Молитва о сохранении творения божия. Молебное пение о сохранении творения божьего

В Карелии, в храме поселка Марциальные воды, впервые совершен чин молебного пения о сохранении творения Божия. По окончании воскресной Божественной литургии в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» митрополит Константин впервые совершил чин молебного пения о сохранении творения Божия, сообщает Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии.

День особой молитвы о Божием творении установлен Священным Синодом на (журнал № 41). На нем члены Синода утвердили представленный Синодальной богослужебной комиссией, которую возглавляет митрополит Петрозаводский и Карельский Константин, глава Карельской митрополии, чин молебного пения о сохранении творения Божия.

После совершения молебного пения митрополит Константин произнес краткую проповедь о значении молитвы для сохранения окружающей среды.

«Сейчас, дорогие братья и сестры, мы с вами впервые в истории Русской Православной Церкви совершим молебен о сохранении Божиего творения.

Синодальная богослужебная комиссия по поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода, выработала специальный чин о сохранении творения Божиего.

Этот чин молебного пения о благосостоянии мира утвержден на последнем заседании Священного Синода, который надлежит совершать во всех храмах Русской Православной Церкви ежегодно в первое воскресенье сентября.

Мы сейчас повсеместно наблюдаем исчерпание природного ресурса. Постоянно слышим о том, что где-то таких морозов не наблюдалось уже лет 200, а где-то такой жары не было 300 лет. Помним, что в 2013 году стояла особо сильная жара, когда во многих местах горели торфяники. Последняя информация – японцы со своих спутников определили, что в июле нынешнего года раскалилась земля, как и 4 тысячи лет назад, когда таяли ледники, после чего образовались бесчисленные озера Финляндии и Карелии.

Все эти природные катастрофы связаны с человеческой жадностью – с безжалостной вырубкой лесов – легких планеты, хищнической добычей нефти, а также с участившимися вспышками на солнце. Поэтому и происходит так, что в одних местах усиливается холод, в других – жара, от чего гибнут люди. Как говорят, произошла полная разбалансировка природы.

Наблюдается и сложная политическая ситуация в мире – постоянно где-то вспыхивают войны. Все это побудило нашу Церковь, как заботливую Мать, обратиться к Господу, чтобы Он помог нам сохранить Свое творение. Об этом мы с вами сейчас и помолимся».

Русская Православная Церковь имеет особое попечение о проповеди добросовестного отношения человека к творению Божию – окружающему миру. В конце XX – начале XXI столетий это привело к созданию целого ряда церковных документов, выражающих позицию Православной Церкви по вопросам экологии.

В частности, тема экологии поднималась на заседании Архиерейского Собора 1997 года и получила развитие в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. В 2008 году эта тема была поднята в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».

В том же году в Турции состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей, по итогам которой был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей», в котором тема экологии освещалась особо. В документе в частности указывается: «В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее [в Константинопольском Патриархате] день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них».

Сохраняя приверженность общеправославным решениям, Архиерейский Собор 2013 года принял концептуальный документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Этим документом стимулируется активность духовенства и мирян в экологической сфере.

Высший Церковный Совет обсуждал в своих заседаниях от 17 февраля и от 25 июня 2015 года предложения Церковно-общественной природоохранной организации при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, созданной в развитие намерений, выраженных Архиерейским Собором 2013 года в упомянутом документе. В частности, было предложено установить день особой молитвы о Божием творении.

Согласованная на встрече Предстоятелей Православных Церквей 2008 года дата – 1 сентября – в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви ознаменована началом учебного года в церковных и светских учебных заведениях, молебными пениями об учащихся, и совмещение двух значимых дней не представляется уместным. Следует также отметить, что по воскресным дням в храмы приходит существенно больше людей, и проведение того или иного празднования или молебного пения имеет более широкий масштаб. В связи с этим и было предложено установить днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября.





Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании, которое состоялось 13 июля 2015 года, определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.) и утвердил чин молебного пения о сохранении творения Божия , который надлежит в этот день ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви.

Русская Православная Церковь имеет особое попечение о проповеди добросовестного отношения человека к творению Божию - окружающему миру. В конце XX - начале XXI столетий это привело к созданию целого ряда церковных документов, выражающих позицию Православной Церкви к вопросам экологии. В частности, тема экологии поднималась на заседании Архиерейского Собора 1997 года и получила развитие в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. В 2008 году эта тема была поднята в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В том же году в Турции состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей, по итогам которой был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей», в котором тема экологии особо освещается. В этом документе в частности указывается: «В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее [в Константинопольском Патриархате] день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них».

Сохраняя приверженность общеправославным решениям, Архиерейский Собор 2013 года принял концептуальный документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Этим документом стимулируется активность духовенства и мирян в экологической сфере.

Высший Церковный Совет обсуждал в своих заседаниях от 17 февраля и от 25 июня 2015 года предложения Церковно-общественной природоохранной организации при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, созданной в развитие намерений, выраженных Архиерейским Собором 2013 года в упомянутом документе. В частности, было предложено установить день особой молитвы о Божием творении.

Согласованная на встрече Предстоятелей Православных Церквей 2008 года дата - 1 сентября - в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви ознаменована началом учебного года в церковных и светских учебных заведениях, молебными пениями об учащихся, и совмещение двух значимых дней не представляется уместным. Следует также отметить, что по воскресным дням в храмы приходит существенно больше людей, и проведение того или иного празднования или молебного пения имеет более широкий масштаб. В связи с этим было предложено установить днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября.


2 Сентября 2018

Священный Синод на заседании 13 июля 2015 года в Санкт-Петербурге установил () день особой молитвы о Божием творении, сообщает Патриархия.ru.

Члены Синода утвердили представленный Синодальной богослужебной комиссии чин молебного пения о сохранении творения Божия , который надлежит совершать во всех храмах Русской Православной Церкви ежегодно в первое воскресенье сентября.

Архипастырям и пастырям в первое воскресенье сентября Синод постановил посвящать проповедь заботе о Божием творении.

Русская Православная Церковь имеет особое попечение о проповеди добросовестного отношения человека к творению Божию — окружающему миру. В конце XX — начале XXI столетий это привело к созданию целого ряда церковных документов, выражающих позицию Православной Церкви по вопросам экологии. В частности, тема экологии поднималась на заседании Архиерейского Собора 1997 года и получила развитие в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. В 2008 году эта тема была поднята в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В том же году в Турции состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей, по итогам которой был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей», в котором тема экологии особо освещается. В этом документе в частности указывается: «В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее [в Константинопольском Патриархате] день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них».

Сохраняя приверженность общеправославным решениям, Архиерейский Собор 2013 года принял концептуальный документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Этим документом стимулируется активность духовенства и мирян в экологической сфере.

Высший Церковный Совет обсуждал в своих заседаниях от 17 февраля и от 25 июня 2015 года предложения Церковно-общественной природоохранной организации при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, созданной в развитие намерений, выраженных Архиерейским Собором 2013 года в упомянутом документе. В частности, было предложено установить день особой молитвы о Божием творении.

Согласованная на встрече Предстоятелей Православных Церквей 2008 года дата — 1 сентября — в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви ознаменована началом учебного года в церковных и светских учебных заведениях, молебными пениями об учащихся, и совмещение двух значимых дней не представляется уместным. Следует также отметить, что по воскресным дням в храмы приходит существенно больше людей, и проведение того или иного празднования или молебного пения имеет более широкий масштаб. В связи с этим было предложено установить днем особой молитвы о Божи

В прошлое воскресенье в храмах Русской Православной Церкви, впервые был совершен Чин молебного пения о сохранении творения Божия. Отныне, согласно решению Священного Синода РПЦ, он будет совершаться ежегодно, каждое первое воскресенье сентября.

В целом ряде фундаментальных церковных документов, таких как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», по сути, сформулированы положения экологического богословия Православия. Утвержденный прошлым летом Чин молебного пения о сохранении творения Божия является молитвенным выражением этого богословия.

В молитвословиях, Апостольском и Евангельском чтениях Чина обращают на себя внимание следующие истины.

Мы живем в прекрасном, удивительном, и одновременно, страшном, уродливом мире. Все прекрасное и удивительное в нем – от Бога-Творца. Все страшное и уродливое – от человека, от нас с вами. Бог создал мир и человека «добрым зело», совершенным, без изъяна и порока. В первозданном творении не было ни страданий, ни тления, ни смерти.

Злоупотребив своей свободной волей, человек осквернил себя грехом, нарушением заповеди Божией, отпал от Творца и ввергнул себя и связанный со своим телом мир в пучину страданий, тления и смерти. Можно сказать, что это была первая экологическая катастрофа, совершенная прародителями человеческого рода. Последующие поколения людей лишь усугубили ее.

Экологические проблемы, муки и страдания твари, являются прямыми следствиями человеческих грехов и страстей. Чем больше человек грешит, тем больше страдает и он сам, и окружающий его мир. Чем сильнее его греховные страсти, тем сложнее, глубже, масштабнее экологические проблемы универсума. Таким образом, между нашими грехами и экологической ситуацией существует отношение прямой пропорциональной зависимости.

Путь решения экологических проблем главным образом лежит в сфере нравственности. Без нравственного изменения человека и общества, даже при наличии самых совершенных технологических средств, экологические проблемы будут лишь усугубляться. В свою очередь нравственное преображение человечества не возможно без религиозного обращения. Таким образом, для преодоления экологических проблем, прежде всего, необходимо обращение к Творцу, покаяние перед Ним, страх Божий. Мы должны изменить свою жизнь – встать на путь исправления и исполнения Его святых, всецело созидательных заповедей.Для сохранения творения Божия нам нужно быть с Богом, веровать, надеяться и любить своего Творца.

Подобное можно сказать и о нашем теле. Его здоровье также напрямую зависит от нравственного здоровья души, от ее греховности или праведности. Это подтверждают современная медицина и психология, подчеркивая, что подавляющее большинство телесных заболеваний коренится в психических проблемах. Таким образом, человек – это душа вселенной. Он занимает то же место в мире, оказывает такое же влияние на природу, как его собственная душа – на его тело.

«Ибо думаю, ‑ рассуждает апостол Павел, ‑ что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она,но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашого» (Рим. 8:18‑23).

Экологические проблемы имеют явное эсхатологическое измерение. Сегодня они, как никогда остро, ставят перед человечеством вопрос: «Быть или не быть?» У современных людей, ослепленных страстью потребительства и стремлением к комфорту, на этот извечный, «проклятый» вопрос нет однозначного ответа.

Христиане же знают, что, согласно Откровению Божию, в конце времен, человек доведет мир до состояния страшнейшей экологической катастрофы. Иначе и быть не может. Ведь, тогда греховность человечества достигнет максимальной степени. Когда люди окончательно отпадут от Творца, тогда творение лишится последних ресурсов существования и станет разрушаться на фундаментальном уровне. Ведь, сотворенный мир не самодостаточен, он поддерживается в своем существовании Богом через людей ‑ посредников между Ним и природой.

«Тотчас же, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды упадут с неба, и силы небесные будут поколеблены. И тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда будут бить себя в грудь все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29‑30).

Спасти вселенную от окончательного разрушения и аннигиляции сможет лишь Христос. Господь придет второй раз, во всей Своей Божественной силе и славе, чтобы окончательно спасти не только погибающее человечество, но и природу. Чтобы из обезображенного грехом, тлением и смертью человека и мира сделать нового человека, новое небо и новую землю. Тогда «Бог будет все во всем» (1Кор. 15: 28) ‑ в прекрасном, совершенном мире и праведных, святых людях. И сие буди-буди. Аминь.

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось 13 июля 2015 года, был утвержден Чин молебного пения о сохранении творения Божия . Определен также день особой молитвы о Божием творении — первое воскресенье сентября.

Русская Православная Церковь имеет особое попечение о проповеди добросовестного отношения человека к творению Божию - окружающему миру. В конце XX - начале XXI столетий это привело к созданию целого ряда церковных документов, выражающих позицию Православной Церкви к вопросам экологии. В частности, тема экологии поднималась на заседании Архиерейского Собора 1997 года и получила развитие в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. В 2008 году эта тема была поднята в документе «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В том же году в Турции состоялась встреча Предстоятелей Поместных Православных Церквей, по итогам которой был принят итоговый документ «Послание Предстоятелей Православных Церквей», в котором тема экологии особо освещается. В этом документе в частности указывается: «В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее [в Константинопольском Патриархате] день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них».

Сохраняя приверженность общеправославным решениям, Архиерейский Собор 2013 года принял концептуальный документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Этим документом стимулируется активность духовенства и мирян в экологической сфере.

Высший Церковный Совет обсуждал в своих заседаниях от 17 февраля и от 25 июня 2015 года предложения Церковно-общественной природоохранной организации при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества, созданной в развитие намерений, выраженных Архиерейским Собором 2013 года в упомянутом документе. В частности, было предложено установить день особой молитвы о Божием творении.

Согласованная на встрече Предстоятелей Православных Церквей 2008 года дата - 1 сентября - в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви ознаменована началом учебного года в церковных и светских учебных заведениях, молебными пениями об учащихся, и совмещение двух значимых дней не представляется уместным. Следует также отметить, что по воскресным дням в храмы приходит существенно больше людей, и проведение того или иного празднования или молебного пения имеет более широкий масштаб. В связи с этим было предложено установить днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября.

Скачать и распечатать —

Поделиться: