Что такое спортивный результат. Спорт высших достижений: теория и методика

  • 2.1.Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система. Воздействие внешней среды на организм человека
  • 2.2.Физическая и умственная деятельность человека. Утомление и переутомление при физической и умственной работе
  • 2.3.Основные факторы производственной среды в строительстве и их неблагоприятное влияние на организм человека
  • 2.4. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к физической и умственной нагрузке
  • 2.5. Совершенствование обмена веществ под воздействием направленной физической тренировки
  • 2.6. Воздействие физической тренировки на кровь и кровеносную систему
  • 2.6.1. Кровь
  • 2.6.2. Кровеносная система
  • 2.6.3. Сердце
  • 2.7. Физическая тренировка и функция дыхания. Рекомендации по дыханию при занятиях физическими упражнениями и спортом
  • 2.8. Двигательная активность и функции пищеварения, выделения, терморегуляции и желез внутренней секреции
  • 2.9. Опорно-двигательный аппарат
  • 2.9.1. Кости, суставы и двигательная активность
  • 2.9.2. Мышечная система и ее функции
  • 2.9.3. Сенсорные системы
  • 2.9.4. Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма
  • 2.9.5. Рефлекторная природа и рефлекторные механизмы двигательной деятельности
  • 2.9.6. Образование двигательного навыка
  • 2.10. Резюме
  • Глава 3. Здоровье и физическая культура здоровый образ жизни студентов
  • 3.1. Здоровье человека как ценность
  • 3.2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни
  • 3.3. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в их образе жизни
  • 3.4. Здоровый образ жизни и его составляющие
  • 3.4.6. Закаливание
  • 3.8. Выводы
  • Глава 4. Основы спортивной тренировки
  • 4.1. Подготовка спортсмена: разделы спортивной тренировки
  • 4.2. Принципы спортивной тренировки
  • 4.3. Основные средства и методы спортивной тренировки
  • 4.4. Планирование и построение спортивной тренировки
  • 4.5. Соответствие содержания этапов спортивной тренировки механизмам самореализации личности
  • Самосознание
  • Соревновательный
  • 4.6. Формы организации спортивной тренировки
  • 4.6.1. Учебно-тренировочные занятия (тренировочные уроки)
  • 4.7. Физические качества и их воспитание
  • 4.8. Спортивные соревнования – главный составной элемент спортивной тренировки
  • 4.9. Соревнования и их виды
  • Глава 5. Массовый спорт и спорт высших достижений
  • 5.1. Цели и задачи массового спорта
  • 5.2. Спорт высших достижений
  • 5.3. Международное спортивное движение
  • 5.4. История олимпийского движения
  • 5.4.1 Олимпийские Игры Древней Греции
  • 5.4.2. Возрождение современных Олимпийских Игр
  • 5.4.3. Пьер Де Кубертен и его вклад в современное олимпийское движение.
  • Глава 6. Самостоятельные занятия физическими упражнениями
  • 6.1. Актуальность самостоятельных занятий физическими
  • 6.2. Особенности целеполагания самостоятельных занятий
  • 6.3. Формы и организация самостоятельных занятий
  • 6.4. Построение самостоятельного тренировочного занятия
  • 6.5. Выбор систем физических упражнений и видов спорта для самостоятельных тренировочных занятий
  • 6.6. Организация, содержание и методика самостоятельных занятий
  • 6.6.1. Средства и методы занятий избранным видом спорта
  • 6.6.2. Занятия системой физических упражнений
  • 6.6.3. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
  • 6.6.4. Планирование самостоятельных занятий
  • 6.7. Управление процессом самостоятельных занятий
  • 6.8. Содержание самостоятельных занятий
  • 6.9. Выводы
  • Глава 7. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
  • 7.2.1. Медицинское обследование занимающихся
  • 7.2.2. Медицинское обеспечение физического воспитания студентов
  • 7.2.3. Врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий
  • 7.2.4. Профилактика травматизма, заболеваний и отрицательных реакций организма при занятиях физическими упражнениями и спортом
  • 7.3. Методы определения и оценки состояния функциональных систем организма и тренированности занимающихся
  • 7.3.1. Сердечно-сосудистая система. Физическая работоспособность
  • 7.3.2. Дыхательная система
  • 7.3.3. Нервно-мышечная система
  • 7.3.4. Опорно-двигательный аппарат
  • 7.3.5. Анализаторы
  • 7.4. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом
  • 7.4.1. Субъективные и объективные показатели самоконтроля
  • 7.4.2. Самоконтроль за физическим развитием
  • 7.4.3. Самоконтроль за функциональным состоянием
  • 7.4.4. Самоконтроль за физической подготовленностью
  • 7.4.5. Самоконтроль за тренированностью
  • 7.4.6. Ведение дневника самоконтроля
  • 7.4.7. Динамика функционального состояния в процессе тренировки
  • 7.5. Выводы
  • Глава 8. Физическая культура как учебный предмет. Студенты и физкультурно-спортивная деятельность в вузе
  • 4.8. Спортивные соревнования – главный составной элемент спортивной тренировки

    Спортивная тренировка и спортивная деятельность без своего главного составного элемента – соревнования, полностью утрачивает свой смысл и свою специфику.

    Установлено, что в развитии человеческой культуры различные виды противоборства, состязаний, игр первичны: лишь позже начали появляться и закрепляться в практике элементы, формы, методы подготовки к их участию. Стало быть, генетически и субординационно спортивные состязания «старше» спортивной тренировки и других форм подготовки спортсменов. Спортивное соревнование выступает как причина, породившая тренировку, а не наоборот.

    «Соревнование – одно из древнейших общественных отношений. Оно возникает между людьми по поводу успехов в их деятельности».

    «Качественную определенность соревнования … образует противоречивое двуединство: стремление превзойти других и стремление помочь им в сфере одного и того же объективного аспекта деятельности. В основе стремления превзойти других лежит потребность отличить себя от других по отношению к одному и тому же объективному аспекту деятельности; в основе готовности помочь – потребность в отождествлении себя с другими участниками соревнования как представителями одного и того же целого – трудового коллектива…» .

    По сути своей соревнование в развитии способностей к спортивной деятельности таково, что в нем нет антогонизма. «Проигравшая сторона» не теряет здесь тех потенций, с которыми она вступила в соревнования, напротив, существует тенденция к их непременному увеличению, поскольку сам процесс их сопоставления с потенциями другого деятелен. Поэтому у индивида имеется существенный интерес к самому процессу соревнования, а не только к его результату. .

    Потребность в самоутверждении во многом влияют на эффективность соревновательной деятельности и высокий спортивный результат .

    Для характеристики конечного исхода спортивного соревнования используются такие термины, как «спортивный результат», «спортивное достижение», «спортивный рекорд», «спортивный успех» и др. Наиболее широкими среди данных понятий является понятие «спортивный результат». Поэтому в начале попытаемся критически проанализировать его объем и содержание.

    Спортивный результат – это качественный или количественный уровень показателей в спорте. Общим для всех видов спорта положением, определяющим истинность спортивного результата является его достижение в условиях соревнований при соблюдении соответствующих правил.

    В зависимости от специфических особенностей вида спорта спортивный результат может быть выражен различными показателями: победой, одержанной в отдельном состязании или их серии (бокс, борьба, фехтование, спортивные игры и др.); единицами измерения времени, пространства и массы (плавание, тяжелая атлетика, легкая атлетика и др.); числом баллов, набранных спортсменом по оценкам судей (спортивная гимнастика, фигурное катание и др.). .

    По Л.П.Матвееву, спортивный результат представляет собой показатель реализации спортивно-достиженческих возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям. Под спортивно-достиженческими возможностями здесь подразумевается совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которые в комплексе позволяют осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода состязаний.

    Спортивные достижения это не одно и тоже, что спортивный результат. Хотя нередко эти понятия отождествляют, считая синонимами. Вместе с тем это не так. Л.П.Матвеев полагает, что спортивное достижение означает, строго говоря, не каждые из результатов, демонстрируемых спортсменом (или спортивной командой) в процессе неоднократных выступлений в состязаниях, а лишь те, которые превосходят предыдущие. В каждом конкретном случае спортивные достижения определяются одаренностью спортсмена, эффективностью реализованной системы подготовки. Спортивные достижения являются показателем, отражающим максимальные возможности человека в данном виде спорта, на конкретном этапе его развития.

    Кроме того, величина и социальное значение спортивных достижений зависят от величины доступного спортивного усилия, совершенствования технических средств спорта и эффективности спортивной техники и тактики. Моральный их эффект определяется характером спортивной этики. Количественное отношение этих моментов в спортивном результате образуют органическое строение спортивных достижений. Строение спортивных достижений определяет совокупность социальных функций спорта, которые реализуются в процессе спортивного совершенствования человека. Для обозначения наивысшего уровня спортивных достижений в отдельных видах спорта на данный момент времени используется понятие «спортивный рекорд ». Как известно, слово «рекорд» (от английского слова record) означает высший показатель, достигнутый в какой либо деятельности.

    В толковом словаре спортивных терминов «спортивный рекорд» определяется как наивысшее достижение (результат), показанное в отдельном виде соревнований в стандартных условиях». Различают рекорды мировые, олимпийские, региональные (континентальные) и т.д. Отдельно фиксируются рекорды для женщин и мужчин, девушек и юношей, мальчиков девочек, а также для отдельных возрастных групп. Только в тех видах спорта, результаты в которых оцениваются точными единицами измерения (времени, массы (веса), длины и т.д.) - в велосипедном спорте (трек), конькобежном спорте, легкой атлетике, плавании, стрелковом спорте, тяжелой атлетике. В гребном, парусном, лыжном и других видах спорта, в которых на результат соревнования влияет рельеф трассы, сила ветра, плотность воды, но и другие природные условия, спортивные рекорды официально не регистрируются. Однако, например, для конкретно гребного канала и дистанции могут рассматриваться наилучшие (неформальные) результаты – рекорды дистанции. Это же относится и координационно-сложным видам спорта (акробатика, фигурное катание, спортивная гимнастика и др.)

    Необходимо отметить, что спортивный рекорд – это не просто не просто высшее абсолютное достижение спортсмена или команды. Он выступает в качестве объективной оценки совместной деятельности многих людей (тренера, спортсмена, врача, психолога и т.п.) в сфере спорта и обладает целым рядом ценностных характеристик.

    Важной чертой результативности соревновательной деятельности, на которую довольно часто обращают внимание, является успешность или не успешность выступления спортсменов или команды в соревнованиях. В качестве спортивного успеха может быть победа, установление рекорда, вхождение в число призеров, выполнение разрядного или квалификационного норматива и т.д. Иногда успехом является ничья или даже проигрыш с определенной разницей в результатах, если этот итог обеспечивает достижение цели на более высоком уровне состязаний, выход в финал и др.

    Если конечный результат совпадает в какой-то мере с поставленной целью, такую соревновательную деятельность называют рациональной, в противном случае – ее можно назвать нерациональной.

    Человеку, ориентированному исключительно на личный успех, постоянно оценивающему события спортивной борьбы с точки зрения их влияния на этот успех, часто очень трудно отрешиться и в ходе самого соревнования и при подготовке к нему от переживания предполагаемых последствий удачи или поражения в соревновании для его личной судьбы. Это делает ту «внутреннюю позицию», с которой он подходит к соревнованию и действует в нем, непродуктивной.

    Чрезмерное тщеславие и честолюбие, как явные, так и скрытые, могут стать существенным препятствием в достижении высоких результатов на всех этапах становления спортсмена. Для человека, ориентированного эгоцентрически, характерны такого рода стрессовые переживания, психические состояния, которые особенно тяжелым грузом ложатся на его физиологические и психологические функциональные системы, вызывая их преждевременный износ .

    Как и в любом виде человеческой деятельности, в спорте во время разнообразных соревнований на разных уровнях – от первенства спортивного клуба, до чемпионатов Мира и Олимпийских игр, - ведется непрерывная и бескомпромиссная борьба за звание самого быстрого, сильного, ловкого, выносливого и техничного спортсмена.От уровня соревнований зависит и спортивный результат.

    Различные виды спорта по способу определения соревновательного результата могут быть сгруппи­рованы в четыре группы:

    1. Виды с объективно метрически измеряемым результатом.

    2. Виды, в которых результат определяется ус­ловными единицами (баллами, очками), присуждае­мыми за исполнение обусловленной программы со­ревнований.

    3. Виды, в которых спортивный результат оп­ределяется конечным эффектом или преимуществом в условных единицах (очках) за выполненные дей­ствия в вариативных ситуациях.

    4. Комплексные виды спорта (Плато­нов, 1997).

    К первой группе относятся виды спорта, в кото­рых спортивный результат измеряется по времени, расстоянию, массе снарядов, точности. Сюда входят:

    виды спорта с относительно постоянными усло­виями соревнований: легкая атлетика, плавание, тя­желая атлетика, велосипедный спорт (трек), стрелков­ый спорт, конькобежный спорт и др.

    Соревнования по перечисленным видам спорта проходят на стандартных спортивных аренах (ста­дионах, бассейнах, залах, тирах и т. д.) с отно­сительным постоянством внешних условий;

    виды спорта с непостоянными условиями проведе­ния соревнований: лыжный, горнолыжный, парус­ный спорт, велосипедный (шоссе) и др. Отли­чительной характеристикой соревнований в этих видах спорта является изменчивость профиля трасс и условий, что предъявляет своеобразные требования к соревновательной деятельности, а значит, и под­готовленности спортсменов.

    Особенность соревновательной деятельности спортсменов в данной группе видов спорта состоит в том, что спортсмен предварительно знает объек­тивный уровень своих результатов и результатов предстоящих соперников. Естественно, что знание (даже примерное) уровня результатов позволяет бо­лее определенно их планировать, выбирать тактику соревновательного поведения в процессе соревнова­тельной борьбы.

    Вовторую группу входят виды спорта, в которых спортивный результат определяется судьями субъек­тивно в условных единицах по внешнему впечатле­нию о точности, сложности и красоте выполнен­ных спортивных упражнений. К этой группе отно­сятся:

    Спортивная и художественная гимнастика, ак­робатика, прыжки в воду, синхронное плавание и др.;

    Прыжки на лыжах с трамплина, фигурное катание на коньках и др.

    В прыжках на лыжах с трамплина окончатель­ный результат зависит как от дальности полета, так и от оценки его красоты. В фигурном катании окончательный результат определяется как оценкой выполнения упражнений в баллах, так и суммой за­нятых спортсменом мест, присужденных судьями по общему впечатлению о выступлении спортсмена в отдельных видах соревнований.

    Третья группа представлена следующими тремя подгруппами:

    Виды спорта, в которых спортивный резуль­тат определяется достигнутым конечным эффектом за установленное правилами соревнований время, которое должно быть полностью исчерпано (фут­бол, хоккей, баскетбол, гандбол и др.);

    Виды спорта, в которых, несмотря на лими­тированное правилами время соревновательного пое­динка (борьба, бокс, фехтование), возможно уско­ренное достижение победы в двух вариантах:

    1) выполнение действия, которое дает так называ­емый “чистый” выигрыш: нокаут в боксе, “чистая” победа в борьбе; 2) достижение победы при выиг­рыше определенного количества очков раньше ис­течения обусловленного правилами лимита времени (фехтование);

    Виды спорта, в которых победа определяется обусловленным конечным эффектом, но соревнова­ния не ограничены временем их проведения (теннис, настольный теннис, волейбол и др.).

    Четвертая группа объединяет комплексные виды спорта - современное пятиборье, биатлон, лыжное двоеборье, легкоатлетическое десятиборье и др.

    Особенностью соревновательной деятельности в этих видах спорта является возможность компенсаторного взаимодействия и преимущественного влия­ния на конечный спортивный результат включен­ных в данный комплекс отдельных спортивных дисциплин.

    Соревновательная деятельность в этих видах спорта требует учета как особенностей отдель­ной спортивной дисциплины, так и учета поло­жительных и отрицательных факторов, вытекаю­щих из своеобразия комплекса, индивидуальных преимуществ в том или ином спортивном уп­ражнении и др. Особенно специфическим в этом отношении является биатлон, соревнования в котором проходят не раздельно по видам спорта (гонка и стрельба), а одновременно, что усложня­ет соревновательную деятельность спортсмена.

    Ключевые слова: психологическая подготовка, спортивная деятельность, результат, сложнокоординационные виды спорта, успешность, экспертная оценка.

    Key words: expert estimation, coordinating sports, psychological preparation, result, sports activity, successfulness.

    Резюме. Проведен анализ используемых критериев оценки успешности спортивной деятельности, обосновано использование метода экспертных оценок. Разработанная методика экспертной оценки спортивной успешности позволяет учитывать как объективные, так и субъективные показатели деятельности спортсмена для проведения психографического анализа, необходимого при организации психологической подготовки. Стандартизированы разнородные оценки качественных сторон спортивной деятельности, что позволяет сопоставлять успешность с личностными свойствами спортсмена.

    Summary. The realized analysis used standard of judgement to successfulness to sports activity. Motivated use the method expert estimation. The methods of the expert estimation was designed to sports successfulness. She allows to take into account as objective, so and subjective factors to activity of the athlete. It is important when undertaking psychographic analysis and organizations of psychological preparation. Heterogeneous evaluation of qualitative aspects of sports activities has been standardized. This allows to match successfulness with particularities of personality of the athlete.

    В спорте высокий уровень подготовленности, в том числе и психологической, отождествляется с успешной деятельностью, итогом которой является достижение поставленной цели, оцениваемое показанным соревновательным результатом (занятым на соревнованиях местом). Для управления подготовкой спортсмена необходима ее количественно-качественная оценка, которая определена для физической и технической подготовок, и является не менее значимой для психологической подготовки. При изучении спортивной деятельности данная проблема в основном решается на уровне изучения количественных параметров, а успешность рассматривается как процесс, отличающийся кратковременностью протекания . Не учитывается, что спортивная деятельность является многосторонним процессом активности, в ходе которого человек сознательно и целенаправленно формирует физические и психические качества человека, требуемые спецификой вида спорта .

    В настоящее время для решения задач различного характера, установления специфики вида спорта, структуры деятельности, своеобразия целей, мотивов, способов и результатов, содержания, внешних и внутренних условий и др. в спортивной психологии используется метод экспертных оценок. Понятие «эксперт» в переводе с латинского означает «опытный», «сведущий». Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении анализа проблемы с количественной характеристикой качеств, суждений на основе личного опыта и последующей формализованной обработкой результатов, что важно для выделения критериев интегральной оценки успешности спортивной деятельности.

    Несмотря на разнообразие классификаций видов спорта и соревновательных упражнений при выделении критериев успешности спортивной деятельности целесообразно рассматривать три группы: циклические, сложнокоординационные и противоборства . Взаимосвязь объективных и субъективных показателей успешности показывает необходимость учета основных признаков «прямо или косвенно выражающих полезные и вредные качества элементов деятельности... уровень квалификации, степень выраженности психофизиологических свойств индивидуальности в их взаимосвязи с успешностью деятельности» . В циклических видах спорта преобладают объективные критерии оценки соревновательной деятельности (время, дистанция, дальность прыжка и т. д.); в сложнокоординационных - субъективные, выявление победителя осуществляется на основе сравнения сложности, качества и эстетичности исполнения двигательных действий спортсменами (баллы, очки и т. д.). А.Л. Попов, Н.С. Шумова (2006) определили, что «сложнокоординационные виды в значительной степени «продвигают» развитие координационных возможностей, опирающихся на ловкость, гибкость, и зависимы от развития методики и психологического обеспечения в освоении принципиально новых сложных движений, наработанных в культуре и искусстве. при оценке спортивных результатов используются в основном субъективные критерии (баллы, ранжирование)» .

    С точки зрения теории спорта успешность спортивной деятельности отождествляется с понятием результативность. Спортивный результат - количественный или качественный уровень показателей, в зависимости от особенностей вида спорта выраженный: победой в состязаниях; единицами измерения времени, пространства и массы; числом набранных спортсменом баллов при оценке судей; количеством набранных очков и др., которые являются критериями судейства . Однако такой подход позволяет очень узко оценивать деятельность спортсмена. Отмечено, что «спортивный результат, будучи главным итогом тренировки спортсмена, тем не менее не всегда отражает качество и эффективность тренировочного процесса» . Как критерий успешности результат может выступать в сравнении с разрядными коэффициентами, с результатами других спортсменов, с динамикой выступлений спортсмена за определенный промежуток времени. Результат сам по себе еще не полностью характеризует успешность спортивной деятельности, что требует необходимости рассмотрения его в совокупности с другими критериями.

    Если сопоставить спортивную деятельность с учебной, то оценка спортивной успешности по результативности (набранным очкам, баллам, секундам, метрам.) равнозначна оценке учебной успешности только по показателям успеваемости (отметок за устные ответы, письменные работы, набранные баллы при тестировании...). Такой подход нивелирует психологические показатели, которые влияют на формирование гармоничной личности ребенка.

    Встречаются попытки разработки диагностических коэффициентов или зависимостей успешности спортивной деятельности от других показателей: занятого места, рейтинга, и др. Так, М.И.Брегер (1986) определил критерии количественной оценки соревновательной деятельности, среднее значение спортивных результатов определялось отношением их суммы к количеству боев. ЕАГрозин в соавт. (1984) разработали коэффициент спортивного мастерства и интегральный показатель атакующих (защитных) действий в соревновательной деятельности. Г.П.Семенов (1982) выразил успешность спортивной деятельности в математической зависимости, в которой важную роль играют: занятое место; количество спортсменов, стартов, занятых мест; стаж занятий спортом и возраст. В.Н.Мурзинков, А.В.Медведь (1994) выявили унифицированные критерии оценки соревновательной деятельности борцов: результативность в данном соревновании, рейтинг спортсмена, модельные характеристики результативности, соревновательная устойчивость.

    В этих концепциях спортивная деятельность описывается как последовательность сменяющихся друг друга операций или действий, изучение которых позволяет наиболее объективно отражать технику и тактику вида спорта. Но не учитываются такие показатели психологической подготовленности спортсменов как уровень развития специальных свойств личности, психомоторных показателей, отношение к деятельности, активность и др.

    Все рассмотренные выше показатели оценивают успешность спортивной деятельности и вслед за ней психологическую подготовленность только по внешним критериями. Однако, «любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне; вместе с тем под влиянием внешнего изменяется и внутреннее; .изучая «внешнюю сторону» деятельности можно раскрыть «внутреннюю сторону», а точнее, понять реальную роль психики в деятельности» . Что указывает на необходимость учитывать внешнюю и внутреннюю стороны деятельности, которые неразрывно связаны.

    Особое значение для спортсмена имеют такие особенности, которые влияют на спортивную деятельность, от которых зависят результаты соревнований и является основой индивидуализации. В спортивной психологии успешность деятельности рассматривается в связи с такими понятиями как способности, индивидуальный стиль деятельности, надежность, готовность и др. Успешность в условиях повышенной напряженности связывается с понятием надежность, под которой понимается «такое комплексное внутреннее свойство, которое позволяет спортсмену стабильно и эффективно выступать на ответственных соревнованиях в течение определенного времени», критерием надёжной деятельности спортсмена является «безотказная работа, то есть действия, выполненные без ошибок, без срывов с качественно высокой результативностью» . Для представителей различных видов спорта характерны сочетания психических качеств, играющих большую роль в обеспечении надёжности деятельности спортсменов. В.Л.Марищук, Л.Н.Серова (1983) выделили критерии успешности соревновательных действий, которые оцениваются непосредственно в процессе наблюдения за соревнованиями в условных баллах (от 1 до 5). Так, при высокой успешности спортсмены «действуют с учетом вероятностных ситуаций по оптимальной тактической схеме, легко и своевременно концентрируют, переключают или распределяют внимание; движения точные по форме и условиям, хорошо координированные», о низкой успешности свидетельствует «преобладание ошибок, ведущих к невыполнению действий, движения неадекватные заданным, хаотичные или же ступор» . Д.В.Попов (2001) успешность деятельности изучал в связи с субъективной оценкой ее результата в сравнении с запланированным, который определялся в соответствии с возможностями индивида, сопровождающаяся определенными переживаниями.

    Показатели успешности важны при составлении психоспортограммы спортсмена в любом виде спорта, которая раскрывает «внешние взаимосвязи и взаимоотношения, диктуемые правилами и условиями данного вида спорта, и внутренними субъективными отношениями спортсмена к выполняемой деятельности, определяемые особенностями его личности» . Проведение психографического анализа спортивной деятельности, выявление «модели сильнейшего спортсмена» позволяет учитывать разнообразные стороны тренировочного и соревновательного процессов, и может рассматриваться интегрирующим подходом в оценке успешности спортивной деятельности .

    Необходимость разработки интегральной оценки успешности спортивной деятельности приобретает особую актуальность в связи с высоким уровнем субъективизма в судейской оценке технического и артистического компонентов мастерства спортсменов, занимающихся сложнокоординациоными видами спорта. Можно привести множество примеров из спортивной практики, когда наблюдается явное расхождение внутренней, субъективной оценки спортсмена, его тренера, болельщиков с экспертным мнением судейской бригады по поводу выступлений сильнейших спортсменов на соревнованиях различного уровня. Так, выступление белорусского гимнаста И.Иванкова было признано лучшим по итогам зрительских симпатий, однако судейской бригадой на Олимпийских играх оценено только вторым местом, прыжок фристайлиста Д.Дащинского по результатам судейских оценок на Олимпийских играх в Турине также оценен вторым, однако сам спортсмен своим выступлением был доволен и внутренне ощущал себя победителем. Такая ситуация встречается не только с нашими белорусскими спортсменами. В этой связи не изученной остается проблема личности спортсменов, так и не сумевших в своей спортивной карьере завоевать золотую медаль, но по уровню своей подготовленности, имеющих реальные шансы претендовать на звание победителей Олимпийских игр.

    Изучая психологию успеха и неудачи спортсмена успешность соревновательной деятельности Н.А. Батурин (1988) рассматривал как «... интегральную оценку собственного результата, которая зависит от того, равен или выше (ниже) достигнутый результат уровня личной цели того, что ожидал или хотел достичь человек» .

    Спортивными федерациями во всех сложнокоординационных видах спорта (фристайл, спортивная акробатика, прыжки на батуте, спортивная и художественная гимнастика, синхронное плавание, прыжки в воду и др.) проводилась большая работа по повышению объективности судейства: разрабатывались новые правила, создавались отдельные судейские бригады, вводились новые критерии оценки, использовались современные технические средства (компьютерная техника и видеозапись) для анализа спорных моментов выступлений спортсменов.

    Однако, как в практической сфере спорта, так и в научных исследованиях мало внимания уделяется психологическому фактору успешности спортивной деятельности, основанному на индивидуальной субъективной оценке результативности спортсмена, степени реализации физических и психических возможностей личности, в соответствии с поставленными целями.

    С целью создания унифицированной системы изучения успешности спортивной деятельности была разработана методика ее экспертной оценки. Структурные компоненты успешности спортивной деятельности, были занесены в протокол, в котором по 10-бальной шкале предполагается измерение отдельных ее признаков (табл. 1, 2, 3).

    Таблица 1 - Внешняя (объективная) оценка спортивной успешности

    Спортивный разряд, звание

    Спортивный стаж

    Лучшее занятое место с учетом ранга соревнований

    Чемп. Европы

    Чемп. мира

    Кубок мира

    Олимп. игры

    Спортивный статус)

    Не член сборной команды

    национальной команды

    основной

    Кол-во соревн. за год

    Наивысший ранг соревнований и занятое место

    Чемп. Европы

    Чемп. мира

    Кубок мира

    Олимп. Игры

    Внешнюю, объективную оценку составили девять показателей: спортивный разряд, звание; спортивный стаж; лучшее занятое место с учетом ранга соревнований; рейтинг в РБ; перспективность (спортивный статус) - от не члена сборной команды до основного состава национальной команды; количество соревнований за год; наивысший ранг соревнований и занятое место.

    В спортивной деятельности основным критерием оценки успешности спортсмена, общим для всех видов спорта, является спортивное достижение, как показатель мастерства и способностей спортсмена в условиях соревнований, отраженный в результате и его стабильности. Высшим спортивным достижением является победа в соревнованиях крупного масштаба, как показатель, отражающий максимальные возможности человека в данном виде спорта, на конкретном этапе его развития.

    Спортивная квалификация - «устойчивая характеристика спортсмена, обобщающая итоги выступлений на спортивных соревнования за определенный отрезок времени» . Ее оценивают по среднему уровню спортивных результатов, их количеству, по особенностям соревнований, на которых достигнуты эти результаты. Стабильность, как многократное, относительно одинаковое по эффективности выполнение деятельности, выступает одной из основных предпосылок надежности деятельности в условиях соревнований. Стабильность результатов связана с психологическими особенностями спортсмена, что позволяет говорить о психической стабильности спортсмена, обеспечивающей его способность к созданию необходимого уровня готовности к соревнованию, к управлению психическим состоянием.

    Таблица 2 - Внутренняя (субъективная) оц енка спортивной успешности

    Показатели

    Показатели

    Негативное отношение к спорту

    Положительное отношение к спорту

    Недисциплинированность (нарушение режима.)

    Дисциплинированность

    Не успешность выступлений

    Успешность выступлений

    Низкий уровень сложности (трудности) упражнений

    Высокий уровень сложности (трудности) упражнений

    Не стабильность выступлений

    Стабильность выступлений

    Ошибочность выполнения соревновательных упражнений

    Безошибочность выполнения соревновательных упражнений

    Плохая физическая подготовленность

    Хорошая физическая подготовленность

    Плохое «чувство времени»

    Хорошее «чувство времени»

    Плохое «чувство темпа», «чувство ритма»

    Хорошее «чувство темпа», «чувство ритма»

    Низкая быстрота реакции

    Высокая быстрота реакции

    Низкий уровень мотивации

    Высокий уровень мотивации

    Низкий волевой самоконтроль (настойчивость, самообладание)

    Высокий волевой самоконтроль (настойчивость, самообладание)

    Эмоциональная неустойчивость

    Эмоциональная устойчивость

    Не способность к саморегуляции

    Способность к саморегуляции

    Индивидуальный стиль не выражен

    Ярко выраженный индивидуальный стиль

    Латентную оценку успешности составил интегральный показатель, также выраженный в 10 балльной шкале, который рассчитывался с учетом оценок судей, коэффициента трудности, разрядного коэффициента, сбавок, результата Олимпийского
    чемпиона (или чемпиона мира), лучшего результата прошедшего сезона, ранга соревнований, занятого места в определенном виде программы.

    Таблица 3 - Латентная оценка спортивной успешности по результатам анализа протоколов соревнований (на примере синхронных прыжков на батуте)

    Луч-
    ший
    резуль-
    тат
    про-
    шед-
    шего
    сезо-
    на,
    ранг
    соревн.,
    заня-
    тое
    место,
    вид
    про-
    грам-
    мы

    Оцен-
    ка
    судей
    тех-
    ники
    Оцен-
    ка
    судей
    син-
    хрон
    КТ Оцен-
    ка
    ОУ
    Оцен-
    ка
    судей
    тех-
    ники
    Оцен-
    ка
    судей
    син-
    хрон
    КТ Оцен-
    ка
    ПУ
    Сум-
    ма
    Сум-
    ма
    с разр.
    коэф.
    Рез-т
    Олимп.
    чем-
    пи-
    она
    м ж

    Экспертная оценка широко используется в спортивном судействе «в виде суммы баллов, выставляемых бригадой судей, каждый из которых оценивает спортивный результат по какой-либо шкале... за отдельные признаки качества соответствующие баллы включаются в сумму, будучи умножены на определенные коэффициенты (например, за сложность упражнения при прыжках в воду с трамплина)» .

    Итоговый показатель успешности рассчитывается по формуле:

    ЭОУсд= Оу/9 + Су/15 + Лу, где Оу, Су и Лу - объективный, субъективный и латентный компоненты успешности.

    Таким образом, разработанная экспертная оценка успешности спортивной деятельности позволяет учитывать множество показателей (25), отражающих субъективную и объективную стороны деятельности, а также количественно их оценивать, в стандартизированной 10 балльной системе (стенов). Для всех сложнокоординационных видов спорта общими выступают первые два аспекта успешности, а латентный показатель, учитывает специфику судейской оценки в конкретном виде спорта, несмотря на его интегральную оценку.

    Измерение количественно-качественных характеристик успешности спортивной деятельности позволяет научно-обоснованно подойти к разработке психоспортограммы вида спорта в целях совершенствования психологической подготовки спортсмена в целом, а также ее внешнего и внутреннего аспектов. Внешний аспект психологической подготовки проявляется в реализации определенной системы психомоторных процессов, которые характеризуют специфику вида спорта, внутренний - в многоуровневой системе свойств личности, общих и специальных, обеспечивающих гармоничное развитие спортсмена и реализацию потенциальных возможностей.

    Литература:

    1. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности: учеб. пособие / Н.А. Батурин. -Омск: ОГИФК, 1988.
    2. Данилина Л.Н. Проблема психической надёжности в спорте: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л.Н. Данилина, В.А. Плахтиенко. - М.: Гос. центр. ин-т физ. культуры, 1980.
    3. Иванченко Е.И. Теория и практика спорта: учеб. пособие для вузов по спец. «Физ. воспитание и спорт»: В 3 ч. / Е.И. Иванченко. - Минск: Четыре четверти, 1996.
    4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984.
    5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1997.
    6. Методики психодиагностики в спорте: учеб. пособие для ст-ов пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / В.Л. Марищук [и др.]. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Просвещение, 1990.
    7. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997.
    8. Попов А.Л. Преемственность субъективности и объективности оценок результатов в избранном виде спорта при освоении психологии студентами физкультурного вуза / А.Л. Попов, Н.С. Шумова // Теория и практика физической культуры. - 2006 - № 6. - С. 12-14.
    9. Проблема комплексной интегральной оценки для управления спортивной деятельностью / Е.А. Грозин [и др.] // Спорт - науке, наука - спорту: Тез. докл. Всесоюз. конф., Новосибирск, 20-24 авг. 1984 г. / Акад. наук СССР Сиб. отделение. - Новосибирск, 1984.
    10. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях // Словарь справочник / сост. Е.Н. Сурков; под ред. В.У. Агеевца. - М.: Физкультура, образование, наука, 1996.
    11. Психология спортивной деятельности: сб. ст. / науч. ред. П.А. Жоров и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1985.
    12. Психографический анализ спортивной деятельности и классификация психических качеств, определяющих уровень выступлений спортсменов на соревнованиях: метод. рекомендации / сост. М.В. Ермолаева, Н.А. Худадов; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т физической культуры. - М., 1983.
    13. Психология и современный спорт // Междунар. сб. науч. работ по психологии спорта; сост.: А.В. Родионов, Н.А. Худадов. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
    14. Суходольский ГВ. Основы психологической теории деятельности / ГВ. Суходольский. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.

    Их развития

    Спортивное достижение, как правило, характеризуется победой над соперником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демонстрацией результатов, выраженных в показателях времени, расстояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д.

    Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) достижениям, которые являются как бы эталоном оценки резервных возможностей как отдельного человека, так и сообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателей в виде спортивных достижений заключаются в том, что если сегодня абсолютные достижения под силу узкой группе выдающихся спортсменов, то через несколько лет они становятся достоянием все более и более широкой массы занимающихся.

    Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте. Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техническим прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа) (рис. 28). Рассмотрим эти факторы более подробно.

    Рис. 28. Факторы, обеспечивающие рост спортивных достижений

    Индивидуальная одаренность спортсмена. Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Необходимо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.

    Врожденно обусловленным компонентом способностей является одаренность. Она обеспечивает человеку возможность успешного выполнения соответствующей ей деятельности. По отношению к спорту можно говорить о физических и психических качествах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления определенной соревновательной деятельности. Одаренность постепенно становится главным критерием при переходе занимающихся в спортивных школах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга.



    В основе развития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности. Однако высший уровень различных способностей человека всегда является результатом его развития в процессе рационально построенной деятельности, а в спорте – системы подготовки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способностей. А для этого необходимы направленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренностью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколениями опыта дают возможность развить определенные способности.

    При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми моментами:

    – составом способностей к определенному виду спорта;

    – объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшего совершенствования;

    – какими путями добиться формирования этих способностей, если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в случае их низкого уровня.

    Степень подготовленности к спортивному достижению. Решающее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воздействуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным условием является большая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тренировке и достижении главной и промежуточных (этапных) целей. Одним из обязательных условий при этом являются значительные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высоких результатов без упорного труда.

    В этой связи спортивные достижения – это «показатель размера полезных затрат усилий спортсмена на самосовершенствование, показатель его успехов на этом пути» (Л.П.Матвеев, 1977).

    В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессе подготовки спортсменов достигают значительных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнования, колеблется в пределах от 800 до 1500 ч в год. В определенных спортивных дисциплинах практикуются трех- и четырехразовые тренировочные занятия в день.

    Все это предъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотивированный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.

    Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревновательных систем, а также от сознания важности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой деятельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.

    Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки; рациональной системой соревнований; использованием прогрессивной техники и тактики; материально-техническим обеспечением; научно-методическим, медико-биологическим и информационным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и др.

    Первое место в этой группе факторов занимают научно-методические основы системы спортивной подготовки. Только на основе современных научных данных, переработанных в методические разработки и рекомендации и нашедших свое место в структуре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.

    Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повышения их спортивной работоспособности.

    На эффективность системы подготовки спортсмена влияют разработка и применение высококачественного инвентаря, оборудования, обуви, одежды, защитных приспособлений, тренажеров (механических, электромеханических, электронных) различной конструкции и назначения.

    Важным моментом в вопросах повышения эффективности системы подготовки спортсменов является совершенствование их тактической и технической подготовки. Во многих видах спорта тактическая и техническая подготовки являются доминирующими сторонами мастерства, определяющими успех всей системы. От своевременных разработок новых элементов и комбинаций, тактических приемов в конечном счете зависит уровень спортивных достижений.

    Размах спортивного движения и обеспечение его кадрами. Эффективность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, а это, в свою очередь, повышает конкурентность среди них и отражается на спортивных результатах.

    Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специалистов во многом способствует повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также и у высококвалифицированных и выдающихся спортсменов.

    Социальные условия развития спортивного движения и его экономическое обеспечение. Уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни общества, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых в различных странах, взаимосвязан с показателями материального благосостояния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, общей численности и грамотности человека (А. М. Максименко, 1969). В то же время развивающиеся страны с невысоким экономическим потенциалом могут с успехом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населения и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфиопии и Кении, боксеры Латинской Америки, футболисты африканских стран и др. Однако развитие многих популярных и массовых видов спорта в комплексе не под силу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества.

    В заключение следует отметить, что спортивные достижения отражают успехи человека в совершенствовании своих способностей и являются одним из показателей развития спорта, физической культуры и культуры общества в целом.

    Тенденции развития спортивных достижений. Современный спорт характеризуется постоянным ростом спортивных достижений. При этом в каждом отдельном виде спорта или отдельной дисциплине на протяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная динамика достижений. На одних этапах она связана со скачком результатов, на других – с временным плато (стабилизацией), на третьих – с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов: внедрением новых средств и методов тренировки; экономическими стимулами системы соревнований; совершенствованием спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви; использованием новых приемов повышения работоспособности спортсмена (психологической и физиологической направленности).

    Динамика роста спортивных достижений в любом виде спорта выглядит в виде логистической кривой (рис. 29), впервые обоснованнои польскими учеными Е.Скоровским и Я.Брогли.

    Рис. 29. Усредненная логистическая кривая развития спортивных достижен

    ий в историческом аспекте отдельного вида спорта и у отдельного индивида

    Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности и в определенной мере отражает историю становления вида спорта и индивидуальный рост мастерства спортсмена. Продолжительность этих фаз в разных спортивных дисциплинах различна.

    Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, четким определением предмета соперничества спортсменов или команд, созданием специфической для данного вида спорта методики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному повышению.

    В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с началом занятий определенным видом спорта, овладения основами техники, тактики, физической подготовленности.

    Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров тренировочных нагрузок, совершенствованием технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря и оборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной деятельности.

    Другими словами, чем больше начинают трудиться спортсмены и чем выше качество этой деятельности, тем сильнее наблюдается рост спортивных достижений.

    В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта.

    Третья фаза логистической кривой связана с замедлением роста достижений как в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии в целом. Хотя отдельные достижения научно-технического прогресса могут вызвать и кратковременную «вспышку» результатов. Такую же «вспышку» может дать и использование запрещенных препаратов (допинг).

    Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку. Общество в лице спортивных федераций и клубов, спонсоров вкладывает большие средства в систему подготовки спортсменов, поэтому рост спортивных достижений обеспечивается уже не только совершенной и высокоэффективной системой тренировки, но и переориентацией системы соревнований, приобретающей все более и более коммерческие основы, а также большим удельным весом всех факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности (финансы, организация и управление, научно-методическое, медико-биологическое, материально-техническое обеспечение и др.). В индивидуальном плане замедление роста спортивных результатов и их стабилизация связаны и с возрастом спортсмена, с переходом его в группу «ветеранов».

    Поделиться: