На что направлены тесты достижений. Тесты специальных способностей и достижений

К психодиагностическим методикам относятся тесты успешности или еще их называют тесты достижений. Они направлены на оценку достигнутого уровня развития знаний, умений и навыков. В отличие от тестов интеллекта, тесты успешности измеряют воздействие специальных программ обучения, профессиональной подготовки на эффективность усвоения комплекса знаний, формирование различных специальных умений.

Говоря другими словами, тесты успешности ориентированы на оценку достижений индивида после завершения им обучения. Другая их особенность заключается в преимущественной направленности на измерение достижений испытуемых к моменту обследования.

Тесты достижений (успешности) являются самой многочисленной группой психодиагностических методик: это тесты на понимание научных принципов, восприятие литературы, тесты по конкретным учебным предметам, более специализированные тесты и др.

Таким образом, тесты успешности это абсолютно любые тесты, которые определяют, чему человек с помощью конкретной обучающей программы научился.

Принято считать, что они появились в 1845 г. В это время в школе Бостона ввели письменную форму проверки знаний. Специальные тесты стали применяться в США уже с 1872 г.– претенденты на ту или иную должность должны были их пройти в обязательном порядке. Огромное количество новых тестов достижений появилось после I-й мировой войны, что было связано с впечатляющими разработками в области психодиагностики.

Американский ученый Д.М. Райе в 1894 г. по проверке знаний орфографии применил таблицы для изучения эффективности методических приемов, им разработанных. В 1897 г. Г. Эббингауз, немецкий психолог использовал тесты с пропусками, контролируя, таким образом, понимание материала учебных дисциплин. Первый тест по арифметике был опубликован в 1908 г. Д. Стоуном. До настоящего времени своей актуальности не теряет Стэндфордский тест достижений. Это один из самых известных тестов и используется для оценки знаний учащихся в средних учебных заведениях.

В образовательной и профессиональной практике США, Германии, Великобритании, России, тесты успешности (достижений) начали использоваться с первого десятилетия XX века. Наиболее широкое применение и интенсивное развитие они получили в децентрализованной, прагматически ориентированной и активно развивающейся системе США.

Тестовая методика в этой стране рассматривается как универсальное средство проверки знаний, умений, профессиональной подготовки во всех сферах деятельности человека. Чтобы быть допущенным к какому-либо занятию, требующему знаний и навыков, надо получить сертификат. Например, в 2000 г. для проведения переписи населения тысячи внештатных счетчиков отбирались с помощью специальных тестов. Целью этих тестов была проверка элементарных канцелярских навыков, умения писать и считать. Безусловно, намного сложнее будут тесты диагностики достижений в профессиональной деятельности.

Разрабатывались тесты для нужд образования и в дореволюционной России, на которые в 1936 г. под влиянием идеологических установок, был наложен запрет. И только в 1960 г. исследования в этой области возобновились.

Стандартизированные тесты и неформальные тесты успешности (достижений)

Данная группа тестов используется для итогового контроля успешности. Они опубликованы и используются во многих школах страны. В каждом конкретном случае их содержание не может соответствовать близко учебной программе, по сравнению с тестами, составленными учителем.

Как правило, стандартизированные тесты написаны профессиональными составителями. Все задания тестов проходят испытания, а результаты подвергаются специальному анализу. Такой инструментарий более надежен, чем учительские тесты. Как и сами тесты метод, их проведения тоже стандартизирован, инструкции по проведению расписываются в деталях.

В стандартизированных тестах достижений выделяются основные подтипы:

  • Тесты по конкретным учебным предметам. Данные тесты используются в школах, колледжах, университетах с целью контроля эффективности предметного обучения;
  • Батареи общих достижений. Они приспособлены для измерения итоговых результатов усвоения образовательных программ и представляют собой широко ориентированные тесты. В образовательной практике США широко применяется разработка таких батарей. Тестовые батареи охватывают все уровни школьного обучения и дают возможность сопоставить результаты учащихся с I-XII классы. К такой скоординированной серии тестов относятся тесты академической оценки.

Многочисленные исследования, проводимые в этой области, позволили Л. Терстоуну (1887-1955) выделить 12 факторов, обозначенные им как «первичные умственные способности». Среди них можно назвать:

  • Словесное понимание;
  • Беглость речи;
  • Числовой фактор;
  • Пространственный фактор;
  • Ассоциативная память;
  • Скорость восприятия;
  • Индукция или логическое мышление и др.

Применение тестов успешности (достижений)

Тесты достижений применяются в двух основных областях:

  1. Школьное образование;
  2. Профессиональная подготовка.

Большинство применяемых здесь тестов относятся к стандартизированным тестам и имеют главную цель – сравнить результаты тестирования с нормами или с результатом, ожидаемым для определенной группы учащихся. Они применяются:

  • Как вспомогательные средства определения необходимой образовательной программы;
  • Как элемент реализации программ коррекционного обучения. Эта коррекция важна для выявления учащихся, которые испытывают трудности по определенным дисциплинам в усвоении материала;
  • Как средство контроля по результатам усвоения индивидуальных программ обучения и, как инструмент сертификации достижений в конце прохождения учебного курса;
  • Как вспомогательный метод оценки образовательных программ и их совершенствования.

На основании результатов этих тестов можно сделать вывод о том, какой объем знаний и навыков преподается учащимся в действительности, поэтому они используются как федеральными организациями, так и местными отделами образования, в качестве инструмента государственной оценки образовательных программ.

С начала XX века стандартизированные тесты изменились незначительно, исключением является контроль их проведения, повышение надежности и привлекательность «упаковки». Они измеряют те же основные мнемические функции и аналитические способности, что и раньше.

А отсюда критические замечания, высказанные в адрес тестов достижений, заставляют исследователей заниматься поиском и разработкой новых подходов к диагностике результатов обучения. Прежде всего, к ним можно отнести:

  • Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ);
  • Методы диагностики компетентности;
  • Процессуальное тестирование. Определяется умение учащихся в ходе выполнения заданий в реальных жизненных ситуациях.

Вторая, широко распространенная область применения тестов достижений – это профессиональное обучение и профессиональный отбор. Тестирование в этой области происходит с целью:

  • Измерения эффективности обучения или тренировки в известных и контролируемых условиях трудовой деятельности людей;
  • Отбор персонала на определенные виды работ, которые требуют соответствующих профессиональных знаний и опыта;
  • Определение квалификации работников с целью решения вопросов переобучения.

Тесты профессиональных достижений имеют свою отличительную особенность, которая заключается в их высокой специфичности, требующей учета знаний, умений, навыков в узкоспециализированной профессиональной области. В основе разработки таких тестов лежит критериальный принцип. Критерием является уровень овладения знаниями и навыками.

Использование тестов для оценки профессиональных достижений имеет определенные ограничения:

  • Динамические процессы изменений содержания профессий. Здесь имеется в виду то, что современный специалист должен иметь метапрофессиональные знания и умения и применять их в различных областях трудовой деятельности. Разнообразные компетенции дают возможность специалисту приспособиться к новым требованиям профессиональной деятельности и достичь высоких результатов её освоения;
  • Профессиональные достижения сегодня не могут рассматриваться отдельно от мотивационных и волевых качеств человека. К этим качествам относятся инициатива, готовность оценивать и анализировать социальные последствия своих действий, сотрудничество, организация межличностных взаимодействий.

В качестве компромисса многие авторы предлагают от традиционной оценки профессионально значимых знаний и навыков не отказываться, а использовать тесты достижений как одно из вспомогательных средств комплексной оценки профессиональной успешности.

Конструирование тестов достижений.

Любой практический психолог должен уметь сконструировать тест достижений.

Тест достижений – это группа психодиагностических методик, направленных на оценку достигаемого уровня развития навыков и знаний.

2 группы тестов достижений:

    Тесты успешности обучения (используются в системе образования)

    Тесты профессиональных достижений (тесты диагностики специальных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения профессионально-трудовых действий).

Тест достижения противоположен тесту способностей. Различия: между этими тестами существует различие в степени единообразия предшествующего опыта, который и диагностируется. Если тест способностей отражает влияние совокупного разнообразного опыта, получаемого учащимися, то тест достижений отражает влияние относительно стандартного курса обучения чему-то.

Цель применения тестов способностей и тестов достижений:

    тесты способностей – для предсказания различия успешности выполнения деятельности

    тесты достижений – делают конечную оценку знаний и навыков по завершении обучения.

Ни тесты способностей, ни тесты достижений не диагностируют способности, навыки, одаренность, а только успешность предшествующего достижения. Идет оценка того, чему человек научился.

Классификация тестов достижений.

Широкоориентированные – для оценки знаний и навыков, соответствие основным целям обучения (рассчитанным на продолжительное время). Например: тесты достижений на понимание научных принципов.

Узкоспециализированные – усвоение отдельных принципов, отдельных или учебных предметов. Например: усвоение темы в математике – раздел простые числа – как усвоен этот раздел.

Цели использования тестов достижений.

Вместо учительской оценки. Ряд преимуществ по сравнению с учительской оценкой: объективность - можно выяснить насколько усвоены главные темы, выявление основного. Можно построить профиль усвоения каждой темы.

Тесты достижений очень компактны. Тесты достижений – групповые – поэтому удобны. Можно оценить сам процесс обучения и усовершенствовать его.

Как конструировать тесты достижений?

    Тест достижений состоит из заданий, которые отражают определенную область содержания курса обучения. Сначала нужно спланировать тему содержания, выявить важные темы в курсе обучения. В конструировании теста достижений должен участвовать учитель, который преподавал темы. Психодиагност должен знать основные темы.

    Исключить из задания второстепенные знания, малосущественные детали. Желательно, чтобы выполнение заданий в малой степени зависело от механической памяти ученика, а зависело от понимания, критической оценки ученика.

    Задания должны быть репрезентативны целям обучения. Есть цели обучения, успешность усвоения материала, по которым сложно оценить (например, усвоение темы о правах), тогда нужно составлять задания так, чтобы отразить усвоенность материала.

    Тест достижений должен полностью охватить ту область учебного предмета, который должен быть изучен. Задания должны быть широко репрезентативны этой изучаемой области.

    Тестовые задания должны быть свободны от посторонних затрудняющих элементов, не должно быть затрудняющих элементов, не должно быть дополнительных трудностей.

    Каждое задание сопровождается вариантами ответов.

    Задание должно быть четко, кратко, недвусмысленно сформулировано. Чтобы ни одно задание не было подсказкой на другое задание теста (проверить после составления).

Ответы должны быть построены так, чтобы исключить возможность напоминания ответов (то есть не давать не относящихся к теме варианты ответов или очень легкие, чтобы испытуемый не смог догадаться, отбросив варианты ответов, как заведомо неприемлемые).

8. Задается критерий выполнения. Психолог разрабатывает большое число заданий, не все они войдут в тест. Для начала все задания проходят проверку. Войдут в тест те задания, которые решаются стопроцентным большинством людей, которые хорошо владеют материалом. Вторая проверка на тех, кто не владеет материалом – они должны выполнить меньше половины. Задания составляются по максимальному критерию. 90-100% - высокий уровень обученности. Тест достижений не оценивается по сопоставлению со статической нормой, а с классом. Сопоставляется индивидуальный результат.

Тесты профессиональных достижений.

Тесты профессиональных достижений используются для оценки эффективности обучения профессионалов или профессиональных тренировок. Для отбора людей на наиболее ответственные должности – профотбор. Используется для оценки уровня квалификации работников, при переходе на другую должность. Цель – оценить уровень обученности профессиональным знаниям, навыкам.

3 формы тестов профессиональных достижений:

    тест исполнения действия

    письменные

    устные тесты профессиональных достижений

    Тесты исполнения. Выполнение ряда заданий, обнаруживающих владение основными навыками или действиями. Используются те механизмы, аппаратура, инструменты, которые используются в трудовой деятельности или моделировании отдельных элементов профессиональной деятельности, способность воспроизводить отдельные операции.

    Письменные тесты достижений. Используются там, где требуется выяснить, насколько человек владеет специальными знаниями. Задания на бланках. Выполняются в письменной форме с определенной формой ответов.

    Устные тесты профессиональных достижений. В период первой мировой войны тесты профессиональных достижений использовались для отбора персонала. Серии вопросов, выявляющих специальные знания. Диагностика в виде интервью. Проводилась индивидуально. Удобны в применении. Не нужно распечатывать. Испытуемый должен в заданной форме отвечать.

Тесты профессиональных достижений создаются, как и тесты достижений. Создается большое количество заданий, заведомо больше в несколько раз. Проверяют. Испытывают три группы работников:

    эксперты высокой квалификации

  1. представители смежных профессий.

Задание включается в тест, если:

    задание выполнено большинством экспертов (это есть признак валидности)

    задание выполнено меньшим процентом новичков (приблизительно 60-70%)

    и, если еще меньший процент представителей смежных профессий выполнило задание.

Больше чем для 250 видов профессиональной деятельности разработаны тесты достижений. У нас таких тестов практически нет.

Развитие методов и методик психодиагностики. Тесты специальных способностей и достижений. Работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна.

РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ И МЕТОДИК ПСИХОДИАГНОСТИКИ

История современной психодиагностики начинается с первой четверти XIX в., т.е. с начала так называемого клинического периода в развитии психологических знаний. Этот период характеризуется тем, что ключевую роль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человеке начинают играть врачи (до них этим занимались в основном философы и писатели). Врачей интересуют причины происхождения трудноизлечимых и распространившихся в те годы в развитых странах мира душевных заболеваний и неврозов. Врачи-психиатры начинают вести в клиниках Европы систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений. В это время появляются такие методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Однако в целом психодиагностика в эти годы носит еще нестрогий, произвольный характер, что проявляется в различных выводах и умозаключениях, к которым приходят врачи, наблюдая за одними и теми же больными и изучая их с помощью одних и тех же методов. Это, в частности, происходит потому, что методы психодиагностики в то время носят еще качественный характер.

Началом создания количественных методов психодиагностики следует считать вторую половину XIX в. - то время, когда под руководством выдающегося немецкого психолога В. Вундта была создана первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория, где в целях психодиагностики стали применять технические устройства и приборы. К этому же времени относится открытие основного психофизического закона, который, показав количественную связь между физическими и психологическими явлениями, ускорил создание средств количественной психодиагностики. Основной психофизический закон открыл возможность измерения психологических явлений, и это открытие привело к созданию так называемых субъективных шкал для измерения ощущений. В соответствии с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время, вплоть до конца XIX в., практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений.



Начальным периодом становления современных методов психодиагностики, касающихся основных психологических процессов, свойств и состояний человека, следует считать конец XIX -начало XX в. В это время весьма активно и не без участия профессиональных психологов развиваются те области теории вероятностей и математической статистики, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики. Большая часть тех методов первичной и вторичной статистической обработки экспериментальных данных, которые были описаны во втором разделе данной книги, появилась как раз в эти годы. Однако вначале математическую статистику стали применять не в психологии, а в других науках: в биологии, экономике, медицине и т.д.

На 50-60-е годы XX в. приходится основное количество разнообразных психодиагностических методик. Это были годы наибольшей психометрической активности ученых-психологов.

Заметим, что в немалой степени созданию и разработке психодиагностики способствовал общий кризис психологической науки, возникший как раз на рубеже XIX и XX столетий. Он отчетливо выявил недостатки старой, интроспективной психологии, связанные в первую очередь с отсутствием научно обоснованных средств точной психодиагностики, особенно таких сложных явлений, как способности, интеллект и личность. Разработка соответствующих методов явилась началом выхода психологии из состояния кризиса, так как вновь созданные методы позволяли получать не умозрительные и субъективные, а точные и объективные знания о психологических процессах, свойствах и состояниях человека.

Тесты специальных способностей и достижений.

Психодиагностика способностей имеет выраженную гуманистическую направленность, поскольку способствует выбору наиболее подходящих возможностям и склонностям человека профессий, путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных особенностей. Все это существенно влияет на формирование положительной профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом, а следовательно, и удовлетворенности жизнью в целом.

Специальные способности рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные и т. д.). К исследованию специальных способностей относят изучение:

Математических способностей В. А. Крутецким и его

сотрудниками (1968),

Музыкальных способностей Б. М. Тепловым

Организаторских способностей Л. И. Уманским (1968),

Педагогических способностей Н. Ф. Кузьминой (1961),

Летных способностей К. К. Платоновым (1972),

Художественных способностей Е. И. Игнатьевым (1961).

Одним из очень распространенных тестов является разработанный для изучения музыкальных способностей тест музыкальной одаренности Сишора (Теплов Б. М., 1961). Он содержит серию заданий на изучение восприятия силы, интенсивности и тембра звука. Тест очень хорошо зарекомендовал себя и в областях, далеких от искусства.

Следующая группа тестов специальных способностей представлена тестами технических способностей. Эти методы были разработаны одними из первых среди методов диагностики специальных способностей. Поскольку тесты интеллекта были сосредоточены на изучении в основном «абстрактных» функций, возникла потребность в методах изучения более конкретных, практических способностей. В значительной степени эта потребность была удовлетворена за счет разработки тестов технических способностей. Очень популярным тестом изучения технического понимания

является тест Беннета, в котором используют серию картинок с короткими вопросами. Для того чтобы ответить на вопросы, необходимо понимать общие, технические принципы, встречающиеся в обыденных ситуациях.

Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе диагностических методик. Наиболее известным тестом достижений и широко применяемым до сих пор является Стэнфордский тест достижений (SAT) впервые опубликованный в 1923г. Он оценивает уровень обученности в разных классах в средних учебных заведениях.

Толчком для развития тестов специальных способностей стало мощное развитие профессионального консультирования, а также профессионального отбора и распределения персонала в промышленности и военном деле. Стали появляться тесты механических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей. Создавались тестовые батареи (комплекты) для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Было разработано около дюжины комплексных батарей способностей для использования в образовании и при консультировании и распределении персонала. Различаясь составом, методическими качествами, они сходны в одном - их характеризует низкая дифференциальная валидность. Учащиеся, выбирающие разные области образования или профессиональной деятельности, незначительно различаются своими тестовыми профилями.

Теоретической основой для построения комплексных батарей тестов способностей стало применение особой техники обработки данных об индивидуальных различиях и корреляций между ними - факторного анализа Факторный анализ позволял точнее определить и классифицировать специальные способности. Поэтому остановимся немного на истории этого направления исследований Английский психолог Чарльз Спирмен в 1904 г пришел к выводу, что положительная корреляция между тестами на различные способности (например, математические и литературные) выявляет некоторый общий генеральный фактор. Он обозначил его буквой g (от англ. general - общий). Помимо фактора, общего для всех видов деятельности, в каждой из них обнаруживается специфический фактор, свойственный только данному виду деятельности (S - фактор). Теорию Ч Спирмена называют двухфакторной Согласно ее положениям целью психологического тестирования должно быть измерение g у индивидов. Если такой фактор проявляется во всех изучаемых психических функциях, то его наличие является единственным основанием для предсказания поведения индивида в разных ситуациях Измерение же специфических факторов смысла не имеет, поскольку они могут обнаружить себя только в одной ситуации, Спирмен не отрицал того, что двухфакторная теория требует уточнения. Если сравниваемые виды деятельности похожи, то в какой - то степени их корреляция может быть результатом не только фактора g, но и некоторого промежуточного фактора - не столь общего, как g, но и не столь специфичного, как S. Такой фактор, свойственный только части видов деятельности, был назван групповым. Позднее распространилась точка зрения, согласно которой структуру свойств составляет ряд достаточно широких групповых факторов, каждый из которых может в разных тестах иметь различный вес. Например, вербальный фактор может иметь больший вес в тесте на словарный запас, меньший - в тесте словесных аналогий и совсем незначительный - в тесте на математическое мышление Корреляции тестов между собой являются результатом нагруженности их групповым фактором Американские психологи Т Л Килли и Л Л Терстоун, продолжив работы факторно - аналитического направления, занялись проблемами групповых факторов. Их основные работы вышли в 20 - 30 - е гг. Л. Терстоун, основываясь на многочисленных исследованиях, выделил 12 факторов, которые он обозначил как "первичные умственные способности" Среди них можно назвать следующие: словесное понимание, беглость речи, числовой, пространственный, ассоциативная память, скорость восприятия, индукция (логическое мышление) и др. Дальнейшие исследования привели к увеличению факторов. Число когнитивных факторов, описанных на сегодняшний день, равно 120.

На основе факторных исследований создавались многофакторные батареи тестов способностей, позволяющие измерять индивидуальный уровень каждой из способностей. Наиболее известна среди них батарея тестов общих способностей (GATB), включающая тесты способностей для конкретных профессий. Современное понимание факторного анализа вносит некоторые изменения в ту его трактовку, которая была в 20 - 40 - е гг. Факторный анализ - это высшая ступень линейных корреляций. Но линейные корреляции не могут считаться универсальной формой выражения математической связи между психическими процессами. Следовательно, отсутствие линейных корреляций не может толковаться как отсутствие связи вообще, то же относится и к невысоким коэффициентам корреляции. Поэтому факторный анализ и добываемые посредством этого анализа факторы не всегда верно отражают зависимости между психическими процессами. Но, пожалуй, главное, что вызывает сомнение, это понимание так называемых специальных способностей. Эти способности трактуются не как индивидуальные особенности, возникшие в результате влияния требований общества на индивида, а как особенности, исконно присущие данной индивидуальной психике. Такая трактовка порождает массу логических трудностей. В самом деле, откуда вдруг сложились и проявились у современного индивида такие способности, о которых даже представления не имели предшествующие поколения? Нельзя же думать, что в психике таятся способности, пригодные для всех грядущих общественных требований. Но техника факторного анализа принимает эти способности как некую данность; в действительности же они суть психические образования, находящиеся в динамике. Сказанное убеждает в том, что к возможностям факторного анализа нужно относиться с большой осторожностью и не считать этот анализ универсальным инструментом изучения психики.

Наряду с тестами интеллекта, специальных и комплексных способностей возник и еще один тип тестов, широко применяемых в учебных заведениях, - тесты достижений. В отличие от тестов интеллекта они отражают не столько влияние многообразного накопленного опыта, сколько влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. История развития этих тестов может быть прослежена с момента смены в Бостонской школе устной формы экзаменов на письменную (1845) В Америке тесты достижений начали использоваться при отборе сотрудников на государственную службу уже с 1872 г, а с 1883 г. их применение стало регулярным. Наиболее значительная разработка элементов техники конструирования тестов достижений была выполнена в течение первой мировой войны и сразу после нее Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе диагностических методик. Одним из наиболее известных и широко применяемых до сих пор тестов достижений является Стэнфордский тест достижений (SAT), впервые опубликованный в 1923 г. С его помощью оценивается уровень обученности в разных классах средних учебных заведений. Значительное число тестов специальных способностей и достижений было создано в рамках психотехники под воздействием практических запросов со стороны промышленности и экономики Дальнейшее развитие тестов достижений привело к появлению в середине XX века критериально - ориентированных тестов

Тест достижений – это любой тест из группы психодиагностических методик, разработанный с целью выявления знаний, способностей, навыков и умений индивида, полученных им в процессе прохождения определенных программ подготовки. Говоря проще, это абсолютно любой тест, который определяет, чему человек научился с помощью конкретной обучающей программы. Можно встретить и другие названия таких методик - тесты успешности или тесты успеваемости.

Считается, что тесты достижений появились еще в 1845 году, когда в Бостонской школе вместо устной формы проверки знаний ввели письменную. А уже с 1872 года в Америке стали применяться специальные тесты, которые соискателю на ту или иную должность предлагалось пройти в обязательном порядке. Сразу после первой мировой войны были проведены впечатляющие разработки в области психодиагностики, тогда же появилось огромное количество новых тестов достижений. Один из самых известных тестов, который до сих пор не теряет своей актуальности, – Стэндфордский тест достижений. Он используется для оценки знаний учеников в средних учебных заведениях.

Тесты достижений предназначаются для оценки знаний в системе образования и для выявления специальных знаний и навыков при приеме кандидата на работу. В обоих случаях не диагностируются имеющиеся у человека способности или знания, а оценивается то, чему он фактически научился, тем самым раскрывается и эффективность используемой образовательной программы или методики.

Существует несколько классификаций тестов достижений. По отношению их к целой учебной программе или ее части выделяют широкоориентированные и узкоспециализированные тесты. Первая группа используется для оценки навыков, которые человек получил после того, как прошел всю учебную программу.

Узкоспециализированные же тесты показывают, как человек усвоил какую-то часть предмета, например, тему "Кровеносная система человека" в анатомии.

Тесты достижений различают еще и по форме их выполнения. Тесты действия предлагают пройти на специальных устройствах и механизмах, а в процессе оценивают навыки человека в использовании этих машин на практике. Письменные тесты, исходя из названия, выполняются на бумажных бланках, а задания могут быть представлены в виде списка вопросов, с ответами или без них, или даже в форме рисунков, например, для детей. Устные тесты достижений проводятся в форме беседы, ответы не записываются на бумаге.

Чтобы появился тест достижений, собирается группа специалистов в своем деле. Сначала ими придумывается большое количество вопросов, гораздо большее, чем пригодится в тесте, а затем все задания проверяются и из них отбираются нужные. Считается, что уважающий себя практический психолог просто обязан уметь конструировать тесты достижений. Наверное, именно поэтому тестов достижений так много. Их популярность можно объяснить еще и тем, что существует огромное количество обучающих методик, эффективность которых обязательно нужно проверить.

"Применение этой методики позволяет оценить степень владения личностью конкретными знаниями, навыками, умениями в ходе выполнения конкретной деятельности ч конкретными задачами и требованиями.

В современной психологии существуют две большие группы методов, результаты действия которых обеспечиваются совокупностью методик (тестов).

Первая группа - это проективные методы исследования личности, в основе которых лежит механизм выявления проекций в полученных данных эксперимента с последующей их интерпретацией. Сюда входят три вида тестов:

1) ассоциативные;

2) интерпретационные;

3) экспрессивные.

Вторая группа методов связана с оказанием конкретной психологической помощи на запрос конкретного человека. Это так называемые клинические методы, которые предстают как цельная, процедурно обусловлена техника преодоления критической ситуации психологической жизни человека. Клинический метод - это синтез исследовательских, аналитических, преобразующих техник взаимодействия с клиентом, которые одномоментно соединены друг с другом и используются в пространстве проблемы, с которой человек обратился к специалисту (рис. 1.17). Принято выделять еще две отдельные группы тестов: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник - это метод, который позволяет оценить развитие данной характеристики объекта исследования, на основе количества ответов (на поставленные вопросы), которые совпадают по своему содержанию с представлением о ней.

Тест-задача - метод суждения о психологических характеристиках данного человека осуществляется на основе анализа успешности выполнения поставленных задач, что дает возможность оценить их присутствие или отсутствие, а также степень их развития.

Среди психодиагностических методов исследования, используемых в зарубежной медицинской психологии, следует выделить: многофакторный личностный опросник (ММРІ), опросник Кеттела и опросник Айзенка.

Рис. 1.17

Опросник ММРІ основывается на анализе 550 предполагаемых ответов, изучение которых помогает определить самочувствие обследуемого, отношение к себе и к окружающему миру. За этими утверждениями составляется профиль личности, который содержит І0 шкал, а именно: женственность, паранойя, психастения, шизофрения, гіпоманія, интроверсия - ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, мужественность. Существуют и русскоязычные варианты опросника ММРІ (Ф. Бы. Березина, Н. П. Мирошникова, Л. Н. Собчика, 1981).

Опросник Кеттела построен на оценке полярных качеств личности, например, самоуверенный - неуверенный, хвастливый - скромный др, объединенных в сиетемокомплекси, такие как циклотимия - шизотимія, возбудимость - заторможенность, умственная способность - умственная недостаточность и тому подобное. Опросник Кеттела будет полезным для определения таких свойств личности, как экстра - и интроверсия, нейротизм и психотизм (отклонение от психической нормы).

Факторы экстра-, интроверсии и нейротизму можно изучать также с помощью опросника Айзенка, состоящий из двух параллельных форм (А и Б), которые позволяют провести исследование повторно. Эта методика привлекает внимание ученых простотой формулировок. В отличие от ММРІ, в него введены шкалу лжи для выявления лиц с желательной реактивной установкой. Опросник содержит 57 вопросов, из них 4 - по шкале экстраверсии, 24 - по шкале нейротизму и 9 - по шкале лжи. Опросник Айзенка нашел применение в нашей стране.

Среди проективных методов, основная цель которых - изучение личности как единого целого, используют тест Роршаха, ТАТ (тематический апперцепційний тест) и тому подобное.

Тест Роршаха заключается в том, что исследуемому по очереди демонстрируют 10 карточек, на которых изображены чернильные пятна разных конфигураций и цвета. Рассматривая каждую карту, человек должен ответить на вопрос: "Что это может быть?" На основании полученных ответов определяется, наряду с другими показателями, богатство воображения, способность к синтезу, критичность ума, интеллектуальная активность. По мнению 13. М. Мясищева. этот метод является ценным для клинических исследований, а не для классификации людей.

Тематический апперцепційний тест (ТАТ), созданный американскими психологами, состоит из набора (от 6 до 30) картин с определенными изображениями. Кроме того, предлагается один лист без изображения, на котором обследуемый может изобразить по своему усмотрению любую картину. Как правило, для описания изображения обследуемому предлагают более 20 картин. По каждой картине он составляет рассказ, который записывают на магнитофон или стенографують, или же обследуемый сам записывает свой рассказ на бумаге.

Для правильной оценки полученных данных (интерпретации описанных рассказов) необходимо иметь определенные сведения о прошлом и настоящем обследуемого. Достоверность определенных личностных тенденций нужно проверить и другими методами. Описаны методы, применяемые за рубежом, безусловно, имеют практическое значение для медицинских психологов и психиатров. Большинство из них, модифицированная отечественными авторами, применяется и в нашей стране. Результаты, получаемые при использовании некоторых методов у нас, отличаются, поскольку отечественные исследователи, интерпретируя данные получаются из других методических позиций.

Задача или вопрос, из которых состоит тест, должны добираться по критериям выгодности (соответствия психическому явлению, которое изучается), надежности (устойчивости результатов измерения). Тесты, которые не имеют валидности, называют инвалидными, они непригодны для практического использования. Но в истории известны случаи, когда тесты, признанные инвалидными для измерения одних качеств, оказывались валидными для измерения других. Такой парадокс объясняется наличием такой неотъемлемой условии валидности тестов, как надежность. Ненадежный тест не может быть валидным, и, наоборот, валидный тест всегда надежен. Также надежность теста не может превышать валидность и наоборот.

Своеобразным представителем психологических методов является метод социометрии. Социометрия применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. Методично социометрия представляет собой цикл измерительных процедур и математических методов обработки первичных данных опросной методики. Метод социометрии используется для изучения социальных ролей в малых группах и на группе в целом. Рабочим инструментом в соціометричному исследовании является так называемый "социометрический критерий". Этот критерий делится на две группы. К первой относятся коммуникативные и гностические; ко второй - официальные и неофициальные.

Широкое применение в психологических исследованиях занимают математические методы. Чаще всего используется две группы математических методов, которые различаются в зависимости от их функционального назначения:

1) методы математического моделирования;

2) методы математической статистики.

Функциональное назначение методов математического моделирования заключается в построении алгоритмов действий и преобразующей деятельности в виде объяснительных, развивающих, обучающих и компьютерных моделей.

Статистические методы - это методы прикладной математической статистики. Наиболее распространенными видами этого метода является корреляционный, факторный, регрессионный анализ.

Корреляционный анализ - это комплекс процедур статистического исследования взаимозависимости переменных, находящихся в корреляционных отношениях. При этом преобладает их зависимость не линейная: это означает, что значению любой отдельно взято.

в Общем большинства психологических методик присущи некоторые общие черты их проведения. Как правило, исследование делится на четыре основных этапа.

Первый этап - подготовительный, где определяется предмет исследования и его первичный анализ. В ходе этого этапа исследователь проводит теоретизацию предмета познания, то есть рассматривает его как многомерное целостное и самостоятельное явление, которое взаимодействует с другими явлениями. Главное в этом этапе то, что исследователь формирует гипотезу о сущности психологического факта, который изучается. Эта гипотеза должна быть им зафиксирована и проверена.

Второй этап - конкретно экспериментальный, что определяет эмпирические критерии рассматриваемого явления. Во время проведения этого этапа исследования исследователь имеет возможность непосредственно контактировать с сущностью данного явления, что составляет центральный момент эксперимента.

Третий этап - количественный анализ, интерпретация и толкование данных, полученных первыми двумя способами. Это позволяет утверждать о достоверности полученных данных направлены на подтверждение изначально поставленной гипотезы. При нем довольно часто используются математические методы психологии.

Четвертый, заключительный этап - интерпретация полученных данных. Этот этап предусматривает "выяснение правильности или ошибочности гипотезы исследования".

Как и в каждой науке, методы современной психологии воспроизводят объективный процесс научного познания, поэтому их широкое использование обеспечивает высокий уровень исследований.

Поделиться: