Потребность в безопасности как осознанная необходимость. Безопасность как одна из основных потребностей человека

А.







2. Опишите виды потребностей.



1. Выберите правильный ответ.

В) не всегда так,

Правильный ответ: А.

2. Выберите правильный ответ.

А) биологические особенности,

Б) конституцию,

В) индивидуальные качества,

Г) климат,

Д) уровень безопасности.

Правильный ответ: Д.

Безопасность как коренная потребность

А. первый вопрос – теоретический вопрос, оценивающий уровень знаний;

1. Понятие безопасность связано ли с первоисточниками (базовыми потребностями) жизнедеятельности человека?

Ответ: Да, понятие безопасность связано с первоисточниками (базовыми потребностями) жизнедеятельности человека.

2. Какова роль высшей потребности в удовлетворении потребности в безопасности?

Ответ: Высшие потребности способствуют более полному удовлетворению потребности в безопасности.

3. Как описал А. Маслоу потребность в безопасности?

Ответ: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы…Потребность в безопасности
рассматривается как активный и основной мобилизующий ресурсы организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества…».

4. Какое место занимает потребность в безопасности в иерархии других видов потребностей?

Ответ: все потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности.

5. В каких случаях потребность в безопасности рассматривается как
активный и основной мобилизующий ресурс организма фактор?

Ответ:Потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизующий ресурс организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества…».

6. Что понимается под потребностью в безопасности в наше время?

Ответ: В наше время, под потребностью в безопасности мы должны понимать потребность сохранения и продления устойчивого удовлетворения низших потребностей.

7.Какое обстоятельство создаёт сегодня опаснейшую ситуацию в сохранении стабильности безопасности жизнедеятельности?

Ответ: Сегодня опаснейшую ситуацию в сохранении стабильности безопасности жизнедеятельности создают современные глобальные проблемы, недовведенные до сознания каждого жителя Земли.

8. В каких случаях население планеты не осознаёт всей чрезвычайности наступившей эпохи глобального кризиса?

Ответ: население планеты не осознаёт всей чрезвычайности наступившей эпохи глобального кризиса, когда в центре внимания постоянно находятся только частные задачи обеспечения безопасности.

9. Что делают люди для повышения уровня своей безопасности?

Ответ. Для повышения уровня своей безопасности люди объединяются в сообщества.

10. Какой потребностью заложено стремление людей к объединению?

Ответ. Стремление к объединению заложено потребностью человека в социальных связях.

11. Чем разрешается конфликт индивидуальных и общественных интересов?

Ответ. Конфликт индивидуальных и общественных интересов разрешается следующей естественной потребностью каждого человека – потребностью в уважении. С её помощью в сообществе возникает особый механизм преобразования общественных интересов в личные.

12. Какой существует механизм удовлетворения потребности в уважении?

Ответ. Таким механизмом являются мнение окружающих, обычаи и традиции,
согласно которым член сообщества, рисковавший собой и преуспевший в действиях на благо сообщества, добивается уважения и получает определённые привилегии – что служит его индивидуальным, эгоистическим интересам.

13. Чем утверждаются привилегии в современном государстве?

Ответ. Развитое общество к обычаям и традициям уважения и привилегий для «самоотверженных» граждан прибавило законы, согласно которым привилегии утверждаются государством.

14. Чем должны подкрепляться традиции уважения, мнение окружающих и формальные законы?

Ответ. Мнение окружающих и формальные законы должны подкрепляться определённой идеологией с внедрением в сознание людей Веры в некие идеалы.

15. Какой непобедимый принцип влечёт разум каждого члена общества использовать всяческие лазейки для удовлетворения своих эгоистических интересов,
в том числе вопреки интересам общества?

Ответ. «Своя рубашка ближе к телу».

16. Какова роль духовного развития человека в формировании общественных ценностей?

Ответ. Присущее только человеку развитие духовное имеет конечной целью формирование в сознании человека «высших», «духовных» ценностей – а это всегда оказываются ценности общественные.

17. Что является первоисточником активности человекаи конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности?

Ответ. Первоисточником активности человекаи конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности является безопасность.

18. Почему укорачивается исходная, заложенная природой, продолжительность жизни человека?

Ответ. Заложенная природой, продолжительность жизни человека укорачивается
реализацией угроз и опасностей от окружающей среды.

19. Какая из видов продолжительности жизни является исходным показателем?

Ответ. Исходным показателем является биологическая продолжительность жизни.

20. Отчего зависит уровень безопасности личности?

Ответ.Уровень безопасности личности, измеряемый индивидуальной продолжительностью жизни, зависит не только от её поведения, но и от уровня безопасности в данном сообществе.

21. Чем отличаются действия человека, благодаря его разуму?

Ответ. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются прогнозированием развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий по обеспечению своей безопасности.

22. Чем обусловлен небывалый кризис жизнедеятельности в развитии цивилизации?

Ответ. Небывалый кризис в развитии цивилизации возник от жизнедеятельности,
в целом направленной на обеспечение коренной потребности человека в безопасности.

Б. второй вопрос – практический вопрос, оценивающий уровень умений;

1. Опишите иерархию потребностей по А. Маслоу.

Ответ: «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек - это животное, постоянно испытывающее те или иные желания».

2. Опишите виды потребностей.

Ответ: к видам потребностей относятся: 1. Физиологические потребности (утоление голода, жажды, продолжение рода и т.д.). 2. Потребность в безопасности. 3. Потребность в любви и в социальных связях. 4. Потребность в уважении, одобрении и признании общества. 5. Потребность в самоактуализации, в развитии личности, в т.ч. духовном.

3.Опишите зерно противоречия, заложенное в задачу одновременного обеспечения безопасности и сообщества и каждого его участника?

Ответ. В ряде критических случаев одновременно обеспечить безопасность сообщества и каждого его участника невозможно. Тогда возникает драматическая ситуация – нужно жертвовать либо одним, либо другим.

4. Опишите, в каком случае сообщество оказывается жизнеспособным.

Ответ. Сообщество оказывается жизнеспособным только в том случае, если решающее большинство его членов готово поставить интересы сообщества выше индивидуальных, эгоистических интересов. В противном случае сообщество распадётся или даже погибнет при первой же критической ситуации.

5. Опишите самую высшую потребность человека.

Ответ: Самая высшая потребность человека – потребность в развитии

6. Опишите виды продолжительности жизни.

Ответ. К видам продолжительности жизни относятся: биологическая продолжительность жизни человека вообще; индивидуальная продолжительность жизни, относящаяся к конкретной личности; средняя продолжительность жизни в данном сообществе.

7. Опишите основные функции продолжительности жизни, предусмотренные природой.

Ответ. Для природы, создавшей человека и предусмотревшей определённую продолжительность жизни, важны исполнение неких функций и воспроизводство человеческого рода, чтобы было кому эти функции исполнять. Человек должен вырасти до взрослого состояния, произвести потомство, а затем исполнить свою функцию и вырастить потомков до взрослого состояния.

8. Опишите причины, укорачивающие индивидуальную продолжительность жизни человека.

Ответ. Индивидуальная продолжительность жизни людей укорачивается необеспеченностью безопасности, которая зависит, прежде всего, от их собственного поведения в повседневной жизни и в складывающихся опасных ситуациях. Личность,
пренебрегающая принципами здорового образа жизни, не умеющая предвидеть, избегать опасностей, а в случае необходимости рационально действовать, не может надеяться на продолжительную жизнь.

9. Опишите безопасность как результат жизнедеятельности человека.

Ответ. Безопасность обеспечивается: а) защитой от непосредственных угроз;
б) предотвращением потенциальных опасностей с помощью преобразования окружающей среды; в) результативность предотвращения определяет уровень безопасности общества, результативность защиты позволяет реализовать (или не реализовать) достигнутый обществом уровень безопасности.

10. Опишите аксиому жизнедеятельности человека «Обеспечение его коренной потребности в безопасности».

Ответ. «Жизнедеятельность человека конечной целью имеет обеспечение его коренной потребности в безопасности, однако, устраняя или уменьшая исходную опасность (угрозу), она способствует возникновению новой опасности».

11. Опишите, что необходимо сделать для преодоления небывалого кризиса жизнедеятельности в развитии цивилизации.

Ответ. Для преодоления кризиса жизнедеятельности в развитии цивилизации необходимо, чтобы приоритетным в науке и образовании стало направление, обеспечивающее становление современной культуры безопасности. Фундаментальной опорой этого направления должна стать общая теория безопасности, формирующая мировоззрение личности и общества, необходимое для перехода цивилизации к устойчивому развитию.

В. - третий вопрос – практический вопрос, связанный с профессиональной предметной областью;

Г. четвёртый вопрос – вопрос, требующий выбора правильного ответа не менее чем из 5-ти альтернативных вариантов.

1. Выберите правильный ответ.

Правильно ли, что потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей низших?

В) не всегда так,

Г) удовлетворение высших потребностей, как правило, не зависит от удовлетворения низших,

Д) удовлетворение низших потребностей не способствует удовлетворению высших потребностей.

Правильный ответ: А.

2. Выберите правильный ответ.

Фактическая продолжительность жизни характеризует:

А) биологические особенности,

Б) конституцию,

В) индивидуальные качества,

Г) климат,

Д) уровень безопасности.

Правильный ответ: Д.

1.1. ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ

Елагин Александр Георгиевич, д-р юрид. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению потребностей в жизнедеятельности человека. Предлагается автором понятие феномена «потребность». Показана взаимосвязь потребности быть в безопасности с формированием мировоззрения, с источником активности человека, безопасным поведением. Предложены меры, реализация которых позволит «держать» опасности под контролем. Тем самым иметь качественно новый уровень защищенности от них.

Ключевые слова: потребность, мотивация, удовлетворение, действия, свобода, безопасность, деятельность, риски, правила, регламенты безопасности, государство.

THE NEED FOR A PERSON TO BE SAFE

Yelagin Alexander Georgievich, Dr of law, professor. Position: professor. Place of employment: Management Academy of MIA Russia. Department: management of activity of ensuring protection of a public order chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The article is devoted to the needs of human life. "Need" the author proposed the concept of the phenomenon. The interrelation needs to be safe with the formation of world view, the source of human activity, safe behavior. The measures whose implementation would "hold" the danger is under control. Thus, to have a qualitatively new level of protection against them. Keywords: The need, motivation, satisfaction, action, freedom, security, activities, risks, rules, safety regulations, the state.

«Нет ничего ценней, чем собственная безопасность» Неизвестный автор

Исторический опыт свидетельствует, о том, что с момента зарождения жизни на нашей планете, человек в процессе своего существования и развития всегда стремился к различным потребностям (желаниям)1, в том числе и в сфере безопасности. Иными словами, потребность связана с нашей (порой нерадостной) действительностью, жизнедеятельностью в целом, и в более конкретной, специфической -в контексте существования человека.

Понятие «потребность» в современных условиях стало бесспорно престижным (как впрочем, и безопасность) позитивным, необходимым, создающим условия для совершенствования и развития, прежде всего человека. В этом случае, потребность - это то, что требуется человеку, всем нам. Это может произойти в том случае, когда у него возникает определенное чувство неудовлетворенности дома, на работе, в социуме.

Обзор специальной литературы исследуемого феномена показывает, что существует достаточно боль-

1 Близко к понятию потребность является слово желание. Потребность и желание понятия однопорядковые, но не тождественные. В этом случае, некоторые исследователи считают, что человек - это продукт непотребности, а страстного желания.

шой разброс мнений относительно его основных характеристик. Некоторые научные работники понимаю потребность как: нужду о чем-то, неосознанный побудитель активности личности, сегмент внутреннего мира человека. Для других это: структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности; первопричина жизни, свойства всего живого. Третьи представляют потребность, как необходимость в определенных условиях; противоречие между имеющимся и необходимым; дефицит в чем-либо существенным. Для четвертых, наконец - состояние недостатка в чем-либо; состояние стимулирующее деятельность, направленную на восполнение недостатка; первоисточник мотивации и др. Таким образом, понятие «потребность» имеет различные характеристики, что говорит о его популярности, и в тоже время неопределенности.

Вместе с тем потребность персонифицирована, всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности. Это основной источник активности человека в его жизнедеятельности. В свою очередь активность проявляется через определенные целенаправленные действия и мотивацию. По этому поводу Гегель ранее писал так: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекает из потребностей, их страстей, их интересов, и лишь они играют главную роль». В этом случае, основным критерием эффективности этих действий является соотношение страстей, интересов и мотивов.

А.Н. Леонтьев рассматривал предмет потребности -мотив деятельности2. В этом случае, смысл феномена «потребность» сводится к следующей взаимосвязанной схеме: потребность - действия - мотивация -удовлетворение. Таким образом, потребность - это объективно осознанная мыслительная деятельность человека (движущая сила) способная удовлетворить его желания жить без страха, нужды, хаоса, опасностей, во взаимодействии с предметным миром.

Человеческие потребности беспрерывны, весьма разнообразны. В этом случае, прав был Демокрит: «человек не знает границ своих потребностей». Они могут со временем меняться, одни уходят, другие приходят. Что вообще-то естественно. Но самое главное, они должны быть удовлетворены. В этом состоит сущность потребностей. Аксиоматически следует признать, что человеческая жизнь состоит из потребностей и их удовлетворения. В этом случае, мы можем говорить об ощущении счастья. В противном случае -формируется определенная неудовлетворенность. Здесь важен категорический императив Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастлив, будь им». Это касается и гедонистической потребности - потребности получения удовольствия.

В ходе исследования, выявлены и анализируются многочисленные потребности. Однако, прежде чем перейти к их освещению, одно маленькое замечание. На наш взгляд, не совсем корректно выделять и различать их на основные и не основные. Человек определяет их для себя сам, потому, что «они определяются условиями жизни» (Гераклит).

Также установлено, что не существует полной классификации потребностей. Из всей совокупности потребностей, выделим те, которые актуальны в современных условиях, и требуют более детального изучения.

2 Цит. по: Ильин Е.И. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000. С. 102.

Пробелы в российском законодательстве

Прежде всего, нам нужна потребность в стабильности, консолидации уверенности в завтрашнем дне (сложившаяся ситуация в Российской экономике не дает оснований в этом). Для этого необходимо потребность в сохранении мира. В последнее время потерялась потребность в общении, единении коммуникации. В тоже время появилась активность потребности к потребительству. Не умаляя интереса к этой потребности, сошлюсь (для дальнейших раздумий) на Библию, Новый завет (глава 6, статья 8) «Имея пропитание и одежду, будь доволен тем. А желающих обогатиться, входят в искушение.... ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклоняются от веры и сами себя подвергают многим скорбям». В современных условиях, как впрочем, и ранее, нужно больше делать для удовлетворения потребности в обеспечении счастливой старости. Необходимо говорить о растущей потребности в морали, ценностях, культуре, идеалов.

Совершенно очевидно, что также существует потребность в уважении государством и его органов, в том числе, бизнесменов и олигархов к каждому человеку, а также человека к человеку и его самореализации. Необходима также потребность к творческой свободе (не свободе дозволенности). Без этого, никакие демократические «цели» не реализуются. И, конечно же, базисная потребность - быть в безопасности. Некоторые авторы эту потребность объясняют, как «обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей» (В. Хендерсон); «поддержание безопасности окружающей среды (С.А. Мухина, И.И. Тарков), «предупреждение опасности для жизни» (Д.Орем). Как видим, речь идет о лингвистических оттенках характеристики данной потребности.

Основной проблемой обсуждавшейся мыслителями различных эпох, в том числе, и в современных условиях - была и остается проблема безопасности. Она признается во всем мире. В трактовке проблемы безопасности наблюдалась следующая эволюция их взглядов. Безопасность:

а) цель создания государства;

б) высшее благо для людей;

в) справедливость;

г) развитие;

д) фактор жизни и др.

В целом, безопасность - основная составляющая бытия, мировоззрения (система взглядов человека на этот феномен и его место в нем) человека в процессе его жизнедеятельности. Этот процесс для человека, во все время, сопровождался внутренней потребностью - быть в безопасности, быть защищенном от угроз природного, техногенного, социального, террористического характера. Это чувство, желание заложено в самой природе человека, «природной необходимостью и природной естественностью» (Ж.Ж Руссо). В свою очередь, общеизвестно, что человек является одним из источников возникновения многих опасностей. Здесь мы видим основной парадокс теории жизни и безопасности. Человек хочет находиться в безопасности, но является основным источником опасности. Получается заколдованный круг. И разорвать его можно только, совместными действиями, как самого человека, так и государства, его институтов для достижения совместных целей в сфере обеспечения безопасности. Иными словами, потребность человека быть в безопасности, как это не банально зависит в первую очередь от самого человека, его позитивной

деятельности. Тогда будет благо3. Это также является основным мотивом этой деятельности людей и общества, направленный, прежде всего на устранение условий приводящих к возникновению чрезвычайной ситуации. По мере развития этих процессов все больше число членов общества будет непосредственно осознавать общественную активность, и проявлять личную заинтересованность в максимально позитивных действиях для удовлетворения исследуемой категории.

В этом случае, под потребностью быть в безопасности, следует понимать осознанную человеческую необходимость и деятельность, направленную на ее удовлетворение, через определенные отношения человека с человеком, окружающей средой с целью безопасного функционирования и развития.

Сгруппировать множество человеческих потребностей предпринял американский психолог А.Г. Маслоу. Основная его заслуга заключается в том, что он предложил теорию иерархии потребностей в виде определенной пирамиды сущность, которой заключается в следующем: человек не может испытывать потребностей более высокого уровня, если испытывает недостаток в более простых вещах.

Тот же А.Г. Маслоу утверждал, что потребность -быть в безопасности одна из основных, и с этим следует согласиться. Прежде всего, потребность в безопасности относится к уровню витальных, то есть жизненно важных. Иными словами потребность в безопасности как уже отмечалось, обеспечивает выживание, освобождает от страха, нужды, тревоги хаоса.

Во-вторых, потребность в безопасности взаимосвязана с формированием философского и религиозного мировоззрения, как обыденного (житейского) так и теоретического, на социально-правовое явление-безопасность, через науку о безопасности жизнедеятельности, как системы рациональных знаний об опасностях и методах, способах защиты от них. Познание этих знаний указывает направление деятельности субъектов, обеспечения безопасности гарантированно допустимого обществом уровня защищенности социума от рисков. Иными словами, конечная цель познания в нашем случае, удовлетворение базовой потребности человека - быть защищенным. «Тем самым мир становится более понятным и предсказуемым, а следова-

тельно менее опасным» .

В-третьих, потребность в безопасности имеет объективный характер, поскольку человек уязвим, независимо от физических данных, богатства, власти и др.

В-четвертых, потребность в безопасности и защищенности - является источником активности (через действия), индивида вследствие которых, удовлетворение этой потребности гарантирует, отсутствие негативных последствий от воздействия опасностей. Потребность в безопасности, это «толчок» будущего развития, безопасного поведения бдительности, подозрительности5, предсказуемости и самоорганизованности.

В-пятых, с моральной точки зрения (и не только это) потребность в безопасности важнее потребности в

3 В противном случае, директор западногерманского института слаборазвитых стран Ф.Бааде высказывает следующую мысль: «Земля стала «трудным ребенком Вселенной» и истребить население Земли, признав землян неисправимыми, технически не составит труда.

4 http://www. socioeogy deep. ru/sdps-819-1. htme.

5 По мнению, английского историка Т.Фуллера, подозрительности, если держать ее при себе, - мать безопасности.

свободе; потребность в безопасности возникает тогда, когда в окружающей среде присутствует (а их несколько сотен) опасности, угрозы, риски, элементы хаоса. Удовлетворение этой потребности должно осуществляться без наличия тиранов, диктатуры и др.

В-шестых, потребность чувствовать себя в безопасности, тогда приводит к отрицанию самой опасности, проявляется чувство успокоенности, чувство деаксии (отсутствие очевидности).

В-седьмых, потребность в безопасности оказывает серьезное влияние на формирование поведения. Согласимся, что это потребность в явном виде возникает, как правило, у взрослого человека. Нет пока этой потребности у новорожденного, грудного младенца, дошкольника, школьника. Но это совсем, не говорит о том, что последним не следует фиксировать внимание на это явление. Родители уже с раннего возраста, должны прививать ему определенный порядок, связанный с его поведением. Иными словами, мы прививаем ему потребность безопасности. В школьный период уже происходит встреча с вышеназванной потребностью. Этот процесс в специальной литературе называют опредмечиванием потребности, в котором рождается мотив, при котором меняется тип поведения. Для всех лучше - безопасного поведения, которое формируется в процессе общественной жизни.

Основной путь безопасного поведения - изначальные знания правил, регламентов, требований безопасности и, конечно же, их соблюдение. Иными словами, соответствие поступков, действий, идеальным образцам, моделям. Думаю, что в обозначенной теме нет никакой новой идей. Важна его реализация. По этому поводу А.Г. Маслоу писал: «Среднестатистический взрослый представитель нашей культуры стремится к тому, чтобы жить в безопасности, стабильном, организованном, предсказуемом мире, в мире, где действуют раз и навсегда установленные правила и порядки, где исключены опасные неожиданности, беспорядок и хаос, где у него есть сильные защитники, оберегающие его от опасности6. Это утверждение американского социолога, раскрывает сущность содержание «понятие абсолютной безопасности». Однако после трагедии с «Титаником», Чернобыльской катастрофой, катастрофой г. Нью-Йорка (11 сентября 2001 г.) весь мир перешел к парадигме допустимого (приемлемого) уровня риска.

В современных условиях усиливается потребность в безопасности и защите, потому что, появляются новые (цивилизованные) риски. Ну, например - космические, электромагнитные и др. Вызывает вопрос, как удовлетворить эту потребность? Человеку, государству, работодателю. Раскрывать подробности деятельности каждого из перечисленных субъектов обеспечения безопасности не было предметом этой статьи.

Тем не менее, несколько размышлений. В последнее время стали появляться статьи (в основном в интернете) в которых, прямо или косвенно (ссылаясь даже на отечественные мнения) указывается на следующее: а)никаких средств или мероприятий безопасности сейчас нет; б) в ряде случае указывает на гипертрофированную безопасность; в) безопасность - предрассудок, ни один человек не испытал ее в полной мере7. Трудно полностью согласиться, с такими высказываниями. Слишком они категоричны, не подкрепленные ни тео-

6 Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - 3-е. изд. - СПб.: Питер, 2008. - 357 с.

7 http://www. popsy. ru /articles/full/stati/osnovnoj instinrt potrebnost

рией не практикой и не соответствуют реальной действительности в этой сфере.

Появление новой Стратегии национальной безопасности, обращение Президента Российской Федерации к этой проблеме в ежегодных Посланиях Федеральному собранию, и многое другое говорит об обратном. Во многих странах, в т. ч. и в России вместо свободы предпочитают безопасность. Опасности известны, познаваемым и управляемым и находятся под контролем. И все же для обывателей и руководителей постулат «пока вы в состоянии думать и делать - вы в безопасности» заключается в реализации простых действий направленных на следующее:

Формирование всеобщего интереса к проблемам обеспечения безопасности;

Необходимости соблюдения требований, правил, регламентов безопасности;

Адекватности поведения при чрезвычайных ситуациях;

Формирование комплексных интегрированных систем обеспечения безопасности;

Реализации в контрольной деятельности «риск -ориентированного подхода». Это некоторые условия, которые, по мнению автора, позволяют поднять на качественно новый уровень защищенности человека, общества, тесно связав их с ростом деятельностного подхода.

И последнее. Интеграция интеллектуальных усилий инновационных решений и целенаправленных, осознанных, обоснованных, рациональных действий субъектов комплексной системы обеспечение безопасности основной путь гарантирования безопасности. Системообразующим элементом данной системы по-прежнему является государство. В этой связи, руководство страны поставило цель: «добиться высокого уровня жизни в стране, жизни - безопасной, свободной и комфортной»8. Это приоритетная деятельность государства, его структур, негосударственных и общественных структур, и нас с Вами.

Список литературы:

1. Ильин Е.И. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000. С. 102.

2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - 3-е изд. -СПб.: Питер, 2008. - 357 с.

3. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию 2013.

Безопасность - одна из общих для всех людей потребностей. Она представляет собой состояние, обусловленное неудовлетворенностью личности окружающими условиями, необходимыми для ее безопасной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности. Исследования показывают, что данная потребность является изначальной и свойственна как человеку, так и всем живым организмам. Но в отличие от них, у человека она не ограничивается только инстинктом самосохранения, а связана с желанием обеспечить безопасность своих близких, сограждан, общества и цивилизации в целом.

Безопасность человека лежит в основе построения отношений в обществе, государстве и в иерархии других направлений безопасности, таких как военная, экономическая, общественная, информационная, национальная; является ключевой, главенствующей, так как все эти «безопасности», в конечном счете, должны обеспечивать безопасность конкретного человека.

Исходя из вышеуказанного и изучая практику изнутри, как и опыт многих катастроф, стихийных бедствий в России и других странах, приходишь к выводу: главенствующая безопасность - безопасность человека, может поддерживаться на достаточном уровне только через соответствующую, правильно выстроенную социальную организацию, где приоритеты безопасности поддерживаются всеми направлениями цивилизованного социума.

При этом обеспечение безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений. Важным является также и то, чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, передаваемых из поколения в поколение.

Когда мы говорим о безопасности человека, то имеем в виду не только угрозы, которые напрямую ведут к его гибели, но и которые нарушают, ослабляют или создают предпосылки к деградации «скелета» или системы обеспечения безопасности человека. Такие системы выстраивались столетиями, усложняясь вместе с социальной организацией человека, в которой последние века основную роль начинает играть государство со всеми своими многочисленными инструментами и исполнителями, роль которых в человеческом обществе имеет огромное значение.

Государство активно включилось в строительство системы безопасности человека, на первых порах это была его основная задача. Считается, что сплочение людей перед лицом различных угроз и опасностей и стало главной предпосылкой появления государств. Усложнялась система обеспечения безопасности по мере создания государством своих институтов и техносферы. Так были построены армия, военная промышленность, фортификация территорий и т.д. А затем началась борьба с болезнями и голодом, нищетой и несправедливостью. Формировалась и структура промышленной безопасности. В этой работе создавались стимулы для развития экономики государств, и на определенном этапе развития (особенно это проявилось в XVIII-ХХ веках) политэкономические идеи взяли верх над идеей обеспечения безопасности человека.

Значение безопасности в современном мире. Наша Земля - организм, живущий по своим законам. Люди должны знать их и учитывать, чтобы по возможности избежать многих опасностей. А опасности для человека, связанные, с неожиданными проявлениями сил природы, авариями и катастрофами, событиями, происходящими в обществе – это наша действительность. И если человек не готов, не знает, как защитить себя, свой дом и имущество от стихийных сил природы, техногенных бедствий, проявлений криминального характера, может возникнуть чрезвычайная ситуация, реально угрожающая жизни людей.

Российские спасатели возложили на себя ответственность за обеспечение безопасности граждан, попавших в экстремальные условия, однако в чрезвычайных ситуациях нужны знания и умение каждого человека чётко и осмысленно действовать. Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне» определили основные принципы обучения населения правилам поведения и способам защиты от ЧС, приёмам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты. Сегодня владение этими знаниями не право, а обязанность каждого гражданина России . Правительство РФ утвердило Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны. Таким образом, подготовка приобрела государственный масштаб и поэтому обучение населения должно проводиться на всех предприятиях, во всех учреждениях и организациях.

В этой связи возрастает роль и ответственность системы профессионального образования за подготовку будущих специалистов всех без исключения отраслей, по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, выработку у них привычек безопасного и здорового образа жизни. Такая подготовка в образовательных учреждениях организуется по целому комплексу направлений. Среди них следует выделить подготовку в системе непрерывного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» в системе профессионального образования. Важную роль играют и внеурочные мероприятия, связанные с вопросами безопасности жизнедеятельности.

Оценивая значение учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в современных условиях и повседневной жизни, можно утверждать, что она должна иметь в большей мере практическую направленность по созданию целостной системы безопасности. Изучение этого предмета не должно ограничиваться био -, гео -, физико-химическими процессами и явлениями, рассматриваемыми в ходе изучения других учебных предметов, а так же теоретическим изучением алгоритма действий при возникновении ЧС. Значение этой дисциплины именно в практических знаниях и навыках обеспечения личной безопасности и оказания помощи пострадавшим.

Важным звеном обучения учащихся умению защищать свою жизнь и здоровье, оказывать помощь себе и пострадавшим является проведение практических тренировок и учений. Главное условие в этой работе не формальная, а тактически грамотная организация этих учений. Замысел и порядок их проведения должен быть максимально приближен к реальным условиям. При этом необходимо проводить разбор учений, с выявлением характерных недостатков, как в организации спасательных работ, так и в действиях самих спасающихся.

Практическая направленность обучения Безопасности жизнедеятельности способствует формированию у учащихся навыков распознавания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, в повседневной жизни, выработке умения защищать не только свою, а и жизнь, и здоровье окружающих людей.

Аксиомы опасности и безопасности жизнедеятельности.

Физиологическая потребность в пище,

питье, кислороде и т.д.

Рис. 1.1. Базовые потребности человека (по Ж. Годфруа, 1992)

Следует заметить, что после удовлетворения физиологических потребностей удовлетворение потребностей более высокого уровня возможно только после обе­спечения безопасности. Более того, многие высшие потребности человека отчасти и вызваны стремлением к повышению уровня своей безопасности. В сообществе человек чувствует себя безопаснее.

Потребность в уважении и признании служит основанием для того, чтобы ин­тересы сообщества стали личными интересами, что в конечном итоге тоже служит повышению безопасности большинства членов сообщества. Механизмом преобра­зования интересов сообщества в личные интересы (через потребность в уважении) служит мнение окружающих, традиции и обычаи, мораль и законы.

Следующей потребностью является развитие, а оно дает в руки человека всё более эффективные средства и методы обеспечения безопасности. Наконец, эсте­тические потребности, духовное развитие личности позволяют формировать в со­знании высшие общественные ценности, в том числе ценность человеческой жизни. Таким образом, все потребности более высокого уровня вырастают и невозможны без удовлетворения потребности в безопасности. Одновременно они и служат ей. Все сферы разумной жизнедеятельности человека в конечном итоге имеют целью обеспечение развития и повышение уровня безопасности человека.

Ни одна социальная, техническая или природная система не может выжить и развиваться без наличия в них элементов и систем безопасности.

Система безопасности включает в себя элементы организации защиты человека, средства защиты, культуру безопасного поведения, знания закономерностей среды и опасных факторов, умение человека предвидеть, выявлять и правильно оценивать эти факторы и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих элементов можно говорить о создании (проектировании) действенной системы комплексной безопасности.

Можно выделить обеспечение индивидуальной безопасности личности, ко­торое включает профилактику попадания данной личности в опасные ситуации, формирование средств индивидуальной защиты и навыков безопасного поведения. И более масштабное - обеспечение коллективной безопасности, предполагаю­щее создание защищенного пространства, средств и условий для спокойной и мак­симально комфортной жизнедеятельности множества людей. Как индивидуальная, так и коллективная безопасность могут быть обеспечены только при безопасности национальной (государства), т.е. его территориальной целостности, независимо­сти, соблюдении конституционных прав и свобод личности.

Обеспечение безопасности в системе образования зависит не только от оснащен­ности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от профессионализма персонала, от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образователь­ных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с ад­министрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников об­разовательного учреждения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями безопасности и защиты. Сюда входят следующие потребности: в организации и структуре, стабильности, в законе и порядке, ограничениях, в предсказуемости событий, свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх, хаос, тревога. Почти все, что говорилось выше о физиологических позывах, можно отнести и к этим мотивам поведения. Они также могут доминировать в организме. Потребности безопасности и защиты в большой мере влияют и на поведение людей, вышедших из детского возраста. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки (например, медицинской и по безработице) можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности. В какой -- то мере система религиозных или философских убеждений позволяет человеку организовать свой мир и окружающих людей в единое, наполненное смыслом целое, таким образом, давая ему возможность чувствовать себя «в безопасности».

Потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой: войны, болезни, стихийные бедствия, вспышки преступности, социальные кризисы, неврозы, поражения мозга, а также ситуации, отличающиеся хронически неблагоприятными, угрожающими условиями.

Потребность в принадлежности и любви. После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека. Он может уже не помнить о том, что когда-то, когда он терпел нужду и был постоянно голоден, само понятие «любовь» не вызывало у него ничего, кроме презрительной усмешки. Теперь же он испытывает чувство одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга.

Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых.

Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии. Кроме того, не следует забывать, что потребность в любви имеет две стороны: человек хочет и любить, и быть любимым.

Маслоу определял два вида любви у взрослых: дефицитарная, или Д -- любовь, и бытийная, или Б -- любовь. Д -- любовь основана на дефицитарной потребности -- это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважение, секс или общество кого--то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Например, отношения могут удовлетворять нашу потребность в утешении и защите -- будет ли это длительная связь, совместная жизнь или брак. Таким образом, это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б -- любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого--либо желания изменить или использовать его. Маслоу определял эту любовь как любовь «бытия» другого, несмотря на его несовершенства. Б-восприятие длится очень недолго. Это пик, вершина, ситуативное достижение. Похоже на то, что большую часть времени человеческие существа пользуются Д-восприятием.

Потребность в признании (самоуважении). Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.

Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, ощущения собственной неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими.

Потребности самоактуализации. Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, можно ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность от того, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Короче, самоактуализироваться -- значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка -- все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.

О базовых потребностях нельзя однозначно сказать, что они бессознательные или, наоборот, сознательные. Однако, как правило, у среднестатистического человека они все же имеют бессознательную природу. Потребности, которые называют базовыми, большинством людей либо совсем не осознаются, либо осознаются отчасти, хотя, разумеется, особо утонченные, особо чувствительные люди способны и к полному осознанию.

Иерархия этих пяти групп потребностей не означает конкретную зависимость -- возникновение потребности следующего уровня возможно только после стопроцентного удовлетворения нижележащей потребности.

На самом деле, чаще всего человек одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Представление об иерархии мотивов поведения будет более реалистичным, когда вводится понятие меры удовлетворенности потребностей. Низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. Если для наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85 %, потребность в безопасности удовлетворена на 70 %, потребность в любви -- на 50 %, потребность в самоуважении -- на 40 %, а потребность в самоактуализации -- на 10 %. Удовлетворение потребностей, расположенных на самом низком уровне (т.е. физиологических), делает возможным осознание потребностей вышележащего уровня.

Маслоу признавал возможность реализации более высших потребностей при неудовлетворении более низших. Относительный приоритет временно неудовлетворенных низших потребностей не обязательно должен прерывать и блокировать самоактуализацию. Чем выше человек поднимается в иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он демонстрирует.

Т.к. каждая высшая группа потребностей зависит от предварительного удовлетворения потребностей низшего уровня, природа человека представляет собой непрерывное удовлетворение внутренних потребностей, начиная с основных физиологических потребностей и вплоть до метапотребностей. Сам Маслоу в своей работе «Психология бытия» писал так: «Если мы определим развитие как совокупность различных процессов, приводящих личность к полной самоактуализации, это будет больше соответствовать тому очевидному факту, что оно продолжается на протяжении всей жизни.» В последние годы своей жизни в работе "Высшие устремления человеческой природы" Маслоу заявил о существовании потребностей, выходящих за рамки самореализации - трансцендентальных или трансперсональных потребностей. По мнению Маслоу, эти трансчеловеческие потребности сосредоточены вокруг космоса, религии и мистического царства бытия.

Маслоу был одним из первых, кто попытался разрабатывать психологию на новой основе - как психологию здорового человека, реализующего свои возможности. Как сказал сам Маслоу, «Фрейд дал нам психологию болезни, а мы теперь должны дополнить ее психологией здоровья. Возможно, эта психология здоровья позволит нам управлять нашей жизнью и становиться лучше. Возможно, этот подход будет более эффективным, чем стремление узнать, как “избавиться от болезни”» Или, как Маслоу говорит в другом месте: самоактуализировавшийся человек это не обычный человек, к которому что-то добавлено, а это обычный человек, у которого ничего не отнято.

Поделиться: