фото: Анатолий Струнин/ТАСС)

Обращение моряков

Министерство труда и социальной защиты обновит перечень из 456 работ , на которых запрещено использовать женский труд. «Минтрудом проводится работа по актуализации перечня, в том числе на предмет сокращения числа профессий, при выполнении которых ограничивается применение труда женщин», — говорится в письме за подписью замдиректора департамента условий и охраны труда Татьяны Жигастовой. Копия документа есть в распоряжении РБК. Необходимость сокращать перечень в ведомстве объясняют изменением технологий производства и «социально-гигиенических условий труда» во многих сферах.

Письмо адресовано главе ​Российского профессионального союза моряков Юрию Сухорукову. Организация ранее жаловалась в правительство на то, что женщины не могут быть членами экипажей судов. «У нас был съезд в ноябре, там этот вопрос рассматривался. Мы направили резолюцию на имя премьера, премьер ее переслал в Минтруд», — рассказал РБК первый зампред профсоюза Игорь Ковальчук.

Как следует из резолюции, в профсоюз жаловались девушки, которые прошли обучение в мореходных училищах и речных техникумах, однако устроиться на работу не смогли. Активисты потребовали устранить дискриминацию и обязать работодателей создавать безопасные условия труда работникам любого пола.

В ведомстве «согласны пересмотреть этот список пока в части того, какие профессии из перечня устарели, какие исчезли, в каких поменялись условия труда», говорит Ковальчук. «Концептуально рассматривать вопрос о том, может ли женщина сама решить, стоит ли ей работать в шахте, в министерстве пока не готовы», — отметил он.

Сейчас Минтруд собирает предложения профсоюзов и экспертов, а также совместно с медиками «проводит работу по определению факторов, влияющих на репродуктивное здоровье женщины», — подтвердили РБК в пресс-службе ведомства.

Решение ООН

ООН в марте 2016 года сочла дискриминацией существование 456 работ, запрещенных правительством для женщин. Об этом говорилось в решении по жалобе россиянки Светланы Медведевой, опубликованном на сайте комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Медведева в 2005 году окончила Самарский речной колледж, где обучалась вождению водного транспорта. Когда она попыталась устроиться на работу в Самарское речное пассажирское предприятие, ей отказали, сославшись на правительственный перечень.

Медведева претендовала на должность моториста-рулевого. Санитарные нормы и правила причисляют эту работу к вредным, из-за того что «параметры шума превышают допустимый уровень». Однако в законодательстве не сказано, в чем опасность шума именно для женского здоровья, указывала Медведева. Она прошла три судебные инстанции, на всех уровнях ее жалобы были отклонены.

Комитет ООН согласился, что заявительница подверглась дискриминации. Он также указал, что вред для женщин от работы на судне не доказан научно, а запрет на тяжелую работу для женщин «отражает устойчивые стереотипы, касающиеся ролей и обязанностей женщин и мужчин в семье и в обществе».

Медведева так и не была восстановлена в правах, рассказал РБК ее адвокат Дмитрий Бартенев. По его словам, суды не принимают решение комитета ООН во внимание, ссылаясь на то, что оно не является обязательным для России. В Минтруде РБК пояснили, что не согласны с выводами комитета, поскольку согласно международному праву «принятие специальных мер, направленных на охрану материнства, не считается дискриминационным».

В 2012 году Конституционный суд отказался рассматривать жалобу жительницы Санкт-Петербурга Анны Клевец, которая добивалась права работать машинистом метро. «Реализация принципа юридического равенства не может осуществляться без учета общепризнанной социальной роли женщины в продолжении рода», — говорилось в решении.

Позиция правозащитников

Запрет нанимать женщин на 456 видов работ ранее критиковали правозащитники. Как указывал в своем докладе антидискриминационный центр «Мемориал», в перечень входит ряд «интересных и престижных профессий»: например, женщины не могут быть машинистами метро, водолазами, пожарными, монтажниками вышек связи, заниматься геологоразведкой. При этом зачастую вред от той или иной работы неочевиден. Есть и профессии, которые объективно вредят здоровью любого человека (в частности, работа на атомных подлодках), однако для мужчин они разрешены.

Список запрещенных для женщин работ не менялся с 1974 года, а научных исследований, подтверждающих их пагубное воздействие на женский организм, никто не проводил, указывал в своем докладе Консорциум женских неправительственных организаций. В частности, что женщинам запрещена работа, на которой предусмотрен подъем тяжестей более 10 кг до двух раз в час. При этом «10 кг составляет средний вес годовалого ребенка, подъем и перемещение которого матерью никак не ограничен государством», — говорилось в докладе консорциума.

Допуск женщин к работам, которые считаются тяжелыми, мог бы позволить повысить занятость и дать возможность зарабатывать наравне с мужчинами, уверен адвокат Бартенев: «Ограничения должны быть редкими и касаться исключительных ситуаций, когда использование женского труда может быть сопряжено с серьезным риском здоровью. Но приоритетным все равно должно быть право женщины решать, согласна она на эти риски или нет».​

Среди сотрудников метро много женщин: они дежурят в будках у эскалатора, продают жетоны, моют полы на станциях, но высокооплачиваемыми машинистами стать не могут. О причинах такой дискриминации The Village спросил пресс-секретаря петербургского метрополитена и девушку, которая через суд пыталась добиться права работать машинистом.

ЮЛИЯ ШАВЕЛЬ

пресс-секретарь петербургского метрополитена

Есть постановление правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162 „Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин“». Под номером 374 в этом постановлении «машинист электропоезда и его помощник». То есть правило писало не метро: его приняли на федеральном уровне.

Единственная женская бригада машинистов в ленинградском метро была сформирована в 1955 году. Машинистов было четверо. Одна из тех женщин, Наталья Донская, жива. По её рассказам, это был очень сложный труд.

Работа машинистом, помимо огромной физической нагрузки, подразумевает и психологическую. Возьмём современный подвижной состав: в критической ситуации решение должен принимать машинист. Бывают тяжёлые случаи: человек попал под состав — машинист сообщает диспетчеру и затем сам в экстренном порядке начинает вытаскивать человека из-под поезда. Сложно представить, чтобы женщина — и физически, и психологически — могла выполнить такую работу. Ещё один момент: долгое пребывание под землёй негативно отражается на физическом состоянии женщины, в частности её репродуктивной функции.

На эту работу и не каждого мужчину возьмут : главное требование —
крепкое здоровье

Лично мне постановление кажется справедливым. Я каждый день наблюдаю, насколько непростая работа у машинистов. Да, есть сильные женщины, которые и на стройках кранами управляют, и за рулём такси трудятся. Да, составы к выезду готовят не машинисты, а слесари и прочий обслуживающий персонал. Но внештатные ситуации в метро — одни из самых сложных в мире. А машинисты несут ответственность за всех людей — пассажиров — что позади них: это шесть-восемь вагонов.

На эту работу и не каждого мужчину возьмут: главное требование здесь — крепкое здоровье. К сожалению, у современной молодёжи много проблем. Так что если к нам придёт здоровый 50-летний мужчина, мы его возьмём. В метрополитене большая текучка среди машинистов: бывает, что у мужчин, проработавших 20 лет, выявляются проблемы со здоровьем — тогда их переводят на другую работу, например слесарную.

За последние годы никто из женщин, кроме петербурженки Анны Клевец, не обращался к нам за трудоустройством на позицию машиниста. Для женщин в метро есть другие вакансии.

АННА КЛЕВЕЦ

Был конец 2008 года, я тогда училась на юридическом факультете. Мне понадобился дополнительный заработок. По специальности я не могла устроиться, поскольку везде требовался опыт работы. А в метро как раз постоянно звучало объявление о том, что требуются помощники машиниста — мужчины. Я, обладая юридическими знаниями, понимала, что это дискриминационное требование, поскольку по Конституции мужчины и женщины имеют равные права в сфере выбора профессии. Решила обратиться в Метрополитен, и там мне отказали в приёме на работу: устно пояснили, что берут только мужчин.

Я решила пойти в суд, потому что понимала: женщин дискриминируют по половому признаку. В итоге прошла все суды первой, второй инстанции — дошла до Верховного. У меня было параллельно два дела: первое — по отказу в приёме на работу, я пошла через районный суд Петербурга и дошла до Верховного. Второе — я обжаловала пункт постановления правительства, по которому женщинам запрещено работать в должности машиниста электропоезда. С этим заявлением сразу обратилась в Верховный суд. Потом было обращение в Конституционный суд, в Европейский суд по правам человека. Последнее обращение — в Комитет ООН по защите женщин от дискриминации. Пока ответа от них нет. Все остальные инстанции мне отказали и поддержали постановление правительства. Европейский суд по правам человека признал мою жалобу неприемлемой — написали, что нарушений Конвенции о защите прав человека не имеется.

Есть много вредных
профессий
, в которых
работают женщины

В случае со 162-м постановлением логика правительства следующая: это забота о репродуктивном здоровье женщин. Те вредные факторы, которые имеются в метрополитене, могут повлиять на здоровье женщины как будущей матери. Факторы — это вибрации, шум, плохая освещённость и другие.

Есть много вредных профессий, по которым работают женщины. Например, маляры, которые получают не такую высокую зарплату, как машинисты электропоезда, но при этом работают во вредных условиях. Есть возможность получать больше, и это выбор, который у женщины должен быть. Если она сама решит, что не хочет работать с такими вредными факторами, она не пойдёт в эту профессию. Есть женщины, которые уже родили, женщины, которые не планируют стать матерями, — они должны получить право быть машинистом и получать достойную зарплату.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ : Настя Яровая

Среди сотрудников метро много женщин: они дежурят в будках у эскалатора, продают жетоны, моют полы на станциях, но высокооплачиваемыми машинистами стать не могут. О причинах такой дискриминации The Village спросил пресс-секретаря петербургского метрополитена и девушку, которая через суд пыталась добиться права работать машинистом.

Юлия Шавель

пресс-секретарь петербургского метрополитена

Есть постановление правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162 „Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин“». Под номером 374 в этом постановлении «машинист электропоезда и его помощник». То есть правило писало не метро: его приняли на федеральном уровне.

Единственная женская бригада машинистов в ленинградском метро была сформирована в 1955 году. Машинистов было четверо. Одна из тех женщин, Наталья Донская, жива. По её рассказам, это был очень сложный труд.

Работа машинистом, помимо огромной физической нагрузки, подразумевает и психологическую. Возьмём современный подвижной состав: в критической ситуации решение должен принимать машинист. Бывают тяжёлые случаи: человек попал под состав - машинист сообщает диспетчеру и затем сам в экстренном порядке начинает вытаскивать человека из-под поезда. Сложно представить, чтобы женщина - и физически, и психологически - могла выполнить такую работу. Ещё один момент: долгое пребывание под землёй негативно отражается на физическом состоянии женщины, в частности её репродуктивной функции.

На эту работу и не каждого мужчину возьмут : главное требование -
крепкое здоровье

Лично мне постановление кажется справедливым. Я каждый день наблюдаю, насколько непростая работа у машинистов. Да, есть сильные женщины, которые и на стройках кранами управляют, и за рулём такси трудятся. Да, составы к выезду готовят не машинисты, а слесари и прочий обслуживающий персонал. Но внештатные ситуации в метро - одни из самых сложных в мире. А машинисты несут ответственность за всех людей - пассажиров - что позади них: это шесть-восемь вагонов.

На эту работу и не каждого мужчину возьмут: главное требование здесь - крепкое здоровье. К сожалению, у современной молодёжи много проблем. Так что если к нам придёт здоровый 50-летний мужчина, мы его возьмём. В метрополитене большая текучка среди машинистов: бывает, что у мужчин, проработавших 20 лет, выявляются проблемы со здоровьем - тогда их переводят на другую работу, например слесарную.

За последние годы никто из женщин, кроме петербурженки Анны Клевец, не обращался к нам за трудоустройством на позицию машиниста. Для женщин в метро есть другие вакансии.

Анна Клевец

Был конец 2008 года, я тогда училась на юридическом факультете. Мне понадобился дополнительный заработок. По специальности я не могла устроиться, поскольку везде требовался опыт работы. А в метро как раз постоянно звучало объявление о том, что требуются помощники машиниста - мужчины. Я, обладая юридическими знаниями, понимала, что это дискриминационное требование, поскольку по Конституции мужчины и женщины имеют равные права в сфере выбора профессии. Решила обратиться в Метрополитен, и там мне отказали в приёме на работу: устно пояснили, что берут только мужчин.

Я решила пойти в суд, потому что понимала: женщин дискриминируют по половому признаку. В итоге прошла все суды первой, второй инстанции - дошла до Верховного. У меня было параллельно два дела: первое - по отказу в приёме на работу, я пошла через районный суд Петербурга и дошла до Верховного. Второе - я обжаловала пункт постановления правительства, по которому женщинам запрещено работать в должности машиниста электропоезда. С этим заявлением сразу обратилась в Верховный суд. Потом было обращение в Конституционный суд, в Европейский суд по правам человека. Последнее обращение - в Комитет ООН по защите женщин от дискриминации. Пока ответа от них нет. Все остальные инстанции мне отказали и поддержали постановление правительства. Европейский суд по правам человека признал мою жалобу неприемлемой - написали, что нарушений Конвенции о защите прав человека не имеется.

Есть много вредных
профессий
, в которых
работают женщины

В случае со 162-м постановлением логика правительства следующая: это забота о репродуктивном здоровье женщин. Те вредные факторы, которые имеются в метрополитене, могут повлиять на здоровье женщины как будущей матери. Факторы - это вибрации, шум, плохая освещённость и другие.

Есть много вредных профессий, по которым работают женщины. Например, маляры, которые получают не такую высокую зарплату, как машинисты электропоезда, но при этом работают во вредных условиях. Есть возможность получать больше, и это выбор, который у женщины должен быть. Если она сама решит, что не хочет работать с такими вредными факторами, она не пойдёт в эту профессию. Есть женщины, которые уже родили, женщины, которые не планируют стать матерями, - они должны получить право быть машинистом и получать достойную зарплату.

Иллюстрация : Настя Яровая

Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни, которыми задаются горожане.

Среди сотрудников метро много женщин: они дежурят в будках у эскалатора, продают жетоны, моют полы на станциях, но высокооплачиваемыми машинистами стать не могут. О причинах такой дискриминации The Village спросил пресс-секретаря петербургского метрополитена и девушку, которая через суд пыталась добиться права работать машинистом.

ЮЛИЯ ШАВЕЛЬ

пресс-секретарь петербургского метрополитена

Есть постановление правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162 „Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин“». Под номером 374 в этом постановлении «машинист электропоезда и его помощник». То есть правило писало не метро: его приняли на федеральном уровне.

Единственная женская бригада машинистов в ленинградском метро была сформирована в 1955 году. Машинистов было четверо. Одна из тех женщин, Наталья Донская, жива. По её рассказам, это был очень сложный труд.

Работа машинистом, помимо огромной физической нагрузки, подразумевает и психологическую. Возьмём современный подвижной состав: в критической ситуации решение должен принимать машинист. Бывают тяжёлые случаи: человек попал под состав — машинист сообщает диспетчеру и затем сам в экстренном порядке начинает вытаскивать человека из-под поезда. Сложно представить, чтобы женщина — и физически, и психологически — могла выполнить такую работу. Ещё один момент: долгое пребывание под землёй негативно отражается на физическом состоянии женщины, в частности её репродуктивной функции.

"На эту работу и не каждого мужчину возьмут : главное требование — крепкое здоровье!"

Лично мне постановление кажется справедливым. Я каждый день наблюдаю, насколько непростая работа у машинистов. Да, есть сильные женщины, которые и на стройках кранами управляют, и за рулём такси трудятся. Да, составы к выезду готовят не машинисты, а слесари и прочий обслуживающий персонал. Но внештатные ситуации в метро — одни из самых сложных в мире. А машинисты несут ответственность за всех людей — пассажиров — что позади них: это шесть-восемь вагонов.

На эту работу и не каждого мужчину возьмут: главное требование здесь — крепкое здоровье. К сожалению, у современной молодёжи много проблем. Так что если к нам придёт здоровый 50-летний мужчина, мы его возьмём. В метрополитене большая текучка среди машинистов: бывает, что у мужчин, проработавших 20 лет, выявляются проблемы со здоровьем — тогда их переводят на другую работу, например слесарную.

За последние годы никто из женщин, кроме петербурженки Анны Клевец, не обращался к нам за трудоустройством на позицию машиниста. Для женщин в метро есть другие вакансии.

АННА КЛЕВЕЦ

Был конец 2008 года, я тогда училась на юридическом факультете. Мне понадобился дополнительный заработок. По специальности я не могла устроиться, поскольку везде требовался опыт работы. А в метро как раз постоянно звучало объявление о том, что требуются помощники машиниста — мужчины. Я, обладая юридическими знаниями, понимала, что это дискриминационное требование, поскольку по Конституции мужчины и женщины имеют равные права в сфере выбора профессии. Решила обратиться в Метрополитен, и там мне отказали в приёме на работу: устно пояснили, что берут только мужчин.

Я решила пойти в суд, потому что понимала: женщин дискриминируют по половому признаку. В итоге прошла все суды первой, второй инстанции — дошла до Верховного. У меня было параллельно два дела: первое — по отказу в приёме на работу, я пошла через районный суд Петербурга и дошла до Верховного. Второе — я обжаловала пункт постановления правительства, по которому женщинам запрещено работать в должности машиниста электропоезда. С этим заявлением сразу обратилась в Верховный суд. Потом было обращение в Конституционный суд, в Европейский суд по правам человека. Последнее обращение — в Комитет ООН по защите женщин от дискриминации. Пока ответа от них нет. Все остальные инстанции мне отказали и поддержали постановление правительства. Европейский суд по правам человека признал мою жалобу неприемлемой — написали, что нарушений Конвенции о защите прав человека не имеется.

"Есть много вредных профессий , в которых работают женщины."

В случае со 162-м постановлением логика правительства следующая: это забота о репродуктивном здоровье женщин. Те вредные факторы, которые имеются в метрополитене, могут повлиять на здоровье женщины как будущей матери. Факторы — это вибрации, шум, плохая освещённость и другие.

Есть много вредных профессий, по которым работают женщины. Например, маляры, которые получают не такую высокую зарплату, как машинисты электропоезда, но при этом работают во вредных условиях. Есть возможность получать больше, и это выбор, который у женщины должен быть. Если она сама решит, что не хочет работать с такими вредными факторами, она не пойдёт в эту профессию. Есть женщины, которые уже родили, женщины, которые не планируют стать матерями, — они должны получить право быть машинистом и получать достойную зарплату.

Поделиться: