Битюг русская порода тяжеловозных лошадей: фото, описание, история породы. Битюг — русская порода тяжеловозных лошадей Битюг лошадь

(см. таблицу Породы русских лошадей) - лучшая русская порода домовых лошадей, разводимая по р. Битюгу в Воронежской губернии. Главные места продажи этих лошадей: Бобров (на р. Битюге), Тамбов и Козлов. Различают две разновидности: крупную и среднюю. Крупные Б. - татарские лошади, измененные скрещиванием с орловскими рысаками; они очень мускулисты, хорошие ходоки, выносливы и употребляются для перевозки тяжестей; до постройки железной дороги на Б. перевозилось огромное большинство товаров между Москвою и Нижним Новгородом. При обильности корма, которым отличается их родина, Б. растут очень хорошо, хотя оставляют конюшню не ранее 3-го года; до употребления их на работу на 5 или 6 году жизни их кормят травою, мукою, бобами и т. п. и откармливают на продажу. Такое животное, называемое "выкормком", хотя очень быстро растет, но при употреблении на работы чрезвычайно скоро теряет в весе. Торговцы подготовляют к продаже подобным образом до 80 % всех крупных Б. Средние Б., отличающиеся более благородными формами и откармливаемые главным образом на лугах, происходят от скрещивания местных русских кобылиц с жеребцами соседних конских заводов; они замечательны как очень выносливые рысаки. Чаще всего эти лошади употребляются в тройках, причем Б. закладывается в корень и идет довольно крупною рысью, а пристяжные - большею частью мелкие донские лошади - скачут галопом.

  • - русская, теперь уже исчезнувшая тяжелая упряжная лошадь...

    Сельскохозяйственный словарь-справочник

  • - река, лп Дона; Воронежская обл. Упоминается в 1389 г. как Бетюк, в 1450 г. Бетюк, позже употребляется вариант Битюк, а с начала XVIII в. входит в употребление форма; в настоящее время общепринято...

    Географическая энциклопедия

  • - лучшая русская порода домовых лошадей, разводимая по р. Битюгу в Воронежской губернии. Главные места продажи этих лошадей: Бобров, Тамбов и Козлов. Различают две разновидности: крупную и среднюю...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - наименее крупная северная порода лошадей, распространенная по р. Вятке и ее притокам и отличающаяся большою выносливостью...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - порода лошадей, выведенная англичанами в настоящем столетии специально для парфорсной охоты с лисогонами...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Битю́г река в Воронежской области РСФСР, левый приток Дона. Длина 379 км, площадь бассейна 8840 км2. Протекает по Окско-Донской равнине. В бассейне более 400 озёр. Долина широкая, нередко заболочена...
  • - легкоупряжная порода, с древних времён разводимая в северных лесных районах. Лошади В. п. низкорослы, позднеспелы, но очень выносливы и хорошо приспособлены к местным климатическим и кормовым условиям...

    Большая Советская энциклопедия

  • - порода тяжеловозов, выведенная в 18 в. в Великобритании в графстве Суффолк. Лошади крупные, массивные, на коротких ногах, за что названы Suffolk-Punch Высота в холке 160-170см...

    Большая Советская энциклопедия

  • - река в Европейской части Российской Федерации, левый приток Дона. 379 км, площадь бассейна 8800 км²...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Р. а/...

    Орфографический словарь русского языка

  • - БИТЮ́Г, -а, муж. Рабочая лошадь тяжеловоз крупной породы. Б. этакий! ...

    Толковый словарь Ожегова

  • Толковый словарь Ушакова

  • - БИТЮ́Г и БИТЮК, битюга, муж. Русская рабочая лошадь крупной породы. || перен. Здоровый, крепкий, плотного сложения мужчина...

    Толковый словарь Ушакова

"Битюг порода лошадей" в книгах

Объездка лошадей

Из книги Американский снайпер автора DeFelice Jim

Объездка лошадей Ты не ковбой, пока не объездил лошадь. Эту науку я начал постигать еще в школе. Поначалу я ничего не понимал в этом деле.Я знал одно: надо залезть ей на спину и оставаться там, пока лошадь не прекратит брыкаться. Изо всех сил постараться не упасть оттуда.С

XIV. ПЛЯСКА ЛОШАДЕЙ

Из книги Говорит Черный Лось автора Нейхардт Джон

XIV. ПЛЯСКА ЛОШАДЕЙ С нами жил человек по имени Медведь Поет, был он стар и очень мудр. Черная Дорога попросил его о помощи, и тот согласился.Сначала поутру послали глашатая, который объявил людям, чтобы они поднялись немного вверх по реке Язык, отойдя от городка солдат, и там

Выгрузка лошадей

Из книги Экспедиция к Южному полюсу. 1910–1912 гг. Прощальные письма. автора Скотт Роберт Фолкон

Выгрузка лошадей Мирз рано вышел с собаками и почти целый день заставлял их возить небольшие тяжести. Много хлопот наделало нелепое поведение пингвинов, беспрестанно группами наскакивающих на нашу льдину. С той минуты как ноги пингвинов касались льдин, они всеми своими

Энергетика лошадей

Из книги Энергетика человека. Расшифрованные послания тонких тел автора Киврин Владимир

Энергетика лошадей Много столетий существует лошадь рядом с человеком, помогая ему энергетически и физически. Энергетика лошади восстанавливает поврежденную заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата энергетику человека. А как поднимает ее вид

КРАЖА ЛОШАДЕЙ

Из книги Тропою души автора Ветер Андрей

КРАЖА ЛОШАДЕЙ

Из книги Тропа автора Ветер Андрей

КРАЖА ЛОШАДЕЙ Было раннее утро, когда Два Горба дотронулся до плеча Медведя и разбудил его.– Что такое, отец? – хотел было спросить мальчик, но отец прикрыл его рот ладонью и многозначительно указал глазами на вход в палатку.– Хочешь посмотреть на врага? – беззвучно

Смена лошадей

Из книги Третья волна автора Тоффлер Элвин

Смена лошадей До того как Вторая волна начала свой путь по Европе, большинство регионов мира еще не было консолидировано в нации, на этих территориях существовала мешанина из племен, кланов, герцогств, княжеств, королевств и других крупных и мелких образований. «Короли и

Породы лошадей

Из книги Полная энциклопедия фермера автора Гаврилов Алексей Сергеевич

Породы лошадей Выведением новых пород лошадей занимались с древнейших времен. В настоящее время в мире насчитывается около четырехсот двадцати пород лошадей. В России разводят примерно тридцать пород лошадей. Все они разделяются на несколько групп: верховые породы

Масти лошадей

Из книги Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века автора Федосюк Юрий Александрович

Масти лошадей Масти, то есть расцветки, лошадей собственно нельзя считать забытыми словами-архаизмами, но если прежде значения их были известны каждому, то ныне разбираются в них только люди, имеющие дело с лошадьми. Между тем вряд ли найдешь произведение русской

Битюг (порода лошадей)

БСЭ

Битюг (река в Воронежской области)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БИ) автора БСЭ

Вятская порода лошадей

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЯ) автора БСЭ

Стронгилятозы лошадей

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Суффолкская порода лошадей

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Тренинг лошадей

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Происхождение : Россия (Воронежская губерния).

Высота : до 178 см.

Масти : гнедая, пегая и серая.

Экстерьер : грудь широкая, ноги со щетками, но довольно сухие, крестец и спина широкие, мускулистые.

Использование : в настоящее время порода исчезла.

Битюги появились благодаря скрещиванию местных кобылиц с жеребцами и брабанта. Итак, Битюг - русская порода тяжеловозных лошадей – какая она?

Битюги это настоящие русские богатыри. Они крайне выносливы, неприхотливы к любой кормёжке и условиям содержания, могут выдерживать грузы даже критического веса. Разводчики и хозяева с ними не знают проблем, ведь у них мягкий, добрый и покладистый характер, и невероятная способность долго и плодотворно трудиться.

Эти тяжеловозы очень крепкие и сильные, среднего роста и спокойные. Их издавна использовали, как верховой или транспорт и в качестве работниках на полях и крестьянских хозяйствах.

Особенно ценилась способность битюгов преодолевать ежедневно расстояния до 100 километров с грузом больше полтонны. В основу этой породы легли гены русских лошадей, обитающих в степях.

Потребность на Руси в тяжёлых и сильных лошадях, дала начало этой породе, которая вывелась путём скрещивания тяжеловозов. Позже местных кобыл стали скрещивать с , которые сделали породу битюгов неоднородной. Чтобы поддержать вывод тяжеловозов, местные сельскохозяйственные работники стали самостоятельно увеличивать поголовье этих рабочих лошадок.

Рисунок русского Битюга

В первой половине прошлого столетия, Гражданская война полностью загубила этих русских богатырей. Тогда был разработан план по возрождению этой породы, путём добавления генов густого рысака. Выводок, конечно, не стал битюгом, но зато так появилась новая порода лошадей, которую назвали воронежской упряжной. Эта порода превосходно подходила под тип сельскохозяйственной лошади.

Спина у породистых воронежских упряжных лошадей прямая с выдающейся поясницей. Тело длинное, а задняя часть туловища мускулистая и мощная. Пара прямая с большими, высокими копытами, которые отличаются особой прочностью. Внизу шерстяные, густые щётки.

К недостаткам воронежской породы относят выгнутость задних ног и близкое расположение друг другу коленных суставов.

Воронежские упряжные лошади очень выносливые. Так же, как и битюги, они крайне неприхотливы к кормёжке и терпят любые условия содержания. Обычно беспроблемные и их просто прокормить.

Воронежские лошади делятся на три вида

  1. Небольшая группа тяжеловозных лошадей. У них длинное, мускулистое и мощное тело. Предками являются тяжеловозные жеребцы.
  2. Облегченная группа воронежских лошадей с гармоничным физическим строением. У них лёгкий и свободный аллюр. Предками являются битюгские рысаки.
  3. Третья группа является потомками местных жеребцов. Непородисты. У них грубоватое и негармоничное строение тела.

Что же касается породы лошадей битюгов, то у них преобладала мышастая и бурая масть. Их разводили в Ульяновской и Тамбовской областях, но, к сожалению, эта порода исчезла навсегда.

История происхождения породы битюг:
Являясь потомком вывозных в Россию жеребцов крупных тяжеловозных пород : клейдесдалля, брабанта, а так же местных рабочих лошадей . Славилась изумительной выносливостью, неприхотливостью и грузоподъёмностью, имели мягкий спокойный нрав, а так же были весьма трудолюбивы. Битюги были лошадьми среднего роста , крепкого телосложения, спокойного темперамента и представляли собой тип транспортной и сельскохозяйственной лошади. Они были способны проходить 50-85 км в день с грузом в 800 кг и более. Битюги были созданы на основе местной лошади степного типа , в результате скрещивания с лошадьми различных типов и пород.

Одним из факторов, способствовавших их выведению были богатые пастбища, расположенные вдоль реки Битюга. В конце XIX века, с появлением спроса на более крупную и массивную лошадь, битюгов стали скрещивать с тяжеловозами , а позднее с рысаками, отчего эта порода потеряла свою однотипность. Однако ценность битюгов, особенно для сельского хозяйства, побудила крестьян поддерживать тип лошадей, близких к битюгу, и вскоре в Верхне-Хавском и других соседних с ним районах была создана лошадь, сходная с битюгом. По происхождению она представляла продукт воспроизводительного скрещивания помесей рысаков, тяжеловозов и старой битюгской лошади .

В 1936 году Тамбовская зональная опытная станция коневодства изучила массив местных лошадей Верхне-Хавского, Щученского и других районов. Учитывая, что фактически всё поголовье битюгов было утеряно во время Гражданской войны и восстановить эту породу уже было невозможно, а её рабочие качества были очень ценны, был разработан план племенной работы, предусматривающий совершенствования типа местной крупной упряжной лошади путем разведения помесей «в себе», прилития крови густого рысака, отбора по желательному типу и улучшенного воспитания молодняка. Одновременно было решено эту лошадь называть не битюгом, а воронежской упряжной. Под этим названием воронежская лошадь была показана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года. В 1938 году в районах с наиболее ценными воронежскими лошадьми был организован госплемрассадник, задачей которого являлось создание желательного типа укрупненной сельскохозяйственной лошади.
ЭКСТЕРЬЕР: Спина у них ровная, поясница хорошо выполнена, туловище длинное, с хорошо развитым длинным крупом, передние ноги прямо поставлены, копыта объемистые, плосковатые, но прочные, оброслость ног значительная. Из недостатков часто встречаются слабо выраженное запястье, сближенность скакательных суставов и саблистость задних ног.
Воронежские лошади обладают большой выносливостью и малой прихотливостью в отношении условий содержания и кормления.


1947 г. Картон, пастель. Серия картин «Породы лошадей» Вадима Вадимовича Трофимова.

Различают три типа воронежской упряжной лошади:
1. Первый. Восходящий по мужской линии родословной к тяжеловозным жеребцам , состоит из лошадей более массивных, с более длинным туловищем. По численности эта группа небольшая.
2. Второй. Состоит из несколько облегченных, но гармоничных лошадей, относящихся по прямой мужской линии к рысисто-битюгским жеребцам Ловчаку 1907 г.р. и его сыну Лорику, Замыслу, а также к рысистым жеребцам Кречету (неустановленного происхождения), Граду 1909 г.р, Ворону 1918 г.р, Раскату 1910 г.р. и Милорду. Большое положительное влияние оказала группа рысистых жеребцов густого типа: Кудесник 1914 г.р, Парубок, Кутила 1922 г.р. и сыновья Лужка 1908 г.р, использовавшиеся до 1934 года. Лучшими кобылами этой группы были кобылы с кровью жеребца Леля из линии Удалого, к которым относятся потомки Ловчего, и из линии Подарка через Раската.
3. Третий. Относятся потомки местных жеребцов (помеси неизвестного происхождения). Лошади этого типа занимают среднее положение, несколько грубоваты и нередко дисгармоничны.

Масти Битюгов:
Мышастая масть, бурая масть.

Рост Битюгов:
155 - 158 см (жеребцы),
150 – 155 см (кобылы).

Место выведения:
Россия: Ульяновская и Тамбовская области.

Использование:
Рабоче-пользовательское, тяжелоупряжное.

Распространение:
В настоящее время порода прекратила своё существование.

Битюг — тяжелоупряжная порода лошадей, выведенная специально для сельскохозяйственных и гужевых потребностей. На сегодняшнее время такая порода не существует.

Как самостоятельная порода битюги известны уже в середине 18 века. Встречается несколько версий происхождения породы. То ли сам Пётр I прислал жеребцов голландских и датских пород для скрещивания с местными тяжеловозами, то ли крестьяне Воронежской губернии озаботились выведением особо крупной и выносливой породы, то ли сам граф Орлов в своём Хреновском конном заводе развлекался выведением не только рысаков, но и тяжелой и грубой лошади. В пользу последней версии говорит рысистая основа и так называемая орловская стать некоторых знаменитых представителей этой породы. Скорее всего истина будет где-то посередине и окончательное становление породы проходило действительно в три этапа — от Петровской инициативы через промежуточные скрещивания к Орловскому финальному штриху.

В любом случае удачный выбор производителей и обильные корма способствовали появлению уникальной по своей грузоподъёмности и выносливости породы лошадей, получившей своё название от реки Битюг, в пойме которой, собственно, порода и начала своё распространение.

Характеристики породы

Битюги были лошадьми среднего роста 150-158 см в холке (впрочем, отдельные исключительные представители этой породы достигали высоты 178 см в холке), с развитой крепкой спиной, длинным телом и оброслыми ногами. В литературе встречается такое описание: «голова умеренной величины, полугорбоносая, с большими глазами, шея мясистая и короткая, грива и хвост длинные, густые..» Отличительной особенностью породы можно назвать настильный шаг и быстроту хода, позволяющую совершать длительные переходы по степным дорогам с тяжелым грузом. Считалось, что нормой для битюга являлись переходы в 80 вёрст (это 84, 8 км) с грузом около 800 кг. В сохранившихся до наших дней описаниях работы битюгов указывались рекорды грузоподъёмности — это 230 пудов, то есть 3749 кг. Без малого 4 тонны!

Спокойный нрав, неприхотливость и выносливость этих лошадей довольно быстро завоевали популярность породы как среди сельскохозяйственных работников, так и среди возчиков. Практически весь промышленный извоз тех времён осуществлялся именно битюгами.


Масть лошадей была преимущественно бурая и мышастая . Однако встречались и представители с иным окрасом. Есть данные, что московский полицмейстер Огарев, сам страстный лошадник, лично занимался подбором битюгов для городских пожарных команд. Причём для каждого района подбирались лошади одинаковой стати и масти. Как писал незабвенный «дядя Гиляй» (ВладимирГиляровский): — «.. каждая часть имела свою «рубашку», и москвичи издали узнавали, какая команда мчится на пожар».

Кстати говоря, именно эти воспоминания отлично характеризуют тягловые качества битюгов. Достаточно лишь подсчитать, какой вес имела средняя пожарная повозка тех времён, с командой, бочкой с водой, насосом и прочими приспособлениями. Не меньше 2 тонн. И такой вес нужно было не просто тянуть, а именно что «мчать как на пожар». Впечатляет!

Причины сокращения и исчезновения породы

С середины 19 века в попытках вывести ещё более крупную и тяжеловозную породу битюга начали скрещивать с английскими тяжеловозами, а впоследствии и с рысаками. Однако ожидаемых улучшений породы не произошло — на фоне изменения экстерьера значительно снизилась выносливость и неприхотливость породы. Всё это совпало по времени с массовой распашкой лугов и ухудшением кормовой базы, что, в свою очередь привело к значительному уменьшению популяции этой породы. Политические и экономические потрясения начала 20 века практически полностью уничтожили поголовье битюгов.

В надежде восстановить популяцию этой, безусловно, необходимой для сельского хозяйства лошади в 1922 году в Воронежской области начала работать специальная комиссия по организации рассадника племенных битюгов. Однако вспыхнувшая в 1925 году эпидемия сапа на корню оборвала работы по восстановлению породы. Чистокровные битюги исчезли полностью.

Воронежская упряжная лошадь как подражатель битюгу

Потребность в крепкой и выносливой лошади оставалась по прежнему высокой. Взяв за основу рабочие качества битюга, рысака и тяжеловоза в первой половине 20 века была выведена новая порода, получившая название Воронежская упряжная лошадь. Представляет собой промежуточный вариант между легкоупряжной и тяжелоупряжной лошадью. Впервые лошадь этой породы была показана на выставке в 1939 году. Обладая выносливостью и неприхотливостью битюга новая порода получила массовое признание и распространение среди сельскохозяйственных работников. После Великой Отечественной поголовье лошадей значительно сократилось, но полностью не исчезло. Работы по восстановлению и улучшению этой породы были продолжены, что позволило сохранить основные характеристики этих лошадей и до наших времён.

Битюг – порода русской тяжелоупряжной лошади, которая произошла от скрещивания крестьянских кобыл с голландскими и датскими производителями. Впоследствии порода была улучшена примесью рысистой орловской крови. Эта порода лошадок была выведена в 18 веке крестьянами Воронежской губернии возле реки Битюг. Отсюда и название породы.

В настоящее время порода битюг прекратила своё существование. Она стала исчезать ещё в конце 19 века. Объясняется это сильным разбавлением западной крови местной крестьянской и рысистой, и сокращением площади кормов вследствие распашки степей, заставившей владельцев держать лошадей в хлевах, кормить соломой, жмыхами, отрубями - кормом, неподходящим для такой лошади.

Лошади породы битюг были довольно крупного роста, их высота в холке достигала 178 см. Они обладали широкой грудью, сухими ногами с щетками. Крестец и спина у них были широкими, мускулистыми.

Масть битюгов гнедая, пегая и серая.

Битюги обладали удовлетворительной рысью, отличались выносливостью, неприхотливостью и большой грузоподъёмностью. Этих лошадей использовали для перевозки тяжестей, для запряжки в тяжёлый экипаж. Они имели спокойный темперамент и упорство. Лошади битюг могли проходить до 80 км в день с грузом более 800 кг. Это были типичные сельскохозяйственные рабочие лошадки.

После утраты породы битюг был разработан план племенной работы по совершенствованию типа местной крупной упряжной лошади путем разведения помесей «в себе», прилития крови густого рысака, отбора по желательному типу и улучшенного воспитания молодняка. Эту лошадь стали называть воронежской упряжной.

Воронежские лошади обладают большой выносливостью и малой прихотливостью в отношении условий содержания и кормления.

Поделиться: