Военный Обозреватель.  Военный Обозреватель Корабль проекта 1155

Большие противолодочные корабли БПК проекта 1155 типа«Удалой, - самые многочисленные крупные надводные корабли ВМФ России, из оставшихся в строю (можно сказать от флота остались, рожки и ножки). После катастрофического сокращения финансирования многие постройки 1960-1970-х годов были списаны, и не только? тут =>> . Все фото кликабельны, представлены наиболее интересные фото БПК проекта 1155.

Напомню, захват доминирующих позиций в мировом масштабе на океанах и морях, никогда перед ВМФ СССР и его преемницей ВМФ России, не стоял . Но как морской державе, имеющей свои локальные интересы на определенных морских просторах, сильный флот необходим. Ключевые интересы, само собой в Черном море, но даже в большей степени в Арктике. Не пройдет и пятилетки (скорее даже меньше), и завершится борьба за Арктику. Незаметно, но она уже началась. Пока мы имеем, не смотря на все экономические коллизии, самый мощный военный флот, именно в акватории Северного Ледовитого океана. Это, чтобы было понятно, что наш флот далеко не самый мощный в мире, и даже не второй. Поэтому и требования к кораблям, узкоспецифичны, для выполнения определенных задач, не более того.

Одной из основных задач советско­го ВМФ в 1970-е годы являлась борьба с атомными подводными лодками - для этого ВМФ предполагал использовать свои подводные лодки- охотницы, базовые противолодочные самолеты и специализированные корабли. Последними и наиболее совершенными из надводных охотников за подлодками в океанской зоне стали разработанные в начале 1970-х годов корабли проекта 1155. Быстрый рост технических характеристик подводных лодок, особенно после перехода на атомные силовые установки, усложнил и до того, нелегкую борьбу с ними.

БПК Адмирал Чабаненко и американский ракетный крейсер Сан Хасинто в Средиземном море, 18 января 2008 г

В 1972 году флот выдал промышленности техническое задание на большой противолодочный корабль нового поколения, в котором было необходимо существенно увеличить возможности поиска и борьбы с новейшими АПЛ противника при одновременном усилении защиты от ПКР. Выполнение всех работ поручили Северному проектно-конструкторскому бюро (Ленинград), главным конструктором проекта был назначен Е. Третников, с 1977 года его сменил В. Мишин.
В результате противолодочникам потребовалось существенно увеличить как дальность обнаружения, так и дальность поражения. Эти системы, обладая значительными габаритами и весом (особенно в советских образцах, против этого не попрешь, с миниатюрностью проблемы были всегда), привели к неудержимому росту размеров и водоизмещения. Для примера, на большой противолодочный корабль БПК проекта 1155 тип Удалой надо было воткнуть гидроакустический комплекс «Полином», предыдущее поколение «Титан» и «Титан-2» ему уступало по всем параметрам. Так вот, масса комплекса «Полином» почти 800 тонн, размер подводного обтекателя (более пяти метров диаметра и 30 м в длинны) потребовали особых обводов корпуса в носовой части. Но обо всем по порядку.

90-е БПК "Удалой" в отстое, фото

Незавидна судьба первого корабля серии, после недолгой службы, выведен в резерв в 96, исключили из боевого состава флота в 2001г. После частичной разборки, затонул в 2002 году, недалеко от п. Белокаменка в Кольском заливе. В 2006 г поднят со дна и пущен на иголки.

Первоначально предполагалось в качестве основы при разработке проекта использовать хорошо отработанные и строившиеся большой серией БПК проекта 1135. Вначале имели место надежды уложиться в водоизмещение немногим более 4000 т, что позволило бы строить новую серию на старых стапелях. Предыдущее поколение к этому моменту «доросли» почти до 9000 т и казались чрезмерно большими и дорогими.
Однако новый гидроакустический комплекс, который требовалось разместить, базирование двух противолодочных вертолетов и другие обязательные требования по увеличению боевой эффективности заставили отказаться от ограничений, и в конце концов новый проект преодолел отметку в 7000 т полного водоизмещения. В корме обводы диктовались размещением двух вертолетов и соответствующей взлетно-посадочной площадкой. Как помним носовая часть изменена под гидроакустический комплекс «Полином».

На новых БПК использовали газотурбинную силовую установку. В тяжелые 1990-е годы оказалось, что такое решение позволило избежать многих проблем, возникших при эксплуатации котлотурбинных эсминцев проекта 956.

Хотя концепция использования ЭМ и БПК предполагала разделение обязанностей - первые в основном были ориентированы на противокорабельные задачи, а вторые на борьбу с ПЛ, по сравнению с БПК проекта 1134 на «Удалом» артиллерийское вооружение было заметно усилено.

Большой противолодочный корабль Адмирал Левченко Северный флот и норвежсий фрегат Otto Sverdrup, причал №1 в Североморске, 11 сентября 2009 г

Помимо перечисленного вооружения, установлены две 45-мм пушки, не имеющие хоть какой-то боевой ценности и используемые в качестве салютных. В системе Минсудпрома корабли проекта 1155 были известны под шифром «Фрегат». На флоте считают, что система пожаротушения проекта 1155 малопригодна для выполнения своих задач.

Так был сделан шаг в направлении создания универсального боевого корабля, что в условиях постоянного роста размеров и стоимости оказалось верным решением. Говоря проще, все таки получили, более менее универсальный корабль, на котором мы и вошли в 21 век, впрочем все еще и продолжаем идти.

В 1976 году ВМФ потребовал скорректировать технический проект 1155: было принято радикальное решение об увеличении боевых возможностей за счет еще одного вертолета, установки второй РЯС и улучшения эксплуатационных характеристик.
Особенности конструкции военных судов типа «Удалой» обусловливаются их предназначением: они создавались для борьбы с подводными лодками.

Наконец, 23 июля 1977 года на заводе «Янтарь» в Калининграде был заложен головной корабль «Удалой». Спустя несколько месяцев второй БПК, «Вице-адмирал Кулаков» начали строить на судостроительном заводе им. Жданова (Ленинград).

Вступление в строй «Удалого» припало на 31 декабря 1980 года. Всего за последующие 10 лет по первоначальному проекту построили 12 БПК, восемь из них- на «Янтаре». Все они вошли в состав Северного и Тихоокеанского флотов и после 1991 года перешли в ВМФ России.

Корабли проекта 1155 имеют стальной корпус с удлиненным полубаком и большим развалом шпангоутов в носовой части для компенсации негативного влияния обтекателя ГАС «Полином». Надстройки изготовлены с широким применением легких (алюминиевых и магниевых) сплавов. Имеется система успокоения качки, снижающая бортовую качку в три с лишним раза. Улучшена (по сравнению с предшественниками) обитаемость корабля с учетом возможности действий в различных по климатическим условиям районах. Для офицеров предназначены одно- и двухместные каюты, для мичманов - двух- и четырехместные, для матросов - кубрики на 12-14 человек. Имеются помещения для отдыха, занятий спортом, лазарет.
ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
МГЭУ та же, что и на СКР (ранее БПК) проекта 1135. В ее состав входят два автономных газотурбинных агрегата М9, работающих каждый на свой гребной вал. ГТА состоит из газовой турбины экономического хода Д090 мощностью 9000 л. с. и газовой турбины полного хода ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Разделение на турбины экономического хода и форсажные вызвано тем, что наиболее экономичными для газовых турбин (в отличие от паровых или ДВС) являются режимы, близкие к полным оборотам. Таким образом, в большинстве случаев корабль может использовать оптимальные для выбранной скорости турбины - либо только экономические, либо обе одновременно при необходимости полного хода.

Слева последний БПК проекта 1155, «Адмирал Пантелеев», поднял флаг всего за несколько дней до распада СССР, справа Адмирал Трибуц, 33-й причал, Владивосток, 14 февраля 2008 г

По сравнению с паротурбинной (котло- турбинной) установкой газовые турбины имеют высокую удельную мощность, меньшие габариты, более просты в обслуживании. Не менее важным достоинством является возможность быстро перейти из выключенного состояния в режим полной мощности - у ГТД это время составляет 10-15 мин, в то время как у классической паротурбинной установки «подъем» паров занимает более полутора часов. Наконец, современные котлы с высокими параметрами пара (давление и температура) оказываются очень требовательными к качеству котельной воды, что в реалиях повседневной службы создает порой большие проблемы (от чего страдают ЭМ проекта 956 - современники и близкие им по размерам).

4-трубные 533-мм торпедные аппараты

Гидроакустический комплекс «Полином»
Ядром противолодочного комплекса БПК является ГАС «Полином» - подкильная поисковая ГАС кругового обзора и целеуказания. Огромные размеры обеспечили высокие данные - в частности, дальность обнаружения цели типа ПЛ составляет 40-50 км, в то время как станции предыдущего поколения имели дальность примерно в 5-10 раз меньше. В дополнение к антенне в носовой бульбе имеется и буксируемая МР760 «Фрегат-МА» - трехкоординатная РЛС с фазированной антенной решеткой предназначена для обнаружения воздушных и надводных целей и выдачи целеуказаний ракетным и артиллерийским комплексам. Антенны станции размещены на гиростабилизированной платформе. Максимальная дальность обнаружения воздушной цели составляет 300 км. МР350 «Подкат» - двухкоординатная РЛС для обнаружения низколетящих малоразмерных целей в условиях помех. На высотах до 100 м дальность обнаружения превышает 30 км. МР212 «Позитив» - РЛС сопровождения и подсветки целей ЗРК «Кинжал». Кроме этого, имеются РЛС иного назначения (навигационные, управления огнем артиллерии МР-114 «Лев-114») антенна переменной глубины. Помимо подлодок, «Полином» способен обнаруживать торпеды и якорные мины. Корабли проекта 1155 - самые маленькие, оснащенные этой ГАС.

РАДИОЛОКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
УРК-5 «Раструб-Б» - универсальный ракетный комплекс для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями.
Стреляет ракето-торпедой, которая доставляет в район цели малогабаритную торпеду УМГТ-1. Максимальная дальность стрельбы - 55 км. Счетверенные пусковые устройства располагаются побортно под ходовым мостиком. Автоматическая артустановка АК-100 калибра 100 мм предназначена для стрельбы по воздушным, морским и наземным целям. Башня имеет противоосколочное бронирование, сохранена возможность ручного заряжания. Дальность стрельбы - 21,5 км, скорострельность - 60 выстр./мин. Постоянное охлаждение ствола обеспечивается забортной водой.

Автоматическая 6-ствольная 30-мм АУ АК-630М предназначена для борьбы с воздушными и легкими морскими целями на дальности до 5000 м. Основное средство борьбы с ПКР на малых дистанциях. Скорострельность 4000-5000 выстр./мин. «Кинжал» - зенитный ракетный комплекс для уничтожения воздушных целей (включая низколетящие). Дальность стрельбы - 12 км. Ракеты размещаются в подпалубных пусковых контейнерах с вертикальным стартом. В конусе 60° «Кинжал» может обстреливать до четырех целей и наводить на них (для повышения вероятности поражения) до восьми ракет. Все вооружение корабля управляется боевой информационно-управляющей системой «Лесоруб-55», использующей информацию от РЛС и иных средств обнаружения. БИУС позволяет выделять приоритетные цели и использовать вооружение с максимальной эффективностью.

В настоящий момент в строю осталось всего восемь БПК (самые многочисленные корабли именно этого проекта) , поровну разделенных между Северным и Тихоокеанским флотами.

Более универсальный проект 11551

Вскоре после вступления в строй первых БПК проекта 1155 тип Удалой, стала очевидной возможность сделать комплекс вооружения заметно более сбалансированным, усилив противокорабельную и универсальную составляющие, одновременно заменив более совершенными системы ПЛО и ПВО. Артиллерия получила вместо двух 100-мм АУ одну двухствольную 130-мм АУ; появились восемь ПКР «Москит», а для ПВО в ближней зоне установили ЗРАК «Кортик». ПЛУР «Раструб» уступили место ПЛУР «Водопад», а реактивные противолодочные бомбометы РБУ-6000 - комплексу противоторпедной защиты РБУ-12000.

ГАК «Полином» заменили более новым «Звезда-2». Усовершенствованный таким образом корабль получил обозначение БПК проекта 11551; первый из предполагавшихся 10, заложили в 1990 году. Последовавшие события (перестройка и гласность, если кто не помнит) значительно затянули постройку, и в строй «Адмирал Чабаненко» вошел только в феврале 1999-го .

Он остался единственным представителем проекта 11551 , хотя этот вариант обладает заметно более высокими качествами по сравнению с оригинальными 1155-го. По мнению специалистов, БПК проекта 11551 представляет сбалансированный многоцелевой корабль, во многом превосходящий по боевым возможностям эсминец проекта 956, при этом лишенный недостатков последнего.

ТТХ большого противолодочного корабля БПК проекта 1155 тип Удалой

  • Водоизмещение, т: нормальное: 6945 полное: 7670
  • Размерения, м: длина: 162,8 ширина: 19 осадка: 5,2 (7,87 м по обтекателю ГАК «Полином»)
  • ГЭУ - 4 газотурбинные установки общей мощностью 61 ООО л. с.
  • (2 маршевых по 8000 л. с. и 2 форсажных по 22 500 л. с.)

Технические характеристики:

  • скорость, узлы: 30 (14 на маршевых ГТУ)
  • дальность, мили: 5700 (при 14 узлах)
  • Экипаж, чел.: 220

Вооружение:

  • противолодочное: 2 х 4 ПЛУР «Раструб-Б»,
  • два 12-ствольных реактивных бомбомета РБУ-6000;

артиллерийское:

  • две 100-мм АУАК-100,
  • две 6-ствольных 30-мм АУ АК-630М;

зенитное:

  • 2 ЗРК «Кинжал»;

торпедное:

  • два 4-трубных ТА калибра 533 мм;

авиационная группа:

  • два противолодочных вертолета Ка-27

Из них достроен только первый.

Большие противолодочные корабли проекта 1155
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Предшествующий тип Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б
Годы постройки 1977 - 1991
Построено 12
В строю 8
Отправлено на слом 4
Основные характеристики
Водоизмещение 6930 (нормальное)
7570 (полное)
Длина 145,0 (по КВЛ)
163,5 (наибольшая)
Ширина 17,2 (по КВЛ)
19,0 (наибольшая)
Осадка 5,2 (средняя)
7,87 (по обтекателю антенны ГАК)
Двигатели 2 форсажных ГТД, 2 маршевых ГТД
Мощность 2х22 500 л. с. (форсажных ГТД)
2х9000 л. с. (маршевых ГТД)
Движитель 2 ВФШ
Скорость хода 32 узла (полная), 18 узлов (экономическая)
Дальность плавания 5000 морских миль на 14 узлах при наибольшем запасе топлива), 2400 миль на 32 узлах
Автономность плавания 30 суток (по запасам провизии)
Экипаж 220 (в том числе 29 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение МР-145
РЛС «Фрегат »
Тактическое ударное вооружение 2 × 4 ракето-торпед ПЛРК «Раструб»
Артиллерия 2х1-100мм АУ АК-100 (1200 выстрелов)
2х1-45мм 21-КМ
Зенитная артиллерия 4х6-30 мм ЗАК АК-630
Ракетное вооружение 2 ЗРК «Кинжал » (64 ЗУР)
Противолодочное вооружение ГАК «Полином » (8 ПЛУР 85-РУ)
2х12-213мм РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 2х 533мм ТА ЧТА-53-1155 (8 торпед 53-65 К, СЭТ-65 или ПЛУР 83РН)
Авиационная группа 2 вертолёта Ка-27ПЛ
Медиафайлы на Викискладе

История разработки проекта

Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина . По первоначальному ТТЗ (тактико-техническому заданию) 1972-1973 годов корабль проектировался как развитие сторожевых кораблей проекта 1135 с устранением недостатков последнего (в числе которых были: отсутствие вертолёта и несовершенство гидроакустических средств , не способных обеспечить целеуказание ПЛУР на полную дальность стрельбы - 90 км). Изначально планировалось ограничить стандартное водоизмещение БПК 4000 тонн, но в итоге от ограничений размеров отказались по причине внесения в ТТЗ требования размещения на кораблях проекта ГАК «Полином» нового поколения, имеющей бо́льшие массогабаритные характеристики, чем ГАК предыдущего типа «Титан-2 » и «Титан-2Т».

Конструкция

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка, полностью идентичная ГЭУ, установленной на сторожевых кораблях проекта 1135 «Буревестник», состоит из 2 ГТА (газо-турбинных агрегатов) М9, каждый из которых устроен так, что работает только на свою линию вала. Каждый агрегат включает в себя маршевый двигатель ГТД Д090 мощностью 9000 л. с. и форсажный ГТД ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Предусмотрен аварийный пост управления форсажными ГТА; при нормальном функционировании всех систем корабля управление главными механизмами осуществляется с помощью пневмоэлектрической системы. Газовывод от ГТА осуществлён от каждого эшелона в 2 дымовые трубы: это позволяет, при необходимости, произвести агрегатную замену ГТД.

Электроэнергетическая система состоит из 4 (по 2 в носовом и кормовом машинных отделениях) газотурбогенераторов ГТГ-1250-2 по 1250 кВт, из которых по одному ГТГ в каждом из машинных отделений корабля имеют теплоутилизационные котлы, работающие на теплоотдаче уходящих газов ГТГ, которые дополняют паропроизводительность паровых котлов и обеспечивают паром общесудовые потребители.

Служба

Оценка проекта

После вступления в строй первых кораблей проекта 1155 и накопления опыта их эксплуатации на одном из совещаний у Главкома ВМФ С. Г. Горшкова в 1983 году был поставлен вопрос о недостатках проекта 1155. Таковыми считалось отсутствие на корабле ПКР, слабое зенитное и артиллерийское вооружение.

По результатам рассмотрения Главком ВМФ С. Г. Горшков принял решение о разработке модификации корабля с усиленным артиллерийским и управляемым ракетным оружием. Главным конструктором нового проекта 1155.1 стал В. П. Мишин, заместителями были назначены его помощники по проекту 1155, позже заместителем был назначен И. М. Шрамко, главным наблюдающим - Н. А. Андреев.

При сохранении практически всех кораблестроительных элементов в новом проекте противолодочный ракетный комплекс «Метель» был заменён на противокорабельный «Москит» , 533 мм торпедные аппараты - на универсальный противолодочный комплекс «Водопад» , а две 100-мм артиллерийских установки АК-100 на одну 130-мм АК-130 , реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 - на ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1» , 30-мм автоматы АК-630М - на ЗРАК «Кортик» , а ГАК «Полином» - на ГАК «Звезда-2».

Для повышения мореходности, улучшения условий использования вооружения и комфортности экипажа на БПК проекта 11551 впервые установили успокоитель качки с неубирающимися рулями. По сравнению с ранее применявшимися успокоителями с выдвижными рулями, новый успокоитель стал занимать значительно меньшие объёмы, и был изготовлен в виде единого агрегата.

Сравнительная оценка по совокупности решаемых противолодочных, противоторпедных, ПРО-ПВО и противокорабельных задач БПК проекта 1155.1 и корабля проекта 1155 показывает, что БПК проекта 1155.1 превосходит своего предшественника в 1,3-1,4 раза и, по существу, является прототипом для перспективных многоцелевых кораблей охранения. Заложенные в нём инженерные решения и высокий модернизационный потенциал могут быть базовыми для создания новых (в том числе экспортных) вариантов, максимально учитывающих требования заказчика. В составе ВМФ России находится только один корабль этого проекта - «Адмирал Чабаненко» .

Сейчас это основные российские корабли дальней морской зоны - именно их отправляют в Аденский залив на борьбу с сомалийскими пиратами, которую Россия активно ведёт с 2008 года.

Как рассказал «Известиям» источник в главном штабе ВМФ, 30-летние БПК оснастят современными пушками А-192 «Армат» , ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами от С-400 «Редут» .

Благодаря такой переделке БПК станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолёты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями, - пояснил собеседник издания.

По его словам, модернизация БПК 1155, по предварительным расчётам, обойдется в 2 млрд рублей за каждый корабль, тогда как стоимость строительства нового эсминца сравнимого уровня начинается от 30 млрд рублей.

Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил «Известиям», что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота.

Новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Удалых», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения, как БПК 1155, пока ещё даже нет в проекте. А из современных кораблей такие функции, как у него, есть только у фрегатов проекта . Но они почти в два раза меньше, поэтому менее автономны - не могут отплывать далеко от базы - и несут меньше вооружения, - пояснил Захаров.

Представители проекта

Наименование б/н Верфь Зав. № Заложен Спущен В строю Флот Состояние Прим.
Удалой 637 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 111 23.07.1977 05.02.1980 31.12.1980 СФ Списан Утилизирован
Вице-адмирал Кулаков 626 ССЗ им. А. А. Жданова 731 04.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 СФ В строю
Маршал Василевский 687 ССЗ им. А. А. Жданова 732 22.04.1979 29.12.1981 08.12.1983 СФ Списан Утилизирован
Адмирал Трибуц 564 ССЗ им. А. А. Жданова 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 ТОФ В строю
Адмирал Захаров 513 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 112 16.10.1981 04.11.1982 30.12.1983 ТОФ Списан Утилизирован
Адмирал Левченко 605 ССЗ им. А. А. Жданова 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 СФ В строю Заложен как «Хабаровск»
Адмирал Спиридонов 555 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 113 11.04.1982 28.04.1984 30.12.1984 ТОФ Списан Утилизирован

Главный штаб ВМФ России принял решение провести модернизацию больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1155 «Фрегат» (по классификации НАТО — Udaloy). На сегодня это основные корабли дальней морской зоны в российском флоте. Именно их отправляют к Африканскому рогу для борьбы с сомалийскими пиратами.

Модернизация БПК будет включать в себя оснащение современными пушками А-192, крылатыми ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами С-400 «Редут» . Благодаря этому корабли «станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки но и надводные корабли, самолеты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями », — пояснил представитель Главкомата ВМФ газете «Известия».

По его словам, модернизация 30-летних БПК проекта 1155 может обойтись в 2 млрд. рублей за один корабль . При этом стоимость строительства нового эсминца дальней морской зоны превышает 30 млрд. рублей.

Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил, что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота. Захаров пояснил, что новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Фрегаты», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения как БПК 1155 даже нет в проекте. А из современных кораблей, стоящих на вооружении ВМФ России такие функции есть только у . Но они в два раза меньше, менее автономны и хуже вооружены.

В 1970-е годы из-за габаритного бортового оборудования было решено разделить функции универсального корабля между двумя специализированными - ударным эсминцем стал проект 956 «Современный», а противолодочным - БПК 1155 «Фрегат» с мощной гидроакустической станцией в носу. На сегодня ударные эсминцы проекта 956 «Современный» практически не эксплуатируются из-за проблем с котлами — на ходу всего три корабля. Их также готовят к модернизации. Вместе с обновленными БПК они составят основу океанской группировки российских ВМФ.

В ВМС США на сегодня больше 40 универсальных эсминцев , способных топить подводные лодки, надводные корабли и поражать наземные цели крылатыми ракетами «Томагавк».

Техническое задание на проект модернизации БПК проекта 1155 будет разработано до конца года. Его поручили подготовить 1-му и 2-му центральным НИИ ВМФ. После этого будет объявлен конкурс среди конструкторских бюро на лучший проект модернизации, а затем выбран завод. Основные претенденты на этот заказ — «Северная верфь» в Петербурге и завод «Янтарь» в Калининграде.

Кроме вооружения на БПК обновят ходовую часть, а также изменят центр тяжести, из-за которого на большом ходу корабль начинает задирать нос и бить днищем об воду (это явление называется «днищевый слемминг»). В Северном проектно-конструкторском бюро, которое разрабатывало БПК проекта 1155 и, скорее всего, получит заказ, рассказали, что для внедрения современных оружейных комплексов придется менять и корабельную систему управления, то есть практически всю электронику.

При модернизации могут столкнуться с рядом серьезных технических проблем — подойдут ли габариты новых оружейных систем для строго корпуса БПК. Если придется ломать корпус, это существенно может повысить стоимость проекта. «Калибр» может встать на место «Раструба», а вот «Москит» - уже нет, говорят специалисты КБ.

В настоящее время БПК проекта 1155 вооружены артиллерийскими установками АК-100 калибра 100 мм, полуавтоматическими пушками 21-КМ калибра 45 мм, зенитными артиллерийскими установками калибра 30 мм, зенитными ракетными комплексами «Кинжал», противолодочными ракетными комплексами «Раструб-Б», реактивно-бомбовыми установками , а также двумя четырехтрубными торпедными аппаратами калибра 533 мм. В состав авиагрупп кораблей проекта 1155 входят по два вертолета Ка-27ПЛ.

Первый модернизированный БПК появится не раньше 2016 года : разработка головного проекта займет около 1,5 года - каждую деталь придется согласовывать с разработчиками и производителями комплексов вооружения, оборудования и других систем корабля. После этого еще от 2 до 4 лет будет дорабатываться технический проект модернизации - пошаговые инструкции для завода.

За 11 лет, с 1980 по 1991 год, было построено 13 БПК проекта 1155 (один из них по улучшенному проекту 1155.1). Кораблям присваивают имена российских и советских адмиралов. Сейчас в строю осталось 8 таких кораблей - четыре на Тихоокеанском флоте и столько же - на Северном . С 2008 года для борьбы с пиратами в Сомали привлекались пять из них - «Маршал Шапошников», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Левченко», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Чабаненко». БПК «Адмирал Харламов» стоит в резерве с 2006 года. Возможно, именно он будет головным кораблем модернизации всего проекта.

Большой противолодочный корабль Проект 1155.
Большой противолодочный корабль Проект 1155 шифр «Фрега». Разрабатывался как улучшенный сторожевой корабль Проекта 1135 с целью устранения их основных недостатков: отсутствие вертолета, малая дальность действия гидроакустических средств. Головной корабль «Удалой».

Большой противолодочный корабль Удалой.



Большой противолодочный корабль Удалой - построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 5 февраля 1980г. и вступил в строй 31 декабря 1980г., и уже 24 января 1981г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1982г. участвовал в комплексных учениях Северного флота, в составе ТАКР «Киев », РКР «Киров », СКР «Жаркий ». 20-26 сентября 1983г. принимал участие в учениях «Океан-83».

В октябре 1983г. в составе кораблей БПК «Адмирал Исаков » эсминец «Отчаянный », и танкером «Генрих Гасанов » эскортировал до широты Гибралтара тяжёлый авианесущий крейсер «Новороссийск ». В конце марта 1984г. совершил официальный визит о.Куба,(Гавана, Сьенфуэгос). Бортовые номера: 444(1980), 480(1981), 695(1983),656(1985), 612(1990), 637(1993). Списан: 1997г.




Большой противолодочный корабль Адмирал Левченко - построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 21 февраля 1985г. и вступил в строй 30 сентября 1988г., и уже 1 мая 1989г. вошел в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ). В январе 2009г. участвовал в совместных военно-морских учениях с Турцией "Турраш-2009". В августе 2010г. ведет патрулирование и защищает суда от пиратов в районе Африканского рога - Сомали. Бортовые номера: 405(1988), 691(1989), 671(1990), 605(1993). Списан: в строю.

Большой противолодочный корабль Адмирал Чабаненко - построен в рамках проекта 11551, шифр «Фрегат-М». Спущен на воду 16 июня 1994г. и вступил в строй 28 января 1999г., и вошел в состав Северного флота (СФ). В 2008г. участвовал в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008». В ноябре 2009г. и апреле 2010г. ведет патрулирование и защищает суда от пиратов в районе Африканского рога - Сомали. Бортовые номера: 534(1994), 437(1994), 650(1999). Списан: в строю.

Большой противолодочный корабль Адмирал Виноградов.




Большой противолодочный корабль Адмирал Виноградов - построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 4 июня 1987г. и вступил в строй 30 декабря 1988г., и уже 1 мая 1989г. вошел в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота (КТОФ). В декабре 2008г. отправился в дальний. Далее принял участие в совместных российско-индийских учениях. В начале 2009г. и в конце 2010 ведет патрулирование и защищает суда от пиратов в районе Африканского рога - Сомали. В 2012г. принял участие в Российско-Китайских учения Морское взаимодействие-2012. Бортовые номера: 493(1988), 554(1989), 606(1992), 572(1993). Списан: в строю.



Большой противолодочный корабль Адмирал Трибуц - построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 26 марта 1983г. и вступил в строй 30 декабря 1985г., и уже 15 февраля 1986г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). С 5 декабря 1992 года по 23 мая 1993г. входил в состав отряда миротворческих сил по поддержанию порядка в Персидском заливе. с 3 по 19 февраля 2004г. участвовал в походе в Корею, посвященном столетию начала Русско-Японской Войне. В 2005г. принял участие в совместном Российско-Индийском учении"Индра-2005". С 30 июля по 15 октября 2009г. в составе отряда Тихоокеанского флота (танкер «Борис Бутома», морской буксир МБ-99) участвовал в миссии ООН по борьбе с пиратством у берегов Сомали. С 29 июня по 8 июля 2010г. принял участие в оперативно-стратегических учениях «Восток-2010». 25 июля 2010г. принял участие в параде кораблей во Владивостоке в честь празднования Дня Военно-Морского флота России. Бортовые номера: 415(1985), 472(1987), 592(1988), 552(1992), 564(1993). Списан: в строю

Большой противолодочный корабль Адмирал Захаров.



Большой противолодочный корабль Адмирал Захаров - построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 4 ноября 1982г. и вступил в строй 30 декабря 1983г., и уже 18 января 1984г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). Назван в честь адмирала Михаила Николаевича Захарова.

В 1987г. совершил переход на КТОФ - с 21 октября по 25 октября — визит в Луанда (Ангола), далее с 6 ноября по 11 ноября в Мапуту (Мозамбик), с 17 ноября по 23 ноября в Викторию (Сейшельские острова) ну и уже 29 ноября по 3 декабря, дружественный визит в Бомбей (Индия).

С 12 по 16 мая 1988г. в составе отряда кораблей (ТАКР Новороссийск, Эм Боевой) посетил с официальным визитом Вонсан, в рамках военно-технического сотрудничества с Северной Кореей.

С 1989г. боевая служба в Персидском заливе - охрана мирного судоходства СССР, совместно с плавбазой «Иван Колышкин», МТЩ «Контр-адмирал Першин», «Харьковский комсомолец» и «Вице-адмирал Жуков»

С августа 1990г. по февраль 1991г. выполнял задачи боевой службы в районе Южно-Китайского моря, п. Камрань(СРВ).

17 февраля 1992г. в кормовом машинном отделении произошел взрыв газотурбинной установки, который вызвал объемный пожар. Ремонт был признан нецелесообразным, и корабль списали в резерв 2-й категории.

Бортовые номера: 472(до 1984г), 443(1984), 441(1987), 464(1988), 541(1990), 501(1991), 513(1993). Списан 1994г.

Большой противолодочный корабль Адмирал Спиридонов.




Большой противолодочный корабль Адмирал Спиридонов - построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 28 апреля 1984г. и вступил в строй 30 декабря 1984г. и уже 4 марта 1985г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). Назван в честь адмирала Эмиля Николаевича Спиридонова.

С 4 по 8 июля 1986г. в составе отряда кораблей (ТАКР Минск, БПК «Таллин) посетил с официальным визитом Вонсан, в рамках военно-технического сотрудничества с Северной Кореей.

Летом 1986 г. в составе 183-й бригады противолодочных кораблей 10-й ОПЭСК ТОФ, участвовал командно-штабных учений в Японском море.

С марта по сентябрь 1989г., боевая служба в Персидском заливе - охрана мирного судоходства СССР, провёл 6 конвоев в составе 15 судов.

В 1991г. боевая служба в Персидском заливе совместно с БПК «Маршал Шапошников».

Бортовые номера: 409(1984), 563(1987), 541(1988), 533(1990), 555(1993). Списан 2001г.

Большой противолодочный корабль Адмирал Харламов.



Большой противолодочный корабль Адмирал Харламов - построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 29 июня 1988г. и вступил в строй 30 декабря 1989г. и уже 1 апреля 1990г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Назван в честь адмирала Николая Михайловича Харламова.

С 30 июня по 5 июля 1993г. нанес визит в Галифакс (Канада), с 7 по 11 июля 1993г. - в Бостон (США) и с 8 по 11 июля 1994 г. - в Роттердам (Голландия). В 1996 и 1997 годах являлся лучшим кораблем ВМФ по противолодочной подготовке.

В январе 2001г. осуществлял охрану района места гибели АПЛ "Курск"

В 2001-2003г. прошел средний ремонт на СРЗ-82.

С 2006г. находится в резерве.

Бортовые номера: 498(1990), 606(1991), 678(1993) .



Большой противолодочный корабль Маршал Шапошников - построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 27 декабря 1984г. и вступил в строй 30 декабря 1985г., и уже 15 февраля 1986г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). С 14 июля 1988г. по 13 февраля 1989г. проходил боевую службу в Персидском заливе, осуществлял конвоирование судов и защита их от пиратов. В 1990г. участвовал в эвакуации советских граждан из Эфиопии. С 15 декабря 1990г. по 30 августа 1991г. проходил боевую службу в зоне Персидского залива, выполняя функции корабля разведки и слежения за многонациональными силами участвующими в операции «Буря в пустыне».

Бортовые номера: 430(1985), 469(1987), 555(1989), 534(1990), 543(1993).

Списан: в строю


Большой противолодочный корабль Симферополь - построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 24 декабря 1985г. и вступил в строй 30 декабря 1987г., и уже 1 мая 1988г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). На стапелях сменил два названия "Маршал Буденный" и «Маршал Жуков» в итоге вошел в строй под именем «Симферополь». В конце 1995г. был переименован в «Североморск». Бортовые номера: 487(1988), 684(1991), 619(1994). Списан: в строю.

Большой противолодочный корабль Вице-Адмирал Кулаков.

В период с 23 декабря 1983г. по 16 февраля 1984г. выполнял задачи боевой службы в Средиземном море и Северной Атлантике. С 28 июня по 24 июля 1985г. участвовал в учениях по проводке конвоя в Северной Атлантике. С 24 марта по 7 апреля 1986г. - учение в Норвежском море. С 26 мая по 18 декабря 1988г. - боевая служба в Средиземном море. В октябре 1988г. КПУГ в составе БПК «Вице-адмирал Кулаков» и СКР «Задорный» принимала участие в советско-кубинском учении «Содружество». 26 июля 1992г. сменил Краснознамённый Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Май 2011г. - участие в 2-х недельных международных российско-норвежских учениях "Помор", с заходом в порт Трёмсе. Апрель - сентябрь 2012г. - боевая служба (159 дней) ведет патрулирование и защищает суда от пиратов в районе Африканского рога - Сомали.

Бортовые номера: 401(1981), 623(1983), 659(1988), 666(1990), 400(1993), 626(2010).

Информация предоставлена - командиром машинной группы в 1980-82гг. Фёдоровым Сергеем Александровичем.

Большой противолодочный корабль Маршал Василевский.



Большой противолодочный корабль Маршал Василевский - построен в рамках проекта 1155, шифр «Фрегат». Спущен на воду 29.12.1981г. и вступил в строй 8.12.1983г. и уже 18 января 1984г.. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Назван в честь маршала Александра Михайловича Василевского.

Март 1986г. нес боевую службу в Средиземном море у берегов Ливии, осуществлял слежение за авианосцем "Корал Си".

Бортовые номера: 472 412(1983), 645(1985), 630(1987), 652(1990), 687(1997). Списан 2007г.


После катастрофического сокращения финансирования российского флота в 1990-е годы были списаны многие корабли постройки 1960-1970-х годов. Из оставшихся в строю особое место занимают большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155 (типа «Удалой») — самые многочисленные крупные надводные корабли ВМФ России.

Одной из основных задач советского ВМФ в 1970-е годы являлась борьба с атомными подводными лодками — для этого ВМФ предполагал использовать свои подводные лодки-охотницы, базовые противолодочные самолеты и специализированные корабли. Последними и наиболее совершенными из надводных охотников за подлодками в океанской зоне стали разработанные в начале 1970-х годов корабли проекта 1155.

Быстрый рост технических характеристик подводных лодок, особенно после перехода на атомные силовые установки,чрезвычайно усложнил борьбу с ними.

В результате противолодочным кораблям потребовалось существенно увеличить как дальность обнаружения, так и дальность поражения. Эти системы, обладая значительными габаритами и весом (особенно в советских образцах), привели к неудержимому росту размеров и водоизмещения противолодочных кораблей.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

В 1972 году флот выдал промышленности техническое задание на большой противолодочный корабль нового поколения, в котором было необходимо существенно увеличить возможности поиска и борьбы с новейшими АПЛ противника при одновременном усилении защиты от ПКР. Выполнение всех работ поручили Северному проектно-конструкторскому бюро (Ленинград), главным конструктором проекта был назначен Е. Третников, которого с 1977 года сменил В. Мишин.

Первоначально предполагалось в качестве основы при разработке проекта использовать хорошо отработанные и строившиеся большой серией БПК проекта 1135. Вначале имели место надежды уложиться в водоизмещение немногим более 4000 т, что позволило бы строить новые корабли на старых стапелях. Предыдущее поколение БПК (корабли проекта 1134Б) к этому моменту «доросли» почти до 9000 т и казались чрезмерно большими и дорогими.

Однако новый гидроакустический комплекс, который требовалось разместить на корабле, базирование двух противолодочных вертолетов и другие обязательные требования по увеличению боевой эффективности заставили отказаться от ограничений, и в конце концов новый проект преодолел отметку в 7000 т полного водоизмещения. Гидроакустический комплекс «Полином», установленный на новых БПК, обладал значительно большими возможностями по сравнению с ГАК предыдущего поколения «Титан» и «Титан-2», но цена этих достоинств оказалась высока. Масса комплекса составила около 800 т, а размеры подводного обтекателя (30 м в длину и более пяти в диаметре) потребовали особых обводов корпуса в носовой части. В корме обводы диктовались размещением двух вертолетов и соответствующей взлетно-посадочной площадкой. На новых БПК использовали газотурбинную силовую установку — в тяжелые 1990-е годы оказалось, что такое решение позволило избежать многих проблем, возникших при эксплуатации котлотурбинных эсминцев проекта 956.

Хотя концепция использования ЭМ и БПК предполагала разделение обязанностей — первые в основном были ориентированы на противокорабельные задачи, а вторые на борьбу с ПЛ, по сравнению с БПК проекта 1134 на «Удалом» артиллерийское вооружение было заметно усилено. Так был сделан шаг в направлении создания универсального боевого корабля, что в условиях постоянного роста размеров и стоимости оказалось верным решением.

Наконец, 23 июля 1977 года на заводе «Янтарь» в Калининграде был заложен головной корабль «Удалой». Спустя несколько месяцев второй БПК, «Вице-адмирал Кулаков» начали строить на судостроительном заводе им. Жданова (Ленинград). Вступление в строй «Удалого» припало на 31 декабря 1980 года. Всего за последующие 10 лет по первоначальному проекту построили 12 кораблей, восемь из них — на «Янтаре». Последний БПК проекта 1155, «Адмирал Пантелеев», поднял флаг всего за несколько дней до распада СССР. Все эти корабли вошли в состав Северного и Тихоокеанского флотов и после 1991 года перешли в ВМФ России.

В настоящий момент в строю осталось восемь БПК, поровну разделенных между Северным и Тихоокеанским флотами.

ПРОЕКТ 11551 — БОЛЕЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ

Вскоре после вступления в строй первых кораблей стала очевидной возможность сделать комплекс вооружения заметно более сбалансированным, усилив противокорабельную и универсальную составляющие, одновременно заменив более совершенными системы ПЛО и ПВО. Артиллерия получила вместо двух 100-мм АУ одну двухствольную 130-мм АУ; появились восемь ПКР «Москит», а для ПВО в ближней зоне установили ЗРАК «Кортик». ПЛУР «Раструб» уступили место ПЛУР «Водопад», а реактивные противолодочные бомбометы РБУ-6000 — комплексу противоторпедной защиты РБУ-12000. ГАК «Полином» заменили более новым «Звезда-2».

Усовершенствованный таким образом корабль получил обозначение БПК проекта 11551; первый из предполагавшихся 10 кораблей заложили в 1990 году. Последовавшие события значительно затянули постройку, и в строй «Адмирал Чабаненко» вошел только в феврале 1999-го. Он остался единственным представителем проекта 11551, хотя этот вариант обладает заметно более высокими качествами по сравнению с оригинальными 1155-го.

ТИП «УДАЛОЙ»: ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

В 1976 году ВМФ потребовал скорректировать технический проект 1155: было принято радикальное решение об увеличении боевых возможностей корабля за счет еще одного вертолета, установки второй РЛС и улучшения эксплуатационных характеристик.

Особенности конструкции военных судов типа «Удалой» обусловливаются их предназначением: они создавались для борьбы с подводными лодками.

КОРПУС

Корабли проекта 1155 имеют стальной корпус с удлиненным полубаком и большим развалом шпангоутов в носовой части для компенсации негативного влияния обтекателя ГАС «Полином». Надстройки изготовлены с широким применением легких (алюминиевых и магниевых) сплавов. Имеется система успокоения качки, снижающая бортовую качку в три с лишним раза.

Улучшена (по сравнению с предшественниками) обитаемость корабля с учетом возможности действий в различных по климатическим условиям районах. Для офицеров предназначены одно- и двухместные каюты, для мичманов — двух- и четырехместные, для матросов — кубрики на 12-14 человек. Имеются помещения для отдыха, занятий спортом, лазарет.

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

МГЭУ та же, что и на CKP (ранее БПК) проекта 1135. В ее состав входят два автономных газотурбинных агрегата М9, работающих каждый на свой гребной вал. ГТА состоит из газовой турбины экономического хода Д090 мощностью 9000 л. с. и газовой турбины полного хода ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Разделение на турбины экономического хода и форсажные вызвано тем, что наиболее экономичными для газовых турбин (в отличие от паровых или ДВС) являются режимы, близкие к полным оборотам. Таким образом, в большинстве случаев корабль может использовать оптимальные для выбранной скорости турбины — либо только экономические, либо обе одновременно при необходимости полного хода.

По сравнению с паротурбинной (котлотурбинной) установкой газовые турбины имеют высокую удельную мощность, меньшие габариты, более просты в обслуживании. Не менее важным достоинством является возможность быстро перейти из выключенного состояния в режим полной мощности — у ГТД это время составляет 10-15 мин, в то время как у классической паротурбинной установки «подъем» паров занимает более полутора часов. Наконец, современные котлы с высокими параметрами пара (давление и температура) оказываются очень требовательными к качеству котельной воды, что в реалиях повседневной службы создает порой большие проблемы (от чего страдают ЭМ проекта 956 — современники и близкие по размерам корабли).

ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ «ПОЛИНОМ»

Ядром противолодочного комплекса БПК является ГАС «Полином» — подкильная поисковая ГАС кругового обзора и целеуказания. Огромные размеры обеспечили высокие данные — в частности, дальность обнаружения цели типа ПЛ составляет 40-50 км, в то время как станции предыдущего поколения имели дальность примерно в 5-10 раз меньше. В дополнение к антенне в носовой бульбе имеется и буксируемая антенна переменной глубины. Помимо подлодок, «Полином» способен обнаруживать торпеды и якорные мины. Корабли проекта 1155 — самые маленькие, оснащенные этой ГАС.

РАДИОЛОКАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

МР760 «Фрегат-МА» — трехкоординатная РЛС с фазированной антенной решеткой предназначена для обнаружения воздушных и надводных целей и выдачи целеуказаний ракетным и артиллерийским комплексам. Антенны станции размещены на гиростабилизированной платформе. Максимальная дальность обнаружения воздушной цели составляет 300 км. МР350 «Подкат» — двухкоординатная РЛС для обнаружения низколетящих малоразмерных целей в условиях помех. На высотах до 100 м дальность обнаружения превышает 30 км.

МР212 «Позитив» — РЛС сопровождения и подсветки целей ЗРК «Кинжал». Кроме этого, имеются РЛС иного назначения (навигационные, управления огнем артиллерии МР-114 «Лев-114»)

ВООРУЖЕНИЕ

УРК-5 «Раструб-Б» — универсальный ракетный комплекс для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями.

Стреляет ракето-торпедой, которая доставляет в район цели малогабаритную торпеду УМГТ-1. Максимальная дальность стрельбы — 55 км. Счетверенные пусковые устройства располагаются побортно под ходовым мостиком. Автоматическая артустановка АК-100 калибра 100 мм предназначена для стрельбы по воздушным, морским и наземным целям. Башня имеет противоосколочное бронирование, сохранена возможность ручного заряжания. Дальность стрельбы — 21,5 км, скорострельность — 60 выстр./мин. Постоянное охлаждение ствола обеспечивается забортной водой.

Автоматическая 6-ствольная 30-мм АУ АК-630М предназначена для борьбы с воздушными и легкими морскими целями надальности до 5000 м. Основное средство борьбы с ПКР на малых дистанциях. Скорострельность 4000-5000 выстр/мин.

«Кинжал» — зенитный ракетный комплекс для уничтожения воздушных целей (включая низколетящие). Дальность стрельбы — 12 км. Ракеты размещаются в подпалубных пусковых контейнерах с вертикальным стартом. В конусе 60° «Кинжал» может обстреливать до четырех целей и наводить на них (для повышения вероятности поражения) до восьми ракет.

Поделиться: