Дискреционная стимулирующая политика. Дискреционная и недискреционная фискальная политика

Они нужны как особые меры для стабилизации финансовой системы. А именно, для изменения соотношения расходной и доходной частей бюджета, повышения или понижения ставки налогов и пр. Подобную политику часто называют бюджетно-налоговой.

Цели и инструменты дискреционной фискальной политики

Единственная оправданная цель вмешательства государства — это преодоление кризисных явлений, экономическая стабилизация. Конкретнее, фискальная политика должна обеспечивать:
  • увеличение объемов производства;
  • борьбу с инфляцией;
  • борьбу с безработицей;
  • и как следствие, устойчивый экономический рост.
Борьба с безработицей сводится к обеспечению занятости и преодолению циклов безработицы. В части борьбы с инфляцией производится коррекция ценовой политики внутри страны и обеспечение стабильных и приемлемых цен на товары народного потребления.

Ряд инструментов позволяет государству стабилизировать экономику:

  • трансферты;
  • налоги;
  • система госзакупок.

Виды дискреционной фискальной политики

В норме фискальная государственная политика должна быть автоматической. При ее проведении государство влияет на баланс доходов и расходов минимально и с помощью естественных стабилизаторов (налогов, пособий). В период экономического кризиса эти инструменты становятся малоэффективными. Требуется прибегать к дискреционным способам регулирования. Они могут быть сдерживающими и стимулирующими.

При экономическом спаде применяются стимулирующие методы, способные повысить спрос на товары, производящиеся в стране. В качестве примера можно привести снижение ставок налогов, дающее «передышку» и обеспечивающее конкурентные преимущества отечественному производителю. При перегреве экономики, который грозит высокой инфляцией, нужно применять сдерживающие инструменты. Самые распространенные из них — увеличение налоговых ставок одновременно с увеличением объемов государственных закупок.

Также цели фискальной политики могут достигаться и другими способами:

  • изменением структуры госрасходов (их урезанием);
  • манипулированием налогами;
  • изменением трансфертных платежей.

Секреты эффективности дискреционного управления финансами

Отсутствие временного лага.

Все изменения, введенные в «авральном» режиме, быстро начинают влиять на экономические показатели. Результаты введения дискреционных законов или изменения ставок видны сразу.

Мультипликативный эффект.

Применение одновременно нескольких способов из инструментария дискреционной фискальной политики дает возможность отрегулировать различные отрасли эффективно и быстро.

Недостатки

  • Эффект вытеснения. Это повышение процентных ставок из-за увеличений расходной части бюджета, которого не избежать в кризисные периоды.
  • Внутренний лаг. Решение о «ручном» регулировании никогда не принимается сразу. Как правило, оно созревает, когда государственное вмешательство (например, повышение или понижение ставки налога) давно необходимо. Промежуток времени, который требуется на принятие решения, называют внутренним лагом.
  • Сложности анализа ситуации. Задержки возникают потому, что в кризисные периоды невозможно или трудно тщательно проанализировать ситуацию.
  • Дефицит бюджета. Он в разной степени присутствует всегда при стабилизации экономики методами дискреционной политики.

По аналогии с кредитно-денежной политикой, налогово-бюджетную политику также принято подразделять на два типа : дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).

Дискреционная налогово-бюджетная политика - это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста.

В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно , принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т. п.

Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос , так и на совокупное предложение.

В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы .

Изменение любого из компонентов совокупного спроса, будь то потребительские расходы, капиталовложения, государственные расходы, чистый экспорт (последнее - в рамках открытой экономики) повлекут за собой мультипликативные эффекты , приводящие к соответствующему изменению дохода.

Рис. 1. Влияние государственных расходов и налогообложения на равновесный уровень дохода

Увеличение государственных расходов и/или снижение налогообложения сдвигают вверх линию С + I + G + NX и ведет к росту дохода до уровня Y ¢. Снижение государственных расходов и/или увеличение налогообложения сдвигают вниз линию С + I + G + NX и ведет к снижению дохода до уровня Y ".

Так, если правительство приняло решение увеличить на 20 млрд. долл. государственные закупки (а делается это за счет средств бюджета), то линия С + I + G + NX переместится выше, в положение (С + I + G + NX). Например, DG = 20 млрд. долл.; предельная склонность к потреблению (МРС) = 0,80; предельная склонность к сбережению (MPS) = 0,20; мультипликатор (к) при этих условиях равен 5. Прирост дохода составит: DY = DG х k = (20 х 5) = 100 млрд. долл.

Здесь очень важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов финансируется не за счет притока налоговых поступлений. Источником государственных расходов является в нашем примере бюджетный дефицит . Власти сознательно идут на этот шаг, стремясь добиться увеличения совокупного спроса и достижения уровня полной занятости.

Если же экономика «перегрета», то правительство может снизить уровень государственных расходов. График совокупных расходов при этом сдвинется вниз, до положения (С + I + G + NX).

Стабилизировать совокупный спрос на уровне, соответствующем полной занятости, можно и другим способом. Речь идет о манипулировании налогообложением .

Например, государство вводит аккордный налог , т. е. налог постоянной величины, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любых размерах национального дохода. Это - известное упрощение, так как в реальности в большинстве стран используется прогрессивная система налогообложения, т. е. с ростом дохода увеличивается налоговая ставка.

Что произойдет с расходами на потребление и сбережение после введения этого налога? Естественно, если уменьшится располагаемый доход (Y - Т), то сократятся и потребление, и сбережение.

Потребление уменьшится, но не ровно на 20 млрд. долл. Почему? Нужно вспомнить о МРС и MPS. Если МРС = 0,8, то потребление сократится: 20 х 0,8 = 16 млрд. долл.

Сбережения также уменьшатся: 20 х 0,2 = 4 млрд. долл.

В итоге произойдет уменьшение дохода: DТ х МРС х k = 20 х 0,8 х 5 = 80. Следовательно, график совокупных расходов С + I + G + NX (рис. 1) сдвинется вниз (в этом случае на 16 млрд. долл.), и равновесный уровень национального дохода , учитывая эффект мультипликатора, снизится в 5 раз. И наоборот, уменьшение аккордного налога поднимет вверх график совокупных расходов и увеличит национальный доход.

Итак, правительство при борьбе со спадами может как увеличивать государственные расходы, так и снижать налоги.

Что же сильнее воздействует на экономику? В нашем примере наглядно видно, что больший стимулирующий эффект оказывает политика государственных расходов (произошло изменение дохода на 100 млрд. долл.). При этих мерах происходит непосредственное воздействие на совокупные расходы. А изменение налогов оказывает косвенное воздействие на уровень национального дохода , так как затрагивает величину располагаемого дохода (Y - Т). (на рис. 1 изменение налогов на 20 млрд. долл. вызвало смещение графика С + I + G + NX только на величину 16 млрд. долл.).

Итак, дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и/или рост ставок налогов.

Стимулирующая политика , как отмечалось выше, может сопровождаться бюджетным дефицитом, т. е. превышением текущих расходов государства над доходами. Она проводится с целью борьбы со спадами и, соответственно, циклической безработицей. Это - главная цель. Но не будем забывать о лагах.

Правительство, принимая решение о проведении дискреционной фискальной политики (т. е. сознательно изменяя величину государственных расходов или ставок налогов), должно ясно представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика. Действительно ли в экономике начался спад , и такое нежелательное изменение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой?

Так мы подходим к сложнейшей проблеме в проведении налогово-бюджетной политики: проблеме выбора времени .

«Дорого яичко к Христову дню!» - гласит русская поговорка. Так и налогово-бюджетная стимулирующая политика хороша именно в период спада . Но, о том, что происходит с ВВП в текущем квартале, мы узнаем из отчета статистических служб лишь в конце квартала.

Проведем аналогию: о том, что человек заболел гриппом, он узнает не в тот самый момент, когда в его организм проник вирус, а лишь тогда, когда начали проявляться симптомы болезни.

Политика экономической стабилизации должна полагаться на прогнозы, а краткосрочные экономические прогнозы, по выражению американского экономиста П. Хейне, не только точной наукой, но и уважаемым ремеслом трудно назвать.

Предположим, произошло резкое падение цен на акции. Что это - спад? Нужно немедленно начинать стимулирующую налогово-бюджетную политику? А если это вызвано не экономическими, а политическими причинами? И вот государство начнет наращивать государственные расходы и только вызовет инфляцию, потому что на самом деле никакого спада не было.

Но даже если государство точно определило, что в экономике начался слад, нужно еще время , чтобы продумать конкретные фискальные мероприятия, альтернативы, последствия введения новых законов. Налоговые законопроекты и программы государственных расходов нужно провести через парламент.

Другими словами, мы видим большой лаг между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. И вот нужный момент будет упущен.

К сведению. Американские экономисты любят подчеркивать, что спад 1974-1975 г.г. на самом деле начался еще в конце 1973 г. Налоговый законопроект, направленный на борьбу с ним, Конгресс принял только в марте 1975 г. Но было уже поздно.

К тому времени спад пошел на убыль, началось оживление и подъем американской экономики, и во многом стимулирующая налогово-бюджетная политика способствовала раскручиванию инфляции.

Фактор времени важен и при сборе налогов : в период высокой инфляции поступления в бюджет от прямых налогов успевают обесцениться в промежуток времени между получением дохода и уплатой налога (так называемый эффект Танзи-Оливеры ).

«Налоги для государства – то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его».

Так российская императрица Екатерина II Великая образно описала роль величины ставки налогов в дееспособности государственной системы.

Дискреционная фискальная политика — это маневрирование налогами и государственными расходами для достижения экономического роста.

Иными словами, снижая или повышая налоги, а соответственно, и свои расходы, государство обещает нам решать проблемы безработицы и инфляции, как именно – читаем в статье.

Виды фискальной политики

Наряду с налогами, важнейшим инструментом воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства.


Все расходы можно подразделить на следующие группы:

  • военные;
  • экономические;
  • на социальные цели;
  • на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;
  • на содержание аппарата управления.

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная (бюджетно-налоговая политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Различают дискреционную и автоматическую форму фискальной политики:

  1. Под дискреционной политикой понимается «маневрирование» налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства, контроль уровня занятости и темпа инфляции. Этой форме фискальной политики противостоит автоматическая ее форма.
  2. «Автоматизм» — это «встроенная стабильность», основанная на обеспечении налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности.

Автоматическая

Присущие ей встроенные стабилизаторы, в качестве которых выступают подоходные налоги, пособия по безработице, расходы на программы переподготовки работников и др., в принципе нужны, они уменьшают амплитуду колебаний в ходе экономического цикла.

Например, если экономика находится на стадии спада, предельная ставка налога сокращается из-за уменьшения доходов, облагаемых налогом; располагаемый доход будет меньших масштабов также и потому, что увеличиваются социальные выплаты.

При этом располагаемый доход сокращается в меньшей степени по сравнению с доходом до уплаты налогов. Предельная способность к потреблению в ситуации экономического спада увеличивается, так как те, кто получает пособия по безработице, почти полностью используют его на потребление.

Если экономика находится на стадии подъема, располагаемый доход не увеличивается в той же степени, что и совокупный доход до уплаты налогов, так как растут налоговые ставки, а масштабы социальных выплат сокращаются.

Другое преимущество автоматических стабилизаторов состоит в том, что они уменьшают неравенство в доходах. Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих. Кроме того, стабилизаторы уже встроены в систему, не требуется решения ни законодательной, ни исполнительной власти, чтобы ввести их в действие.

Дискреционная

Дискреционная фискальная политика включает регулирование государственных расходов и налогов в целях устранения циклических колебаний выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. В США законы о занятости 1946 г. и Лэмфри — Хоукинса 1978 г. возлагают на федеральное правительство ответственность за обеспечение полной занятости путем использования монетарной и фискальной политики.

Данная задача чрезвычайно сложна по многим причинам, и не в последнюю очередь потому, что государственные средства расходуются на осуществление многих программ, а не только на стабилизацию экономики и обеспечение экономического роста, например, на программы:

  • социального обеспечения,
  • укрепления дорожной сети страны,
  • контроля за наводнениями,
  • улучшения образования,
  • замену старых и представляющих опасность мостов,
  • охрану окружающей среды,
  • фундаментальные исследования.

Инструменты

Набор инструментов фискальной политики включает:

  1. государственные субсидии;
  2. манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения

  3. налоговых ставок или аккордных налогов;
  4. трансфертные платежи и другие виды государственных расходов.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора.

Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза — в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным.

Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

Разумеется, специалисты по экономической политике рассматривают не только различные инструменты фискальной политики, — когда они пытаются увеличить или сократить объемы производства, они анализируют также влияние монетарной политики.

Трансфертные платежи

Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения.

Снижение налогов

Эффект сокращения налогов в некотором смысле аналогичен увеличению государственных расходов. Совокупный спрос будет расти, процентные ставки — увеличиваться и может наступить сокращение инвестиций в частном секторе. Однако влияние на расходы потребителей будет большим. Сокращение налогов приведет к росту мультипликатора, уменьшая эффект любого увеличения совокупного спроса.

Тип налога, например, личного подоходного налога, налога на корпорации, налога на продажи, налога на недвижимость, акцизного налога и т. п., имеет важное значение, так как каждый из них будет оказывать различное влияние на экономику, включая стимулы экономического роста и экономическую эффективность.

Например, личный подоходный налог или налог на корпорации может привести к снижению заинтересованности в нововведениях и желания работать сверхурочно, в то время как налог на продажи не вызывает никакого эффекта.

Увеличение аккордного налога приведет к уменьшению совокупных расходов, но не вызовет изменения мультипликатора, в то время как увеличение ставки личного подоходного налога приводит к уменьшению потребительских расходов и снижению мультипликатора.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед.

Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Проблемы при проведении дискреционной фискальной политики

К ним можно отнести:

  • наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;
  • административные задержки;
  • пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов — популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры).

Максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Источник: "edu.tltsu.ru"

Фискальная политика: виды и стабилизаторы

Усиление роли государства придает особое значение проблеме спроса государства как составной части совокупного спроса. Поэтому целью фискальной политики является не только финансовое обеспечение текущей деятельности государства, но и стабилизация экономического развития. Различают дискреционную и автоматическую фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика — это управление налогами и госрасходами

Дискреционная фискальная политика - это активное управление налогами и государственными расходами, основана на сознательном вмешательстве правительства в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост в различные периоды экономического цикла.

Государство, увеличивая государственные расходы и (или) снижая налоги в периоды спада, способствует экономическому росту, и, наоборот, снижая государственные расходы и (или) увеличивая налоги сдерживает его в периоды подъема, тем самым, сглаживает циклические колебания экономики.

Соответственно различается экспансионистская, то есть стимулирующая, и контрактивная или рестриктивная, то есть сдерживающая, фискальная политика. И та и другая формы фискальной политики играют важную роль в стабилизационных мероприятиях. Но они лишь ограничивают глубину и масштабы экономических колебаний, но не в состоянии устранить их полностью.

В период спада стимулирующая дискреционная политика состоит из:

  1. увеличения государственных расходов;
  2. снижения налогов;
  3. сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

В период «перегрева» экономики, а также в условиях инфляции проводится сдерживающая дискреционная фискальная политика:

  1. уменьшение государственных расходов;
  2. увеличение налогов;
  3. сочетание сокращения государственных расходов с увеличением налогов.

Все эти меры воздействуют как на совокупный спрос так и на совокупное предложение. Проведение дискреционной налоговой политики предполагает учет временных лагов. Воздействие налогов на темпы экономического роста происходит опосредованно. Они оказывают свое влияние с некоторым опозданием, поэтому при принятии решений следует учитывать лаг (lag - отставание, запаздывание) времени.

Лаги представляют собой время, необходимое для принятия мер, направленных на стабилизацию экономики. Лаги подразделяются на следующие виды:

  • Лаг распознания - период времени между наступлением экономического неравновесия и моментом его осознания.
  • Лаг принятия решений - это время между признанием экономического нарушения и принятием политического решения. Здесь требуется время на подготовку правительством законодательства и принятие парламентом соответствующего закона.
  • Лаг действия представляет время между принятием решения о проведении определенной политики и ее реализацией.

При высокой инфляции налоговые поступления обесцениваются за период с момента начисления и до момента их поступления в бюджет. Такое воздействие инфляции на фискальную политику называется эффектом Танзи-Оливера. Следовательно, фактор времени осложняет проведение дискреционной налогово-бюджетной политики.

Этот эффект характерен только для дискреционной фискальной политики. Этого недостатка лишен другой тип макроэкономической политики, а, именно, автоматическая фискальная политика. Здесь отсутствует временной лаг принятия решений.

Автоматические или встроенные стабилизаторы

Автоматические или встроенные стабилизаторы - пассивная фискальная политика, при которой факторы функционирования экономики, действуют независимо от правительства. Законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений. Действие встроенных стабилизаторов, обеспечивает естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры и сокращают внутренний лаг до нуля.

Наиболее известными встроенными стабилизаторами являются прогрессивная система налогообложения, программы по поддержанию малоимущих слоев населения. Теория встроенных стабилизаторов основана на функциональной зависимости между национальным доходом и налогами.

В период подъема вследствие роста доходов налоги взимаются по более высоким ставкам, в результате чего темп роста располагаемого дохода начинает отставать от темпа роста национального дохода, что сдерживает рост потребительского спроса. Кроме того, по мере роста доходов снижаются затраты государства на социальные пособия.

В результате рост совокупного спроса сдерживается. В период спада, наоборот, налоговые поступления в бюджет падают из-за снижения реального размера создаваемого национального дохода. В этом случае у налогоплательщиков остается значительная часть средств (та часть дохода, которая раньше вносилась в бюджет в виде налога).

Одновременно нарастают выплаты на социальные нужды. Возросший совокупный спрос стимулирует экономический рост. Итак, автоматическая фискальная политика заключается в том, что без принятия специальных мер со стороны правительства налоги выполняют функцию стабилизатора экономического роста.

Источник: "eclib.net"

Цели и инструменты фискальной политики

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

  1. стабильного экономического роста;
  2. полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
  3. стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос.

С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы.

С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос. Рост налогов действует в противоположном направлении.

Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла. Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику/

Поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

Виды фискальной политики

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:

  • стимулирующую;
  • сдерживающую.


Рис.1. Виды фискальной политики

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис.1 а), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают:

  1. увеличение государственных закупок;
  2. снижение налогов;
  3. увеличение трансфертов.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.1 б), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:

  1. сокращение государственных закупок;
  2. увеличение налогов;
  3. сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику:

  • дискреционную;
  • автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

  1. подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);
  2. косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
  3. пособия по безработице;
  4. пособия по бедности.

Механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются.

Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: > ), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога.

Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.
Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются.

При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов.

Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным.

Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости.

Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.10-1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию).

Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.1 б), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства.

Кривая Лаффера

Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу.

Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Рис.2. Кривая Лаффера

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y).

Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).

Рис.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).

Достоинства фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. Внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

  1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита).

    А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска.

    Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

  2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении.

    Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона.

    Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться.

    Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем.

    В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

  3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:
    • проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п.

      Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;

    • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации.

      Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции.

      И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

  4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики.

    Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета.

    Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после II мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса.

В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

Источник: "ereport.ru"

Дискреционная фискальная политика

Дискреционная фискальная политика (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) означает сознательное манипулирование правительством расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля инфляции. При этом могут приниматься специальные решения правительства, направленные на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции.

При проведении дискреционной фискальной политики важен учет следующих, проверенных на практике функциональных зависимостей:

  1. Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого увеличивается выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как инвестиции (по Кейнсу - действуют как мультипликатор инвестиций).
  2. Увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход до-машних хозяйств. При этом сокращается покупательский спрос, объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот - снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости. Изменение налогов дает мультипликационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов.

Эффект мультипликатора

Мультипликационный процесс государственных расходов начинается с возрастания расходов AG, которые увеличивают доход на ту же самую величину, что дает прирост потребления b AG (b

В результате наблюдается эффект мультипликатора государственных расходов:

Рост совокупного эффекта мультипликатора ограничивает налоговая ставка. Существует предельная налоговая ставка, определяемая соотношением прироста суммы вносимого налога и прироста дохода:


Вместе с тем наиболее эффективной признается прогрессивная система налогообложения, являющаяся фактором ослабления эффекта мультипликатора и стабилизации уровней выпуска и занятости. Чем ниже ставка налогообложения, тем больше при прочих равных условиях эффект мультипликатора.

Аналогичное мультипликационное воздействие на равновесный уровень дохода оказывает снижение налогов. Механизм налоговой мультипликации, как и государственных расходов, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов. Здесь также проявляется цепная связь:

  • снижение налогов увеличивает располагаемый доход;
  • рост располагаемого дохода увеличивает потребление;
  • рост потребления увеличивает совокупные расходы;
  • рост совокупных расходов увеличивает совокупный доход и т. д.

При этом имеет место зависимость: если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесный объем производства возрастает, имеет место сбалансированность бюджета, которая вместе с тем не исключает бюджетных дефицитов или излишков.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного исключения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет только о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, сохранении равенства:


Мультипликационный эффект oт снижения налогов слабее, чем от увеличения государственный расходов, что объясняется более сильным воздействием государственных расходов на величины доходов и потребления. Это различие важно иметь в виду при определении инструментов фискальной политики.

Если ориентир делается на расширение государственного сектора экономики для преодоления циклического спада — увеличение государственных расходов обеспечивает достаточно сильный эффект, если надо сдержать инфляционный подъем - в качестве мягкой ограничительной меры целесообразно увеличение налогов.

Если фискальная политика, наоборот, ориентирована на ограничение государственного сектора, в фазе спада снижаются налоги, а в фазе циклического подъема снижаются государственные расходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.

Источник: "economylit.online"

Методы дискреционной фискальной политики

Дискреционная фискальная политика (Discretionary fiscal policy) – это система манипуляций налогами и государственными расходами, основными орудиями которой являются изменение ставок налога, общественные работы, изменение расходов на социальные нужды (трансфертных платежей).

Хорошим средством удержать доходы от сокращения и предотвратить превращение спада в лавинообразный кризис может быть временное снижение ставок подоходного налога. Но это может произойти после того, как парламент решит, что экономика нуждается в стимулировании посредством снижения налогов.

В период спада общественные работы (государственные инвестиции, направленные на преодоление безработицы) могут значительно уменьшить глубину падения экономики.

Такие программы, как пособия по безработице и пенсии по старости, действуют в качестве автоматических встроенных стабилизаторов.

Но помимо этого правительство может проводить по своему усмотрению различные программы материальной помощи, которые являются дополнительными средствами стабилизации. Однако проведение этих мер связано с фактами политического порядка — программы материальной помощи для кратковременных целей нелегко сократить, когда положение снова улучшается.

Политические трудности связаны; с дебатами в парламенте по поводу принятия соответствующих законов. Кроме того, имеет место функциональное запаздывание, то есть лаг между моментом, когда принято решение о каких-либо фискальных мерах, и периодом, когда данные меры станут влиять на занятость, производство или уровень цен.

Наиболее активно используются такие дискреционные методы, как изменение налоговых ставок и государственных расходов. Поскольку дискреционная фискальная политика имеет свои недостатки, перечисленные выше, то отдавать ей предпочтение нельзя. Поэтому встроенные стабилизаторы должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики, нацеленными на обеспечение наиболее полной занятости ресурсов.

Источник: "economicportal.ru"

Цели и инструменты

Фискальная дискреционная политика – это порядок действий государства, при котором правительство вводит особые экономические меры, направленные на стабилизацию финансового положения внутри страны. Такой подход характеризуется изменением соотношения доходов и расходов бюджета. Именно поэтому фискальную политику нередко именуют бюджетно-налоговой.

Цели и задачи фискальной политики

Главная цель фискальной политики – стабилизация экономики, выход из кризисного цикла. Все действия, предпринимаемые в рамках дискреционной политики, направлены на обеспечение экономического роста.


Основные цели:

  1. рост экономики, увеличение объемов производства;
  2. борьба с безработицей, обеспечение предприятий наемными рабочими (эта задача особенно актуально в условиях так называемой циклической безработицы);
  3. борьба с инфляцией, достижение стабильных цен на товары народного потребления, а впоследствии – установление выгодной ценовой политики на внутреннем рынке.

Инструменты фискальной политики:

  • налогообложение;
  • трансферы;
  • стратегия госзакупок.

Виды фискальной политики

Фискальная политика подразделяется на автоматическую и дискреционную. И та и другая могут быть сдерживающей или стимулирующей. Стимулирующая необходима при возникновении экономического спада, направлена на борьбу с безработицей, а также на увеличение спроса на отечественные товары. Нередко в качестве инструмента стимулирующей политики применяется снижение налоговых ставок.

Сдерживающая политика – это эффективное средство при перегреве экономики, основная ее цель – снижение инфляции. В таком случае действия, предпринимаемые правительством, противоположны тем, которые рекомендованы при стимулирующей политике: налоги повышаются, объемы госзакупок уменьшаются.


Кроме дискреционной фискальной политики существует автоматическая. Автоматическая опирается на действие стабилизирующих факторов, встроенных в экономику и не нуждается в особом управлении.

Достоинства дискреционной фискальной политики

  1. Мультипликативный эффект – это совокупное воздействие инструментов, которое позволяет сбалансировать состояние всех отраслей экономики.
  2. Отсутствие задержки (так называемого внешнего лага). Это означает, что изменения вступают в силу сразу же после принятия соответствующих законов, меры дискреционной политики обычно настолько эффективны, что первые результаты заметны по прошествии незначительного периода времени.
  3. Чистой дискреционной политики в современной экономике не существует, а значит, она также опирается на действие встроенных стабилизаторов. Это значительный плюс, так как при незначительных колебаниях экономики не требуется специальных мер, в ситуации циклического изменения все подъемы и спады стабилизируются без участия законодательной власти.

Недостатки фискальной политики

  1. При применении мер фискальной политики в первую очередь проявляется эффект вытеснения. Этот термин обозначает, что в период спада экономики значительно увеличивается расходование бюджетных средств. Как результат происходит повышение процентных ставок.
  2. Внутренний лаг. Этот термин схож с внешним лагом и обозначает задержку во времени между моментом, в который вмешательство в экономические процессы стало необходимостью, и моментом, когда было принято соответствующее решение.
  3. Сложности с расчетом величины изменения экономических инструментов – еще один недостаток фискальной политики. Для принятия эффективного решения требуется взвешенный анализ ситуации и точный расчет, которые не всегда возможны.
  4. В любом случае на одной из стадий стабилизации экономики с помощью фискальной политики возникает дефицит бюджета. Он может быть выражен в минимальной степени, но присутствует обязательно.

Таким образом, фискальная дискреционная политика – это законодательное регулирование колебаний экономики, которое направлено, в первую очередь, на стабилизацию и по возможности безубыточное прохождение кризисных периодов экономики.

Существует два типа фискальной политики.:

Дискреционная фискальная политика -- сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Основными механизмами дискреционной фискальной политики являются государственные расходы и налогообложение.

Проиллюстрируем влияние государственных расходов на совокупный спрос. Поскольку в данном случае рассматривается лишь одна составляющая фискальной политики -- государственные расходы, будем исходить из того, что налоги равны нулю.

На оси абсцисс отложена величина ЧВП (чистый внутренний продукт), а на оси ординат -- совокупные расходы. Состояние, при котором вся величина ЧВП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна величине суммы расходов, можно изобразить в виде прямой, идущей к оси абсцисс под утлом 45°. Тогда в любой точке этой прямой совокупные расходы равны величине ЧВП в этой точке.

Если функция совокупного спроса AD1 = С+ I дает равновесный ЧВП1, то функция совокупного спроса АD2 = С+ I + G дает его более высокий уровень -- ЧВП2.

Государственные расходы подобно инвестициям обладают эффектом мультипликации. Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько возрастает равновесный ЧНП в результате роста государственных расходов: k = ДЧВП/ДG .

Иными словами, государственные расходы в случае своего роста, подобно инвестициям, могут вызывать значительный рост равновесного объема ЧВП. В случае же сокращения государственные расходы приводят к значительному сокращению равновесного ЧВП. Подобный механизм влияния государственных закупок на объем национального производства предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для увеличения выпуска продукции. И наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции. Наименьшими мультипликативными свойствами обладают закупки продуктов сельского хозяйства, добывающей промышленности и первичной обработки сырья, а наибольшими мультипликативными свойствами -- закупки оборудования, машин, техники. В практике промышленно развитых стран макроэкономическое регулирование через государственные закупки чаше всего осуществляется через военные заказы и строительные контракты.

Рассмотрим теперь влияние налогов на объем национального производства. Налоги выполняют в экономики три функции: фискальную (основной источник бюджетных доходов), перераспределительную (корректировка неравномерного первичного распределения доходов), регулирующую (средство воздействия государства на экономику). С фискальной точки зрения, повышение налогов приведет к пополнению государственной казны. С перераспределительной точки зрения, имеет смысл высокое налогообложение доходов богатых слоев общества с целью пополнения доходов малообеспеченного населения. С точки зрения регулирования, государство стремится не столько увеличивать налоговые ставки, сколько использовать их для позитивного воздействия на ход экономической деятельности. Все эти функции надо совместить так, чтобы получить наилучший общий результат.

Введение налога приводит к уменьшению располагаемого дохода налогоплательщиков. Сокращение доходов налогоплательщиков, в свою очередь, вызывает снижение объемов потребления и сбережений при каждом уровне ЧВП. Размер этого сокращения определяется величиной Предельной склонности к потреблению (MPC) и предельной склонности к сбережению (MPS). Изменение величины потребительских расходов вследствие роста налоговых ставок определяется по формуле: ДС= ДT x МРС. Аналогично, изменение величины сбережений вследствие роста налоговых ставок определяется по формуле: ДS = ДT x MPS. Воздействие роста налогов на равновесный ЧВП продемонстрировано на рисунке ниже.

При постоянных инвестиционных и государственных расходах введение налога приводит к сокращению совокупного спроса и, следовательно, сокращению равновесного ЧВП. Противоположная картина будет наблюдаться при сокращении налогов.

Налоги, подобно инвестициям и государственным расходам, обладают мультипликационным эффектом. Однако мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, так как, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ЧВП. Изменение налоговых ставок может использоваться либо для стимулирования экономического роста в фазе спада (кризиса), либо, наоборот, для сдерживания роста производства и предотвращения чрезмерного повышения цен в фазе подъема.

Недискреционная фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Встроенные (автоматические) стабилизаторы -- автоматически действующие нормы, которые вступают в действие без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Иными словами, необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Дело в том, что многие законы по структуре налогообложения и затратных механизмов сформулированы так, что бюджетно-налоговая политика при перемене экономических условий изменяется автоматически. Это так называемая автоматическая, или встроенная, стабильность. Автоматический стабилизатор -- любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительно сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства.

Основными автоматическими стабилизаторами являются трансфертные платежи и налоговая система, прежде всего прогрессивные налоги. Социальные выплаты (трансферты) -- платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров или услуг. Трансфертные платежи (выплаты пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам) сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства. Налоговые платежи ведут себя прямо противоположно. Налоги -- обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц. Почти все налоги увеличивают налоговые поступления по мере роста ЧВП. Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения -- увеличение налоговой ставки по мере роста дохода. Так, налоги на прибыль корпораций и на личные доходы чаще всего рассчитывается по прогрессивной шкале. И напротив, в случае падения ЧВП налоговые поступления от всех этих источников будут падать.

Тенденция налогов автоматически изымать часть каждой дополнительной денежной единицы ЧВП означает, что величина мультипликатора сокращается. Любое падение инвестиций, благодаря автоматическим стабилизаторам, ведет к сокращению выпуска продукции на меньшую величину, т. е. сокращение инвестиций будет оказывать уменьшенное влияние на экономическую систему. Однако не следует преувеличивать роль встроенных стабилизаторов. Они только ограничивают размах или глубину экономических колебаний, но не могут преодолеть эти нарушения на 100 %. Остальная часть нарушений устраняется дискреционной фискальной и кредитно-денежной политикой.

Одним из важнейших (наряду с кредитно-денежной политикой) методов осуществления государственной экономической политики является налогово-бюджетная (фискальная) политика. Фискальная политика – это политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и предотвращение, подавление инфляционных процессов. Различают дискреционную и недискреционную политику государства.

Дискреционная фискальная политика - сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объёма национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Она подразделяется на два вида: стимулирующую и сдерживающую. Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная полити­ка предполагает рост государственных расходов и снижение на­логовых ставок. Дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и рост ставок налогов.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика проводится в целях борьбы с экономическими спадами, безработицей, она сопровождается увеличением денежной массы или ростом процентных ставок. Однако это приводит к росту дефицита государственного бюджета (накапливающимся превышением его расходов над его доходами) и ускорению темпов инфляции. Графически результат стимулирующей налогово-бюджетной политики отображает модель AD-AS (совокупный спрос - совокупное предложе­ние). Стимулирующая фискальная политика (рис. 19.3.1) приводит к росту совокупного спроса (кривая AD смещается вправо). Однако результаты политики зависят от того, какому участку кривой совокупного предложения соответствует состояние национальной экономики.

Рис. 19.3.1 – Результат стимулирующей налогово-бюджетной политики

На кейнсианском участке (смещение кривой из положения AD 1 в положение AD 2) в условиях неполного использования ресурсов стимулирующая налогово-бюджетная политика приведёт к ожидаемым положительным результатам (безинфляционному росту объёмов выпуска продукции с уровня Y 1 до уровня Y 2). На промежуточном участке (смещение кривой из положения AD 3 в положение AD 4) стимулирующая налогово-бюджетная политика будет сопровождаться не только ростом объёмов выпуска продукции (с уровня Y 3 до уровня Y 4), но и умеренной инфляцией (уровень цен возрастёт с величины Р 1 до величины Р 2). На вертикальном участке (смещение кривой из положения AD 5 в положение AD 6) в условиях полного использования имеющихся ресурсов стимулирующая политика приносит лишь отрицательные плоды в виде ускорения инфляции (рост цен с уровня Р 3 до уровня Р 4). Увеличение объёмов производства в этом случае невозможно, так как экономика работает на пределе своих производственных возможностей, и нужны масштабные кардинальные изменения в технологиях во всех отраслях для того, чтобы отодвинуть кривую производственных возможностей вправо.

Таким образом, осуществление дискреционной налогово-бюджетной политики осложняется трудностью точного осознания того, на каком участке кривой совокупного предложения находится экономика. Эти проблемы в какой-то степени может сгладить недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика, которую ещё называют политикой встроенной ста­бильности.

Недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика предусматривает автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, которые не зависят от приня­тия решений правительством. При этом встроенными автоматическими регуляторами являются: прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (страхование по безработице), система участия в прибылях. При реализации этого вида политики по мере роста реальных объёмов производства отмечается пропорциональный прирост налоговых поступлений. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздействие: во время экономического подъёма они сокращаются (растёт занятость, снижается число безработных, нуждающихся в пособиях, повышается уровень жизни), а во время спада объёмы трансфертных платежей возрастают. Встроенные регуляторы, как правило, смягчают тяжесть экономических колебаний, но не устраняют нежелательные изменения в объёмах национального производства, что необходимо учитывать при формировании эффективной фискальной политики. Этот вид политики стимулирует формирование бюджетного профицита в период подъёма и бюджетного дефицита в период спада.

Поделиться: