Скачать тест на определение руководитель или подчиненный. Сущность терминов "прямой начальник" и "непосредственный начальник", разница между ними; руководитель работ

В социальной сфере, в деловых взаимоотношениях люди практически всегда делятся на тех, кто любит и может руководить, и тех, кто предпочитает, чтобы ими руководили, направляли их действия. Конечно, для успешного ведения дела нужны и те и другие.

Проверьте с помощью данного теста, к чему есть предрасположенность у вас.

  1. Когда мне достается роль руководителя, я воздерживаюсь от критики людей и их высказываний:
    1. иногда;
  2. Я делаю людям резки е критические замечания, если мне кажется, что они этого заслуживают:
    1. обычно;
    2. иногда;
    3. никогда не делаю.
  3. Если меня назначают ответственным за что-либо, я настаиваю, чтобы мои распоряжения строго выполнялись, а иначе я отказываюсь от поручения:
    1. иногда;
  4. Мне становится не по себе, когда дело требует от меня действий, которые как-то повлияют на других людей:
    1. да, это верно;
    2. верно нечто среднее;
    3. нет, это не верно.
  5. У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу других людей:
    1. не уверен(а);
  6. Если бы я получил(а) от своего начальника нерациональное распоряжение, то, скорее всего:
    1. делал(а) бы по-своему;
    2. затрудняюсь ответить;
    3. выполнил(а), но высказал(а) бы свое сомнение.
  7. Меня смущает ситуация, когда мне кто-нибудь прислуживает:
    1. бывает по-разному;
  8. Думаю, что обо мне правильнее сказать, что я:
    1. вежливый(ая) и спокойный(ая);
    2. верно нечто среднее;
    3. энергичный(ая) и напористый(ая).
  9. Иногда я говорю посторонним вещи, кажущиеся мне важными, даже если они меня об этом не спрашивают:
    1. не уверен(а);
  10. Даже если окружающие или обстоятельства против успеха какого-либо начинания, я все-таки считаю, что стоит рискнуть:
    1. верно нечто среднее;
  11. Когда я нахожусь в группе людей, приступающих к работе, то само собой получается, что я оказываюсь во главе их:
    1. не уверен(а);
  12. Меня считают человеком, которому обычно приходят в голову хорошие идеи, когда нужно разрешить какую-либо проблему:
    1. не уверен(а);
  13. Как правило, в моих конфликтах с другими я не бываю виноват(а):
    1. когда как;

Подсчет очков

Начислите себе по 2 очка за каждый ответ «а» на вопросы 2, 5, 9, 10, 12, 13 и ответ «c» на вопросы 1, 3, 4, 6, 7, 8. За каждый ответ «b» к сумме прибавляется еще по 1 очку.

Если сумма меньше 9 очков , то, скорее всего, вы склонны к подчинению в межличностных и социальных отношениях. Вам свойственна кротость, способность уступать дорогу другим, послушность и согласие с группой даже в тех случаях, когда внутренне убеждены в противоположном. Вы часто оказываетесь в зависимом положении, в случае неудачи совместных действий берете вину на себя, тревожитесь о возможных ошибках. Скорее всего, это следствие доверия к другим, преувеличение их значимости, развитости, умения решать те сложнейшие проблемы, которые вы видите более глубоко, чем те, кто внешне легко их преодолевает, а на самом деле просто не замечает, что есть повод для сомнений. Уверенные действия по привычке вы принимаете за решительность, ответственность и умение быстро ориентироваться и поэтому соглашаетесь подчинить свою волю другому и признать его превосходство.

От 10 до 16 очков. Вы сочетаете умение подчиняться и умение управлять другими, уверены в себе, способны быть хорошим советчиком, наставником и руководителем. Эта серединная линия между доминированием и подчинением не является выражением стремления к независимости. Скорее ее можно рассматривать как проявление хорошей приспособленности к деятельности в условиях различных организационных структур. Условия умеренной дедовщины - где бы то ни было - вас не испугают.

От 17 до 26 очков. Вероятна склонность к властвованию, лидерству в межличностных отношениях и в социальной сфере. Возможна самоуверенность, нежелание признавать над собой никакой власти и правил, норм, кроме своих личных мнений и убеждений. В конфликтах и неудачах совместной работы, скорее всего, обвиняете других. Вам невероятно трудно понять, почему люди разрушают вашу железную логику, которая прямо ведет к цели и обеспечивает полный успех дела, своими «нелепыми и необоснованными» возражениями, поэтому вам сложно руководить квалифицированными специалистами и творческими коллективами. Но выводы о нецелесообразности и неэффективности поста назначения вас на организаторскую работу все-таки преждевременны и недостаточно основательны. Дело в том, что, работая в крупных управленческих структурах центрального подчинения, доминантные руководители способны оградить подчиненный от противоречивых директив высшего начальства, незаслуженных или случайных взысканий. Таким образом, вы имеете явное преимущество по сравнению с покорными и послушными руководителями, которые в таких ситуациях не учитывают человечес-кий фактор и нервируют людей, считая, будто ответственность за все несут только те, чьи распоряжения они выполняют.

Мельников Олег Николаевич , кандидат технических наук, доцент кафедры “Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность” МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Ларионов Валерий Глебович , доктор экономических наук, профессор заведующий кафедрой “Экономика и менеджмент” МГУПБ, Россия

Translation will be available soon.

Аннотация:

JEL-классификация:

Этикет

Демократизация всех сфер жизнедеятельности общества актуализировала потребность в новом типе руководителя, который сочетал бы в себе способности практика-организатора, теоретика-аналитика и психолога-воспитателя. Чтобы руководить людьми, ему необходимо обладать еще и личным авторитетом, основой которого является наличие высокой нравственной культуры в единстве трех ее компонентов: культуры нравственного сознания, предполагающей наличие у него таких личностных качеств, как честность, порядочность, справедливость, гуманность, интеллигентность; культуры нравственных чувств, определяющих характер отношения к обществу, окружающим, самому себе; культуры поведения как воплощения нравственных убеждений и установок личности в конкретном поведении, в определенных формах этикета, включающих знание правил поведения, умение ими пользоваться в конкретной ситуации и навыки, доводящие исполнение этих правил до автоматизма.

Знание правил служебного этикета и умение ими пользоваться важно современному руководителю и потому, что значительная часть его рабочего времени проходит в общении с людьми, причем чаще всего в ситуациях неравного статуса сторон, когда один занимает место руководителя, другой - подчиненного.

Руководитель и подчиненный в межличностных отношениях на службе руководствуются общепринятыми нормами и правилами этикета, которые предполагают взаимную вежливость, понимание и доброжелательность, внимательность и чуткость в отношении к окружающим, стремление к сотрудничеству.

Специфика службы, несимметричность служебных отношений и наличие субординации потребовали выработки специальных правил служебного этикета, которые бы оформляли поведение и взаимоотношения сотрудников в различных конкретных служебных ситуациях, с которыми ежедневно сталкиваются и руководитель, и подчиненный.

На страницах нашего журнала в последующих номерах мы приведем некоторые правила поведения, которые помогут и руководителю, и подчиненному в общении друг с другом.

Распоряжение

Указания (распоряжения) - рабочий инструмент руководителя.

Отдавая распоряжение подчиненному, руководитель каждый раз стоит перед выбором между приказом, поручением и просьбой, опираясь на формальный, профессиональный и личный авторитет. Стоит обратить внимание на то, что если подчиненные руководствуются только правилами, установленными руководством, его приказами, то они могут работать примерно на 60-65% от своих возможностей, просто выполняя свои обязанности достаточно удовлетворительно. Но чтобы добиться полной реализации способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство и инициируя их активность.

Приказная форма, жесткий стиль требований уместны в экстремальных ситуациях, они имеют целью беспрекословное выполнение указания, однако, подавляют инициативу исполнителя и освобождают его от личной ответственности, исключая возможность доверительного сотрудничества.

Все управление, в конечном счете, сводится к стимулированию, развитию активности, инновационности других людей. Чем жестче отдан приказ, тем больше он обезволивает подчиненного, лишает его возможности проявлять инициативу, однозначно навязывает конкретное действие, а не требуемый результат.

Еще значительнее снижается уровень эффективности труда, если приказ сопровождается угрозой наказания. Поэтому служебный этикет рекомендует избегать формы приказа во всех случаях, когда распоряжение достаточно облечь в форму просьбы. Подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, расценивая ее как проявление стремления к сотрудничеству, основанному на взаимном доверии, веры в способность работника проявить необходимую инициативу и активность при исполнении поручения.

Поручения, не входящие в круг непосредственных обязанностей подчиненного, следует давать только в форме просьбы.

Наказание

Наказание и поощрение подчиненных, как оценка их труда, являются функцией руководителя.

Порядок наложения взысканий определяется действующим законодательством, регулируется правовыми нормами и обеспечивается соответствующими санкциями. Однако, выполняя эту процедуру, руководитель не должен пренебрегать и некоторыми правилами этикета, которые помогут преодолеть естественную напряженность в отношениях и сохранить нормальные деловые отношения в коллективе.

Приведем некоторые из них:

1. Критика или наказание подчиненного никогда не должны основываться на непроверенных данных или подозрениях;

2. При неудовлетворительном качестве выполненной работы, руководитель должен выяснить: кто ее поручил сотруднику; кто и как его при этом инструктировал; каков был контроль. Только после этого может быть установлена степень виновности подчиненного в том, что работа выполнена некачественно;

3. Если просчеты в работе произошли отчасти по вине руководителя, необходимо немедленно и открыто признать это, не пытаясь переложить всю вину на подчиненного: такое поведение руководителя только укрепит его авторитет в коллективе;

4. Прежде чем определить форму воздействия на подчиненного, следует постараться объективно оценить поступок и мотивацию его действий;

5. Неудовлетворенность руководителя качеством работы или поступком подчиненного может быть выражена в форме критики.

6. Наказание должно соответствовать степени тяжести проступка;

7. Самое грубое нарушение служебного этикета - публичная критика;

8. Важный аспект этикета - единство требований ко всем сотрудникам;

9. Правила служебного этикета не позволяют руководителю жаловаться на своих подчиненных;

10. Чтобы наказание не носило деструктивный характер, а отрицательные эмоции подчиненного были направлены на свой поступок, а не на руководителя, следует соблюдать определенную тактику ведения разговора с ним.

Тактика ведения разговора руководителя с подчиненным

Прежде чем говорить о проступке с подчиненным, руководителю следует вспомнить об успехах провинившегося, его достижениях, а заканчивая беседу, остановиться на тех положительных качествах, которые могут вселить веру в успех работы в будущем.

Для облегчения ведения беседы приведем шесть правил корректирующего поведения руководителя:

1. Обеспечьте правильное отношение. Успокойтесь, возьмите себя в руки, по возможности подождите, когда уляжется раздражение, а затем уже приступайте к разговору с подчиненным.

2. Правильно выбирайте место. Критиковать человека следует в приватной обстановке. Если делать это публично, его могут поддержать товарищи по коллективу. В результате вы рискуете втянуться во внутригрупповой конфликт. В приватной же обстановке, вы, как руководитель, можете довольно уверенно контролировать ситуацию, свои эмоции (что весьма трудно делать “на публике”). К тому же подобная обстановка дает возможность подчиненному “сохранить лицо”.

3. Правильно выбирайте время. Считается, что разговаривать с подчиненным по поводу того или иного проступка следует тотчас после его совершения, а не спустя, допустим, полгода, когда проступок отчасти забыт, и эффект новизны давно утрачен.

4. Изложите содержание проступка, подтвердите его фактами. Подчиненный должен знать, чем конкретно недоволен руководитель. Желательно выслушать доводы подчиненного, чтобы лучше уяснить причины его поведения.

5. Критикуйте человека только за проступок. Руководителю следует помнить: ни в коем случае нельзя задевать личность подчиненного, унижать его достоинство. Раз речь идет о том или ином его проступке, критикуйте только за него.

6. Объясните, насколько важно изменить поведение. Имеется в виду, что руководитель должен объяснить сотруднику, насколько важно для него лично и для коллектива в целом впредь не нарушать установленные правила поведения.

Поощрение

Положительные подкрепления (вознаграждения, поощрения) в управленческой практике имею большое значение.

Однако и поощрение требует соблюдения определенных правил этикета:

1. Чтобы вознаграждение достигло своей цели, оно должно быть конкретным;

2. Поощрение должно следовать непосредственно за успешно завершенной работой, которая заслуживает быть отмеченной;

3. Хороший руководитель заметит и отметит любые успехи подчиненных, независимо от степени их значимости;

4. Большое значение имеет форма выражения признания успеха подчиненного, правильно и вовремя найденное слово;

5. Публичное поощрение в присутствии коллег, уважение которых для человека особенно важно, часто оказывается более ценным, чем материальное вознаграждение.

Увольнение

Увольнение - одна из самых болезненных процедур не только для увольняемых, но и для всего коллектива. В такой ситуации, начальник тоже испытывает чувство вины и даже определенную солидарность.

Менеджер в такой ситуации не должен извиняться. Подобные речи оставляют увольняемого в подвешенном состоянии, поскольку кажется, что у него еще есть надежда, или что ему будет оказана помощь, которая на самом деле не предусматривается.

На этот счет разработаны и апробированы конкретные рекомендации, которые помогают значительно снизить нервное напряжение каждой из сторон и предостеречь от возможных ошибок:

1. Никогда не следует начинать разговор о предстоящем увольнении перед выходными днями или праздниками.

2. Нельзя проводить подобный разговор прямо на рабочем месте увольняемого, в присутствии сослуживцев, мимо которых тому придется проходить, чувствуя на себе их участливые взгляды.

3. Беседа не должна продолжаться более 20 минут, так как потрясенный сообщением сотрудник все равно не сможет воспринять подробностей, объяснений и извинений, которыми руководитель попытается смягчить удар.

4. Сообщение о предстоящем увольнении не должно передаваться через третьих лиц, о нем должен быть извещен только тот служащий, который подлежит увольнению.

Обращение

Культура внутриорганизационных отношений проявляется в форме обращения, установившейся между руководителем и подчиненным.

Достаточно распространенное в практике служебных отношений снисходительное обращение начальника к подчиненным на “ты” демонстрирует высокомерие и неуважение к личности сотрудника, который в силу субординации не может ответить тем же. Эта несимметричность обращения служит почвой для создания нездоровой атмосферы в коллективе, исключает доверительность отношений и взаимное уважение.

Этикет межличностных отношений всегда требовал особой деликатности в переходе с официального “вы” к простому и дружескому “ты”.

Мы и сегодня слышим из уст некоторых руководителей это, якобы демократичное, а на самом деле одностороннее обращение “ты” к подчиненным. Этот знак выражения доверия и близости в отношении к стоящим на более низкой ступени служебной лестницы превращается в демонстрацию бесцеремонности и грубости, свидетельствуя об отсутствии должной культуры, и оказываясь нередко лишь оборотный стороной холуйства по отношению к вышестоящим.

Требование служебного этикета, касающееся симметричности обращения, важно помнить не только руководителю, но и подчиненному. Случается, что людей, занимающих сегодня разные ступени служебной лестницы, связывают неформальные отношения, сложившиеся в период совместной учебы или работы на прежнем месте, поэтому обращение на “ты” для них привычно и естественно. Однако, такое обращение подчиненного к руководителю в глазах сослуживцев может быть воспринято как фамильярность, а руководителя к одному из подчиненных - как проявление неодинакового ко всем отношения, выделения “своих”, “любимчиков”, выражение особого расположения к “избранным”, “приближенным”. Поэтому одинаковое обращение ко всем сотрудникам на службе “вы” является не только выражением воспитанности и тактичности руководителя, но и важным инструментом сохранения служебной дистанции и поддержания дисциплины в коллективе.

Общение с подчиненным

Соблюдение правил служебного этикета в общении руководителя с подчиненными не только облегчает отношения между ними, но и служит верным средством создания благоприятных условий для эффективного труда служащего.

Наиболее удачные личные встречи всегда носят неофициальный характер. Это собеседование, проведение которого требует соответствующих навыков. Поэтому, руководителям желательно относиться к ним как к совещаниям или дискуссиям, поскольку проводятся они регулярно и являются неотъемлемой частью стиля жизни в организации.

Следующие пункты помогут руководителю планировать личную встречу с подчиненными:

1. Помните, что это не простой диалог, а совещание. Заранее определите, что вы хотите сообщить. Будьте готовы внести исправления в свои предложения в зависимости от хода обсуждения и информации, полученной от работника.

2. Встреча должна проходить в месте, где вас не будут отвлекать, что позволит сотруднику расслабиться.

3. В разговоре обсуждайте и рассматривайте всю работу, выполняемую сотрудником, а не только какую-то ее часть или отдельно взятый аспект.

4. Обсуждение включает прошлое, настоящее, а также планы на будущее (до трех месяцев - прошедших или предстоящих).

5. В результате обсуждения стороны предлагают конкретные шаги к действию с указанием точных сроков их выполнения. В конце обсуждения назначается и записывается время следующей личной встречи.

7. Стремитесь к достижению согласия, потому что, согласившись, человек чувствует себя обязанным выполнить поставленную перед ним задачу.

8. Во время пауз резюмируйте сказанное: таким образом, вы оба будете знать, что уже обсуждено, а что нет.

9. Во время встречи делайте записи, а затем представьте копию заметок подчиненному.

Некоторые методы проведения собеседования с подчиненным

Во время проведения индивидуальных встреч с подчиненными вам следует говорить приблизительно 20 % времени, а остальные 80 % - слушать. Никогда не переходите на личность. Всегда описывайте манеру поведения сотрудника, как свидетельство проявления или, наоборот, не проявления того или иного качества.

При обсуждении проблемы совершенствования работы сотрудника лучше всего начать с открытых вопросов и пригласить его высказать свои соображения по этому вопросу:

‑ Что вы думаете о том, как идет ваша работа со времени нашей последней встречи?

‑ Как вы думаете, что у вас получается лучше всего, а что хуже?

‑ Каковы ваши сильные стороны, а в каких областях вам еще стоит поработать? С какими проблемами вы сталкиваетесь? Что вы думаете по поводу их решения?

‑ Каким образом можно улучшить выполняемую вами работу? Имеются ли у вас соображения на этот счет? Могу ли я чем-то помочь? (Во многих случаях вам не придется говорить подчиненным об их сильных и слабых сторонах, требующих совершенствования, - они скажут вам об этом сами).

Несколько советов, как надо слушать:

· Будьте внимательны. Повернитесь лицом к говорящему.

· Установите с ним визуальный контакт.

· Убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.

· Сидите или стойте на таком расстоянии от собеседника, которое обеспечивает удобное общение обоих.

· Сосредоточьтесь на том, что говорит ваш собеседник. Стремитесь свести к минимуму ситуационные помехи.

· Старайтесь понять не только смысл, но и чувства говорящего.

· Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию, чувство неуверенности и настороженность в общении.

· Старайтесь выразить понимание.

· Отвечайте на просьбы соответствующими действиями. Помните, что часто цель собеседника - получить что-либо ощутимое, например, информацию, или изменить мнение, или заставить сделать что-либо.

Совещание

Демократизация всех сфер управленческой деятельности актуализирует такую форму делового общения, как совещание, общий настрой, деловитость и конструктивный характер которого определяется не только организационными талантами руководителя, но и его культурой, тактом, знанием правил поведения.

1. Пунктуальность - важнейшее требование служебного этикета. Задержка начала совещания из-за необязательности начальника есть проявление неуважения к своим сотрудникам.

2. Большое значение имеет форма приветствия. Войдя в зал заседаний, руководитель должен поздороваться со всеми.

3. Проводя совещание, председательствующий по очереди предоставляет слово сотрудникам.

4. Неприличным считается обрывать выступающего, тем более грубыми, резкими замечаниями. Если оратор говорит слишком долго и не по существу, можно напомнить ему о регламенте.

Требования этикета распространяются и на сотрудников, участвующих в совещании:

1. Не следует опаздывать на совещание. Если это все-таки произошло, постарайтесь войти в помещение бесшумно и тихо пройти к свободному ближайшему месту. Не следует громко объяснять причину своего опоздания.

2. Во время совещания не принято переговариваться друг с другом, этим вы проявляете неуважение к выступающему, нарушаете ход его мысли, создаете шумовой фон, мешающий другим слушать оратора, демонстрируете отсутствие интереса к тому, о чем говорится.

3. Неприлично демонстративно глядеть на часы. Это производит впечатление, что вам скучно и неинтересно, и вы не можете дождаться конца совещания.

4. Если вы заранее знаете, что вам придется покинуть совещание до его завершения, необходимо предупредить об этом председательствующего. Если же вы этого не сделали, можно направить ему записку, тихо встать и выйти.

5. По окончании совещания первым встает председательствующий и только за ним - все остальные.

Золотое правило совещания: никогда не спорьте друг с другом. Каждый должен обращаться только к председателю.

Границы лояльности

Нередко возникает вопрос: может ли государственный служащий вступить в предвыборную борьбу со своим руководителем, выступать в средствах массовой информации с мнением, которое принципиально отличается от позиции государственного органа, на службе в котором он состоит?

Конечно, закон не запрещает государственному служащему принимать участие в предвыборной борьбе наравне со своим руководителем, однако, служебный этикет рекомендует, прежде чем начинать такую борьбу, уйти с занимаемой должности, особенно, если его предвыборная компания включает резкую критику и компрометирующие материалы в отношении деятельности и личности этого руководителя.

Точно также этикет не рекомендует государственному служащему выступать в печати, по радио или телевидению с заявлениями, противоречащими политике государства или государственного органа, интересы которого он представляет как должностное лицо. Если государственный служащий не разделяет и не поддерживает эту политику, он должен покинуть службу.

Таким образом, во всех ситуациях, возникающих в процессе служебной деятельности, стержень поведения руководителя должны составлять вежливость, доверие к подчиненным и уважение их личного достоинства, искренность и доброжелательность. Но и подчиненные должны усвоить основные правила служебного общения: быть вежливыми, выдержанными, готовыми оказать услугу. Однако предупредительность, которая оборачивается услужливостью, свидетельствует не только о снижении чувства собственного достоинства у подчиненного, но и об отсутствии должной культуры у того, кто принимает такого рода услуги.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Предложите своим коллегам или домашним пройти тест и узнать, кого в вашем коллективе или семье больше – руководителей или подчиненных.

Для этого понадобятся карандаши и листы бумаги с распечатанными на них утверждениями. Участники теста должны выбрать варианты ответов и подсчитать количество набранных ими баллов. Затем огласите результаты. Возможно, они заставят начальство пересмотреть кадровую политику своей фирмы.

1. За все, что происходит в моей жизни, я несу ответственность.

B. Не знаю.

2. Проблем в моей жизни было бы куда меньше, если бы окружающие меня люди изменили бы свое отношение ко мне.

B. Не знаю.

3. По своей натуре я не человек действия, предпочитаю размышлять над причинами своих промахов, а не предпринимать конкретные шаги для их исправления.

B. Не знаю.

4. Часто мне в голову приходит мысль, что моя жизнь протекает под «несчастливой звездой».

B. Не знаю.

5. Наркоманы и алкоголики сами виноваты в том, что скатились на самое дно жизни.

B. Не знаю.

6. Размышляя над своей жизнью, я пришел к выводу: за то, что происходит со мной, ответственны те, под чьим влиянием формировался мой характер.

B. Не знаю.

7. Свои болячки я предпочитаю лечить самостоятельно давно проверенными способами.

8. Не знаю.

8. В том, что женщины становятся стервами и никчемными созданиями, как правило, виноваты не они сами, а те, кто их окружает.

B. Не знаю.

9. Из любой ситуации всегда можно найти выход.

В. Не знаю.

10. Я благодарен тем, кто никогда не отказывает мне в помощи, и всегда стараюсь сделать им что-то приятное.

B. Не знаю.

11. Размышляя над тем, кто явился инициатором конфликта, я всегда начинаю с себя.

B. Не знаю.

12. Я верю в примету: если черная кошка перебежит дорогу – не жди ничего хорошего.

B. Не знаю.

13. Каждый взрослый человек в любой жизненной ситуации должен быть сильным и уметь отвечать за собственные поступки.

B. Не знаю.

14. У меня масса недостатков, но это не повод относиться ко мне предвзято.

B. Не знаю.

15. Если не в моей власти повлиять на исход дела, я обычно мирюсь с этим, считая, что в следующий раз мне повезет гораздо больше.

B. Не знаю.

Результаты
Что подсчитать количество набранных баллов, предложите участникам теста за каждый ответ «Да» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 и за каждый ответ «Нет» на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 начислить по 10 баллов, а за ответы «Не знаю» – по 5 баллов.

Более 116 баллов.

Безусловно, вы начальник. Если вы все еще не занимаете ответственного поста, это большая ошибка со стороны вашего босса. Вы обладаете такими качествами, как честность, независимость, принципиальность, трудолюбие и решительность. Вам свойственны профессионализм, умение находить подход к людям и организаторские способности.

От 96 до 115 баллов.

Начальник вы или подчиненный? Все зависит от ситуации. Вы можете и руководить, если видите в этом какую-либо выгоду, и подчиняться, если считаете, что лучше для вас будет на время спрятаться в тень.

Менее 95 баллов.

Вы привыкли плыть по течению. Быть руководителем – не ваша стезя. Гораздо проще выполнять чьи-то приказы, чем брать инициативу в собственные руки и нести за это ответственность. Однако каждый выбирает свой путь, ведь если есть начальники, должны быть и подчиненные.

Начальник и подчиненный: найди отличия

«Как его могли назначить на такой высокий пост? Он же совершенно бездарен! И в деталях никогда не разбирался!» Слышали мы такие рассуждения? Конечно! И сами это говорили, возмущались и удивлялись. А действительно – есть ли секретный инструмент, делающий человека начальником? Какие психологические качества позволяют управлять другими?

Отличие первое – видеть перспективу

Эта способность в той или иной степени есть у каждого – смотреть вперед. В светлое или темное завтра. У некоторых – в послезавтра. Эта способность жестко связана с талантом руководителя.

Молодой маркетолог, девушка, просит помочь ей определиться в выборе одного из двух вариантов: брендовой компании, где зарплата ну очень скромная, и небольшой семейной фирмы, в которой сумму предлагают, по ее оценкам, огромную, почти нереальную. На предложение самой перечислить плюсы и минусы она говорит, что для ее специальности престижная компания, конечно же, перспективнее. Но очень хочется денег. Поэтому она склоняется к «синице в руках» в тесном и совершенно бесперспективном кругу. При этом нет у нее пока ни детей, требующих ухода и вложений, ни престарелых родственников, которым необходимы дорогие лекарства. Просто «хочется пожить». Прекрасно! Но когда задается еще один вопрос – «А из семейной этой фирмочки Вы куда планируете перейти?», приходит растерянность. Девушка об этом не думала. Хорошая девушка. Но не руководитель. Люди с психотипом руководителя, как правило, выбирают путь не более выгодный, а более перспективный.

Отличие второе – держать удар

Только ленивый не пишет на тему стресса: от методов его предотвращения до способов медикаментозного лечения. Сформулируем рабочее определение, которое подходит нам для анализа психологии руководителей. Например, такое: «Стресс – состояние напряжения, возникающее у человека вследствие сильных воздействий».

Люди различаются порогом чувствительности, или умением держать удар. Руководителю без этого умения просто не выжить. Можно ли повысить порог чувствительности и не реагировать так болезненно на происходящие с нами неприятности? Отчасти этого действительно можно добиться при определенной работе над собой. Но самые успешные начальники – те, кто от рождения обладают высокой психологической устойчивостью.

Отличие третье – жизнь в неопределенности

Неопределенность – это то, что сопровождает любую, даже самую незначительную руководящую должность.

Самый простой пример – проблемы с делегированием полномичий. Я ведь знаю о себе, что умею выполнять свою работу. И выполняю с блеском. Но у меня есть амбиции, которые толкают меня «вперед и вверх». Я стремлюсь к менеджерской должности и достигаю ее. Результат? Мой спокойный и устойчивый мир разрушен. Еще вчера я точно знала, что к четвергу закончу с проверкой торговой точки, а за пятницу подготовлю об этом отчет. А что теперь? Ответственность за пятнадцать торговых точек, которые проверяют трое моих подчиненных. При этом одна из сотрудниц вполне может заболеть. Второй – толковый, но амбициозный – вряд ли будет правильно себя вести с работниками магазинов. Третья – всеобщая любимица, только с формулированием своих мыслей у нее бывают трудности. Конечно, я каждого проинструктирую тщательнейшим образом, организую промежуточный контроль за выполнением работы. Но мне не избежать того управленческого риска, который связан с ожиданием результата труда других людей.

Если вы способны в такой ситуации более или менее спокойно существовать, то один из факторов, делающих сотрудника управленцем, у вас точно есть. Если же вы перестаете спать, если не контролируете ситуацию до последней детали – стоит задуматься. Возможно, стремясь к руководящей должности, вы понижаете качество собственной жизни.

Отличие четвертое – коммуникативные навыки

Коммуникации в менеджменте исключительно важны. Это и вертикальные связи (с руководителями и сотрудниками), и горизонтальные (со смежными подразделениями) и внешние (с представителями государственных организаций и деловыми партнерами). На первых ступенях управленческой карьеры достаточно лишь способностей ко всему этому. К примеру, начальник прекрасно чувствует «вертикаль» и при докладе руководству подбирает именно те слова, что позволяют представить подразделение в самом выгодном свете. Ну, а уж если произошел форс-мажор или откровенная ошибка – сумеет выйти из ситуации с наименьшими потерями. Однако этот почти идеальный шеф относится к своему детищу-отделу слишком уж ревниво и трепетно. Считает, что все остальные части компании существуют лишь для того, чтобы это детище обслуживать, холить и лелеять «по максимуму». И не налаживает горизонтальные связи, просто не считает это нужным. Иначе говоря, способность к коммуникации у него есть, а вот талант отсутствует. Означает это, что либо работать ему до пенсии на должностях одного уровня, либо переходить с повышением, но уже в другую компанию, где об отсутствии у него коммуникативного таланта пока не ведают.

Отличие пятое – стремиться к самоинвестированию

Вы не обращали внимания, насколько по-разному люди обращаются с ресурсами? Причем с любыми – временем, деньгами, здоровьем, возможностями? Одни немедленно их расходуют, в итоге им не хватает ничего – ни времени, ни сил, ни денег. А на вопрос, почему при достаточно серьезной зарплате у них нет накоплений, вам распишут бюджет, в котором действительно ни копейки не остается на будущие проекты.

То же – со временем. Ну нет у человека времени на изучение иностранного языка. Хотя он хотел бы работать в иностранной фирме, и язык может ему очень пригодиться. Действительно – не то что минуты, секунды не найти в его распорядке. Только логика у такого распорядка не управленческая. В нем пиво с друзьями по пятницам или покупка десятого пиджака имеют более высокий приоритет, чем упомянутое выше изучение языка, требующее того же времени или тех же средств.

Есть другая схема построения «бюджета ресурсов». И первые места в этой схеме занимают расходы, которые могут принести будущие дивиденды. Такие расходы принято называть инвестированием. Сотрудник, имеющий управленческий потенциал, очень постарается попасть на тренинг, не просто повышающий квалификацию, а расширяющий кругозор «на шаг вперед». И если компания не готова это обучение оплатить – он оплатит его сам, хотя есть сиюминутные расходы, для которых имеющиеся средства очень бы пригодились.

Он найдет время для изучения приемов финансового менеджмента, хотя занимается профессионально другими вещами. Такой сотрудник заметно выделяется среди коллег уровнем активности, кругозором и общей «продвинутостью». Что делает его вероятным кандидатом на движение в структуре компании.

Итак, мы нашли пять основных различий между сотрудником X, имеющим потенциал роста, и сотрудником Y, такого потенциала не имеющим. Для чего это может пригодиться?

Во-первых, для того чтобы не слишком сильно переживать, если сегодня на высокий пост назначили не нас, а другого. В большинстве случаев для этого имелись объективные предпосылки.

Во-вторых, для того чтобы не подвергать себя лишним стрессам и не стремиться к руководящим позициям, если мы к ним не готовы.

И, в-третьих, чтобы понять, куда развиваться. Ведь в той или иной степени каждое из начальственных качеств можно развить - и стать сильнее, чем раньше.

Поделиться: