Проблемы духовности в современном мире. Глобальные проблемы человечества Вопросы для повторения

В новое тысячелетие человечество перешло, имея солидный багаж научных, технических и технологических достижений, которые носят двойственный характер. Они принесли несомненную пользу и одновременно породили явления, угрожающие человеческому существованию в масштабах всей планеты. Эти проблемы, спровоцированные бурным развитием науки и технологии, пронизывают буквально все сферы жизни человека.

Первая из них все еще сохраняющаяся - угроза термоядерного пожара . Успехи в области физики, химии, космотехники позволили овладеть микро- и макрокосмосом. Вместе с тем они предоставили человечеству средства для самоуничтожения в контексте ядерной войны. Призрак «судного дня», глобального уничтожения всех и вся все еще бродит по планете. Возможности возникновения «всесжигающего пламени» и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны.

Еще 38 сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила подготовку и развязывание ядерной войны величайшим преступлением перед человечеством. В Декларации ООН 1981 г. о предотвращении ядерной катастрофы было заявлено, что с законами человеческой морали и высокими идеалами Устава ООН несовместимы любые действия, подталкивающие мир к ядерной катастрофе. Тем не менее ядерное вооружение не прекратилось. Мораторий на подземные ядерные испытания то и дело нарушается, то Китаем, то Францией, то другими членами «ядерного клуба». Ряд договоров о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, пока они молчаливо соблюдаются, но еще не приобрели статуса действующего закона. На сегодняшний день уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределенно длительный срок.

Нельзя сказать, что сейчас уменьшилась опасность прямого военного столкновения стран, обладающих ядерным оружием: амбиции некоторых ближневосточных государств, подкрепленные ядерной оснащенностью их армий, создают реальную угрозу хрупкой стабильности в мире. Уже производят ядерное оружие Индия, Пакистан, готовы к этому ЮАР, Израиль и ряд других государств. Нарастает опасность попадания ядерного оружия в руки безответственных политических авантюристов и даже криминальных элементов. При этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой технологической случайности «чернобыльского сценария». Любая техника, как свидетельствует история, когда-нибудь ломается. И абсолютной гарантии от повторения Чернобыля или еще более ужасающей трагедии никто не дает. Нельзя забывать, что на планете сейчас работает более 430 атомных электростанций. И их количество увеличивается.

Другая угроза - надвигающаяся близость экологической катастрофы . История распорядилась так, что земная природа, наша экологическая ниша приходит в состояние нарастающей нестабильности. Отношение человек-природа по своей значимости начинает перекрывать наши экономические заботы, политические хлопоты и теоретические словопрения. Суть этой проблемы состоит в том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к обвальному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы . Все это порождает возможность «коллапса» - т.е. резкого и стремительного ухудшения экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты.

О грядущих деструктивных процессах говорят уже достаточно давно: подсчитано, что не менее 1 млрд. 200 млн. человек живут, испытывая острую нехватку питьевой воды; Биологи фиксируют, что ежедневно в результате деятельности человека мир теряет 150 видов животных и растений; интенсивное сельское хозяйство истощает почвы в 20-40 раз быстрее, чем они могут естественно восстановиться. Будущее человечества прежде всего зависит от того, как будут согласованы «стратегия человека» и «стратегия природы». Глобальная экология как совокупность идей и практических актов по оптимизации отношения человечества и Природы, по обеспечению их так называемого «коэволюционного» (т.е. сопряженного, соответственного) развития должны стать делом политиков и экономистов, предметом осмысления, научения и применения. Надо очертить те «пределы развития», при которых можно избежать ужаса вселенской катастрофы.

К сожалению, эта идея еще не осознана всерьез политиками, не понята массовым сознанием и не стала четко обозначенной задачей социальной и личной практики. Когда же планету может постичь ужас такого «коллапса»? Устанавливают различные сроки: от 2-3 десятков лет до столетия. Но все согласны в одном: без принятия повсеместно мер глобального масштаба - он неотвратим.

Среди этих мер называют ограничение роста народонаселения . Сегодня он составляет до 85 млн. человек в год. Неконтролируемый рост населения в развивающихся странах и потребления в развитых подрывает ресурсную базу, стремительно приближает нас к максимально допустимым нагрузкам на природную среду.

В мире резко обозначилась нехватка сельскохозяйственных земель. С 1984 г. мировое производство зерна возрастало лишь на 1 % - в 2 раза медленнее, чем рост населения. Т.е. затраты на прирост производства мирового валового продукта (от горючего до продуктов питания, от цемента до сплавов и композитов) будут превышать цену, которую общество в состоянии заплатить за этот прирост.

Демографическая обстановка на планете уже за исторический период существенно менялась. Так, накануне возникновения земледелия (около 10 тыс. лет назад) на всей планете жило людей в два раза меньше, чем сейчас живет в одной Москве - около 5 млн. (а Москва перевалила за 9 млн. жителей). За 5 тыс. лет до н. э. на Земле жило где-то около 30 млн. человек. Это примерно столько, сколько живет сейчас в Украине. К началу нашей эры народонаселение мира составляло 250 млн. человек, т.е. столько, сколько сейчас живет в СНГ. Сейчас на Земле одних американцев вдвое больше, чем было людей во времена Юлия Цезаря на всей планете.

Процесс неудержимого прироста населения Земли (со скоростью в 60-е гг. 8 тыс. человек в час, в 80-х - 10 тыс. человек в час, а сейчас, 12 тыс. человек в час) неравномерен. В нашей стране на фоне происходящих социальных катаклизмов смертность на 1 млн. человек в год превышает рождаемость. В развитых странах прирост минимален, либо его вовсе нет. Зато страны «третьего мира», несмотря на акции по его сдерживанию в Китае и Индии, продолжает стремительно расти. Демографы полагают, что население Земли максимально может быть не больше 10 млрд. человек. И эта цифра будет достигнута к 30-м гг. 21 в. Многие уверяют, что цифра завышена. Так что от продумывания глобальных, согласованных мер по оптимизации демографического бума никуда не уйти.

Остро стоит и проблема прекращения загрязнения жизненной среды ксенобиотиками (т.е. веществами, враждебными жизни). Химическое, радиационное загрязнение нарастает. В зону опасности попали сферы нашего общечеловеческого достояния: Мировой океан, космическое пространство, Антарктида.

Технологическая мощь человека обернулась против него самого, в этом основное зерно экологической проблемы. Заметим, что экологический вызов не менее, если не более опасен и трагичен по последствиям, чем экономический и политический. Но надо признать и то, что ответить на него невозможно помимо радикальных сдвигов в мировой экономике и политике, в сознании лидеров и миллионов.

Третья угроза - опасность, нависшая над человеческой телесностью . Под угрозой «внешняя» природа, та экологическая ниша, в которой мы живем, но и наша «внутренняя» природа: наш организм, плоть, человеческая телесность. Во второй половине 20 в. произошла «биологическая революция», положившая начало «новой биологии», важное место в системе которой занимает генная инженерия. Человек и раньше манипулировал генами, но большей частью бессознательно; теперь появилась принципиальная возможность создания организма в лабораторных условиях со строго определенным набором признаков. Разработки методов генной инженерии способствовали достижениям в области вирусологии, бактериологии, энзимологии. Возможно, что биотехнология в 21 в. окажет ощутимое воздействие на увеличение продовольствия и другой сельскохозяйственной продукции на сокращающихся площадях и с меньшим расходом воды, сократятся вредные воздействия на окружающую среду минеральных удобрений, пестицидов. Обратной стороной указанных процессов и достижений стала опасность разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ. Расшатывание генофонда, генная инженерия, открывающая не только горизонты, но и зловещие возможности.

Тревогу вызывает возможность выхода из-под контроля «мутантных генов», могущих исказить эволюционные приспособления человека в непредсказуемом направлении; массовое порождение клонированных организмов; не исключена возможность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов.

Уже есть зримые последствия этих явлений. СПИД - это первая в истории глобальная пандемия, сеющая смерть, которую пока что ничто не в может остановить. Ряд исследователей полагает, что это не просто болезнь, а некоторый этап в биологическом существовании рода людей. СПИД сегодня - это уже не узкомедицинская, а общечеловеческая проблема. К этому можно прибавить нарастание процента наследственно отягощенных уродств, рост женского бесплодия и мужской импотенции. Налицо признаки физического вырождения в ряде регионов, неудержимое, подлинно эпидемическое расползание наркомании, алкоголизма.

Наконец, четвертая, не менее страшная угроза - кризис человеческой духовности . Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии испытывают сейчас тягостные затруднения, не могут ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа.

Страхи и тревоги, стрессы, пронизывают все пласты человеческого существования. Беззащитная, мечущаяся, хромающая человеческая мысль во многих случаях оказывается неспособной охватить настоящее, зрело оценить прошлое, хотя бы как-то уверенно предвидеть будущее. Из 19 в. человечество вынесло две идеи, достойные быть названными глобальными идеями. Одна идея - социалистическая, другая - научно-технологическая. Считалось, что опираясь на эти идеи, люди Земли построят справедливое общество, обретут полноту жизни, утвердят свободу и достоинство личности. Сегодня обе идеи столкнулись с границами, поставленными биосферными глобальными возможностями человеческого бытия.

Давняя мечта людей об обществе справедливости, реального социального равенства, высокого человеческого достоинства, удовлетворения всех запросов - духовных и материальных – не состоялась, т.к. не опиралась на жизненные реалии. Есть расчет: если стандарт потребления 5 миллионов аутсайдеров поднять до уровня уже упоминавшегося нами «Золотого миллиарда», то надо за 50 лет удвоить потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить производство энергии. При этом не надо забывать, что человечество к 2030 г. как минимум удвоится. При существующих технологиях и потребительных ориентациях биосфера планеты этого просто не выдержит. При нынешнем техническом оснащении это и невозможно.

Это же относится и к технократическому оптимизму, к идее о величии технического прогресса. Признано всеми, что техника несет в себе не только благо, но и зло. Поэтому названные идеи сейчас в том состоянии, что опираться на них трудно. Очевидно, что эти идеи требуют переосмысления. Образовавшийся идеологический вакуум заполнили многочисленные эзотерические доктрины западного и восточного толка, что лишь усугубило смятение и духовный кризис человечества. Религиозный экстремизм, практикующий террор, - также одно из проявлений духовного кризиса человечества, охватившее все страны независимо от их социально-экономического статуса.

Таковы реальные угрозы наших дней. Они настоятельно требуют консолидации всего человечества для поиска путей выхода из кризиса. Сегодня можно указать на определенные и основательные предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и отведения вселенской угрозы от человечества.

Первая такая предпосылка - это развертывание информационной (компьютерной), биотехнологической революции как технико-технологической основы возможного выхода из ситуации «выживания », преодоления преград к объединению человечества. Создание на ее основе некой новой цивилизации пока еще выявляется на уровне предпосылок. Контуры такой цивилизации еще плохо различимы Но налицо реальные тенденции к развертыванию более гуманизированного и благополучного мирового сообщества в обозримом будущем. Важно подчеркнуть, что именно эта информационная революция создает объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой телесностью.

Какие бы скептические оценки ни высказывались по поводу современной Большой науки – но именно она даст «строительный» материал для развития цивилизации. Один из ее самых ярких современных умов Илья Пригожин говорил, что в наш «турбулентный» век мы вплотную приблизились к новому переосмыслению мира. Мы находимся перед лицом новой Вселенной, новой природы, нам необходимо время для того, чтобы восстановить или установить пути понимания этой новой природы, которую мы открываем. Новое понимание мира, новые математические средства, новые физические и технические орудия - все это поможет понять Время, Вселенную иначе, чем традиционно. Все это поможет создать новое видение мира и принять решения в соответствии с этим. Это та первая основа, на которой можно будет справиться с угрозами.

Вторая предпосылка - это возможность утверждения в качестве доминирующего типа мирового хозяйства - смешанной рыночной и, как правило, социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа . Эта форма экономических отношений сможет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Одинаково неправомерными показали себя как сверхцентрализованная экономика, со господствующей государственной собственностью, так и радикально-либеральное хозяйство, основанное на том, что автоматика рынка сама собой все расставит на места.

Третья предпосылка - становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Агрессия и насилие были вечными спутниками истории. Войны, перевороты, кровь пронизывают все значимые события, проникают все родовое бытие людей. Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц прямо утверждал, что есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития.

С некоторыми издержками уже пробивает себе дорогу идея перехода от культа силы к диалогу, поискам согласия, взаимоприемлемых решений. Термины «консенсус», «переговорный процесс», «компромисс» становятся постоянными в международной и внутренней политике. Джин Шарп, американская исследовательница, в своем трехтомном труде "Политика ненасильственных действий" описала 198 методов ненасильственной борьбы (включая формы символического протеста, социального бойкота, ненасильственного вмешательства и т.п.). Этика ненасилия из наивно-утопической конструкции становится одним из центральных моментов этической мысли.

Четвертая предпосылка - это объединительные (экуменические) процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском вариантах . С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет. Попытки подбодрить эти процессы не редки, Ватикан уже предложил иерархам Православия найти пути для преодоления церковного раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические лидеры стремятся к нахождению точек соприкосновения с коммунистами и консерваторами.

Процесс принятия, терпимости (толерантности), отказа от упрямого идейно-духовного противостояния то и дело наталкивается на сопротивление со стороны шовинистических групп. 1999 г. ООН объявляла годом, посвященным толерантности. Этот факт симптоматичен. Суть призыва к толерантности состоит в том, чтобы имеющиеся различия культур, социальных групп, политических и экономических группировок признать менее значительными, чем то, что объединяет всех людей планеты. Терпимость это признание высокой значимости многообразия людей, идей, образов жизни. Это разумное признание того, что мир многомерен, пестр и иным быть не может. А жить всем нам надо в этом мире и устранение нетерпимости, ксенофобии, самовлюбленного мессианства - одно из главных условий жизни нашего человечества.

Пятая предпосылка - это межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры . Все шире развертывается универсализация культурной жизни на фоне обеспечения самобытности всех участников этого процесса. Расширяются международные, экономические и культурные контакты. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Широкие миграционные потоки ведут к взаимопроникновению культур, заимствованию находок народов друг у друга. «Диалог» культур превращается в многоголосый «полилог», попытки сохранения «изоляционизма» встречаются все реже.

Другой путь преодоления трудностей связан с прорывами в области интеллектуального поиска. Человечество находится в преддверии интеллектуальной революции. Крупнейшие ученые современности считают, что мы перед лицом Новой Вселенной, новой Природы, и сейчас человеческий интеллект как бы вновь переходит от состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления. Логика, близкая к обыденному мышлению, целостно охватывающая ситуацию и учитывающая ее нестандартные изменения. Взаимопроникновение традиционных диалектических способов размышления с концептами современных формально-логических математизированных систем. Естественный интеллект, сопряженный с «искусственным», дополнение творческих возможностей мозга креативными потенциями компьютерных систем. Все это и многое другое ставит нас перед решением проблемы изменения традиционных способов и типов мышления. Лишь в самом общем виде можно наметить траекторию подобных сдвигов в человеческом интеллекте. Пожалуй, речь может идти об инверсии интересов мыслящих и действующих социальных субъектов, о поиске и нахождении новой парадигмы мышления, не исключающей противоречий, но обращающих внимание на комплементарность (взаимодополнительность) идей, их интегрирование в многомерную целостность.

Сейчас остро стоит вопрос о нахождении приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического, эстетического и мистического в освоении реальности. Разрывы и отторжения друг от друга разных сторон человеческого духа выявили свою пагубность и зыбкость результатов.

Наконец, совершенно необходимо конструирование глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин, сухого рационального знания. Знание, не облагороженное вечными ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость, может привести к всеобщей погибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды не смогут оправдаться. Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.

Аннотация. В статье рассматриваются причины глобального кризиса современного общества, связанные с низким уровнем нравственности. Сопоставляется понимание базисных понятий в обществе потребления и в высоконравственном обществе. Рассматриваются пути выхода из кризисного состояния современного общества, представленные в «Доктрине высокой нравственности», показывается роль общественного движения для преодоления кризисного состояния общества.

Современное общество находится в глобальном кризисе. Каждый день приходят сообщения СМИ о политическом противостоянии и военных конфликтах, террористических атаках и экологических, техногенных катастрофах, банкротстве не только отдельных компаний, но и целых стран. И кажется, что нет этому конца. В чём же дело? Что лежит в основе этого глобального кризиса? Ответ на эти вопросы следует искать не в экономике и не в политике. Корни кризиса гораздо глубже - в сфере духовно-нравственной жизни общества и каждого отдельного человека.

В каком случае для человека становится возможным сливать в водоёмы отходы с отравляющими веществами; производить продукты с вредными для здоровья компонентами и поддельные лекарства, которые не смогут помочь человеку в сложной ситуации; бомбить гражданские объекты, заведомо зная, что там находятся мирные жители, дети? Ответ один - в случае низкого уровня нравственности. Именно в этом и заключается основная причина глобального кризиса, который охватил практически все страны мира и все стороны жизни общества.

Идеология общества потребления, когда основной ценностью являются деньги и власть, приводит к подмене общечеловеческих ценностей, которые исповедовались в разные эпохи, у разных народов, ложными ценностями, к искажению основных базовых понятий. В обществе, в котором доминирует идеология потребления, - раздуваются непомерные желания, лежащие преимущественно в сфере материальных благ, жажда удовольствий. Главным приоритетом людей становится нажива, а элементарные понятия трактуются с противоположным смыслом. В результате современное общество не столько эволюционирует (в отдельных областях), сколько деградирует в целом.

Известные историки, политологи и политические деятели В.Э. Багдасарян и С.С. Сулакшин в своей монографии рассматривают ценностные факторы, укрепляющие российское государство, а также выявляют факторы, оказывающие разрушительное воздействие на него, так называемые антиценности, которые ориентированы не на укрепление и жизнь любого государства, а, наоборот, на его ослабление и даже смерть.

Вывод, к которому пришли авторы, неутешителен: «…Россия в начале ХХI в. находится в состоянии не просто кризиса, а цивилизационной катастрофы. Эрозия ценностей страны является одним из её факторов. По многим из них достигнут уровень исторического минимума. Выход, соответственно, видится в развитии жизненных потенциалов страны, которые… корреспондентны высшим ценностям государства» .

И это понимают не только учёные и политические деятели. Всё больше и больше простых людей, граждан России и других стран, понимают важность повышения уровня нравственности в обществе, рассматривая этот процесс как действенный механизм эволюционного развития общества. Прослеживается тенденция всё более активного включения россиян и граждан других стран в действия, направленные на возрождение нравственности в мире, преодоления магии антиценностей. Одним из таких примеров является деятельность Международной общественной организации «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!», в состав которой входят участники из 50 стран мира. Участники Движения «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!» не просто начали с себя и стремятся вести нравственный образ жизни, они встречаются с людьми, беседуют о проблемах нравственности в обществе, а также стараются включить в решение этой проблемы руководство своих стран. В частности, участниками Движения был разработан программный документ «Доктрина Высокой Нравственности» (далее - Доктрина), которая представляет собой взгляд на причины современного состояния общества, определяет основные ценностные ориентиры, даёт определение базисных понятий, предлагает пути выхода из идеологического кризиса. Доктрина содержит концепцию идеологии высоконравственного общества, которая может послужить основой для формирования государственной политики, совершенствования правового поля, а также для разработки целевых программ в области повышения нравственности.

Существующие деформации в духовно-нравственной сфере наглядно проявляются при сопоставлении понимания основных базовых понятий, таких как Бог, человек, физический мир, общество, свобода, власть и других, представленных в Доктрине. Их рассмотрение поможет, по нашему мнению, увидеть выход из сложившейся кризисной ситуации.

Понятие «Бог». В обществе потребления это понятие перестаёт восприниматься как источник абсолютных ценностей, определяющих всю жизнь человека. Вместо этого насаждается фетишизм - религиозное поклонение материальным ценностям, господствует культ денег. Психология «фаст-фуда» проявляется и в вопросах веры. Часто поклонение Богу носит формальный характер, связанный только с соблюдением ритуалов.
Объективно Бог - это Высший Закон, который управляет Вселенной. Всё подчиняется этому Закону. Следование ему позволяет индивидууму развиваться в духовном и нравственном плане.

Вопрос о существовании Бога постепенно переходит из области религиозно-философских рассуждений в область научных исследований. Так, в мире существует большое количество фундаментальных физических констант (гравитация, электромагнитная сила, ядерное взаимодействие, отношение радиуса Земли к расстоянию до Солнца и другие). Результаты исследований математиков, Проблема Нравственности и глобальный кризис общества физиков и астрофизиков из разных стран мира - И.Л. Розенталя, В.А. Никитина, С. Вайнберга, Р. Бройера, Ф. Дайсона, Д. Полкинхорна, Д. Барроу, Ф. Триплера, Д. Джина и других - свидетельствуют о том, что малейшее изменение любой из них привело бы к разрушению Вселенной. Научные исследования в этой области позволили учёным сделать вывод о наличии Свехразума, управляющего Вселенной.

Крупнейший физик XX века Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии, говорит: «Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума - неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале - Бог».

С подобными утверждениями в разное время выступали: Альберт Эйнштейн, Макс Планк, Чарльз Дарвин, К. Фламмарион, Н.И. Пирогов, Жюль С. Дюшезн, Ф. Крик, А.Д. Сахаров, П.П. Гаряев и многие другие учёные мира.
Понятие «Физический мир». В современном обществе существует представление о том, что есть только физический мир, который можно увидеть, потрогать, изучить, разложив на составные части, поэтому вся деятельность ограничивается этим миром.
Однако учёные доказали, что физический мир - это только «надводная часть айсберга». Лауреат нобелевской премии, итальянский физик К. Руббиа, утверждает, что видимая материя составляет лишь одну миллиардную часть всей Вселенной. Вселенная гораздо шире, и учёные приводят доказательства новых уровней существования жизни в ней. Открытие российским учёным С.В. Зениным информационно-фазового состояния материи, развитие английским физиком Д. Бомом теории голографичности Вселенной, открытия российских учёных Г.И. Шипова и А.Е. Акимова в области теории физического вакуума и торсионных полей свидетельствуют о многоуровневости и существовании разумного управления Вселенной.
Понятие «Человек». В обществе потребления человек рассматривается как часть материального мира. Он имеет «начало» (рождение) и «конец» (смерть) - точно также как имеет своё зарождение и уничтожение любой предмет или процесс физического мира. И поскольку, по представлениям большинства, человек живёт один раз, то надо прожить свою единственную жизнь в наслаждении всеми её благами. За одну жизнь невозможно стать совершенным, поэтому нет смысла стремиться к высокой нравственности, предусматривающей внутренние ограничения и самодисциплину.

Однако если принять во внимание, что Вселенная - это сложнейшая многоуровневая система существования разных планов бытия, следовательно, такой сложный живой организм, как человек, тоже многомерен. Технологии компьютерной ГРВ-графии, разработанные К.Г. Коротковым и основывающиеся на эффекте Кирлиан, наглядно показывают наличие у человека энергетической составляющей - биополя, которое отражает его мысли и чувства.

Человек имеет кроме смертной части ещё и бессмертную часть, которая эволюционирует на протяжении многих воплощений. В течение многих своих жизней человек накапливает опыт, развивает свои лучшие качества, и, согласно причинно-следственной связи, пожинает последствия своих поступков, совершённых не только в одной жизни, а во всех предыдущих существованиях. Если бы человек знал, что живёт не один раз, он бы глубоко задумывался, прежде чем совершить безнравственный поступок. Он бы понимал, что если обижал и унижал, обманывал и убивал кого-то в предыдущем воплощении, то в последующем перерождении и сам он будет обижен и унижен, обманут и убит.

Развивающийся с 1960 года научный подход к изучению вопросов реинкарнации, организация в 1980 г. международной Ассоциации терапии исследования «прошлых» жизней, в которую входят учёные Великобритании, Германии, США, России и других стран, позволили документально подтвердить тысячи случаев воспоминаний о прошлых жизнях. Например, американский врач, профессор И. Стивенсон в течение 40 лет исследовал 3000 случаев воспоминаний детей о прошлых жизнях.

Преподавание в детсадах и школах всего двух Законов мироздания: о причинно-следственной связи и о перерождениях бессмертной части человека - за одно-два поколения в корне изменило бы общество и направило по нравственному пути.

Рассмотрев подробно три первых понятия, остальные рассмотрим кратко.
«Общество» - в обществе потребления предполагается неравенство расовое, имущественное, религиозное и другие. В высоконравственном обществе человечество - это братство народов.
«Свобода» - в обществе потребления проявляется в несоблюдении Высшего Закона. Вседозволенность, злоупотребления для удовлетворения желаний и получения удовольствий. В высоконравственном обществе свобода - это осознанная необходимость следовать Высшему Закону, существующему во Вселенной. Неограниченная свобода действовать в рамках этого Закона.

«Власть» - в обществе потребления власть направлена на то, чтобы держать народные массы в повиновении, следует за политической конъюнктурой, порождает коррупцию и борьбу за власть. Должности покупаются. В высоконравственном обществе власть - это почетная обязанность. Лучшие представители общества занимают руководящие должности в соответствии со своими моральными качествами.
«Финансы» - в обществе потребления выступают как средство управления, манипулирования, контроля, порабощения. В высоконравственном обществе финансы - временное явление на определённом этапе развития общества (как эквивалент обмена, средство учёта и распределения).

«Труд» - в обществе потребления является способом заработать деньги. В высоконравственном обществе труд - высшая радость, способ творческой самореализации человека.
«Войны» - в обществе потребления это средство борьбы за власть, контроль, богатство и природные ресурсы. В высоконравственном обществе - мир без войн. Реализация принципа ненасилия в международных, общественных и межличностных отношениях.
«Медицина, здравоохранение» - в обществе потребления лечение и лекарства используются как средство наживы. Отсутствует заинтересованность в том, чтобы человек был здоров. В нравственном обществе их целью является здоровье каждого человека. Основа здоровья - гармония с Природой.

«Образование» - в обществе потребления средство воспроизводства рабочей силы и воспитания в гражданах необходимых государству качеств. В нравственном обществе каждый человек должен получить максимально разностороннее образование, как средство раскрытия внутреннего потенциала личности.

«Средства массовой информации» - в обществе потребления это источник манипулирования массовым сознанием. Выполняют социальный заказ властьимущих. Способствуют оглуплению населения. В нравственном обществе - способствуют расширению кругозора каждого члена общества. Расширяют и углубляют знания.

«Искусство» - в обществе потребления рассматривается как коммерческий продукт массового потребления. Отражает безнравственность общества. В высоконравственном обществе - даёт образцы высокой морали и нравственности, возвышает сознание людей.

«Наука» - в обществе потребления обслуживает интересы финансовых элит. Научные открытия используются для извлечения прибыли, в военных целях. В нравственном обществе наука изучает законы построения Вселенной и помогает человечеству следовать им. Все научные достижения и разработки направлены на улучшение жизни человека.

«Семья» - в обществе потребления наблюдается вырождение семьи: однополые браки, неполные семьи, сексуальные извращения. В нравственном обществе семья - опора общества и государства.
«Свободное время» - в обществе потребления используется для удовольствий и развлечений. В нравственном обществе используется для образования и самосовершенствования.
Авторы Доктрины Высокой Нравственности считают, что возрождение нравственности должно стать национальной программой, национальной идеологией, пропагандироваться на всех уровнях, всеми возможными способами. Только в этом случае возможен выход из глобального кризиса нравственности современного общества.

Государства, построенные на нравственных принципах, всегда имели социальное, экономическое и политическое преимущество, что приводило их к процветанию и росту благосостояния. Поэтому единственный способ выхода из любого кризиса - повысить нравственность народа. Когда человек становится всё более нравственным, он сам автоматически начинает отказываться от того, что безнравственно.

Сейчас современные СМИ подстраиваются под самые низшие желания людей, пропагандируя низкие образцы: грубость, курение, насилие, сексуальные злоупотребления и извращения и другие. Проблема Нравственности и глобальный кризис общества Однако государство нашло в себе силы на самом высоком уровне начать кампанию против курения и алкоголизации населения. Следующим шагом должно стать проникновение на экраны телевизоров, на радио, на страницы изданий более высоких, более нравственных, прекрасных образцов искусства и культуры, которые должны постепенно вытеснить (не путем запрета) пошлость, грубость и насилие из сознания народа, а значит, из всех областей жизни государства. Необходимо поселить в сознании народа понимание Бога как Высшего Нравственного Закона, который существует во Вселенной. Необходимо на государственном уровне пропагандировать нравственные понятия, такие как честь, искренность, добро, скромность, доброжелательность и другие. Россия должна стать оплотом нравственности в мире!

Литература:
1. Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Высшие ценности Российского государства. / Серия «Политическая аксиология». Научная монография. - М.: Научный эксперт, 2012. - 624 с.
2. Бычков А.В., Микушина Т.Н., Скуратовская М.Л., Ильина Е.Ю. «Доктрина Высокой Нравственности»

Понятие «глобальные проблемы», их специфика;

характеристики и проявления конкретных глобальных проблем.

Сущность, особенности, причины возникновения.

Во второй половине ХХ в. человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьба земной цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных (от лат. globus – Земля, земной шар) проблем человечества.

Особенности глобальных проблем состоят в том, что они, во-первых, носят планетарный характер, во-вторых, угрожают гибелью всему человечеству, в-третьих, требуют коллективных усилий мирового сообщества. В настоящее время человечество переживает кризис, который носит системный характер и проявляется по следующим направлениям:

  1. Кризис отношения к природе – экологическая проблема (исчерпываемость природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания).
  2. Экономический кризис – преодоление отсталости развивающихся стран (необходимо способствовать сокращению разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира»).
  3. Политический кризис (деструктивное развитие множества конфликтов, этнические и расовые конфликты как выражение неуправляемости социальных процессов; задачей человечества является предотвращение угрозы мировой войны и борьба с международным терроризмом).
  4. Кризис условий выживания человека (истощение продовольственных ресурсов, энергии, питьевой воды, чистого воздуха, запасов минеральных веществ).
  5. Демографический кризис – проблема народонаселения (неравномерный и неуправляемый рост населения в развивающихся странах; требуется стабилизация демографической ситуации на планете).
  6. Угроза термоядерной войны (гонка вооружений, загрязнения, вызванные испытаниями ядерного оружия, генетические последствия этих испытаний, неуправляемое развитие ядерных технологий, возможность термоядерного терроризма на межгосударственном уровне).
  7. Проблема охраны здоровья, предотвращение распространения СПИДа, наркомании.
  8. Кризис духовности человека (идеологическая ломка, утрата нравственных ценностей, зависимость от алкоголя и наркотиков). Все большее значение в последнее десятилетие приобретает возрождение культурных и нравственных ценностей.

Классификация глобальных проблем, проведенная на основе многолетних исследований, помогает лучше понять существо глобальных проблем и наметить пути их решения. Все глобальные проблемы можно разделить на три группы.

1) Интерсоциальные проблемы , связанные с отношениями между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток – Запад», богатые и бедные страны и т. д. Длительное время в центре интерсоциальных проблем находилось противостояние двух общественно-экономических систем, двух идеологий: капиталистической и коммунистической. Сегодня это противостояние ушло в прошлое, однако, не снизилась острота интерсоциальных проблем – изменился их характер:


  • на место угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов, расползание которых может повлечь всеобщую военную катастрофу. По данным Международного института исследований проблем мира, только за последние 10 лет ХХ в. произошло 120 вооруженных конфликтов, которые затронули 80 стран и унесли жизни почти 6 млн. человек, а около 300 млн. мирных жителей превратились в беженцев. Наибольшее число горячих точек в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 20, в Африке – 16, в Европе – 5, на Ближнем Востоке – 3, в Южной Америке -2. Две трети нынешних конфликтов тянутся уже более 5 лет, а остальные – более 20 лет;
  • обострилась проблема установления справедливого экономического порядка, т. к. существует резкое различие между странами по уровню общественно-экономического развития, а, следовательно, и уровня благосостояния населения. С одной стороны, небольшая группа развитых стран, с другой – большое число экономически отсталых государств, в которых качество жизни населения является низким. Экономика отсталых стран основывается на добыче и экспорте сырьевых ресурсов, что порождает большое число экологических проблем. Отсталые и среднеразвитые страны составляют подавляющее большинство населения планеты: около 5 млрд. из 6 млрд. всего населения планеты. Россия относится к числу отсталых стран, и перед ней стоят те же проблемы, что и перед остальными. Решение этих проблем и достижение реального успеха возможно в случае мобилизации внутренних резервов и изменения системы международных экономических отношений.

2) Проблемы, связанные с взаимодействием общества и природы , можно разделить на несколько групп.

1. Под экологическими проблемами понимаются меры против загрязнения окружающей среды.

Они охватывают охрану водного и воздушного бассейна, охрану почв, сохранение растительного и животного мира, сохранение генофонда. В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления. Они формируют основные стратегии природоохранительной деятельности:

  • ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф предполагает ограничение развития производства и соответственного потребления;
  • стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Этот уровень не должен превышать критического уровня загрязнения и должен обеспечивать возможность обмена веществ между обществом и природой, не отражающегося отрицательно на состоянии окружающей природной среды;
  • стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств, построенных по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества.

Перечисленные стратегии могут использоваться одновременно, исходя из конкретных жизненных обстоятельств. Стратегии оптимизации и замкнутых циклов зависят от технологического совершенства производственного процесса. Ограничительная стратегия же не всегда возможна там, где уровень производства и потребления и соответственно качество жизни невысоки.

2. Проблемы ресурсов , таких как воздух, вода, без которых жизнь человека невозможна, а также энергетических и сырьевых ресурсов. Например, проблема водных ресурсов считается наиболее острой в мире. Пресная вода составляет небольшую часть водного бассейна Земли – 2,5 – 3%. При этом наибольшая ее часть сосредоточена во льдах Арктики и Гренландии, а на долю рек и озер приходится очень небольшая доля. Энергетические ресурсы представлены запасами ископаемого топлива, такими, как нефть, уголь, газ, горючие сланцы. Сырьевые ресурсы – это, прежде всего минеральное сырье, содержащее необходимые для промышленного производства компоненты. Сегодня нет достаточно точных данных относительно того, на какой срок человечество может считать себя обеспеченным ископаемым топливом и минеральным сырьем. Однако вполне очевидно, что запасы их исчерпаемы и невозобновимы.

3. Проблемы космического пространства и Мирового океана.

3) Проблемы, непосредственно связанные с человеком , его индивидуальным бытием, с системой «индивид – общество». Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Эта группа проблем включает в себя проблемы здравоохранения, образования, контроля за численностью народонаселения, развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития личности.

Говоря о причинах появления глобальных проблем, ученые выделяют главную - духовно-нравственную, а она уже порождает проблемы экономические, политические и др. Такой духовно-нравственной основой появления глобальных проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства. Современное производство создало предпосылки для удовлетворения потребностей населения и в определенной степени освободило его от полной зависимости от тех или иных вещей. Таким образом, человек попадает в бесконечный круг, становится пленником собственных желаний и навязчивых идей. Глобальные проблемы тесно связаны между собой, и решать их необходимо комплексно.

Главная > Документ
  1. Курс лекций Минск 2008 министерство здравоохранения республики беларусь белорусский государственный медицинский университет кафедра философии и политологии социология

    Курс лекций
  2. Тема Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Pr структуры и сми как элементы гражданского общества

    Документ

    Тема 1. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. PR - структуры и СМИ как элементы гражданского общества.

  3. Образовательная программа моу «Репьевская школа» среднего (полного) общего образования на 2011 -2015 годы

    Образовательная программа

    Образовательная программа является нормативно-управленческим документом МОУ «Репьевская школа», характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

  4. Монография

    Общество риска и человек: онтологический и ценностный аспекты: [Монография] / Под редакцией д.ф.н., проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: Саратовский источник, 2006.

  5. Российской Федерации «Об образовании» (3)

    Закон

    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.


^

На протяжении многих веков и даже тысячелетий люди решали извечные вопросы о смысле своего бытия, о путях улучшения мира, о совершенствовании своей природы. Рубеж третьего тысячелетия, начало новой эры принесли человечеству такие потрясения и проблемы, которые доселе не волновали умы и чувства людей. По сути, это проблемы, накопленные всем ходом предшествующей истории, но приобретшие особенную актуальность в современный нам период.

Потому сегодня мы чаще говорим не о «вечных вопросах», а об «угрозах и вызовах». Эти слова звучат со страниц газет, в речах президентов, политиков, представителей средств массовой информации, ученых.

Под вызовами и угрозами исследователи понимают совокупность проблем, властно обрушивающихся на людей в определенную эпоху и являющиеся отличием данной эпохи. И оттого, насколько успешно удается людям найти ответы на эти вызовы зависит, порой, дальнейшее выживание человечества.

Эти вызовы нельзя однозначно оценить ни как положительные, ни как отрицательные. Это – то новое, неизведанное, которое сметает на своем пути старое, с неизбежностью ведет к смене устаревших общественных структур, стереотипов, ценностей, жизненных ориентиров. Серьезному испытанию подвергаются все традиционные отношения и нормы. И, подчас, именно это новое, неизвестное, то, чему нельзя научиться на опыте предков, пугает своей новизной.

Ученые относят к новым для человечества явлениям, имеющим позитивное значение, - вызовам повсеместное развитие демократических порядков; утверждение в практике народов и государств мирных путей разрешения конфликтных ситуаций; обеспечение свободного и быстрого доступа людей к информации.

Так, в современном цивилизованном мире повсеместно осуждается национализм, расизм, нетерпимое отношение к людям другого цвета кожи, другой культуры. Любые проявления подобного поведения рассматриваются людьми как дикость. Общепризнанными в мире стали основные права и свободы человека.

Но в тоже время нельзя не выделить и то, что несет человечеству серьезную опасность и угрожает самим основам его существования. В отличие от термина «вызовы» мы применим к характеристике этих явлений термин «угрозы». Современный российский ученый Р.Б.Рыбаков называет три основных группы угроз :

Угрозы природе – к их числу относятся экологические и техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды вредными выбросами, проблемы прироста народонаселения.

^ Угрозы здоровью людей - распространение наркотиков, СПИДа, в последние годы эти проблемы становится для нашей страны одной из ведущих национальных угроз. Кроме опасности для здоровья физического, усиливается угроза и здоровью духовному, стремительно нарастает деградация культуры, ее коммерциализация, подмена высокого искусства дешевыми штампами и подделками.

^ Угрозы стабильному развитию общества – ученый выделяет среди них различные социальные беды, голод, нищету, безграмотность, безработицу. Масштабы этих бед все более и более охватывают слаборазвитые страны, «мировой Юг».

В числе важнейших угроз современности - войны и терроризм.

Существуют и иные классификации этих вызовов, понимаемых также как глобальные проблемы современного человечества. И они составляют особенность современного мира. И раньше, в прежние времена, существовали вопросы, которые можно отнести к категории общечеловеских - это вопросы войны и мира, голода, распространения страшных болезней. Но никогда еще они не стояли с такой остротой, чтобы поставить вопрос: «Быть или не быть человечеству завтра?» «Выживет ли человеческий род или погибнет, уничтожив вместе с собой и свою зеленую планету?» Именно такого типа проблемы и получили название глобальные.

Глобальные проблемы человечества охватывают всех землян, невзирая на их государственную принадлежность, касаются всех и каждого. Современный человек наконец-то осознал, что Земля не так велика, как ему казалось прежде. Мир хрупок, хрупка жизнь человека в нем и всех обитающих на нашей планете существ. Многое надо решить человечеству для продолжения своего существования. Парниковый эффект и скорое истощение ресурсов, перенаселённость ряда регионов и опасность ядерной войны – всё это лишь малая толика того, что угрожает жизни на земле.

^ Классификация глобальных проблем . Можно выделить экологические, социальные, политические и экономические проблемы, относящиеся к категории глобальных. К первым относят такие проблемы, как «парниковый» эффект, «озоновая дыра», истребление лесов, загрязнение атмосферы, вод мирового океана, истощение почв и многие другие. Социальные проблемы – это огромное число неграмотных людей, сложная демографическая ситуация и морально-этические проблемы. К политическим проблемам относится в первую очередь вопросы международного терроризма, угрозы локальных войн, опасность глобальной войны.

Экономические же проблемы – это истощение ресурсов и разделение мира на полюса экономического развития, проблемы обеспечения продовольствием и НТР.

^ Угроза международного терроризма.

Одной из ведущих глобальных проблем современного мира стал международный терроризм. Террор как метод решения политических задач возник не в наши дни и даже не в ближайшем прошлом. Акты террора совершались и в прошлом. Под терроризмом понимается в науке метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Сами понятия "терроризм" и "террорист" появились в конце 18-го века. Согласно одному из французских толковых словарей, якобинцы часто употребляли это понятие устно и письменно по отношению к себе - и всегда с положительным оттенком. Однако уже в ходе Великой французской революции слово "террорист" стало носить оскорбительный смысл, превратившись в синоним "преступника". Впоследствии термин получил более расширенное толкование и стал означать всякую систему правления, основанную на страхе. Затем, до самых недавних пор, слово "терроризм", употреблялось очень широко и означало весь спектр различных оттенков насилия.

Терроризм – насильственное воздействие на людей, преследующее цель запугать их и добиться от них реализации своих целей.

Террористические действия всегда носят публичный характер и направлены на воздействие на общество или на власть.

Ученые, занимающиеся исследованием террора выделяют три основных этапа в истории развития терроризма. Первый этап охватывает период до середины 20 века, когда в основном организовывали и совершали террористические акты небольшие группы заговорщиков или одиночки. По выражению Альбера Камю, это был так называемый «кустарный» терроризм».

История России знает примеры политического террора подобного рода. Самые громкие из них – это устранение в 1881 году группой «Народная воля» царя Александра Второго, покушения на министров внутренних дел Дмитрия Сипягина и Василия Плеве, убийство премьер-министра Петра Столыпина. Террористический акт – убийство членом сербской националистической организации Гаврило Принципом австрийского престолонаследника Франца-Фердинанда послужило поводом развязывания Первой мировой войны.

Второй этап в истории терроризма связан с периодом Второй мировой и «холодной войны» когда террор стал активно применяться и использоваться на государственном уровне. Уже не только отдельные группы заговорщиков, политические партии и движения стали применять методы террора, но и государства для борьбы со своими противниками. Так, в эпоху «холодной войны» террористическая деятельность стала поощряться в качестве средства борьбы правительствами двух сверхдержав – США и СССР.

И, наконец, в современную эпоху террор вышел за рамки государств. Он приобрел глобальный, транснациональный характер. Террор стал представлять собой целостную систему, объединяющую крупные финансовые средства, возможности их перетока и использования в различных регионах мира, мощнейшее информационное обеспечение, единую сеть – паутину, охватывающую весь мир. Террор стал средством не только политического давления на определенные государства, но и экономикой, позволяющей получать значительные доходы. И сегодня, в наши дни, решать вопросы борьбы с терроризмом в рамках одной или нескольких стран немыслимо. Это – задача, требующая предельной концентрации усилий многих и многих стран и народов.

Особенностью терроризма наших дней является использование террористическими организациями и группами специфических черт современного общества. К их числу, несомненно, можно отнести значительное влияние на власть общественного мнения, развитие средств массовой информации, ориентированных на отражение сенсаций, привычка большинства людей развитых стран к спокойной жизни в достатке.

Российские исследователи Д.Гусев, О.Матвейчев, Р.Хазеев и С. Чернаков подчеркивают: «С каким бы лозунгом ни выступил террорист, он адепт и порождение глобализма. Основные заповеди глобализации: 1) каждый обязан быть услышанным; 2)должно быть пространство для высказываний. Террорист – тот, кто считает что его не слушают и с кем не считаются в общении и практике. Поэтому он берет слово и весь «мир гласности» устремляется к нему. Терроризм сегодня – как художественное произведение, как шоу, как картина. Он творится перед объективом сотен тысяч фото- и кинокамер. Он только там и возможен, где есть эти камеры и эта гласность. То есть в цивилизованном мире». Действительно, информация о террористических актах подается на первых полосах газет и во всех выпусках новостей. Действия террористов направлены на то, чтобы люди перестали поддерживать государство, которое не в состоянии обеспечить безопасность своих граждан.

Эти условия и привели к тому, что сегодня террористы предпочитают покушаться не на жизни лидеров, политиков, а захватывать в заложники или уничтожать как можно больше ни в чем не повинных обычных людей «из массы». Психологический эффект подобных преступлений весьма значителен. Посмотрим строки одной из газетных статей: «Страшно ездить в метро, летать самолетами, ходить в театры и концертные залы, страшно просто отдыхать вечером в собственном доме после рабочего дня…». Именно в этом и состоит цель действий современных террористов. Запугать людей, поселить страх в их сердца.

Российский ученый Д.Ольшанский выделяет несколько типов современного терроризма: 1) политический (имеющий целью непосредственно оказать влияние на политических лидеров и их решения, может быть, добиться их устранения); 2) информационный (прямое, часто насильственное, воздействие на психику и сознание людей в целях формирования нужных мнений и суждений, распространение определенных «пугающих» слухов); экономический (дискриминационные экономические действия, имеющие целью оказание влияния на конкурентов, в числе которых могут быть как отдельные компании, так и государства); социальный (бытовой) (повседневное запугивание, с которым мы можем сталкиваться на улице, в школе, в быту, к примеру, со стороны «скинхедов», рекетиров, терроризирующих малые предприятия).

Все означенные типы терроризма так или иначе связаны между собой, они создают угрозу жизни людей, приводят к распространению страха среди населения. «Террористы способны самым серьезным образом изменить общественную атмосферу, посеять страх, неуверенность, недоверие к институтам власти. Их действия могут быть особенно разрушительны для демократических государств, где раздражение и возмущение граждан вполне могут выразиться в поддержке на выборах того, чьим единственным обещанием будет покончить с терроризмом» - отмечает российский ученый Л.Я.Гозман.

Можно констатировать, что вследствие действий террористов, зачастую, происходит смена правительственного курса, смена правящих кругов.

Терроризм привнес в жизнь народов и государств серьезные изменения. Нарушаются привычные связи, привычный уклад жизни. Оказывается, открытость общества, доверие к гражданам со стороны государства активно используется террористами для достижения своих целей. Важной проблемой для современного государства является необходимость ограничения прав и свобод отдельной личности для более успешного противостояния террору. После потрясших весь мир терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Иорке и Вашингтоне власти США предприняли беспрецедентные меры безопасности в аэропортах, ввели новый порядок въезда в страну, усилили контроль за гражданами. В аэропортах значительно ужесточились проверки. И люди поняли, что во имя безопасности следует согласиться на эти ограничения. По как подчеркивает популярный журнал «Бизнес-уик»: «Надзор и наблюдение находятся под контролем закона, который требует ставить граждан в известность о том, что проводится какая-то проверка, и который дает гражданам право исправить неверную информацию о себе». Дилеммой современного общества, которая в основном была рождена под давлением террористической угрозы, является «Свобода в обмен на безопасность».

Волна террора настает с каждым годом начавшегося 21 века. Современный мир, Россия, пережили ряд крупных атак террористов. Самой крупной из подобных атак стал теракт 11 сентября 2001 года в Нью-Иорке, приведший к обрушению башен Всемирного торгового центра. При обрушении башен-близнецов погибло более 3000 человек, выходцев из различных стран мира. Многие оценили этот теракт как начало новой эры. 2004 год стал трагически памятным для жителей Испании, когда террористы взорвали пассажирский поезд, прибывающий на мадридский железнодорожный вокзал Аточа. Взрыв унес жизни более 100 человек.

Значителен скорбный список жертв террора в нашей стране. В сентябре 1999 года в Москве и Волгодонске террористы взорвали дома с мирными жителями. Погибло около 300 человек. Мы узнали страшное слово – гексоген. Гремели взрывы в пассажирских электричках, на рынках, автобусных остановках.

В октябре 2002 года в Москве был бандитами захвачен театральный центр на Дубровке. Название музыкального спектакля «Норд-Ост» стало символом страшной трагедии в современной истории России. При освобождении заложников, которых было более 800 человек, погибло около 130 человек. 70 человек погибли во время взрыва у Дома правительства в Грозном. Десятки человек погибли в результате взрыва у метро «Тушинская» на фестивале «Крылья» летом 2003 года, во время подрыва вагона в московском метро на станции «Автозаводская» в феврале 2004 года. Новая волна террора накрыла нашу страну в августе-сентябре 2004 года. Террористки-смертницы взорвали два пассажирских самолета, на бору которых было 90 человек. Взрыв у метро «Рижская» унес жизни 10 человек.

И самая страшная трагедия, для описания которой даже нет слов, произошла в северо-осетинском городе Беслане, в школе, где боевиками-террористами были захвачены в заложники в День знаний 1 сентября около 1200 человек, большинство из которых дети. При освобождении заложников погибло 338 человек. Чудовищное преступление, обернувшееся гибелью многих детей. Что это, как не война, объявленная нам террористами, теми, кто стоит за ними и выделяет громадные финансовые средства на их деятельность?

Как противостоять террору? Как защититься от повторения подобного кошмара? Эти вопросы задают себе и простые люди, и военные, и глав ведущих государств мира. К сожалению, сегодня терроризм опережает реакцию народов и государств. Во многом общественные и государственные структуры оказались не готовы достойно отразить угрозу со стороны террористов. И искать ответ на эти вопросы должен каждый из нас. Война против террора приобретает тотальный характер. И один из ее фронтов тот, который проходит через сознание и сердце каждого нашего современника. Нас – нормальных людей, стремящихся сохранять и поддерживать нормальную жизнь, подавляющее большинство. Террористы борются за наши души, стремясь посеять в них страх и отнять у нас достоинство и разум.

В своем обращении к гражданам России по случаю трагедии в Беслане президент В.В.Путин сказал: «Мы… не раз сталкивались с кризисами, мятежами и террористическими актами. Но то, что произошло сейчас – бесчеловечное, беспрецедентное по своей жестокости, преступление террористов. Это – не вызов президенту, парламенту или правительству. Это – вызов всей России. Всему нашему народу. Это – нападение на нашу страну.

Террористы считают, что они сильнее нас. Что они смогут запугать нас своей жестокостью, смогут парализовать нашу волю и разложить наше общество. И, казалось бы, у нас есть выбор – дать им отпор или согласиться с их притязаниями. Сдаться, позволить разрушить и растащить Россию в надежде на то, что они в конце концов оставят нас в покое…

…я убежден, что в действительности никакого выбора у нас просто нет.

…Весь мировой опыт показывает, что такие войны, к сожалению, быстро не заканчиваются. В этих условиях мы просто не можем, не должны жить также беспечно как раньше. Мы обязаны создавать гораздо более эффективную систему безопасности, потребовать от наших правоохранительных органов действий, которые были бы адекватны уровню и размаху появившихся новых угроз.

Но самое главное это мобилизация нации перед общей опасностью. События в других странах показывают: наиболее эффективный отпор террористы получают именно там, где сталкиваются не только с мощью государства, но и с организованным, сплоченным гражданским обществом»

Справедливость этих слов многократно подтверждается примерами из недавней истории. Что как негативное отношение к террористам со стороны общества заставило отказаться от радикальных действий террористический организации в Германии, Италии, Северной Ирландии, еще пару десятилетий назад наводившие ужас на мирных жителей. Сотни тысяч людей по всему миру выразили свой протест против террора после 11 сентября 2001 года, после взрыва вокзала Аточа вышла на улицы вся Испания, вся Европа. Более 130 тысяч москвичей приняли участие в митинге против террора в дни бесланской трагедии. А миллионы и миллионы россиян 9 сентября в 9 часов утра (время захвата террористами школы в Беслане) почтили память погибших минутой молчания, гудками своих автомобилей, зажженными фарами. Общество скорбит, но эта скорбь не приводит к слабости и растерянности. Люди объединяются, поддерживают друг друга, становятся сильнее от совместно пережитой боли.

^ Глобальные проблемы – экологические, экономические, политические, социальные.

Загрязнение окружающей среды возникает из-за того, что мы привыкаем к каким-либо действиям, а когда выясняем, насколько они вредны, не можем от них отказаться. Так наши привычки становятся нашими врагами. Суть загрязнения состоит в накоплении вредных, ядовитых веществ(токсинов) в окружающей среде. В настоящее время этот процесс идёт настолько интенсивно, что природные механизмы очищения не в силах справиться с наплывом токсинов. А последствия загрязнения окружающей среды будут заключаться в том, что во всех продуктах природы, которые мы считали безопасными, будут появляться вещества, созданные нами и зачастую опасные для жизни. Кроме этого многие виды живых организмов очень чувствительны к концентрации вредных веществ, так что повышение этой концентрации приведёт к вымиранию многих видов жизни на Земле.

^ Быстрые темпы роста населения. В конце XVIII века в европейских странах поднялся уровень медицинского обслуживания в целом. Смертность стала уменьшаться, но рождаемость осталась на прежнем уровне. Это привело к росту населения. Однако к середине XX века в этих странах произошёл спад рождаемости, в результате чего естественный прирост сильно сократился. Другая картина характерна для тех стран, которые сейчас имеют статус развивающихся. В них в середине XX века произошло резкое улучшение медицинского обслуживания. Однако уровень рождаемости остался высоким, и, как результат, - огромные темпы прироста населения. Так называемый «демографический взрыв» - это одна из самых главных проблем на сегодняшний день. Как правило, высокий показатель естественного прироста характерен для стран со слаборазвитой экономикой, где государство не может обеспечить человеческого существования для уже существующей численности населения. «Демографический взрыв» связан с тем, что в странах с традиционно высокой смертностью и поэтому высокой рождаемостью был повышен уровень медицинского обслуживания. Смертность сократилась, а уровень рождаемости так и остался высоким. Результаты демографического взрыва видны уже сегодня. Территории с избытком населения подвержены разрушительным процессам: эрозия почв, истребление лесов; остро стоят проблемы продовольственные, антисанитарии и многие другие.

^ Проблема перенаселённого «Юга» связана с тем, что демографический взрыв связан с конкретными регионами: Юго-Восточная Азия, Африка, Латинская Америка. Причина реальной проблемы заключается в том, что эти страны не обладают достаточно развитой экономикой и не могут самостоятельно решать стоящие перед ими проблемы.

^ Межнациональная рознь. В ряде регионов мира не преодолены до конца межэтнические противоречия, многие народы так и не смогли создать свои национальные государства, самоопределиться и для них проблема этнической самоидентичности стоит весьма актуально(например, курды, ряд балканских народов, народы бывшего СССР). В ряде случаев к межнациональной розни добавляется межконфессиональная, если проживающие рядом народы исповедывают разную религию, зачастую такое соседство порождает возникновение конфликтов, в том числе и вооружённых. Таким образом, проблема межнациональной розни тесно связана с существованием локальных конфликтов.

^ Локальные конфликты. Они несут в себе в первую очередь все ужасы и бедствия войны. Но кроме этого всегда есть опасность перерастания локального конфликта в глобальный, ведь сильные развитые страны могут принимать позиции разных сторон в урегулировании конфликта. В случае же глобальной войны наверняка гарантирована полная разруха, деградация цивилизации. Если не случится худшего – ядерной войны.

^ Ядерная война. Заключается она в том, что в ходе военных действий будет применяться оружие массового поражения, основанное на получении энергии в ходе ядерных и термоядерных реакция. Опасность заключается в том, что, во-первых, разрушительное действие такого оружия достаточно продолжительно во времени, во-вторых, от него практически нет защиты, а в-третьих, ядерного оружия, имеющегося на сегодняшний день, хватит, чтобы несколько раз уничтожить всё живое на земле. Кроме этого после массового применения ядерного оружия даже в одной точке земного шара нам всем будет грозить ядерная зима. Таким образом, ядерное оружие – это простой способ уничтожить человечество. Не важно, кто будет первым, важно, что если кто-то первым нажмёт на кнопку, ничего больше не будет. Именно поэтому многие ядерные страны подписывают конвенции о запрещении применения и испытания ядерного оружия.

К числу глобальных политических проблем можно отнести и сохраняющиеся на мировой арене полюса силы, различие интересов(США - Европа - Россия - Азиатско-Тихоокеанский регион), борьбы за сферы влияния. Путь к справедливому мировому порядку еще достаточно долог.

Одна из проблем - различие в политических системах. Большинство современных государств вполне осознали преимущества демократии, век тоталитарных режимов на земле постоянно сокращается, но и эта проблема еще не исчерпана до конца - сохраняются своеобразные заповедники тоталитаризма на Востоке(Северная Корея, Ирак, ряд африканских стран), не проведена политическая модернизация Китая, Кубы, да и многие страны, заявив о своей приверженности демократии на словах, не торопятся подтвердить слова делом. Демократия здесь слишком незрела и несовершенна, сохраняется угроза реставрации тоталитарных порядков(это все постсоветское пространство - Россия, республики Содружества независимых государств, некоторые страны Восточной Европы).

^ Продовольственная проблема – это неспособность развивающихся стран полностью прокормить своё население. На самом деле потенциал планеты и современные технологии позволяют прокормить в два раза больше людей, чем всё население Земли на сегодняшний день, более того, объём производства продовольствия в мире может удовлетворить потребности всей планеты. Однако по экономическим причинам решение типа «взять и поделить» невозможно.

^ Истощение ресурсов. Раньше человек мог спокойно разрабатывать месторождения, заботясь лишь о том, чтобы это было ему экономически выгодно. Но современная ситуация показывает, что в скором времени полезные ископаемые попросту закончатся. Так, при современном уровне добычи запасов нефти не может хватить на 100-200 лет; природного газа – 100 лет. Истощение грозит не только невозобновимым ресурсам, но и ресурсам, относимым к разряду возобновимых.

Сложной проблемой остается обозначенная еще в 1970-е годы «Римским клубом» проблема экономического роста и его пределов .

^ Духовные проблемы. Глобальные проблемы разнообразны, сложны и противоречивы. Они охватывают широких спектр человеческих отношений, человеческой деятельности. Как человеку сохранить свою человечность, остаться самим собой? Их решение – задача всей планеты, а для этого необходимо мирное, добровольное, осознанное сотрудничество всех обитателей колыбели человечества. Можно сказать, что сегодня все мы оказались в одной лодке посреди бушующего моря, в днище этой лодки образовалась пробоина. Не время дискутировать и рассуждать, что делать, куда грести и чем вычерпывать воду. Всем надо взяться и грести в одну сторону, а также сообща вычерпывать воду и попытаться заткнуть брешь. Если же мы увязнем в дискуссиях - мы погибнем.

Ряд проблем связаны с духовной жизнью современного человечества, деградацией «массовой культуры», размыванием устоявшихся моральных, нравственных ориентиров, уходом людей от реальных проблем в мир иллюзий, порожденных наркотическим опьянением, использованием специальных психотропных препаратов, сложные вопросы ставить перед человечеством НТР, особенно ее современный этап - массовая компьютеризация, продвижение к разрешению проблемы создания искусственного интеллекта. Человечеству грозит утратить свою духовность, свою способность воспринимать и чувствовать прекрасное, творить это прекрасное. В борьбе за сохранение человека сплотились ученые создавшие движение «синих»(в отличие от «зеленых» - борцов в защиту природы). Это движение отстаивает право человека оставаться самим собой даже в век современных технологий. Надо признаться, что защищать человека во многом приходится от него самого. Ведь кто как не мы стремимся все возложить на машину, а сами предаваться лени, тратить время на совершенно никчемные занятия. Мы готовы довольствоваться эрзац-культурой, дешевыми подделками великих мастеров. Мы перестали ходить в музеи, читать книги, писать стихи. Издательства, берущиеся издавать произведения старых мастеров-классиков, не решаются печатать свою продукцию крупными тиражами, зато весь рынок затоваривается дешевым многотиражным «чтивом» - детективами со стрельбой, насилием, погонями, приторными любовными романами, немудрящей фантастикой и комиксами про космических монстров. Эти книги съедают наше время, не давая пиши ни уму, ни сердцу. Мы забываем живые звуки и голоса музыкальных инструментов: скрипки, виолончели, гитары, фортепиано. Вместо этого сумасшедшие децибелы звука искусственного, синтетического. Понимая все это, действительно можно усомниться в ценности человеческого рода.

Разрешение этих проблем возможно только при помощи согласованных усилий всего современного человечества. Все мы должны пойти по единому пути, который выведет нас из сложившегося кризиса. Существует несколько точек зрения на путь выхода из кризиса. Рассмотрим два противоположных взгляда на то, какова должна быть роль человека в мире, насколько в действительности серьёзны существующие и ожидаемые проблемы с окружающей средой и ресурсами и что с этими проблемами делать.

Неомальтузианцы(последователи ученого 19 века Мальтуса) уверены в том, что, если современные тенденции сохранятся, мир станет ещё более перенаселённым и более загрязнённым, чем теперь, а многие виды ресурсов деградируют или истощатся. Они уверены в том, что такая ситуация приведёт к серьёзным политическим и экономическим коллизиям и увеличит угрозу войны с применением ядерных и обычных вооружений по мере того, как богатые будут богатеть, а бедные беднеть.

Члены оппозиционной группы называются корнукопианцами. Этот термин происходит от слова cornucopia (лат.), означающего рог изобилия, символ богатства. Большинство корнукопианцев является экономистами. Они уверены, что при сохранении современных тенденций экономический рост и технологические достижения обеспечат создание менее перенаселённого, менее загрязнённого и более богатого ресурсами мирового сообщества. Можно сказать что споры между ними сродни спорам оптимистов и пессимистов. Кто из них прав? Можно ли утверждать, что права в этом споре только какая-то одна из сторон?

Передовые ученые современного мира не могли остаться в стороне от обсуждения и поиска путей разрешения глобальных проблем. Ими был сформирован ряд влиятельных международных организаций, оказывающих влияние на принятие важных политических решений. Одна из таких организаций - «Римский клуб» - создана в 1968 году группой ученых для обсуждения проблем выживания человеческой цивилизации. Многолетним главою клуба был итальянский общественный деятель Аурелио Печчеи. Именно Печчеи была сформулирована основная задача организации - разработка исследований в области экологии, исчерпания ресурсов, экономического роста, демографического взрыва и т.д. В числе устроителей Эдуард Пестель, известный немецкий ученый, специалист в области теории системного анализа и автоматизированных методов управления. Первый доклад «Римскому клубу» был назван «Пределы роста», он был подготовлен научно-исследовательской группой под руководством Денниса и Донелы Медоуз, сотрудников Массачусетского технологического института(США) и опубликован в 1972 году. Доклад осуждал безудержный рост производства в мире. Второй доклад появился в 1974 году и имел название «Человечество на перепутье». Его составителями были Э.Пестель и М.Месарович. В нем, в отличие от первого доклада, была выдвинута как перспективная для человеческой цивилизации концепция «органического роста», в которой мир уподоблялся живому организму, где каждый регион имеет свои функции в рамках единого целого.

Третий доклад «Римскому клубу» был составлен известным нидерландским экономистом Яном Тинбергером и его группой. Он именовался «Перестройка международного порядка» или РИО. Проект РИО исходил из идеи взаимозависимости всех стран и народов, необходимости изменений в социально-экономической, политической и культурной сферах и формирования нового мирового порядка. Цель этого порядка должна состоять в том, чтобы координируя интересы всех стран, как развитых, так и развивающихся создать эффективную систему регулирования международных отношений, должна быть разрешена проблема государств-кредиторов и государств-должников. Тем из них, которые в принципе не в состоянии выплатить накопившиеся за десятилетия неравноправного существования в мировом рынке долги, их следует скостить. Мир должен стать более справедливым, иначе у него мало шансов на выживание. Должна быть прекращена гонка вооружений. Бессмысленно и бесперспективно тратить огромные средства и силы людей на создание оружия, необходимо направить все усилия на рациональное использование ресурсов земли, сохранение природного баланса, достижение всеми людьми земли достойного их уровня жизни.

Кроме «Римского клуба» существует и Пагуошское движение, основанное рядом современных ученых-гуманистов(например, Бертран Расселл, Альберт Швейцер). Главной задачей этого движения является обсуждение проблемы ответственности ученых за судьбы своих открытий, чтобы эти открытия не были употреблены во зло, чтобы они органически сочетались с гуманистической природой человека, служили ему во благо.

Поделиться: