Изучение уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыке у младших школьников. Критерии сформированности отношения младшего школьника к базовым национальным ценностям Уровня сформированности ценностного отношения к

Методика экспертной оценки

сформированности ценностных отношений у школьников 5-9-х классов

(разработана,)

Цель: выявление уровня сформированности ценностных отношений учащихся 5-9-х классов.

Инструкция для применения. Классный руководитель или другой педагог, ответственный за с ученическим коллективом, выполняет роль эксперта сформированности у детей ценностных отношений. Он знакомится с Картой оценки развития ценностных отношений школьников. Эта карта составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования, предъявляемыми к личностным результатам учащихся.

Карта оценки развития ценностных отношений школьников

Ценностные отношения

Уровни сформированности отношений

Не проявляет постоянного и устойчивого интереса к знаниям.

Знания не являются ценностью.

На уроках в основном пассивен, возможны проявления резкого неприятия учебного процесса.

На волне хорошего настроения проявляет ситуативный интерес к сведениям и выполнению заданий.

Внеурочная деятельность познавательного характера ограничена выполнением домашних заданий


Познавательный интерес в основном ограничен рамками образовательной программы. Проявляет интерес к отдельным учебным предметам.

Знания не относятся к наиболее значимым ценностям личности.

В процессе восприятия учебного материала достаточно активен, при поддержке учителя демонстрирует хорошие способности к обучению.

Избегает заданий, связанных с необходимостью самостоятельного дополнительного поиска учебной информации.

Во внеурочных делах познавательного характера участвует в качестве зрителя или исполнителя поручений педагога


Проявляет высокую степень интереса к знаниям. В процессе получения знаний активен и организован.

Сформирована позиция ответственного отношения к учению.

В познавательной деятельности приоритетную роль играют внутренние мотивы, а не внешние требования.

Участвует в олимпиадах, конференциях, конкурсах интеллектуальной направленности не только по настоянию учителя, но и по собственной инициативе.

Проявляет интерес к самообразовательной деятельности

Отношение к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества

Пассивен, старается избегать участия в деятельности, участвует в ней только по требованию педагогов или ученического самоуправления.

Характерна позиция зрителя или безынициативного исполнителя.

Способности к творчеству не проявляются.

Чаще всего безразличен к происходящим событиям в классе, школе, стране, мире

Активен, но не всегда.

Характерна позиция инициативного исполнителя, особенно тогда, когда проявляет интерес к деятельности. Имеет небольшой организаторский опыт, связанный с планированием и организацией совместного дела в малой группе одноклассников.

Иногда проявляет творчество и ответственность, но еще нуждается во внешнем контроле.

Может откликнуться на просьбу об оказании помощи маленьким детям, инвалидам и престарелым людям, об участии в социально значимых акциях

В большинстве случаев является организатором или активным и ответственным исполнителем проводимых дел в классе, школе и за их пределами.

Обладает организаторскими умениями и навыками.

Стремится творчески относиться к делу.

В осуществляемой деятельности приоритетную роль играют внутренние мотивы, а не внешние требования. Свойственна эмоциональная отзывчивость к радости, горю и проблемам людей из ближайшего и дальнего окружения

Отношение к социальному и природному окружению (на основе и морали)

Нарушены представления о принципах и нормах морали.

В общественной деятельности классного, школьного коллектива сохраняет отстраненную позицию, временами полностью избегает общения и взаимодействия.

Ситуативно активен в социально значимой деятельности.

Общение ограничено узким кругом людей, предпочитает общение в малой группе хорошо знакомых людей.

Демонстрирует независимость от мнения других, не стремится к налаживанию конструктивных отношений.

Проявляет фрагментарный интерес к природе, не задумывается о необходимости ее сохранения

Осознает и принимает ценности государства, коллектива, семьи, личности и индивидуальности другого человека.

Понимает необходимость соблюдения в жизни норм морали и права.

Проявляет интерес к общественной жизни классного и школьного сообщества.

Открыт для общения с другими людьми, но иногда испытывает затруднения при установлении контактов и отношений сотрудничества.

Социально значимая деятельность не вызывает негативного или отстраненного отношения.

Понимает необходимость бережного отношения к природе, но собственной активности в природоохранных акциях не проявляет

Уважает и принимает ценности российского государства и общества, коллектива, семьи, другого человека как индивидуальности и личности.

Руководствуется в жизни моральными нормами и законами.

Занимает социально активную позицию (принимает участие в акциях, волонтерском движении, является членом общественных организаций).

Имеет высокий уровень мотивации к общению и сотрудничеству.

Проявляет эмоциональную и деятельную отзывчивость к проблемам общества, а также конкретных людей.

Ценит красоту природы и стремится прилагать усилия по ее сохранению, участвуя в различных мероприятиях

Отношение к Отечеству

Образ Отечества, ценности и идеалы размыты.

Стремление к осмыслению прошлого и настоящего Родины, гражданская позиция и ответственность проявляются слабо или отсутствуют.

Равнодушен к общественно полезной деятельности, нуждается в требованиях педагога или других взрослых относительно участия в ней.

Не выражает каких-либо чувств по отношению к происходящим в стране событиям.

Плохо понимает свое место и роль в общественной жизни класса и школы

Старается освоить смысл и образ Отечества, базовых национальных ценностей, своего места и роли в жизни общества.

Интерес к событиям прошлого и настоящего своей Родины носит ситуативный характер, избирательно выражает свое мнение по отношению к ним.

Иногда отдает предпочтение сомнительным идеалам, не всегда проявляет гражданскую позицию и ответственность.

Обычно принимает участие в общественно полезных делах, но часто по выгодным для себя мотивам

В полной мере осознает смысл понятия «Отечество», свое место и роль в жизни общества.

Стремится к осмыслению прошлого и настоящего своей Родины, аргументированно высказывает свою точку зрения по этому поводу.

В качестве идеалов выступают базовые национальные ценности, выдающиеся деятели Отечества разных эпох и сфер жизни общества, человеческие добродетели и обладающие ими люди из ближайшего окружения.

Гордится успехами и переживает неудачи в развитии своей страны.

Имеет высокий уровень мотивации познания себя и своих способностей.

Стремится к самосовершенствованию.

Предъявляет высокие требования к себе.

Придерживается принципов здорового образа жизни


Внимательно изучив информацию, изложенную в карте о проявлениях ценностных отношений учащихся в процессе их развития, и опираясь на результаты своих педагогических наблюдений и проведенных в классе диагностических исследований, педагог заполняет бланк экспертной оценки сформированности ценностных отношений школьников. Более рациональным вариантом его заполнения является последовательное оценивание сформированности ценностных отношений у всех учащихся: сначала первого отношения, затем - второго, а потом – третьего, четвертого, пятого и шестого, т. е. следует заполнять таблицу по столбцам.


Бланк экспертной оценки сформированности ценностных отношений школьников

В данный бланк, напротив фамилии каждого учащегося, в колонку с названием того или иного отношения вписывается экспертная оценка в баллах, означающая следующее:

6 – сформированность отношения соответствует третьему уровню;

4 - сформированность отношения соответствует второму уровню;

2 - сформированность отношения соответствует первому уровню.

Возможно использование оценок «3» и «5», если педагог полагает, что развитость ценностного отношения следует охарактеризовать как промежуточное (пограничное) между первым и вторым (выставляется оценка «3») или вторым и третьим уровнями (выставляется оценка «5»).

Субъектом экспертного оценивания может быть не один, а несколько педагогов.

Обработка и интерпретация результатов. После выставления экспертом оценок подсчитывается сумма баллов в каждой строке и каждом столбце. Затем определяется коэффициент сформированности у учащихся класса того или иного отношения. Он является частным от деления суммы баллов в столбце на количество оценок в нем (как правило, оно должно соответствовать количеству учащихся в классе). Сравнительный анализ полученных таким образом коэффициентов позволяет предположить, какие из шести ценностных отношений развиты в большей степени, а какие – в меньшей. Средний балл оценки всей совокупности ценностных отношений можно рассматривать в качестве показателя эффективности педагогической деятельности по реализации требований ФГОС к результатам личностного развития учащихся


Методика экспертной оценки сформированности ценностных отношений у школьников 5-9-х классов

(разработана Н.А. Алексеевой, Е.И. Барановой, Е.Н. Степановым)

Цель: выявление уровня сформированности ценностных отношений учащихся 5-9-х классов.

Инструкция для применения. Классный руководитель или другой педагог, ответственный за воспитательную работу с ученическим коллективом, выполняет роль эксперта сформированности у детей ценностных отношений. Он знакомится с Картой оценки развития ценностных отношений школьников. Эта карта составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования, предъявляемыми к личностным результатам учащихся.
Карта оценки развития ценностных отношений школьников


Ценностные отношения

Уровни сформированности отношений

Первый

Второй

Третий

Отношение к познавательной деятельности

Не проявляет постоянного и устойчивого интереса к знаниям.

Знания не являются ценностью.

На уроках в основном пассивен, возможны проявления резкого неприятия учебного процесса.

На волне хорошего настроения проявляет ситуативный интерес к сведениям образовательной программы и выполнению заданий.

Внеурочная деятельность познавательного характера ограничена выполнением домашних заданий


Познавательный интерес в основном ограничен рамками образовательной программы. Проявляет интерес к отдельным учебным предметам.

Знания не относятся к наиболее значимым ценностям личности.

В процессе восприятия учебного материала достаточно активен, при поддержке учителя демонстрирует хорошие способности к обучению.

Избегает заданий, связанных с необходимостью самостоятельного дополнительного поиска учебной информации.

Во внеурочных делах познавательного характера участвует в качестве зрителя или исполнителя поручений педагога


Проявляет высокую степень интереса к знаниям. В процессе получения знаний активен и организован.

Сформирована позиция ответственного отношения к учению.

В познавательной деятельности приоритетную роль играют внутренние мотивы, а не внешние требования.

Участвует в олимпиадах, конференциях, конкурсах интеллектуальной направленности не только по настоянию учителя, но и по собственной инициативе.

Проявляет интерес к самообразовательной деятельности


Отношение к преобразовательной деятельности и проявлению в ней творчества

Пассивен, старается избегать участия в деятельности, участвует в ней только по требованию педагогов или ученического самоуправления.

Характерна позиция зрителя или безынициативного исполнителя.

Способности к творчеству не проявляются.

Чаще всего безразличен к происходящим событиям в классе, школе, стране, мире


Активен, но не всегда.

Характерна позиция инициативного исполнителя, особенно тогда, когда проявляет интерес к деятельности. Имеет небольшой организаторский опыт, связанный с планированием и организацией совместного дела в малой группе одноклассников.

Иногда проявляет творчество и ответственность, но еще нуждается во внешнем контроле.

Может откликнуться на просьбу об оказании помощи маленьким детям, инвалидам и престарелым людям, об участии в социально значимых акциях


В большинстве случаев является организатором или активным и ответственным исполнителем проводимых дел в классе, школе и за их пределами.

Обладает организаторскими умениями и навыками.

Стремится творчески относиться к делу.

В осуществляемой деятельности приоритетную роль играют внутренние мотивы, а не внешние требования. Свойственна эмоциональная отзывчивость к радости, горю и проблемам людей из ближайшего и дальнего окружения


Отношение к социальному и природному окружению (на основе норм права и морали)

Нарушены представления о принципах и нормах морали.

В общественной деятельности классного, школьного коллектива сохраняет отстраненную позицию, временами полностью избегает общения и взаимодействия.

Ситуативно активен в социально значимой деятельности.

Общение ограничено узким кругом людей, предпочитает общение в малой группе хорошо знакомых людей.

Демонстрирует независимость от мнения других, не стремится к налаживанию конструктивных отношений.

Проявляет фрагментарный интерес к природе, не задумывается о необходимости ее сохранения


Осознает и принимает ценности государства, коллектива, семьи, личности и индивидуальности другого человека.

Понимает необходимость соблюдения в жизни норм морали и права.

Проявляет интерес к общественной жизни классного и школьного сообщества.

Открыт для общения с другими людьми, но иногда испытывает затруднения при установлении контактов и отношений сотрудничества.

Социально значимая деятельность не вызывает негативного или отстраненного отношения.

Понимает необходимость бережного отношения к природе, но собственной активности в природоохранных акциях не проявляет


Уважает и принимает ценности российского государства и общества, коллектива, семьи, другого человека как индивидуальности и личности.

Руководствуется в жизни моральными нормами и законами.

Занимает социально активную позицию (принимает участие в акциях, волонтерском движении, является членом общественных организаций).

Имеет высокий уровень мотивации к общению и сотрудничеству.

Проявляет эмоциональную и деятельную отзывчивость к проблемам общества, а также конкретных людей.

Ценит красоту природы и стремится прилагать усилия по ее сохранению, участвуя в различных мероприятиях


Отношение к Отечеству

Образ Отечества, ценности и идеалы размыты.

Стремление к осмыслению прошлого и настоящего Родины, гражданская позиция и ответственность проявляются слабо или отсутствуют.

Равнодушен к общественно полезной деятельности, нуждается в требованиях педагога или других взрослых относительно участия в ней.

Не выражает каких-либо чувств по отношению к происходящим в стране событиям.

Плохо понимает свое место и роль в общественной жизни класса и школы


Старается освоить смысл и образ Отечества, базовых национальных ценностей, своего места и роли в жизни общества.

Интерес к событиям прошлого и настоящего своей Родины носит ситуативный характер, избирательно выражает свое мнение по отношению к ним.

Иногда отдает предпочтение сомнительным идеалам, не всегда проявляет гражданскую позицию и ответственность.

Обычно принимает участие в общественно полезных делах, но часто по выгодным для себя мотивам


В полной мере осознает смысл понятия «Отечество», свое место и роль в жизни общества.

Стремится к осмыслению прошлого и настоящего своей Родины, аргументированно высказывает свою точку зрения по этому поводу.

В качестве идеалов выступают базовые национальные ценности, выдающиеся деятели Отечества разных эпох и сфер жизни общества, человеческие добродетели и обладающие ими люди из ближайшего окружения.

Гордится успехами и переживает неудачи в развитии своей страны.

Добровольно и бескорыстно участвует в деятельности на благо Отечества


Отношение к прекрасному

Представление об эстетических ценностях и идеалах не сформировано.

Эстетическое чувство развито недостаточно.

Стремление сохранять и создавать красоту проявляется слабо.

Внешний вид не соответствует общепринятым нормам.

Часто нарушает правила поведения


Умеет видеть прекрасное в окружающем мире и поведении людей, но не всегда различает внешнюю и внутреннюю красоту человека.

Стремление к прекрасному ситуативно, нет устойчивого интереса к искусству и художественной деятельности.

Эстетика внешнего вида и поведения иногда требует контроля со стороны.

Затрудняется в проявлении эстетических чувств


Имеет глубокое и отчетливое представление о культуре и эстетике, следует их нормам.

Понимает эстетические ценности и идеалы отечественной и мировой культуры.

Обладает художественным вкусом, заботится о своем внешнем виде и красоте окружающей действительности.

Много читает, с интересом занимается искусством и художественным творчеством.

Ярко и образно выражает свое отношение к прекрасному и безобразному


Отношение к себе, образу своей жизни, собственному развитию

Имеет недостаточные представления о своих индивидуально-личностных особенностях.

Испытывает затруднения в самовыражении (не находит адекватных форм проявления своих способностей).

Не хочет задумываться о своем будущем и перспективах жизни.

Нетребователен к себе, равнодушен к собственному развитию.

Имеет смутные представления о необходимости ведения здорового образа жизни


Не до конца осознает свои личностные особенности и способности.

Часто испытывает неуверенность в себе, своих силах, что мешает проявлению способностей и процессу самореализации.

Проявляет интерес к вопросам самопознания и саморазвития.

Задумывается о необходимости сохранения здоровья, но не всегда следует принципам здорового образа жизни


Осознает свои личностные особенности, свое «Я», умеет выразить и реализовать их в различных видах деятельности.

Имеет высокий уровень мотивации познания себя и своих способностей.

Стремится к самосовершенствованию.

Предъявляет высокие требования к себе.

Придерживается принципов здорового образа жизни


Внимательно изучив информацию, изложенную в карте о проявлениях ценностных отношений учащихся в процессе их развития, и опираясь на результаты своих педагогических наблюдений и проведенных в классе диагностических исследований, педагог заполняет бланк экспертной оценки сформированности ценностных отношений школьников. Более рациональным вариантом его заполнения является последовательное оценивание сформированности ценностных отношений у всех учащихся: сначала первого отношения, затем - второго, а потом – третьего, четвертого, пятого и шестого, т.е. следует заполнять таблицу по столбцам.
Бланк экспертной оценки сформированности ценностных отношений школьников

Фамилии и имена учащихся

Оценки сформированности отношений

Сумма баллов

Средний балл

К познавательной деятельности

К созидательной деятельности и творчеству

К социальному и природному окружению

К Отечеству

К прекрасному

К себе

2

4

4

4

2

2

18

3

4

4

6

4

5

4

27

4,5

Всего баллов

Средний балл

В данный бланк, напротив фамилии каждого учащегося, в колонку с названием того или иного отношения вписывается экспертная оценка в баллах, означающая следующее:

6 – сформированность отношения соответствует третьему уровню;

4 - сформированность отношения соответствует второму уровню;

2 - сформированность отношения соответствует первому уровню.

Возможно использование оценок «3» и «5», если педагог полагает, что развитость ценностного отношения следует охарактеризовать как промежуточное (пограничное) между первым и вторым (выставляется оценка «3») или вторым и третьим уровнями (выставляется оценка «5»).

Субъектом экспертного оценивания может быть не один, а несколько педагогов.

Обработка и интерпретация результатов. После выставления экспертом оценок подсчитывается сумма баллов в каждой строке и каждом столбце. Затем определяется коэффициент сформированности у учащихся класса того или иного отношения. Он является частным от деления суммы баллов в столбце на количество оценок в нем (как правило, оно должно соответствовать количеству учащихся в классе). Сравнительный анализ полученных таким образом коэффициентов позволяет предположить, какие из шести ценностных отношений развиты в большей степени, а какие – в меньшей. Средний балл оценки всей совокупности ценностных отношений можно рассматривать в качестве показателя эффективности педагогической деятельности по реализации требований ФГОС к результатам личностного развития обучающихся.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира Исполнитель: Шалковская Наталья Сергеевна

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность исследования Российское государство и общество сегодня нуждаются в людях, способных к оптимальной регуляции отношений в сфере взаимодействия общества и природы. В основе таких отношений находится осознание того, что наше поведение и деятельность по отношению к природе не всегда гармоничны и адекватны. В Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010) указывается на необходимость формирования у учащихся ценностного опыта, включающего: экологически ориентированные рефлексивно-оценочные действия; способность интерпретировать общественные экологические ценности и самоопределение в них; оценку своих возможностей участия в решении экологических проблем; исполнение нравственных обязанностей в области нерасточительного потребления природных ресурсов.

3 слайд

Описание слайда:

Цель исследования Обосновать возможности начального естественнонаучного образования в формировании у младших школьников ценностного отношения к природе и определить условия, обеспечивающие результативность этого процесса.

4 слайд

Описание слайда:

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс изучения окружающего мира в начальной школе. Предмет исследования – формирование у младших школьников ценностного отношения к природе в процессе изучения окружающего мира

5 слайд

Описание слайда:

Гипотеза исследования Гипотеза исследования основывается на предположении, что формирование ценностного отношения к природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира будет эффективным, если: 1. Смыслообразующим элементом содержания предмета «Окружающий мир» будет выступать ценностный компонент. 2. Формирование ценностного отношения будет осуществляться через создание личностно значимых ситуаций, решение ценностно смысловых задач.

6 слайд

Описание слайда:

Задачи исследования 1. Выявить сущностные характеристики ценностного отношения к природе, определить критерии, показатели и уровни сформированности у младших школьников данного личностного образования. 2. Обосновать необходимость формирования у младших школьников ценностного отношения к природе средствами предмета «Окружающий мир». 3. Определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования у младших школьников ценностного отношения к природе на основе УМК «Гармония» О.Т. Поглазовой. 4. Разработать методические рекомендации для учителей начальной школы по формированию у младших школьников ценностного отношения к природе.

7 слайд

Описание слайда:

Проблема ценностных отношений Рассматривается в работах О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, A.B. Кирьяковой, Л.П. Разбегаевой, В.П. Тугаринова и др. Ценностные отношения рассматриваются как важнейший элемент всей внутренней структуры личности, как результат интериоризации ею ведущих социальных ценностей, позволяющий ориентироваться в мире материальной и духовной культуры общества, обеспечивающий мотивацию поведения и деятельности личности.

8 слайд

Описание слайда:

Для уточнения и конкретизации понятия ценностное отношение к природе нами были изучены такие понятия, как «ценность», «ценностное отношение» Ценности - критерии, которые используются для выбора и обоснования действий, а также для оценки себя, других людей и событий. Ценности представляют собой руководящие принципы жизни. Они определяют то, как нужно себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться Ценностное отношение к природе рассматривается как интегративное, устойчивое личностное образование, базирующееся на чувственном восприятии природы, опирающееся на личностную эмоциональную реакцию, характеризующееся осознанием природы как ценности и проявляющееся во взаимодействии с объектами природы.

9 слайд

Описание слайда:

У младших школьников наблюдается некоторые противоречия между тем, что они знают о правилах поведения, что признают необходимым и важным, и тем, как они действуют самостоятельно в условиях повседневной жизни. Это связано со спецификой возраста и методическими проблемами в организации учителями процесса формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру.

10 слайд

Описание слайда:

Экспериментальная база исследования Базой исследования явилось МКОУ ООШ №14 г. Тавды Участие принимали 24 школьника 2 класса.

11 слайд

Описание слайда:

Опытно-поисковая работа 3 этапа: 1-ый этап – констатирующий; 2-ой этап- формирующий; 3-й этап - контрольный

12 слайд

Описание слайда:

Констатирующий этап Целью диагностического исследования являлось изучение уровня сформированности ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста. Для достижения данной цели мы определили задачи: 1. Определить критерии, показатели и уровни сформированности у младших школьников ценностного отношения к природе. 2. Подобрать диагностические методики и разработать задания для диагностики уровня сформированности ценностного отношения к природе. 3. Провести диагностические процедуры и обработать результаты диагностического исследования.

13 слайд

Описание слайда:

На основе исследований Л.В. Моисеевой нами выделены показатели ценностного отношения Понимание ценности природы, ее незаменимости в жизни человека – смысловое восприятие или интерпретация объектов и явлений природы с позиций их в жизни человека и общества. значения Эмоциональная отзывчивость по отношению к живым объектам природы – положительная установка на «другого», направленность личности на проявление моральных чувств, сопереживание природным объектам. Умение оценивать многообразие значения природы и стремление реализовать отношение в поступках – оценка объектов природы с ориентацией на общечеловеческие, социальные, личностные ценности и стремление к «помогающему поведению», внутреннее желание, готовность действовать.

14 слайд

Описание слайда:

Рис. 1. Уровни сформированности у младших школьников ценностного отношения к природе в контрольной и экспериментальной группах.

15 слайд

Описание слайда:

Большинство детей признают значимость природы. Однако обосновать свою позицию могут не все. Констатирующий эксперимент показал, что в современной практике существуют проблемы в формировании у младших школьников ценностного отношения природе. Нами было выявлено противоречие, которое заключается в том, что с одной стороны содержание государственного образовательного стандарта предполагает формирование ценностного отношения к природе, с другой стороны в массовой практике обучения младших школьников не создаются условия, обеспечивающие целенаправленное формирование у учеников ценностного отношенияк природе.

16 слайд

Описание слайда:

Формирующий этап Цель формирующего этапа опытно-поисковой работы – создать педагогические условия, обеспечивающие формирование у младших школьников ценностного отношения к природе в экспериментальной группе.

17 слайд

Описание слайда:

Формирующий этап Первое условие – ценностный компонент будет выступать смыслообразующим элементом содержания предмета «Окружающий мир» На основе анализа УМК «Гармония» О.Т. Поглазовой для 2 класса нами выделены ценностные аспекты учебного содержания и актуализирован ценностный потенциал курса «Окружающий мир». Фрагмент учебного содержания представлен на следующем слайде.

18 слайд

Описание слайда:

Ценностный компонент содержания предмета «Окружающий мир» (О.Т. Поглазова, 2 класс) Тема Программное содержание Знаниевый и деятельностный компоненты Ценностный компонент Природные тела и явления Наблюдать природные объекты, явления и характеризовать их. Приводить примеры природных тел и явлений. Наблюдать дневное и ночное небо, разные виды и формы облаков. Объяснять причину смены дня и ночи, смены времён года. Характеризовать различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с глобусом и физической картой полушарий. Учиться извлекать информацию из круговой диаграммы (соотношение суши и водной поверхности на Земле). Различать и характеризовать формы суши, их части. Наблюдать разные формы земной поверхности своей местности. Описывать внешний вид, характерные особенности разных видов водоёмов. Различать и сравнивать по иллюстрациям разные формы суши и виды водоёмов. Находить на физической карте равнины, горы, реки, озёра, моря. Моделировать различные формы суши из песка, глины или пластилина. Анализировать примеры использования человеком природных богатств. Ценность учёных, изучающих живую и неживую природу. Ценность наблюдений и экспериментов в изучении законов природы. Красота природных явлений, происходящих в живой и неживой природе. Ценностное отношение к науке астрономии. Понимать ценность Солнца – ближайшей к Земле звезды, источника света и тепла для растений, животных, человека. Ценность звёзд и созвездий. Комет, метеоритов. Красота ночного неба. Ценностные представления о Земной форме, размерах и движении. Вращении Земли вокруг оси как причины смены дня и ночи, обращение вокруг Солнца – причина смены времён года. Ценность первого полёта человека вокруг Земли, первого космонавта мира, Ю. А. Гагарина. Ценность Луны – естественного спутника Земли. Движения Луны вокруг Земли как причины изменения её видимой формы в течение месяца (фазы Луны).

19 слайд

Описание слайда:

Формирующий этап Второе условие – формирование ценностного отношения будет осуществляться через создание личностно значимых ситуаций, решение ценностно-смысловых задач.

20 слайд

Описание слайда:

Для формирования у младших школьников ценностного отношения к природе применялись задачи ценностно-смыслового характера (в форме рассказа-рассуждения). Это давало учащимся возможность проявить эмоциональное отношение к природной среде, чувство сопереживания. Продемонстрировать ценностное отношение к природе. Рассказ-рассуждение позволил отследить развитие у младших школьников эмоционального компонента ценностного отношения к природе.

21 слайд

Описание слайда:

Тема «Природа – наш дом сейчас!» 1. Берегут ли люди природу в настоящее время? 2. В каком состоянии находится природа сегодня? 3. Что Вы делаете, чтобы сохранять чистоту в своём городе? 4. Помогают ли Вам в этом Ваши родители или друзья? 5. Что нужно делать всем людям, для сохранения природы? 6. Почему природа – наш дом сейчас?

22 слайд

Описание слайда:

Высказывания детей: «Меня волнует, как же мы будем жить, если на Земле не останется ни одного дерева?» «Где будут жить рыбы, если реки очень грязные?». Маша К.: «Когда я смотрю телевизор и там показывают, как ловят или убивают животных, то мне становится очень их жалко. Я не понимаю, почему это делают, и родители объяснили, что это браконьеры и это очень плохо». Олеся Е. «Ценность – это то, что очень важно для человека». Миша К. «Природа как ценность – это значит, мы должны уважать её, беречь и сохранить её не только для себя, но и для других жителей нашей планеты». Коля С. Ответил следующим образом: «Люди стали верить в то, что человек сильнее, чем природа. Это произошло потому, что люди перестали ценить природу».

1

Актуальность проведенного исследования обусловлена повышением требований к подготовке конкурентоспособных, мобильных кадров в системе высшего профессионального образования. Имеющиеся стратегии профилактического подхода к решению проблем здоровья студенческой молодежи не соответствуют вызовам времени и носят, как правило, информационно-просветительский, пропагандистский, либо медико-гигиенический характер. На основе анализа различных точек зрения определены понятия «критерий» и «показатель», определены общие требования к выделению и обоснованию критериев. Для оценки уровня воспитанности ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности у студентов были обозначены и раскрыты следующие критерии: эмоциональный; мотивационно-потребностный; интеллектуальный; деятельностный. Рассмотрены диагностические аспекты, позволяющие выявить степень выраженности каждого из вышеперечисленных критериев; характеристика уровней воспитанности ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности.

занятия оздоровительной направленности.

воспитание ценностного отношения

критерий оценки уровня

1. Амосова Ю.Е. Формирование ценностей здорового образа жизни студентов педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук. – Челябинск, 2010. – 192 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл: Академия, 2008. – 414 с.

3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 4. – С.2-7.

4. Вахитов Р.Р. Формирование здорового образа жизни студентов университета на основе механизмов рефлексии: дис. ... канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2007. – 177 с.

5. Гимазов Р.М. Формирование потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях у старшеклассников северного региона Сибири: дис. ... канд. пед. наук. – Волгоград, 2002. – 179 с.

6. Жданов С.И. Педагогические условия формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Челябинск, 2009. – 23 с.

7. Митюшин А.А. Рефлексия: Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – С. 579-580.

8. Шабанов А.Г. Моделирование процесса дистанционного обучения в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Барнаул, 2004. – 40 с.

9. Шляпникова В.В., Колтырева Л.Ю. Особенности развития младших школьников, имеющих нарушения зрения, средствами игровой деятельности в процессе физической культуры // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6 (часть 4). – С. 1008-1011.

Введение

Существенные преобразования в сфере производства и профессиональной деятельности обусловили повышение требований к подготовке конкурентоспособных, мобильных кадров в системе высшего профессионального образования. Одним из ключевых условий воспроизводства квалифицированного и трудоспособного специалиста является его приобщение к здоровому образу жизни. Востребованность социумом конкурентоспособных специалистов делает проблему сохранения и укрепления здоровья молодых людей особо острой .

Данная проблема приобретает все большую остроту с каждым годом, являясь наиболее актуальной для современного общества. Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на организм, нервную систему, психику молодых людей. Имеющиеся стратегии профилактического подхода к решению проблем здоровья студенческой молодежи не соответствуют вызовам времени и носят, как правило, информационно-просветительский, пропагандистский, либо медико-гигиенический характер. Основным средством профилактики заболеваний и осложнений в состоянии здоровья молодых людей является нормированная активизация их двигательной деятельности в процессе занятий оздоровительной направленности .

Вне воспитательного влияния оказывается сфера эмоционально-ценностных запросов молодежи, не востребована в необходимом объеме инициатива молодого поколения в достижении личного успеха и благополучия, не найдены яркие формы выражения привлекательности здорового образа жизни, не прописан механизм реализации принципа единства личностного и профессионального становления молодого специалиста .

Актуальность проблемы, ее практическая значимость определили выбор темы исследования: «Определение критериев оценки уровня воспитанности ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности у студентов».

Цель исследования: определить критерии оценки уровня воспитанности ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности студентов.

На основе анализа различных точек зрения мы определяем критерий как качество, свойство изучаемого объекта, которое дает возможность судить о его состоянии, уровне функционирования и развития. При этом «показатель» - это количественная или качественная характеристика сформированности каждого качества, свойства, признака изучаемого объекта, то есть мера сформированности того или иного критерия.

Анализ психолого-педагогической и социологической литературы показывает, что существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев, которые можно свести к следующему: критерии должны быть объективными (насколько это возможно в педагогике), позволять оценивать исследуемый признак однозначно, не допускать спорных оценок различными людьми; критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что экспериментатор хотел оценить; критерии должны раскрываться через ряд показателей, по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности критерия; критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и пространстве; с помощью критериев должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемого явления; качественные показатели должны выступать в единстве с количественными .

Для оценки уровня воспитанности ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности у студентов нами были обозначены следующие критерии: эмоциональный; мотивационно-потребностный; интеллектуальный; деятельностный. Эмоциональный компонент характеризуется эмоционально окрашенной и переживаемой системой жизненных приоритетов, и он представлен, во-первых, наличием эмоционального настроя, связанного с осознанием своего потенциала здоровья, поскольку человек предпочтительно должен быть настроен не только на излечение болезней и преодоление неблагополучия, но и на постоянное сохранение и укрепление здоровья. Во-вторых, здоровье в системе ценностных ориентаций человека является одной из ведущих ценностей. Положительный настрой и принятие здоровья как ценности является основой для формирования ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности у студентов.

Критерий эмоционального компонента выражается через комплекс таких показателей, как наличие ценностной ориентации на здоровый образ жизни, позитивная эмоциональная направленность занятий, способность противостоять утомлению и стрессам, знание и применение приемов саморегуляции.

Мотивационно-потребностный компонент представлен наличием стремления и желания сохранить и укрепить свое здоровье с помощью занятий оздоровительной направленности. В самом общем плане мотив - это то, что определяет, стимулирует человека к совершению какого-либо действия. В отличие от мотива мотивация представляет собой «сплав» движущих сил поведения в виде потребностей, интересов, влечений, ориентиров, идеалов. Мотивация - стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества, а также другие социально-психологические характеристики .

В структуре исследуемого процесса мотивация выражается в потребности в приобретении новых валеологических знаний, желании к изучению проблематики здоровья с целью применения полученных знаний в практике занятий оздоровительной направленности. Сформированность мотивационно-потребностной составляющей определяет мотивацию к здоровому образу жизни и является связующим звеном между просто желанием «быть здоровым» и реальными действиями по сохранению и укреплению своего здоровья в первую очередь, к занятиям оздоровительной направленности. Позитивное и ценностное отношение к своему здоровью в совокупности с мотивацией порождает здоровье укрепляющий стиль поведения, представленный стратегиями активного поведения по укреплению своего здоровья посредством занятий оздоровительной направленности.

Интеллектуальный компонент представлен системой знаний студента. Знание - преимущественно-логическая информация об окружающем (внешнем) и внутреннем мире человека, отраженная и зафиксированная в его сознании. Знания - это результат усвоения фактов, понятий и законов науки, в которых отражены закономерности развития природы, общества и человека как объекта и субъекта деятельности, познания и общения. Целью и результатом сформированности знаний служит их действенность; способность человека к их повседневной и социально-направленной (спортивной, трудовой) жизни и деятельности для удовлетворения и совершенствования социально и личностно значимых потребностей и способностей .

Критерий интеллектуального компонента проявляется через такие показатели, как уровень эрудиции в вопросах здорового образа жизни; владение ключевыми понятиями (понятийно-терминологическим аппаратом), так как основу теоретической подготовки в исследуемом аспекте составляют термины; владение информацией о способах и приемах укрепления здоровья на занятиях оздоровительной направленности; знание субъективных и объективных показателей самоконтроля и их оценка; ознакомление со здоровье сберегающими образовательными технологиями.

Деятельностный критерий определяется, прежде всего, тем, что человек на практике использует знания о здоровье, превращая их в компетенции, и осваивая тем самым здоровый образ жизни. Критерий деятельностного компонента выражается через установку студента на активное участие в занятиях оздоровительной направленности; участие в занятиях оздоровительной направленности; готовность к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию средствами физической культуры; способность к самостоятельному адекватному выбору этих средств с учетом своих индивидуальных особенностей и предпочтений; умение творчески использовать на занятиях различные оздоровительные методики и приемы.

Остановимся на диагностических аспектах, позволяющих выявить степень выраженности каждого из вышеперечисленных критериев. Эмоциональный критерий, включающий позитивный эмоциональный настрой, связанный с осознанием необходимости укрепления здоровья посредством оздоровительных занятий, ценностным отношением к здоровью, стремлением к эмоциональной окрашенности занятий диагностировался нами с помощью методики Е.Б. Фанталовой. Помимо названных показателей, методика позволяет выявить внутренние конфликты в сфере отношения к здоровью, тревожность и неуверенность, связанные с осознанием своего состояния.

Уровень мотивационно-потребностного компонента диагностировался у студентов с помощью оценки показателей познавательной и практической шкал методики С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью». Применение данной методики позволяет не только получить данные, свидетельствующие об отношении испытуемых к своему здоровью и здоровому образу жизни, к занятиям оздоровительной направленности, но и определить проблемные зоны, требующие коррекции.

Интеллектуальный компонент воспитанности ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности, представленный системой знаний о здоровье как феномене, о факторах его состояния и воздействия на него, а также представлениями студентов о роли и месте оздоровительных занятий в плане влияния на сбережение и укрепление, диагностировался нами с помощью экспресс-опросника, в который включались следующие вопросы:

  1. Что означают для Вас понятия «здоровья», «физическое здоровье», «психическое здоровье».
  2. Как Вы считаете, что значит «здоровый образ жизни».
  3. Как Вы думаете, от чего зависит в целом здоровье человека (наследственность, экология, образ жизни, система здравоохранения, регулярные занятия физической культурой).
  4. Постарайтесь определить роль оздоровительных занятий в сохранении и укреплении здоровья молодых людей.
  5. Каким, на Ваш взгляд, должно быть содержание занятий оздоровительной направленности для получения максимального оздоровительного эффекта.

Деятельностный компонент, характеризующий, во-первых, степень активности студента в отношении занятий оздоровительной направленности, и, во-вторых, полноту, прочность и осознанность конкретных умений, оценивался следующим образом.

Нами применялся модифицированный социологических опросник Р.М. Гимазова , состоящий из 34 вопросов. Степень сформированности на занятиях конкретных умений оценивалась по показателям полноты, прочности и осознанности; в целях получения объективных результатов использовался метод экспертной оценки:

Коэффициент полноты владения умением вычислялся по формуле:

где n - количество верно выполненных действий;

N - количество действий входящих в структуру умения;

K - коэффициент прочности овладения умением вычислялся по формуле:

Где - коэффициент полноты сформированности умения при первой проверке;

Коэффициент полноты сформированности умения при последующей проверке;

Осознанность определялась по степени обоснованности студентами действий:

а) студент недостаточно осознает выполняемое действие, не может обосновать свой выбор;

б) в целом действие осознанно, при обосновании действий студент допускает некоторые неточности;

в) действие полностью осознанно, логично обосновано.

Единицей измерения показателей воспитанности ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности у студентов были избраны баллы; при этом обоснованной шкалой оценки признана шкала отношений от нуля до трех баллов. На основе выделенных критериев и показателей в ходе опытной работы были обозначены четыре уровня воспитанности ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности: низкий, базовый, достаточный, высокий.

Представим характеристику этих уровней. Низкий уровень (0 баллов) характеризуется отсутствием системных представлений о здоровье, низкой мотивацией (или полным ее отсутствием) здоровьесохранительного поведения. Ценность здоровья весьма условна и занимает место во второй половине иерархии ценностей. Подобный внутренний фон не дает оснований для наличия ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности, не мотивирует деятельность на совершенствование физического и психического здоровья средствами физической культуры. У субъекта отмечается склонность к рискованному поведению, наличие вредных привычек, лень, частые заболевания. Потребности студентов к ведению здорового образа жизни весьма размыты; знания и представления поверхностны и эпизодичны.

Базовый уровень (1 балл) характеризуется тем, что студент имеет определенный объем представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья, но этот объем зачастую ограничен общеизвестной информацией (личная гигиена, правила здорового питания, соблюдение режима дня и т.д.). Представление о культуре здоровья, ценностных аспектах оздоровительных занятий весьма ограничено. Занятие различными видами оздоровления рассматриваются скорее как развлечение, или дань моде. В иерархии ценностей студента направленность на систематическую оздоровительную деятельность занимает средние позиции. Данный уровень характеризуется некоторым началом формирования опыта сохраняющего здоровье поведения: трансформация вредных привычек, привыкание к систематическому соблюдению правил гигиены, стремление к сбалансированному рациону питания, попытка определиться с конкретными видами и формами занятий оздоровительной направленности.

При достаточном уровне ценностного отношения студента к занятиям оздоровительной направленности (2 балла) представление о здоровье и здоровом образе жизни в целом носит системный характер. Показатель объемности информированности о возможностях человека в укреплении здоровья, самосовершенствовании и саморазвитии включает большинство здоровьесберегающих факторов. В данном случае здоровье рассматривается студентом как важнейшая составляющая жизненного благополучия, как приоритетная ценность, которая является результатом постоянных собственных усилий. Здоровьесберегающее поведение близко к норме, хотя допускаются и нарушения; студент демонстрирует стремление к накоплению необходимой валеологической информации; вредные привычки не демонстрируются, но эпизодически могут иметь место. Мотивация и интерес к занятиям достаточно устойчивы, основные компетенции здорового образа жизни в целом сформированы, но до автоматизма не доведены.

Высокий уровень (3 балла) предполагает полный объем представлений о способах сохранения и укрепления индивидуального здоровья, где доминирующими являются представления о самопознании, осмыслении своего жизненного предназначения, о роли здоровья в его достижении. На занятиях оздоровительной направленности студент демонстрирует активность, способность самостоятельно ставить цели, определять задачи по их реализации. Мотивация к занятиям устойчивая и высокая. В поведении фиксируется твердая установка на систематические занятия, творческий подход к ним; сформирована высокая адаптация к неблагоприятному воздействию внешних факторов, дисциплинированность, уважительное отношение к участникам занятий. Субъект постоянно пополняет собственный интеллектуальный багаж необходимой информацией валеологического характера.

Таким образом, для оценки уровня воспитанности ценностного отношения к занятиям оздоровительной направленности у студентов нами были рассмотрены следующие критерии:

эмоциональный; мотивационно-потребностный; интеллектуальный; деятельностный, а также представлены диагностические аспекты, позволяющие выявить степень выраженности каждого из вышеперечисленных критериев; характеристика уровней воспитанности.

Рецензенты:

Тавстуха О.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методологии образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.

Библиографическая ссылка

Киселева Ж.И. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12122 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Сегодня человечество вынужденно решать глобальные экологические проблемы и выработать такую концепцию взаимодействия с природой, которая обеспечивала бы выход из кризисной ситуации и дальнейшее прогрессивное развитие человечества. В связи с этим происходит переосмысление позиций по самым ключевым вопросам, в частности, о взаимоотношении Природы и Человека.

В западной культуре традиционно противопоставление Человека и Природы, преобладает унитарно-практическое отношение к ней. При этом характерно доминирование ценности человеческой личности над ценностью природы. В восточной же культуре человек рассматривается как особая, одухотворённая часть природы, при этом господствует идеал минимального вмешательства в природные процессы. Ценность природы доминирует над ценностью человека.

В то же время, современный этап развития человеческой цивилизации переживает процесс диалога культур, соприкосновения разных философий. С этой позиции особого внимания заслуживает философия русского космизма, который представлен именами Н.А. Бердяева, И.В. Киреевского, В.С. Соловьёва, К.Э. Циолковского и других. Для идеологов данного течения природа и человек – равновеликие ценности. Идеал – гармоничное развитие человека и природы.

Так, академик В.И. Вернадский все ступени развития человеческой культуры рассматривал в качестве естественного процесса развития планеты: «Изменённая культурой земная поверхность не есть что-то чуждое природе и в ней наносное, но есть естественное и неизбежное проявление жизни как природного явления». «Человек, - отмечает он далее,-… как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определённая функция биосферы». В.И. Вернадский приходит к выводу о том, что человечеству, как части живого вещества придётся взять на себя ответственность за будущее развитие биосферы 4 .

Таким образом, в современной культуре всё более отчётливо определяются контуры нового взгляда на мир, в рамках которого складывается новое видение человека как органической части природы, а не как её властителя. Поэтому последние годы система экологического воспитания рассматривается как социоприродное явление. При этом подразумевается не только единство социального и биологического в самом человеке, но и единство ребёнка, социума и окружающей природной среды, как компонентов системы экологического воспитания.

Анализ философско-культурологических исследований позволяет сделать вывод о том, что экологическая проблематика включает в себя все базовые компоненты культуры: человека и систему его отношений с окружающей средой, соотношение возможностей человека и его свободы, сиюминутные и преходящие ценности, а решение экологических проблем лежит на пути созидания новой культуры взаимоотношений, позволяющей человеку преодолеть своё отчуждение от природы.

Воспитание человека «как органической части природы», прежде всего, неразрывно связано с категорией «отношение». Общефилософская трактовка этой категории звучит так: «взаимосвязь элементов в определённой системе» 5 .

Либо, это «способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств» 6 .

В некоторых литературных источниках категория «отношение» рассматривается широко, например, во взаимосвязи с категорией «Мировоззрение»: «Мировоззрение является, с одной стороны, отражением мира, с другой стороны – ценностным отношением к нему человека и выступает в качестве метода познания» 7 . При этом ценностное отношение – внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений. Ценностное отношение в философии трактуется также как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. Ценностное отношение исторически рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека, носителя ценностного отношения.

В большинстве литературных источников понятие «отношение» рассматривается в близкой связи с понятием «личность». Так, И.Ф. Харламов даёт следующее определение понятия «отношение»: «отношение можно трактовать как выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и, которые, затрагивая сферу её потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на её поведении и развитии» 8 . При этом, как подчёркивает автор, закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях – есть личностное качество.

Понятие «отношение» рассматривается как составляющая категории «личность» и в других источниках. Так, автор «Педагогической психологии воспитания» (Лишин О.В.) говорит о том, что «личность – есть не столько то, что человек умеет и чему обучен, сколько его отношение к миру, к людям, к себе, сумма желаний и целей» 9 .

И.Д. Зверев, И.Г. Суравегина также рассматривают отношение школьников к природе как аспект становления ответственности в качестве устойчивой черты личности.

Иная трактовка понятия «отношение» (без категории «личность») представлена в работах Щурковой Н.Е. «Ценностное отношение – это устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всём своём социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни и общества и отдельного человека» 10 .

Интересна трактовка понятия «отношение» в «Психологии отношений» (автор В.Н. Мясищев) «Отношения человека – это не часть личности, а потенциал его психических реакций в связи с каким-либо предметом, процессом или фактором действительности». Он определил следующие типы отношений человека к окружающей действительности: к миру вещей, явлениям природы, к людям, явлениям социума, к самому себе, выделил виды психических отношений человека к окружающей действительности – это потребности, вкусы, склонности, вкусы, принципы, эмоции, интерес, убеждения, действия 11 .

Ценностное отношение – это субъективное осознание ценностей в эмоциональной или рациональной форме. Они являются одновременно процессом восприятия, понимания мира сквозь призму ценностей и результатом этого процесса как позиции человека по отношению к ценностям как личностно-значимым. В ценностном отношении, прежде всего, отражается общественная жизнь, социальная действительность, они культурно и исторически обусловлены.

В структуре ценностного отношения выделяются следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой, деятельностный. Когнитивный компонент подразумевает фиксацию в сознании школьника знаний о сущности рассматриваемой ценности. При этом знания о ценности могут быть представлены на различных уровнях – на уровне представлений, понятий, на уровне идей. Эмоционально-оценочный компонент связан с формированием положительной эмоциональной оценки обозначенной ценности. Выделяются различные уровни такого отношения – положительный эмоциональный фон, ситуативная эмоциональная оценка, устойчивая эмоциональная оценка. В содержание личностно-смыслового компонента входит: поиск, осознание школьником личностного смысла ценности, принятие ценности как личностно-значимой. Деятельностный компонент отражает регуляцию субъектом собственного действия. Деятельность является доказательством наличия того или иного отношения. Важный момент действия – его осознанность, так как осознанное действие способно подчинять действие неосознанное. В содержание деятельностного компонента входит: «встраивание» ценности в ценностную структуру личности; оценка соответствующих фактов, событий, явлений окружающей действительности с позиции той или иной ценности, на этой основе выбор и обоснование собственной модели действия; рефлексия, предполагающая отношение к собственному действию, его мысленный анализ и при необходимости соответствующая коррекция через поиск новых способов решения ситуации; построение временной перспективы собственной жизнедеятельности.

Рассматривая динамику отношения, В.Н. Мясищев определил уровни его развития:

Условно-рефлекторный. Характеризуется наличием первоначальных положительных или отрицательных реакций на различные раздражители.

Конкретно-эмоциональный. Где реакции вызываются условно и выражаются отношением любви, привязанности, вражды, боязни и т.д.

Конкретно-личностный, возникающий в деятельности и отражающий избирательные отношения к окружающему миру.

Собственно-духовный, на котором социальные нормы, моральные законы становятся внутренним регулятивом поведения.

П.И. Пидкасистый в своих работах подчёркивает, что распространенная ошибка практики воспитания – подмена отношений к ценностям современной жизни набором качеств личности. «Качество личности – это следствие существующих у личности отношений к чему-либо, а формирование желательного следствия к чему-либо - бесперспективно» 12 . Отношение, по мнению автора, - это связь, установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной), эмоциональной (переживания и состояния), практической (поведения, действия, деятельности). При этом, как считает автор, ценностные отношения носят обобщающий характер, они включают в себя всю сумму значимого для человеческой жизни.

Ценностное отношение к природе, по мнению Пидкасистого П.И., предполагает осмысление человеком значимости природы по следующим критериям: для жизни и счастья, для присутствия красоты в жизни, для радости общения с представителями флоры и фауны, для созидания продуктов и сырья, для физического и психологического комфорта, для ощущения себя частью природы и продуктом природы.

Несколько иное звучание понятие «отношение» приобрела в работах Дежниковой Н.С., Яковлевой Е.В., Симоновой Л.П. Учёные рассматривают качество отношений ребёнка к природе, людям самому себе как показатели развития его экологической культуры. Так, Симонова Л.П. рассматривает ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры наряду с такими категориями как экологические знания и умения, экологическое мышление и экологически оправданное поведение. Автор подчёркивает, что истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. «Они понимали, что, разрушая природу, человек разрушает своё будущее. Тысячелетиями складывались народные традиции, создавалась народная педагогика, направленные на сохранение всего живого на земле» 13 .

Данный подход в педагогике имеет давние традиции (Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо и др.). «Зовите меня варваром в педагогике,- писал К.Д. Ушинский,- но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» 14 .

Понятие «отношение» имеет, как правило, два варианта своего качественного наполнения: либо «ответственное», либо «бережное» отношение к природе. Формирование ответственного отношения к природе выдвигается в качестве ведущей воспитательной задачи в концепции экологического образования школьников, разработанной Симоновой –Салеевой Л.П. , Южаковой Т.П., Зверевым И.Д., Суравегиной И.Т. «Бездушный рационализм, которым порой поражают нас дети в начальной школе, часто является следствием наших же педагогических усилий. Да, знания важны. Без них нет экологической культуры человека. Они – фундамент формирования экологической ответственности.… Но, согласитесь, ответственность за природу не равна любви к ней» 15 .

Чувство ответственности имеет социальную природу, оно обусловлено требованиями общества к личности, что позволяет говорить об экологической ответственности за существование земной цивилизации и жизни на земле, продолжение человеческого рода, ответственности перед будущими поколениями людей. При этом если следовать идее гармоничного развития личности, чувство ответственности тогда и только тогда может свидетельствовать о высоком уровне экологической воспитанности, когда оно созвучно другим свойствам и качествам личности 16 .

В середине 90-х годов 20 века возникло новое методологическое направление в педагогической науке – экологическая психопедагогика, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического образования. Целью экологического образования является формирование экологического сознания личности. Воспитание отношения к природе, по мнению авторов, выступает как одна из основных задач, наряду с такими задачами, как формирование адекватных экологических представлений, а также формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.

Авторы «Экологической педагогики и психологии» (Дерябо С.Д., Ясвин В.А.) предлагают термин «субъективное отношение» как показатель сформированности ценностного отношения к природе. Под субъективным отношением в психологии понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обуславливающим поведение.

природные объекты относятся ею к сфере «человеческого», равного ей в своей самоценности и, соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу действия этических норм, правил;

природные объекты могут выступать для неё в роли референтных лиц, меняющих её взгляды, оценки, отношения к себе, вещам, природе, другим людям;

природные объекты могут выступать для неё в качестве полноправных партнёров по общению и совместной деятельности.

Широта. Одного человека привлекают только отдельные животные или растения (небольшая широта объективного отношения), другого привлекают самые разнообразные природные объекты.

Интенсивность. Субъективное отношение к природе может проявляться с различной силой.

Осознанность. Люди в разной степени могут осознавать свою привязанность к природе.

Эстетическом освоении природных объектов и их комплексов;

Познавательной деятельности, обусловленной интересом к жизни природы, удовольствия от самого процесса познания

Практическом взаимодействии с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо «полезный продукт», а потребность в общении с ним

Участии в природоохранной деятельности, продиктованное не соображениями «дальнего прагматизма» (необходимо сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради неё самой.

Вышеуказанные сферы взаимодействия, являются содержательной характеристикой ценностного отношения к природе, и определяются С.Д. Дерябо как модальность этого отношения.

Таким образом, понятия «отношение» и «ценностное отношение» широко представлены в различных литературных источниках. Эти понятия рассматриваются с точки зрения разных наук (философии, педагогики, психологии) по-разному. В одних литературных источниках они трактуются через категорию «личность» (или как «часть сознания субъекта»), в других – как «потенциал психических реакций», либо в третьих – как часть культуры человека. Думается, что для данного исследования наиболее целесообразной будет модель воспитания ценностного отношения к природе, разработанная авторами «Экологической педагогики и психологии» (Дерябо С.Д., Ясвин В.А.). Как показатели для определения уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников нами выбраны с одной стороны – уровень субъектификации природных объектов, а с другой стороны – модальность отношения к природе, подразумевающая отношение к природным объектам, как к

объектам красоты,

объектам охраны,

объектам познавательной деятельности

объектам практического взаимодействия.

Список литературы

1)Ахмедзянова, Э. Воспитание через организацию проектной деятельности / Э. Ахмедзянова // Воспитание школьников. - 2008. - № 1. – с. 10-14.

2)Бабина, Н.С. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: Метод. Рекомендации / Челяб. Гос. Пед. ун-т /Сост. С.Н. Бабина.-Челябинск: ЧГПУ, 1999.

3)Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе / Н.В. Белобородов. - М.: Аркти, 2006.

4)Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.

5)Бритвина, Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии / Л.Ю. Бритвина. // Начальная школа. – 2005. - №6.

6)Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. – М., 2000.

7)Гачев, Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманиста, или Образы в науке / Г.Д. Гачев. – М., 1991

8)Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

9)Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. – 1995. - №6.

10)Дежникова, Н.С. Экологическая культура как предмет психолого-педагогического исследования // Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования) / Н.С. Дежникова.- М., 1997.

11)Деребо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Деребо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.

12)Деребо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С.Д. Деребо. – М. – Московский психолого-социальный институт, 1999.

13)Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию / И.И. Джужук. – Ростов н/Д., 2005.

14)Зверев, И.Д. Отношение школьников к природе: Педагогическая наука – реформе школы / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Педагогика, 1988.

15)Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. - №9.

16)Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. – 2004. - №2.

17)Карпенко, М.Т. Сборник загадок / М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1987.

18)Конышева, Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования) / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

19)Корчажкина, О.М. Реализация педагогических проектов в общеобразовательной школе / О.М. Корчажкина // Педагогика. – 2008. - №8. – с.29-32.

20)Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

21)Лакоценина, Т.П. Современный урок / Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

22)Лихачёв, Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачёв. – М.: Прометей, 1995.

23)Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания. [Текст]: учебное пособие / О.В. Лишин; под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: ИКЦ «Академкнига», 2009.

24)Мамедов, Н.М. Этика окружающей среды и устойчивое развитие: российский подход / Н.М. Мамедов, А.Н. Чумаков // Биология в школе. – 2009. - №5. – с.36-42.

25)Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев.- М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1998.

26)Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова // Народное образование. – 2000. - №7.

27)Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. – М., 2005.

28)Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыиа методической работы. Дайджест журнала «Методист» / Н.Ю. Пахомова, науч. ред. Э.М. Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

29)Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности / Н.Ю Пахомова // Учитель. – 2000.- №4.

30)Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

31)Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: программа и темат. Планирование для нач. шк.: кн. для учителя / А.А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

32)Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

33)Постникова, Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника / Е. Постникова //Сельская школа. – 2004. - №2.

34)Селевко, Г.К. Технология саморазвития личности школьника / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 1999. - №6.

35)Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся / О.Селиванова // Воспитание школьников. – 2008. - №10. – с. 21-23.

36)Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. – М., 2005.

37)Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Серебрякова. – М.: Издотельский центр «Академия», 2006.

38)Сидельковский, А.П. Психологические основы отношения школьников к природе: (Учеб. пособие.) / А.П. Сидельковский. – М. – Ставрополь: Ставр. госпединст., 1987.

39)Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С. Сиденко // Завуч. – 2003. - №6.

40)Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учереж. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова – М.: «Академия», 2000.

41)Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

42)Сластенин, В.А. Общая педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; ред. В.А. Сластенин.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – ч.2

43)Ушинский, К.Д. Материалы по «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский. - СПб., 1908. – Т.3. – с. 10-11.

44)Фефилова, Е.П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс. – 3-е изд. / Е.П. Фефилова, Е.А. Проточина, Дмитриева О.И. – М.: ВАКО, 2007

45)Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов.- М.: Гардарики, 2003.

46)Цветкова, И.В. Ноосферное поколение: человек, рисующий природу (заметки педагога - художника) / И.В. Цветкова // Педагогика.- 2000. - №9.- с.49-53.

47)Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова – М.: Педагогическое общество России, 2000.

48)Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы. – 1998. - №3.

49)Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.

50)Южакова, Т.П. Нравственно-экологическое воспитание младших школьников: Учеб. пособ. / Т.П. Южакова. – Екатеринбург: Б.л, 1992.

51)Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. – М., Педагогика, 1986.

140)Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учереж. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова – М.: «Академия», 2000.

22)Бабина, Н.С. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: Метод. Рекомендации / Челяб. Гос. Пед. ун-т /Сост. С.Н. Бабина.-Челябинск: ЧГПУ, 1999.

3Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 74-76.

447)Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова – М.: Педагогическое общество России, 2000.

514)Зверев, И.Д. Отношение школьников к природе: Педагогическая наука – реформе школы / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Педагогика, 1988.

641)Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

714)Зверев, И.Д. Отношение школьников к природе: Педагогическая наука – реформе школы / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Педагогика, 1988.

845)Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов.- М.: Гардарики, 2003.

923)Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания. [Текст]: учебное пособие / О.В. Лишин; под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: ИКЦ «Академкнига», 2009.

1049)Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.

1125)Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев.- М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1998.

1230)Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

1340)Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учереж. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова – М.: «Академия», 2000.

1443)Ушинский, К.Д. Материалы по «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский. - СПб., 1908. – Т.3. – с. 10-11.

1546)Цветкова, И.В. Ноосферное поколение: человек, рисующий природу (заметки педагога - художника) / И.В. Цветкова // Педагогика.- 2000. - №9.- с.49-53.

1647)Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова – М.: Педагогическое общество России, 2000.

Поделиться: